Виды социологических теорий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Область философского знания расширяется в соответствии с общим ростом специально-научного знания. В своих исследованиях философия опирается на специально-научные знания, которые имеют в философии свое мировоззренческое и методологическое основание.

Социологические теории делят их на различные типы.

Общие социологические теории претендуют на описание и объяснение жизни общества в целом. В социологии существует множество конкурирующих между собой общих теорий. Например, теория общественных формаций, теория социального действия, структурно-функциональная теория, теория обмена, теория "многомерной социологии" и др. Они близки по своему статусу к той или иной социологической парадигме.

Выделяют специальные социологические теории, которые изучают социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует предмет социологии и связано с категориями "социальные отношения", "социальное взаимодействие" и др.

Дополняющие их теории формируются на стыке социологии с другими науками. Такими науками могут быть экономика, политология, этнография, науковедение и др. Они называются отраслевыми теориями и изучают формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества. Их объектом является изучение отдельных "частей" общества: экономики, политики, права и т. д. Они являются связующим звеном социологии с другими науками.

Теории эти изучают разные сферы общественной жизни с точки зрения существующих в них социальных отношений, используя социологические категории. К таким категориям относятся социальная группа, социальный институт, социальная организация и др.

Специальные социологические теории характеризуются более высоким уровнем абстракции, чем отраслевые. Они позволяют рассмотреть один и тот же объект под определенным углом зрения, выделить тот или иной интересующий "срез" изучаемого объекта, его "уровень".

Специальные социологические теории образуют концептуальное ядро социологического знания, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата социологии, в специальных теориях формируется предмет социологии, имеющий не менее сложную структуру, чем предмет таких наук, как физика, биология, экономика и др.

В них отражается специфика социологического знания как особого типа знания, несводимого ни к какому другому.

Специальные социологические теории связывают в единое целое все отрасли социологического знания независимо от его объекта, функции и уровня.

16. Фундаментальные и прикладные теории

Различают социологические теории по их преимущественной ориентации: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Эти теории отвечают на вопросы о том, что познается и как познается, они связаны с решением познавательных задач. Прикладные теории ориентированы на решение актуальных социальных проблем. Они связаны с преобразованием изучаемого объекта и отвечают на вопрос о том, для чего познается. Теории здесь различаются по той цели, которую ставит себе социолог, решает он познавательные задачи или практические.

Задачи прикладных теорий : поиск средств для достижения намечаемых обществом практических целей, путей и способов использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Эти теории касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают на вопрос "для чего?". Например, для социального развития, совершенствования социальных отношений и т. д. Практический характер социологических теорий определяется тем вкладом, который они вносят в теории.

Признак фундаментальности не совпадаете признаком "теоретичности". Теоретический означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставлении с прикладным. Например, "практический аспект", "прикладная функция". Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

Вообще, деление теорий по ориентации на фундаментальные и прикладные достаточно условно. Это связано с тем, что любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. Эмпирические социологические исследования могут быть ориентированы на решение научных или практических проблем. Эти аспекты социологического знания неразрывно связаны между собой и в результате образуют две из ее функций: познавательную и практическую.

Термины "фундаментальный" и "прикладной" обозначают аспект, направленность социологического знания в целом. Они не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. Деление социологических теорий на уровни и типы по различным основаниям так или иначе отражает сложную структуру предмета социологии, способ его изображения, деления на "уровни", "стороны", "аспекты", "сферы".

17. Советская и Российская социология

Первое десятилетие советской власти характеризовалось тем, что марксистская школа стала играть ведущую роль. По Н. И. Бухарину (1888–1938) исторический материализм стал отождествляться с социологией, а впоследствии исторический материализм вообще вытеснил социологию. По понятным причинам социология получила поддержку потому, что это была официальная позиция В. И. Ленина.

В 1920-е гг. были широко известны исследования Е. О. Кабо, Б. Б. Когана и М. С. Лебединского по изучению быта рабочих, А. И. Колодной по проблемам молодежи, А. Б. Гайстера по социологии села, А. В. Трояновского по социологии культуры, Б. Смулевича по социологии города. Социология в этот период была представлена не только марксистами. В периоде конца 1920 - начала 1950-х гг. наступил перерыв в развитии социологической мысли, социологию игнорировали и причисляли к буржуазным наукам. Преследованию подверглись точные и естественные науки, такие как кибернетика и генетика. Конкретные методы изучения действительности были запрещены. Это было связано и с тем, что данные этих исследований могли портить картину официальной идеологии. Социология с конца 1950-х гг. стала возрождаться, признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе.

В конце 1950-х гг. была создана Советская социологическая ассоциация. Были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, социологию не считали суверенной наукой.

Шел трудный и сложный поиск связи социологии с другими научными дисциплинами. В конце 1960 - начале 1980-х гг. социология с трудом отделилась от исторического материализма.

Активно развивались исследования в области труда и управления социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодежи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.

Значительный интерес представляют работы, посвященные проблемам надежности и методике социологических исследований. В них были рассмотрены вопросы, касающиеся повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов.

В конце 1980 - начале 1990-х гг. появились и окрепли новые направления исследований в социологической науке: как то социальный механизм рыночных преобразований, политическая социология, элита, управленческое и организационное консультирование и социальные технологии.

18. Основные направления современной социологии

В наши дни существует множество различных направлений в социологии, а также присутствует много школ и течений. Современных социологов можно разделить на две условные группы :

1) одни являются приверженцами "классических теорий" социологии, используют опыт и методы предыдущих поколений;

2) другие ученые пытаются найти новые методы, способы изучения человека и общества, выработать свою, новую теорию. Рассмотрим несколько современных направлений в социологии.

1. Структурный функционализм . Основателями данной теории принято считать Р. Мертона и Т. Парсона. Они являются основателями теории социального действия, которая представляет общество и его жизнь как соединение и переплетение множества социальных структур и взаимодействий. В теории особое внимание уделялось изучению связей личности и социальных структур, а также изучению факторов поведения человека.

В структурном функционализме выделяется несколько течений.

Сторонники социобиологической теории и неоэволюционисты считали, что социология должна опираться на результаты биологических, медицинских, а также экологических исследований.

3. Фрейд и его ученики (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) являлись приверженцами психоаналитического направления структурного функционализма.

2. Эмпирическая социология . Зародилась в то же время, что и теоретическая, но выделилась в самостоятельное направление социологии только в XX в. Ее приверженцы (Л. Кетле и Ф. Ле Пле) полагают, что в социологии необходимо изучать реальные факты, проводить исследования.

Сторонники радикального эмпиризма положили начало использованию в социологии технологий опроса и анкетирования.

Справочная таблица содержит основные теории социологии их главных представителей и краткое описание достоинств и недостатков каждой из теорий.

Таблица основные теории социологии

О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль, Г.Н.Вырубов, М.М.Ковалевский, К.Поппер, И.Лакатос

1) Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

1) отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем, а человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность.

2) Законы функционирования общества рассматривались в позитивизме как продолжение природных законов. Поэтому считалось невозможными проникновение в суть и причины социальных процессов и явлений.

3) Представители позитивизма изучали общество не в динамике, а в статике, поскольку речь о социуме шла как о системе, находящейся в стабильности и равновесии.

4) аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при жизни Конта

Социальная теория Карла Маркса

К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Бухарин, Л.Троцкий, В.Ленин

1) Марксистское учение о классах и классовой борьбе позволило лучше понять социальную динамику

2) Акцент на противоречиях и конфликтах, с одной стороны, позволил выявить и описать мощный источник общественного развития, подчеркнуть место и роль социальных революций в истории концепций социальной стратификации

1) учение о классах и классовой борьбе одновременно невольно сводило всю социальную историю к истории борьбы классов

2) акцент на противоречиях и конфликтах привел к недооценке эволюционных форм социального развития, к отрицанию роли социального единства и согласия

3) Одним из серьезных недостатков марксизма, по мнению большинства социологов, следует считать присущий ему экономический детерминизм, при котором игнорировалась роль культурных и духовных факторов в жизни общества.

4) преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

5) Серьезной критике, в частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась еготрудовая теория стоимостииконцепция редукции труда(сведения сложного труда к простому).

6) Не выдержало испытания временем еготеория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения.

"Понимающая социология" Макса Вебера

1) Раскрытие механизма человеческой деятельности, определение движущих сил поведения человека (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.), на первом месте индивид, потом – общество.

3) Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

1) Концепция социального действия не учитывает случайных, но порой весьма значительных явлений. Они имеют либо природное происхождение (стихийные бедствия), либо социальное (экономические кризисы, войны, революции и др.). Случайные для данного общества, для данного субъекта, они не несут в себе никакого субъективного смысла и, тем более, ожидания ответного хода. Однако история носила бы очень мистический характер, если бы случайности не играли в ней никакой роли.

2) Концепция социального действия объясняет лишь непосредственные действия людей, оставляя вне поля зрения социолога последствия второго, третьего и других поколений. В них ведь не содержится субъективный смысл действующего лица и нет ожидания ответного хода. М.Вебер недооценивает объективное значение субъективного смысла поведения людей. Наука вряд ли может позволить себе такую роскошь. В изучении лишь непосредственного М. Вебер невольно сближается с позитивизмом Конта, который также настаивал на исследовании непосредственно чувственно воспринимаемых явлений.

Теория социального реализма Эмиля Дюркгейм

1) Институты возникают потому, что выполняют полезную функцию. Функция - это и есть вклад социального института в стабильное функционирование общества. Поэтому его социологию именуютфункционализмом.

2) идея общественной солидарности = Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека.

3) принципы социологического реализма Дюркгейма напоминают советскую социологию: Межличностные отношения субъективны, поэтому они вторичны. Общественные (т.е. коллективные) отношения - объективны, поэтому они первичны и являются главными.

Нет эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории

Рут Шонл Кэйван

1) Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования.

2) Мнение, что общество необходимо рассматривать как организм, подверженный эволюции. Последняя есть движение от одного порядка к другому, более высокому

1) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество);

2) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

3) Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни.

1) делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.

2) Также структурный функционализм Т. Парсонса взял установку на описание в социальных системах явлений общего порядка, специфические свойства отдельных социальных систем не учитывались.

1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;

2) воспринимает человека как индивида, активно формирующего свое поведение, а не пассивно реагирующего на внешний диктат структурных ограничений.

1) Излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.

2) В концепции символического интеракционизма отсутствует комплексное аргументированное объяснение тому, из чего происходит нормативное поведение, и почему члены общества обычно ведут себя в рамках определенных норм и ценностей.

Общие, специальные и отраслевые социологические теории

Общие социологические теории изучают, описывают и объясняют процессы жизнедеятельности общества в целом. По статусу эти теории близки к определенной социологической парадигме. К общим теориям в социологии относятся:

  • теория социального действия Вебера;
  • теория общественных формаций Маркса;
  • теория обмена Балу;
  • структурно-функциональная теория Парсонса и т.д.

К особой группе общих социологических теорий относятся:

  • теория социального развития;
  • теория социального детерминизма;
  • теория социальных систем.

Специальные социологические теории изучают социальные закономерности развития и функционирования социальных общностей. Они характеризуются более высоким уровнем абстракции, чем отраслевые теории, связывают все отрасли социологического знания в единое целое в независимости от его уровня, объекта, функций.

Специальные социологические теории образуют суть социологического знания, в них:

  • создаются собственно социологические категории, представляющие матрицу категориально-понятийного аппарата:
  • формируется непосредственно предмет социологии со своей сложной структурой;
  • отражается специфика социологического знания.

Отраслевые теории образуются в результате взаимодействия социологии с политологией, экономикой, науковедением, этнографией и другими науками. Они исследуют механизмы действия и формы проявлений социальных закономерностей в разных сферах общественной жизни.

Объектом отраслевых социологических теорий выступает определенная сфера жизни общества: политика, экономика, право и т.д. По объекту исследования выделяют политическую социологию, экономическую социологию, правовую социологию. Отраслевые теории рассматривают разнообразные сферы жизни общества с точки зрения присутствующих в них социальных отношений.

Отношения между общей, специальной и отраслевой теориями выстраиваются по типу обратной связи. Отраслевые теории используют концепции специальных теорий, описывают объект исследования как институт, деятельность или группу.

Готовые работы на аналогичную тему

Фундаментальные и прикладные социологические теории

По преимущественной ориентации выделяют следующие типы социальных теорий:

  1. Фундаментальные теории. Ориентированы на исследование научных проблем, связаны с созданием социологического знания, методов социологических исследований, формированием концептуального аппарата, а также с решением познавательных задач.
  2. Прикладные теории. Ориентированы на решение важных социальных проблем, относящихся к преобразованию изучаемого объекта, поиск средств для достижения поставленных целей, способов применения законов и закономерностей. Теории различаются по поставленной социологом цели, по задачам: практическим или познавательным. Прикладной характер теорий проявляется во вкладе, вносимом в теории, связанные с решением задач социального развития.

Деление теорий на фундаментальные и прикладные условно, так как каждая теория вносит вклад в решение как научных, так и практических задач. Можно рассуждать только о преимущественной ориентации теории, что позволяет отнести ее к определенному типу теорий.

Другие типы социальных теорий

Динамические теории характеризуют строго однозначно поведение социальной системы или объекта.

Стохастические теории основываются на статических законах. Эти теории объясняют или описывают поведение объекта или системы с определенной степенью вероятности. Стохастическое объяснение показывает содержание социальной системы или объекта в виде статистических закономерностей, объясняющих поведение этой системы. Такое объяснение всегда содержит определенную степень вероятности и зависит от теоретического анализа рассматриваемого объекта.

Теории развития описывают изменения структуры исследуемого объекта.

Теории функционирования описывают факторы стабилизации социального объекта.

Структура социологического знания может быть описана в трех измерениях:

По объекту знания

o Общая социология

o Отраслевая социология

По функции знания

По уровню знания

o Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

o Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

Специальные социологические теории, опосредуя связь общих и отраслевых теорий, образуют концептуальное ядро социологического знания. Во-первых, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие матрицу категориально-понятийного аппарата социологии. Во-вторых, в специальных теориях формируется предмет социологии. В-третьих, как следствие 1 и 2, в них отражается специфика социологического знания как особого типа знания, не сводимого ник какому другому. Специальные социологические теории связывают во едино все отрасли социологического знания. А отношения между общей, специальной и отраслевой теорией строятся по принципу обратной связи.

Добреньков, Кравченко Социология:

В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически (схема – от общего к частному):




1 уровень - научная картина мира (философские предпосылки). Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, его правильнее относить к философии.

НКМ в социологии- это сов-сть самых общих представлений, часто носящих философский х-р, о том, как устроена и каким законам подчиняется соц. реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории (OCT), а последняя влияет на образование частных теорий. В НКМ включены основные понятия, которые описывают социальная реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления и т. д.). В отличие от общей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое на опыте целое.

2 уровень - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня. ОСТ, опираясь на частную соц. теорию (более конкретные совокупности понятий), строит лог-ое целое относительно не всей соц. реальности, а ее узкого фрагмента. Общая соц. теория м.б. посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или соц. институты, т.е. крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные соц. теории (ЧСТ). Предмет ее ис-ия — об-во в целом со всеми его законами развития и функц-я. Теория и законы, сформ-ные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие м/у главными компонентами об-ва. Традиционно общая соц-я развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального развития (теорию изменения). Первая исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория страт-и, которая изучает явления внутр. единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория изменений, состоит из теории соц-го прогресса и различных концепций, изучающих регресс. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футурологов.

В общей соц-ой теории недавно появилось еще два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социальной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризисов. Данная теория является очень важной для предвидения поведения в области политики, экономики и т.д.

Теорет-я соц-я занимается также и разработкой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная соц-я. Вот основные категории, которыми оперирует социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, социальные институты и т.п. (теория Вебера, Дюркгейма, Парсонса)

3 уровень - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели соц-х процессов. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни об-ва общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.).

4 уровень - эмпирические исследования- сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

5 уровень - прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Цель прикладного исследования - не описания социальной реальности, а ее изменение.

Четыре верхних уровня социологического знания представлены фундаментальной социологией (1,2,3,4), а нижний (5) - прикладной. Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий. По степени обобщенностисамой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи. По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколько. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать.

(Осипов стр 83-92)

Структура социологического знания может быть описана в трех измерениях:

По объекту знания

o Общая социология

o Отраслевая социология

По функции знания

По уровню знания

o Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

o Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

Специальные социологические теории, опосредуя связь общих и отраслевых теорий, образуют концептуальное ядро социологического знания. Во-первых, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие матрицу категориально-понятийного аппарата социологии. Во-вторых, в специальных теориях формируется предмет социологии. В-третьих, как следствие 1 и 2, в них отражается специфика социологического знания как особого типа знания, не сводимого ник какому другому. Специальные социологические теории связывают во едино все отрасли социологического знания. А отношения между общей, специальной и отраслевой теорией строятся по принципу обратной связи.

Добреньков, Кравченко Социология:

В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически (схема – от общего к частному):

1 уровень - научная картина мира (философские предпосылки). Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, его правильнее относить к философии.

НКМ в социологии- это сов-сть самых общих представлений, часто носящих философский х-р, о том, как устроена и каким законам подчиняется соц. реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории (OCT), а последняя влияет на образование частных теорий. В НКМ включены основные понятия, которые описывают социальная реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления и т. д.). В отличие от общей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое на опыте целое.

2 уровень - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня. ОСТ, опираясь на частную соц. теорию (более конкретные совокупности понятий), строит лог-ое целое относительно не всей соц. реальности, а ее узкого фрагмента. Общая соц. теория м.б. посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или соц. институты, т.е. крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные соц. теории (ЧСТ). Предмет ее ис-ия — об-во в целом со всеми его законами развития и функц-я. Теория и законы, сформ-ные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие м/у главными компонентами об-ва. Традиционно общая соц-я развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального развития (теорию изменения). Первая исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория страт-и, которая изучает явления внутр. единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория изменений, состоит из теории соц-го прогресса и различных концепций, изучающих регресс. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футурологов.

В общей соц-ой теории недавно появилось еще два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социальной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризисов. Данная теория является очень важной для предвидения поведения в области политики, экономики и т.д.

Теорет-я соц-я занимается также и разработкой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная соц-я. Вот основные категории, которыми оперирует социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, социальные институты и т.п. (теория Вебера, Дюркгейма, Парсонса)

3 уровень - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели соц-х процессов. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни об-ва общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.).

4 уровень - эмпирические исследования- сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

5 уровень - прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Цель прикладного исследования - не описания социальной реальности, а ее изменение.

Четыре верхних уровня социологического знания представлены фундаментальной социологией (1,2,3,4), а нижний (5) - прикладной. Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий. По степени обобщенностисамой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи. По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколько. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать.

В отечественной социологической науке по‑разному решается вопрос о структуре социологической теории. Социологические теории подразделяют на различные типы.

Специальные социологические теории изучают социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей. Их объектом и предметом являются отдельные общественные явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности образуют гражданское общество, рассматривая объект под разными углами зрения, выделяя какую‑то часть изучаемого объекта, его уровень. При этом специальные социологические теории фактически разрабатывают социологические категории, образующие матрицу категориально‑понятийного аппарата социологии, в них формируется предмет социологии и отражается специфика социологического знания.

Отраслевые теории формируются на стыке социологии с другими науками (экономика, политология, этнография, науковедение и др.) и изучают формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества; изучают разные сферы общественной жизни с точки зрения существующих в них социальных отношений, используя социологические категории (социальная группа, социальный институт, социальная организация и др.). Их задача – описать отдельные сферы жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить толкование эмпирических данных. Отраслевыми теориями являются, например, экономическая социология, социология семьи, города, религии и т. д.

Некоторые исследователи выделяют теории социальных показателей, занимающие место между специальными социологическими теориями и эмпирическими исследованиями.

По мнению некоторых ученых, общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

Читайте также: