Скульптура древнего царства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подобно архитектуре, скульптура Древнего царства представляла собою замечательное явление. Уже статуи времени III династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях IV династии, свидетельствуя о новом этапе развития древнеегипетского изобразительного искусства.

Со времен Древнего царства нам досталось довольно много различных статуй. Многие из них находились при раскопках храмов. Таковы статуэтки фараонов Хефрена, Микерина, Ниусерра, Менкаугора, обнаруженные в тайнике храма Птаха в Мемфисе, и знаменитые медные статуи Пепи I с сыном из древнего святилища в Нехене. Эти скульптуры либо посвящались в храмы с целью поставить царя под особое покровительство божества, либо играли определенную роль при совершении обрядов, после чего оставались в храме; к последним памятникам относится, например, статуэтка Менкаугора в хеб-седном одеянии.

Все же большое число скульптур имеет происхождение из заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Подавляющее число этих статуй были предназначены для целей культа, порою еще нам не известных в достаточной определенности. Так, не ясна конкретная ритуальная роль ряда царских статуй, иконографически значительно более разнообразных, нежели в предыдущий период; уточнить же функции этих скульптур мешают как неполные сведения о планировке пирамидных храмов, так и недостаточная изученность совершавшегося в этих храмах ритуала. К тому же еще в древности многие памятники сильно пострадали, а частично были просто уничтожены. Так, около пирамидного храма Джосера было найдено множество обломков его статуй из красноватого кварцита; скульптуры Джедефра из его пирамидного храма были разбиты на куски, возможно, по причинам династийных распрей, а часть статуй Хефрена была впоследствии использована для изготовления каменных сосудов. Обстоятельства находок царских статуй также не могут нам помочь, ибо, за исключением статуи Джосера, обнаруженной в сердабе его пирамидного храма, и статуй Снофру из молелен нижнего храма его дашурской пирамиды, ни одна царская статуя Древнего царства не была найдена на первоначальном месте.

Поэтому хотя мы и можем с известной достоверностью установить, что скульптуры Хефрена стояли в его нижнем пирамидном храме на полу колонного зала которого имеются соответствующие по размерам углубления, мы совсем не знаем ни облика статуй из основных молелен верхних пирамидных храмов, ни местонахождения групп, изображавших фараона то вместе с божествами, то с царицей.

Скульптура Древнего царства полностью сохраняет такое же предназначение, которое она имела в предыдущий период, но в рамках почти всего круга скульптур просматривается определенное развитие. В большой степени расширяется иконография статуй, имеющих культовое значение: рождаются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой левой ногой вперед, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного либо Северного Египта; сидящего в аналогичном одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож наследуют основной тип царских статуй: параллельно с существовавшими раньше фигурами сидящими, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар. Однако некоторые статуи вельмож не имели прототипов среди царских скульптур. Таковы статуи писцов, сидящих, поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях.

Очень интересно, что в такой позе вначале изображались только царские сыновья: наиболее ранними статуями писцов являются пока скульптуры старшего сына Хеопса Кауааба, сыновей Джедефра — Сетка и Хорента, сына Микерина — Хевинера. Очевидно, положение образованного человека расценивалось настолько высоко, что даже царские сыновья считали необходимым наглядно отмечать это особым типом статуй. Другим новшеством явились семейные группы с детьми. Гораздо разнообразнее стали статуэтки слуг и рабов.

Трон Тутанхамона

Египетская скульптура эпохи Нового Царства и ее стилистическая эволюция

2 года ago Enottt Комментарии к записи Египетская скульптура эпохи Нового Царства и ее стилистическая эволюция отключены

Периодизация и особенности периодов

Древнее Царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.).

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам — канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида — богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Гор — в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот — птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис — шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сехмет — львицы и т. д). В отличие от других культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь.

Среднее царство (XXIV в. — XVII в. до н. э.)

Изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.

Новое Царство (XVII — XI века до н. э.)

Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и провёл реформы. Амарнское искусство (по названию местности Амарна, где стояла новая столица Ахетатон) обратилось к чувственной передачи действительности, небывалому до того реализму.

Религиозно-политические реформы Эхнатона угасли с его смертью. При Тутанхамоне столица перенесена в Мемфис, а жрецы Амона вернули себе былое могущество. Имя Эхнатона предано забвению. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетие. Таким образом египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, но он теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве.

Новое царство

Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол 18 династии, правившей более двух веков. В начале 16 века до н.э. завоеватели-гиксосы были окончательно изгнаны из Египта, и с этого момента страна вновь объединяется вокруг Фив, а фараоны ведут завоевательную политику. Стремление к упрочению государственной власти сказалось и в области религии – в необходимости установления единого общегосударственного культа. Эта роль была уготовлена фиванскому богу Амону, которое объединяло в себе и поклонение древнеегипетскому солнечному божеству Ра. Таким образом, в Египте сохраняется политеизм, но поклонение богу Амону-Ра становится общегосударственным официальным культом. Амон-Ра именуется царем всех богов, ему слагают гимны и приписывают все победы.

Все искусство времени правления первой половины 18 династии развивалось под эгидой столичных Фив, оказывавших влияние на провинциальные центры.

Архитектура

Росписи

Важное значение придавалось росписям. Росписи начала 18 династии отличались известным стремлением к архаизации, поэтому для них характерны яркие красочные сопоставления, четкость контуров, которые сближают стиль их исполнения с рельефами. Однако усилившиеся декоративные тенденции отразились и здесь. Стенопись царских гробниц напоминала развернутый сверток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями. Интересно, что ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения ближе примыкают к строгой графической манере исполнения, в то время как росписи некрополя фиванской знати отличаются большей живописностью. Тематика становится гораздо шире. В композиции можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Расположение композиций отвечало планировке гробниц.

Стилистическая эволюция скульптуры Египта в период Нового Царства

Скульптура. Строительству монументальных храмов в Фивах сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа. Статуи устанавливались в открытых дворах храмов, фланкировали пилоны. Предполагалось, что на них будут смотреть издалека, поэтому зачастую они решались весьма обобщенно.

В фиванской скульптуре Нового царства прослеживается два направления, представленные памятниками официального и частного искусства, причем обе линии взаимосвязаны. В пластике официального направления начала 18 династии развивались традиции искусства Среднего царства (то есть установка на портретность и доминирование человеческого начала). Новые черты появляются только со времени царицы Хатшепсут. Статуи Хатшепсут исполнены в виде тронной и коленопреклоненной фигуры, в образе сфинкса или осирических колоссов. Сравнивая их, можно обнаружить ряд общих приемов передачи портретного облика – сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидный разрез глаз. Иконография, сложившаяся в скульптуре времени Хатшепсут, получила дальнейшее развитие и в памятниках последующей эпохи, включая годы царствования Тутмоса III. Несмотря на видимое желание уничтожить все, что напоминало бы о его предшественнице, стилистическая линия скульптуры следовала традициям, заложенным в годы ее правления.

В пластике времени Аменхотепа III намечается нарастание декоративных элементов. Здесь отсутствует интерес к пластике лица, но зато важна проработка парика, одежды, украшений.

Аменхотеп III. Голова из Британского музея

Аменхотеп III. Голова из Британского музея

Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи

Эти статуэтки исполнены поистине виртуозно, фактура дерева поразительно пластична. Темно-каштановый цвет эбенового дерева усиливается инкрустацией золотыми пластинами ожерелья и браслетов. Высокая посадка головы соответствует стройным формам фигуры. Обе парные статуэтки представлены в канонизированной позе идущей фигуры. Лица тонко моделированы, в обоих случаях ярко выражена портретность.

Рельефы. В рельефах фиванских храмов заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочетается с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. В выборе техники художники всегда учитывали эффект восприятия изображения с дальнего или близкого расстояния. Высота рельефа и интенсивность контуров также зависели и от степени освещенности поверхности солнечным лучом. Рельефные композиции выдержаны в тех же пропорциях, что и сооружения архитектурного комплекса, благодаря чему возникает цельность всех элементов ансамбля. Рельефы располагались фризообразно, по регистрам.

Композиции Карнака, Луксора, Дейр эль-Бахари отличаются многообразием сюжетов. Появляются развернутые сцены, повествующие о родословной фараонов, в которую вплетаются боги египетского пантеона. С введением новых сюжетов вырабатываются и новые изобразительные приемы. В период 18 династии самостоятельное значение приобретает пейзаж, в котором реалистически трактованные фигуры животных сочетаются со стилизованными формами растений.

Рельефы гробниц фиванского некрополя отличались большой декоративностью и живописностью. На место четкого силуэта приходят мягкие очертания и пластичная моделировка фигур. Их контуры приобретают изысканный рисунок. Мастера уделяют особое внимание проработке деталей одежды, украшений, стилизованной трактовке длинных пышных париков.

Амарнская скульптура

Амарнский период — термин в египтологии, которым обозначают время правления в Древнем Египте фараонов Эхнатона и Сменхкары в XIV—XIII века до н. э., в поздний бронзовый век.

В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг своего могущества. Однако деспотическая власть фараона вызывала противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертвования храму Амона, а также знати. Эти силы активно сопротивлялись фараону. Поэтому Аменхотеп III стремился сузить сферу влияния фиванского жречества с помощью религиозной реформы. Реформу провел его преемник – Аменхотеп IV. Он выделяет среди других богов солнечное божество Атона, и на смену древним богам приходит культ одного Атона, который почитался в виде видимого солнца. Его символом служил диск с исходящими от него лучами, оканчивающимися кистями рук. Подобное изображение постепенно становится единственным символом, вытесняющим конкретный человекоподобный образ Амона и Ра. Поклонение солнцу сочеталось с культом самого фараона, считавшего себя сыном Атона.

В Амарнскую эпоху наблюдается стремление порвать с традициями прошлого. С отказом от идеализации образа царя существенно меняется его иконография. Но в силу известной инерции традиций канонические типы статуй продолжали использоваться, хотя сущность образов переосмысливается. Индивидуальные черты фараона сочетаются с известной долей художественного обобщения. Мастера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, подчеркивают всякий раз удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длинной шее, округлые бедра, выступающий живот, тонкие руки и ноги. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелыми полуопущенными веками, придающими взгляду меланхолическое выражение. Пример такого памятника – колосс Эхнатона из Карнакского музея.

Новая столица была украшена стелами с текстами и рельефами, на которых изображалась царская семья во главе с фараоном, поклоняющаяся Атону. Все фигуры решены в новой иконографической манере. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допускалось для изображения царствующих особ. Другим нововведением является возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято в традиции. Эти некрополи важны, поскольку именно они донесли до нас искусство Амарны, ведь сам город вскоре был разрушен. В культовых композициях этих гробниц нет никаких изображений богов, кроме Атона, даже Осириса.

Таким образом, в искусстве Амарны наряду с преувеличенным подчеркиванием индивидуальных

Нефертити в голубой тиаре

Нефертити в голубой тиаре

К концу царствования Эхнатона относится рельеф, изображающий Сменкхара, мужа старшей дочери фараона Меритатон, вместе с супругой. Здесь также очевидны характерные особенности стиля амарнского искусства: свободная постановка фигур, переданных в непосредственном общении друг с другом, живая непринужденность поз.

Трон Тутанхамона

Трон Тутанхамона

Среди найденных там памятников следует отметить парадный трон, на спинке которого изображен фараон и его жена. В пластичной моделировке поз очевидно влияние амарнского искусства. Интересно, что несмотря на отступничество Тутанхамона от религиозной реформы Эхнатона, в композиции на спинке трона помещен традиционный солнечный диск. Художественные традиции оказались более стойкими, чем религиозные убеждения.

Практически после смерти Эхнатона начинается процесс реставрации старой религии, искусство же Амарны активно преследуется и уничтожается. Ахетатон подвергся полному запустению.

Упомянем также о так называемой Мемфисской школе, существовавшей во время Тутанхамона и его последователей. Для этих произведений характерна удивительная эмоциональная насыщенность образов, которая демонстрирует невозможность возвращения к старым традициям.

Скульптура Рамессидов

Историческая обстановка в стране в период правления 19 династии становится очень напряженной.

Тронная статуя Рамзеса II из Туринского музея

Искусство этого времени – скупое, монументальное, официозное, оно предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены войны, изображение фараона в них выделяется и доминирует благодаря размеру и технике.

Вопрос художественных традиций конца Нового царства представляется спорным. С одной стороны, в искусстве не изгладились черты амарнского наследия, продолжавшего реалистическую линию портрета школы Тутмоса. К этой группе памятников можно отнести голову статуи неизвестного вельможи из музея в Будапеште. С другой стороны, нарастает стремление к декоративности и изысканности, восходящей к стилю искусства эпохи Аменхотепа III и послеамарнского периода. Прекрасным образцом этого направления служит тронная статуя Рамзеса II из Туринского музея.

В то же время в скульптуре Рамессидов постепенно нарастает идеализация образов, выродившаяся затем в несколько холодную академическую манеру изысканности, виртуозной самодовлеющей техники.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Большой сфинкс, скульптура

Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.

Маска фараона Тутанхамона

Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.

Загадочные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова вглядываться в глаза некогда великих правителей самого сильного и развитого государства начала земной цивилизации.

Древние египтяне гармонично дополняли архитектурные памятники скульптурными композициями. Малые архитектурные формы отличались разнообразием и функциональным назначением. Сакральные изображения богов помещали в святилища, скульптуры царей — в храмах и на входе в них, чтобы те получили божественное покровительство, статуэтки женщин и детей — в молельнях или гробницах родственников с просьбой о даровании потомства.

Содержание

Скульптурная группа, изображающая двух взрослых и мальчика

Скульптурная группа, изображающая двух взрослых и мальчика. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Статуи заупокойного культа

Большинство скульптур Древнего Египта имело непосредственное отношение к заупокойному культу. Статуи делали из красного и черного гранита, диорита, алебастра, известняка и песчаника, последние два грунтовали и покрывали краской. Изваяния из более твердых пород окрашивали лишь частично.

Особое внимание уделялось инкрустации глаз. Их изготавливали из горного хрусталя, черного дерева и белоснежного алебастра. Бытовало мнение, что в статуи их вставляли только во время обряда отверзения уст, поскольку именно глаза считались вместилищем души человека.

Назначение скульптур царей в заупокойных храмах и гробницах носило практический характер. С одной стороны, после смерти человека они должны были стать вместилищем души, с другой — прославлять и напоминать о нем как о боге на земле.

Статуя Рамзеса, Древний Египет

Постепенно сложился определенный свод правил для создания скульптур царских особ. Фараон изображался стоя с отставленной вперед левой ногой и прижатыми к бокам руками либо сидя с прямой спиной и сложенными на груди или коленях руками. Также были распространены коленопреклоненные скульптуры. Часто, чтобы подчеркнуть божественное происхождение царя, его размещали в окружении небожителей.

Все скульптуры имели фронтальную ориентацию. Изображение тела и его частей носило условный характер. При этом лицу человека старались придать определенное портретное сходство. Главным считалось то, что скульптура должна была воплощать невозмутимость и величие.

Канонизированные изображения располагали в специальном помещении заупокойного храма — сердабе. При этом на уровне глаз оставляли отверстия либо щель. Таким образом, невидимая для посторонних глаз скульптура могла наблюдать за теми, кто приходит к ней с дарами и пожертвованиями.

Раскрашенная деревянная статуя женщины, несущей подношения в корзине

Раскрашенная деревянная статуя женщины, несущей подношения в корзине. Около 1981-1975 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Статуи вельмож изготавливали по основным принципам царских статуй, но в них отсутствовало напряженное величие. Они казались более живыми и непосредственными.

Кроме статуи покойного, в гробнице размещались ушебти — ответчики — небольшие статуэтки со скрещенными руками, которые должны были выполнять всю работу за господина в потустороннем мире. С заупокойным культом также связано распространение статуэток слуг и рабов, которые должны были обслуживать своих хозяев в загробной жизни. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика, позы и движения человека.

Рельеф — один из основных видов скульптуры

Рельеф — один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. В Древнем Египте выделяли два типа рельефов: врезной — углублялись контуры силуэтов (вверху: изображение в храме Мединет-Абу, Луксор (Египет)) и барельеф — изображение выступало над поверхностью (справа: изображение бога Себека на стене храма в Ком-Омбо, Египет).

Барельеф, Древний Египет

Статуи во славу царей

В эпоху Среднего царства появились скульптуры фараонов и богов, которые устанавливались перед входом в храм. Их функция была иной — прославлять живых правителей Египта. Подобные скульптуры в Древнем Египте делали крупных размеров, их трактовали обобщенно, без детализации.

Статуя фараона Сахура и бога — покровителя нома

Понятие о сфинксах у египтян и греков, которые, вероятно, позаимствовали его, сильно различается. В Древнем Египте сфинкс охранял вход в храм от сил зла. В Греции же он чудовище, подстерегающее путников, загадывающее загадки, а потом убивающее.

Самая масштабная и наиболее известная скульптура этого вида — сфинкс с головой царя Хефрена. Большой сфинкс длиной 72 м и высотой 20 м высечен из монолитной известняковой скалы и имеет вид льва с человеческой головой, лежащего на песке.

Большой сфинкс. Гиза, Египет

Большой сфинкс. Гиза, Египет

Амарнский период в скульптуре

В эпоху правления Эхнатона, амарнский период (1364-1336 гг. до н. э.), в искусстве произошли изменения: первостепенными стали подвижность фигур, правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов) и живость образов композиции. Так представляли фараонов и прочих вельмож.

Лицо женщины (возможно, царицы Тейе, матери Эхнатона)

Лицо женщины (возможно, царицы Тейе, матери Эхнатона). 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

При этом изображение царя служило своеобразным каноном, идеалом для подражания знати. К амарнскому периоду относится всемирно известный шедевр — скульптурный портрет царицы Нефертити. После смерти правителя, в период XIX династии, искусство возвратилось к прежним традициям.

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона — две статуи Аменхотепа III, которые прежде стояли на страже в поминальном храме. Фараон Аменхотеп, в отличие от своих воинственных предшественников, больше времени уделял искусству. Именно при нем началось самое грандиозное строительство в Карнакском храме, был заложен и возведен Луксорский храм.

Постепенно эти скульптуры стали ассоциироваться не с реальным правителем, а с легендарным Мемноном, героем греческих сказаний, который погиб от руки Ахиллеса. Император Септимий Север отремонтировал разрушенную статую. Все надеялись, что теперь она обретет дар речи, но, увы, колосс замолчал навсегда. Ведь звуки, издаваемые статуей, были всего лишь колебаниями воздуха в разломе, что вызывали температурные перепады при смене ночи и дня.

Читайте также: