Народный этикет и проблемы его возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Объект исследования – народные празднества и обряды как компонент народной художественной культуры.
Предмет исследования – условия для возрождения народных празднеств и обрядов в современном обществе.
Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости возрождения народных празднеств и обрядов в современных условиях, необходимость государственной поддержки в сфере народной художественной культуры и важность воспитательного компонента.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… С. 3
Глава I. Развитие народных празднеств и обрядов, их социальное
назначение …………………………………………………. С. 8
§1. Возникновение и развитие народных празднеств и обрядов.
Система понятий ……………………………………………… С.8
§2. Социальное назначение празднеств и обрядов ……………… С.16
Глава II. Народные празднества и обряды в современном
российском обществе……………………………………… С.19
§1. Государственная политика, направленная на возрождение
народной культуры в России ……………………………….. С.19
§2. Влияние народных праздников на патриотическое воспитание
молодёжи ……………………………………………………… С.22
Заключение …………………………………………………………… С.28
Список источников и литературы …………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

05. Скрипицына Е.П. Курсовая по фольклорному театру.docx

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации

Кафедра теории и истории культуры

Глава I. Развитие народных празднеств и обрядов, их социальное

§1. Возникновение и развитие народных празднеств и обрядов.

§2. Социальное назначение празднеств и обрядов ……………… С.16

Глава II. Народные празднества и обряды в современном

российском обществе……………………………………… С.19

§1. Государственная политика, направленная на возрождение

народной культуры в России ……………………………….. С.19

§2. Влияние народных праздников на патриотическое воспитание

Список источников и литературы …………………………………… С.32

Актуальность исследования. В процессе реформирования российского общества едва ли самым важным достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей традиционной народной художественной культуры. Её развитие неотделимо от народных традиций, имеющих своё выражение и в системе празднеств и обрядов. В них воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его понимание труда, морали, человеческих отношений.

Мы живём во времена национального обновления общества. Потребность в народных традициях возрастает. Вопросы отношения к культурному наследию, проблемы связанные с сохранением и пропагандой народной культуры, фольклора, приобретают особое значение. Тема возрождения народных празднеств и обрядов в рамках народной художественной культуры в современных условиях звучит всё чаще и становится всё более актуальной.

В нашей стране в последние годы активно разрабатываются и внедряются новые подходы к возрождению и развитию традиционной народной культуры. Истоки духовно-эмоциональной жизни народа остаются на периферии научно-практических исследований. Но историческое и фольклорно-этнографическое наследие достаточно велико и полно для постановки и разрешения проблемы возрождения народных празднеств и обрядов в рамках исследования этнокультурных явлений и освоения методов реконструкции праздничных и обрядовых традиций народной культуры.

Непосредственно в Белгородской области, при участии ведущих педагогов-новаторов, таких как М.С. Жиров, О.Я. Жирова, И.И. Веретенникова и др. сложилась многоуровневая система возрождения, сохранения и внедрения в современную педагогическую доктрину изучения народных празднеств и обрядов. Актуальность проблемы усиливается несколькими противоречиями между теоретическими и практическими аспектами в возрождении народных празднеств и обрядов в современных условиях.

Таким образом, важность вопроса о возрождении народных празднеств и обрядов в современных условиях, системе внедрения в культурную жизнь общества, создание правовых, экономических и социальных условий для этого, а также воспитательно-патриотический аспект данного вопроса и обусловили выбор темы курсовой работы.

Анализ научной литературы. Впервые научные подходы к пониманию роли празднично-обрядовой культуры в возрождении сознания человеческой причастности к своей культуре были разработаны этнографами И.М. Снегиревым, И.П. Сахаровым1, A.B. Терещенко2, А.Н. Веселовским, Н.И. Костомаровым3, C.B. Максимовым.

Во второй половине ХХ в. культурологи, этнографы, фольклористы, искусствоведы расширили область исследований празднично - обрядовой культуры (М.М. Бахтин, П.Г. Богатырев, Г.П. Блинова, В.Е. Гусев, М.М. Громыко, A.C. Каргин, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп, Н.И. Савушкина, И.А. Хренов и др.). Отдельные аспекты данного вопроса находили своё отражение в ряде докторских диссертаций. М.С. Жиров в своей диссертации даёт оценку возрождению народной культуры в аспекте регионального компонента, подчёркивает необходимость отработки ряда вопросов теоретико-методического и практического характера. Он отмечает необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, созданием российской государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме и т.д4.

Влияние народных празднеств и обрядов на патриотическое воспитание молодёжи разработано в диссертации Е.З. Соловьёвой. Её исследование чётко говорит, что возрождение утраченных обрядов и праздников, может стать эффективным способом приобщения современной молодёжи к своим культурным корням–основе патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни.5

Богатый педагогический потенциал традиций народной художественной культуры составил основу исследований Г.Н. Волкова, В.А. Николаева, В.А. Сластенина.

Различным аспектам современного бытования и регенерации традиционных форм культуры, в том числе, её региональных вариантов, посвящены работы A.C. Каргина6, Б.Н. Путилова7.

В исследования также входят статьи периодической печати, выступления государственных деятелей, деятелей культуры, педагогов–новаторов и др.

Содержательный анализ научной и публицистической литературы показал, что многие учёные и педагоги уделяют достаточно внимания возрождению народной художественной культуры в целом и её влияния на подрастающее поколение. Но целенаправленного исследования по возрождение народных празднеств и обрядов и влиянию их, как отдельных компонентов народной культуры не проводилось.

Объект исследования – народные празднества и обряды как компонент народной художественной культуры.

Предмет исследования – условия для возрождения народных празднеств и обрядов в современном обществе.

Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости возрождения народных празднеств и обрядов в современных условиях, необходимость государственной поддержки в сфере народной художественной культуры и важность воспитательного компонента.

Задачи исследования – изучение возникновения и развития народных празднеств и обрядов, системы понятий и социального назначения; дать оценку государственной политике в сфере возрождения народных празднеств и обрядов, раскрыть значение народных празднеств и обрядов в патриотическом воспитании молодёжи в современном обществе.

Методы исследования – для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов. Методы теоретического анализа: исторический (исследование возникновения, формирования и развития народных празднеств и обрядов в хронологической последовательности), логический (воспроизведение в мышлении сложного развивающегося объекта в форме исторической теории), сравнительно-сопоставительный (сопоставление и сравнение различных явлений в народных празднествах и обрядах в пространстве, во времени и выявление их сходства и различия), ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое народных празднеств и обрядов с целью выявления причины их возникновения, обновления и сопричастности обществу). Эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, обобщение независимых характеристик, анализ опыта учёных по данной проблеме. Изучение литературы дало возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. В работе с литературой использовались такие методы, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой, указание на литературные источники и цитирование – дословная запись выражений и фактических данных, содержащихся в литературном источнике.

Структура курсовой работы соответствует логике исследования и состоит их введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

This person is not on ResearchGate, or hasn't claimed this research yet.


Abstract

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования этикетной культуры как важного аспекта нравственного воспитания, анализируются работы ведущих педагогов в данной области. Отдельно рассмотрены этнопедагогические труды о культуре Дагестана.

Неграмотных солдат научат, как проголосовать за Сердара Бердымухамедова

В начале этой недели в силовых структурах Ашхабада, где служат солдаты-срочники (Минобороны, МВД, Пограничные войска), были проведены.

S7 отменила все международные рейсы, но вывозной рейс из Туркменистана в Россию 9 марта состоится

Клиенты Внешэкономбанка рассказали, что доллары на их валютных счетах конвертировали в манаты по госкурсу

28 февраля владельцы карт VISA получили SMS из Внешэкономбанка Туркменистана, что с их счетов сняты деньги. В.


Платок молчания

Парфяне, несомненно, принимали участие в формировании и туркменского, арийского в своем исходнике, этноса, оставив заметные следы в его культуре. Вот яркий пример этого влияния. Известно, туркменские женщины не приняли мусульманской паранджи. Но все путешественники и этнографы отмечали, что при входе чужестранца в палатку туркменки натягивали на подбородок кончик своего покрывала. Красивый платок – современный вариант той, когда-то обязательной накидки >, закрывающей рот. Туркменки, даже те, которые получили образование в зарубежных вузах, в замужестве соблюдают древний обычай.

Моя соседка – преподаватель теории музыки в консерватории, очаровательная молодая женщина. Свекор любит из ее рук принимать пиалу с чаем. Она не прячется от гостей. Традицией положено гелин почитать и холить. На работу она ходит в современном одеянии, а дома обязательно прикрывает нижнюю часть лица нежным шелковым платком. Хотя на соблюдении традиции > не настаивают ни свекор, ни муж, невестка считает, что этим она выражает почтение и уважение членам своей новой семьи. А между тем, это еще и яркий пример устойчивости общинного мышления и наследие зороастрийского культа. Когда-то подобная повязка защищала священный огонь зороастрийцев от осквернения дыханием жрецов. В подобном покрове на рот персы изображают Заратуштру.

Именно ей, гелин-невестке, в сельском доме приходится постоянно быть у огня, следить за ним. Она раньше других встает, чтобы разжечь огонь. Использует только чистые дрова, защищает огонь от мусора. Весьма вероятно, поэтому именно ей перешли некоторые функции зороастрийского жреца и культовые ограничения. По народным поверьям невестка в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды. Не полагается брать невестку на похороны и поминки. Так похоже на обязательные, очень строгие зороастрийские запреты для соблюдения ритуальной чистоты молодой женщины. Но после рождения третьего ребенка туркменке уже позволительно открыть свое лицо. Может потому, что к тому времени обычно ей приходит смена. В традиционно многодетных семьях женят следующего сына, и появляется новая хозяйка очага. Веками на нашей земле поддерживалось особое отношение к молодой женщине, обусловленное ее положением хозяйки священного огня. Обряды постепенно теряют свою религиозно-магическую силу, они соблюдаются уже как народный этикет.

А вот о крылышках

Проезжая по одному из главных проспектов Ашхабада, я всякий раз обращаю внимание на огромную > эмблему на фасаде Министерства стальных путей, отмечая живучесть древнейшего символа. Геральдический образ орла с распростёртыми крыльями, хвостом и вытянутыми лапами сопровождал долгие тысячелетия развитие человеческого общества.

Керамические орлы найдены в Маргуше. Пернатый круг изображали в Шумере. У друидов – кольцо уже с крыльями. В Египте это символ Гора. Ассирийцы внутрь круга поместили мужской торс. Крылатый диск с верхней частью тела человека – Фарравахр в зороастрийских храмах Персеполя и Йезда, на клобуке царя Дария, на Бехистунском рельефе, Крылаты и с человеческим лицом хранители древневосточных городов: сфинксы, шэду, херувимы и ангелы. > у связистов, авиаторов, железнодорожников.

Элементы архаики часто всплывают в нашей жизни до сих пор. Генетики взяли для изображения мужского и женского начал унифицированные тайные символы – кружочки с крестиком и стрелкой. Аптекари у древней богини – чашу, овитую змеей. А современные туркменские > пошли дальше – украсили вход в одну из ашхабадских больниц скульптурой, совместив змею с известным местным лекарственным растением.

Салон возрождения старых традиций и этикета
"Высокий стиль"

Пригласительный билет Высокий стиль

Понятие ЭТИКЕТА

Многие воспринимают правила поведения как что-то навязчивое или осложняющее нашу жизнь. Напротив, зная как правильно себя вести в разных ситуациях, в разных заведениях и с разными людьми вы становитесь уверенными в себе, ведь вы никогда не поставите себя или окружающих в неловкую ситуацию.

- не стоять в шляпе перед родителями;

- идти на шаг позади них;

- не перебивать и не прекословить;

- не высовываться в окно всем телом;

- отбросить вредные привычки: сопеть, чавкать, чесаться, говорить сквозь зубы, плеваться.

В настоящее время существует несколько видов этикета:

- повседневный этикет – совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых людьми при общении друг с другом;

- придворный (дворцовый) этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);

- дипломатический этикет – правило поведения дипломатов, других официальных лиц при контактах на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манеры поведения военнослужащих как на службе, так и вне ее.

Понятие ТРАДИЦИИ

Традиция (лат. traditio — передача). Термин имеет несколько значений:

- традиция — в антропологии, социологии и культурологии набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Например, традиция поздравлять с днём рождения при помощи открыток;

- традиция (духовная) — изустная передача (из уст в уста);

- традиция — религиозное учение, передаваемое из поколения в поколение, религиозное движение;

- традиция — философское учение, передаваемое из поколения в поколение, философское направление, философская школа;

- традиции (мн.ч.) — набор обычаев, связанных с каким-либо явлением. Например, традиции празднования Нового года.

Как видим, у этого слова есть много значений. Но очевидно и то, что значимость традиций в нашей жизни очень велика! Так пусть эти традиции будут положительными и доброжелательными, несущими мир и покой в наши сердца!

Читайте также: