Виды тряпичных кукол кратко

Обновлено: 05.07.2024

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства.

Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая. Немного истории История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня. Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды, размером не больше кулака. Игровые детские куклы Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства.

Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо : оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда, утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

народные куклы

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

кукла мотанка

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

русская народная кукла

Тряпичные куклы

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

куклы в народных костюмах

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

народная тряпичная кукла

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

история народной куклы

музеи народных кукол

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

народные обрядовые куклы

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира; (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

игровые народные куклы

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

виды народной куклы

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 1

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 2

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 3

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 5

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 6

У славян Древней Руси без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 7

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 8

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 9

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 10

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили удачно, то молодая жена вскоре раздаривала игрушки подружкам. Девушки после замужества делали куколок в качестве оберега, для своих детей и супругов.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело. Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 11

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 12

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 13

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 14

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 15

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 16

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 17

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 18

Обережные куклы
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 19

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 20

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 21

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 22

Обрядовые куклы
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 23

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 24

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 25

Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 26

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 27

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 28

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 29

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 30

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 31

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 32

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 33

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 34

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 35

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 36

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берём эти куклы в руки —

Оживают истории звуки.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 37

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 38

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 39

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 40

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 41

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 42

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 43

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 44

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 45

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 46

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 47

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 48

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 49

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 50

У современного человека может возникнуть вопрос: как же быть с прошлым тряпичной куклы, с ее корнями, которые уходят глубоко в языческие времена? С ее обрядами, нечистой силой, от которых оберегала кукла? Можно взглянуть на традиционную куклу по-новому. Традиция конечно может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность исполнения — это для любителей такого формата. Современное понятие эстетики и красоты требует новых материалов и аккуратности. Сейчас мастерицы используют уже ножницы, а не рвут ткань, чтобы не было небрежности. Но при этом остаётся простота и условность, ведь самое главное — это внутренние смыслы. Безусловно все куколки мастерицы делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью для Вас. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют.

Друзья, это малая часть того, что можно рассказать о тряпичной народной кукле. Надеюсь, что вам понравилась моя публикация, и вам непременно захочется такую куклу! Всем спасибо, кто заглянул, рада вас видеть! Публикацию делала с большой любовью, ведь сама занимаюсь народным творчеством)! Очень люблю этих куколок, чего и вам желаю!


История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.

История происхождения


С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Когда приезжаю сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.

Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

Особенности русской тряпичной куклы


Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик:

  • Отсутствие черт лица.
  • Для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы.
  • Кукла чаще всего воплощала женский образ.
  • У изделия не было имени, только название.

Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Вернуться к оглавлению

Материалы для изготовления


Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:

  • Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.
  • Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.
  • Соломенные или травяные пучки.
  • Палочки из дерева, поленца.
  • Для наполнителя брали ветошь или золу.

Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.

Значение русской тряпичной куклы

Все изделия можно условно классифицировать на три подгруппы:

  • Игровая фигурка. Отличалась небольшими размерами, собирали из подручных материалов.
  • Оберег. При их создании не использовали инструменты.
  • Для обряда. Готовили для участия в разнообразных ритуалах.

Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.

Разновидности кукол

На Руси выделяли несколько типов фигурок, в зависимости от предназначения и заложенного в них смысла.

Игровые детские куклы

Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.


Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:

  • Зольная. Для изготовления брали золу из домашнего очага, её соединяли с водой и скатывали шарик небольшого размера для головы. Подобное изделие считалось сильнейшим оберегом.
  • Дружок. Создавали куколку для того, чтобы ребенок не боялся оставаться один в избе. Изготовлением игрушки малыши занимались вместе с бабушкой или мамой.
  • Птичка. Делали из куска яркой материи в форме квадрата. С помощью нитей ткани создавали нужную фигуру. Птички отличались небольшим размером, их вешали над колыбелькой младенца или в углах дома.
  • Пеленашка. Куклу, завернутую в материю, клали в кроватку к ребенку, чтобы они принимала на себя нападки злых духов
  • Сеня-Малина. Фигурка отличалась ярко-рыжими волосами, передавала образ славянского мужичка, облаченного в красивую сорочку.

Обрядовые куклы


При их изготовлении мастерицы придерживались определенных правил. Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.

  • Кострома. Делали на Масленицу, хранили в течение всей праздничной недели, а после сжигали на костре.
  • Пасхальная куколка (для головы брали яичко) и голубка (ярко-красной расцветки). Использовали в качестве декоративных элементов интерьера.
  • Купавка. Собирали игрушку к седьмому июля. На Иван Купала изделие сплавляли по речке. В зависимости от того, как кукла себя поведет (вернется к берегу, попадет в водоворот), предсказывали, каким будет остаток года.
  • Плодородие. Изображала многодетную мамочку, помогала привлечь достаток в семью.
  • Лихоманки. Игрушку изготавливали в количестве тринадцати штук, чтобы защитить малыша от недугов. Куколок выставляли в ряд на печи.
  • Кормилица. Фигурка имела внушительный бюст.
  • Кубышка-травница. Игрушку наполняли лечебными растениям, использовали для очищения воздуха в избе, вешали над колыбелькой.
  • Кувадки. Предназначались для парней. Во время родов муж защищал супругу от нечистой силы, изготавливая подобные куколки. После появления на свет малыша, их сжигали.

Обережные куклы

Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д. Их было огромное количество:

  • Колокольчик. Родина фигурки Валдай. Считалось, что она приносит благие вести. Отличительные черты изделия – три юбочки по числу видов счастья (медь, золото и серебро). Исполняет роль оберега и создает в доме позитивную атмосферу.
  • Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).
  • Берегиня. Вешали над входной дверью, чтобы защитить жильё нечисти и злых духов.
  • Зернушка. Состояла из мешочка, наполненного крупой. Символизировала достаток и благополучие.
  • Подорожница. Куколка небольшого размера, держащая в руках котомку, наполненную землей или золой. Считалась оберегом путников.
  • Очистительная фигурка. Выводит из избы отрицательную энергетику.
  • Десятиручка. Помогает женщинам справляться с домашними хлопотами.

Куклы-мотанки

Истоки игрушки в трипольской культуре. В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.

Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.


В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:

  • Юбка – символ земли, волны на ней указывают на связь с водой.
  • Сорочка. Триединство Вселенной.
  • Украшение на волосах – связь с небом.

Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
Вернуться к оглавлению

Куклы в русских народных костюмах

Одеяние жителей Руси имело характерные особенности, по которым можно было определить возраст человека и принадлежность к губернии. Каждая область имела собственный стиль и цветовую гамму.

Отличительная черта русского костюма – прямой силуэт, не акцентирующий внимание на контуры фигуры. Простой фасон компенсировали богатой вышивкой, яркой отделкой и аппликациями. Национальные наряды не сковывали движения, были просторными и удобными.

Основные элементы одежды славян: рубаха (отличалась по длине у мужчин и женщин), сарафан и юбка. Все вещи девушки декорировали орнаментом. На голову надевали кокошник или платок.

Таким своеобразным обликом отличались и куклы в национальных нарядах. Тряпичные игрушки чаще всего презентовали родственникам для скрепления кровных уз. Важная деталь русских кукол – наряд с них нельзя снять. Одежда и фигурка были единым целым.

Заключение

Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.


Куклу Куватку делали за 2 недели до родов во время обряда Кувады. Наши предки считали, что самые незащищенные от злых духов - только что рожденные дети и беременные. И поэтому женщину отправляли рожать в баню, чтобы злых духов к избе не привлечь. Муж в это время сидел на лукошке с яйцами в предбаннике и издавал истошные крики, имитируя звуки при родах, чтоб сбить с толку нечистую силу. Считалось, что именно на его крики она прилетит и увидит, что рожает мужик, а не баба. Начинает искать свою цель, а по стенам предбанника уже заранее развешаны эти куклы.

Первый негатив, зло, которые были предназначены женщине и маленькому ребенку, они брали на себя. Потом Куватки сжигались. До середины 19 века это была обрядовая кукла, потом он утратил свою силу, а куклу стали вывешивать как оберег над люлькой за 2 недели до родов, чтобы ребенка положить уже в теплую, обжитую кроватку.


Другая обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется, в традиционной русской кукле иголка практически не используется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана; Капуста по количеству юбок, а самое теплое и трогательное название - Кормилка.

Эта кукла оберегала ребенка до самой свадьбы. Если растет мальчик, то кукла подсказывала когда начинать невесту подыскивать: мама давала ему куклу и тихонько смотрела, интересуется ли он тем, что находится под юбками. Если девочка, то как только она села за приданое, а это было лет в 10, мама выставляла куклу в окно и все женихи знали, что невеста выросла и в этот дом можно сватов засылать.


Понятно, что всякий жених может прийти свататься, а девочки хотели замуж удачно выйти, для этого делали вот эту куклу с длинной шеей. Ограничения длины не было, важно только чтобы количество воротничков было нечетным. Вообще, при изготовлении кукол все должно быть нечетным: веревочки, узелки, платочки. Каждый воротник - положительное качество будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял. Девочка загадывала и заворачивала воротничок. А вот если она хотела еще и за любимого выйти, то она должна была исхитриться раздобыть рукав его рубахи и юбку куклы сделать из него. Но на самом деле в то время у мужика рубаха была одна на себе, другая при себе и достать рукав было практически невозможно, потому и браков по любви практически не было.


Во время изготовления тоже, наверное, какие-нибудь обряды соблюдаются, песни поются или заговоры читаются?
А вон как раз над печкой висят куклы-лихоманки, они делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли.
Прямо как прививка от гриппа. Они все очень интересно назывались: Кашлея брала на себя кашель, Чихея - насморк, Знобея - озноб и дальше по симптомам болезней. Были Коснея, Немея, Глухея, не обязательно только простудные заболевания. А вот летом они в доме не находились, потому, что болеть не было времени, нужно работать в поле.


- Ну вот все сделали для удачного замужества, перед свадьбой у нас девичник. На нем что делали?
- Плакали?
- Правильно! Как на Руси говорили: трижды человек дивен бывает: когда родился, когда женился и когда смерть пришла. В эти три жизненных момента он прощается со своим предыдущим состоянием. Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки, как московское княжество объединило более мелкие. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. С последним названием все понятно, ее делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая.

- У нее пять детей, мама шестая, а седьмое что?
- Муж?
- А где он?
- Неужели под юбкой?
- Папа, это то основание, на котором все держится. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.


- Дальше у нас идет по хронологии кукла Неразлучники. Ее делала свекровь, потому что она была первым заинтересованным лицом, чтоб семья сохранилась, потому что сын приведет жену в ее дом. Неразлучники очень бережно в семье хранились и когда появлялись детки, на одну общую руку хозяюшка навешивала маленьких куколок из ниточек. Чем больше детей, тем больше таких кисточек будет висеть на руке, тем больше отдаляются друг от друга супруги. Вешалась на свадебный поезд на первую дугу тройки лошадей, привлекая на себя внимание и принимая первый негатив на себя.


Ну а после свадьбы куклы уже берегли все что угодно. Кубышка-травница, набивалась различными травами. Зачем? Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.


Куколка Крупеничка. Внутри мешочек, набитый крупой и в отличие от Травницы, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном и в течение зимы давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром и весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.


Куклу с красным лицом вешали напротив двери и считалось, что никого с дурными мыслями Берегиня дома не пустит. Своим лицом она весь негатив отражает. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.


Еще одна парная кукла как Неразлучники - Мировое дерево. Это свадебная кукла, вставлялась в пирог. Именно после того как 2 семьи отведают общего каравая, они образуют общий род. Еще ее называли Роща и делалась девушками на Красную горку. Ее хранили до замужества.


Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Наши предки не были учеными, но они настолько мудрыми были! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.


Когда девочки подрастали, мама им давала куколок-хороводниц.

- Они их крутили и развивали одновременно две ручки, одной же хоровод скучно водить. Для чего было нужно две? Когда она прялку сядет, одной будет веретено тем же движением крутить, а другой пряжу скручивать. У мальчишек были бойцы на палочках. Тоже два, только с мешочками в руках, которыми они дрались.
- А мальчику это зачем?
- Он с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.

Куклы воспитывали разные моральные качества. Есть такая кукла Убоженка, она делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Для того чтобы ребенка научить состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

- Кукла-перевертыш Девка-баба. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой.


И в одночасье жизнь переворачивается.


Она замужем, платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить, их очень много было: зима-лето, праздник-будни, добро-зло.


- А почему у кукол.
- Нет лица? - угадывает Елена Леонидовна.
- Нееет! Я о другом хотел спросить. Почему у них такие большие. ярко выраженные формы?
- От лица отвлечь, чтоб не на лицо смотрели, а на грудь.


- А лица тогда нет почему?
- Здесь версий много, но мне больше всего нравится такая: не должно быть лишних глаз, ушей и рта в доме.
К лицу вообще в то время не привлекали внимание никаким образом. Например в калужской панёве - юбке по нашему, весь зад был расшит лентами, попонами, бубенчиками, всем чем угодно. Для чего? Чтобы на попу пялились, а на лицо не глядели.


Толстушки-Костромушки. Обереговая кукла от женского одиночества. Делалась с косичками и ножками. Пока у женщины не было детей, Костромушка находилась у кровати, а с их появлением, отдавалась для игр детям, можно даже чужим. Говорили: "Иди, Костромушка, поиграй, мне есть кого сейчас качать".


- Самая известная обрядовая кукла какая? - спрашивает у меня Елена Леонидовна
- Вуду?
- Масленица!
- Но так она же в семье не живет, только на улице.
- Это чучело масленицы не живет, а домашняя масленица находится в доме. Вот видите у нее тряпочка привязана на подол? Случилось чего, обидел кто женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, она чаще всего вся была увешана ленточками. А потом дети эти кукол собирали и бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица. Но не все обрядовые куклы сжигались, некоторые хоронились или пускались по воде.


Иногда делали кукол по нужде какой-нибудь. Например засуха. Я прошлым летом когда дым кругом был решила сделать куклу Мокрядину. Взяла ткань в крапинку для лица -как капли, а для одежды в полоску - как дождь. Только последний узелок завязала - пошел дождь, причем такое впечатление, что пролился только на пятачке перед домом.

Дальше ничего рассказывать не буду, чтоб не раскрывать все секреты. Покажу еще несколько фото.

Читайте также: