Виды охлаждающей жидкости кратко

Обновлено: 05.07.2024

Охлаждающая жидкость, знакома многим автовладельцам, как тосол или антифриз. Это средство представлено на мировом рынке в разных видах - в качестве готового к применению состава или форме концентрата. Концентрат перед заливкой разводится водой, в рекомендованных производителем пропорциях.

Особенности охлаждающей жидкости

Охлаждающая жидкость для авто передает тепло в механизмах и системах охлаждения двигателей. Это помогает поддерживать температуру, избегая перегрева двигателя и других элементов автомобиля. Жидкости не замерзают при падении температуры до 0 °C. Что гарантирует бесперебойную работу всей системы при низких температурах и предупреждает расширения в закрытом объеме. Охлаждающие жидкости характеризуются низкой температурой кипения при +110 °C. Это поможет избежать появления коррозии на стенках системы.

Эти средства выполняют ряд и других полезных функций. Производителями выпускаются разные виды охлаждающей жидкости, одни из которых смазывают систему, другие - предупреждают замораживание или предохраняют от появления накипи (коррозии).

Чем отличается тосол от антифриза?

Антифриз при эксплуатации выполняет функцию смазывания движущихся частиц, защиты от коррозии, отвода тепла, предотвращения отложений, и т.п. В холодное время он обеспечивает обогрев салона. Свойства со временем теряются и средство необходимо заменить на новое, чтобы избежать износа узлов и перегрева двигателя.


Многие путают тосол и антифриз, в чем разница для них неясна. Тосол это разновидность антифриза - уже подготовленного к использованию жидкостью, подлежащей классификации (чаще G11).

Классификация охлаждающей жидкости и ее категории

Единая классификация по составу или свойствам этой продукции нет. Единственным и основным признаком выступает концентрат. Он может быть уже готов к заливке или требует разведения с водой.


Производители разрабатывают жидкости для охлаждения систем в соответствии со стандартами. Для американских брендов существуют отдельные нормы. Японские производители придерживаются своих национальных стандартов. В Японии замена охлаждающей жидкости и выбор ее вида зависит от цвета. Окрас характеризует температуру замерзания.

Это не соответствует Европейским нормам. В странах ЕС различие цвета свидетельствуют о составе продукта или уровне его эксплуатационных характеристик. Такой выбор и отсутствие единой системы приводит покупателей в растерянность.

Понятной и популярной классификацией стал предложенный немецким автоцентром Фольксваген вариант.

Антифризы по этой классификации делятся на пять классов:

⦁ G11 - в основу входят силикатные присадки и этиленгликоль, которые создают на стенках защищающую от коррозии пленку (эксплуатационный срок - 3 года);

⦁ G12 - производятся на базе этиленгликоля и органических добавок. Состав не агрессивен к алюминию, меди, другим металлам. Имеют высокую термостойкость, служат до 5 лет;

⦁ G12+ имеет гибридную технологию органических и минеральных присадок - защищают от коррозии, имеют ресурс пробега авто 250 000 км;

⦁ G12++ средство изготовленно на основе этиленгликоля. Обеспечивает необходимые режимы охлаждения узлов, максимальную защиту системы;

⦁ G13 - самый совершенный класс, где вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Этот компонент безопасен для окружающей среды, человека.

Дать ответ на вопрос "что лучше тосол или антифриз?" невозможно.

Можно ли смешивать тосол с антифризом?

Смешивать разные по составу жидкости можно, если это прописано в технических условиях и стандартах автопроизводителей. Если средства имеют разные технические стандарты, они могут негативно действовать на заложенные в них антифризовые свойства. Даже одинаковый цвет не гарантирует идентичный состав жидкостей.


Подготовленные тосолы имеют в составе этиленгликоль или пропиленгликоль, добавки органического или минерального происхождения и воду в нужных пропорциях. Добавление чистого антифриза приводит к полной потере охлаждающих или защитных свойств. Если уровень жидкости упал, возможно добавление обычной дистиллированной воды.

Признаки для замены охлаждающей жидкости

Производитель автомобилей прописывает в регламенте и техническом паспорте частоту замены охлаждающей жидкости. Этих рекомендаций стоит придерживаться при нормальной эксплуатации авто. В среднем частота замены составляет 1 раз в 2-3 года или 1 раз на 150-200 тыс.км.


Если в баке средство превратилось в мутную субстанции со следами ржавчины - это свидетельствует о неполадках в системе охлаждения. Нужно срочно заменить жидкость, не принимая во внимание даты прошлой замены.

В регламенте также подробно прописано, как заливать охлаждающую жидкость в авто. Перед вливанием нового средства, полностью сливаем старое. Заниматься этими манипуляциями лучше предварительно изучив инструкции. Лучшим решением станет обращение к опытным специалистам СТО.

Охлаждающие жидкости (ОЖ) – низкозамерзающие составы, без которых невозможно полноценное функционирование автомобиля. Состав – это основа (водно-гликолевый раствор) и набор присадок, обладающих антикоррозийными, стабилизирующими, противовспенивающими, моющими и прочими свойствами.


В основном в основу входит этиленгликоль, но есть антифризы с глицерином, изопропиловым, этиловым спиртом или метанолом. Изначально для охлаждения двигателя использовали воду, но поскольку при низких температурах она замерзает, производители стали искать аналоги.

Классификация охлаждающих жидкостей

  • Традиционные – в состав присадок входят кислоты неорганического происхождения (фосфатные и борные соли, силикаты и прочие);
  • Карбоксилатные – в пакет присадок входят органические соли (карбонаты);
  • Гибридные – встречаются редко, в них карбонаты сочетаются с силикатами либо фосфатами.

И если для автомобилей старого образца допускаются антифризы с силикатами, то для иномарок или тяжелой техники используются только жидкости на основе карбонатов.

Тосол и антифриз

Тосол. Интересно, но путаница между этими типами охлаждающих жидкостей есть только в странах постсоветского пространства. За границей от тосола уже давно отказались. Тосол – состав, разработанный лабораторией Технологий Органического Синтеза (отсюда и аббревиатура). Он относится к силикатным антифризам, и имеет ряд недостатков. Во-первых, у него низкая теплопроводимость, а значит, он может стать причиной ухудшения теплообмена и преждевременного износа двигателя, во-вторых, свойства силикатов истощаются быстрее, и после каждых 30 тыс.км. антифриз нужно полностью менять, поскольку от коррозии он уже не защищает.

Критерии выбора антифриза: коротко о главном

  • Эффективно охлаждение;
  • Высокая температура кипения;
  • Низкая кристаллизация;
  • Антикоррозийные свойства;
  • Хорошая теплоемкость;
  • Экологичность и безопасность для человека;
  • Цена.

Ни один уважающий себя автолюбитель не выберет антифриз в поврежденной упаковке. Убедитесь, что на ней указаны реквизиты производителя, срок годности и изготовления антифриза. Жидкость должна быть без осадка или хлопьев. Встряхните канистру: появившаяся пена должна исчезнуть через 3-4 секунды. Если вы надавливаете на емкость, из нее не должна вытекать жидкость или выходить воздух.

Можно ли смешивать жидкости?

Охлаждающая жидкость для автомобиля

Предназначение охлаждающей жидкости (ОЖ) кроется в ее названии – предупреждать перегрев двигателя автомобиля, охлаждать его с помощью отвода излишнего тепла. Это основная ее функция.

Охлаждающая жидкость

Кроме того, в современных авто ОЖ (Антифриз, Тосол) используется для следующих целей:

  1. Смазка внутренних частей помпы – насоса, прокачивающего ОЖ.
  2. Охлаждение трансмиссионной жидкости в автоматической КПП. В большинстве автомобилей с АКПП маслоохладитель расположен в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя.
  3. Прогрев салона авто в холодное время года. Он осуществляется с помощью системы отопления автомобиля, в которой используется нагретая до высокой температуры охлаждающая жидкость.
  4. Предотвращение появления коррозии в местах соприкосновения ОЖ с металлическими частями системы охлаждения двигателя.

Немного предыстории

До начала массового производства в нашей стране (тогда еще СССР) автомобилей ВАЗ, мало кто из автолюбителей знал о существовании специальной охлаждающей жидкости для двигателя.

Даже зимой. Утром заливали горячую воду, а вечером, после постановки машины в гараж, открывали краники на радиаторе и блоке цилиндров и полностью сливали ее.

Состав и характеристики Тосола

Тосол – это одна из разновидностей автомобильного антифриза. А антифриз – это жидкость, не замерзающая при низких и очень низких температурах.

Отсюда следует, что в состав Тосола, кроме воды, входит компонент, который не дает ей превратиться в лед при минусовой температуре. Таким компонентом является спирт. Кроме того, в состав этой ОЖ входят различные присадки, улучшающие ее потребительские свойства.

Ниже приведен более подробный перечень компонентов, входящих в состав Тосола:

  • Вода дистиллированная.
  • Этиленгликоль. Это спирт, который смешиваясь с дистиллированной водой, обладает свойством замерзать только при очень низких температурах. В чистом виде он кристаллизуется при температуре примерно -13℃. Если его смешать в равных пропорциях с водой, то температура замерзания понизится до -35℃. Раствор с 67% этиленгликоля и 33% воды замерзнет при температуре -75℃. Сразу нужно отметить, что этиленгликоль – это токсичное для организма человека вещество. Проще говоря – это яд.
  • Неорганические присадки. Этиленгликоль обладает очень высокой степенью токсичности и коррозийной активности. Он способен за короткое время привести в негодность систему охлаждения машины. Чтобы избежать этого, в Тосол вводят антикоррозийные присадки. Кроме этого, чтобы избежать вспенивания и ухудшения свойств спирта, в состав добавляют еще и антивспенивающие и стабилизирующие присадки. А для того, чтобы различать, какой это тип Тосола, в его состав вводят красящие добавки двух цветов – синего и красного.

Официально в России производится несколько марок Тосола со следующими характеристиками:

  • Тосол А-40. ОЖ синего цвета. Содержание воды – не более 50%. Температура замерзания – не менее -40℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1100кг/м3.
  • Тосол А-65. ОЖ красного цвета. Содержание воды – не более 40%. Температура замерзания – не менее -65℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1085-1100кг/м3.
  • Тосол-К (концентрат). Это концентрированный раствор этиленгликоля, в котором содержание воды не превышает 5%. В чистом виде в систему охлаждения не заливается, а разбавляется водой до нужной концентрации.
  • Другие виды антифриза

В настоящее время, наряду с Тосолом, в России появилось очень много охлаждающих ОЖ (антифризов) зарубежного производства. По своим потребительским свойствам они, в большинстве своем, превосходят отечественный Тосол.

Эти антифризы можно разделить на несколько групп:

  • G11 – бюджетные ОЖ на основе этиленгликоля синего или зеленого цвета. В состав входят антикоррозийные и антивспенивающие присадки, а также присадки, имеющие смазывающий эффект. Антифриз этой группы имеет самый короткий срок службы – всего 2 года.
  • G12 – это ОЖ, в состав которой входят этиленгликоль и современные соединения карбоксилатной группы. В этот антифриз добавлены в основном органические присадки, которые имеют выраженный противокоррозийный эффект. Цвет – красный, срок службы – до 5 лет. Эта группа входит в средний ценовой диапазон.
  • G13 – антифризы, в состав которых входит экологически чистый и менее токсичный пропиленгликоль. В состав добавлены те же органические присадки, что и в G12. Цвет – оранжевый или желтый. Срок службы – до 5 лет. В эту группу входят наиболее дорогие марки антифриза.

Как правильно выбрать

Для того, чтобы не ошибиться в выборе антифриза, необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Необходимо использовать только тот антифриз, который рекомендован Руководством (Инструкцией) по эксплуатации данного автомобиля.
  2. Приобретать ОЖ только в проверенных, желательно фирменных, торговых организациях и сервисных центрах.
  3. Выбирать антифриз надо только проверенных производителей и известный марок.

Если вдруг обнаружилось, что уровень антифриза слишком мал, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость другой марки, так как это может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше, как временную меру, долить чистую дистиллированную воду.

Подведем итог

Будем надеяться, что эта статья дала вам некоторое представление о том, что собой представляет охлаждающая жидкость для ДВС, для чего она нужна и какие ее виды существуют. И если вдруг в ближайшее время понадобится ее замена, то вы наверняка не ошибетесь в ее выборе.

Что такое охлаждающая жидкость и для чего она нужна?

Чаще всего, когда говорят об охлаждающих жидкостях, имеют в виду жидкость для автомобиля – антифриз или тосол.

Охлаждающая жидкость для автомобильных двигателей может поставляться в виде готового к применению состава или в форме концентрата, который перед заливкой в систему разводится водой в заданной пропорции.

В процессе эксплуатации антифриз выполняет функции отвода тепла, защиты от коррозии, смазывание движущихся частей, предотвращает образование отложений и т.д.

Со временем он теряет свои защитные свойства и подлежит замене.

Общие сведения

Антифризы


Охлаждающие жидкости – жидкие среды, выполняющая функцию передачи тепла в системах охлаждения двигателей и других агрегатах, механизмах и устройствах.

Первые жидкости для охлаждения представляли собой обычную воду, взятую из открытых водоемов – прудов, озер, ручьев и даже придорожных луж.

Вода характеризуется большой теплоемкостью, высокой текучестью, поэтому ее использование является достаточно эффективным.

Однако вода обладает некоторыми свойствами, которые делают невозможным ее применение в современных машинах:

  • Высокая температура замерзания. Уже при 0 °C вода начинает превращаться в лед, который не может циркулировать по системе. Кроме того, расширяясь в закрытом объеме, она способна легко разорвать и вывести из строя любую систему
  • Низкая температура кипения. Этот параметр также не дает возможности использовать воду в современных системах, где температура носителя достигает +105-110 °C
  • Вода способствует образованию на стенках системы очагов коррозии
  • Неподготовленная вода из открытых водоемов является источником образования твердых отложений – накипи. При этом эффективность системы охлаждения или обогрева резко падает

Современные теплоносители служат не только для охлаждения, обогрева и переноса тепла, но и выполняют ряд других важных функций.

Они смазывают систему, предохраняют ее от образования и развития отложений накипи и образования коррозии, предотвращают "замораживание" системы при отрицательных температурах и т.д.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Главная задача охлаждающей жидкости для автомобилей является отвод или передача тепла от одних элементов системы к другим. С ее помощью осуществляется контроль и управление рабочей температурой деталей и элементов машин.

Температура топлива при сгорании достигает свыше +1500 °C. Если не использовать систему охлаждения, происходит перегрев двигателя, катастрофический износ узлов и быстрый выход его из строя (например, уже при +130 °C возможно заклинивание ДВС). Современные двигатели рассчитаны на рабочую температуру +90. +110 °C. Избыточное тепло отводится в атмосферу охлаждающей жидкостью с помощью системы охлаждения.

Категории и классификация

Надо сразу отметить, что единой классификации по составу охлаждающей жидкости, по ее свойствам или другим критериям на настоящей момент не имеется.

Пожалуй, единственный признак, по которому можно произвести классификацию любого теплоносителя без проблем – это форма выпуска. Это может быть готовый к употреблению состав или концентрат охлаждающей жидкости.

Крупные производители автотранспортных средств или их объединения разрабатывают охлаждающие жидкости в соответствии с принятыми на локальном уровне стандартами. Локализация стандартов может распространяться как на отдельного производителя, так и на страны, или даже целые географические регионы.

Так, например, американские производители придерживаются одних нормативов, японские инженеры – следуют своим национальным требованиям.

В Японии цвет антифриза указывает на температуру его замерзания.

Эти требования не соответствуют нормам стран Европы. Окрашивание антифриза производится для обозначения уровня его эксплуатационных характеристик или состава продукта.

Внутри Европы также не существует единой обязательной для всех классификационной системы.

Отсюда, при огромном предложении современного рынка, выбирая подходящую жидкость для своего автомобиля, пользователи сталкиваются с большой путаницей.

Тем не менее классификация, которую предложил немецкий автоконцерн Фольксваген, стала очень популярной не только для этого производителя, но и для большинства остальных европейских изготовителей автомобилей и антифризов.

Цвета антифризов

Это составы на основе этиленгликоля и силикатных присадок, создающих на стенках системы пленку, защищающую от возникновения коррозии и кавитации. Срок службы таких составов – 3 года эксплуатации автомобиля. Знаменитый ТОСОЛ можно отнести именно к этому классу антифризов.

Эти антифризы также изготовлены на базе этиленгликоля, но в качестве присадок использованы органические добавки (карбоновые кислоты). Такой состав не агрессивен к меди, алюминию и другим металлам, которые являются основными конструкционными материалами систем охлаждения современных ДВС. Ингибиторы коррозии имеют высокую термостойкость, поэтому для антифризов этого класса установлен срок эксплуатации 5 лет.

В антифризах этого класса реализована гибридная технология минеральных и органических присадок. Минеральные – создают защитную пленку, а органические борются с коррозией в местах зарождения ее очагов. Ресурс этих жидкостей регламентируется пробегом автомобиля в 250 000 км.

Из составов на основе этиленгликоля этот является самым продвинутым и высококачественным, обеспечивая максимальные защитные свойства и необходимые режимы работы узлов систем охлаждения.

Этот самый современный класс антифризов. Вместо этиленгликоля в качестве базы для этого состава использован пропиленгликоль, безопасный как для человека, так и для окружающей среды.

Состав

С развитием автомобиле- и двигателестроения вода перестала удовлетворять требованиям, предъявляемым к теплоносителям для охлаждения двигателей.

Чтобы расширить границу рабочих температур, в ее состав стали добавлять различные химические составы.

Так, например, в разное время в формулу теплоносителей вводили этанол, глицерин и другие вещества. Однако такие компоненты обладали негативными свойствами и не приводили к нужным результатам. Глицерин, например, повышает вязкость состава, что затрудняет циркулирование жидкости по тонким каналам системы. Этанол представляет собой яд, отрицательно действует на состояние водителя и представляет высокую пожарную опасность при эксплуатации.

Современные готовые к применению составы состоят из воды и этиленгликоля или пропиленгликоля. Для придания новых и повышения имеющихся защитных свойств в состав охлаждающей жидкости в небольших количествах вводятся добавки минерального или органического происхождения - присадки.

В чем разница между ТОСОЛом и антифризом?

В зарубежных странах жидкости для охлаждения двигателей автомобилей получили общее название – антифризы. Дословно это означает – незамерзающий и обозначает главное достоинство этих составов – возможность работы при отрицательных температурах.

Существовавшие в СССР составы уступали по качеству западным аналогам. При запуске производства автомобилей "Жигули" по итальянской технологии, советские ученые получили задание разработать отечественный состав, который по качеству был бы не хуже дорогих импортных жидкостей.

В отделе органического синтеза (ТОС) государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии такой состав был разработан. Он представлял собой смесь воды и этиленгликоля, в которую был добавлены определенные присадки. Этот состав получил название ТОСОЛ – по аббревиатуре отдела-разработчика с добавлением окончания "-ОЛ", обозначающего принадлежность жидкости к спиртам (этиленгликоль).

По сути рецептура разработанного состава соответствовала рецептурам зарубежных антифризов того времени. Поэтому отличий советского антифриза от заграничных антифризов не было никаких.

В 1990-х годах XX века производство ТОСОЛа по ГОСТУ было прекращено.

Сейчас под названием ТОСОЛ выпускается большое количество различных продуктов, однако жесткого централизованного контроля за их составом не происходит. Каждый производитель выпускает жидкости по своим внутренним нормам и регламентам.

Принято считать, что ТОСОЛы относятся к антифризам G11 по классификации автоконцерна Фольксваген.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Возможность смешивания разных по составу охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями и стандартами автопроизводителей.

Если жидкости изготовлены по разным техническим стандартам, то компоненты таких составов могут взаимодействовать друг с другом. При этом защитные и другие полезные свойства антифризов утрачиваются.

Хотелось бы отметить, что охлаждающие жидкости одинакового цвета совершенно не обязательно будут иметь одинаковый состав. Цвет выполняет лишь функцию маркера, который позволяет различать продукты одного и того же производителя и никак не влияет на их свойства.

Если состав относится к категории G13 по классификации Фольксваген, то его можно смешивать с составами серии G12. Составы класса G12++ можно смешивать с другими составами.

В остальных случаях при необходимости восполнить уровень жидкости в системе оптимальным вариантом будет доливка обычной дистиллированной воды.

Когда нужна замена?

При нормальной эксплуатации и своевременном обслуживании автомобиля охлаждающие жидкости подлежат замене согласно регламенту, установленному производителем транспортного средства. Этот срок зависит от типа применяемого антифриза.

Так, для жидкостей, соответствующих классу G11 срок службы составляет около 2-3 лет или 60 тыс. км пробега (в зависимости от того что наступит ранее).

Составы классов G12 и характеризуются более длительным сроком эксплуатации и выдерживают до 150 тыс. км, антифризы G12++ и G13 – до 250 тыс. км. пробега (или 5 лет эксплуатации).

Охлаждающая жидкость двигателя автомобиля в ходе эксплуатации расходуется на испарение, утечку при нарушении герметичности. При выполнении некоторых ремонтных и других работ, связанных с обслуживанием автомобиля, систему охлаждения бывает необходимо частично демонтировать, при этом часть антифриза сливается.

Все эти моменты приводят к снижению уровня охлаждающего агента в системе и необходимости его долива или полной замены.

Самым точным признаком необходимости замены антифриза в систему охлаждения является его цвет. Так, обесцвечивание жидкости свидетельствует о том, что ее ресурс подошел к концу.

Если же в расширительном бачке находится мутная грязная субстанция со следами ржавчины – ее надо срочно менять независимо от пробега или срока предыдущей замены! Такое изменение антифриза свидетельствует о неполадках в системе охлаждения.

Еще один из способов контроля за состоянием антифриза – измерение плотности охлаждающей жидкости с помощью ареометра. При изменении плотности ее состав корректируют путем доливки в систему воды или раствора концентрата.

При правильном выборе и своевременной замене охлаждающей жидкости двигатель автомобиля прослужит долгие годы, не принося владельцу никаких хлопот и финансовых затрат.

Читайте также: