Своеобразие готики в польше кратко

Обновлено: 30.06.2024


Медленное распространение западных идей в Польше вызвано тем, что церковные реформы Григория VII были восприняты в Польше лишь в начале XIII в., гораздо позже, чем в Богемии.



Собор Успения Девы Марии .Белосток.1617—1626

Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XV вв. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов.



Собор Святых Мартина и Николая.Быдгощ XIV—XV века

Тевтонские рыцари, великие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры богатых городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503)


Gdańsk, kościół par. p.w. Wniebowzięcia NMP, tzw. Mariacki, 1343, 1502, po 1945


Интерьер церкви У;спения Пресвятой девы Марии в Гданьське

И самое значительное кирпичное сооружение — дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335),


Орденский замок Мариенбург , давший начало одноимённому городу (ныне город Мальборк в Польше), служил резиденцией великого магистра Тевтонского ордена с 1309 по 1456 годы. Это крупнейший средневековый кирпичный замок в мире, один из эталонов кирпичной готики, памятник истории, памятник Всемирного наследия человечества.

Они оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Имело своё влияние и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XV в.


Собор Архангела Михаила и Святого Флориана (Варшава)


Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич.


Костёл Святого Иоанна Крестителя (Варшава)-был возведён в 1390 году в стиле кирпичной готики как место коронаций и похорон князей Мазовии

Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. Кирпич использовали не только для построения небольших жилых домов, но и для величественных готических соборов. Использование кирпича обусловило особенности подобной готики, потому что унифицированный кирпич значительно ограничивал создание готических узоров, сделанных из тёсаного камня. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение.


Собор Успения Девы Марии,Влоцлавек,XIV—XV века


Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.


Замечателен кафедральный собор на Вавеле(1320—1364 гг.).

Готическая архитектура отличалась в Польше значительным своеобразием. Конструкции польских сооружений принципиально отличались от западноевропейских. Так, костел на Вавеле, несмотря на значительный пролет (около 10 м) и высоту среднего нефа, не имел аркбутанов. Аркбутаны вообще почти не использовались в польской архитектуре.


Konfesja bp Stanisława na Wawelu Wawel Cathedral





Кафедральный костел на Вавеле в Кракове

Наметившаяся в романскую эпоху тенденция как бы лепить здание из крупных объемов получила в сооружениях польской готики свое дальнейшее развитие, выразившееся в значительно большей по сравнению с предыдущим периодом утонченности форм, приобретших скульптурный характер (ср. фасад кафедрального костела в Гнезно, алтарную часть костела св. Екатерины в Кракове и др.).


Кафедральный костел в Гнезно


Кафедральный костел в Гнезно, интерьер



Кафедральный костел в Гнезно, скульптура.Это стремление к скульптурности объемов здания сопровождалось и использованием скульптурных деталей.


Что касается архитектурных деталей, то и они нередко принимали здесь характер своеобразных скульптурных произведений (как, например, капители из кафедрального костела во Вроцлаве), часто достигая значительной экспрессии.


Кафедральный собор Иоанна Крестителя (1158 г. - первый готический храм на польской земле).


Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве, интерьер


Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве


Собор Святой Марии Магдалины




Одним из выдающихся образцов городских костелов является Мариацкий Костел в Кракове(1226—1478 гг.).



Северная школа польской готики уделяла преимущественное внимание декоративным завершениям обычно гладких стен. Пышно обрабатывались щипцы и аттики. Основным материалом здесь был кирпич; камень почти совсем не использовался. Иногда стены костелов целиком или частично (плоские ниши) покрывались штукатуркой.


Собор Святой Троицы, Девы Марии и Святого Бернарда


Собор Святого Иоанна Богослова.Квидзын

Готическая архитектура в Польше, как, впрочем, и в других странах, дала бесчисленные варианты сводов, искусство возведения которых достигло тогда своего предела.



Собор Успения Богородицы и Святого Андрея.Пельплин



Świdnica, Cathedral.Radom - Cathedral of Virgin Mary.

В дальнейшем конструкции сводов еще более усложнились, и после сводов звездчатых, сетчатых, с множественным переплетением нервюр, и сводов веерных в Польше в XV—XVI вв. появились эффектные сотовые своды, использованные в самых разнообразных их вариантах. Большого развития достигли в ту эпоху и деревянные конструкции, в частности стропильные фермы, поддерживавшие высокие крыши готических зданий.


Тarnów Cathedral, Lesser Polish Voivodship, Poland


Katedra w Elblągu

Польские архитекторы средневековья в отличие от более позднего периода проявляли большую сдержанность в обработке наружных стен и искали совершенства композиционных построений в гармонической уравновешенности самых масс зданий. Они добивались пластической выразительности объемов путем их взаимосвязи и противопоставления.


Katedra we Fromborku



Собор Святого Семейства.Ченстохова

Достигнув значительного совершенства в применении декоративных и скульптурных элементов, польские архитекторы средневековья очень сдержанно использовали их в наружном облике зданий и вместе с тем широко применяли их во внутренней отделке, порой довольно пышной. Характерной тенденцией польских зодчих средневековья было стремление к объемной и силуэтной выразительности их построек. При этом свойственный готической архитектуре вертикализм носил в польской архитектуре очень сдержанный характер.


В Готика стиль прибыл в Польша в первой половине 13 века с приходом членов доминиканского и францисканского орденов. Первые элементы нового стиля очевидны в основании Доминиканской Троицкой церкви в Краков (1226–1250), [1] построен епископом Иво Одроу. Еще одним из самых ранних проявлений готики в Польше было восстановление Вроцлавский собор строительство которого началось в 1244 году. Самым ранним полностью крытым зданием в Польше считается построенная в готическом стиле часовня. Святая Ядвига в Тшебнице (1268–1269) в монастыре цистерцианцев.

На севере и западе страны есть немногочисленные Романский предшественники (см. здесь). Большинство готических построек в Польше построено из кирпич, и принадлежат Балтийский Кирпичная готика, особенно в северной Польше (см. Значительные кирпичные готические здания в Польше). Тем не менее, не все готические здания в Польше построены из кирпича. Например, Вавель Собор в Кракове в основном каменный. В Польше тоже есть готика. каменные церкви, в основном относительно небольшого размера. Центры польской готики - Краков, Гданьск, Бежать и Вроцлав.

Правление короля Казимир Великий было время наибольшего расцвета готической архитектуры в Польше. Второй раз подобное развитие произошло в фазе поздней готики, во время правления Казимир Ягеллонский.

В районе Малая Польша (на юге) здания были построены из кирпича с брусчаткой до деталей реализации. Построенные в этом районе церкви часто бывают двухнефными. Также встречаются очень высокие базилики при нефах. Силезия напоминает готическое решение Малопольского воеводства с чешским влиянием. Здесь тоже помимо ударов использовались каменные кирпичи. Одна из характеристик - расположение башни - на пересечении трансепта церковного хора, на юго-востоке. Архитектура северных земель сильно повлияла на образцы, вдохновленные Тевтонский орден государственных зданий и других городов Ганза. Кирпичные церкви в основном Померания залы могучих башен, обычно расположенные на главной оси. Гораздо реже встречается базилика. В Мазовецкое воеводство не развиты разные формы готики. Возникающие на этой земле постройки имеют уже известные довольно упрощенные формы.

Содержание

Замки

С 13 века начали модернизировать резиденцию королевских и княжеских особ, расширяя функциональную программу существующих зданий (например, Замок Вавель, Легница), и строительство замков, которые изначально можно было строить только с согласия правителя. По этой причине самые старые замки имеют общественный характер постройки. Первоначально, в 13 веке, характерные элементы замков играли роль в замках из дерева и земли, поэтому первые замки имели неправильную форму (например, в Ополе). После середины 13 века здание заброшено, чтобы связать его скорее с более ранней эпохой. Замки правильной формы распространились по всему Польскому королевству во время правления Казимира Великого, и построили их в этой форме даже в районах предыдущих замков (Рава, Ленчица, Коло). Замки и монастыри, построенные Иоаннитами (Старе Дравско, Лагув, Свобница, Пензино) и Тевтонский орден, в созданном ими государстве в Пруссии (Мальборк, Радзынь Хелминьски, Недзица) и епископов (в Липовце). В замках были построены последние оборонительные башни (известные как stołp) и жилые башни (donżon).

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Стилевые особенности готической архитектуры Германии, Англии, Италии, стран Пиренейского п-ова, Центральной и Северной Европы, Прибалтики.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


церковь Санкт Элизабет в Марбурге
Готика появилась в Германии во 2/4 13 в. Германия в это время распалась на ряд самостоятельных княжеств. Привнесённая "французская манера" столкнулась с сильными романскими традициями и византизирующим направлением. Немецкие строители восприняли в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону готики (окна-розы, стрельчатые арки). Фактически готику в Германии начинает Либфрауэнкирхе в Трире и церковь Санкт Элизабет в Марбурге (2/4 13 в.).



Либфрауэнкирхе в Трире

Во 2/пол. 13 в. наметилось соперничество в базиликального и зального типа храмов в северо-германских землях. Трёхнефная романско-готическая базилика тут была существенно трансформирована - укорочена до трёх шагов опорных столбов перекрытых девятью сводами почти одинаковой высоты, что придавало интерьеру зальный характер. Базилика чаще господствовала в городских соборах, а приходские и монастырские церкви строились главным образом зальными, что, благодаря слитности внутреннего пространства, было ближе демократическому сознанию поднимавшихся городов и практике нищенствующих орденов. Одним из шедевров немецкой готики является собор св.Петра в Кёльне (1248 - 15 в., завершён в 1880 г.)

cобор св.Петра в Кёльне
На северо-востоке Германии, где было мало пригодного для строительства природного камня, с 12 в. в употребление вошёл кирпич. Поэтому в эпоху готики побережье Северного и Балтийского морей стало ведущей областью кирпичного строительства. Мастера кирпичной готики создали особое отвлетвление внутри стиля европейской готики. Кирпич более хрупок и почти не поддаётся обработке, поэтому все украшения из него должны были быть предусмотрены при формовке кирпича. Строители извлекали художественный эффект из рисунка кладки, из различной фактуры и окраски кирпича (глазурированный, светлые и тёмные тона); Искусственность материала противопоставила здание окружающей среде и мастера удачно вписывали красные здания в зеленовато-голубоватые тона северного пейзажа. Переход к кирпичной готике обозначился около 13 в. и совпал с подъёмом и расцветом северогерманских городов (ратуша в Тангермюнде).

ратуша в Тангермюнде
Каркасная готическая конструкция соборов повлияла на возникновение каркасной фахверковой системы в западноевропейской народной архитектуре, которая на многие века определила общий вид европейских малых населённых пунктов, в первую очередь Германии. Дом с фахверковой конструкцией стен возводился на основе деревянного каркаса из брусьев, пустое пространство между которыми заполнялось глиной или кирпичом. Выходящие на фасад балки раскрашивались в тёмный цвет (чёрный), заполненное пространство между ними в светлый (как правило белый), а фасад здания представлял соб\ой хорошо читаемый двухцветный рисунок. Такая конструкция стен была значительно экономней в расходовании дерева в сравнении со срубной, что особенно было важно в малолесистых районах. Результатом применения готической каркасной фахверковой системы стало распространение в двухскатных крышах более экономичных стропильных перекрытий вместо бревенчатых самцовых.

Фахверковые дома

В конце 13 века готика проникла в Англию, где приобрела ярко выраженное национальное своеобразие и совпала со становлением национальной культуры. Особенностью развития Англии было огромное значение сельских районов в экономике страны и меньшая роль городов. Главным средоточием строительства являлись крупные аббатства. В городах и сельской местности были распространены приходские церкви с доминирующей осевой башней на западном фасаде. Уже Кентерберийский собор, строительство которого началось в 1274 г. Гийомом из Санса, имел ряд отличий от французских прототипов. В плане он имел сдвоенный трансепт, один из которых короче другого (позже это стало отличительной чертой и других соборов). Романские традиции были очень стойкими в Англии - на вместительные старые соборы лишь надевали "готические одежды". Усилия архитекторов концентрировались не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне готики.


Кентерберийский собор
Английские соборы строились на открытом месте, поэтому сохранили значительную протяжённость, имели возможность устремляться не только вверх, как на континенте, где соборы окружала городская застройка, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, разного рода притворы. Апсиды имели по преимуществу прямоугольное завершение, хор с обходами и капеллами встречается редко. Западные башни невелики, зато сильнее выявлена башня над средокрестием. В интерьере средний неф, как правило, не поднимался на значительную высоту, роль аркбутанов была ограничена, и их скрывали под кровлей боковых нефов (собор в Солсбери, 1220-1274).

Готика в Англии сохраняла своё значение вплоть до середины 16 в. Ведущая роль декоративных форм позволила провести периодизацию английской готики. Принято выделять раннюю или "ланцетовидную" (по форме окна) готику 13 в., зрелую или "украшенную" готику конца 13 и 14 вв., и позднюю "перпендикулярную" готику 15 в. (в которой господствовали перпендикулярные относительно земли ритмы).

В Италии готика оказалась чужеродным телом. Её космические масштабы и безудержная динамика не были восприняты местными архитекторами. Готические элементы в значительной мере наполняли фасад, но были восприняты в чисто декоративном виде: остроконечные щипцы, окно-роза, башни - это всего лишь графический рисунок на плоскости (собор в Орвьето, фасад - в 1310-1330 гг.). Ажурность готических конструкций позволила венецианцам разомкнуть стену, что в сочетании с полихромией придало зданиям пейзажный характер (Дворец Дожей, южное крыло которого было построено в 1309-1340 гг.). Собор в Милане (начат ок. 1386 г.) лишён функциональной ясности конструкций, поражает обилием мраморных украшений и своей приземистостью, не смотря на множество вертикальных членений и башен.

В Испании готические формы захватили в основном культовое строительство, гражданская архитектура оказалась теснее связанной с мавританской строительной практикой. Наиболее близкие к французским оказались соборы Кастилии. Однако климатические условия и обилие солнечного света, местные строительные навыки и др. внесли свои коррективы в разработанную во Франции конструктивную систему и декоративное убранство. Большие многочисленные окна в Испании были излишними, стена сохранила своё значение (храмы в Бургосе (начат в 1221 г.), Толедо (начат в 1226 г.) и Леоне (начат ок. 1255 г.)).

В городах Каталонии, более демократичных по сравнению с центральной провинцией Кастилией, проявилась тяга архитекторов к цельному и ясно обозримому пространству интерьера, которое подчёркивало единство общины. Тут были характерны однонефные церкви, в трёхнефных соборах царит главный неф, а боковые, как правило, узкие.

Готическое искусство Венгрии плохо сохранилось - оно было разрушено во время турецкого владычества, либо перестроено в 18 в. То, что сохранилось, находится в основном в сельской местности. Аркбутаны в Венгрии практически не применялись, интерьеры культовых зданий обычно имеют двухчастное деление, зальный тип преобладал над базиликальным. В сельской местности сохранились небольшие церкви похожие на крепостные постройки. Наиболее сохранившийся готический храм в Венгрии - костёл св. Матяша в Будапеште.

На севере Польши, в Поморье, преобладал кирпич (костёл Якуба в Торуни (1309-1350), костёл Девы Марии в Гданьске (1343-1502)). На юге в основном использовали камень, если строили из кирпича - то с применением прочного камня для ответственных частей конструкции, резных украшений и скульптуры. Именно такой вариант готической архитектуры преобладал в столице польского королевства - в Кракове, который сохранил значительное количество памятников этого периода.


Мариацкий костёл
Главным храмом Кракова является двухбашенный Мариацкий костёл (ок. 1360 - середина 16 в.). Основным его строительным материалом является кирпич, камень же применён лишь в оформлении углов, проёмов, резных деталей. Это же в целом относится и к двум другим краковским костёлам - св. Барбары (1362) и св. Креста (1300 - 15 в.). Среди других памятников такого варианта готики следует упомянуть 70-метровую Ратушную башню (окончена в 1383 г.), Collegium Maius -старый корпус Краковского университета (построен в 1400 г., в нём в начале 16 в. учился Ф.Скорина). Готический облик сохранили многочисленные городские оборонительные башни и барбакан.

На архитектуру Прибалтики значительное влияние оказали немецкие рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), сделавших эти земли плацдармом для дальнейшей экспансии на восток. Но и на творчество приезжих мастеров влияли местные традиции.

В других уголках Европы готика тоже оставила свой след. В этой части узнаем о готике в Нидерландах, Польше, Скандинавии и Прибалтике..

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.










1. Церковь Нотр-Дам в Юи, Бельгия, 14–16 век
2. Церковь Нотр-Дам-де-Динан, Динан, Бельгия, 13 век
3. Собор Святого Иоанна, Хертогенбос, Нидерланды, Северный Брабант, 13–16 век
4. Собор Святого Стефана, Вена, Австрия, 14–16 век
5. Церковь Святого Марка, Загреб, 13 век
6. Загребский собор, Хорватия, 11–15 век
7. Францисканский монастырь, Дубровник, Хорватия, 14 век

Разберемся в готическом искусстве Центральной, Восточной и Северной Европы. Начнем с Нидерландов, Австрии и Хорватии.

🇳🇱 Нидерланды. В Средние века государство занимало территорию современных Нидерландов, Бельгии и севера Франции. Местные торговцы богатели на сукне и шерсти — и хотели увековечить память о себе.

▪️ Развитие продолжалось до середины 14 века. А дальше то ли богатые заказчики невзлюбили эксперименты, то ли не хотели тратиться на сложные готические долгострои — архитектура следующих веков оставалась консервативной.

🇦🇹 Австрия. Здесь сложилась самобытная школа живописи, любимые темы которой — Оплакивание Христа и Мадонна, делали сложные резные алтари. Главный памятник готической архитектуры — собор св. Стефана в Вене (1304–1511).

🇭🇷 Хорватия. Готическая архитектура сложилась в Загребе (церковь св. Марка, Загребский собор), в Крижевци и в Дубровнике.







1. Костел Святых Петра и Павла, Стшегом, Польша, 13–15 век
2. Мариацкий костел, Краков, Польша, 14 век
3. Резной алтарь Вита Стоша, Мариацкий костел, Краков, Польша, 15 век
4. Надгробие Владислава Локетка, Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, Краков, Польша, 14 век
5. Церковь Святого Георгия, Шопрон, Венгрия, 13–15 век
6. Кафедральный собор Святой Эльжбеты, Кошице, Словакия, 14–15 век

Теперь поговорим о готике в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии и Словакии.

🇵🇱 Польша. Готика пришлась на укрепление и расцвет самого государства в 14–15 веках: рост городов, развитие культуры, обширное строительство.

▪️ В разных частях страны строили из разных материалов. На юге — из камня (гранит и базальт), либо из кирпича с каменным декором — как в костеле в Стшегоме. На севере преобладал кирпич.

▪️ Один из самых известных соборов Польши — Мариацкий костел в Кракове. Был построен на средства горожан в ремесленной части города. В хорах — большой резной алтарь Вита Стоша, знаменующий рубеж между искусством Средневековья и Возрождения.

▪️ Архитектурная пластика была не очень развита. Вместо нее — мемориальная скульптура, станковые произведения из камня и дерева, резные алтари.

🇭🇺 Венгрия. С 14 века активное строительство шло в Буде — резиденции венгерских королей. Аркбутаны почти не применялись. Большая часть венгерской готики была либо разрушена турками, либо перестроена в 18 веке. Остатки сохранились в основном в сельской местности западных областей.

🇸🇰 Словакия. Готика пришла ближе к 14 веку. Все более рационально, просто, цельно. Крупнейшая готическая постройка Словакии — собор св. Альжбеты в Кошице (1382–1499), компактный и монолитный, но красивый, с декором.

Читайте также: