Интеллектуальный терроризм это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Защита интеллектуальных работников от стресса ведется во многих направлениях: от медицинской профилактики до облегчения труда через усиление возможностей интеллекта. Вот далеко не полный перечень известных “противоядий”: гигиена умственной деятельности, рациональная организация труда, повышение интеллектуальной культуры специалистов [2], стимулирование научного творчества [3], использование возможностей интуиции, совершенствование интеллектуальных способностей [4], различные теории развития интеллекта, например [5], концепция гибридного интеллекта [6] и множество частных методик, таких, как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) [7], динамическая техника силы ума [8] и т. д. Хотя существующие средства, теории и инструменты несомненно являются полезным и порою весьма эффективным лекарством, тем не менее, к сожалению, они не соответствуют глобальному масштабу и нарастающей значимости проблемы.

К чему это приводит? Не справляясь с неуклонным ростом сложности цивилизационных процессов, которая существенно превышает наличные интеллектуальные возможности человечества, последнее вынуждено компенсировать слабость и нехватку интеллектуальных инструментов за счет нервного перенапряжения (читай — истощения!) и увеличения длительности рабочего дня добровольных и вынужденных трудоголиков. При этом за кадром общественного внимания, телевидения и средств массовой информации остается тот факт, что интеллектуальные работники зачастую превращаются в интеллектуальных камикадзе, которых общество приносит в жертву жестокому и коварному Молоху интеллектуального прогресса.

Известный математик Герман Вейль подчеркивает: недопустимо, когда трансцендентное господствует над человеком, превращая его всего лишь в рупор интеллектуального откровения. И делает вывод: хотя наука — высокая объективная ценность, одновременно она — “ветвь человеческой деятельности, ради которой нельзя приносить в жертву самое жизнь” [9].

^ ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ТЕРРОРИЗМ?

— Виновен ли профессор математики геттингенского университета Давид Гильберт в гибели своих учеников?

— Хотел ли он их смерти?

— Нелепый вопрос. Конечно, нет.

— В таком случае, что явилось причиной самоубийства?

^ Интеллектуальный терроризм — это особая социальная ситуация, когда общество, действуя возможно из лучших побуждений, формирует систему моральных норм и социальных ценностей, а также систему прямых и косвенных стимулов и с их помощью навязывает человеку такой стиль умственного труда, который почти неизбежно или с высоким риском приводит к перегрузке или другим отрицательным последствиям, наносящим ущерб физическому и душевному здоровью, снижающим качество или сокращающим продолжительность жизни. Парадокс в том, что интеллектуальный терроризм, даже если он влечет за собой тяжелейшие нервно-психические и иные заболевания и суицидальные попытки, в рамках существующей системы взглядов и моральных норм не рассматривается как нарушение прав человека.

По нашему мнению, интеллектуальный терроризм — это пока еще не осознанная, но вполне реальная и серьезная угроза. Источник всех этих бед и напастей состоит в том, что имеющиеся интеллектуальные средства, методы и инструменты в значительной степени устарели. Они нацелены на решение интеллектуальных задач по принципу “любой ценой”, без учета реальных умственных затрат и нервно-психических последствий (когда почти полностью игнорируются тонкие когнитивно-эргономические характеристики сложной умственной деятельности), а их развитие драматическим образом отстает от насущных интеллектуальных потребностей практики. Досаднее всего, что это противоречие остается скрытым, неявным, поскольку оно пока еще не попало в сферу интересов современной науки в качестве одной из наиболее приоритетных, архиважных проблем.

ГУМАНИТАРНАЯ
^ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Можно ли повысить качество решений сложных и сверхсложных интеллектуальных проблем, необходимых для развития цивилизации, и одновременно защитить людей от опасных для здоровья умственных перегрузок? Как облегчить и улучшить работу человеческого ума? Уве­личить продуктивность творческого мышления? Преобразовать трудные и непосильные задачи в легкие и посильные? Словом, превратить интеллектуальные муки-мученические во что-нибудь более достойное человека и даже приятное? Можно ли решить эту “сверхзадачу” хотя бы в принципе?

Анализ этих вопросов позволяет выявить проблему, которая, насколько нам известно, пока еще не обсуждалась в литературе. Суть проблемы, образно говоря, состоит в том, что современные методы интеллектуальной деятельности, пораженные вирусом интеллектуального терроризма, слишком часто превращают работников умственного труда и учащихся в пациентов, инвалидов и покойников.

Необходимо коренным образом изменить ситуацию, добиться кардинального улучшения форм и методов умственной работы, научиться решать более сложные интеллектуальные задачи с более высоким качеством за меньшее время и без ущерба для здоровья.

^ Интеллектуальная безопасность цивилизации — комплексное свойство глобальной интеллектуальной деятельности людей, позволяющее, во-первых, своевременно решать все более сложные интеллектуальные задачи, обеспечивающие устойчивое развитие цивилизации, во-вторых, защитить человеческий мозг от опасных и вредных для здоровья пере­грузок, сводя их к минимуму или полностью исключая.

Принцип “сначала калечим, потом лечим” неэффективен ни с экономической, ни с медицинской точки зрения. Поэтому мы выдвигаем другой принцип: система “наука + образование” не должна быть вредной для здоровья.

Однако нынешняя наука не может не калечить — так уж она устроена. Почему? В частности потому, что на протяжении всей истории ее развития создатели научных теорий и методов ставили перед собой какие угодно цели и задачи, но только не задачу эффективной защиты человека от интеллектуальных перегрузок. По этой причине человеческий мозг, этот хрупкий сосуд разума, сталкиваясь с демоном науки, оказывается в крайне уязвимом положении — не выдерживая запредельной нагрузки, он получает вызванные стрессом многочисленные травмы.

Чтобы устранить вопиющее рассогласование между невообразимой сложностью науки и скромными интеллектуальными возможностями среднего человека, необходимо уяснить, что психологическая сложность науки не является константой — это переменная величина, которой можно управлять и уменьшать ее в желаемых (хотя и ограниченных) пределах. Для достижения цели необходимо осуществить крайне болезненную операцию — с помощью когнитивно-эргономических ме­тодов реконструировать все здание современной науки, во всех ее разделах и построениях, превратив ее из громоздкого и опасного монстра в науку с человеческим лицом — чтобы занятия наукой были эффективными, но не угрожали здоровью человека.


К


^ Пихай-пихай! Утрамбовывай!

А он не помрет? Слышишь, как вопит.

Ничего. Родине нужны образованные люди.
оренная перестройка науки и образования на основе создания нового поколения интеллектуальных средств с целью ликвидации негативных проявлений интеллектуального терроризма — беспрецедентная по сложности задача. Вообще говоря, пока еще совершенно не ясно, поддается ли она решению, а если поддается, то в какой степени. Однако цель настолько важна и благородна, что стоит провести специальное исследование для более глубокого изучения проблемы.

^ КОМПЬЮТЕРНАЯ МИФОЛОГИЯ:
ОБЛЕГЧАЮТ ЛИ
КОМПЬЮТЕРЫ УМСТВЕННЫЙ ТРУД?

Чтобы избежать опасных для здоровья перегрузок, надо уменьшить интеллектуальную нагрузку на человеческий мозг. С другой стороны, развитие цивилизации приводит к усложнению интеллектуальных задач и непрерывному увеличению их количества, что предъявляет к мозгу постоянно растущие требования. Как разрешить это противо­речие? Можно ли выполнить два противоположных требования — облегчить работу мозга и одновременно увеличить его умственную продуктивность?

Иногда говорят, что компьютеризация и автоматизация умственного труда снимают эту проблему. Это неверно. Использование компьютеров не приводит к уменьшению напряженности умственной деятельности, поскольку вместо одних заданий (которые удалось переложить на компьютер), человеческий мозг чаще всего получает множество новых задач, так что его суммарная нагрузка не уменьшается и даже возрастает.


В


^ Он поверил, что компьютеры облегчают умственный труд!

Ха-ха-ха!
се больше исследователей приходят к выводу, что применение компьютеров во многих случаях не только не упрощает, а наоборот, резко усложняет интеллектуальные задачи, которые остаются на долю чело­века. Например, Эдсгер Дейкстра пишет о “неисчерпаемой” и “беспрецедентной” сложности задач, которые приходится решать программистам. Психолог М. Ярошевский отмечает: “Успехи кибернетики, все расширяющиеся перспективы передачи техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций, которые раньше поглощали значительную часть интеллектуальных усилий ученого, резко повышают требования к формированию его способностей производить такие действия, которые не могут совершаться компьютерами” [10]. Большинство ученых признает, что информационная технология — самая сложная из всех известных технологий, а некоторые даже утверждают, что использование компьютеров приводит к усилению эксплуатации нервной энергии трудящихся и в ряде случаев “отрицательно влияет на развитие мыслительных процессов” [11].

Таким образом, массовая компьютеризация не отменяет интересующую нас проблему повышения продуктивности умственного труда, напротив — делает ее еще более актуальной.

^ ЧТО ТАКОЕ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА?

На наш взгляд, для решения поставленной задачи следует перейти от экстенсивной умственной деятельности к интенсивной. Поясним термины. Деятельность называется экстенсивной, если скорость, с которой мозг решает задачи, предполагается относительно неизменной, а выполнение сложной работы в сжатые сроки достигается за счет уплот­нения рабочего времени и удлинения рабочего дня. Это означает, что человек работает на износ — по 12, 16 или 20 часов в сутки, причем перерывы для отдыха сокращаются почти до нуля (“бутерброд перехватить некогда!”). Если сотрудник, действуя в таком режиме, выполняет работу досрочно и с высоким качеством, его называют интеллектуальным героем и ставят в пример: он сделал невозможное! При этом счи­тается хорошим тоном стыдливо умалчивать о том, насколько подобная работа приблизила нашего героя к больнице или могиле.

При интенсивной умственной деятельности своевременное окончание задания достигается не за счет подобных варварских методов, а за счет увеличения скорости работы мозга. Интенсификация интеллекта — совокупность интеллектуальных приемов и средств, изменяющих режим функционирования человеческого мозга в благоприятном направлении, чтобы использовать его возможности “на полную проектную мощность”. Указанные средства специально конструируются таким образом, чтобы одновременно улучшить работу ума за счет повышения продуктивности мозга и облегчить умственный труд путем минимизации интеллектуальных затрат на единицу получаемых интеллектуальных результатов.


В


^ Крути быстрее! Не ленись!

Куда уж быстрей — сейчас мозги лопнут!

Давай-давай! И запомни: повышение умственной продук­тивности — задача номер один!
ообще говоря, эта идея не нова — на протяжении всей истории человечество безостановочно изобретало новые интеллектуальные средства, улучшаю­щие и облегчающие работу ума. Однако делалось это в значительной степени неосознанно, отчасти вслепую и во многом стихийно. Задача состоит в том, что­бы этот процесс превратить в ясный, осознанный, целеустремленный, управ­­ляемый и, самое главное, массовый.

^ КРИТЕРИЙ ДЕКАРТА И ЭРГОНОМИЗАЦИЯ НАУКИ

Излагая философское учение о методе, Рене Декарт подчеркивал, что научные открытия и изобретения следует производить не путем беспорядочного блуждания наугад по дорогам науки, а с помощью метода. “Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное” и сможет добывать новое знание — все, что он способен познать — “без излишней траты умственных сил” [12]. Выделенные слова можно охарактеризовать как “критерий Декарта” и с современных по­зиций трактовать их в том смысле, что при разработке эффективных методов реализации любой умственной работы (в науке, технике, обра­зовании и других областях) во главу угла — наряду с принципом быст­рого и качественного выполнения работ — следует ставить принцип минимизации умственных усилий, т. е. минимизацию затрат нервной энергии человеческого мозга на единицу создаваемой интеллектуальной продукции 1 .

В отличие от Катасонова титанической суперидеей мы склонны считать не всеобщую математику Декарта или универсальную характеристику Лейбница, проложившие путь к созданию современной математической логики, а скорее их интеллектуальную квинтэссенцию, энергетический сгусток, мощное ядро, инициировавшее многие великие идеи и открытия, подобно тому, как во время Большого Взрыва вся наша грандиозная вселенная родилась из первичного сверхплотного ядра.

По нашему мнению, этим ядром — титанической суперидеей — является именно критерий Декарта, подлинное значение которого его последователи в должной мере так и не сумели оценить. Мы же предполагаем, что критерий Декарта — это и есть искомый архимедов рычаг, позволяющий (в сочетании с другими методами) “перевернуть” науку и образование, чтобы избавить общество от интеллектуального терроризма.

Вспомним рассуждения Декарта. Он начинает с утверждения, что в основании всех наук лежит одна и та же тождественная себе человеческая мудрость, относящаяся к разным наукам, как солнце к различным освещаемым предметам. Для познания, следовательно, было бы гораздо полезнее, чем искать “многознания” в науках, обратиться к исследованию законов самой этой мудрости. На этом пути Декарт формулирует основные положения своего метода [12].

Попытаемся перевести эти рассуждения на современный язык. Мудрость — это разум, интеллект. Изучением интеллекта, мозга и интеллектуальной деятельности занимаются когнитивная наука, психология, нейробиология, логика и как бы синтезирующая их достижения наука о человеческих факторах (эргономика). Современным эквивалентом декартовского учения о методе, исследующего и использующего законы человеческой мудрости, на наш взгляд, в какой-то мере мог бы стать научный подход к эргономизации науки и образования, опирающийся на критерий Декарта и преследующий цель максимально возможной интенсификации интеллекта. Можно предположить, что в случае успеха этого предприятия будут созданы предпосылки для проведения стратегической реформы интеллектуального труда, призванной радикально усилить мощь и могущество человеческого интеллекта.

^ О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

Повторим вопрос: можно ли улучшить работу ума и одновременно облегчить деятельность мозга, чтобы интеллектуальная работа выполнялась без ущерба для здоровья? На первых порах нет необходимости решать эту сверхсложную проблему в общем виде. Вполне достаточно продемонстрировать существование эффективного решения хотя бы для некоторых значимых частных случаев. Подобный прием покажет, что проблема не безнадежна, что она в принципе поддается решению. А раз так, появляется обоснованная надежда на то, что, действуя по аналогии, можно искать решение и для других случаев.

Таков, вкратце, общий замысел книги, который будет подробнейшим образом детализирован вплоть до самых элементарных практических случаев и многочисленных примеров, призванных наглядно показать, что создание нового поколения интеллектуальных средств, обладающих желаемыми свойствами, является хотя и трудным, но вполне осуществимым делом.

Вместе с тем мы исходим из того, что задачу интенсификации интеллекта нельзя решить традиционными средствами. Необходимо выработать и внедрить принципиально новые формы интеллектуальной деятельности в проектировании, управлении, науке, технике, образовании, медицине, экономике и других сферах. Но как это сделать на практике? Для решения задачи ниже предлагается ряд теоретических средств, опирающихся на критерий Декарта, в частности новый когнитивный подход. Возможность практической реализации новых идей демонстрируется на ряде примеров, среди которых подробнее всего рассмотрен язык ДРАКОН.

Язык ДРАКОН — общедоступный интеллектуальный инструмент нового типа, специально сконструированный для облегчения и улучшения работы ума интеллектуальных работников и учащихся, особенно полезный при решении трудных и сверхтрудных задач систематизации и автоформализации профессиональных знаний, описания структуры человеческой деятельности и многих других задач, о которых речь впереди.

В работе рассмотрены основные причины возникновения интеллектуального террора и социально-экономические методы его профилактики; обоснован парадокс усиления роли индивидуальности в условиях глобализации.

Одним из отрицательных аспектов информационного развития является интеллектуальная преступность, причины и последствия которой рассматривались в научной литературе. Между тем, как правило, в исследованиях затрагивались либо информационные, либо юридические аспекты данной проблемы, а экономическому уделено недостаточно внимания.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕРРОР И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ

К разновидностям интеллектуальной преступности можно отнести интеллектуальный террор (ИТ) и интеллектуальные диверсии (ИД), наиболее красноречивые примеры которых изложены в таблице (см.). Указанные и ряд других фактов свидетельствуют о том, что цивилизация вступает в период, когда формируются возможности для развития интеллектуальной преступности, и в частности - для ИТ и ИД.

Под ИТ понимается использование интеллектуальных возможностей индивидуума (или локальных групп индивидуумов) и находящихся в его (их) распоряжении современных информационно-коммуникационных технологий для уничтожения других индивидуумов (или групп индивидуумов).

Под ИД понимается использование интеллектуальных возможностей индивидуума (или локальных групп индивидуумов) и находящихся в его (их) распоряжении современных информационно-коммуникационных технологий для нанесения урона, дестабилизации или уничтожения экономической, научно-технической или социальной систем.

В последние десятилетия возможности для осуществления ИТ и ИД в современных условиях возникают вследствие усиления глобализации и широкого развития информационно-коммуникационных технологий.

Прежде всего, это связано с тем, что цивилизация вступает в принципиально новый этап развития, когда существенно возрастает роль индивидуального интеллекта и интеллекта локальных групп индивидуумов. Здесь может возникнуть возражение: интеллект ценился всегда и всегда был двигателем прогресса. Это действительно так. Но в неглобализационную эпоху индивидуум мог непосредственно повлиять лишь на небольшие группы других индивидуумов и незначительные социально-экономические образования (например, трудовые коллективы, предприятия, учебные группы и т. п.). В неглобализационную эпоху влияние индивидуума на крупные социально-экономические объекты (национальную и международную экономику, национальную и экономическую безопасность государства, отечественную и международную валютно-финансовую систему, политическую систему государства и т. п.) могло проявляться только опосредованно и через значительный лаг времени.

Требовалось время (а иногда очень значительное), чтобы идеи индивидуума овладели массами и стали непосредственным фактором развития. Иначе говоря, в предыдущие эпохи индивидуум мог влиять на развитие опосредованно: индивидуум создает идею - идея овладевает массами - массы (сотни тысяч, а иногда и миллионы людей) воплощают эту идею в том или ином виде деятельности, преобразуя определенную сферу жизни. И только тогда, когда идея воплощена в действиях определенной критической массы людей, она становится непосредственным фактором развития.

В глобально-постиндустриальную эпоху ситуация коренным образом изменилась. Сейчас один индивидуум (или локальная группа индивидуумов), используя свой интеллект и современные информационно-коммуникационные технологии, может (могут) существенно повлиять на функционирование тех или иных крупных социально-экономических систем. Причем повлиять как в положительном, так и в отрицательном направлениях.

В мировой экономической системе, экономических системах национальных хозяйств и субъектов хозяйствования четко проявляются следующие закономерности:

- неиспользование отдельного интеллекта (и в частности - результатов творческой деятельности как производной от функционирования интеллекта) в тех системах, где он мог использоваться, но не используется, может привести к существенному снижению конкурентоспособности и даже прекращению существования данных систем;

Некоторые факты ИТ и ИД *

Суть факта Последствия
Хакер, находясь в Санкт-Петербурге, за тысячи километров от одного из ведущих мировых банков, взломал по Интернету его систему защиты и начал перекачивать финансовые ресурсы в разные страны, хотя эта система защиты считалась совершенной. Один человек, используя свой интеллект и современные информационно-коммуникационные технологии, фактически поставил на грань краха мировую валютно-финансовую систему.
Группа студентов-химиков, среди которых были победители различных химических олимпиад, прочла в печати о новейшем синтетическом наркотике "китайский белок" и разработала эффективные методы его синтезирования в домашних условиях. Эти "изобретатели" синтезировали полмиллиона доз такого наркотика. Создана существенная угроза.
Программист ВАЗ, неудовлетворенный своим материальным положением, подложил "логическую бомбу" в структуру созданной им программы по поставке запасных частей на конвейер. Нанесены многомиллионные убытки заводу.
В 2005 г. официальные службы США разоблачили деятельность хакеров, которые создали специальную программу-вирус, позволившую передать "на сторону" практически всю информацию приблизительно с 14 млн. карточек "Visa" и "Master Card" (по другим данным - с 40 млн., или 10% всех платежных электронных карточек американских граждан). Нанесен значительный ущерб.
В мае 2006 г. министр по делам ветеранов США заявил о краже персональных сведений из базы данных ведомства. Преступники украли информацию о номерах социального страхования, о личных и финансовых характеристиках 26,5 млн. ветеранов страны. Согласно материалам сайта Infowatch.ru, эта афера может обойтись правительству в 500 млн. дол., а общий ущерб налогоплательщиков - превысить 4 млрд. дол.
В 2003 г. произошла, по экспертным оценкам, самая крупная утечка информации об абонентах всех крупных телефонных компаний Санкт-Петербурга. За 1650 руб. можно было приобрести личные данные миллионов петербуржцев: адреса, номера паспортов, сотовых и домашних телефонов. Нанесен значительный ущерб.
В США в одной из клиник страны был убит особо важный свидетель, находившийся под охраной ФБР. Хакер-террорист получил через Интернет несанкционированный доступ к локальной сети этой клиники, взломал систему защиты информации и произвел перенастройку кардиостимуляторов больного, вследствие чего тот погиб. Уничтожен важный свидетель.
Программист одного из ВЦ, обслуживавший банк, составил программу начисления процентов на вклады таким образом, что начисленная сумма округлялась до 10 центов в меньшую сторону, что было практически незаметно для вкладчика. Разница между действительной и округленной суммами поступала на текущий счет программиста, который к моменту раскрытия аферы приближался к 1 млн. дол. Нанесен значительный материальный ущерб.

Составлено по: Ананський Є. Деякі практичні питання інформаційної безпеки. "ДАНІ (Допомога авторам нових ідей)" № 1—2, 1996, с. 19; Е л я к о в А. Указ. труд, с. 93, 94, 95; также по материалам средств массовой информации и документальных фильмов, снятых российским телевидением.

- неиспользование или недостаточное (ограниченное) использование интеллекта и творческого потенциала индивидуума в легальной экономической среде могут привести к их использованию в квазилегальной (криминальной) экономической среде, и прежде всего - для осуществления ИТ и ИД.

Таким образом, использование творческого потенциала индивидуума может стать весомым фактором повышения конкурентоспособности тех систем, где он используется эффективно. В свою очередь, неиспользование или неэффективное (недостаточное) использование этого творческого потенциала могут превратиться в весомый фактор дестабилизации систем, где он мог бы использоваться, но не используется, и послужить основой для ИТ и ИД.

Фактически мы получаем два варианта развития: эффективно используемый интеллект - важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности; неэффективно используемый интеллект - важнейшая угроза ИТ и ИД.

Итак, в силу сказанного, можно прийти к следующим выводам. В глобализационную эпоху существенно изменяется роль индивидуума (или локальных групп индивидуумов, то есть определенным образом формально или неформально структурированных групп личностей). В эту эпоху индивидуум, используя свой интеллект и современные информационно-коммуникационные технологии, может влиять непосредственно на крупные социально-экономические системы. Сегодня пословица "Один в поле - не воин" утрачивает значительную долю своей актуальности. Казалось бы, в глобализационную эпоху роль индивидуума должна все более уменьшаться и в перспективе практически сводиться к нулю. Но практика показывает, что в современных условиях роль индивидуума-интеллектуала возрастает, как никогда за всю историю.

Одним из центральных парадоксов нашего времени является парадокс усиления роли индивидуальности в условиях глобализации, который заключается в следующем: усиление глобализации приводит не к снижению, а к возрастанию роли индивидуумов-интеллектуалов (или их локальных групп) в глобальной среде.

Цивилизация вступает в период, когда она все больше может быть зависимой от индивидуумов-интеллектуалов (или их локальных групп). Причем эти индивидуумы-интеллектуалы могут принести как огромную пользу, так и огромный вред (например, участвуя в ИТ и ИД).

И здесь возникает закономерный вопрос: как не допустить использования интеллекта и творческого потенциала в квазилегальной (криминальной) среде, как минимизировать ИТ и ИД?

Сразу отметим, что полностью ликвидировать ИТ и ИД невозможно, реально лишь минимизировать их угрозы. Такую закономерность подчеркивают ряд исследователей [1]. Она связана с тем, что для рассматриваемых явлений существует глобально-информационная среда развития, действующая объективно, помимо нашей воли. С тех пор, когда возникла такая среда, окончательно побороть ИТ и ИД невозможно - так же, как в принципе никому не удалось окончательно ликвидировать проституцию и коррупцию. Между тем вполне реальной является задача сведения ИТ и ИД к минимуму, и она уже на повестке дня.

Причем необходимо отметить, что бороться с ИТ и ИД сугубо криминальными методами сложно в силу двух обстоятельств. Во-первых, поскольку в этих видах преступлений злоумышленник наносит вред жертве не традиционными криминальными способами, а с помощью информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, поскольку, как показал профессор А. Еляков, компьютерный терроризм дешев в осуществлении и затратен в выявлении.

Естественно, что такая сложная проблема, как борьба с ИТ и ИД, должна решаться комплексно, с применением правовых, воспитательных и прочих мер. Но, учитывая сказанное, не следует забывать, что один из основных методов борьбы с ИТ и ИД лежит в сфере профилактики этих видов преступлений. Наиболее эффективный подход к минимизации ИТ и ИД заключается в создании индивидууму условий для полной и всесторонней интеллектуальной реализации в легальной среде, чтобы у него не возникала необходимость искать средства для такой реализации в квазилегальной (криминальной) среде.

Чтобы предоставить индивидууму возможность для полной самореализации в легальной среде, должна быть разработана и воплощена концепция приблизительно равных стартовых возможностей для индивидуума (КРСВИ). Она заключается в том, что государство гарантирует каждому индивидууму, независимо от его происхождения, социального статуса и материального положения, равные минимальные стандарты:

- доступа к начальному, среднему и высшему образованию;

- доступа к творческой (и прежде всего - к научной) деятельности;

Разработка и реализация КРСВИ - это одна из важнейших задач государственного регулирования рыночной экономики, причем не просто гуманитарная задача, а вопрос национальной безопасности.

В то же время КРСВИ абсолютно не противоречит рыночным принципам, поскольку все услуги, превышающие уровень минимальных стандартов, индивидуум приобретает за собственные денежные средства. Но если эта концепция не будет воплощена в жизнь, то мы получим значительную прослойку интеллектуалов, не нашедших приложения своим силам в легальной среде, которые могут реализовываться в криминальной среде. Иначе говоря, возникает реальная угроза сращивания в одну систему интеллекта и криминала и формирования квазилегальных (криминальных) элит.

Между тем первые шаги к реализации КРСВИ уже предприняты. Они заключаются в том, что создана единая система тестирования знаний выпускников школ, которая, в свою очередь, создает приблизительно равные возможности для поступления абитуриентов в вузы в зависимости лишь от уровня их знаний, а не от каких-либо других факторов.

В заключение можно прийти к следующим выводам.

1. Глобализация и формирование глобальных информационно-коммуникационных сетей, как и всякое достижение прогресса, несут в себе как огромный положительный потенциал, так и новые, ранее невиданные угрозы экономической, национальной и цивилизационной безопасности.

2. За всю историю цивилизации человечество впервые вступает в период, когда отдельные индивидуумы (или их локальные группы) могут непосредственно влиять на национальную и цивилизационную безопасность.

3. Окончательно ликвидировать ИТ и ИД невозможно, но вполне реально создать условия для их минимизации. Если такие условия не будут созданы, то в ближайшие десятилетия ИТ и ИД (в силу дешевизны их осуществления) могут превратиться в одну из основных угроз цивилизации.

4. Если по тем или иным причинам индивидуум не имеет возможности эффективно реализовать свой интеллектуальный потенциал в легальной среде, то есть вероятность того, что он будет искать пути самореализации в квазилегальной (криминальной) среде. Возникает реальная угроза сращивания интеллекта и криминала. Поэтому основной метод борьбы с ИТ и ИД - их профилактика с помощью создания и реализации КРСВИ.

1. Еляков А. Интернет - тотальная угроза обществу? "Мировая экономика и международные отношения" №11, 2007, с. 92-98

2. Роговский Е. А.,Соколова М. Е. Кибербезопасность: экономические риски и эффективность. "США и Канада: экономика — политика — культура" №4, 2008,с. 83—91

3. Петухов В. Интернет и "информационный терроризм". "Свободная мысль" № 1,2008,с. 169-180

4. Буров О., Бурова Д., Пенська А. Кіберзлочинність як загроза інформаційному суспільству. "Теорія і практика інтелектуальної власності" № 3, 2008, с. 39—44; и др.

Раздел: Информатика, программирование
Количество знаков с пробелами: 14467
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Хорошо бы от глупостей, просчетов и кадровых метастаз США возвратились к политике, которую достойно представляли Никсон или Киссинджер. Ведь на конструктивную политику Обама не тянет интеллектом. Да и не он правит миром. Страх голод и секс управляют людьми - эти чувства хорошо использует ИГ. Однако без мирового шерифа ИГ не протянет и дня – разбегутся моджахиды. А вот мировым шерифом правит капитал, ибо как про него говаривал Даннинг еще в 1860-м: "При 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы." Словом, кукловоды терроризма не глупы ибо цели требуют того.

Помните чем завершился югославский конфликт? Мировой шериф осуждая христиан, оставил безнаказанными мусульман. Это ли не показатель лояльности мирового шерифа к исламистам.. ибо цели требовали. Медная индустрия Югославии манила мирового шерифа - НАТО не бомбили эти предприятия. Манили богатейшие в Европе косовские нетронутые запасы каменного угля. Плюс уничтожение югославского ВПК, предлагающего дешёвое оружие на мировом рынке. Да и разгром югославской табачной промышленности - серьёзного конкурента американских фабрик Восточной Европе выглядел соблазнительным. Возьмем свежий пример.

Резюме. В продолжение темы как победить терроризм и как бороться с терроризмом повторюсь, что победить терроризм можно только прекратив его спонсирование. Однако спонсор всем известен, на спонсора молятся, да и невозможно осудить Уолл-стрит, заставив отказаться от капитализации.

А покуда мировому шерифу выгодна вышеописанная схема, он заставляет НАТОвских болонок охранять Европу вместе с ее очагами терроризма - тренировочными лагерями так называемой умеренной" оппозици, а то и откровенными нацистами . Такие фашиствующие оппозиционеры, проплаченные мировым шерифом и устраивают провокации, вплоть до захвата власти. Зачем? А чтобы используя низкий интеллект зомбированных и в нарушение международного права, разжечь очередной "проект Украина", дающий прибыль.

Мы просто не научились еще использовать на полную “проектную мощность” возможности нашего мозга.

Почему умные люди страдают и гибнут?

Два ученика известного математика Давида Гильберта, изнуренные не­посильной умственной работой, не получив требуемых шефом научных результатов, в отчаянии покончили с собой. Бедный старик не нашел ничего лучшего как, стоя на похоронах под проливным дождем, в течение часа произносить речь, в которой доказывал, что их диссертации могли быть исправлены.


Внауке драматические ситуации, увы, не редкость. Тауринус, доведенный до крайности равнодушием математиков, сжег свой труд об основах геометрии. Больяи впал в душевное рас­стройство. Лобачевского в одной из рецензий объявили чуть ли не сумасшедшим. Клейна постиглакатастрофа — соперничая с Пуанкаре в построении теории автоморфных функций, он надорвался, тяжело заболел и вынужден был навсегда прекратить научную работу по математике. Даже великий Гаусс, несмотря на блестящие успехи и выдающиеся открытия, однажды признался:“Смерть мне милее такой жизни”, причем историки предполагают, что его ипохондрия и душевный недуг — ответная реакция на неимоверно интенсивную работу и сверхчеловеческое усердие.

Разве такая проблема существует?

Сильнейшие умственные перегрузки испытывают многие студенты, бизнесмены, ученые и многочисленные армии интеллектуальных трудоголиков, что нередко ведет ко всевозможным расстройствам и порою — серьезным заболеваниям. Здесь есть нечто загадочное, поскольку за всеми этими внешними проявлениями скрывается неуловимая проблема-невидимка.

Информационный стресс – зловещий спутник информационного общества

Будущее человечества, самое его выживание прямо зависит от роста его интеллектуальных возможностей. Однако требование всемерного развития человеческого интеллекта, максимальной интенсификации его работы во многих случаях наталкивается на жесткое препятствие, имя которому — информационный стресс. Именно в этой точке, как молния из искры, вспыхивает проблема интеллектуального терроризма, которой, к сожалению, часто пренебрегают, считая ее второстепенной, а то и вовсе несуществующей. Впрочем, так думают не все.

Некоторые ученые полагают, что информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляетинформационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят обинформационной перегрузке.

Стресс и вызываемые им расстройства оказывают огромное влияние на жизнь и здоровье современного человека. Стресс коварен. С одной стороны, для возникновения его вредных последствий совсем не требуется, чтобы воздействующий фактор был чрезвычайно сильным и необычным. Установлено, что обычный и заурядный фактор (такой, какдефицит времени) может оказать очень сильное стрессовое воздействие. С другой стороны, стресс может привести к общему истощению организма и даже к смерти.

Читайте также: