Виды политической рекламы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Политическая реклама – важная часть как в перирод предвыборной кампании, так и во время срока действия полномочий избранного кандидата, должностного лица или органа власти.

Но это всего лишь определение субъекта рекламы. Политическая реклама, как и коммерческая, является методом психологического воздействия на массовое сознание с целью управления поведением избирателей.

Виды политической рекламы

Официально, политическая реклама в России определяется как часть предвыборной агитации. Соответственно, подчиняется тем же правилам – ограничение во времени (запрет на агитацию и рекламу за день и в день голосования), имеет разрешенные и запрещенные методы (например, использование изображения несовершеннолетних) и т.д.

Однако, политическая реклама не ограничивается только этим определением.

Можно выделить основные виды политической рекламы:

  • прямая реклама, как часть предвыборной агитации;
  • скрытая (косвенная) политическая реклама;
  • политическая реклама в период после выборов.

Они различаются методами и технологиями воплощения.

Также, под видами рекламы можно понимать носитель рекламы:

  • политический плакат;
  • листовка;
  • сувенирная продукция;
  • фотография;
  • кинореклама и/или телереклама;
  • радиореклама;
  • политическая карикатура.

Технологии политической рекламы

В агитационный период применяются прямые технологии политической рекламы.

Это изображение кандидата или символа/логотипа партии, имя кандидата или название партии, слоган и лозунги, призывы, обещания.

Все это тиражируется на всех доступных носителях – плакаты, листовки, сувенирная продукция, ролики на ТВ, рекламные блоки в печатном СМИ.

Параллельно прямой рекламе, применяется косвенная. Спонсирование развлекательных мероприятий, благотворительность, социальные нужды (бесплатно отремонтировать двор, провести встречу с пенсионерами и т.д.). Суть косвенных методов политической рекламы – создание интересных для СМИ и общества информационных поводов.

Скрытая политическая реклама в России, да и во всем мире, как информационный повод предпочитает использовать политический скандал.

Можно выделить два основных типа политического скандала:

    Создание образа жертвы и/или пострадавшего за правду.

Придирки избирательной комиссии, нападки конкурентов, угроза жизни и здоровью кандидату и/или его родным.

Целью политической рекламы после выборов, является удержание лояльности избирателей. Избирателю бывает сложно отделить обязательные отчеты о деятельности депутата, должностного лица или органа власти от скрытой политической рекламы.

Политическая реклама представляет собой разновидность рекламы, которая направлена на изменение политического поведения общества (или определенной его части) в условиях политического выбора.

По своим функциям и принципам политическая реклама собой представляет комплекс специфических методов и форм неличного (неперсонализированного) представления и дальнейшего продвижения политических идей, практик и сил, которые способствуют достижению отдельных политических целей (иногда даже изменению общества в целом).

Как правило, политическая реклама не нацелена на получение прибыли и, таким образом, не является коммерческой (что ставит ее в один ряд с конфессиональной и социальной рекламой). В то же время, следует отметить, что в политической рекламе применяются, по сути, аналогичные средства, что и в коммерческой (а отличаются оба эти вида рекламы лишь по своим целям).

Объекты политической рекламы

В качестве объектов политической рекламы могут выступать:

  • осязаемые политические продукты (политическое объединение или организация, политические деятели, проекты, действия и т. д.)
  • неосязаемые политические продукты (политические инициативы, программы, отношения, идеи, практики и т. д.), которые предназначены для осуществления тех или иных общественных изменений.

Основные виды политической рекламы

Политическую рекламу, в соответствии с типами объектов рекламирования, можно подразделить на такие основные группы:

  • реклама политического деятеля
  • реклама политической организации
  • реклама политического проекта.

Специфические особенности политической рекламы

Политическая реклама сочетает в себе четкую, предельно ясную определенность ее предмета и цели, и, в то же время, активный (иногда – даже агрессивный) характер коммуникационного воздействия.

Такое воздействие политической рекламы основывается на стремлении убедить как можно более широкие слои общества осуществить выбор в пользу какого-либо одного, конкретного политического продукта из нескольких возможных. Это, как правило, подразумевает сочетания самых различных (как рациональных, так и иррациональных) доводов и убеждений. Последние должны обладать значительной внушающей силой и быть более убедительными нежели доводы политических оппонентов.

Готовые работы на аналогичную тему

Данной цели служит огромное разнообразие самых различных методов воздействия, а также содержательное наполнение рекламной коммуникации. Использование все этих приемов определяется конкретной ситуацией, стратегиями и намерениями политической силы, в интересах которой производится рекламная деятельность.

Таким образом, политическую рекламу можно рассматривать как особую форму коммуникации, которая направлена на достижение власти или общественных преобразований в соответствии с интересами, целями и потребностями тех или иных политических сил.

В современной политической рекламистике представлен целый ряд классификаций политической рекламы. В большинстве случаев в их основе лежит соответствующий классификационный критерий (признак).

В зависимости от канала ее трансляции политическая реклама подразделяется на визуальную, аудиальную, аудиовизуальную (смешанную).

Аудиальная политическая реклама — это прежде всего радиопередачи. Учитывая, что радиоприемники есть в каждом доме, такая реклама весьма эффективна, кроме того, она может быть воспринята адресатом даже тогда, когда он занят каким-либо делом.

По силе и характеру воздействия на аудиторию политическую рекламу подразделяют на жесткую и мягкую.
Жесткая политическая реклама ориентирована на краткосрочные цели и предназначена для того, чтобы вызвать быструю реакцию. Такая реклама не использует полутонов, она лаконична и резка.

Мягкая политическая реклама нацелена на создание определенного ореола, атмосферы вокруг рекламируемого объекта. Она меняет эмоциональный настрой, вызывает различные ассоциации, которые, в свою очередь, подталкивают человека сделать то, к чему его призывает реклама. Типичным примером такого рода рекламы является так называемая проекционная реклама, показывающая кандидата в том окружении или на том фоне, которые вызывают приятные ассоциации, поднимают настроение и т. д. Этот прием использовал в сентябре 2003 г. на выборах губернатора Ленинградской области кандидат и действующий губернатор В. Сердюков. По телевидению был показан предвыборный ролик, где его портрет был помещен на фоне меняющихся картин природы Ленобласти. Видеоряд сопровождали не слова кандидата, а отрывки из русских народных песен.

Функциональная классификация Ф. Коттлера. Ф. Коттлер выделяет виды рекламы по ее функциям.

Наиболее распространенные формы прямой политической рекламы:

Политическая реклама - это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование.

Коммуникативная сущность политической рекламы заключается в том, что она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия и адекватную ему знаковую систему. Политическая реклама - это своего рода проводник идей, ретранслятор образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, - оповещение, ознакомление аудитории с партией, кандидатом, их взглядами, акциями, предложениями, их преимуществами перед конкурентами. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект из числа других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции.

Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов.

Предмет политической рекламы - партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д.

Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом - участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу).

Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов.

Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства.

Одно из центральных понятий политической рекламы - образ, или имидж кандидата. Его характерные признаки: упрощенность по сравнению с прообразом; демонстрация специфичности и уникальности Рекламируемого объекта; конкретность, подвижность, трансформируемость; частичное, идеализированное соответствие рекламируемому объекту.




Особое значение все вышеназванные факторы приобретают в тех случаях, когда идеологические и политические взгляды избирателей неустойчивы, а их социальное самосознание недостаточно развито. Проявляясь в момент голосования, эта неустойчивость и неразвитость предопределяют бесчисленное множество оттенков электорального поведения.

Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации. Она способна интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии данной партии или кандидата. Политическая реклама выступает в качестве своего рода вектора, собирающего воедино возможные поведенческие реакции электората и задающего им то единственно верное направление, которое может принести успех на выборах.

Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий.

Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим.

Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в своего рода блоки - персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы), социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности) и символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере).

Можно вычленить следующие этапы конструирования рекламного политического имиджа: определение требований аудитории (ее сегментов), сравнение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, определение составляющих имиджа, пере вод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Имидж полнее, глубже воспринимается людьми, когда строго определены только основные его элементы и есть возможность додумать, довообразить его.

Очень важная коммуникативная составляющая имиджа - образ будущего, который включен в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя.

Помимо собственно конструирования образа, существует следующий набор задач по работе с имиджем - позиционирование, отстройка от конкурентов, возвышение или (в отношении конкурентов) занижение имиджа, а также контрреклама.

Политическая реклама - это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование.

Коммуникативная сущность политической рекламы заключается в том, что она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия и адекватную ему знаковую систему. Политическая реклама - это своего рода проводник идей, ретранслятор образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, - оповещение, ознакомление аудитории с партией, кандидатом, их взглядами, акциями, предложениями, их преимуществами перед конкурентами. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект из числа других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции.

Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов.

Предмет политической рекламы - партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д.

Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом - участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу).

Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов.

Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства.

Одно из центральных понятий политической рекламы - образ, или имидж кандидата. Его характерные признаки: упрощенность по сравнению с прообразом; демонстрация специфичности и уникальности Рекламируемого объекта; конкретность, подвижность, трансформируемость; частичное, идеализированное соответствие рекламируемому объекту.

Особое значение все вышеназванные факторы приобретают в тех случаях, когда идеологические и политические взгляды избирателей неустойчивы, а их социальное самосознание недостаточно развито. Проявляясь в момент голосования, эта неустойчивость и неразвитость предопределяют бесчисленное множество оттенков электорального поведения.

Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации. Она способна интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии данной партии или кандидата. Политическая реклама выступает в качестве своего рода вектора, собирающего воедино возможные поведенческие реакции электората и задающего им то единственно верное направление, которое может принести успех на выборах.

Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий.

Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим.

Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в своего рода блоки - персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы), социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности) и символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере).

Можно вычленить следующие этапы конструирования рекламного политического имиджа: определение требований аудитории (ее сегментов), сравнение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, определение составляющих имиджа, пере вод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Имидж полнее, глубже воспринимается людьми, когда строго определены только основные его элементы и есть возможность додумать, довообразить его.

Очень важная коммуникативная составляющая имиджа - образ будущего, который включен в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя.

Помимо собственно конструирования образа, существует следующий набор задач по работе с имиджем - позиционирование, отстройка от конкурентов, возвышение или (в отношении конкурентов) занижение имиджа, а также контрреклама.

История политической рекламы начинается вместе с появлением государств и власти. Она стала необходимой для создания коммуникаций с населением, с целью влияния на него в отношении субъектов и объектов политики.

Ими могут быть государственные структуры, политические организации, кандидаты на выборах, политический бюджет, события, документы или действующие политики.

Цели политической рекламы заключаются в формировании имиджа объектов или субъектов политики.

Для властей государста воздействие на население через СМИ и иные виды опосредованных коммуникаций является наиболее приемлемым вариантом.

Типы политической рекламы по носителям

За века существования были разработаны следующие виды политической рекламы:

  • устная реклама;
  • художественная скульптура и портрет;
  • радиореклама;
  • карикатура;
  • плакат;
  • фотография;
  • телевизионная реклама;
  • листовки;
  • кинореклама;
  • сувенирная продукция.

Рабочие

Устная реклама

Например, на стенах Помпеи наносили надписи о том, что Марк Публий Фурий порядочный и уважаемый человек и призывали голосовать за него. В текстах использовались приемы личного обращения, то есть автор уверял население, что данный политический персонаж абсолютно подходит на должность.

Известный древнеримский спикер Цицерон прославился своими речами против Катилины и Марка Антония, за что был казнен. Устная реклама активно и успешно использовалась во время войн XX века, с тем, чтобы граждане покупали облигации военных займов. Кроме этого, политическая военная реклама всячески способствовала усилению патриотизма.

Реклама на радио

Особенности политической рекламы на радио в том, что устная пропаганда стала доступна распространению одновременно огромному количеству людей. Она стала масштабно использоваться еще во время Первой мировой войны.

По радио формировался отрицательный образ врага, создавались позитивные образы героев, передавались вести с фронтов. Роль политической рекламы на радио была в том, чтобы граждане государства оказывали различного рода поддержку стране и армии.

Радио широко использовалось пришедшими к власти в ходе Октябрьского переворота большевиками. В 30-40-х годах роль политической рекламы на радио усилилась – лидеры государств стали обращаться к гражданам своих стран. На сегодняшний день этот вид пропаганды несколько ослаблен, но продолжает участвовать в процессе создания образов.

Художественная скульптура и портрет

Функции политической рекламы посредствам скульптуры и портрета заключаются в тиражировании образов лидеров, с целью формирования их величественных образов. Еще в Древнем Риме и Древней Греции тиражно создавались скульптуры патрициев и рассылались по провинциям.

В Царской России, практически, в каждом кабинете провинциального функционера висел портрет царя, а в Советском Союзе – генерального секретаря. Этот пиар играл и иную роль политической рекламы – он создавал эффект присутствия лидера на местах.

скульптура

Карикатура

Жанры политической рекламы множились во все времена. В XVII веке в Европе появилась карикатура. Она использовалась с целью негативной пропаганды и отрицательной агитации. Например, император Наполеон всячески поощрял художников в создании насмешливых карикатур, которые способствовали его успехам.

Во время Гражданской войны в США у северян так же широко использовался данный прием для формирования нелепого образа южан. Кроме этого американский художник Наст сумел полностью разрушить карьеру коррумпированного политика Твида. В начале XX века карикатура получила широкое распространение по всему миру, как во время избирательных кампаний, так и политических буднях.

Фотография

С изобретением фотографии виды политической рекламы получили сильнейшее оружие в своем арсенале. Она придает тексту ощущение реалистичности и достоверности. У человека возникает чувство причастности к фотоизображению, хотя фотография по сути – это передача видения и замысла фотографа, а не видео констатация событий.

Но на восприятие фото интерпретации влияют культурная среда и личный опыт. Например, человек, который никогда не был в Австралии и не знакомый с обычаями туземцев по изображению не сможет понять значение тех или иных ритуальных сцен. Но если на фото изображен избирательный участок зрителем это будет максимально понятно.

Плакат

Жанры политической рекламы, не смотря на развитие технологий, имеют чрезвычайно действенный вид – плакат. Он характеризуется весьма сильным эмоциональным зарядом, который беспроигрышно воздействует на зрителей.

Плакат был применен в качестве рекламы, как политической, так и коммерческой в XVIII веке в Европе, но получил распространение в XIX-ом, с изобретением цветной хромолитографической печати. Эмоциональность отдельных плакатов поражает и сегодня, например, плакаты фашисткой Германии и сталинского СССР. Образы вождя, матери, рядового солдата или врага – отчетливы и однозначны.

плакат

Листовки

Этот тип политической рекламы требует тщательной проработки, как в отношении текста, так и в отношении дизайна, поскольку они раздаются не персонифицировано, людям различных социальных кругов и образов жизни.

Особенно ценны простота изложения и привлекательность внешней формы. Иначе финансовые средства будут затрачены напрасно, а бумага пойдет в корзину для мусора. Впервые этот тип пропаганды широко использовался в США во времена Гражданской войны.

листовки

Кино- и телереклама

Как только появилось кино и затем телевидение, они стали широко использоваться в политических целях. По силе психологического воздействия на людей вряд ли другие жанры могут сравниться с кино и телевидением. Они позволяют сформировать образы политических субъектов и объектов не только на понятийном уровне, но и эмоционально.

Избирательные кампании

Политическая реклама в избирательных кампаниях определяется как составляющая предвыборной агитации. Она имеет ограничение во времени, например, запрет на любого рода комментарии за день до голосования и непосредственно во время голосования. Имеет позволительные и неразрешенные приемы, такие как использование образов несовершеннолетних. Политическая реклама в избирательных кампаниях подразделяется на следующие типы:

Читайте также: