Виды вопросов местного значения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопросы местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Их решение должно соответствовать управленческим и материально-финансовым возможностям муниципального образования.

К вопросам местного значения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) формирование архивных фондов поселения;

17) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

18) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

19) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

20) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

22) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

23) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

24) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

25) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

26) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

27) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

28) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

29) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

30) осуществление муниципального лесного контроля и надзора;

31) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Предметы ведения местного самоуправления – это круг вопросов (определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований), решение по которым принимается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сфера реализации местного самоуправления определяется в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ через понятие "вопросы местного значения", содержание которого отчасти раскрывается в ч. 1 ст. 132: это вопросы муниципальной собственности, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иные вопросы местного значения.Кроме этого, ч.2 ст.132 Конституции закрепляет, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Статья 1 Федерального закона 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержала два критерия классификации вопросов местного значения:

- материальный (вопросы должны были касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования);

- формально-юридический (они должны быть отнесены к вопросам местного значения уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов РФ).

Закон (ст. 6) содержал перечень соответствующих вопросов из 30 позиций, который не являлся исчерпывающим.

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также исходит из сочетания материального и формального критериев при определении вопросов местного значения. Согласно ст. 2 вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как видно, в Законе 2003 года отсутствует указание на устав муниципального образования и на законы субъектов РФ. Таким образом, субъекты РФ лишились права относить своими законами к вопросам местного значения иные вопросы (не вошедшие в федеральный перечень, в отличие от Закона 1995 года), а муниципальные образования – лишились права принимать к своему рассмотрению данные вопросы, основываясь на законах субъектов РФ.

В уставах муниципальных образований согласно Закону 2003 года должен содержаться перечень вопросов местного значения (ст.44), однако он не должен отличаться от того, что устанавливают Конституция РФ и Федеральный закон №131 – ФЗ.

Вопросы местного значения - это те вопросы, которые в обязательном порядке должны реализовываться органами местного самоуправления соответствующего типа муниципального образования, т.е., по сути, решение вопросов местного значения есть обязанность местной власти, а не только право.

Федеральный закон 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ввел перечень, состоящий из 26 вопросов местного значения, указав, что муниципальные образования вправе решать иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ. Закон 1995 г. не конкретизировал вопросы местного значения в зависимости от типа муниципального образования. Он предполагал существование различных муниципальных образований как равных муниципальных единиц. Поэтому вопросы местного значения, установленные Законом 1995 г., в равной степени распространялись на все виды муниципальных образований, закрепленные в нем. В то же время субъекты Российской Федерации согласно п. 3 ст. 6 Закона могли разграничить вопросы местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований, действующих на одной территории.

Предусмотренное в Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование двухтиповой модели местного самоуправления "поселение - муниципальный район" предопределило формулирование вопросов местного значения в зависимости от типа (вида, уровня) муниципального образования. Поэтому Закон 2003 г. в (ст. 14, 15 и 16) выделил вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.




Федеральный закон №131 – ФЗ закрепляет следующие вопросы местного значения:

1) вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

2) вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (например, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, культуры, здравоохранения, отдыха, спорта, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка, опеки, попечительства и т.д.)

Вопросы местного значения сельских и городских поселений

В ст. 14 Федерального закона 2003 г. закреплены единые вопросы местного значения для сельского и городского поселения как видов муниципальных образований.

Так, к вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

16) формирование архивных фондов поселения;

17) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

18) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

19) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;

20) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

22) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

23) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

25) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

26) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

27) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

29) осуществление муниципального лесного контроля;

30) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

31) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

32) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

33) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

34) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

35) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

36) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

Ряд вопросов местного значения, которые имеют ключевой, неотъемлемый характер, распространяются на все МО. Есть вопросы, отличающиеся в разных муниципальных образованиях.

Вопросы мест значения могут быть объединены в несколько основных групп:

1) финансово-экономические (формирование и исполнение бюджета, установление налогов и сборов, управление и распоряжение муниц собственностью)

2) хозяйственные (организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения, организация снабжения населения топливом, муниц дорожное строительство, благоустройство, утилизация и переработка отходов, организация транспортного обслуживания населения)

3) социальные (организация представления доступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; организация оказания скорой медицинской помощи; стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями)

4) охраны общественного порядка.

Существует факультативный порядок наделения МО компетенцией для решения вопросов местного значения. Органы МС вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции других МО, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами. Вопросы местного значения такой группы решаются муниципальной властью только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов (например, создание музеев поселения; совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству).




Ряд вопросов местного значения, которые имеют ключевой, неотъемлемый характер, распространяются на все МО. Есть вопросы, отличающиеся в разных муниципальных образованиях.

Вопросы мест значения могут быть объединены в несколько основных групп:

1) финансово-экономические (формирование и исполнение бюджета, установление налогов и сборов, управление и распоряжение муниц собственностью)

2) хозяйственные (организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения, организация снабжения населения топливом, муниц дорожное строительство, благоустройство, утилизация и переработка отходов, организация транспортного обслуживания населения)

3) социальные (организация представления доступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; организация оказания скорой медицинской помощи; стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями)

4) охраны общественного порядка.

Существует факультативный порядок наделения МО компетенцией для решения вопросов местного значения. Органы МС вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции других МО, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами. Вопросы местного значения такой группы решаются муниципальной властью только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов (например, создание музеев поселения; совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству).

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

7.1) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 454-ФЗ)

П. 8 ч. 1 ст. 15 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (ст. 83 данного документа).

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 14 ч. 1 ст. 15 см. Постановление КС РФ от 26.04.2016 N 13-П.

14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

(см. текст в предыдущей редакции)

19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

(п. 19.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

(п. 19.2 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

19.3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района;

(п. 19.3 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

(п. 23 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

(п. 24 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);

(п. 25 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

(п. 26 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

(п. 27 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

(п. 28 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

29) осуществление муниципального лесного контроля;

(п. 29 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

30) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

31) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

32) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района в соответствии с федеральным законом;

(п. 32 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 492-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района;

(п. 33 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

34) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

(п. 34 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ)

35) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района;

(п. 35 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 234-ФЗ)

36) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

(п. 36 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

5. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16).

№ 131-ФЗ выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения в качестве таковых:

1. материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования );

2. формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

Можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1. в области управления муниципальной собственностью;

2. в области бюджетно-финансовой деятельности;

3. в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;

4. в области социальной защиты населения;

5. в области образования и культуры;

6. в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

7. в области охраны окружающей среды и природопользования;

8. в области жилищного строительства;

9. в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

10. в области коммунального и бытового обслуживания населения;

11. в области погребения и похоронного дела.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Классификация вопросов местного значения:

Вопросы местного значения поселения (формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета)

Вопросы местного значения муниципального района (создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района)

Вопросы местного значения городского округа (обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа)

Вопросы местного значения городского округа (обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства)

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).

полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16).

№ 131-ФЗ выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения в качестве таковых:

1. материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования );

2. формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

Можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1. в области управления муниципальной собственностью;

2. в области бюджетно-финансовой деятельности;

3. в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;

4. в области социальной защиты населения;

5. в области образования и культуры;

6. в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

7. в области охраны окружающей среды и природопользования;

8. в области жилищного строительства;

9. в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

10. в области коммунального и бытового обслуживания населения;

11. в области погребения и похоронного дела.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Классификация вопросов местного значения:

Вопросы местного значения поселения (формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета)

Вопросы местного значения муниципального района (создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района)

Вопросы местного значения городского округа (обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа)

Вопросы местного значения городского округа (обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства)

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).

полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: