Предпосылки для овладения фонематическим слухом кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи – предпосылка успешного обучения грамоте

Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ученика предметом специального усвоения под руководством учителя.

Особую значимость в развитии звукового анализа имеет сформированность звукопроизношения. Развитие правильного звукопроизношения у ребёнка имеет свои закономерности, проходит ряд последовательных этапов. Рассмотрим их более подробно.

Звучащая речь рано входит в жизнь ребёнка. С момента рождения у него появляются голосовые реакции: крик и плач. Они далеки ещё от звуков речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.

Через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда с ним разговаривают. К концу первого месяца его можно успокоить колыбельной песенкой. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следит за ним глазами, реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.

При нормальном функционировании слухового восприятия к началу 3-го месяца появляется гуление, потом — лепет. В гулении преобладают гласные звуки, которые постепенно приближаются к стандартным фонемам. В период лепета (5-7 месяцев) появляются звуки, похожие на согласные, и нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласные звуки. Но лепетные звукосочетания еще не являются речью. Роль лепета исчерпывается подготовкой артикуляционного аппарата к необходимым дальнейшим речевым движениям.

Имеет значение сила и интонационная выразительность произносимых ребёнком звуков (крика, гуления, лепета). Крики однообразные, редкие, без интонационной выразительности должны иметь для взрослых диагностическое значение.

В период лепета и до года ребёнок постепенно овладевает произношением большинства звуков речи, артикуляция которых связана с актами сосания, жевания, глотания, затем появляются щелевые [ф] - [в], [с]- [з]. У многих детей к концу первого года жизни появляются раскатистый звук [р], сложные по артикуляции звуки (шипящие, [р] и [л]). В связи с этим не рекомендуется рано отрывать ребёнка от груди, и даже у искусственников (которых в наше время большинство) тренировать функцию сосания. В этих условиях создаются предпосылки для произнесения звуков.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, проявляет интерес к артикуляции окружающих, пытается им подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведёт к закреплению двигательного навыка путем подражания, ребёнок пытается произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба). Постепенно малыш перенимает элементы звучащей речи: тон, темп, интонацию.

Во втором полугодии он начинает понимать речь взрослых, хотя собственной речи еще нет, т.к. развитие речедвигательного анализатора отстает от речеслухового. В процессе каждодневной речевой практики к концу 1 года речедвигательный анализатор активно влияет на речеслуховой. В коре головного мозга образуются четкие слуховые, речедвигательные и кинестические ощущения и ребёнок начинает говорить.

В процессе развития словаря (с 1 года до 3-х лет) характерной особенностью является неустойчивость произношения большинства звуков в словах. Ребёнок, произносивший до года практически все звуки правильно, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки. Косноязычие сохраняется и в младших ipynnax детского сада. В этом возрасте обнаруживается дефект свистящих, шипящих, соноров [р] - [л], дефекты смягчения, озвончения и йотации. Причина в недостаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата, неправильном произношении взрослых.

К 5-6 годам нормально развивающиеся дети владеют правильным звукопроизношением, без искажения произносят слова разной слоговой сложности, соблюдая интонацию. Однако у некоторых дошкольников отмечаются замены или искажения трудно произносимых звуков, и они нуждаются в помощи логопеда.

В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т.е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения).

Ф онематический слух (фонематическое восприятие) в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. На стадии лепета (дофонематическая стадия) у ребёнка нет понимания речи и полное отсутствие дифференциации звуков. Затем он различает акустически далекие фонемы: гласные [а], согласные [м], [н], акустически близкие фонемы не дифференцируются. Примерно с 2-х лет дети различают слова-паронимы (рак - лак, машина - малина - Марина). При этом сохраняется неправильное, искаженное произношение слова. К 3-м годам формируется слуховой контроль за произношением.

К 4-5 годам у нормально развивающегося ребёнка заканчивается формирование фонематического слуха, т.е. большинство звуков произносятся правильно, точно их дифференцируют в словах (многосложных, со стечением согласных) произносятся без искажения с правильным ударением. В возрасте 5-6 лет дети готовы к звуковому анализу. Они могут относительно легко научиться делить слова на слоги и с помощью фишек обозначать звуковой состав слова сначала с помошью картинок, а затем ориентируясь только на правильное произношение слова.

Дети в течение какого-то времени не замечают изменчивости конца слов родного языка. В первых словах-сочетаниях ребёнок до определенного момента вычленяет только общий сигнал высказывания и не связывает слова с помощью флексий. Формальные средства языка (окончания, приставки) пока игнорируются. Период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями и их комбинациями друг с другом краток во времени (2-2,5 месяца).

Затем ребёнок начинает замечать технику связи слов в предложении. Появляются падежные окончания, суффиксы, уменьшительное и ласкательное у существительных, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет). С этого момента дети начинают правильно строить предложения из нескольких слов, соединяя их с помощью окончаний.

Характерной закономерностью нормального развития детской речи является тот факт, что усвоение предметов осуществляется после того, как дети усвоили связь слов с помощью флексий (окончаний). В норме период, в течение которого ребёнок пропускает предлоги, составляет всего 1,5-3 месяца и не всегда остается замеченным взрослыми. Раньше всего усваиваются предлоги, выражающие пространственное отношение. По мере развития речи значение предметов детализируется и к началу школьного обучения количество предлогов достигает 20-25.

Таким образом, усвоение фонетики (звукопроизношение) определяется состоянием речеслухового анализатора и артикуляционной сложностью звука. Чем сложнее артикуляция, тем позднее появляется звук в речи ребёнка.

Развитие фонематического слуха происходит параллельно с формированием произношения и обычно спонтанно к 4-5 годам ребенок овладевает умением четко произносить и различать все фонемы родного языка.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Прежде всего необходимо уточнить понятия о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.

Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения, считает А.Н. Гвоздев. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Замена и смешение звуков квалифицируются как фонологические или, что то же самое, фонематические дефекты. При нарушении речевого фонематического слуха и фонетического слуха у ребенка возникает нарушение звукопроизношения.

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замена звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например; вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л'], [й]; свистящие и шипящие заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются не сформированными свистящие и шипящие ([с], [с'], [ч], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы].

2. Замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может иногда маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это относится к фонематическим нарушениям.

В результате исследований и сопоставлений функций звуков, различных по своим физико-акустическим свойствам, установлено, что некоторые признаки звуков несут функцию различения слов.

Обеспечивая речевое общение, звуки речи приобретают социальную функцию. Ставя на первый план в звуковой стороне речи те качества, которые имеют социальную значимость, специалисты в области языкознания разработали учение о фонемах, задача которого - разрешение вопроса о том, что такое простейшие, основные единицы звуковой стороны речи. В результате изучения звуковой стороны речи выяснилось, что в физическом отношении звуки нашей речи многочисленны и необычайно разнообразны.

Были определены следующие аспекты изучения звуков: 1) физический, рассматривающий физические свойства звуков речи - состав входящих в них тонов и шумов; 2) физиологический, изучающий работу органов человеческого организма, участвующих в произношении звуков; 3) социальный, изучающий звуки речи по их значению для целей общения.

Фонемы определенного языка образует систему. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со всеми своими оттенками противопоставлена всем другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.

Способность фонем дифференцировать слова особенно наглядна при сравнении слов, которые различаются только одним звуком, например, слова [был] - [пыл] - [мыл] - [тыл] - [рыл] показывают, что звуки [б], [п], [м], [т], [р] являются в русском языке разными фонемами. Различение слов [кон] - [конь], [вес] - [весь], [пыл] - [пыль], [удар] - [ударь] свидетельствуют о том, что твердые фонемы [н], [с], [л], [р] в русском языке противопоставляются мягким фонемам [н], [с], [л], [р]. Те и другие являются разными фонемами, различение которых для говорящих обязательно, иначе многие слова окажутся неразличимыми в произношении, что будет затруднять понимание речи.

Естественный (сенсорно-перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове, 2) местоположение звуков в слове, 3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Таким образом: фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

У детей с нарушениями произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического слуха может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие: важнейший механизм развития произношения.

А.Р. Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманов рассматривают фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова.

М.Г. Генинг и Н.А. Герман видят в фонематическом восприятии способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие. Рассматривая фонематическое восприятие как способность, а не умение, исследователи тем самым отождествляют его с фонематическим слухом.

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.

Н.Х. Швачкин в своих исследованиях, посвященных изучению становления фонематического слуха у детей, выявил определенные закономерности в развитии фонематического слуха у детей и определил двенадцать генетических рядов формирования фонематического развития ребенка.

Двенадцать фонематических (генетических) рядов:

1-й - различение гласных;

2-й - различение наличия согласных;

3-й - различение сонорных и артикулируемых шумных;

4-й - различение твердых и мягких согласных;

5-й - различение сонорных согласных;

6-й - различение сонорных и неартикулируемых шумных;

7-й - различение губных и язычных;

9-й - различение передне- и заднеязычных;

10-й - различение глухих и звонких;

11-й - различение шипящих и свистящих;

12-й - различение плавных и среднеязычного [j] .

Фонематический слух развивается в связи с развитием семантики речи ребенка.

Приводим описание последовательности фонематического развития речи ребенка, обобщенно представленные в таблице

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Читайте также: