Козел отпущения значение фразеологизма и происхождение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Козел отпущения. Так называется в 16 главе кн. Левит (ст. Лев.16:8, 10, 26 ) тот из двух козлов в жертву за грех (Se’irim izzim lechattath, ст. Лев.16:5 ) всего общества израильского, который был намечен жребием с надписью: lа-azazel между тем как на другого падал жребий с надписью: la Jhovah, для Иеговы, для Господа (ст. Лев.16:8–10 ); если последний закалялся в жертву за грех, и кровь его вносилась первосвященником во святое святых (ст. Лев.16:9:15 ) для кропления над каппоретом или крышкою ковчега завета, то козел отпущения после того поставлялся пред Иеговою (ст. Лев.16:10 ) для совершения над ним очищения (евр. lekapper alav); первосвященник, возложив обе руки на голову этого козла, исповедовал над ним все грехи Израиля, – как бы возлагал все бремя их на голову козла, – и затеи, обремененного этою греховною тяжестью, отсылал его в пустыню с нарочным человеком, который и пускал (евр. schillach) козла в пустыню ( Лев.16:21–22 ). Послепленная иудейская богослужебная практика далее развила и усложнила обряд. На голову козла отпущения полагалась красная лента, которая первоначально вывешивалась в храме и, по преданию, делалась немедленно белою (в исполнение Ис.1:18 ), как скоро козел достигал пустыни; позже лента отправлялась с козлом в пустыню: часть привязывалась к рогам низвергаемого козла, часть к скале (Мишна, тр. Иома , 6, 6). Отводил козла обычно не еврей (Иома 6, 3), во избежание запрещенных евреям в праздник отлучек, а также в предупреждение осквернения. По пути следования козла – от Иерусалима до скалы Цок – устроялись 10 палаток, одна от другой на расстоянии субботнего пути (2000 локтей), причем знатные иерусалимляне провожали до первой палатки (Иома 6, 4); подобные проводы совершали бывшие в других палатках люди. В каждой палатке для отводившего козла ставились хлеб и вода (ibid. 5). По достижении скалы и пропасти Цок, козел низвергался в пропасть и разбивался в куски (ibid. 6) – новшество, допущенное практикою, может быть, для предупреждения возвращения козла в город. О гибели козла давалось знать чрез сигналы флагами сторожей первосвященнику (ibid. 8).

Смысл обряда: козел не был жертвою злому духу, а символически означал возвращение греховного бремени народа к источнику греха и зла. И. Флавий (Древн. 3, 103) и Варнава (Послан. гл. 7), в отличие от Лев.16 , говорят о трех козлах дня Очищения. Варнава и блаж. Феодорит и др. усматривали в козле отпущения указание на страдания Христа.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символическия - Константинополь : с 10 иллюстрациями. - 1911. - XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

В нашей культуре любые сравнения с рогатым скотом воспринимаются крайне недружелюбно.

А если к ним присоединяется ещё и какой-нибудь эпитет, последует обида не на жизнь, а нас смерть.

Значение фразеологизма

Обвиняя несчастного без суда и следствия, его делают крайним, в то время как настоящий виновник остаётся безнаказанным.

На политической арене жертвенным животным чаще всего становится народ.

Сильные мира сего решают вопросы собственной крутизны, развязывают войны, возводят пирамиды и дворцы – и всё это за счёт простых безымянных человечков.

Если что, мы сами выбрали свой исторический путь, а значит, заслужили то, что заслужили.

Происхождение фразеологизма

Впервые с повествованием о злополучном козле мы сталкиваемся на страницах Ветхого Завета при описании еврейского праздника Йом Киппур, дня очищения.

В этот день иудеи приводили к храму двух жертвенных козлов, тельца и барана. Бросали жребий, по которому выбирали одного из козлов. Его оставляли в живых и отводили в сторону. Остальной скот приносили в жертву.

Над козликом, оставленным в живых, совершался ритуал возложения на него грехов всего еврейского народа. После их перечисления к рогам зверя привязывали алую ленту и отправляли его в безводную пустыню, подальше от людских глаз.

Там несчастного ожидала гибель от голода и жажды. Второй кусок ленты привязывали к воротам, через которые выходило животное. Считалось, что искупительная жертва принята и грехи народа прощены, если лента приобретала белый цвет.

Ритуалы перекладывания всего дурного, позорного на кого-то или что-то с целью освобождения от собственных внутренних демонов существовали практически в любой культуре: в Древней Греции во время знаменитых дионисийских шествий, на Руси, когда на ярмарках начинались пляски скоморохов, переодетых в козлиные шкуры, и во многих других народных празднествах.

Античные мистерии уступили место христианству, в котором с идеей искупительной жертвы стали связывать Иисуса Христос. Он именуется Агнцем Божьим. Его дар людям доброволен и несёт Спасение.

Синонимичные выражения

  • крайний;
  • космонавт;
  • челюскинец.

Так или иначе, быть виноватым за других – состояние не самое приятное, поэтому, услышав столь обидное наименование, постарайтесь выпутаться из сетей, расставленных злоумышленниками, с достоинством.

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.

Так уж сложилось, что рогатый скот в нашей культуре занимает особое положение, часто недружелюбное.

Мы называем друг друга быком, козлом и еще бог весть чем, чтобы обидеть собеседника. А если добавить к этому слову своеобразный эпитет, то победа вообще получится безоговорочной.

Но откуда взялось это необычное выражение и почему именно козел?

На появление этого фразеологизма повлияло сразу несколько течений. Например, в иудаизме козел являлся ритуальным животным, на которого возлагали все людские грехи.

Ритуал проводился в праздник Йом Кипур, в этот священный день в храм приводили двух одинаковых козлов. Дабы все было честно, священник подкидывал монетку, которая и определяла будущую жертву.

Один из козлов отправлялся на кремацию, а другой становился объектом отпущения людских грехов. Затем служители храма уводили последнего в пустыню или сбрасывали со скалы.

В христианстве козел нередко ассоциируется с самопожертвованием Христа, хотя многие верующие видят в этом животном Сатану. Считается, что все грехи были возложены на Сатану не потому, что он может принести искупление, а в качестве наказания.

В наше время козел практически утратил всю свою сакральность.

Когда сын правителя вел себя ненадлежащим образом, наказывать его мог только король. А поскольку последнего часто рядом не было, учителя нашли более искусный метод наказания. Они приводили в замок знакомого принцу мальчика, причем это мог быть даже его друг, и избивали его.

После такого у юного принца неожиданно пропадало всякое желание к баловству.

Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать. Надеемся, тут вы найдёте полезную для себя информацию.

2012/11/28

Значение фразеологизма

Священник бросал жребий, чтобы выбрать одного из двух козлов. На кого из них падал выбор, отводился в сторону. Трех других животных забивали, их кровью освящалась скиния (походный храм иудеев), а туши сжигались перед храмом, таким образом проходил обряд жертвоприношения Богу.

Оставшийся в живых козел подводился к первосвященнику. Тот возлагал на его голову обе руки и исповедовал все грехи еврейского народа. После этого специальный нарочный отводил козла в безводную Иудейскую пустыню, где и оставлял животное умирать жестокой голодной смертью.

Этот ритуал, практиковался еще во времена первой скинии (X в. до н. э.) и вплоть до разрушения Иерусалимского храма (I в. н. э.).

значение фразеологизма козёл отпущения

В ранних обрядах отпущение сопровождалось тем, что к рогам животного привязывали кусок красной материи.

Перед изгнанием козла в пустыню ленту разрезали надвое. Одна половина привязывалась к воротам, вторая часть оставалась на животном.

Если Бог прощал иудеям их грехи, то в момент гибели козла в пустыне красная лента на заборе должна была побелеть.

значение фразеологизма козёл отпущения

Значение ритуала — отпущение грехов.

На животное возлагали все дурные дела народа, тем самым оно превращалось во вместилище грехов. Козла отправляли в пустыню, где обитали демоны, а очистившийся от скверны народ Божий мог общаться с Господом.

Козёл отпущения в других верованиях

В античной Греции на случай стихийных бедствий или мора всегда были наготове преступники или пленные, которые приносились в жертву.

Верования, что грехи могут быть причиной всеобщих бедствий, наблюдаются и у славянских народов. Так, обряд сжигания чучела Зимы имеет под собой древние ритуалы человеческих жертвоприношений.

В мировых религиях, которые почитают Ветхий Завет, произошла неизбежная интерпретация этого обряда.

В христианской же теологии козел отпущения интерпретируется иногда как символический образ самопожертвования Иисуса Христа. Все Евангелия и другие книги Нового Завета пестрят упоминаниями о том, что Сын Божий взял на свои плечи первородный грех человечества, произошедший от непослушания Адама и Евы, и искупил его своей смертью.

Почему древний иудейский обряд жертвоприношения превратился в метафору?

Если не на кого переложить вину, она начинает отравлять нас, поэтому выбор козлов отпущения – это естественный инстинкт. Кто или что в таком случае может быть козлом отпущения?

Читайте также: