Проблема защиты персональных данных человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

В России действует закон о защите персональных данных. Его обязаны соблюдать все, кто хранит любые персональные данные, то есть те, у кого есть сотрудники или база клиентов. Расскажем, как соответствовать 152-ФЗ и какими штрафами грозит несоблюдение закона.

Обеспечить защиту данных

Если вы храните персональные данные, то по статье 3 152-ФЗ являетесь оператором персональных данных и отвечаете за их защиту. Основные требования общие для всех:

Если вы храните данные в защищенном облаке от VK Cloud Solutions (бывш. MCS), часть требований выполняем мы. В публичном облаке VK можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Что будет, если не защитить данные

Ответственность за нарушение закона о персональных данных зависит от вида нарушения. Если оператор не защитит данные и кто-то случайно или намеренно получит к ним доступ, его оштрафуют:

  • Физлицо — на 700–2000 рублей.
  • Должностное лицо — на 4 000–10 000 рублей.
  • ИП — на 10 000–20 000 рублей.
  • Юрлицо — на 25 000–50 000 рублей.

Может случиться, что из-за неправомерного доступа к персональным данным человек пострадает. Например, кто-то узнает его адрес и проникнет в квартиру. В таком случае компания, которая допустила утечку данных, должна будет компенсировать ущерб по закону о защите персональных данных.

Разработать документы, описывающие порядок работы с персональными данными

Публичные документы: их показываем тем, у кого берем персональные данные

Согласие на обработку персональных данных. Базовый документ — его нужно давать на подпись тем, чьи персональные данные вы собираете лично, а не через интернет. В документе нужно прописать, какие именно данные и с какими целями вы собираете.


Вне зависимости от того, принадлежит ли компания к большому, малому или среднему бизнесу, состоявшаяся это организация или пока еще стартап — вопрос защиты персональных данных актуален для всех. Эта статья посвящена особенностям и средствам такой защиты, а также рекомендациям, которые помогут упростить эту работу и сделать ее более эффективной.

Кто обеспечивает защиту данных?

Реализация мер по защите персональных данных — это зона ответственности оператора, т. е. субъекта, осуществляющего сбор и обработку данных в информационной системе. Как правило, таким субъектом выступает компания, владеющая базами данных своих сотрудников и клиентов либо сторонняя организация, уполномоченная компанией-владельцем.


При невыполнении мер защиты оператор несет законодательно установленную ответственность. Наблюдением и проверками компаний в данном случае занимается Роскомнадзор. В случае если требования законодательства нарушены, оператор несет административную ответственность и обязан заплатить штраф. С 2019 года его размер повысился до сотен тысяч (для юридических лиц — миллионов) рублей — в соответствии с недавними поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Общая сумма штрафов, выписанных по итогам проверок, составила более пяти миллионов за предыдущий год.

Что защищать и от чего?

Начнем с вопроса терминологии. Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу, который в законе прописан как субъект персональных данных. Наиболее распространенные разновидности такой информации:

точное место жительства;

адрес электронной почты.

Фамилия, имя и отчество сами по себе тоже могут являться персональными данными. Попадание этой информации к любым третьим лицам должно быть исключено.

Кроме того, необходимо понимать, что оператор имеет право на обработку данных лишь в некоторых случаях:

если им получено согласие на обработку (необязательно письменное);

планируется заключение договора с субъектом (даже в случае оферты на веб-сайте);

обрабатываются персональные данные своих сотрудников;

в особых случаях, когда обработка нужна для защиты жизни, здоровья и прочих важных интересов человека.

Если компания-оператор не смогла доказать ни одно из перечисленных оснований обработки, на нее также налагается штраф и сбор данных считается незаконным.


Еще один параметр, который нужно учитывать — не стоит обрабатывать персональную информацию, не имеющую непосредственного отношения к предмету договора (скажем, для классического договора купли-продажи не имеют значения профессия, уровень образования или воинская обязанность покупателя). Излишний интерес может быть истолкован надзорными органами как нарушение.

Поскольку время от времени Роскомнадзор проводит внеплановые проверки (чаще всего, если есть жалобы конкретного лица — бывшего сотрудника, конкурирующей компании или клиента, считающего, что его права нарушены), во избежание претензий компании-оператору нужно удостовериться, что:

Политика в отношении персональных данных задокументирована и находится в публичном доступе.

Форма сбора персональных содержит разъясняющую информацию о том для чего они собираются (когда ввод персональных данных необходим для заключения договора, его текст также обязательно должен быть опубликован).

Уже собранные специальные данные человека, включая биометрические (те сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность) не могут быть переданы заграничным компаниям.

Запросы и требования субъектов персональных данных (в том числе об уточнении, удалении, блокировании) всегда удовлетворяются.

Чаще всего проверки Роскомнадзора выявляет нарушения из этого списка. Другая распространенная претензия — недостаточный внутренний контроль за осуществлением обработки и слабая осведомленность сотрудников, которые за нее отвечают о правилах и требованиях ее проведения.

Перечисленные нами условия — это некая база, фундамент, поскольку защита персональных данных основывается не только на соблюдении юридической стороны дела — что, в целом, не так уж и сложно и требует лишь внутренней дисциплины в компании, — но и куда более сложной технической организации.

Когда обработка происходит с использованием информационных систем (а значит, и электронных устройств), появляются новые потенциальные угрозы, которые нужно свести к минимуму, а лучше и вовсе исключить. Рассмотрим их.

Угрозой информации считают возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему обработки изнутри или извне, которое влечет за собой любые негативные последствия для субъектов этой информации. Обычно информационные системы становятся особо уязвимыми, когда:

программное обеспечение компании несовершенно, давно не обновлялось и содержит уязвимости;

некоторые процессы системы (в частности, защитные) функционируют не в полную силу;

усложнены условия эксплуатации и хранения информации.

Угрозы принято делить на несколько групп (в основе классификации лежит природа угрозы):

Объективная. Она напрямую зависит от того, насколько грамотно подобрано оборудование для хранения и обработки, работает ли должным образом защитное ПО.

неисправность технических средств,

слабые антивирусы, отсутствие шлюзов безопасности,

невозможность зрительного контроля за серверами и доступом к ним.

Предусмотреть все возможные сбои и неполадки невозможно, но важно знать где и почему они могут потенциально произойти — и подстраховаться.

Случайная. Эта группа включает в себя непредвиденные обстоятельства, различные ЧП и системные сбои. В данном случае важно быть готовыми оперативно их устранить (любые неисправности технических средств на всевозможных уровнях системы, в том числе тех, которые отвечают за контроль доступа, устаревание и износ отдельных микросхем, носителей данных, линейных соединений, неисправность в работе антивирусных, сервисных и прикладных программ).

Субъективная. Как правило, под такими угрозами понимают неправильные действия сотрудников, осуществляющих техническую обработку, хранение и защиту информации. Они могут ошибаться в соблюдении правил безопасности и допускать утечки при загрузке программного обеспечения или в момент активного использования системы, при различных манипуляциях с базами данных, при включении и выключении аппаратуры. Также к этой группе относятся неправомерные действия бывших сотрудников, у которых остался несанкционированный доступ к данным.

Специалисты компании-оператора должны учитывать все типы угроз. Во внимание следует принять критерии, которые помогут понять, какова реальная возможность угрозы того или иного типа (а также вероятность поломки или успешного обхода защитных алгоритмов):

Доступность. Этот критерий демонстрирует, насколько просто злоумышленник может получить доступ к нужной ему информации или к инфраструктуре организации, где хранятся эти данные.

Количество. Это параметр, подразумевающий собой определение количества потенциально уязвимых деталей системы хранения и обработки данных.

Точный расчет вероятности воздействия той или иной угрозы производится математически — это могут сделать аналитические эксперты компании. Такой самоанализ позволяет объективно оценить риски и предпринять дополнительные меры защиты: закупить более совершенное оборудование, провести дополнительное обучение работников, перераспределить права доступа и т. д.

Существует несколько других, более подробных классификаций внутренних и внешних угроз, которые будут полезны для систематизации всех факторов. Рассмотрим и их.

угроза, вызванная небрежностью сотрудников, работающих с информационной системой;

угроза, инициируемая субъектами извне с целью получения личной выгоды.

искусственная угроза, созданная при участии человека;

природная, неподконтрольная человеку (чаще всего — стихийные бедствия).

Непосредственная причина угрозы:

человек, разглашающий строго конфиденциальные сведения;

природный фактор (вне зависимости от масштаба);

специализированное вредоносное программное обеспечение, нарушающее работу системы;

удаление данных случайным путем из-за отказа техники.

Момент воздействия угрозы на информационные ресурсы:

в момент обработки информации (обычно это происходит из-за рассылок вирусных утилит);

при получении системой новой информации;

независимо от степени активности работы системы (например, при направленном взломе шифров или криптозащиты).

Существуют и другие классификации, учитывающие среди параметров возможность доступа работников к самой системе или ее элементам, способ доступа к основным частям системы и конкретные способы размещения информации.

Значительную часть всех угроз эксперты связывают с объективными внешними факторами и информационным вторжением со стороны конкурентов, злоумышленников и бывших сотрудников. Особую опасность представляют те из них, кто знаком с правилами функционирования конкретной системы, обладает знаниями на уровне разработчика программ и имеет сведения о том или ином уязвимом месте в системе.

Построение системы защиты персональных данных

Классификация уровней защиты

Информационная безопасность подразумевает четыре уровня защиты от угроз:

Первый уровень. Наиболее высокий, предполагает полную защиту специальных персональных данных (национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, состояние здоровья и личная жизнь).

Второй уровень. Предполагает защиту биометрических данных (в том числе фотографии, отпечатки пальцев).

Третий уровень. Представляет собой защиту общедоступных данных, то есть тех, к которым полный и неограниченный доступ предоставлен самим человеком.

Четвертый уровень. Это сборная группа, в которую включают все данные, не упомянутые в предыдущих трех пунктах.

Таким образом, все данные, собранные в информационной базе компании, могут быть четко распределены по уровням защиты.

Обеспечение защиты

Защита информации по уровням в каждом случае состоит из цепочки мер.

Четвертый уровень. Означает исключение из помещения, где находится информационное оборудование, посторонних лиц, обеспечение сохранности носителей данных, утверждение четкого списка работников, которые имеют допуск к обработке данных, а также использование специальных средств защиты информации.

Третий уровень. Подразумевает выполнение всех требований, предусмотренных для предыдущего уровня, и назначение ответственного за информационную безопасность должностного лица.

Второй уровень. Помимо выполнения требований предыдущего уровня, включает в себя ограничение доступа к электронному журналу безопасности.

Первый уровень. Кроме всех требований, которым необходимо следовать на втором уровне, включает обеспечение автоматической регистрации в электронном журнале безопасности полномочий сотрудников, имеющих доступ к данным, в случае изменения этих полномочий, а также возложение ответственности за информационную безопасность на специально созданное подразделение.

Должное выполнение прописанных в законодательстве мер защиты персональных данных в соответствии с уровнями обеспечивает максимальную эффективность общей стратегии защиты информации, принятой в компании-операторе.

Средства защиты информации


Подробный список технических и организационных мер по обеспечению безопасности также определен юридически. К ним относятся процедура идентификации и аутентификации субъектов и объектов доступа, цепочка управления доступом, ограничение программной среды, надежная защита машинных носителей информации, антивирусная защита, предотвращение и обнаружение вторжений, аналитика степени защищенности среды наряду с обеспечением доступности данных и выявлением событий, которые потенциально приведут к сбоям в работе системы. Кроме того, закон обязывает в случае технической невозможности реализации каких-либо мер разрабатывать другие, компенсирующие меры по нейтрализации угроз.

Технические средства защиты также имеют отдельную классификацию и должны выбираться в зависимости от требуемого уровня защиты. Средства определены официальным документом, составленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (орган исполнительной власти, занимающийся защитой информации). Документ доступен на официальном ресурсе службы. Каждый из классов имеет минимальный набор требований по защите.

Криптографические средства защиты информации

Одним из наиболее действенных способов защиты персональных данных является использование средств криптографии. Если упростить, то речь идет о шифровании текста с помощью цифрового кода.

К криптографическим средствам относятся аппаратные, программные и комбинированные устройства и комплексы, способные реализовывать алгоритмы криптографического преобразования информации.

Они предназначены одновременно для защиты информации при передаче по каналам связи и защиты ее от неразрешенного доступа при обработке и хранении. Логика проста: злоумышленник, который не знает кода, не сможет воспользоваться данными, даже если получит к ним доступ, поскольку не прочтет их. Для него они остануться бессмысленным набором как будто случайных цифр.

Регламент использования криптографических средств определяется Федеральной службой безопасности и документирован в соответствующем приказе.

Рекомендации по защите персональных данных


Как видим, поддержание системы информационной безопасности силами отдельной компании представляется довольно трудоемкой задачей. Далеко не каждый бизнес или государственная компания могут позволить себе штат профильных специалистов. Во многих случаях проще отдать эту задачу на аутсорс, нанять сторонних специалистов, которые помогут подобрать и установить подходящее оборудование, проконсультирую персонал, окажут поддержку с написанием политики конфиденциальности и внутренних регламентов по обращению с засекреченной информацией.

Такое сотрудничество всегда требует большой вовлеченности со стороны руководящего звена компании и всех ее сотрудников. Невнимательность и недостаточно серьезное отношение к соблюдению мер защиты могут закончиться кражей данных, крупными штрафами, судебными разбирательствами и репутационными потерями.

Регулярно проводите оценку эффективности выбранных мер защиты, оперативно вносите коррективы, следите за изменениями в законодательстве. Предупредить угрозу в разы проще (и дешевле), чем бороться с ее последствиями.

Согласно закону 152-ФЗ, компании обязаны защищать персональные данные (ПДн) своих сотрудников и клиентов, хранить и обрабатывать их по определенным правилам.

Разберем, что такое ПДн, какие они бывают, что такое обработка персональных данных и как соблюсти все требования закона.

Что относится к персональным данным

Персональные данные — это любая информация, которая относится к конкретному человеку, или субъекту персональных данных. ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные — всё это ПДн.

То же самое касается данных опросов. Если вы анонимно опрашиваете людей об их семейном положении, то не собираете персональные данные. А если спрашиваете ФИО, номер телефона и семейное положение, то по закону всё это персональные данные.

Небольшой пример, чтобы было понятнее, что входит в персональные данные, а что нет:

Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.

Какие бывают виды персональных данных

В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.

Общие персональные данные

К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email.

Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.

Специальные персональные данные

Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.

Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.

Биометрические персональные данные

Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.

Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства , они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.

А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.

То же самое касается других подобных данных, в том числе медицинских. Если их используют просто для сбора информации о пациенте, они не биометрические, а общие или специальные.

Иные персональные данные

В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.

Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:

  • Специальные данные характеризуют человека как личность, часто человеку важно, чтобы посторонние их не знали.
  • Иные данные — это просто дополнительная информация, они часто могут меняться.

Кто такие оператор и субъект персональных данных

В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.

Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:

  • Хранение персональных данных по 152-ФЗ — это когда вы держите данные у себя, например, записали на свой сервер или в базу данных в облаке. Кстати, если данные на бумаге, и вы держите их в папках и архивах, то тоже занимаетесь хранением персональных данных.
  • Обработка персональных данных — любые действия с ними: запись, извлечение, анализ, изменение, передача и даже удаление. Даже если вы просто собираете данные, вы их уже обрабатываете.

Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.

В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.

Кто является оператором персональных данных? Тот, кто собирает ПДн, хранит их у себя на серверах, анализирует, изменяет и передает.

Как оператор обязан защищать персональные данные

Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:

  • Общедоступные нуждаются в самой слабой защите — их довольно легко получить, обычно их не скрывают.
  • Иные данные нужно защищать чуть сильнее — они известны меньшему кругу лиц.
  • Биометрические данные защищают еще серьезнее, поскольку их можно использовать для идентификации человека.
  • В самой серьезной защите нуждаются специальные данные — их часто можно использовать, чтобы навредить человеку.

Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.

Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.

Мы все сталкиваемся с тем, что в различных организациях, при оформлении или покупке билетов, с нас требуют документы и мы не задумываясь даем свои персональные данные. И каково же бывает наше недоумение и возмущение, когда оказывается, что на наш паспорт оформлен кредит, или микрозайм или другое, то о чем мы даже не подозреваем.

Мой первый совет человеку который делает ксерокопию документов, главное быть максимально бдительным и проявлять повышенную внимательность, и главное самому следить за всем процессом копирования! Если сотрудник фирмы говорит, я сделаю копию в другой комнате, то вам надо идти с ним, и следить что бы он не похитил ваши персональные данные.

Важно помнить, что источниками утечки вашей персональной информации могут стать даже самые проверенные фирмы и организации. Некоторые сотрудники фирм и государственных учреждений могут войти в сговор со сторонними, третьими лицами, выполняющими копирование документа, и похитить данные человека.

Кто именно, какие сотрудники и из каких учреждений чаще воруют персональные данные?

Мошенники могут совершать противозаконные действия, зная только номер вашего паспорта, ведь в некоторых случаях остальные данные гражданина не требуются. Кто ворует чаще всего персональные данные и зачем. Вот так называемый список риска утечки ваших персональных данных:

Сотрудники банка. когда человек открывал счет, он заполняет анкету (или же сотрудник банка сам заполнял ее за вас). Вы могли когда то давно, открывать депозит или брали кредит в каком то банке и уже забыли о нем, но данные все равно остались в базе банка.

Сотовый оператор, сотрудники компании сотового оператора, интернет - провайдера.

Сотрудники страховой компании, ведь по закону нельзя оформить полис без предъявления вашего паспорта.

Сотрудники частной медицинской клиники пи оформление договора.

Сотрудники почты. При получении посылки или заказного письма нужно было заполнять бланк получения.

Персонал гостиницы отдела размещения в отелях и хостелах. Заселяясь в отель, вы всегда предъявляете свои документы для оформления.

Работники отдела кадров вашей организации или компании. Довольно часто ваши паспортные данные попадают в руки мошенников во время увольнения, обиженный сотрудник, имеющий доступ к такой информации, может легко передать её (или продать) другому лицу.

Все это приводит к тому, что мошенники могут похищать персональные данные практически любого гражданина страны.

Где чаще всего мошенники применяют краденные персональные данные?

Как правило мошенники используют похищенные данные человека для того что бы делать следующие противоправные действия:

Оформлять микрозаймы и микрокредиты;

Совершать всевозможные операции с кредитными или телефонными картами;

Воспользоваться дубликатом похищенных документов для совершения различных сделок;

Забрать квартиру, продать или купить квартиру;

Оформить компанию или ИП. Важно помнить, что сканированные копии документов мошенники используют для оформления подставных фирм или переоформления фирм. По закону для осуществления таких процедур, необходимо присутствие лично владельца с оригиналом документа паспорта. Что бы обойти это, мошенники используют своего доверенного сотрудника банка или оператора сотовой связи, юриста или нотариуса.;

Взять кредит в одном из банков;

Участвовать в спортивных тотализаторах или онлайн - играх;

По подложным паспортным данным в РЭУ могут вписывать мертвых душ и получать за них зарплату;

Устроиться на работу по чужим документам , например в такси;

Выполнить свои махинации через сеть интернет и др.

Важно помнить, что мошенники хорошие психологи и их преступления рассчитаны на невнимательность человека, на его доверчивость и рассеянность при работе с документами, а также на халатность сотрудников учреждений при обращении с документами.

По статистике, самым частым способом противоправного использования персональных данных гражданина, а это как правило паспортные данные, является оформление банковских кредитов.

Есть ли закон о защите персональных данных?

Федеральный закон "О персональных данных" No152-ФЗ от 27.07.2006

Надо ли согласие человека на обработку его персональных данных?

Да, надо согласие человека на обработку его персональных данных!

Статья 11. Биометрические персональные данные (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации.

Как можно защитить свои персональные данные? Имеет ли право гражданин, не давать делать ксерокопию своего паспорта в госучреждениях / банках и т.д, Возможна ли страховка от использования персональных данных третьими лицами.

По закону в госучреждениях обязаны делать копии документов, но есть и закон который обязывает сотрудников организаций соблюдать требования по защите данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Есть ли механизм о защите персональных данных или это упущение в законодательстве?

Как говориться, главное кроется в деталях, надо обращать внимание на мелочи, которые позволят вам обезопасить себя от мошенников. Каждый человек может защитить себя и своих родных от противоправных действий некоторых сотрудников госучреждений, главное это проявление бдительности. Важно знать, что по закону, любому гражданину разрешается наблюдать за всеми действиями сотрудника государственного органа при работе с вашими документами! При оформлении займа в банке, при осуществлении операции по обмену или продаже недвижимости, во время сканирования или выполнения копирования ваших документов, в процессе проставления штампа в вашем паспорте и тому подобные действия.

Помните главное - права каждого человека в нашей стране защищает закон и если персональные данные гражданина были похищены, то мошенников можно и нужно привлечь к уголовной ответственности.

Это важно знать - как работают мошенники?

Узнав персональные данные гражданина, в том числе номера телефонов и адреса электронной почты, мошенники используют ваши данные для осуществления проникновения в другие информационные системы организаций или фирм для дальнейшего мошенничества. Похищенные данные так же позволят, персонифицировано, то есть по имени отчеству, обращаться к человеку, входить с ним в доверительный контакт, заставить открыть заражённую вирусом ссылку, а так же дополнительно получать иную ценную личную информацию для совершения преступлений.

Что делать если вы узнали, что ваши документы использовали мошенники?

Если преступники оформили на гражданина кредит или займ, нужно незамедлительно получить от банка или коллекторской компании копии кредитного договора, и после этого нужно незамедлительно обращаться с иском в суд. В иске написать о том, чтобы признать договора о кредите недействительным.

В процессе рассмотрения вашего дела, необходимо что бы суд назначил экспертизу подписей под договором, именно таким образом и будет выявлен сам факт подделки подписи на договоре о кредите.

Есть ли база по которой можно проверить, используются ли ваши персональные данные третьими лицами?

Можно ли попросить в банке, чтобы ваши персональные данные удалили из базы? Можно ли потребовать у организации вернуть ксерокопию паспорта или уничтожить копию при вашем присутствии? Есть ли статья по которой сотрудники организации обязаны вернуть вам копию документа?

Да можно, для этого надо сделать запрос в банк и они обязаны удалить ваши данные из базы.

Ниже смотри закон.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах Федерального закона.

Есть ли статистика по преступлениям на базе чужих персональных данных?

По статистике, самым частым способом, мошенники используют персональных данных человека, в основном это паспортные данные, для оформления кредита через банк или микрозаймы.

1 место: кредиты.

2 место: Покупка сим карт.

3 место: Открытие фирмы или ИП.

Какие могут быть последствия для человека у которого украли персональные данные?

Если преступники по по подложным документам взяли кредит в банке, то при неуплате кредита коллекторы будут обращаться к настоящему владельцу.

При открытии фирмы или ИП, настоящему владельцу могут приходить счета по оплате налогов и т.д.

Есть статья за использование чужих персональных данных?

Да есть статья, возмещение материального и морального вреда пострадавшему.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований Федерального закона "О персональных данных" No152-ФЗ.

1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона "О персональных данных" No152-ФЗ от 27.07.2006, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

(часть 2 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)

§ 4. Компенсация морального вреда

Статья 1099. Общие положения

1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

Будьте бдительны не дайте себя обмануть!

Общественный деятель, журналист, писатель, телеведущий, эксперт на ТВ и Радио.

Читайте также: