Общественно политические движения в россии в 19 веке консервативное либеральное радикальное кратко

Обновлено: 04.07.2024

Консервативное направление

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.

Консерваторы (официальная идеология)

В них входили: дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 - 70-х гг. В экономической сфере - за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области - призывали к единению славянских народов.

Консерваторы отрицательно относились к любым массовым социальным действиям.

В них входили: буржуазия и интеллигенция.

Идеологами либералов являлись: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ, ликвидации крепостничества. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Первый – 60-80-е годы – революционное направление, стремление поднять крестьянство на социальную революцию против основ существующего строя.

Второй – 80-90-е годы – либеральное направление – борьба за улучшение положения крестьян мирными средствами.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху", будущее страны - в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

В революционном народничестве выделилось три течения:

Бунтарское(захват власти через бунт крестьян),

Пропагандистское(пропаганда с целью подготовки крестьянства),

Заговорщическое (группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.)

В 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.

Многие из участников обратились к марксизму вскоре стали образоваться марксистские кружки, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.

23. Отмена крепостного права. Модернизация России в период "Великих реформ".

К середине XIX в. в России назрел острейший социально-экономический и политический кризис. Сохранение феодальных пережитков тормозило развитие капитализма и определяло общую отсталость России от развитых государств Запада. Таким образом, основными причинами отмены крепостного права в России явились: стремление преодолеть экономическую отсталость страны и предотвратить надвигающийся социальный взрыв.

Реформу 1861 г. нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, отмена крепостного права имела огромное значение для дальнейшего развития в России капитализма. Долгожданная свобода вела к созданию рынка свободной рабочей силы, что давало возможность для расширения промышленного производства. Но с другой, сохранение помещичьей собственности на землю тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве – основе экономики России.

Падение крепостничества способствовало развитию в России буржуазных отношений и вызвало необходимость преобразований в различных сферах жизни государства. Поэтому вслед за реформой 1861 г. в течение 60-70-х гг. осуществляется ряд реформ, которые по содержанию делят на несколько групп: земская и городская, судебная, военные и реформы просвещения.

5 марта 1861 года Александр II издал царский манифест о ликвидации крепостного права в России. С момента оглашения манифеста, крепостные получали личные и гражданские свободы. Теперь крепостные становились полноправными членами общества. Бывшие невольные могли свободно вступать в брак, приобретать имущество, совершать различные сделки, выступать в суде, заниматься торговлей и предпринимательством, а так же поступать на государственную службу. Члены крестьянских общин создавали сельские общества, внутренние вопросы в нем решались общим собранием. Несколько крестьянских общин, в совокупности образовывали волость, власть в которой принадлежала волостному сходу. На подобных сходах выбирались старшины и волостные старосты, а так же сельские старосты, выбирались члены волостного правления и волостного суда.

Главный вопрос освобождение крестьянства от крепостного права – Земля. Крестьян надо было наделять землей. Крестьяне и помещики заключали между собой добровольное соглашение, имевшие название Уставной грамоты. Согласно этой грамоте крестьяне переставали быть временно обязанными и переводились на выкуп. Однако еще около двух лет, большая часть крестьян еще несла службу у помещиков.

За землю крестьяне должны были платить выкуп. Многие полагают, что установленная величина выкупа превышала рыночную стоимость Земли в полтора раза. Государство выплачивало помещику, за крепостного, 80% от сумы выкупа. Остальные 20% крестьяне платили сами. В течение пятидесяти лет крестьяне выплачивали государству денежные средства, уплаченные за них помещику, да еще и с процентами. Только с января 1907г. эти платежи были отменены

Стоит отметить некоторые особенности наделения крестьян землей, после отмены крепостного права. Земля принадлежала не крестьянину, а крестьянской общине. Крестьяне были связаны с общиной круговой порукой. Все платежи происходили коллективно, члены общины помогали друг другу в рамках разумного. Все земли Российской Империи делились на три вида. В зависимости от территории и вида почвы на ней, определялись размеры наделов. Надел включал в себя пахотную землю, пастбища, пустоши и усадьбу. Разногласия между помещиками и крестьянами решались при помощи мировых посредников.

В год реформы в стране было свыше 1000, в 1862г. – 400, а в 1863г. – 386 крестьянских восстаний, которые были подавлены царской армией.

Отмена крепостного права в России, стала настоящим прорывом для страны. Отмена крепостничества должна была обеспечить развития в стране крупного помещичьего и мелкого крестьянского хозяйства. Появление личных и гражданских свобод позволило людям активно участвовать в жизни общества, и самим быть творцами своей судьбы. Более широкое распространение получал наемный труд, что способствовало развитию промышленности в России.

В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни - дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.

В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.

П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.

По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.

К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13июля1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.

Официальная народность.

Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.

Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.

К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.

Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

Славянофилы:

- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.

- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.

- Православие - величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.

- Деревенская община - основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.

- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.

- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

- Европа – это и есть мировая цивилизация.

- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.

- Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.

- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.

Общее между славянофилами и западниками:

- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.

- Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.

Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.

А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.

Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно - демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:

- Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.

- капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.

- самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.

- Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.

- крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.

Метод социальных преобразований - революция.

Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:

Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.

Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.

Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.

Социал-демократы. Марксисты.

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

Константин Победоносцев, представитель традиционного общесвтенного движения

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников - террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

граф Воронцов-Дашков

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

Марксисты или социал-демократы

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Читайте также: