Виды органов исполнительной власти кратко

Обновлено: 03.07.2024

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - это уполномоченные лица, которые совершают деятельность в одной из трех существующих ветвей государственных властей - исполнительной. Органы такой структуры наделены особой самостоятельностью на юридическом уровне. Она намного выше, чем у законодательной или судебной власти. Более того, они имеют полное право этой самостоятельностью распоряжаться. ФОИВ состоят из Правительства Российской Федерации. Члены данной структуры имеют право не только создавать правовые акты, но и следить за их исполнением.

  • Структура
  • Правительство Российской Федерации
  • Заместители председателя
  • Федеральные министры
  • Федеральные агентства и службы
  • Избрание

Структура

  • Федеральные власти различных субъектов страны : республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
  • ФОИВ общей компетенции . К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
  • ФОИВ отраслевой компетенции . Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев - это департаменты и комитеты. Для республик - министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
  • ФОИВ межотраслевых компетенций . Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.
  • Коллегиальные . При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
  • Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ представляет собой основание всей исполнительной власти в стране, поэтому оно имеет свою отдельную и в это же время уникальную структуру. Главным объектом внимания является председатель Правительства нашей страны - это лицо, которое контролирует деятельность целой системы, связанной с исполнением вступающих в силу и уже действующих законов и прав. На сегодняшний день данный пост занимает Дмитрий Анатольевич Медведев.

Заместители председателя

  1. Антон Германович Силуанов . Он является первым заместителем Дмитрия Анатольевича Медведева. Также он является министром финансов.
  2. Дмитрий Николаевич Козак. Является заместителем председателя Правительства РФ.
  3. Виталий Леонтьевич Мутко . Также является заместителем председателя Правительства РФ. Каждый из них вступает на должность Дмитрия Медведева лишь тогда, когда отсутствуют его заместители. То есть Виталий Леонтьевич будет являться председателем Правительства РФ только тогда, когда отсутствует и сам Дмитрий Медведев и два других его заместителя.
  4. Максим Алексеевич Акимов - заместитель председателя Правительства нашей страны.
  5. Татьяна Алексеевна Голикова является исполняющим должность заместителя Правительство России.
  6. Константин Анатольевич Чуйченко . Является первым заместителем руководящего Аппаратом Правительства РФ.
  7. Ольга Юрьевна Голодец - является исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства.
  8. Юрий Петрович Трутнев . Является уполномоченным лицом Президента Российской Федерации на Дальневосточном округе, а также заместителем Председателя Правительства.
  9. Алексей Васильевич Гордеев . Так же, как и все вышеназванные уполномоченные лица, является заместителем Председателя Правительства России.
  10. Юрий Иванович Борисов - заместитель председателя Правительства.

Федеральные министры

  1. Обязанности главного министра исполняет Абызов Михаил Анатольевич.
  2. Васильева Ольга Юрьевна является главным министром в сфере образования и науки.
  3. Ответственным за развитие Дальневосточной области является Александр Александрович Козлов.
  4. Главным министром в сфере экологии и всех природных ресурсов России является Дмитрий Николаевич Кобылкин.
  5. Главенствующую роль в области спорта исполняет Колобков Павел Анатольевич.
  6. Министром внутренних дел Российской Федерации является Колокольцев Владимир Александрович.
  7. За развитие экономики отвечает Орешкин Максим Станиславович.
  8. За безопасность граждан от ЧЭС отвечает Евгений Николаевич Зиничев.

Важно! Кроме них, есть еще министры таких сфер деятельности, как юстиция, регулирование положения на Северном Кавказе, контроль за торговлей, регулирование иностранных дел, культура, строительство и ЖКХ, энергетика, связи коммуникации.

  • Разрабатывают новые планы, предоставляют их на рассмотрение в Государственную Думу, а также отчитываются перед членами Госдумы о проделанной работе.
  • Обеспечение общей сферы развития всех областей деятельности на одинаковом уровне.
  • Члены Правительства РФ являются управляющими лицами федеральной собственности.
  • Устанавливают правила и ограничения, нацеленные прежде всего на безопасность граждан.

Важно! Те лица, которые управляют ведомствами федерального характера, не являются членами Правительства РФ. В это же время сами ведомства не являются частями министерства, поэтому действуют по своему усмотрению и обладают самостоятельностью. Однако контроль над ними все равно установлен. Эту функцию осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.

Федеральные агентства и службы

  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) - это силовое подразделение, которое отвечает за обеспечение безопасности граждан от террористических актов и мятежей. Данная спецслужба имеет огромные полномочия, но сотрудники ФСБ обязаны действовать строго в рамках закона.
  2. Служба внешней разведки (СВР) - это также силовое подразделение Российской Федерации, которая отвечает за контролирование определенных объектов, например, полевых командиров. Также в задачи СВР входит слежка и за другими объектами, которые вызывают опасения для страны. СВР работает совместно с такими структурами, как Главное разведывательное управление России (ГРУ).
  3. Архивное агентство федерального назначения . Это структура, которая отвечает за хранение ценных исторических архивов, археологических находок. Кроме этого, в обязанности этой структуры входит тщательное и неоднократное исследование архивных материалов.
  4. Антимонопольные службы федерального уровня. Они представляют собой структуру, которая имеет право создавать правовые акты, контролировать их соблюдение, а также следить за соблюдением законов, которые касаются монополии в государстве.

Избрание

Для того чтобы деятельность определенной структуры улучшилась, необходимо регулярно менять состав лиц, которые эту деятельность осуществляют. Говоря простыми словами, каждый участник должен побыть в роли главного. Это необходимо для того, чтобы выявить, у кого из членов структуры или организации имеется более высокий потенциал. Для того чтобы назначить то или иное лицо на определенную должность в исполнительной власти, необходимо получить на это одобрение Правительства РФ, так как оно является главным. Но перед этим, в соответствии с областью деятельности, кандидаты на должность должны быть избраны определенными представителями. Например, федеральных министров может назначить только Правительство, которое занимается подбором кадров на данные роли при Правительстве РФ. Органы исполнительной власти в России - это лица, уполномоченные на руководство определенными областями деятельности граждан. ФОИВ отвечает за возрождение и прогрессирование всех доверенных им субъектов. Полученная информация лучше запомнится, если вы также воспользуетесь предложенным видео.

В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти:

1) По территории деятельности:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

2) По основаниям образования:

  • формируемые в соответствии с законодательством РФ;
  • формируемые в соответствии с законодательством субъектов РФ.

3) По способу образования:

  • избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов РФ; возможно, главы субъектов РФ);
  • органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.

4) По характеру компетенции:

  • общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
  • отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства; федеральные службы);
  • специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы).

5) По порядку разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);
  • единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

6) По организационно-правовой форме:

  • министерства;
  • иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства: по правовым основаниям создания; способам формирования; организационным формам; характеру компетенции; порядку решения подведомственных вопросов.

В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

По правовым основаниям создания органы исполнительной власти делятся на органы, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами (например, правительства, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.) и подзаконными правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, например, министерств, органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовое основание может быть выражено общей нормой о создании определенных органов или правовым актом об образовании конкретного органа.

По способу формирования различают органы, формируемые: а) путем издания правовых актов; б) путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц органа, например, при замещении должностей по конкурсу.

В зависимости от положения в иерархической системе выделяются высшие и иные органы исполнительной власти. Высшим органом системы федеральных органов исполнительной власти является Правительство РФ, а субъекта РФ — его орган исполнительной власти общей компетенции, независимо от его организационно-правовой формы. Это может быть правительство, администрация и т.п. Наличие высших органов на указанных уровнях подчеркивает федеративный характер Российского государства, однако не в полной мере согласуется с конституционным принципом единства системы органов исполнительной власти в РФ.

По организационно-правовым формам различаются:

  1. правительства;
  2. советы министров;
  3. кабинеты министров;
  4. министерства;
  5. государственные комитеты;
  6. комитеты;
  7. службы;
  8. главные управления, управления;
  9. инспекции;
  10. агентства;
  11. департаменты;
  12. администрации;
  13. мэрии;
  14. отделы, комиссии и др.

Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативных правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

По общему правилу, правительства, советы министров, министерства образуются на уровне РФ, республик. Но в настоящее время правительства, министерства созданы и в других субъектах РФ (в г. Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и др.).

Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.

На базе действующих нормативных правовых актов по организационным формам сложно определить функциональное назначение, компетенцию и организацию работы органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным. Об этом свидетельствуют и случаи упразднения (преобразования) органа одной формы и создание вместо него органа другой формы с сохранением содержания деятельности его предшественника.

Администрации — органы исполнительной власти ряда краев, областей, автономной области, автономных округов.

Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы органов администраций определяются соответствующими субъектами самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотраслевые органы.

Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся организационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недостаток, что иногда, как отмечалось, в одной и той же форме создаются органы исполнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны. Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Нередко одну и ту же форму имеют органы исполнительной власти и их структурные подразделения. Например, к первым относятся департаменты мэрии Москвы, ко вторым — Департамент ценных бумаг Министерства финансов РФ. Будучи структурными подразделениями, некоторые департаменты обладают значительной самостоятельностью в руководстве отраслями, подотраслями, в осуществлении специализированных функций, особенно те из них, статус которых определяется положениями, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ.

В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ или Правительству РФ они делятся на три группы по установленному для каждой из них перечню. Базовыми для их группировки являются федеральные министерства, которые делятся на два вида: имеющие в своем ведении федеральные службы и федеральные агентства и не имеющие их. При этом допускается, что федеральные службы и федеральные агентства либо иные федеральные органы исполнительной власти могут быть непосредственно подведомственны Президенту РФ или Правительству РФ.

По соотношению с исполнительной властью в нормативных правовых актах различаются, в частности, органы исполнительной власти и иные государственные органы. Перечень федеральных органов, являющихся органами государственной исполнительной власти, устанавливается Президентом РФ, а субъекта РФ — его высшим должностным лицом. Некоторые их виды предусматриваются в конституции (уставе) данного субъекта РФ.

В зависимости от участия в осуществлении полномочий РФ следует различать федеральные органы исполнительной власти и образуемые ими территориальные органы, реализующие некоторые полномочия федерального уровня в определенных территориальных пределах. По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой (ведомственной), межотраслевой (межведомственной) и внутриведомственной компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства (совет министров, кабинет министров), администрации субъектов РФ и др.

Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняющие функции отраслевого профиля: Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство связи и др.

Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции: а) федеральные министерства, имеющие подведомственные им федеральные службы и агентства, деятельность которых они координируют и контролируют. Указанные службы, агентства могут иметь различный отраслевой, межотраслевой и иной профиль деятельности. Некоторые такого рода федеральные министерства опосредованно руководят экономическими и другими комплексами (блоками), например, Министерство транспорта; б) органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Федеральная служба государственной статистики; в) органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности, обороны страны, например, Федеральная служба по оборонному заказу.

Органы внутриведомственной компетенции руководят в рамках ведомственных или межведомственных органов порученными участками работ (например, органы в федеральных округах, территориальные, межтерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти).

В зависимости от характера функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти возможен и иной вариант их классификации: они могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:

  1. органы, ведающие отраслями либо их однородными комплексами. Министерства РФ: сельского хозяйства; природных ресурсов; транспорта и др.;
  2. органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию. Федеральное агентство но технологическому регулированию и метрологии, Федеральная служба государственной статистики и др.;
  3. органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения, федеральное казначейство, федеральная служба по труду и занятости;
  4. органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;
  5. иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции. Федеральные службы: исполнения наказаний: судебных приставов и др.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

  1. экономики. Это министерства: промышленности и торговли, сельского хозяйства и др.; федеральные службы: по экологическому, технологическому и атомному надзору; по надзору в сфере транспорта и др.; федеральные агентства: по рыболовству; связи; по управлению федеральным имуществом и др.;
  2. социально-культурной деятельности. Министерства: образования и науки, здравоохранения и социального развития; федеральные службы: по труду и занятости; по надзору в сфере образования и науки и др.: федеральные агентства: по образованию; по здравоохранению и социальному развитию и др.;
  3. административно-политической деятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; федеральные службы: внешней разведки РФ; охраны РФ: безопасности РФ и др.

Функции отдельных органов запрограммированы на несколько сфер. Например. Министерство экономического развития.

Их суть сводится к тому, что коллегиальный орган:

  1. объединение группы лиц, основанное на членстве;
  2. создается в случаях и составе, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
  3. обладает самостоятельной компетенцией, являющейся не производной от компетенции какого-либо другого органа;
  4. состоит из членов с правом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его заседании;
  5. принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа, его заместителями и другими уполномоченными субъектами, входящими в его внутреннюю структуру;
  6. принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов общего состава.

В коллегиальном органе коллегиальность принятия решения по вопросам его компетенции сочетается с персональной ответственностью его членов за порученные им участки работы. Решения и действия руководителя и других входящих в состав коллегиального субъектов, совершенные от его имени во внешних отношениях, если они не дезавуированы данным органом, создают права и обязанности для самого органа.

Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов. с использованием их опыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые другие органы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей и т.д.).

Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии относятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руководстве соответствующими отраслями и сферами. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непосредственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.

Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производятся Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, территориальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.

Полномочия между членами коллегии распределяются председателем коллегии, которым является руководитель федерального органа исполнительной власти.

Особое организационно-правовое положение занимают создаваемые в системе государственного управления координационные и совещательные органы.

Координационные органы именуются межведомственными комиссиями или организационными комитетами. Они образуются заинтересованными органами исполнительной власти для обеспечения согласованных действий при решении определенного круга задач. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требующие межведомственной координации. Решения этих комиссий, принятые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссии, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере деятельности этих органов.

Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. По общему правилу советы являются вспомогательными органами образующих их органов исполнительной власти, не наделенными юридически властными полномочиями, хотя и выполняющими важные задачи.

Рекомендации координационных и совещательных органов при необходимости проводятся в жизнь правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.

Межведомственная комиссия (совет) возглавляется председателем или сопредседателем из числа руководителей (заместителей руководителей) федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В их состав в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного органа.

Координационные и совещательные органы могут создаваться Правительством РФ, а также другими федеральными органами исполнительной власти.

Правительством РФ могут создаваться: а) координационные органы в форме правительственных комиссий, государственных комиссий, комиссий, а также организационных комитетов. Правительственные комиссии создаются, как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим общегосударственное значение. Решение правительственной комиссии, в зависимости от рассматриваемого вопроса, может быть общеобязательным для федеральных органов исполнительной власти, обязательным для участников комиссии, принявшей его, и рекомендательным. Например, согласно Положению о правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 779, решения дайной Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и рекомендательными для высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; б) совещательные органы в виде советов. Решения и рекомендации координационных органов оформляются при необходимости в виде постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Координационные и совещательные органы иных федеральных органов исполнительной власти создаются как совместными правовыми актами нескольких органов, так и правовыми актами одного органа по согласованию с заинтересованными органами.

Ими же соответственно утверждаются и положения о создаваемых органах. Например, Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской федерации иностранных граждан и лиц без гражданства была создана совместным приказом от 30 марта 2005 г. № 3769/227/ 244/183/20 министров иностранных дел, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, директоров службы безопасности и службы внешней разведки Российской федерации. Им же утверждено и Положение о данной комиссии; приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2007 г. № 114 создана Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал. В утвержденном этим приказом Положении о комиссии установлено, что комиссия имеет право в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для органов исполнительной власти.

Положения о межведомственных комиссиях, решения которых затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, подложат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Орган исполнительной власти (ОИВ) – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.

Признаки ОИВ:

1. наличие государственно-властных полномочий в области нормотворчества и/или правоприменения (постановление Правительства, указы Президента).

2. орган исполнительной власти обладает определенной самостоятельностью, т.е. может самостоятельно осуществлять предоставленные ему права и закрепленные за ним обязанности. Орган может осуществить свое полномочие, издав нормативный акт. Не требуется обращаться к др.органу для реализации своих полномочий. Пример несамостоятельного органа – СовБез. Все решения реализуются через указы Президента.

3. ОИВ находится в структурной (организационной) и функциональной подчиненности от др. ОИВ.

4. ОИВ имеет собственную внутреннюю структуру, штат гос.служащих и технический персонал.

5. орган обладает правами юридического лица, кроме органа, состоящего из 1 субъекта. Форма: учреждения.

6. орган финансируется из гос.бюджета РФ или субъекта РФ.

Виды ОИВ

ОИВ РФ и органы исполнительной власти субъектов.

По содержанию:

- Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе.

- органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.

По территориальному охвату деятельности:

- центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта)

- территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории.

По порядку принятия решения:

- единоначальные.1 руководитель, и он руководит деятельностью органа

- коллегиальные.

По организационным формам:

Организационная структура органов исполнительной власти: понятие, признаки, особенности.

Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа.

Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер;.

В структуру органов входят:

1. Руководство.

Правительство РФ: 19 членов Правительства, у них вся полнота власти, они командуют внутри.

2. Отраслевые и функциональные звенья

а) Отраслевые звенья – (департаменты, отделы, кафедры).

б) Функциональные звенья – (бухгалтерия).

3. Вспомогательный аппарат (канцелярия, секретариаты).

Они только обслуживают, у них нет власти.

4. Подразделения, которые обеспечивают законность (юридические службы, приёмные по жалобам, подразделения собственной безопасности).

Читайте также: