Общественная мысль 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

В европейских странах на протяжении десятилетий сохранял свою популярность экзистенциализм, возникший ещё до Второй мировой войны.

Ужасы войны, недовольство существующей действительностью и негативными социальными последствиями НТР, предчувствия новых потрясений добавили популярности этому течению мысли, в то же время экзистенциализм увлёк многих молодых людей — прежде всего идеей самовыражения личности. При этом обличе­ние бесчеловечного мира зачастую превращалось в философию отчаяния, отрицания всего, анархистский бунт личности. Особен­но это было характерно для работ Ж.-П. Сартра.

В это переломное время часть философов обратилась к классическому философскому наследию Гегеля ("неогегельянство"), а другая к Канту ("неокантианство"). Обострилось традиционное противостояние философов, стоящих на позициях материализма и идеализма. В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (Мережковский, Бердяев, Булгаков и др.).

В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники "философии жизни", основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые "угнетают волю к жизни". Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобождения "жизненных сил" человека, чтобы раскрыть путь к "сверхчеловеку", стоящему "по ту сторону добра и зла". Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв позитивных моральных ценностей человеческой цивилизации. Вместе с тем художественную интеллигенцию начала XX в. привлекала в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, не свойственных философским сочинениям.

На рубеже веков науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику проникнуть в суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым З. Фрейдом. Главное в психоанализе - это открытие бессознательного. Учение о бессознательных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на философию, историю, религиоведение, изучение культуры и искусства.

В конце XIX - начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология - наука о различных сторонах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, согласно которому развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социологии помогло преодолеть ограниченность социал-дарвинизма.

Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на утверждение духа предприимчивости, внесение рациональности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" многократно переиздавалась во многих странах мира в течение всего XX в.

Со смутным осознанием переходного характера наступившей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.

Неоромантизм. Стиль модерн.

Такие умонастроения нашли отражение и в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.

В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), символизм захватил и другие формы искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В России это художественное течение представляли писатели и поэты Вл. Соловьев, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Л. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего "новый, современный"). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза - реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявились в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф. О. Шехтелем. Это замечательное сооружение, начиная со спиральных элементов ограды, убранства фасада, разнообразия оконных проемов, живописного панно на фасаде и кончая интерьером, в центре которого знаменитая декоративная лестница, создано в едином стиле.

В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале XX в. были "Дягилевские русские сезоны" в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали центрами международного обмена в искусстве.

В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание "музыкальных драм" - "мистерий").

В начале XX в. большую популярность завоевывал новый вид синтетического искусства - кинематограф. Звезды кино начала века - Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин - приобрели мировую известность. "Великий немой" требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.

Новые художественные течения в искусстве: авангардизм. Характерный для изобразительного искусства последней трети XIX в. импрессионизм (от французского impression - впечатление) - пережил в начале века глубокий кризис, как и в целом "чувственное" искусство прошедшего столетия. Принципы импрессионизма, его метод четко определяли сами его представители: "видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство"; "я пишу то, что сейчас чувствую". Импрессионизм стремился в живописи путем разложения красок на составляющие элементы, разложения видимого мира на мозаику красочных пятен создать синтез - обобщенное синтетическое воспроизведение своего восприятия объекта. В конце XIX в. наступил закат импрессионизма как художественного метода и художественного течения. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн и подвергали критике чувственное искусство.

Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы "раздвинул" пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к небу горные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше.

Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название авангардизм.

Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П. Пикассо, М. Дюшан и Ж. Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Картина Пикассо "Скрипка" является наиболее характерным примером этого художественного направления, метода и стиля.

Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм (от латинского - высший). Мир его картин - вне земного измерения. На белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.

Наиболее известным произведением Малевича стал "Черный квадрат". Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил -света и тьмы, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. Малевич и В. Кандинский - родоначальники беспредметной живописи. Кандинский создавал свой абстракционизм и теорию абстрактного искусства, уходя от предметных ассоциаций в мир цветовых симфоний. У Малевича - приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства. Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии искусства того времени, они не были изолированы от состояния общественной мысли и философских направлений конца XIX - начала XX в.

Абстракционизм и беспредметность - таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело. Многие художники авангарда практически и теоретически разрабатывали идеальные модели. Кандинский писал "О духовном в искусстве", Малевич создавал теорию супрематизма, Скрябин грезил о высочайшем воплощении духа творчества в "Соборе будущего", где сливаются в едином хоре голоса разных искусств. Авторы этих теорий настойчиво подчеркивали невоплотимость их в реальности, это - философия искусства. Практические выводы из этих творческих открытий стали возможными спустя многие десятилетия (конструктивизм и функционализм в архитектуре, дизайн).

Если кубисты и супрематисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник - А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку. В искусстве авангарда начала века прослеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора цивилизации. Об этом и говорит картина Матисса "Танец", где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал - неба, земли и людей, трех цветов - голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний - статики, динамики и их соединения в стремительном танце.

Ощущение европейской культурой своей "перезрелости", усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитива, отразились в неопримитивизме (П. Гоген во Франции, Н. Гончарова, М. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его привлекали нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному "варварскому" искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.

По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердслей многое использовал из японской графики. В свою очередь его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.

Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Рабиндранату Тагору.

Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать "впечатление", экспрессионизм стремился выразить "внутреннюю истинную сущность" предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма - Апокалипсис, Страшный суд ("Сумерки человечества"). В русле этого течения были и первые произведения австрийского писателя Ф. Кафки.

Литература "критического реализма". Деятелей искусства и литературы на рубеже XIX и XX столетий волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны - вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. У многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в буржуазном обществе.

Французский писатель Р. Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах - "Героические жизни". В нее вошли биографии Бетховена, Микеланджело, Л. Толстого. Многотомный роман "Жан-Кристоф" раскрывал психологию творческой личности, сложность духовной жизни и судьбы художника.

В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В антибуржуазных романах-памфлетах - "Остров пингвинов", "Боги жаждут", "Восстание ангелов" он осуждал насилие, войны, в том числе и революционное насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано любовью к человеку, природе и красоте.

На рубеже двух веков произошло обновление драматургии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сделал для вывода английской драматургии из идейного и художественного тупика. Его пьеса "Пигмалион" уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новатором в области драматургии выступил норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер. Широкую известность в мире в конце XIX - начале XX в. приобрели пьесы немецкого драматурга-неоромантика Г. Гауптмана.

Немецкий писатель Т. Манн создал в начале XX в. ряд крупных художественных произведений. Его роман "Будденброки" повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На пессимистических взглядах автора сказалось влияние философии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В самой яркой из них - "Смерть в Византии" создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.

Английский писатель Г. Уэллс сочинил знаменитые научно-фантастические романы "Человек-невидимка", "Война миров" и др.

Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драйзер выступили в начале XX в. с рядом крупных критических произведений. "Спрут" Ф. Норриса, "Железная пята" Дж. Лондона, "Джунгли" Э. Синклера - наиболее примечательные образцы социальной литературы критического реализма в США.

Вопросы и задания. 1. Как влиял технический прогресс (конца XIX - начала XX в.) на облик городов, быт, нравы и сознание человека? 2. Охарактеризуйте общественную мысль западных стран конца XIX - начала XX в. 3. Расскажите о новых направлениях: а) в литературе, б) музыке, в) изобразительном искусстве и архитектуре, г) театре и кино. 4. Назовите видных представителей модернизма, импрессионизма, авангардизма. 5. В конце XIX в. перечисленные выше явления в литературе и искусстве называли "декадансом" (падением). Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ. 6. Охарактеризуйте вклад России в мировую культуру конца XIX - начала XX в.

Культурологические теории второй половины XIX - начала XX в. Процесс социального и культурно-исторического самосознания. Материальный характер цивилизации. Высшие точки развития культуры в христианскую эпоху. Варианты цивилизационно-исторической теории.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.03.2014
Размер файла 73,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

культурологический исторический самосознание

1. Культурологическая мысль 30-50х годов XIX века

2. Культурологические теории второй половины XIX--начала XX в.

3. Культурологическая мысль 20-50х годов XX века

Русская общественная мысль XIX--XX вв. -- одно из крупных явлений отечественной и мировой культуры. В ее развитии мы выделяем три периода:

1) 30--50-е гг. XIX в.,

2) вторая половина XIX--начало XX в.;

3) 20--50-е гг. XX в. (этот период непосредственно переходит в современность).

Крупными вехами, которые отделяют каждый из этих периодов друг от друга, являются: отмена крепостного права в России в 1861 г. и 1917 г. -- год двух революций, после которого наступает советская эпоха отечественной истории и появляется феномен русского зарубежья.

А у истоков бурного становления и последующего интенсивного развития русской отечественной мысли (и в том числе -- культурологии) XIX--XX вв. стоят такие переломные события мировой и отечественной истории, как Великая французская революция 1789 г., Отечественная война1812 г. и восстание декабристов 1825 г. Именно в контексте и под прямым воздействием этих событий в России начинается процесс социального, национального и культурно-исторического самосознания, одним из важнейших результатов которого и стала русская культурология XIX-XX вв.

1. Культурологическая мысль 30-50х годов XIX века

В итоге философско-историческая концепция Чаадаева представляет развитие культуры по двум основным руслам, потокам (Восток--Запад) и на двух основных этапах древний мир -- христианская эпоха). Высшими точками развития культуры в христианскую эпоху являются католическое средневековье Западной Европы и будущий совершенный социальный строй христианского мира, связываемый, прежде всего, с выступлением на историческую сцену России.

Путь русской культурологии от Чаадаева к Герцену -- начальный этап ее становления, теснейшим образом связанного с вызреванием реформаторского и радикалистского сознания в российском обществе накануне отмены крепостного права, с формированием интеллигентской идейной программы в русской духовной культуре, секуляристской (во всех своих течениях) по отношению к древнему (христианско-православному) мировоззрению русского народа. Связь русской культурологии с наукой и философией Западной Европы в первой половине XIX в. предопределила в дальнейшем ее расцвет и глубокое автономное развитие между 1861 и 1917 годами.

2. Культурологические теории второй половины XIX--начала XX в.

Богатство русской мысли этого периода поражает воображение и является важной составной частью и одним из ярчайших выражений мирового уровня, достигнутого великой русской культурой. Из всего этого богатства мы возьмем только то, что свидетельствует о возникновении самостоятельных и значимых для мировой мысли культурологических теорий, а также является отражением главных идейных течений в русской общественной мысли. На наш взгляд, это:

2) научно-историческая цивилизационная теория С.М. Соловьева, представляющего умеренное крыло либерального западничества пореформенной эпохи;

3) философско-историческая цивилизационная теория Б.Н. Чичерина -- одного из крупнейших мыслителей России XIX в., видного идеолога и теоретика либерализма с консервативной окраской;

4) универсальная философская теория истории и культуры, созданная величайшим русским мыслителем В.С. Соловьевым, резко выразившего стремление к синтезу западнических и славянофильских идей и универсальному культурно-историческому синтезу вообще;

5) марксистская теория истории и культуры, представленная на рубеже XIX--XX вв. Г.В. Плехановым.

Это одновременно усилило (уже наметившееся у Гегеля) представление о единстве и преемственности культурно-исторической традиции Запада. Исходным творческим вступлением в эту традицию у Чичерина оказывается теперь уже непосредственно греко-римский (античный) мир -- с его философией и свободной, самодеятельной личностью, связанной правовыми отношениями. По существу, он характеризуется как своеобразное отклонение от нормы, как выпадение в результате мировоззренческой революции (имевшей уникальный характер) из рамок цивилизационной традиции (представленной культурами Востока). Античность вместе с тем подготовила вступление культуры в эпоху раздвоения, представленную христианским мировоззрением. Синонимом раздвоенности культуры на этой ступени служит ее самостоятельное существование в светской и религиозной формах, а также распад средневекового христианского мира на церковь восточную и церковь западную. Характерно, однако, что в социологической трактовке этой эпохи Чичерин не находил принципиальных различий между западноевропейским феодализмом и специфической формой гражданского общества в России. В новое время, в переходный период от культуры раздвоения к универсальной культуре примиренных противоположностей и в Западной Европе, и в России возникает централизованное (абсолютистское) государство. Его назначение -- свести воедино основные начала существования общества и культуры, достичь их гармонии, что возможно лишь в правовом (либеральном) обществе и государстве.

Плеханов оказался прав в этой оценке. События, последовавшие за двумя революциями 1917 г., привели русское общество и русскую культуру в совершенно новые условия исторического существования, парадоксально сочетавшие черты и Запада, и Востока, но в каких-то странных формах их выражения (лучше сказать, искажения и вырождения). Следы отечественной культурно-исторической традиции, задолго до революционной эпохи подвергнувшейся секуляризации, сохранились лишь в закрытых для публики тайниках русской души и великих опальных умов да еще в творчестве оставшихся от прежней эпохи мыслителей русского зарубежья.

3. Культурологическая мысль 20-50х годов XX века

К середине XX в. русская философская классика (включая и культурологическую мысль), сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса Вл. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом последнем отрезке классической русской мысли занимает Иван Александрович Ильин (1882--1954). Несмотря на огромное и глубокое духовное наследие, Ильин -- наименее известный и изученный ученый классического периода. В интересующем нас отношении наиболее значима его метафизическая и историческая трактовка русской идеи.

Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности предстает в его описаниях (касающихся и первоначальной, пред-исторической эпохи, и процессов государственного строительства), в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. Он живет в условиях родового и общинного быта (с вечевым строем и властью князей). Он -- носитель и центростремительных, и центробежных тенденций, в его активности проявляется созидательное, но порой и разрушительное начало. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается послепетровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в. Несмотря на установление советского строя, Ильин верил в возрождение России.

К середине XIX в., в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе (XVIII-первая половина XIX вв.). Основным его содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к “маленькому человеку”.

В рассматриваемый период произошло становление современного литературного языка, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью.

Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальная самобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившими в состав Российской империи.

В рассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем профессиональной культуры. Высоко оценивая интеллектуальный уровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н.А. Бердяев связывал с именами Чаадаева, братьев И. и П. Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова, Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусства и литературы.

Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного образования.

В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, “еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки”.

2. Розин В.М. Культурология: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарики, 2003. -- 462 с.

Читайте также: