Виды финансовых прогнозов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами является финансовое прогнозирование. Оно используется в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое прогнозирование является одним из основных элементов финансового механизма.

Фин прогнозирование пред-ляет собой исслед-ние конкретных перспектив развития финансов субъектов хоз-вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направ-ниях использ-я фин ресурсов на перспективу.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Цель фин прогнозирования — оценка предпо-лагаемого объема фин ресурсов на прогнозируемый период на основе анализа тенденций фин показателей (путем разработки различных вариантов развития объекта прогнозирования).

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Прогноз-ние фин состояния пред-тия заключ-ся в определении объема и условном размещении фин ресурсов пред-тия на определенный срок вперед путем изучения динамики его развития. Прогнозирование фин состояния пред-тия бывает:

1) краткосрочным (в пределах 1 года);

2) среднесрочным (на 1-2 года);

3) долгосрочным (более 2 лет).

Объектом прогнозирования яв-ся объем фин ре-сурсов, кот. поступят в распоряжение пред-тия за период, относительно которого сост-тся прогноз.

Финансовые ресурсы состоят из:

• прибыли, остающейся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей;

• амортизационных отчислений, которые возмещаются из цены продукции.

Сумму чистой прибыли и амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности пред-тия увеличить свои ден средства, так как остальные части выручки будут направлены на различные платежи в соответствии со своим назначением. Зная V собственных фин ресурсов, кот. поступят в будущем периоде, пред-тия делают прогноз их размещения в активы в расчете на сохранение уже достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности (если они удовлетворительны) или на улучшение характеризующих их показателей.

Инструментами фин прогноз-ния являются прогнозные балансы доходов и расходов и прогноз-ные сальдовые бух. балансы, где учитываются все поступления фин ресурсов в распоряжение пред-тия. Балансирующими статьями таких прогнозных расчетов могут быть:

- выпуск облигаций или других ценных бумаг;

- привлечение банковских кредитов;

- дополнительная эмиссия акций;

- резервы мобилизации фин ресурсов, вложенных в нерациональные затраты

При составлении фин прогноза рассматриваются данные следующих источников:

- Бюджет продаж;- Бюджет производства;

- Бюджеты использования материалов;

- Бюджет прямых затрат на оплату труда;

- Бюджет себестоимости произведенной продукции; - Бюджет себестоимости реализованной продукции;

- Прогнозный отчет о прибыли;- Бюджет ден средств.

Расчеты в процессе фин прогноз-я проводятся с использ-ем:

- методов математического моделирования;

- методов построения трендов и состав-я сценариев;

-методов эконометрического прогнозирования;

Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1. как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих

органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех

2. как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для

обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций (13, С. 43).

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.

К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие:

1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Гос-ный фин контроль в РФ осущ-ют высшие органы гос. власти–Федер. Собрание, ГосДума и Совет Фед-ции.

Постоянно действующий орган фин контроля - Счетная палата. Она осущ-ет контроль за своев-стью исполнения федер-го бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и др. учреждениях. Ее контрольные положения расспрос-траняются на все органы и учреж-ния РФ, на все фонды.

Важную роль играют также Министерство финансов и его органы на местах. Так, функционирует контрольно-ревизионное управление, а на местах - аппарат главного контролера-ревизора. Они осущ-ют контроль за производственно-фин-вой деят-стью предприятий.

Задача контроля за использованием гос-ных средств возложена на органы Федер. казначейства Министерства фин-сов РФ.

Права органов казначейства:

- проверки ден. документов на пред-тиях, в учрежде-ниях и организациях;

- взыскание средств, используемых не по назнач-ю;

- приостановление операций по счетам;

- применение к нарушителям штрафных санкций. Основная задача Гос. налоговой службы-

- контроль за соблюдением закон-ва о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевр-стью внесения.

Налог. инспекции-это органы оперативного контроля. Права налоговых инспекций:

- проверка ден. документов, бух. книг, отчетов хоз-щих субъектов;

- требование необх-мых объяснений, справок и сведений (за исключением составляющие ком. тайну);

- обследование помещений предприятий;

- приостановление операций предприятий;

- изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли;

В отличие от финансового планирования, в рамках которого нормативно фиксируются финансовые показатели, которые орган государственной власти или местного самоуправления, субъект хозяйствования стремятся достичь в течение планируемого периода, при финансовом прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых субъектами хозяйствования и субъектами власти решений. Поэтому в отличие от финансового планирования финансовое прогнозирование не предполагает непременного осуществления на практике разработанных прогнозов.

Финансовое прогнозированиепредставляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. Финансовое прогнозирование осуществляется в целях научного обоснования показателей финансовых планов и способствует выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период.

К основной цели финансового прогнозирования можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления в перспективе.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2) определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Финансовое прогнозирование позволяет обосновать выбор методов, инструментов и механизмов реализации финансовой политики, обеспечить повышение качества управления финансами.

Методы финансового прогнозирования можно сгруппировать и классифицировать следующим образом:

I. В зависимости от набора прогнозируемых показателей выделяют: методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей (например, прибыль, амортизация, налоговые доходы бюджета и т.п.), и методы, позволяющие строить прогнозы в типовой или укрупненной номенклатуре статей.

II. В зависимости от используемых приемов расчета показателей прогноза выделяют такие специфические методы, как эконометрическое прогнозирование, математическое моделирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики. Математическая модель представляет собой математическое описание социально-экономических процессов и позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Математическое моделирование является основой для создания и функционирования автоматизированных систем управления финансами как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов. Позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового плана или прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом используемых при прогнозировании эмпирических данных

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Виды финансовых прогнозов

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.

Финансовые прогнозы в зависимости от периода прогнозирования могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). В зависимости от способа представления показателей финансовые прогнозы бывают точечные и интервальные. В точечных прогнозах представлено единственное значение прогнозируемого показателя (например, доходы федерального бюджета в 2010 г. составят 17% от ВВП), в интервальных указывается диапазон значений для показателей (в частности, доходы федерального бюджета в 2010 г. составят 15-17% от ВВП). В зависимости от сценария развития территориального образования, субъекта хозяйствования финансовые прогнозы могут быть оптимистическими, реалистическими и пессимистическими

В России на общегосударственном и территориальном уровнях краткосрочные финансовые прогнозы составляются в форме сводного финансового баланса Российской Федерации и среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Сводный финансовый баланс Российской Федерации должен составляться в целях оценки:

1) объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

2) влияния государственной социально-экономической политики на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержит основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Порядок формирования среднесрочного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Целью составления баланса финансовых ресурсов является обеспечение финансовыми средствами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Данный финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта федерации, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций и учреждений основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы служат методом, позволяющим на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела 1 баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности, при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которая может служить индикатором для определения реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых, соответственно, из федерального или регионального бюджета. В разделе 2 баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Составление баланса финансовых ресурсов является подготовительным этапом к составлению перспективного финансового плана и адресному финансовому планированию, т.е. формированию проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе финансового планирования будет обеспечена сбалансированность перспективного финансового плана и бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой, - является его составной частью, т.к. разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Читайте также: