Техника ведения экскурсии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии. Техника ведения экскурсии является составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подойдя к группе или войдя в автобус, должен прежде всего познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экскурсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Затем он называет тему экскурсии, перечисляет несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко ха-' рактеризует маршрут, его продолжительность, место и время начала и окончания маршрута.

Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии: не вставать и не ходить по автобусу во время движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя во время его работы вопросами. Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся в экскурсионной практике правилам общения с группой.

Место экскурсовода в автобусе. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса. Затем он занимает свое рабочее место в первом ряду справа по ходу и рассказывает, что видят экскурсанты в правые и левые окна. Существующими правилами не предусмотрено, чтобы экскурсовод вел свой рассказ обязательно лицом к экскурсантам.

Выход из автобуса и передвижение экскурсантов. На остановках, где предусмотрен выход группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым и, отойдя на некоторое расстояние от автобуса, ожидать всю группу. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, а также между объектами и от объекта к автобусу осуществляется компактно. Место экскурсовода во главе группы. Экскурсовод должен внимательно следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать восьми-десяти метров. Экскурсоводу следует добиваться того, чтобы темп передвижения группы не нарушал целостности экскурсии.

Темп движения группы зависит от ее состава (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (например, подъем в гору), неблагоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на маршрутах природоведческих экскурсий, опасных зон в работающих цехах и др. В пешеходной экскурсии или в пешеходной части автобусной экскурсии темп движения должен быть спокойным, неторопливым.

Во время движения нельзя продолжать рассказ, так как его смогут услышать только находящиеся рядом с экскурсоводом члены группы. Целесообразно во время передвижения отвечать на вопросы отдельных экскурсантов, просто вести непринужденную беседу. Хорошо, если ее тема будет совпасть с содержанием экскурсии.

Подойдя к экскурсионному объекту, прежде чем начать свою речь, экскурсовод должен убедиться, что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Но предварительно нужно правильно расположить группу у объекта.

В тех случаях, когда в длительных городских или загородных экскурсиях устраивается санитарная остановка или остановка для приобретения сувениров, экскурсовод должен

предварительно сообщить точное время продолжения экскурсии - час и минуты отправки автобуса.

Расположение группы у объекта. Расположение группы у объектов показа прежде всего должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.

Для осмотра одного объекта творческой группой, создававшей экскурсию, могут быть определены одна, две и даже более точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя - если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. В технологической карте экскурсии все точки расположения группы должны быть указаны.

При выборе точки необходимо учитывать время суток, сезоны года. Так, в жаркую летнюю пору экскурсантов следует располагать в тени, солнце не должно светить им в глаИ за. На случай дождя целесообразно предусмотреть вариант размещения группы под навесом, под кронами деревьев.

Наиболее удобное расположение группы у объекта - полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полу-' кольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.

Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы своими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

Возвращение экскурсантов в автобус. При посадке груп- ' пы в автобус экскурсовод входит в него последним, интересуется, все ли заняли свои места, уселись ли соседи. Следует избегать пересчитывания экскурсантов. Убедившись в том,

что все участники мероприятия находятся в автобусе, он дает инак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.

Соблюдение времени проведения экскурсии представляет собой условие, которое беспрекословно должно выполняться экскурсоводом. Он обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии, где для раскрытия каждой подтемы указано точное время в минутах. Соблюдение укапанного времени связано с уровнем профессионального мастерства экскурсовода, требует от него большой практики и умения проведения экскурсии. Но нередко экскурсия по причинам, независящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени (с опозданием поданный автобус, не вовремя собравшаяся группа и пр.). Тогда экскурсовод должен сократить время, отводимое для раскрытия тех или иных подтем. Делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное в показе и рассказе. Так как проведение экскурсии нависит от многих внешних факторов, экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела сумбурной и не была очевидной для группы.

Паузы в экскурсиях. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии, где по маршруту отсутствуют объекты показа, связанные с темой экскурсии. Цель ;1тих пауз - предоставить экскурсантам некоторый отдых от рассказа, дать расслабиться, обсудить с соседом заинтересо-к.1вший его факт.

Реакция на непредвиденные происшествия. Непредвиден-нме происшествия во время проведения экскурсии бывают разными. Это и шумный свадебный кортеж, который обязательно на время отвлечет внимание экскурсантов, и несущаяся мимо пожарная машина с завывающей сиреной, и неожиданно откуда-то появившаяся стайка собак. Как вести себя в этом случае? Прежде всего не следует делать вид, что вы этого не замечаете. Лучше всего прервать экскурсию и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет или он больше не будет интересовать участников группы, а затем продолжить экскурсию. Неплохо, если экскурсовод даст краткую характеристику произошедшего. Например, расскажет о числе свадеб, сыгранных в городе в прошедшем году, о наиболее нашумевшей свадьбе или что-либо иное. К непредвиденному происшествию нужно относиться без раздражения, как к неожиданно появившемуся дополнительному экскурсионному объекту, который не помогает в раскрытии темы экскурсии, но на который нельзя не обратить внимания и не сказать о нем несколько слов.

Ответы на вопросы экскурсантов. В ходе проведения экскурсии у ее участников могут возникать вопросы. Если на них немедленно давать ответы, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного содержания экскурсии, нарушая ее стройность. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов, что на все возникшие вопросы он ответит в конце экскурсии, и следовать этой позиции. Во избежание значительного количества вопросов он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок, достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей.

Использование индивидуального текста в ходе экскурсии. По поводу использования индивидуального текста приведу рекомендации Б.В. Емельянова (1986): «Экскурсовод, так же как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, схему анализа памятника, отдельные цитаты, исторические даты, цифровой материал.

Использование карточек имеет одну особенность - экскурсовод не читает во время проведения экскурсии весь текст, нанесенный на них, а лишь взглянув на карточку, уточняет содержание рассказа. В городской и особенно загородной экскурсии во время пауз экскурсовод может еще раз просмотреть карточки, освежив в памяти материал для дальнейшего рассказа.

Карточки должны быть удобными для пользования в ходе экскурсии. Рекомендуется небольшой их размер (например, гверть или половина листа плотной бумаги формата А4). Кар- ачки следует пронумеровать с учетом раскрываемых подтем.

Недостатки, возникающие при использовании микрофона, частично можно нейтрализовать с помощью: а) особенно четкой артикуляции; б) некоторого снижения темпа речи; в) сохранения равномерного давления голосовой воздушной струи на микрофон; г) достижения выразительности за счет, изменения окраски звука, а не увеличения силы голоса.

В автобусах установлены разные типы микрофонов, uoi этому экскурсоводу необходимо еще до начала экскурсии (до прихода экскурсантов) с помощью водителя проверить качество работы микрофона и особенности пользования им, проговорив несколько фраз в него и определив оптимальное расстояние от рта до микрофона.

Техника проведения экскурсий – это комплекс мер направленных на организацию проведений экскурсий и созданий благоприятных условий для восприятия экскурсионных объектов .

Общие требования по действиям техники проведения экскурсий:

1.)Знакомство с группой (это часть индивидуального текста, которое указано в введении, т.е. вступительное слово в виде организации и информации по экскурсии)

2.)Выход экскурсантов из автобуса (указывается во вступлении о предстоящих выходах). Напоминается о технике безопасности. В продолжительных экскурсиях экскурсовод должен сообщать время стоянки и отправления) .

3.)Расположение группы у объекта. (производится на основе схемы. Которая позволяет лучше увидеть объект: вокруг него, в два ряда, под углом и самая распространенная расстановка полукругом(полукольцом)).

Расстановка экскурсионной группы— это расположение участников, позволяющее им хорошо видеть как объект, так и экскурсовода, а последнему — наблюдать объект и держать в по­ле зрения группу.

Экскурсионный объект в основном бывает многоплановым, по­этому должен иметь несколько выгодных точек осмотра. Посколь­ку восприятие объекта зависит от угла обзора, экскурсоводу важ­но найти оптимальные точки и ракурсы осмотра и использовать их преимущества в экскурсии. Например:

1. ♦ угол зрения в 45°, т.е. расстояние до объекта, равное 2-2,5 ве­личины его высоты, позволяет лучше воспринимать весь объект в целом;

2. ♦ угол зрения в 18°, т.е. когда объект значительно удален, об­легчает его восприятие вместе с окружением (ландшафтом). При этом нужно учитывать психологический аспект предельного чис­ла воспринимаемых объектов (оно колеблется от 7 ± 2 объекта).

Кроме того, при расстановке группы экскурсовод должен учесть следующие обстоятельства:

1. ♦ характер освещенности объекта;

2. ♦ особенности его расположения;

3. ♦ окружающую застройку.

Экскурсии с использованием транспорта позволяют приме­нять различные виды показа. Так, наиболее распространенные автобусные экскурсии обеспечивают следующие возможности:

1.♦ предоставление путевой информации с осмотром из окон ав­тобуса при скорости движения 40-60 км/ч мимо объектов, нахо­дящихся в поле зрения экскурсантов;

2. ♦ беглый осмотр из окон автобуса при замедленном движении (до 20 км/ч);

3. ♦ более подробный анализ объектов (местности) во время сто­янки, в непосредственной близости к объекту (группе объектов). При этом экскурсанты находятся в автобусе, как и в двух преды­дущих случаях;

4. ♦ детальный анализ экскурсионных объектов во время остано­вок с выходом экскурсантов из автобуса и непосредственным приближением к объектам. В трехчасовой экскурсии обычно предусматривается от 4 до 7 выходов.

5.)Темп движения группы (зависит от состава группы, от темы экскурсии, и зрительного ряда на маршруте) Основная задача экскурсовода контролировать передвижение группы, т.к. учитывается отведенное время для проведения экскурсии (время на изучение объекта, расстояние между объектами, с учетом зрительного ряда)

6.) Соблюдение времени проведения экскурсии. (выполнение требований технологической карты, в которой точно расписывается время для раскрытия каждой подтемы, исходя из исключений: не вовремя прибывший автобус по техническим причинам, аварийная ситуация на дороге, или ремонт. Экскурсию необходимо проводить в сокращенном варианте, при этом сохранить главное в ее содержании и сэкономить время на изложение подтем, возможно только сократитьвторостепенное из показа объектов и рассказа о них).

7.) Адресность рассказа (означает направленность на конкретный объект, концентрация внимания, на данный объект, также возможность указать характерные признаки, особенности, архитектуры, стиля и тд.) Рассказ в экскурсии экскурсовод может начинать лишь после того, как удостоверится, то все участники экскурсии хорошо видят данный объект. При рассказе, возможно, использовать наглядный материал. Раздаточный наглядный материал возможно использовать при рассказе только во время переезда на автобусе от объекта, к объекту.

8.)Использование индивидуального текста (Данный текст может использоваться в виде карточек экскурсионного объекта, по тексту основных подтем, в виде карточек с цитатами.)

9.) Паузы в экскурсии. ( Дают возможность экскурсантам просмотреть объект, или детали объекта, которые более заинтересовали при подаче информации экскурсовода. Так же сюда входит покупка сувениров и фотографирование.)

10.) Техника использования наглядных пособий (подразумевает определенный порядок демонстрации в процессе проведения экскурсии, при этом каждое пособие (лист) должен иметь свой порядковый номер.)

11.) Возвращение экскурсантов в автобус (проходит организованно, экскурсовод обязан проследить за посадкой на места экскурсантов (пересчитать), обратить внимание на рядом сидящих друг с другом, при этом экскурсовод должен стоять справа от входа в автобус, после посадки всех экскурсантов подать условный знак рукой водителю о начале движения. )

12.) Место экскурсовода в автобусе или на месте у объекта ( на местности экскурсовод выбирает нужную позицию, то бы хорошо был виден объект, при этом удерживать в поле зрении всех экскурсантов, а также учитывается, что все экскурсанты также должны видеть и слышать экскурсовода, поэтому чаще всего используется расстановка полукругом).

13.) Ответы на вопросы экскурсантов (принято давать в конце экскурсии, о чем следует указать во вступлении).

14.)* особые приемы проведения экскурсии ( включает в себя: использование технических средств(микрофон, мульти-видео проектор, видео-звукозаписи), так же особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности, которая проявляется в виде исследования (способ вовлечения в соответствии с рассказом экскурсантов в процесс экскурсии) а также выполнения самого задания, что позволяет активно включить экскурсантов в непосредственно восприятие характерных особенностей объекта (проведения ритуалов, обрядов), требует соблюдения техники безопасности и правил поведения, о чем обязательно напоминает экскурсовод ).

10 пунктов для составления новой экскурсии:определение цели и задач экскурсии;выбор темы;отбор литературы,составление библиографии и определение других источников материала;изучение источников;знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;отбор и изучение экскурсионных объектов;составление и обход маршрута;подготовка текста экскурсии;комплектование"портфеля экскурсовода";выбор методических приёмов проведения экскурсии. Критерии экскурсионного объекта: 1.познавательная ценность 2.известность и популярность объекта 3.необычность и экзотичнасть обекта 4.выразительность 5.сохранность объекта 6.месторасположение объекта Методика проведения экскурсии Методика проведения экскурсии-это умение показать объект и умение рассказать об объектах и событиях с ним связанных.Сам по себе методический приём внешне не различим,он является частью процесса проведения экскурсии.

ВложениеРазмер
examprbyurle.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки экскурсии

(10 пунктов для составления новой экскурсии)

* Определение цели и задач экскурсии

* Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников материала

* Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме

* Отбор и изучение экскурсионных объектов

* Составление и обход/ объезд маршрута

* Подготовка текста экскурсии

* Выбор методических приемов проведения экскурсии

Критерии экскурсионного объекта

1. познавательная ценность

2. известность (популярность) объекта

3. необычность (экзотичность) объекта

5. сохранность объекта

Методика проведения экскурсии

Методика проведения - это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах и событиях с ними связанных. Сам по себе методический прием внешне не различим, он является частью процесса проведения экскурсии. Механизм действия методического приема может быть более или менее сложным. Неправильно строить всю экскурсию на применении одного методического приема. Важно представлять схему действия методического приема, его назначение.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, приглашая экскурсантов окинуть взглядом объект, познакомиться с внешним видом, выявить запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, этот прием дает возможность сопоставить свое представление о памятнике, составленное на основе его изображений на иллюстрациях, в книгах, с тем, что он наблюдает перед собой. Предварительный осмотр продолжается не более 1.5 - 2-х минут.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид какой-то местности. Для активизации восприятия экскурсантами, открывшейся перед ними картины, необходимо выявить композиционный центр и обратить на него внимание. Экскурсовод должен показать только основные объекты в заранее определенной последовательности.

Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного предмета. Сравнение может проводиться как по сходству так и по контрасту. Сравнение должно быть выразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам.

Прием зрительной аналогии построен на сравнении данного объекта либо с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта, либо с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Задача экскурсовода привлечь экскурсантов к поиску аналогии, вызвать в памяти образ аналогичного объекта.

Методические приемы рассказа

Прием экскурсионной справки. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение.

Прием описания . Прием предполагает изложение экскурсоводом в определенной последовательности характерных черт, примет, особенностей внешнего вида памятника, которые не сразу выявляются экскурсантами.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. Этот прием помогает лучше понять сущность объекта. Если прием описания касается лишь внешних сторон, то данный прием дает характеристику внутренних, невидимых для глаз свойств и качеств.

Прием комментирования . Используется, когда экскурсоводом дается толкование каких-либо явлений, событий, критически оцениваются действия участников этих явлений, исторических событий.

Прием цитирования . К цитированию прибегают для подтверждения своей мысли, для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода, для воспроизведения картины событий, для ознакомления с авторитетным мнением. Цитата направлена на то, чтобы вызвать зрительный образ. Иногда используется на основе этого приема прямая речь - экскурсанты становятся как бы участниками событий.

1.вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответы;

2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в форме вопроса;

3. вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты.

Прием отступления . Он состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от своей темы: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание фильма или книги. Этот прием не связан с содержанием экскурсии. Его задача - снять усталость, усилить внимание в дальнейшем.

Помимо методических приемов рассказа и показа , на экскурсиях используют особые приемы , которые так же помогают лучше усвоить содержание материала.

Например, в качестве дополнительного эпизода вводится встреча с участником событий, о которых рассказывалось в экскурсии. Иногда используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листка бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно колодца.

Так же в экскурсиях используются различные приемы демонстрации наглядных пособий: иллюстрирующий, когда рассказ сопровождается показом фотографий по данной тематике; комментирующий, когда рассказ является лишь пояснением к показу; прием контраста, когда фотография служит для того, чтобы экскурсанты могли убедиться, как изменилось это место.

СОСТАВЛЕНИЕ индивидуальных текстов

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивид-го текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же.

Индивидуальность экскурсии состоит в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Техника ведения экскурсии

Эффективность любой экскурсии зависит от техники проведения. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала. Техника состоит из следующего: знакомство экскурсовода с группой;

выход экскурсантов из автобуса;

движения от автобуса к объекту;

расстановка у объекта;

возвращение в автобус;

соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия);

ответы на вопросы экскурсантов;

использование индивидуального текста в экскурсии;

работа с микрофоном.

Каждый экскурсовод, как любой другой специалист в любой отрасли знаний, должен владеть профессиональным мастерством. Мастерство экскурсовода находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала. Слагаемые мастерства: культура речи, жесты и мимика, контакт с группой.

Культура речи. Рассмотрим несколько вопросов для раскрытия этой темы. Речь экскурсовода - это речь устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом предложений.

Строй предложений в устной речи отличается относительной свободой.

Правильное словоупотребление - один из важнейших элементов культуры речи оратора.

Правильность произношения так же является показателем культуры речи. Опасность для экскурсовода представляют штампы, профессиональные термины, иностранные слова. Богатство и стилистическое разнообразие речи экскурсовода определяется его умением пользоваться синонимами, включать в свою речь пословицы и поговорки. Краткость и многословие как показатель культуры речи.

Неотъемлемой частью речевой техники является сила голоса и темп.

В речи экскурсовода важную роль играют паузы . Экскурсовод так же должен следить за дикцией , здесь подразумевается степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.

Жесты и мимика . В экскурсионной практике различают жесты: указательные, реконструирующие и побудительные. Так же существуют бессмысленные жесты и жесты-паразиты, которые создают отрицательный фон выступлению. Важным показателем чувств оратора является выражение лица, его мимика.

Контакт экскурсовода с группой. Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода. Установление контакта: появление экскурсовода; вступительное слово экскурсовода; активность оратора, рассказ и речь экскурсовода.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что, методика проведения экскурсии - это умение показать объект, умение рассказать о нем и связанных с ним событиях..

Существует классификация методических приемов проведения экскурсий, где выделяются группы, связанные с основными элементами экскурсии -- показом и рассказом. Работники экскурсионного учреждения, отвечающие за методическую службу, должны помнить о том, что для проведения полноценной экскурсии важным условием является четкость и конкретность методических указаний.

Эффективность любой экскурсии зависит от техники ее проведения, от связи техники с методикой ведения. Техника проведения экскурсий направлена на обеспечение условий для восприятия экскурсионного материала аудиторий.

К технике ведения экскурсий предъявляется ряд требований, в число которых входят: знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса, возвращение в автобус, использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов.

Качество экскурсии сильно зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. В число требований к технике ведения экскурсии входят: знакомство экскурсовода с группой; грамотная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из транспортного средства (автобуса, автомобиля, теплохода) и возвращение; использование экскурсоводом микрофона; правильное распределение времени на раскрытие темы экскурсии в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Любая экскурсия начинается со знакомства экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, приветствует присутствующих, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, говорит вступительное слово.

Для экскурсовода важно с самого начала подчинить свои действия установившимся правилам общения с группой. Во время паузы перед началом знакомства, длительностью десять-двадцать секунд, экскурсионная группа переключает свое внимание на экскурсовода, оценивает его, представляет, на что способен экскурсовод, а экскурсовод думает о том, как привлечь внимание людей к теме. [20]

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или туристические агенты.

Тема и сюжет экскурсии должны быть заранее известны экскурсанту. Очень важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями.[21] Это необходимо для того, чтобы за этот промежуток времени произошла психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы неоднородный (например, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

В любой экскурсии, с использованием транспорта, предусматриваются остановки для осмотра достопримечательности. Их количество оговаривается заранее во вступительном слове, пояснив их значение, заинтересовав экскурсантов необычностью объекта.

Во время остановки экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод предупреждает об этом всем экскурсантам.

Если возле объекта работают несколько экскурсионных групп, то между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.[22]

Передвижение экскурсантов между объектами осуществляется группой. Экскурсовод должен добиваться, что бы во время движения не нарушалась целостность гурппы. При ее растянутости не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (подъем в гору, равнина, не асфальтированная дорога.) В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.[23]




В автобусной экскурсии экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и после этого в среднем темпе, во главе группы направляется к объекту. Подойдя к достопримечательности и дождавшись, когда соберется вся группа, экскурсовод начинает рассказ.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельного осмотра. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь, увидеть особенные черты архитектуры. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.[24]

Во время возвращения группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон, делая это незаметно.[25] Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Нельзя пересчитывать экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, нарушая тем самым ход экскурсии.

Экскурсовод должен занимать место, откуда удобно наблюдать объекты показа, откуда будут видны все экскурсанты. Обычно это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Согласно технике безопасности стоять экскурсоводу и экскурсантам при движении автобуса запрещено.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой под темы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Для того, что бы экскурсоводу научится укладываться в определенное время, нужна практика проведения экскурсий с часами в руках. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На его основе, с учетом замечаний прослушивающего, экскурсовод вносит соответствующие поправки в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени.[26] Иногда экскурсия сокращается по независящим от экскурсовода причинам, в этом случае материал необходимо в ходе экскурсии сократить, оставив все главное.

Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом с использованием микрофона. Если в дороге микрофон сломался, то в этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Паузы имеют важное значение в экскурсии. Они должны быть между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных.

У пауз есть следующие задачи:

а) смысловая, дается для обдумывания полученной информации. Необходимо давать ее после каждого объекта.

б) дать кратковременный отдых экскурсантам. в ней нет никакой смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к активной форме культурно-просветительской работы, как экскурсия.

в) свободное время, используемое для приобретения печатной продукции и сувениров, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

г) пауза для отдыха экскурсовода - делается каждые 45 минут.[27]

Портфель экскурсовода незаменимая часть большинства экскурсий. Все содержимое портфеля экскурсовода – фотографии, схемы, рисунки, копии документа, должны быть пронумерованы. Это определяет последовательность демонстрации данного объекта экскурсантам.

Объект может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод использует аудио и видео записи. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Для того что бы экскурсия была хорошего качества необходимо тщательно продумать каждую мелочь. Если не продумать все детали, то экскурсия может оказаться испорченной, и ни методические приемы, ни увлекательный текст не исправят положение.

Качество экскурсии сильно зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. В число требований к технике ведения экскурсии входят: знакомство экскурсовода с группой; грамотная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из транспортного средства (автобуса, автомобиля, теплохода) и возвращение; использование экскурсоводом микрофона; правильное распределение времени на раскрытие темы экскурсии в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Любая экскурсия начинается со знакомства экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, приветствует присутствующих, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, говорит вступительное слово.

Для экскурсовода важно с самого начала подчинить свои действия установившимся правилам общения с группой. Во время паузы перед началом знакомства, длительностью десять-двадцать секунд, экскурсионная группа переключает свое внимание на экскурсовода, оценивает его, представляет, на что способен экскурсовод, а экскурсовод думает о том, как привлечь внимание людей к теме. [20]

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или туристические агенты.

Тема и сюжет экскурсии должны быть заранее известны экскурсанту. Очень важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями.[21] Это необходимо для того, чтобы за этот промежуток времени произошла психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы неоднородный (например, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

В любой экскурсии, с использованием транспорта, предусматриваются остановки для осмотра достопримечательности. Их количество оговаривается заранее во вступительном слове, пояснив их значение, заинтересовав экскурсантов необычностью объекта.

Во время остановки экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод предупреждает об этом всем экскурсантам.

Если возле объекта работают несколько экскурсионных групп, то между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.[22]

Передвижение экскурсантов между объектами осуществляется группой. Экскурсовод должен добиваться, что бы во время движения не нарушалась целостность гурппы. При ее растянутости не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (подъем в гору, равнина, не асфальтированная дорога.) В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.[23]

В автобусной экскурсии экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и после этого в среднем темпе, во главе группы направляется к объекту. Подойдя к достопримечательности и дождавшись, когда соберется вся группа, экскурсовод начинает рассказ.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельного осмотра. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь, увидеть особенные черты архитектуры. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.[24]

Во время возвращения группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон, делая это незаметно.[25] Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Нельзя пересчитывать экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, нарушая тем самым ход экскурсии.

Экскурсовод должен занимать место, откуда удобно наблюдать объекты показа, откуда будут видны все экскурсанты. Обычно это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Согласно технике безопасности стоять экскурсоводу и экскурсантам при движении автобуса запрещено.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой под темы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Для того, что бы экскурсоводу научится укладываться в определенное время, нужна практика проведения экскурсий с часами в руках. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На его основе, с учетом замечаний прослушивающего, экскурсовод вносит соответствующие поправки в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени.[26] Иногда экскурсия сокращается по независящим от экскурсовода причинам, в этом случае материал необходимо в ходе экскурсии сократить, оставив все главное.

Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом с использованием микрофона. Если в дороге микрофон сломался, то в этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Паузы имеют важное значение в экскурсии. Они должны быть между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных.

У пауз есть следующие задачи:

а) смысловая, дается для обдумывания полученной информации. Необходимо давать ее после каждого объекта.

б) дать кратковременный отдых экскурсантам. в ней нет никакой смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к активной форме культурно-просветительской работы, как экскурсия.

в) свободное время, используемое для приобретения печатной продукции и сувениров, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

г) пауза для отдыха экскурсовода - делается каждые 45 минут.[27]

Портфель экскурсовода незаменимая часть большинства экскурсий. Все содержимое портфеля экскурсовода – фотографии, схемы, рисунки, копии документа, должны быть пронумерованы. Это определяет последовательность демонстрации данного объекта экскурсантам.

Объект может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод использует аудио и видео записи. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Для того что бы экскурсия была хорошего качества необходимо тщательно продумать каждую мелочь. Если не продумать все детали, то экскурсия может оказаться испорченной, и ни методические приемы, ни увлекательный текст не исправят положение.

Читайте также: