Виды внедрения ис кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первым, самым важным шагом, предшествующим внедрению новой стра­тегии, должен быть анализ системы менеджмента компании, ее резервов, дефектов и их устранение до начала процесса внедрения стратегии. Для это­го следует провести управленческую диагностику фирмы, определить силь­ные и слабые стороны системы управления.

Процесс внедрения стратегии организации включает ряд этапов: Подготовительный этап:

• Анализ существующей системы менеджмента компании, определе­ние ее соответствия внедряемой стратегии. Разработка мер по устранению выявленных дефектов.

• Решение проблемы мотивации менеджеров и специалистов, внедряю­щих стратегию.

• Разработка системы управления внедрением стратегии.

• Разработка системы стратегического контроля.

• Подбор управленческого персонала и принятие решений о расстанов­ке менеджеров, связанных с внедрением стратегии.

• Формирование рабочих групп и команд по решению проблем внедре­ния стратегии.

• Изменение организационной структуры и приведение ее в соответ­ствие с новой стратегией.

• Подготовка персонала к внедрению стратегии, определение необ­ходимых изменений в организационной культуре, прежде всего, обуче­ние и повышение квалификации персонала для работы в изменившихся условиях, развитие обучения и самообучения, трансфера (распростра­нения и передачи знаний), применение новых систем мотивации и сти­мулирования.

• Разработка плана внедрения (этапы внедрения, результаты) и форми­рование временных графиков внедрения стратегии, распределение функций власти и ответственности между конкретными менеджерами, участвующи­ми во внедрении стратегий.

Внедрение стратегии:

• Проведение рабочих совещаний групп и команд по внедрению стра­тегии.

• Установление прямых коммуникаций и взаимодействия между работника­ми, внедряющими стратегию, в том числе по каналам телекоммуникаций.

• Финансирование внедрения стратегии, рабочих групп и команд.

• Контроль результатов внедрения стратегии.

• Определение экономической эффективности и результатов стратегии. Сравнение их с планом.

• Сравнение достигнутых результатов с результатами главных конку­рентов.

• Проведение совещаний руководства компании и руководителей рабо­чих групп и команд.

• Разработка стратегических установок по внедрению стратегии и рас­пространение ее в компании.

• Анализ текущих результатов внедрения стратегии и их сопоставление с планами, определение причин отклонений и принятие решений о про­должении работ, коррекции или прекращении.

Этап завершения реализации основных этапов стратегии:

• Оценка общих результатов внедрения стратегии в плановых периодах (месяцы, кварталы, годы).

• Определение причин отклонений и принятие корректирующих ре­шений.

• Анализ перспектив развития стратегических процессов.

Для быстрого и эффективного внедрения стратегии необходимы:

— развитие стратегического мышления менеджеров организации;

— разработка и применение систем управления внедрением стратегии стратегического контроля;

— создание прогрессивной, инновационной культуры организации;

— расширение и интеграция функций менеджеров в единый комплекс;

— реорганизация структуры управления на основе применения сетевых и проектных структур.

Управление в процессе реализации стратегии проблем значительно уп­рощается, если используются механизмы политик, процедур и правил.

Политика определяет общие ориентиры действий. Процедуры указыва­ют обязательную последовательность действий при возникновении проблем. Правила определяют обязательные действия менеджеров в условиях стан­дартных и часто возникающих ситуаций.

Среди процессных, непрерывно повторяющихся действий менеджеров, следует выделить виды деятельности, существенно влияющие на внедрение стратегии:

— применение систем мотивации и стимулирования успешной разра­ботки и реализации стратегии;

— планирование и прогнозирование результатов стратегии на основе количественно измеримых показателей;

— обеспечение научной организации труда менеджеров и рабочих групп; —переход к экономичной и гибкой структуре управления фирмой, име­ющей минимум уровней управления;

— координация и контроль стратегических задач, закрепление за ними не подразделений, а конкретных менеджеров;

— организация внедрения стратегии на основе сети рабочих групп и команд;

— рост квалификации и мотивация развития личностей работников, непрерывное обучение и самообучение;

— развитие организационной культуры и создание благоприятных усло­вий труда в организации.

Эффективность внедрения стратегии сильно зависит от управленческо­го контроля, который должен действовать на всех стадиях процесса внедре­ния стратегии и охватывать все звенья организации.

Применяются следующие виды контроля:

административный контроль выполнения управленческих решений и регламентов, соблюдения правовых норм и законодательства, расстановки кадров, выполнения планов и заданий, взаимодействия организации с ок­ружающей средой (экологический контроль, соблюдения прав потребите­лей, этическое поведение по отношению к конкурентам);

финансовый контроль—учет и анализ расходования финансовых ресурсов, обеспечение финансовых потребностей организации. В современных систе­мах управления нередко принципы финансового аудита распространяются на сферу маркетинга, контроля качества, процессы производства;

бюджетный контроль, включающий разработку системы бюджетов под­разделений организации и их объединение в главный бюджет организации. Главное назначение этого контроля — связь финансовых ресурсов с результатами производства. В российской практике бюджетный менеджмент час­то вообще отсутствует;

контроль эффективности систем стимулирования и мотивации, оцени­вающий степень заинтересованности работников и менеджеров в решении задач организации;

маркетинговый контроль, обеспечивающий руководство информацией об изменениях спроса на рынке, предпочтений клиентуры, реакции рынка на поведение организации;

контроль качества, включая оценку уровня качества, соблюдение стан­дартов качества, причин отклонений от них.

Для подготовки системы менеджмента к внедрению стратегии нужно обеспечить:

— расширение функций менеджеров с учетом новых видов функций — интегральных (объединяющих ряд базовых функций) и объектно-ориенти­рованных (специализированных функций, направленных на конкретный объект, например, маркетинговый менеджмент);

— обеспечение взаимодействия всех основных функций в процессе уп­равления и интеграция всех функций управления в единый процесс;

— перенос центра тяжести в принятии и реализации управленческих решений от формальных административных структур к сети команд менед­жеров и специалистов и изменение приоритетов.

Профессиональные функции современного менеджера целесообразно разделить на следующие виды [37]:

— базовые функции общего менеджмента, универсальные для всех менед­жеров и всех видов деятельности, независимо от подразделения, в котором менеджеры работают, образующие каркас содержания труда каждого менед­жера. К ним относятся планирование, организация, контроль, координа­ции и активизация персонала. Эти функции дополняются функциями, вхо­дящими в две другие группы;

— интегральные функции менеджмента. Эти функции образуют об­щую платформу для всех других функций, тесно связаны со всеми други­ми функциями и друг с другом (рис. 7.1).Их особенность в обобщенном характере и влиянии на все функции и все виды действий менеджеров. Они включают функции дебюрократизации, руководства на основе ли­дерства, непрерывные инновации, развитие самоуправления, новой куль­туры менеджмента, непрерывное обучение и формирование интеллекту­ального потенциала. На основе этих функций менеджерами производится разработка концепций управления своими подразделениями и работни­ками, развитие нестандартного мышления и быстрой реакции на изме­нения. Создание позитивной культуры менеджмента основывается на развитии взаимного доверия, уважения, открытости, честности, добро­желательности и справедливости;

— специальные (объектно-ориентированные) функции менеджмента. Эти функции как самостоятельные возникли сравнительно недавно в связи с углублением и расширением специализации управленческого труда. Рост конкуренции, появление новых видов деятельности, рост сложности техно­логий и создаваемых продуктов, обладающих различными потребительны­ми качествами, вызвали необходимость перехода от общего руководства спе­циализированными процессами к ориентации на конкретные объекты управления, например на маркетинг, новые продукты, инвестиции. Так, место системы маркетинга все больше занимает маркетинговый менедж­мент, содержащий систему маркетинга, средства и методы управления этой системой.

Чем выше конкурентоспособность компании, тем полнее набор функ­ций менеджмента. Во многих современных организациях они реализуются частично. Их развитие сдерживается внутренней бюрократией, в условиях которой отсутствуют стимулы эффективной работы, практикуется конфор­мизм или соглашательство с любыми указаниями руководства, безразличие и беспринципность, отказ от инициативных инноваций, стремление избе­жать риска.

Нет ничего труднее, опаснее и неопределённее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по новому.
Н. Макиавелли

И вот интересная и насыщенная творчеством, прожектерством, креативом и созиданием часть в проекте подходит к концу. Начинаются суровые будни защиты своего решения в реальной атмосфере конкретного предприятия, и что не мало важно, все также в рамках действующего законодательства.

Для начала реализованный продукт необходимо развернуть на оборудовании, уготовленном для организации его опытной эксплуатации.

1. Развертывание системы на площадке опытной эксплуатации

В соответствии с спроектированной технологической архитектурой, отраженной в документации, закупается серверное, коммуникационное и прочее оборудование, а также системное ПО. Компоненты информационной системы монтируются в единый программно-аппаратный комплекс, на площадках, на которых планируется его промышленное использование.

Ввиду того, что в крупных проектах, задействовано большое количество оборудования на котором ПО разбросано по нодам, узлам и даже облакам, то этот процесс необходимо сопровождать полномасштабным документированием. Например, в техдокументацию включаются таблицы с адресами серверов, рабочих мест, способов доступа и т.п. Для визуального представления используются диаграммы компонентов, дающие понимание расположения узлов сети, распределения компонентов их взаимодействия и т.п. А ведь еще должны быть определены мероприятия, регламентирующие всевозможные изменения в инфраструктуре, позволяющие устранить последствия отказов различных элементов системы.



Рисунок 19. – Пример технического описания этапа внедрения

Это все чрезвычайно важно, поскольку следующим этапом на этих эксплуатационных площадках начнет толкаться множество специалистов команды внедрения и поддержки, и они не должны каждый раз выуживать необходимую для работы информацию из разных, пускай даже информированных источников. А потому, документация должна поддерживаться в актуальном состоянии и меняться одновременно с изменениями в настройках системы, изменениями архитектурного решения и т.п.

Между тем 90% времени уже пролетело…


2. Обучение персонала заказчика работе с информационной системой

Как уже неоднократно упоминалось, в больших проектах особое внимание уделяется качеству документации, включая и инструкции пользователей системы. Чаще всего инструкции пользователей делятся на сегменты по видам деятельности, специализации и т.п. Это позволяет акцентировать внимание в документе на важные моменты и не грузить пользователей ненужной для них информацией.

Поскольку в обучении может быть задействовано значительное количество различных сотрудников заказчика, которые в свою очередь, для обеспечения непрерывности деловых процессов не могут обучаться в одно и то же время, которые должны обучаться различным функциональным обязанностям и по прочим уважительным причинам, необходимо тщательно планировать процесс подготовки персонала. Также полезно разбивать обучающихся на группы по категориям, требующим использование различных подходов и глубины обучения, исходя из уровня их первоначальной подготовленности. В итоге, составленный план-график обучения должен быть согласован со всеми заинтересованными лицами, и утвержден руководством заказчика, как обязательный к исполнению.


А мы на этапе проектирования предупреждали, что обучение персонала заказчика не только очень ответственная задача, но еще и очень трудоемкая…

3. Выявление недостатков и дефектов информационной системы

Отдельная тема — интеграционные решения, в которых может происходить сбои в цепочке, использующей различные компоненты, разработанные двумя, тремя и больше командами. Найти виноватых в этой ситуации крайне сложно, поскольку дефекты чаще всего возникают на стыке интеграционных элементов, из-за выявленных в ходе внедрения несоответствий. И тут важно не искать виновных для наказания, а быстро и конструктивно договориться о совместных уступках разработчиков стыкуемых компонентов, и эффективно решить проблему.

Учитывая все вышеперечисленное, этап опытной эксплуатации, чаще всего, насыщен эмоциональными всплесками и взаимными претензиями, как между командами разработчиков, так и с заказчиками. В этом случае очень важна роль архитекторов и системных аналитиков, которые должны оперативно локализовать проблему, предложить ее решение и согласовать его со всеми заинтересованными лицами. Для выполнения подобных работ требуется помимо основных профессиональных навыков, еще и обладание талантом переговорщика, и знанием основ менеджмента.

А тем временем мы достигли дна, отведенного для проекта времени…


4. Согласование изменений в процессе внедрения информационной системы

Если работа некоторых функциональных модулей информационной системы критически не соответствует потребностям и ожиданиям заказчика, и найдены решения по преодолению этих проблем, то необходимо их зафиксировать и согласовать с заказчиком.

Этап согласования нового решения очень важен, как минимум по двум причинам.

Во-первых, если объем реализации изменений превысит суммы, заложенные на подобные риски в плане проекта, то необходимо либо заключать дополнительные соглашения, либо команда исполнителей будет работать в убыток. Зачастую исполнителей призывают по-быстрому сделать изменения, а мол учтем их и рассчитаемся за работы по ним потом, одним пакетом. Но по факту же такие случаи, обычно приводят, к тому, что заказчик опосля напрочь забывает свои обещания, а выполненные работы объявляет — исправлением исполнителями своих собственных ошибок.

Во-вторых, любые изменения одних компонентов системы могут повлечь за собой неизбежное изменение взаимозависимых компонентов, что требует тщательного анализа и, возможно, перепроектирования целой цепочки подсистем. В противном случае неизбежно возникновение дефектов в работе системы в целом. Проявляться это может например, в отказе работы модуля смежной команды исполнителей, и заказчик уже их объявляет халтурщиками и бракоделами. Правда конечно всплывет, но осадчик останется.

Поскольку время просрочено, необходимо договариваться с заказчиком, и убеждать его, что он в проекте тоже был не подарок, и часть вины лежит именно на нем.

5. Доработка информационной системы по итогам опытной эксплуатации

Если в ходе опытной эксплуатации принимаются и согласуются решения о внесении изменений в разработанный программно-аппаратный комплекс, то на основании их выставляются задачи исполнителям по их реализации. Процесс, описанный в разделе Часть 3. Реализация проектного решения повторяется. Но…

Собственно говоря, наступил момент, когда актуальны следующие условия:

  1. Заказчик уже начал реально работать с системой, у него для этого выделено время, и он теперь наглядно представляет, что же ему действительно необходимо. Соответственно он готов плотно работать с командой исполнителей и у него есть в этом критическая необходимость;
  2. Документация большей частью уже готова и ее изменение и дополнение может вестись уже не так оперативно, а оформляться постфактум по результатам успешной реализации.
  3. Доработки большей частью происходят в отдельных модулях, подсистемах, контурах, у которых есть конкретная команда исполнителей, отвечающая за сегмент. Поэтому общение пользователей с разработчиками уже локализовано, легко установить качественную обратную связь;
  4. Доработки и исправления необходимо выполнять очень оперативно, небольшими очередями с передачей результата заказчику, который в них кровно заинтересован;



Рисунок 20. – Этап внедрения информационной системы

6. Передача информационной системы в промышленную эксплуатацию

Когда в ходе опытной эксплуатации решены все спорные вопросы и недоразумения по поводу того как должна функционировать внедренная система, и насколько она соответствует договору на ее разработку, стороны подписывают акты о выполнении контракта. Заказчик осуществляет полный расчет за выполненные работы. Договор на разработку и внедрение информационной системы может считаться выполненным.

Внедрение переходит в фазу промышленной эксплуатации. Эти взаимоотношения чаще всего юридически регулируются уже отдельным договором или дополнительным соглашением на сопровождение промышленной эксплуатацией системы. В рамках этого контракта могут происходить профилактические работы по диагностике работы компонентов системы, их взаимодействия, устранение мелких сбоев и т.п.

7. Резюме раздела

Этап внедрения информационной системы, являет собой момент истины всего процесса ее производства и ознаменует старт самого тяжелого периода для всех участников проекта. Он может включать в себя следующие активности:

  1. Развертывание системы на площадке промышленной эксплуатации, включая поставку оборудования, установку системного ПО, установку актуального релиза внедряемой системы и т.п.;
  2. Обучение пользователей работе с системой, включая администраторов, специалистов по обслуживанию оборудования и т.п.
  3. Выявление и устранение недостатков и дефектов, выявленных в ходе опытной эксплуатации.
  4. Согласование изменений в работе системы и приведение ее к соответствию контрактным обязательствам;
  5. Подписание документов о выполнении договорных обязательств. Произведение полного расчета за выполненные работы;
  6. Ввод системы в промышленную эксплуатацию;

Анна Викулина

Поможем подготовиться к автоматизации, просто выберите бесплатную услугу!

Любой владелец компании задумывается над тем, максимально ли эффективно работает его предприятие. Однозначный ответ на этот вопрос можно дать, проанализировав множество показателей. Получать эти данные вручную затруднительно и слишком дорого. Современная информационная система в состоянии за несколько минут сформировать любой показатель по заранее определенному алгоритму расчета.

Именно эффективность технологий и подталкивает руководителей принять решение о внедрении 1С на предприятии. Но перед тем как закупать лицензии и нанимать известную компанию-интегратора для внедрения, необходимо получить основные понятия об этом процессе, чтобы контролировать ход внедрения на собственном предприятии.

С чего начинать внедрение информационной системы?

После сформировавшейся мысли о том, что компании необходимо внедрение информационной системы управления предприятием, нужно определиться, кто этим будет заниматься. Существует несколько подходов к запуску проектов такого рода на предприятии:

  • Заключение контракта с крупной компанией, внедряющей ИС. К преимуществам можно отнести опыт компании-аутсорсера и отдельных ее специалистов, а также наличие собственных проектных наработок. К недостаткам относят стоимость работ, возможную текучку кадров и возможность того, что за громким именем могут стоять не самые лучшие специалисты;
  • Приглашение небольшой, региональной IT-компании. Однозначным плюсом является высокая вероятность того, что внедрение автоматизированной информационной системы станет приоритетным проектом для нее. Если проект предстоит крупный, а значит долгий, стоит опасаться внезапных смен руководства, специалистов и приоритетов небольших фирм-внедренцев;
  • Внедрение силами собственного IT-отдела. В этом варианте привлекает отсутствие дополнительных трат, постоянная связь со специалистами и возможность лично управлять проектом. Однако тут кроется и большая опасность – специалисты IT-отдела, зачастую зависящие от пользователей и руководства, полностью ориентируются их решения, в том числе не всегда правильные;
  • Приглашение эксперта. Отличный способ сэкономить и получить специалиста в нужной области. К недостаткам можно отнести необходимость высокой организованности всех сотрудников компании, зависимость успеха от одного человека и формальную ответственность за проект.

Рис.1 Начало внедрения

Рис.1 Начало внедрения


Практика показывает, что управление внедрением информационных систем лучше доверить опытным специалистам. Именно поэтому, какой бы вариант команды внедрения вы не выбрали, обязательно проверяйте опыт – и не только количественный, но и качественный. Проверяйте отзывы о работе IT-компаний и экспертов, следите за квалификацией собственных специалистов.

Такой важный момент, как стратегический план внедрения и выбор типа взаимоотношений с внедренцами информационной системы, важен, но не является единственным критерием. Эффективность внедрения информационной системы на предприятии зависит от нескольких факторов и готовности персонала учитывать их в работе. Специалисты выделяют несколько основных правил, игнорирование которых с большой вероятностью приведет к печальным последствиям:

  • Осознание необходимости внедрять современные технологические инструменты и готовность к внедрению всех сотрудников;
  • Изучение основ построения системы;
  • Грамотный выбор подходящей системообразующей программы и команды, отвечающей за ее внедрение;
  • Выделение квалифицированных кадров для контроля проекта со стороны заказчика;
  • Последовательная и четкая организация проекта;
  • Желание меняться к лучшему.

Сложно определить какие-либо временные рамки запуска корпоративной информационной системы. Многое будет зависеть от того, существовала ли раньше разработка информационных систем предприятия или придется начинать с нуля. Следует приготовиться к тому, что внедрение займет достаточно много времени и существенно изменит некоторые бизнес-процессы в компании. Технология внедрения информационных систем может существенно отличаться у разных специалистов, но определенные этапы выделяются практически в каждом успешном проекте.

Рис.2 Технология внедрения информационных систем

Рис.2 Технология внедрения информационных систем

Этапы внедрения информационной системы

Успешные внедрения информационных систем включают в себя достаточно много важных и полезных для предприятия этапов. Помимо непосредственно начала работы в ИС, они помогают компании упорядочить ключевые бизнес-процессы и выявить проблемные места. Чем крупнее компания, тем больше принято сотрудников, чьи функции и квалификация вызывают вопросы. Грамотное внедрение информационной системы выявит их.

  1. В первую очередь необходимо определить цель внедрения. Многие руководители высшего звена поверхностно относятся к этому этапу, но на самом деле он задает направление всему внедрению ИС;
  2. Обследование бизнес-процессов компании. В этот этап входят интервью с менеджментом, рядовыми сотрудниками, составление схем по каждому процессу. На выходе получается уточнение целей внедрения и возможность предварительно оценить объем работ и стоимость;
  3. Составление проекта, технического задания и регламента. В этих документах должны быть описаны все бизнес-процессы, участвующие во внедрении ИС. Старайтесь составлять проект внедрения максимально подробно, с указанием необходимых данных, их структуры, алгоритмов действий, рабочих мест;
  4. Подготовка специалистов. Сотрудники компании при начале внедрения должны знать, что от них требуется, чтобы не задерживать выполнение работы. Также администраторы и разработчики компании должны начать разбираться в информационной системе. То есть сотрудники расширяют свои знания на благо компании;
  5. Настройка информационной системы в соответствии со спецификой предприятия. В этот этап включается:
    • Разграничение прав на функционал системы для сотрудников;
    • Начальное заполнение данных;
    • Настройка алгоритмов расчетов, создание необходимых отчетов.
  6. Тестирование информационной системы. На этом этапе могут обнаружиться проблемы внедрения в разрезе алгоритмов или необходимость в новых отчетах;
  7. Опытная эксплуатация с реальными данными. Чаще всего на этом этапе многие сотрудники компании выполняют больше работы. Им приходится не только работать, как раньше, но и отражать свои действия в информационной системе. Требуется максимальная дисциплина и сосредоточение усилий всех участников внедрения. Конечным результатом должно стать совпадение данных информационной системы с реальным положением дел;
  8. Промышленная эксплуатация. На этом этапе осуществляется переход сотрудников на полноценную работу в информационной системе. Должна быть организована техническая поддержка пользователей;
  9. Завершение проекта. Основным результатом этапа являются подписанные должностные инструкции, разграничение обязанностей подразделений и их взаимодействия. Корпоративная информационная система запущена на предприятии.

Рис.3 Этапы внедрения информационной системы

Рис.3 Этапы внедрения информационной системы

Только согласованные усилия сотрудников компании на всех уровнях гарантируют продолжительную успешную работу информационной системы на предприятии.

Внедрение информационной системы — это процессы слияния программного продукта с финансовой и управленческой работой организации, которые требуют от исполнителей, занятых в проекте, наличия специализированных знаний, определённого опыта и требуемого подхода к осуществлению проекта.

Введение

Фактически во всех современных организациях можно заметить тесное слияние информационных технологий с процессами бизнеса, сопряжёнными с главным направление работы организации. По этой причине внедрение или модификация информационной системы превращается в серьёзное преобразование, которое часто затрагивает самые разные области функционирования организации. То есть, часто оно может стать сложным и довольно болезненным процессом. Но невзирая на эти аспекты, проблемы, появляющиеся при внедрении системы, сегодня хорошо известны, и на текущий момент сформированы эффективные способы их разрешения, соединённые в выработанных стандартах и методиках.

Внедрение информационной системы

Внедрение информационной системы является не только установкой программного обеспечения, а также комплексом непростых мер по реинжинирингу процессов бизнеса организации и модификации устанавливаемых программных продуктов, а также обучению работников организации работе с системой.

Информационная система является сложным комплексом разнообразных компонентов, взаимодействующих между собой и создающих требуемые пользователям свойства системы. Информационную систему необходимо воспринимать как общую инфраструктуру организации, используемую в процессе управления информационными потоками, потоками документации, которая включает в себя:

  1. Технологические компоненты, которые обеспечивают работу системы.
  2. Информационную модель конкретной сферы.
  3. Кадровые ресурсы, которые отвечают за выработку и модификацию информационной модели.
  4. Программное обеспечение.
  5. Кадровые ресурсы, которые отвечают за реализацию конфигурации программного комплекса.
  6. Аппаратное и техническое обеспечение.
  7. Эксплуатационные и технические кадровые ресурсы.
  8. Компоненты управления, которые обеспечивают организационные моменты эксплуатации системы.
  9. Регламентация развития информационной модели и правила её корректировки.
  10. Регламентация технической и потребительской поддержки программного комплекса.
  11. Регламентация корректировок программного комплекса и состава входящих в него модулей.
  12. Регламентация применения программного комплекса и инструкции пользователя.
  13. Регламентация обучения и сертификации потребителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачей внедрения информационных систем является адаптация и пуск в промышленную эксплуатацию всех вышеназванных компонентов. Эта задача считается очень сложной, что подтверждается и статистикой успешного внедрения информационных систем. Согласно итогам исследований компании StandishGroup, лишь двадцать шесть процентов от внедряемых проектов были завершены в установленные сроки, уложились в заданный бюджет и осуществили реализацию всех требуемых функций.

Источниками проблем при внедрении информационных систем являются самые разные моменты конкретных проектов, а также работы организации в целом. К таким аспектам могут быть отнесены:

  1. В организации не поставлен менеджмент.
  2. Присутствие необходимости в отдельной или повсеместной реорганизации архитектуры организации.
  3. Наличие необходимости в коррекции технологии бизнеса в самых разных направлениях.
  4. Негласное неприятие работниками организации внедрения системы.
  5. Возрастание нагрузок на работников организации в период внедрения системы.
  6. Наличие необходимости в создании высококвалифицированного коллектива, который занимается внедрением и сопровождением системы, а также поиск специалиста, достойного руководить этим коллективом.

Помимо этого, при внедрении системы присутствует необходимость в выработке единой стратегии организации в плане информационных технологий, позволяющей оптимально соединять развитие программного и аппаратного обеспечения системы вместе с перечнем необходимых работ по развитию уже имеющейся инфраструктуры информационных технологий в организации.

Существенная часть проблем, возникающих при внедрении информационной системы, связана с набором типичных ошибок, известных всем, но всё равно повторяющихся:

Но при этом, существующий опыт внедрения информационных систем говорит о присутствии определённой группы успешных факторов таких проектов, и, следовательно, имеется возможность реализации технологий успешного управления процессом внедрения информационных систем при учёте этих факторов.

Рациональные методы организации внедрения информационных систем описаны в различных стандартах (как международных, так и государственных, и корпоративных), именуемых методологиями внедрения.

Методологии внедрения информационных систем, как правило, формируются передовыми проектировщиками информационных систем при учёте особенностей их программных приложений, а также области их внедрения.


Цель и задачи

Цель данной работы заключается в рассмотрении базовых этапов внедрения корпоративных информационных систем для обеспечения более качественного процесса имплементации. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • обзор литературы, посвященной внедрению КИС;
  • рассмотрение базовых этапов имплементации КИС;
  • анализ проектных документов и их зависимостей от этапов.

1. Обзор подходов внедрения корпоративных информационных систем

Корпоративная информационная система представляется совокупностью информационных систем (далее - ИС), определяющих заданную предметную область. Существует несколько подходов внедрения ИС, применимых так же для имплементации КИС (рис.1). Начнем обзор с подхода, декларированного государством. Речь идет об отраслевых стандартах, в частности, ГОСТ Р 54869-2011 [1], а так же международном стандарте ISO 21500 [2]. Документы содержат описание этапов управления проектами от процесса инициализации до завершения вне зависимости от вида реализуемой системы. Поэтому возможно использование указанных стандартов для реализации технических, информационных и корпоративных систем. Свод профессиональных знаний по управлению проектами, представленный ANSI PMI PMBoK [3], регламентирует процессы планирования, исполнения, проверки и воздействия от этапа инициирования до завершения проекта. Аналогично ГОСТ Р 54869-2011 и ISO 21500 допускается его применение для управления внедрением различных видов систем.

Основные подходы внедрения КИС

Рис. 1. Основные подходы внедрения КИС

Методологии Accelerated SAP (далее - ASAP) [4], Accenture Delivery Methods (далее - ADM) [5], а также Microsoft Dynamics Sure Step (далее - MDSS) [6] используются компаниями SAP, Accenture и Microsoft соответственно при внедрении пакетированных КИС решений. Подходы ориентированы исключительно на реализацию проектов имплементации КИС. В рассмотренных выше подходах используется преимущественно каскадная схема внедрения КИС [7]. Данная схема характеризуется строгой временной зависимостью выполнения этапов проекта. Работы на заданном этапе могут выполняться только в том случае, если реализованы все активности предыдущей фазы проекта. Наименование этапов разнится от подхода к подходу, однако, содержание работ неизменно. Поэтому вполне реально сформировать единый перечень как операций, так и подготавливаемых документов. Подытожим результат анализа подходов внедрения КИС списком типовых этапов реализации проекта (рис.2).

Типовые этапы реализации проекта внедрения КИС

Рис. 2. Типовые этапы реализации проекта внедрения КИС

2. Проектные документы типовых этапов реализации проекта

В предыдущем разделе были выделены типовые этапы реализации проектов по внедрению КИС, включающие

  • подготовку проекта;
  • проектирование;
  • реализацию;
  • подготовку к опытно-промышленной эксплуатации (далее - ОПЭ);
  • ОПЭ;
  • переход к продуктивной эксплуатации (далее - ПЭ)

и являющиеся общими для методологий ASAP, ADM, MDSS и стандартов 3. Допускается отсутствие этапа ОПЭ, тогда 4-я и 5-я фазы проекта будут обеспечивать подготовку к ПЭ и ПЭ соответственно. Рассмотрим документы каждого из этапов подробнее (рис.3).

Типовые этапы внедрения корпоративных информационных систем с указанием выходных документов

Рис. 3. Типовые этапы внедрения корпоративных информационных систем с указанием выходных документов

2.1. Этап подготовки проекта

Начальным этапом проекта внедрения КИС является подготовка. В контексте данной фазы формулируются цели и задачи, а также готовятся шаблоны документов и укрупненный план график проекта. Основным документом этапа служит устав, определяющий цели проекта, а также содержащий функциональный, организационный, технический и методологический объемы проекта. Кроме того документ описывает участников проекта и задает порядок согласования проектной документации. Подготавливается концепция обучения проектной группы, включающая предлагаемый подход к обучению команды внедрения КИС заказчика. Шаблоны документов, используемые для подготовки документации на последующих этапах проекта, формируются здесь же. Содержащийся в уставе объем проекта необходим для определения сроков выполнения проекта. Последние отражаются в укрупненном плане графике, который позже уточняется для каждой фазы. Таким образом, устав является главенствующим документом этапа подготовки.

2.2. Этап проектирования

Завершив подготовку проекта, переходим к этапу проектирования системы. Качество, взаимосвязь и детализация проектируемых решений являются определяющим фактором успеха внедрения КИС. Допущенные на этапе проектирования ошибки устранить достаточно трудоемко. Начало этапа проектирования сопровождается подготовкой обучающих материалов и плана проведения обучения команды заказчика. Сформированная ранее концепция обучения проектной группы содержит лишь поверхностное содержание указанных документов. Далее проектная команда заказчика совместно со специалистами подрядчика участвует в обследовании бизнес-процессов клиента. Результатом анализа процессов являются функционально-технические требования, предъявляемые к проектируемой системе.

Проектные решения создаются на основе данных Fit/GAP-анализа функционально-технических требований клиента. Проектный опыт показывает, решения чаще всего формируются для каждого бизнес-процесса заказчика. Кроме того, отдельно выделяются решения по ведению основных данных, организационной структуре и миграции. Вопрос миграции исторических данных системы рассматривается отдельно в соответствующей концепции. Концепция включает описание подхода миграции данных, используемые механизмы миграции согласно проектным решениям и предполагаемый план миграции. Концепции обучения конечных пользователей и перехода к использованию системы тоже создаются на данном этапе. Концепция обучения пользователей определяет порядок и плановые сроки проведения тренингов, необходимые обучающие материалы, а также перечень выполняемых упражнений.

В концепции перехода к использованию системы описывается порядок применения нового КИС решения и работы предыдущей системы, задается перечень шагов для обеспечения пользователям возможности работы с новым решением, и определяется набор операций, выполняемых вручную техническими специалистами в КИС. Все создаваемые документы данного этапа взаимосвязаны. Проектные решения можно отнести к наиболее значимым документам, так как они являются основой для реализации системы, обучения пользователей, миграции данных и перехода к применению предлагаемого КИС решения.

2.3. Этап реализации

Реализация системы ведется согласно подготовленным на этапе проектирования документам. Ошибки проектирования неминуемо приводят к неправильной настройке и доработке системы, именно по этой причине фаза проектирования имеет столь существенное значение. Следуя проектным решениям, спецификациям на разработку и концепции ролей и полномочий ведется реализация системы, готовятся описания выполненных настроек, технической реализации спецификаций и настройки ролей и полномочий соответственно. Не вошедшие в описание выполненных настроек операции требуют ручного ввода специалистами КИС. Поэтому описание подобных операций ведется в инструкции по переходу к использованию системы, ссылка на которую содержится в соответствующей концепции.

Согласно концепции миграции данных были подготовлены проектные решения, реализованные в КИС на данном этапе. Здесь же готовятся инструкции, включающие описание процедур загрузки и контроля данных, а также примеры шаблонов загрузки. Настроенная и доработанная система используется для проведения внутреннего тестирования. Тестирование ведется специалистами КИС на основе сценариев функционального тестирования. Сценарии содержат упражнения, отражающие бизнес-процессы проектных решений. Цель функционального тестирования заключается в проверке корректности работы отдельных программ. Интеграционное тестирование в отличие от функционального позволяет рассмотреть правильность взаимодействия программ, вовлеченных в единый бизнес-процесс.

К интеграционному тестированию привлекаются как специалисты КИС, так и ключевые пользователи клиента. Ошибки функционального и интеграционного тестирования фиксируются в журнале регистрации проблем для последующего их устранения. Количество ошибок в журнале проблем свидетельствует о глубине понимания бизнес-требований клиента. Если журнал содержит слишком большое число критических замечаний, высока вероятность приостановки проекта (так как замечания должны быть устранены до этапа ОПЭ).

2.4. Этап подготовки к опытно-промышленной эксплуатации

Реализация системы выполнена, и журнал проблем содержит незначительное число замечаний. Начинается подготовка к ОПЭ. Первоочередной задачей данного этапа является обучение конечных пользователей. Готовятся инструкции конечных пользователей (в разрезе бизнес-процессов или операций). Далее на их основе формируются сценарии обучения пользователей, включаемые в окончательный план обучения. Предполагаемый план обучения был создан ранее в контексте концепции обучения. Обучение пользователей проводится в условиях близких к реальным. Поэтому необходимо подготовить список участников и присвоить им реальные роли для выполнения тестовых упражнений. Тренинги являются своего рода тестированием системы, тем самым обновляется журнал проблем.

Далее анализируются полученные в ходе обучения замечания. Продолжение проекта возможно, если журнал проблем содержит замечания, не тормозящие проведение ОПЭ. В этом случае готовится список пользователей участвующих в ОПЭ, присваиваются необходимые роли. Формируется план перехода к использованию системы в режиме ОПЭ, включающий перечень необходимый шагов для обеспечения работы КИС и сроки их выполнения. Конкретные шаги плана содержат ссылки на операции из инструкции по переходу к использованию системы. План миграции данных аналогичен плану перехода к использованию системы, однако, содержит ссылки на инструкцию по миграции. Клиент обеспечивает заполнение и проверку данных в шаблонах загрузки. Этап подготовки завершается заведением пользователей в системе проведения ОПЭ, а также миграцией основных и переменных данных.

2.5. Этап опытно-промышленной эксплуатации

Опытно-промышленная эксплуатация позволяет проверить работоспособность системы при выполнении реальных бизнес-операций с использованием исторических данных из предыдущей системы. Загрузка переменных данных на этапе подготовки к ОПЭ ограничивается одним периодом. Поэтому первое, что пользователи выполняют в системе, – проверка корректности загрузки остатков. Далее сотрудниками осуществляется ввод движений материалов и операций по счетам на основе первичных документов заданного периода. Замечания пользователей при работе с системой заносятся в журнал проблем. Этап ОПЭ завершается закрытием периода в модулях логистики, бухгалтерского учета и контроллинга.

2.6. Этап перехода к продуктивной эксплуатации

Успешное завершение этапа ОПЭ позволяет говорить о переходе к ПЭ. Основное условие перехода – отсутствие замечаний в журнале проблем и обновление всей проектной документации по результатам исправления замечаний. Аналогично этапу подготовки к ОПЭ готовятся списки пользователей системы, планы перехода к ПЭ и миграции данных. Заполняются шаблоны загрузок данных. Создав пользователей в КИС, выполнив все операции из плана перехода и миграцию данных, начинается работа в режиме ПЭ. Начиная с этого момента, возникающие замечания и проблемы разрешаются силами группы поддержки клиента. На этапах же реализации, подготовки к ОПЭ и ОПЭ ошибки системы регистрировались в журнале проблем и исправлялись специалистами подрядчика.

3. Зависимость подготавливаемых документов от этапов проекта

Проектные документы утверждаются клиентом на этапе проектирования. В дальнейшем на фазах реализации, подготовки к ОПЭ и ОПЭ в журнале проблем отражаются замечания клиента к реализованному прототипу системы. Исправление замечаний журнала проблем состоит в обновлении и повторном согласовании документов, а также донастройки и демонстрации системы заказчику. Приведенный ниже рисунок показывает поток документов для процессов проектирования, обучения, перехода к использованию системы и миграции данных (рис.4). Допустим, по результатам тренинга было выявлено, что один из сценариев обучения противоречит требованиям. Каковы последствия?

Последовательность подготовки проектных документов при проектировании системы, обучении пользователей, переходе к использованию системы и миграции данных

Рис. 4. Последовательность подготовки проектных документов при проектировании системы, обучении пользователей, переходе к использованию системы и миграции данных

Во-первых, изменению подлежат практически все документы, начиная с проектных решений и заканчивая сценариями обучения конечных пользователей. Во-вторых, необходимо скорректировать как документы по переходу к использованию КИС, так и миграции данных. Наконец, в-третьих, заново выполнить обучение конечных пользователей. Столь существенные трудозатраты возникают вследствие того, что с одной стороны процессы проектирования, обучения, перехода к использованию системы и миграции жестко взаимосвязаны, с другой – чем позже сформулированы замечания, тем сложнее и дороже их устранить. Именно поэтому качество проектных решений определяет успешность внедрения КИС.

Результаты и выводы

Рассмотрение методологий внедрения КИС, выявление типовых этапов имплементации систем, а также обзор проектной документации и зависимости документов от фаз проекта составляют основные результаты работы. Анализ методологий внедрения ИС позволил выделить фазы подготовки проекта, проектирования, реализации, подготовки к ОПЭ, ОПЭ и переход к ПЭ, являющиеся типовыми независимо от выбранного стандарта 3 или методологии 6 управления проектом. Описание проектной документации выполнено для каждого типового этапа имплементации КИС и наглядно представлено в виде каскадной схемы (рис.3). Дано краткое описание документов и порядок их подготовки. Основной акцент сделан на назначение документов, а не их содержание.

Показана зависимость документов от фаз проекта. Проиллюстрировано, незначительное изменение одного документа требует актуализации документов, используемых для подготовки исходного (рис.4). Это в значительной степени увеличивает трудоемкость работ. Детальное описание типовых работ на каждой фазе проекта, проведение анализа проектной документации и выявление основных требований к содержанию документов аналогично [10] определяют перспективное направление дальнейших исследований.

Читайте также: