Виды речевого общения кратко

Обновлено: 28.06.2024

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, рели­гиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.

Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения — политика, наука, воспитание и т. д. Сколько существует в обществе типовых, предметов об­щения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особен­ности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развле­кательное (в широком смысле) предполагает проведение вре­мени в общении, оно не связано непосредственно с утилитар­ными, деловыми задачами.

По степени официальности — официальное и неофици­альное общение.

Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и под­чиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, кли­ент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, проситель — чиновник и т. д.

В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюде­ние всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблю­дения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто,

54____________________________________________ Тема 2

проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

По форме общения: закрытое, открытое, смешанное.

Закрытое общение — это общение, когда содержание раз­говора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом обще­нии важно придерживаться темы и соблюдать форму и прави­ла, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Светское общение представляет собой ритуальную бесе­ду, которую этикет предписывает вести людям, когда они вы­ступают в официальных ролях — попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема или соб­рания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.

Фатическое общение — это общение-времяпрепровожде­ние, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатиче-ского, но это фатическое общение, соответствующее требова­ниям, нормам, принятым в культурном, образованном общест­ве; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальным, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосре­дованное выпивкой).

Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей — коммуникативное время­препровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение — установление отношений и

Язык как общественное явление

общение — подтверждение (поддержание) отношений. Разу­меется, между этими двумя видами общения не всегда можно провести четкую грань.

«Стремление к респектабельности отражается и на разго­ворах англичан, особенно с малознакомыми людьми.

— О, как приятно встретить русского! Как вам нравится
Англия?

Понимаешь, что ей совершенно безразлично, нравится те­бе Англия или нет, и отвечаешь невнятно:

— Как замечательно! Бегси, милая, — обращается она к
проходящей мимо знакомой, — познакомься, это мистер Боре-
стон, он русский и ему очень нравится Англия.

Хозяйка ускользает, и ты остаешься перед Бетси, держа в руке стакан с виски.

— О, мистер Коррестор, как вам нравится английский
климат?

— О, впервые это слышу, у вас развито чувство юмора.
Джонни, дарлинг, познакомься, это мистер Полистон, как ни
странно, он доволен нашим ужасным климатом.

Джонни, выпивший уже три-четыре стаканчика, с трудом различает твое лицо. Он, конечно, не уловил, кто ты и откуда.

56____________________________________________________ Тема 2

— Я не раз. э. э. э. бывал у вас, во Франции.

— Простите, но я русский.

— О, русский. Э. э. э. Как вам нравится Анг­
лия?

Круг завершился, ты снова на исходной точке. С хозяйкой ты увидишься теперь только у выхода, когда она скажет: — Я так рада, что мы познакомились! Было так интересно погово­рить о России! Надеюсь, что мы встретимся еще не раз.

Закрытое общение — не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседни­ков очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку. Закрытое общение используется также то­гда, когда собеседники мало знают друг друга, например, только что познакомились.

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом об­щении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.

Язык как общественное явление

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с то­варищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный вид открытого обще­ния — традиционный русский разговор по душам. Русский че­ловек, как правило, стремится к открытому общению и не лю­бит закрытое.

Смешанное общение содержит элементы открытого и за­крытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) — один из собеседников ведет себя по правилам открытого об­щения, а другой в силу тех или иных причин вынужден при­держиваться правил закрытого общения. Такая ситуация мо­жет быть объяснена асимметричными отношениями собесед­ников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрас­тного или социального положения, пола или других факторов.

Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, препо­даватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное обще­ние. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника.

По свободе выбора партнера разграничивают инициатив­ное и принудительное общение.

Инициативное общение предполагает, что собеседник имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и может не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется. Инициативное общение — это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.

Принудительное общение предполагает, что человек вы­нужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств, желания общаться и т. д.

Любопытно, что общение в семье является формой при­нудительного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами, в дальнейшем они остаются нашими принуди-

58_____________________________________________ Тема 2

По соотношению формы и содержания разграничивают прямое и косвенное общение.

Прямое общение — это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания упот­ребленных в нем слов; содержание фразы полностью соответ­ствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, другое понимание, кроме данного, общепринятого.

При косвенном общении высказывание не понимается бу­квально, оно содержит некоторый второй план, подтекст, на­мек, который и составляет истинную цель высказывания, ее истинное коммуникативное содержание. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мысли­тельной операции, он всегда базируется на жизненном опыте воспринимающего, на анализе им конкретной коммуникатив­ной ситуации.

— Закройте окно! — прямое высказывание;

Понимание косвенных высказываний требует общей культуры, жизненного опыта, знания жизни, понимания при­чинно-следственных связей между событиями и явлениями, умения делать логические выводы из услышанного, умения

Язык как общественное явление

распознать и различить интонационные тонкости высказыва­ния. Наконец, необходимо просто иметь навык понимания косвенных высказываний, навык получения логическим путем выводного знания.


Актуальность вопроса

Есть два основных вида речевого общения – вербальный, невербальный. Первый предполагает использование слов, применение некоторого национального языка, сформировавшегося естественным путем. Невербальный формат – взаимодействие через условные позы, мимику и тональность речи, расположение текста и наполнение его дополнительными графическими материалами, таблицами и диаграммами.

Словесный и несловесный язык всегда сочетаются друг с другом. Относительно речи их делят лишь теоретически, поскольку так удобнее описывать процессы взаимодействия особей. На практике же невербальный и вербальный виды речевого общения друг без друга не существуют. Лингвисты говорят, что норма речевого общения – баланс между вербальной и невербальной составляющими.

виды речевого общения в русском языке

Типы и категории

Еще один подход к выделению видов речевого общения – разделение такового на информативное и не являющееся им. Информативным называют такое, при котором цель контакта связана с некоторыми данными. В рамках взаимодействия участники что-то читают, слушают, сообщают, тем самым передавая адресату новые знания.

Неинформативное взаимодействие необходимо для формирования контакта с объектом общения, при этом целей и задач, связанных с получением и распространением сведений, у участника нет. Такой вид ситуаций речевого общения направлен на удовлетворение желания пообщаться. Люди говорят друг другу что-то, рассчитывают на понимание, получают возможность поделиться мнением. Именно эти потребности и желания являются основной целью неинформативного общения.

Как нас много?

Существует разделение на виды устно-речевого общения, связанное с количеством участников. Принято говорить о монологах и диалогах. При этом оценивают роли участников взаимодействия и их способность меняться местами. Возможен вариант, когда один говорит, второй слушает, а также путь общения, при котором участники меняются этими ролями.

Диалог – слово, образованное в греческом языке и обозначающее высказывание мнения двумя и более участниками. При монологе один человек говорит, прочие слушают. При этом формате взаимодействия обмена репликами, а значит, мнениями, не происходит.

Как правило, монолог можно определить по непрерывности речи, при этом высказывание – сверхфразовое, объемное. Речь логична и последовательна, имеет смысл, завершена, направлена на коммуникативность, раскрывает одну тему. Как правило, монолог довольно сложен синтаксически.

О классификации

Анализируя формы и типы речевой коммуникации, необходимо уделить внимание дистантному и контактному вариантам. Деление на эти категории основано на анализе положения участников общения относительно друг друга. Речь идет не только о географической удаленности, но и определенном отрезке времени. При контактной форме партнеры расположены поблизости, могут установить зрительный контакт, слышать речь друг друга. Общение происходит словами и несловесными методами.

виды и стили речевого общения

Дистантный – вид речевого общения, понятие которого предполагает разделение общающихся людей географически и во временном пространстве. Хороший пример – книга. Автор произведения и читатель, как правило, разделены и пространством, и временными эпохами, поэтому чтение становится дистантным речевым общением. В ряде случаев разделение происходит только по одному фактору – географически или во времени. Пример вида речевого общения, при котором время одно, а география различна – взаимодействие через диалог в Виртуальной паутине или посредством телефона. Разделение по времени в рамках одного пространства – обмен записками в одной комнате, аудитории.

Стоит ли говорить?

Виды, формы речевого общения – это еще и письменное, устное взаимодействие. Каждая из ситуаций имеет свои особенности, позволяющие причислять ее к некоторой группе, а также формы речи, используемые собеседниками. Устное общение практикуется (обычно) при возможности установить личный контакт. В большинстве случаев это одновременно возможность и слышать, и видеть собеседника.

Выбирают, учитывая этикет речевого общения, вид и форму взаимодействия. Многое зависит от объема сведений, которые надлежит передать адресату, от уровня важности информации. Так, устное взаимодействие – однократное произнесение, а в письменной форме человек может много раз перечитать полученные сведения. Следовательно, сложные, объемные данные лучше передавать именно письменно, так как их восприятие будет более адекватным. А вот легкие для понимания сведения можно направлять адресату в устной форме, этого в большинстве случаев достаточно.

Выбирая оптимальный для конкретного случая вид, стиль речевого общения, необходимо проанализировать, кто является адресатом сведений, каковы должны быть условия для наилучшего восприятия.

Нюансы и специфика

Подбирая оптимальную форму для конкретного случая, учитывают, что устная речь производится однократно, зачастую говорящему свойственны импровизации. При этом ограничен набор средств для передачи задуманного смысла. При письменном общении выражение замысла обычно реализовано до конца.

понятие и виды речевого общения

Закон избыточности объясняет обилие повторений при устном выражении информации. Кроме того, такой вид речевого общения в русском языке (и не только) допускает обобщения. При формулировании идеи в письменной форме повторений, обобщений по возможности избегают вплоть до полного исключения.

Публичный речевой контакт

Рассмотрение понятия и видов речевого общения обязывает уделить внимание разделению всех случаев на публичные и массовые. Первое предполагает монолог. Именно в такой форме строятся лекции в университетах или собрания. Речь участника должна иметь четкую структуру, ведь основная идея мероприятия – достичь некоторой заранее оговоренной цели, ради которой люди и собираются в выбранном месте. Не имея структуры, речь вряд ли будет значимым помощником в деле достижения поставленных целей. Публичный формат – это содержательное высказывание с конкретной целью. Для публичного формата уровень ответственности оценивается как более высокий.

Публичный вид речевого общения людей возможен в устной, письменной форме. Первый тип – выступления на стадионах и в рамках различных мероприятий, второй – публикации в печатных изданиях, что и обусловило их наименование – средства массовой коммуникации. При таком взаимодействии у адресата информации нет конкретного лица, а говорящий формирует для себя общее представление о том, кем является внимающий ему человек.

Официоз и место для него

Основные виды речевого общения – официальное и частное. Первое еще называют должностным. Предполагается наличие деловой обстановки, соблюдение строгости, четкое следование правилам, выдержка всех формальностей.

Частный диалог – взаимоотношения, при которых нет четкой структуры и ограничений, разделения на роли. В рамках частного разговора общение обычно основано на некотором общем интересе или принадлежности к социальной группе, а сам диалог подчинен отношениям между участниками. При этом общение относительно свободное, на него распространяются общие законы, но этикет важен не так сильно, как для делового формата.

виды речевого общения примеры

Определения и понятия

Речевое общение, типы речевых ситуаций основаны на наличии интереса со стороны всех участников процесса, а также мотивации для поддержания контакта. Как правило, есть некая целевая установка, для реализации которой и необходима речевая деятельность. Общение становится частью общественной жизни и работы, познания и научения. Возможно общение между несколькими персонами, каждая из которых активна, является носителем сведений и общается с другими, предполагая в них также наличие интересующих данных. Общение предполагает обоюдность процесса. Оно относится к социальной активности, свойственной представителям социума, поэтому является, как и иные виды такой деятельности, направленным на достижение конкретной цели, социальным.

Рассматривая виды речевого общения, понятие культуры речевого общения, необходимо особенное внимание уделить особенностям форм, через которые реализован процесс. Речевое поведение – форма, а содержание – деятельность. Поведение позволяет из внутреннего состояния организовать поступки, показывающие отношение персоны к окружающему ее миру и деятелям.

Человек и формы его поведения

Использующие язык и речь виды речевого общения предполагают словесное и реальное поведение. Под первым принято понимать такую систему мнений, доказательств, фраз, которые можно трактовать как проявление психического состояния. Реальным считается такое взаимосвязанное поведение, сформированное поступками человека, пытающегося адаптироваться к пространству, в котором он должен функционировать.

Речевое поведение и соответствующая деятельность отличаются друг от друга уровнем мотивации и осознанием факторов, толкающих на некоторый акт. Деятельность – мотивированная активность, поведение – малоосознанная активность, выраженная через усвоенные стереотипы, образцы, а также подражание окружающим и следование стереотипам, сформированным на базе личного опыта.

виды речевого общения понятие культуры речевого общения

Важно знать

Анализируя виды общения и виды речевой деятельности, необходимо обратить внимание, что результат деятельности – некоторый текст либо законченная мысль, в то время как поведение направлено на формирование взаимоотношений между участниками социума – таковые могут быть конструктивными, деструктивными, положительными и недоброжелательными. Кроме того, поведение направлено на формирование эмоциональной составляющей, объясняющейся тем, как ведут себя участники диалога.

Особенно важно уделять внимание речевому общению в рамках формирования личности ребенка, развития у него навыков социальной жизни и активности. При этом одновременно взрослые должны обучать и деятельности, и поведению. При работе, к примеру, со школьниками, речь идет о создании коммуникативной компетентности. Необходимо передать подрастающему поколению систему языка, речь, материалы, а также нормы общения и поведения.

О проблемах настоящего времени

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

речевое общение виды этикет

Теория и практика

Активно взялись за исследование общения ученые только во второй половине прошлого столетия. Значимые работы увидели свет в 60-70-х годах. В них акценты ставились на социальные параметры взаимодействия людей, а также психологические характеристики, семантическую оценку акта взаимодействия. Исследователи анализировали правила, специфику речевого поведения и речевого общения.

Интерес к этой области полностью оправдан – без общения просто невозможно представить себе человечество; взаимодействие является важной частью жизни любого человека, изъять ее нельзя. Общение актуально не только для конкретной личности, но и народов, культуры. В разных формах культуры практикуются различные варианты общения, но в любом случае основная идея взаимодействия – понять собеседника и почувствовать его правильно, без искажений. Изучая то, как взаимодействие происходит, выделили три уровня: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.

А если поподробнее?

Первый, базовый уровень – коммуникация. Он позволяет обмениваться сведениями, используя язык, традиции, иные особенности, объединяющие собеседников и позволяющие им понять друг друга.

Интерактивный – второй, более высокий уровень. Он предполагает наличие взаимоотношений. При этом важное влияние оказывают личностные особенности персоны.

Перцептивный уровень – это диалог между культурами. О нем говорят, когда взаимно пытаются понять друг друга представители отличающихся лингвокультурных сообществ. Изучение именно этого уровня привлекает многих ученых, лингвистов и социологов, психологов. Коммуникативное поведение и перцептивный уровень взаимодействия связаны меж собой, поскольку именно этот уровень предназначен для передачи собеседнику намерений, целей, которые есть у говорящего.

речевое общение типы речевых ситуаций

Все взаимосвязано

Чтобы охарактеризовать общение, необходимо проанализировать процесс формирования контакта, объясняющегося некоторыми потребностями. В рамках совместной активности участники обмениваются информацией, что и позволяет говорить о речевом общении. Партнеры взаимодействуют, воспринимая один другого и прикладывая усилия для понимания собеседника. Речевое поведение отражает эрудированность индивидуума и интеллектуальные особенности, мотивированность и эмоциональное, психическое состояние. Все это обычно можно выявить, проанализировав особенности использования словарного запаса и стилистику высказываний.

Для наших дней все актуальнее проблема толерантности и ее отсутствия. Не удается сформировать точного и общепринятого понимания границ толерантного отношения. Идея толерантности в рамках речевого общения – исключение агрессии, то есть такого воздействия, когда один из участников диалога начинает конфронтацию, задает условия для конфликта, поскольку не разделяет мнение собеседника. Для выражения своей позиции человек прибегает к негативным методам и средствам взаимодействия. Чтобы общение было результативным, эффективным, необходимо взаимно учитывать интересы всех сторон и терпимо относиться к другим, принимая чужую точку зрения без конфликта. Речевое общение в идеале предполагает снисходительность к недостаткам окружающих и равенство при диалоге.

Толерантное общение: какое оно?

Сущность подобного поведения – подавление агрессии, то есть исключение установки на конфликт со стороны участника диалога. В рамках взаимодействия заинтересованные лица учитывают нормы этикета, проявляют терпимость и внимательность друг к другу. Толерантное взаимодействие строится на дружелюбии, доверии и чуткости, следовании такту и способности сопереживать. Этика предполагает желание всех участников добиться взаимного понимания, ради чего индивидуумы готовы согласовывать интересы и действия, не давя друг на друга. В рамках толерантного речевого общения актуально построение конструктивного диалога и разъяснение своих доводов, убеждение собеседника.

Чтобы общение было толерантным, партнеры должны стремиться к формированию конструктивного диалога. Добиться этого можно, если учитывать цели, интересы субъектов процесса, а также уважать всех участников. Согласно мнению ряда ученых, толерантность – не просто лишь терпимость, но активное сотрудничество, а деятельность на такой основе возможна лишь при способности человека приложить волевые усилия для осознания в чуждой ему сущности положительных качеств.

Толерантная коммуникация – деятельность, ориентированная на конкретную цель, на формирование паритетного диалога и на сознание чуждого для отдельного участника. Для успешного достижения результата нужно владеть языковым материалом, иметь навыки, умения речи, используя подходящие ситуации фразы, маркеры.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.

Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Адресат — тот (те), к кому обращена речь.

Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.

Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.

Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.

Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.

Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;

2. Сокольницкая Т.Н. Текст как единица обучения на довузовском этапе развития языковой личности.//Текст в пространстве культуры и образования. — СПб, 2001.

4. Голубева А. В., Русский язык и культура речи. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата/Голубева А. В., Пономарева З.Н., СтычишинаЛ.П.. — М.: Юрайт, 2018.- 256с.

5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

а) участники речевого общения (адресат — адресант)

б) обстоятельства общения (время, место)

c) условия общения


Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.

a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.

б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.

c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общенияучастники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Обязательные сцены:

Задание 1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Добавьте в левую и правую части схемы элементы, называющие средства передачи информации при вербальном и невербальном общении.

Средства передачи информации при вербальном и невербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, мимика, смысл словосочетаний, жесты, телодвижения, дикция, темп речи, поза, значение предложений, выразительность интонации.

Правильный вариант

Средства передачи информации при вербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, смысл словосочетаний, дикция, темп речи, значение предложений, выразительность интонации.

Средства передачи информации при невербальном общении: мимика, жесты, телодвижения, поза.

Комментарий: Исследования показывают, что при ежедневном общении слова составляют 7%, выразительность интонации — 38 %, невербальное общение — 53%.

Задание 2.Единичный выбор

Выберите правильный ответ.

Слова речной и речевой являются.

1) синонимами
2) однокоренными
3) изменениями одного слова
4) разными словами с разными значениями

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, рели­гиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.

Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения — политика, наука, воспитание и т. д. Сколько существует в обществе типовых, предметов об­щения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особен­ности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развле­кательное (в широком смысле) предполагает проведение вре­мени в общении, оно не связано непосредственно с утилитар­ными, деловыми задачами.

По степени официальности — официальное и неофици­альное общение.

Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и под­чиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, кли­ент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, проситель — чиновник и т. д.

В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюде­ние всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблю­дения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто,

54____________________________________________ Тема 2

проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

По форме общения: закрытое, открытое, смешанное.

Закрытое общение — это общение, когда содержание раз­говора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом обще­нии важно придерживаться темы и соблюдать форму и прави­ла, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Светское общение представляет собой ритуальную бесе­ду, которую этикет предписывает вести людям, когда они вы­ступают в официальных ролях — попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема или соб­рания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.

Фатическое общение — это общение-времяпрепровожде­ние, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатиче-ского, но это фатическое общение, соответствующее требова­ниям, нормам, принятым в культурном, образованном общест­ве; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальным, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосре­дованное выпивкой).

Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей — коммуникативное время­препровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение — установление отношений и

Язык как общественное явление

общение — подтверждение (поддержание) отношений. Разу­меется, между этими двумя видами общения не всегда можно провести четкую грань.

«Стремление к респектабельности отражается и на разго­ворах англичан, особенно с малознакомыми людьми.

— О, как приятно встретить русского! Как вам нравится
Англия?

Понимаешь, что ей совершенно безразлично, нравится те­бе Англия или нет, и отвечаешь невнятно:

— Как замечательно! Бегси, милая, — обращается она к
проходящей мимо знакомой, — познакомься, это мистер Боре-
стон, он русский и ему очень нравится Англия.

Хозяйка ускользает, и ты остаешься перед Бетси, держа в руке стакан с виски.

— О, мистер Коррестор, как вам нравится английский
климат?

— О, впервые это слышу, у вас развито чувство юмора.
Джонни, дарлинг, познакомься, это мистер Полистон, как ни
странно, он доволен нашим ужасным климатом.

Джонни, выпивший уже три-четыре стаканчика, с трудом различает твое лицо. Он, конечно, не уловил, кто ты и откуда.

56____________________________________________________ Тема 2

— Я не раз. э. э. э. бывал у вас, во Франции.

— Простите, но я русский.

— О, русский. Э. э. э. Как вам нравится Анг­
лия?

Круг завершился, ты снова на исходной точке. С хозяйкой ты увидишься теперь только у выхода, когда она скажет: — Я так рада, что мы познакомились! Было так интересно погово­рить о России! Надеюсь, что мы встретимся еще не раз.

Закрытое общение — не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседни­ков очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку. Закрытое общение используется также то­гда, когда собеседники мало знают друг друга, например, только что познакомились.

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом об­щении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.

Язык как общественное явление

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с то­варищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный вид открытого обще­ния — традиционный русский разговор по душам. Русский че­ловек, как правило, стремится к открытому общению и не лю­бит закрытое.

Смешанное общение содержит элементы открытого и за­крытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) — один из собеседников ведет себя по правилам открытого об­щения, а другой в силу тех или иных причин вынужден при­держиваться правил закрытого общения. Такая ситуация мо­жет быть объяснена асимметричными отношениями собесед­ников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрас­тного или социального положения, пола или других факторов.

Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, препо­даватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное обще­ние. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника.

По свободе выбора партнера разграничивают инициатив­ное и принудительное общение.

Инициативное общение предполагает, что собеседник имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и может не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется. Инициативное общение — это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.

Принудительное общение предполагает, что человек вы­нужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств, желания общаться и т. д.

Любопытно, что общение в семье является формой при­нудительного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами, в дальнейшем они остаются нашими принуди-

58_____________________________________________ Тема 2

По соотношению формы и содержания разграничивают прямое и косвенное общение.

Прямое общение — это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания упот­ребленных в нем слов; содержание фразы полностью соответ­ствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, другое понимание, кроме данного, общепринятого.

При косвенном общении высказывание не понимается бу­квально, оно содержит некоторый второй план, подтекст, на­мек, который и составляет истинную цель высказывания, ее истинное коммуникативное содержание. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мысли­тельной операции, он всегда базируется на жизненном опыте воспринимающего, на анализе им конкретной коммуникатив­ной ситуации.

— Закройте окно! — прямое высказывание;

Понимание косвенных высказываний требует общей культуры, жизненного опыта, знания жизни, понимания при­чинно-следственных связей между событиями и явлениями, умения делать логические выводы из услышанного, умения

Язык как общественное явление

распознать и различить интонационные тонкости высказыва­ния. Наконец, необходимо просто иметь навык понимания косвенных высказываний, навык получения логическим путем выводного знания.


Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ. ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  • ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные единицы речевого события

Возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества людей. Язык образовался естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу людей). В результате этого язык по своей природе многофункционален.

Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а слушающему их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека — его среда обитания.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность.

• побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

• координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

• эмотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

• установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

• осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

1.2. Язык — средство общения

Язык — знаковая система. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смыл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность).

Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или из их комбинации (предложение). Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.

Язык по своей природе многофункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать. В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Функция — аккумулятивная.

Помимо трех основных функций: коммуникативной, познавательной, аккумулятивной, язык выполняет:

— эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);

— функцию воздействия (волюнтативную).

Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т.е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

1.4. Речь и мышление

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.

Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) — необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь — это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Выделяют три основных типа внутренней речи:

• собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

• внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

1.5. Основные единицы речевого общения

Речевая ситуация — это контекст высказывания, это то, что помогает его понять. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации:

— время и место высказывания.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Примеры таких толкований:

— Я не хочу с вами разговаривать.

— Вызовите скорее врача.

— Я не буду выполнять эту работу.

— Оставьте меня в покое.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки.

Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Вторая единица речевого общения — речевое событие. Например, лекция, собрание, заседание, разговор в общественном месте. Речевое событие составляют два компонента:

1) словесная речь и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Компоненты речевого события:

— словесная речь и то, что ее сопровождает;

— речевая ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Оно возможно, если в нем участвуют не менее двух человек: Это — первое условие.

У одного из них должна появиться мысль, тема для обсуждения: Это — второе условие.

Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

— переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

— расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

— понимание общего плана высказывания;

— понимание замыслов и мотивов высказывания;

— оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

— понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

1.6. Эффективность речевой коммуникации

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания.

Основные принципы ведения разговора:

Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие (релевантность) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. При соблюдении этого принципа необходимо соблюдать следующие постулаты:

— высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется;

— необходимо стараться, чтобы высказывание было истинным;

— не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

— не отклоняйся от темы разговора;

— избегай непонятных выражений;

— избегай ненужного многословия.

Принцип вежливости предполагает соблюдение совокупности ряда правил. Кратко они сформулированы следующим образом.

Правило такта: не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.)

Правило великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его.

Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других.

Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.

Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.

Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе общения.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями.

Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.

Читайте также: