Виды древнерусских тайнописей кратко

Обновлено: 02.07.2024

В хронологическом порядке тайнописи использовались следующим образом.

  • XI — глаголица.
  • простая литорея и XVII века — полусловица.
  • XIV—XVII века — греческая азбука.
  • XVI— латинская азбука.
  • XVI—XIX века — письмо в квадратах.
  • XVII век — Первоисточники древнерусских тайнописей [ ]

  1. Киево-Печерской типографии .
    1. Житие св. Памвы.
    2. Лествица.
    3. О преподобном Памве Нитрийсском 1626—1629 гг.
    1. Сборник библ. б. Троице-Сергиевой лавры N 793 (1639 г.).
    2. Служ. Гос. Ист. Муз. ) N 52 (н. XVI в.).
    3. Пролог (Ленингр. Публ. Библ.) 1431—1434 гг.
    1. Рукопись cod. Vatic. Slav. N VIII.
    2. Рукопись б. Патриаршей библ. N 951, XV в.
    3. Рукопись б. Моск. Синод. Библ. N 1028, XVII в.
    1. Рукопись б. Румянцевской библ. N 460 хронограф XVII в.
    2. Запись в рукописи N 3801 (Ист. Музей), к. XVI в.
    1. Рукопись б. Моск. Синод. Типографии N 1028, XVII в.
    2. Рукопись Моск б. Патр. библ. N 993, XVII в.
    1. Рукопись Тверского музея N 1.
    2. Рукопись Вяземского N LVIII.
    3. Рукопись И. Е. Забелина N 537 (Ист. муз.).
    4. Пятистрочная запись на Шенкурском Прологе 1229 г.
    5. Послание Шестая тайнопись Звенигородского колокола (шестая), 1667 г.
    1. Рукопись N 5 (Ист. муз.), XVII в.
    2. Слог о языцах в рукописи N 993 (б. Патр. библ.), XVI в.
    1. Рукопись Библ. АН из собрания И. И. Срезневского, XVII в.
    1. Измарагд писанный в Монокондил.
      1. Рукопись Ундольск. N 53 (Псалтырь с Восследованием) (б. Румянцевский муз.), XVI в.
      2. Вяземское Евангелие, 1527 г.

      История современной русской письменности ведёт своё начало с середины X века, когда на Русь вместе с христианством пришли образцы восточнославянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием и их учениками. Наиболее ранние тексты на Руси с использованием тайнописи (шифрования) относят к XII веку.

      Тайнопись была понятна только посвящённым. Сначала по разным причинам она использовалась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью стали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображениям.

      Среди приёмов, использовавшихся при защите текстов, были, и простые моноалфавитные шифры (простая литорея, письмо в квадратах), тайнопись глаголицей, тайнопись греческой азбукой и, кроме того, специальные приёмы письма, например, монокондил. Вот об этих видах тайнописи я здесь и расскажу.

      Система "чуждых письмён"


      Использование греческого языка в тайнописании можно объяснить, во-первых, воздействием культуры черноморского побережья, принёсшее приверженность греческому языку, а во-вторых, оживление греко-русских взаимоотношений, которое началось в конце 14-го века.

      Латиница же в тайнописании стала распространяться гораздо позднее в связи с усилением влияния со стороны Европы. Широкое использование такого метода тайнописания находят в оставшихся источниках XVI и XVII столетий, что было обусловлено школьной программой преподавания на латинице.


      Немного в стороне от всех других азбук как тайнопись стоит пермская. Древнепермская письменность (анбур, пермская или зырянская азбука) — алфавитная письменность, использовавшаяся для записи коми-зырянского и коми-пермяцкого языков в XIV—XVII веках. Её придумал проповедник и просветитель коми Стефан Пермский в 1372 году на основе кириллицы, греческого алфавита и древнепермских рунических символов (пасов). Созданная Стефаном азбука названа по первым двум буквам алфавита (ан и бур). Применялась эта письменность довольно редко, и в XV веке её из-за этого стали употреблять как тайнопись. Но и как тайнопись она использовалась мало, и в XVII веке её полностью вытеснила кириллица.

      Система "изменённых знаков"


      Иногда вместо упрощения буква, наоборот, дополнялась новым элементом, чтобы её было сложнее распознать. Часто писари использовали зеркально отражённые или перевёрнутые знаки, а также буквы из других азбук.


      Впервые об этом методе тайнописания сказал учёный М.Сперанский, который увидел его в Смоленском Псалтыре, написанном в 1395 году. Он выяснил, что этот Псалтырь Онежского Крестного монастыря хранился в Церковном археологическом комитете в Архангельске. Его писал монах Лука, который был хорошо образован и знал все виды письменности. В этой рукописи он применил 3 метода тайнописания: изменённых знаков, цифирную литорею и вязь.


      Древние писари применяли и метод условной азбуки. Она базировалась на глаголице, латинице, греческой азбуке, в которой шифровщики производили какие-то изменения или дополнения, составляя свою кодовую таблицу, в которой каждой букве кириллицы соответствовал какой-то символ из этих алфавитов. Но можно встретить в старых рукописях и оригинальные условные азбуки, разработанные по какому-то принципу или с совсем вымышленными значками.


      Использовали и так называемый "масонский" шифр . Этот метод тайнописания предусматривал замену букв 3-угольной или 4-угольной фигурой, взятой из картинки в виде решётки, состоящей из 2-х параллельных линий, пересекаемых 2-мя линиями под прямым углом. В полученной клетке помещалось по 4 и по 3 буквы в порядке следования алфавита: в тайнописании меняли буквы, 1-ю - на простую угольную фигуру, а следующие буквы - на ту же угольную фигуру с 1-й, 2-мя или 3-мя точками, исходя из места буквы в нём.

      Тарабарская грамота


      Литорея простая и мудрая

      Система замены одних букв алфавита другими буквами этого же алфавита (так называемый шифр замены ) называлась литореей.

      Литорея простая


      Использовались разные способы кодирования , которые могли применяться как отдельно, так и комбинировано .

      Цифирная литорея

      Счётная (цифровая) система тайнописи основывалась на использовании цифрового значения букв кирилицы - цифири.


      Для загадываемой буквы бралось её числовое значение и разлагалось на слагаемые. Затем каждому слагаемому снова находились соответствующие буквы, и уже они записывались. Для разбивки между буквами ставились знаки препинания. Некоторые буквы не кодировались.


      Иногда с арифметикой не заморачивались, а числовое значение букв просто писали словами.

      Значковая литорея


      В современном варианте для 33 букв можно использовать такую таблицу кодировки:


      Текст, зашифрованный подобным образом, разделяли на две равные части и хранили по отдельности. Расшифровать написанное можно было только имея на руках обе части.


      Риторское письмо


      Правила этой литореи следующие:

      обе азбуки идут строго по алфавиту, но риторская азбука начинается с четвертой позиции обычной или, что то же самое, риторский алфавит сдвинут на три буквы вправо. Это очень напоминает шифр Цезаря , в котором принцип шифрования был такой же, но сдвиг осуществлялся на три буквы влево.

      Проще ключ этой тайнописи можно представить в виде двух строк соответствия букв.


      Шифры петровской эпохи

      В начале XVIII в. архаическая буквенная кириллическая нумерация Петром I была выведена из употребления. Поэтому в шифрах петровской эпохи стали употреблять только индо–арабские цифры, однако некоторые старые графемы продолжали использовать в качестве тайнописи.


      Очень похожий шифр для переписки И.А. Толстого с князем В.В. Долгоруким сохранился в подлинном письме Петра князю Долгорукому. Копия с этого шифра воспроизведена А.Ф. Бычковым.


      Приводит А. Ф. Бычков и зашифрованное этим шифром письмо, написанное Петром I собственноручно. Вот его текст:



      Не тайнопись

      Самое интересное, что древнерусские тексты зачастую в своём оформлении имели надписи, написанные без использования какого-либо шифра, но которые прочитать тоже стоило большого труда.

      Особенно в этом преуспел такой вид шрифтового оформления как вязь.


      Если многие надписи вязью читаются довольно легко, то на другие можно потратить гораздо больше времени. Конечно, это не было никакой тайнописью, а скорее показом мастерства художника-писца. Например, на картинке ниже тремя разными древнерусскими шрифтами - вязью (в центре), полууставом и скорописью написаны следующие тексты:

      Полууставом: и еже деяти о благоволении, вся творити во спасение верных, емуже честь и благодарение со Единородным Его Сыном

      Скорописью: и Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веком. Аминь. Христе, Боже наш, слава Тебе, всякому бо еси делу благу начало и конец.


      Монокондил

      Монокондил — это разновидность вязи. Слово или сразу несколько слов пишутся за один приём, не отрывая пера от бумаги. При этом буквы замысловато переплетаются между собой, появляются лишние соединительные линии. Слова в предложении теряют привычную разбивку и в итоге начертания отдельных букв выделяются с трудом.

      Примером монокондила может быть первое слово в титулатуре Петра I.



      Уж больно художник заморочился, вырисовывая буквы. В современном мире типографии это искусство плетения шрифтов и составления из графем букв шрифтовой композиции слова или надписи называется леттерингом. А в олдскульной андеграунд-культуре это выросло в целое направление шрифтового граффити .

      Другие виды тайнописи

      Ниже перечислены ещё некоторые виды тайнописи, встречающиеся в древнерусских текстах:

      В употреблении глаголицы в качестве тайнописи хронологически следует различать два периода: древнейший (XI—XIII вв.), когда глаголицей в кириллическом тексте пишут только отдельные буквы и слова, и позднейший (XV—XVI вв.), когда глаголицей пишутся целые фразы. Однако относительно первого периода возникают некоторые сомнения в том, что глаголица использовалась именно как тайнопись.

      В самой Болгарии (а как известно, Первое Болгарское царство, где официальным был греческий язык, но основную массу населения составляли славяне, возникло в Подунавье в VII в.) христианства еще не было, оно там было введено около 865 г. Официальный греческий язык стал после этого и церковным. На нем велась церковная служба по греческим книгам.

      После смерти Мефодия (885 г.) славянское богослужение в Моравии было запрещено (Кирилл–Константин умер еще раньше, в 869 г.). Последователи славянских первоучителей нашли приют в Болгарии. Не прошло и десяти лет, как в 893—894 гг. в Первом Болгарском царстве произошло событие большого политического и культурного значения: в качестве официального и церковного языка был объявлен славянский. Использовавшаяся в богослужении греческая литература заменялась славянской.

      Глаголицу древнерусские писцы хорошо знали, они ее умели читать и копировали в своих текстах, чему есть множество примеров. Поэтому в древнейший период глаголица не была на Руси чем–то особенным, и употребление ее в кириллических памятниках, вероятно, лишь отражает стремление писца обратить особое внимание на какое–то место в тексте. Но к концу XV в. глаголица была уже на русской почве основательно забыта и в рукописях использовалась исключительно как тайнопись. Возможно, этот новый интерес к глаголице объясняется вторым южно–славянским влиянием. Мы приводим пример тайнописи глаголицей в сборнике № 95 Собраний Большой Патриаршей библиотеки, на листе 2 в Слове, приписанном Иоанну Златоусту.


      К XV—XVI вв. относится употребление в русских рукописях греческого алфавита в целях тайнописи. При этом все писцы обнаруживают знание произношения греческих букв и буквосочетаний и даже иногда пытаются изобразить греческими буквами русские звуки, отсутствующие в греческом языке (ч, ж, ц, ю, я). В этом случае они или ставят греческую букву, приблизительно выражающую русский звук, или сочиняют какое–то особое начертание. Примером для второго случая может являться запись на Царственном Летописце из собрания Государственного исторического музея (2291), где внизу по л. 1—25 читается:


      Интересно, что раскрытие этой тайнописи дано в самой рукописи на верхних полях страниц параллельно самой тайнописи.


      Употребление греческой тайнописи связывают с определенной модой, которая прошла к концу XVI в. Появление же этого способа тайнописи было обусловлено, с одной стороны, вторым южно–славянским влиянием, несшим кое–какие навыки и греческого письма, более близкого югу славянства, чем Руси, а с другой — оживлением начавшихся с конца XIV в. сношений Московской Руси с греками.

      Употребление латинской азбуки в качестве тайнописи относится к более позднему времени и обусловлено усилившимся западноевропейским влиянием. В распространении этого вида тайнописи, встречающегося в рукописях XVI и XVII вв., вероятно, известную роль играла школа с ее латинским языком преподавания.

      Несколько обособленное место среди других алфавитов в применении к тайнописи занимает пермская азбука. Изобретенная, по преданию, просветителем зырян епископом пермским Стефаном, создавшим ее на основах современного кирилловского и греческого алфавитов, азбука эта не привилась на практике и уже в XV в., как малоизвестная, получила значение тайнописи. Но и в этом качестве она не была широко распространена. М. Н. Сперанский по разным источникам составил сводную таблицу пермской азбуки, которую мы и приводим.


      Пермская азбука

      б) построенную на принципе, сходном с греческой тахиграфией, когда вместо буквы пишется лишь часть ее.

      Первую разновидность такой тайнописи М. Н. Сперанский открыл в замечательной, по его выражению, Смоленской Псалтыри 1395 г. По свидетельству ученого, эта Псалтырь Онежского Крестного монастыря хранилась в свое время в Архангельском местном отделении Церковно–Археологического комитета. Ее писец, смолянин инок Лука, прекрасно владевший искусством письма, любил, видимо, и тайнопись. В этой рукописи он применил три вида тайнописи: одна — измененных начертаний, вторая — цифирь счетная, третья — система вязи (о двух последних мы скажем ниже).


      Использовали писцы древних рукописей и систему условных алфавитов. Как правило, в их основе лежали уже известные: греческий, глаголический, кирилловский, в которые привносились какие–то изменения или дополнения. Однако встречаются в рукописях и оригинальные условные алфавиты, построенные либо по какому–то определенному принципу, либо совершенно произвольных начертаний.

      М. Н. Сперанский извлек из этой записи условный алфавит, использованный писцом. Для него характерны такие принципы затемнения обычных начертаний: деформация (е, л, п, ш и др.), переворачивание (р), специально придуманные знаки, а кроме того использован принцип замены: для некоторых букв (г, н) взято начертание, заимствованное из греческого алфавита (см. рис. на с. 30).


      Образцом алфавита, придуманного специально для тайнописи, притом по особому принципу, может служить ключ к тайнописи, изображенный на отдельном листе второй половины XVII в. (Собрание Большой Патриаршей библиотеки, № 93). Он весьма прост, как это видно из снимка самой тайнописи и ключа к ней.


      Здесь тайнопись состоит в замене обычных букв угольниками и четырехугольниками, заимствованными из решетки, составленной из двух параллельных линий, пересеченных двумя такими же линиями под прямым углом. В полученных клетках помещено по четыре и по три буквы в порядке азбуки: в тайнописи буквы заменяются, при этом первая — простым угольником, а следующие — тем же угольником с одной, двумя или тремя точками, смотря по месту буквы в нем. Так как при таком размещении букв в клетках вся азбука не могла уместиться, то в этой тайнописи не оказывается знаков для таких букв кириллицы: ш, ь и др.


      б в г д ж з к л м н

      щ ш ч ц х ф т с р п

      Византийские цифры делились на три группы по девять знаков в каждой. Одна группа выражала единицы, вторая — десятки, третья — сотни. В этой системе можно было обозначать числа от 1 до 999.

      Восточные славяне еще до X в. имели тесные контакты с Византией и греческими колониями Крыма и Северного Причерноморья. О возможном знакомстве восточных славян с византийской нумерацией в X в. говорят письменные источники. Важнейшими из них являются договоры древнерусских князей с греками. Уже в договоре князя Олега (911 г.) употребляется византийская нумерация.

      После принятия Русью христианства произошли существенные перемены в жизни страны. Коренным образом изменился культурный уклад, обусловленный небывалой до того ролью в духовной жизни Руси церковной литературы на старославянском языке, заимствованном из Болгарии. Древнерусские писцы воспринимали и те изменения, которые внесли в византийскую цифровую систему южные болгары.

      Возвращаясь к вопросу цифровой тайнописи, следует сказать, что в древнерусских рукописных памятниках встречаются различные ее виды: простая цифровая система, сложная цифровая система, описательная система, система особенного применения арабских цифр, значковая система, т.е. с использованием различных значков для обозначения цифр–букв. Цифровая тайнопись существовала на Руси уже в самом начале XIV в. Здесь нет необходимости подробно рассматривать все ее виды, поэтому мы остановимся на главных.

      Простая цифровая тайнопись состоит в том, что для каждой цифры–буквы, соответствующей желательной в обычном письме букве, дается два или несколько большей частью одинаковых слагаемых. Таким образом, чтобы получить нужную букву, надо произвести сложение, а полученная сумма, изображенная соответствующей цифрой–буквой, и будет искомой буквой. Реже сумма слагается из различных цифр–букв, причем каждая группа цифр–слагаемых отделяется каким–либо знаком или пробелом от соседних. Буквы, не имеющие цифрового значения, остаются неизменными.

      Старший образец такой тайнописи находится в псковском Апостоле 1307 г. (Собрание Большой Патриаршей библиотеки, № 722):


      Произведя сложение попарно стоящих цифр (2+2=4, 50+20=70, 20+20=40, 4+4=8, 2+2=4), получим: д о м и д, т.е. имя Домид. Такая система тайнописи была популярна на Руси долгое время: с XIV по XVII в. Именно отсюда она проникла на славянский юг. Однако само появление цифровой системы тайнописи у славян следует поставить в зависимость от Византии, где она была известна уже в VII–VIII вв.

      Арабские числа стали использоваться в качестве тайнописи лишь с того времени, как они начали входить в употребление в русской письменности, т.е. со второй половины XVI в. на русском юго–западе и с начала XVII в. на северо–востоке.

      В рукописном собрании Большой Московской Синодальной типографии № 199 на л. 8—33 внизу идет такая запись 1641 г. (приводим фрагмент):


      Ключ к записи прост: буквы–цифры от 1 до 9 (а — 0), пишутся просто арабскими цифрами, от 10 до 90 (— ч) — теми же цифрами и обозначаются значком над ними, от 100 и до 900 — та же, с другим значком над ними, тысячи — со значком под цифрой; буквы, цифрового значения не имеющие, пишутся просто.

      К прочим системам тайнописи, известным по древнерусским рукописям, принадлежат монокондил (т. е. лигатура), различные приемы образного и фигурного письма, а также акростих . На этом последнем виде тайнописи, принципиально отличном от описанных выше, нам хотелось бы остановиться особо. Акростих— типичный для европейской средневековой письменной культуры прием организации поэтического текста — входил в арсенал художественно–изобразительных средств древнерусских авторов уже с конца XI в. В поэзии прошлых веков, начиная с самых ее письменных истоков и вплоть до середины XIX в., акростих занимал настолько большое и важное место, характеризовался таким богатством форм и функций, что его с полным основанием относят к числу важнейших компонентов древнейшей и средневековой поэтики.

      Истоки техники акростиха уходят в глубь веков, в старейшие письменные культуры Востока. В псалмах Ветхого завета уже встречается акростих, его фрагменты исследователи находят в эпопеях Гомера. Однако большинство ученых квалифицируют их как спонтанные. Согласно Диогену Лаэртскому (конец II — начало III в.), изобретателем акростиха считается Эпихарм Сиракузский, известный древнегреческий комедиограф, философ и врач, живший около 550—460 гг. до н. э. Диоген сообщал, что уже в самом начале одной из функций акростиха была фиксация в тексте имени автора. Именной акростих размещался чаще всего в начале или в конце произведения.

      1 Си бысть предьтекущия крестьяньствеи земли,

      2 аки деньница предъ солнцемь

      3 и аки зоря предъ свътомъ.

      4 Си бо съяше аки луна в нощи, такои си

      в неверныхъ человецехъ светящеся;

      5 аки бисеръ в калъ кальни бо беша грехомъ,

      6 не омовени крещеньемъ святымъ.

      7 Си бо омыся купелью святою,

      и съвлечеся греховною одежевъ ветхаго человека

      8 и въ новыи Адамъ облечеся,

      9 еже есть Христосъ.

      10 Мы же рцемъ къ неи:

      11 радуися, руское познанье къ богу,

      12 начатокъ примирению быхомъ.

      13 Си первое вниде въ царство небесное отъ Руси,

      14 аки началницю сию бо хвалят рустии сынове,

      15 ибо по смерти моляще бога за Русь.

      16 Си бо от вьзраста блаженая Ольга искаше мудростью все въ светъ семь,

      17 налезе бисеръ многоценьныхъ,

      18 еже есть Христосъ.

      1. Первые попытки написания древнерусской истории

      1. Первые попытки написания древнерусской истории Хороший обзор истории написания русской истории дает В.О. Ключевский [396], с. 187–196. Эта история мало кому известна и очень интересна. Мы приведем ее здесь, следуя

      7. Традиционная схема древнерусской истории

      7. Традиционная схема древнерусской истории В этом справочном разделе мы напомним хронологию и основные вехи той версии древнерусской истории, которая вышла из-под пера Миллера и его коллег (мы приводим здесь их датировки). Наши датировки, о которых речь пойдет в

      Традиционная схема древнерусской истории

      Традиционная схема древнерусской истории В этом — справочном разделе мы напоминаем хронологию и основные вехи той версии древнерусской истории, которая вышла из-под пера Миллера и его коллег (см. выше). Мы перечисляем здесь их (не наши!)

      4. Традиционная схема древнерусской истории

      4. Традиционная схема древнерусской истории В этом — справочном — разделе мы напомним хронологию и основные вехи той версии древнерусской истории, которая вышла из-под пера Миллера и его коллег (см. выше). Мы перечислим здесь датировки, предложенные этими историками

      3. Пласты древнерусской культуры

      3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории.Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной

      Становление древнерусской цивилизации

      Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами

      Об этническом самосознании древнерусской общности

      Об этническом самосознании древнерусской общности Политическое, культурное, языковое единение восточного славянства создало основу для принципиальных сдвигов в области самосознания. Этноним русь из Днепровско-Донского междуречья постепенно распространяется на всех

      Образ князя Игоря в древнерусской литературе

      Глава VI Становление древнерусской цивилизации

      Глава VI Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени

      V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

      2. Особенности древнерусской культуры

      2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

      К герменевтике древнерусской словесности[2]

      К герменевтике древнерусской словесности[2] Кардинальные понятия герменевтики — предструктура понимания и герменевтический круг. Сжатая характеристика герменевтического круга принадлежит Х.-Г. Гадамеру: «Всякое правильное истолкование должно отрешиться от произвола

      Многие книгописцы, главным образом при написании колофонов (но не только!), любили использовать различные виды тайнописи. Стоит отметить, что тайнопись в данном случае употреблялась скорее не с целью что-то засекретить — она являлась для переписчиков интеллектуальным упражнением, посредством которого ее автор демонстрировал заказчику / читателю / другому каллиграфу собственную эрудицию и вкус. Для носителей традиционной книжной культуры прочтение тайнописи, как правило, не составляло особого труда. Рассмотрим основные виды тайнописи, встречающиеся в традиционных манускриптах XI–XX вв.

      I. Некириллические алфавиты

      Прежде всего, в качестве тайнописи применялись некириллические алфавиты: греческий, латинский, глаголица и пермское письмо.

      2. Латинский алфавит стал употребляться как тайнопись довольно поздно: на Руси — с конца XVI в., на Балканах — с конца XVII-го. Начало его употребления связано с западноевропейским культурным влиянием.

      Глаголическая тайнопись. Анфология. 1511. (ГИМ, Щук. 350)

      Глаголическая тайнопись. Устав церковный. 1901 или 1902. (НИОР РГБ, ф. 242, № 14)

      4. Пермское письмо, по преданию, было изобретено просветителем коми-зырян св. Стефаном Пермским в XIV столетии. В основу своей азбуки, ставшей малоизвестной уже в XV в., он положил кириллицу и греческий курсив.

      Пермская азбука

      Помета

      Один из последних случаев употребления пермской азбуки относится к рубежу XVI–XVII вв.

      II. Измененные/деформированные знаки

      В основу некоторых видов тайнописи легли видоизмененные кириллические буквы. Существование подобного рода тайнописей фиксируется уже в XIV столетии. Их можно разделить на две группы:

      Тайнопись. Сборник. 1549. (НИОР РГБ, ф. 304.I, № 780)

      Азбука этой тайнописи, расшифрованная благодаря записи в более раннем манускрипте, такова:

      Азбука тайнописи из сборника 1549 г.


      2. Полусловица — когда вместо целой буквы пишется лишь ее часть. Применялась довольно часто. Имеется даже целая книга написанная подобным письмом — славяно-русская Псалтырь XIV–XV вв. (BAV, Vat. cod., Slav. 8). В общих чертах алфавит полусловицы, выявленный на основе текста нескольких рукописей, выглядит следующим образом:

      Полусловица

      III. Система замен (литорея)

      Простая литорея

      Простая литорея. Сборник. 1871. (Частное собрание, Москва)

      Существовала также мудрая литорея, при которой буквы заменялись не по вертикали, а по наклонной.

      IV. Цифровая тайнопись

      Другая распространенная тайнопись — цифровая (цифирная), имеющая несколько разновидностей. В основе данной тайнописи лежит тот факт, что большинство славянских букв по образцу греческих обладают числовыми значениями. Буквы, не обладающие числовыми значениями, пишутся без изменений.

      Значковая тайнопись. Псалтырь. XVI в.

      Цифровая тайнопись. Толковый Апокалипсис Иродиона Уральского. Рубеж 1980-х–1990-х. (ЛАИ ИГНИ УрФУ, VII, 315р.5624)

      V. Акростих

      Акростих. Орел Российский. 1667. (БАН, П I А № 1)

      VI. Изменение порядка букв/слов

      Подобная тайнопись имеет несколько разновидностей, обусловленных перестановкой букв, слогов или слов. Сюда же можно отнести фигурное письмо — в частности, в виде креста:

      Слово

      Зеркальное письмо. Толковый Апокалипсис. 1895. (ЯГИАХМЗ. 18608)

      VII. Монокондил

      Монокондил (греч. μονοκονδύλιον) — связное письмо, при котором каллиграф, почти не отрывая пера от бумаги, пишет все слово, переплетая между собой буквы. Подобное письмо встречается еще в греческих манускриптах XI в. Примеры из Макарьевской Четьи-Минеи за май:



      VIII. Оригинальные/комбинированные тайнописи

      Тайнопись Серапиона. Сборник. 1431 г. (НИОР РГБ, ф. 304.I, № 175)

      Тайнописи Евстафия (I, II) и Ратка диака (III)

      Городецкий купец Григорий Прянишников, предстоящий Христу Великому Архиерею. (НИОР РГБ, ф. 242, № 186)
      Комбинированная тайнопись. (НИОР РГБ, ф. 242, № 186)

      Рукописные источники

      1. Анфология. 1511. Писец: Евстафий. (ГИМ, Щук. 350).
      2. Апокалипсис Толковый. 1895. Писец: Иван Блинов. (ЯГИАХМЗ. 18608).
      3. Апокалипсис Толковый Иродиона Уральского. Писец-составитель: Иродион Уральский. Рубеж 1980-х–1990-х гг. (ЛАИ ИГНИ УрФУ, VII, 315р/5624).
      4. Орел Российский. 1667. (БАН, П I А № 1).
      5. Песнь песней Соломона с Толкованием. 1887; 1893. (НИОР РГБ, ф. 242, № 186).
      6. Сборник. 1431. Писец: Серапион. (НИОР РГБ, ф. 304/I, № 175).
      7. Сборник. 1549. Писец: Тит. (НИОР РГБ, ф. 304/I, № 780).
      8. Сборник. 1871. Писец: Никонор Самойлов. (Частное собрание, Москва).
      9. Устав церковный. 1892; 1901/1902. Писцы: Григорий Аввакумов; Иван Блинов. (НИОР РГБ, ф. 242, № 14).

      Опубликованные источники

      1. Карскiй Е. Ѳ. Очеркъ славѧнской кирилловской палеографiи. Варшава, 1901.
      2. Соболевскiй А. И. Славяно-русская палеографiя. 5-е изд. М., 2007.
      3. Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 4.3. Л., 1929.
      4. Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV веков. М., 2000.
      5. Щепкин В. Н. Русская палеография. 3-е изд., доп. М. 1999.

      Список сокращений

      БАН — Библиотека Российской академии наук (Санкт-Петербург)
      ГИМ — Государственный исторический музей (Москва)
      ЛАИ ИГНИ УрФУ — Лаборатория археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета (Екатеринбург)
      НИОР РГБ — Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва)
      ЯГИАХМЗ — Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Ярославль)
      BAV — Biblioteca Apostolica Vaticana

      Русская вера

      представляет

      Полный учебник церковнославянского языка

      Полный учебник церковнославянского языка

      Святое Евангелие.
      Прямой перевод с церковнославянского

      Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

      Русская вера

      представляет

      Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

      Понравился материал?

      Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

      Читайте также: