Вхождение алтайского народа в состав россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 2016 году Республика Алтай отмечает 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 25-летие со дня создания республики.

Процесс присоединения Горного Алтая в состав России занял длительный исторический период.

Тюркоязычные племена Алтая в XVII и в первой половине XVIII в. находились в политической зависимости от западных монголов, или ойратов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем джунгар. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство, называемое в русских источниках Джунгарией (в настоящее время под Джунгарией принято считать пограничную с Казахстаном и МНР область Центральной Азии, составляющую северную часть Китайской провинции Синьдзянь, Чугучак, Шихо, Турфан, Кульджа. В середине XVII в. кратковременно это была обширная область между Алтаем, Тянь-Шанем и Балхашем).

Значительная часть алтайцев-кочевников, известная тогда под названием теленгутов, телеутов или белых калмыков, составляла в Джунгарии оток в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к джунгарскому хану. Племена Алтая платили джунгарским феодалам албан, или алман, пушниной, железными изделиями и скотом.

Перед приходом ойратов и русских на политической арене Алтая фигурировали отоки. Оток включал в свой состав группу родов и отдельных семей, обитавших на определенной территории и находившиеся в феодальной зависимости от правителя отока – зайсана. Ведущее положение в отоке занимал, как правило, самый многочисленный род – сёок. Полукочевое или кочевое население отока могло относительно просто сменить территорию обитания, но на новом месте сохранялись прежние общественные отношения. Во главе отока стоял зайсан (jайзаҥ). Оток состоял из дючинов (тӧчин). Дючина подразделялась на податные единицы примерно в 100 дворов – арманы, возглавляемые демичи (темичи). Сбором податей в армане ведали шуленги (кӱнди – у чуйских теленгитов). Арман подразделялся на десятидворки (арбаны) во главе с десятскими – арбанаками (бошко у чуйцев).

Политическая история Горного Алтая и соседнего Верхнего Приобья XVII– первой половины XVIII веков была напрямую связана и обусловлена отношениями Джунгарского ханства с соседними государствами, главным образом с Российским государством и Цинским Китаем. После присоединения в середине XVI века Казанского ханства, русские во главе с Ермаком в 1582 году разгромили Сибирское ханство. Хан Кучум бежал с частью своих людей на восток, однако в 1598 году потерпел поражение на реке Ирмен, впадающей в Обь. На землях бывшего Сибирского ханства стали строиться русские крепости. В 1586 году была основана Тюмень, затем возникли Тобольск, Тара, Сургут. В начале XVII века русские воеводы Тобольска и Томска установили контакты с Абаком (из рода мундус) – князем теленгутов Верхнего Приобья. Вся дальнейшая история русско-алтайских (теленгутских) взаимоотношений наполнена как мирными, так и драматическими событиями.

Во второй половине XVII века политическая ситуация внутри Джунгарского ханства характеризовалась противоборством основных клановых группировок, а его внешняя политика была направлена на борьбу с соседними государствами Центральной Азии. Поэтому Джунгария не могла противодействовать продвижению России вверх по Иртышу и Оби. В течение 1713–1720 годов по Иртышу были сооружены Омская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости, а по Оби – Чаусский и Бердский остроги, Белоярская и Бийская крепости.

В начале второй четверти XVIII века алтайский участок государственной границы России с Джунгарией проходил к югу от г. Кузнецка в направлении на юго-запад по долинам рек Лебеди–Бии, затем по предгорьям Алтая, пересекая низовья рек Катуни, Каменки, Песчаной, Ануя, Чарыша, верховье Алея, Убу и заканчивалось в районе Усть-Каменогорска.

Во время борьбы Дабачи с Амурсаной в 1753–1754 гг. алтайские зайсаны выступили на стороне первого, законного, на их взгляд правителя Джунгарии. Это обстоятельство в судьбах алтайского народа сыграло впоследствии зловещую роль.

Летом 1755 года Джунгария прекратила свое существование. Цинская империя решила разделить ойротское государство на четыре части, во главе каждой из них должен был стоять независимый хан. Но этим планам не суждено было сбыться, так как в Джунгарии вспыхнуло восстание, которое поднял Амурсана, потерявший всякую надежду стать всеойратским ханом. Разгромив оставшийся в ойратской земле небольшой цинский отряд и обосновавшись на реке Боротал, Амурсана развивает активную деятельность по созданию каолиции всех антиманчжурских сил, включая казахов, киргизов и тюркские народы Алтая.

Восстание Амурсаны вынудило цинский Пекин принять все меры, к подавлению мятежа.

Цинский император повелел строго карать мятежников, особенно их зачинщиков, осмелившихся оказать сопротивление цинским войскам. Выполняя приказ, манчжуры обрушили все свои силы на алтайские кочевья. Первыми попали под этот массированный удар насельники кочевий и улусов зайсанов Буктуша, Бурута и Намкы.

Алтайцы, подвергшиеся нападению цинских войск, защищались, как могли. Но силы были не равны. Поэтому они стали уходить от наседавших на них манчжуров под защиту русских крепостей и форпостов.

С началом нового похода цинской армии алтайские зайсаны стали переселять своих людей поближе к русским крепостям. В начале марта 1756 года Буктуш, Бурут, Намыкай и Намык подтянули подразделения своих отоков к устью реки Семы. Часть людей зайсана Кулчугая приблизилась к Усть-Каменогорской крепости.

12 алтайских зайсанов: Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут, Буктуша обращаються в 1755 году с письмом к русским властям с просьбой принять их в подданство.

Тот же указ был направлен и на имя сибирского губернатора Мятлева.

За первой группой зайсанов, принятых в подданство в Бийске, сюда же вышли позднее зайсаны Намык Емонаев и Кокшин Емзынаков. Последним из зайсанов к Бийску вышел Кутук. В конце лета к Колыванской линии вышла оставшаяся часть Канского отока во главе с зайсаном Омбо и демичами Самуром и Алтаем. Вместе с Омбой вышли также 15 дымов зайсана Кулчугая.

Чтобы склонить, отказывающихся от переселения на Волгу зайсанов, прибывшие представители наместника Калмыцкого ханства и полковник Дегарига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, составленное на ойратском языке, якобы присланное от цинского командования, с требованием выдачи алтайцев. Это возымело сильное действие на зайсанов.

Указом КИД России от 20 мая 1757 года предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями. 28 июля 1757 года из Бийска вышел большой кош – караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, были зайсаны Бурут Чекугалин, Камык Ямонаков (Намык Емонаев), Церен Уруков (Серен) и семейства умерших зайсанов Кулчугая и Омбо. Кроме того, в коше были люди зайсана Буктуша.

По подсчетам КИД России, к началу 1760 года общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек. Переселение сопровождалось массовой гибелью людей от болезней: оспа, дизентирия, а также от голода и холода. Только до Омской крепости, куда первый караван прибыл 11 сентября, выехавший в составе 3989 человек, потерял 488 человек. В Омске с 11 по 21 сентября умерло – 63. В пути от Омска до Звериноголовской крепости умерло еще 536 человек. 22 октября 1758 года, в калмыцкие кочевья прибыл караван из более чем 800 семей. Таким образом, в середине XVIII в. присоединяется а Российскому государству основная территория Горного Алтая.

В 1757–1759 гг. воспользовавшись географической отдаленностью юго-восточных районов Горного Алтая от российских военных укрепленных линий, фактической невозможностью со стороны России в данный период полностью воспрепятствовать проникновению в Горный Алтай военных отрядов со стороны Монголии, Цины подчинили жителей бассейна реки Чуи и Улаганского плоскогорья. В конце XVIII – первой половине XIX вв. территории двух современных районов (Кош-Агачского и Улаганского), называвшихся Первой и Второй Чуйскими волостями, находились под двойным протекторатом России и Китая, жители, которых являлись двоеданцами двух могущественных империй на протяжении 100 лет.

Екеев Н. В. Алтайцы (материалы по этнической истории). – Горно-Алтайск, 2005. – 175 с.

Екеев Н. В. Проблемы этнической истории алтайцев (исследование и материалы). – Горно-Алтайск, 2011. – 232 с.

История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.) // НИИ Алтаистики имени С. С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2010. – 472 с.

Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай. Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII– XIX вв.). – Горно-Алтайск, 1996.

Модоров Н. С., Дацышен В. Г. Народы Саяно-Алтая и Северо-Западной Монголии в борьбе с цинской агрессией. 1644–1758 гг. – Горно-Алтайск–Красноярск, 2009. – 140 с.

Моисеев В. А. Внешнеполитические факторы присоединения Горного Алтая к России. 50-е гг. XVIII в. // Алтай–Россия: через века в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (16–19 мая 2006 г.). – Горно-Алтайск, 2006. Том 1. – С.12–17.

Самаев Г. П. Горный Алтай в XVII – середине XIX веков: проблемы политической истории и присоединения к России. – Горно-Алтайск, 1991.– 256 с.

Самаев Г. П. Присоединение Алтая к России (исторический обзор и документы). – Горно-Алтайск, 1996.– 120 с.

Э. А. Белекова, заместитель директора по научной работе.

В 2015 г. Национальный музей имени А. В. Анохина получил копии документов о присоединении Горного Алтая в состав Российского государства из Архива внешней политики Российской империи при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Мы благодарим сотрудников архива за сотрудничество!

1. Эпизод войны Джунгарии с китайской империей в 1755–1756 гг. (с картины неизвестного художника)

2. Прошение зайсанов о принятии их в подданство Российской империи (на староойротском языке). Февраль 1756 г.

3. Перевод прошения зайсанов на русский язык в перевод П. Смирнова. 27 февраля 1756 г.

4. 1 стр. Указа императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 г.

5. 1 стр. Указа Коллегии иностранных дел сибирскому губернатору генерал-лейтенанту В.А. Мятлеву об условиях и порядке приема населения Южного Алтая в российское подданство. 2/13 мая 1756 г.

Вхождение Горного Алтая в состав России

В 1755-1756 гг. в связи с разгромом Джунгарского ханства территория Горного Алтая была наводнена войсками Цинской империи и мятежного нойона Амурсаны.

В январе 1756 г. в долине реки Кайрлука состоялся совет 13 зайсанов (Омбо, Боокол, Кутук, Буктуш, Бурут, Номыкай Амзына, Кочерен и др.). От имени собравшихся зайсан Омбо обратился к императрице Елизавете с просьбой о приеме их в подданство и защите.

21 июня 1756 г. в Бийскую крепость прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Черен, Номык и демичи Менгош Сергеков из отока зайсана Боокола. Позднее к Бийску вышли зайсаны Намык Еманаев, Кокшин Емзынаков и Кутук Кутуйгулин. Таким образом, на всем протяжении Колывано-Кузнецкой и южной части Иртышской военных линий (в Бийской, Колыванской и Усть-Каменогорской крепостях) происходил массовый прием бывших джунгарских подданных в российское подданство.

Указ императрицы Елизаветы Петровны. 1756 г. И. Ортонулов, 2008 г..jpg

В сентябре 1756 г. присягнули на верность России зайсаны Омбо, Кулчугай и Бобой, старшины (демичи) Менгош Сергеков, Самур, Алтай, Яйкаш, Дабхур со своими людьми. Общая численность принятых людей составила примерно 3300 человек. В октябре 1756 г. в Усть-Каменогорской крепости приняли российское подданство зайсаны Бату-Менко, Еркен-Кашка, Ангир Бойкен, Байсур-Бакши и Гурбан-Кашка (1575 человек). Также были приняты старшины зайсана Кульчукая (657 человек). К концу 1756 г. численность принятых в российское подданство составила свыше 5530 человек. А к началу лета 1757 г., согласно донесению оренбургского губернатора В. А. Мятлева, в российское подданство всего принято 7011 человек.

Присоединение Горного Алтая, занимающего стратегическое положение на стыке Западной Сибири и Центральной Азии, укрепило геополитическую позицию России и создало условия для ее последующего продвижения в Центральную Азию. В многовековой истории алтайского народа середина XVIII столетия остается знаменательной вехой: в составе Российского государства XIX век: перемены в хозяйственной и общественной жизни стали возможными возрождение этнокультурного потенциала обескровленных войной теленгутов, других алтайских племен и их консолидация в новую этническую общность — алтайский народ.

Переход к мирной жизни. Территория Горного Алтая после присоединения к России входила сначала в Кузнецкий уезд, затем (с 1782 г.) отнесена к Бийскому уезду Колыванской губернии. С 1804 г. Бийский и Кузнецкий округа (уезды) включены в состав Томской губернии. Низовое звено управления коренных жителей Горного Алтая практически не претерпело изменений. Так, жители северного Алтая входили в старые ясачные волости, юго-восточной части — в таутелеутские двоеданческие волости. Алтайцы, бывшие джунгарские подданные, были распределены по кочевым дючинам.

Во второй половине XVIII в. система управления и суда коренных народов Сибири определялась Инструкцией Сената 1763 г., выданной секунд-майору А. Щербачеву для урегулирования сбора ясака во время поездки по Сибири. Инструкция определяла порядок сбора ясака, а также порядок торговли с ясачным населением. Однако особенности и трудности управления огромной территорией Сибири заставляли российское правительство приступить к очередным реформам.

В общественном управлении двух чуйских двоеданческих волостей имелись отличия. Все внутренние дела в этих волостях (кошунах) зайсаны решали под контролем китайских чиновников, наведывавшихся на пограничный пикет Суок. Чуйские зайсаны и демичи выполняли ряд обязательств и перед российским правительством: добровольно вносили в Бийское окружное казначейство натуральные подати (калан), обеспечивали безопасность и охрану имущества россиян, находившихся на их кочевьях.

Поселения русских крестьян (села, деревни) причислялись к крестьянским волостям, управления которых находились в предгорной части XIX век: перемены в хозяйственной и общественной жизни на большом удалении. Например, село Нижний Уймон относилось к Смоленской волости. То же самое происходило и с переселенческими поселками. Так, поселки, расположенные вдоль Чуйского тракта, были причислены к Алтайской волости (с центром в селе Алтайском), а поселки вблизи Уймонского тракта — к Ануйской волости (село Ануйское).

Переход от кочевничества к оседлости. Одним из позитивных последствий длительного соседства и постоянно усиливавшихся хозяйственных и культурных связей алтайцев и местных русских крестьян стал переход значительной части алтайцев от кочевничества к оседлости. По переписи 1897 г., в Горном Алтае было учтено 587 населенных пунктов, в том числе 210 оседлых поселений (села, деревни, поселки, заимки, аилы) и 377 стойбищ (урочищ). В первой группе поселений проживало 45 % населения, а во второй, т. е. в стойбищах, — 55 % всего населения, в т. ч. свыше 70 % коренных жителей. Общая тенденция перехода алтайских горных скотоводов-полукочевников к оседлости отразилась в изменении типов жилища. По сведениям на 1832 г., единственной формой жилища алтайцев являлись юрты, притом половина из них были войлочными. К концу XIX в. основной формой жилища алтайцев остается юрта (89% всех жилищ), но уже распространяются избы и дома (11 %). Среди юрт доля войлочных снизилась до 5 %. Показателем распространения оседлости среди алтайцев служит и степень развития у них земледелия и заготовки кормов для скота: по данным на 1896 г. 49 % хозяйств имели посевы и 96 % заготовляли сено.

Начало XX века: реформы и преобразования

В 1912-1913 гг. кочевые волости (дючины) с родовыми правлениями ликвидируются и вместо них вводятся территориальные волости с сельскими обществами общекрестьянского образца. В итоге землеустройства получили полное поземельное и административное устройство 630 населенных пунктов, которые были объединены в 263 сельских (земельных) общества.

Источники:
1. Екеев, Н. В. Алтайцы (материалы по этнической истории) / Н.В. Екеев. – Горно-Алтайск, 2005.

2. История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.) // НИИ Алтаистики имени С. С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2010.

Процесс присоединения территории Алтая к России длился долгих два века. Началось всё с того, что в 1598 году русский отряд на берегу Оби разбил войско сибирского хана Кучума. После этого аборигенное население Сибири увидело в России реальную силу, способную защитить их от набегов кочевников.

В 1604 году князь племени эуштинцев Тоян обратился к Борису Годунову с предложением построить крепость в земле томских татар. В сентябре того же года на реке Томь был заложен город Томск, а в 1618 году в верховьях Томи был сооружён Кузнецкий острог - самый южный форпост Сибири.

Россия стремилась распространить своё влияние на южные территории Сибири. Русские войска продвигались по притокам Томи рекам Кондома и Мрассу, облагая ясаком шорские народы.

К 1625 году отряд русских казаков проник в долину реки Бия, однако дальнейшее продвижение было затруднено из-за сопротивления местного населения. Лишь через семь лет отряд под командованием Петра Сабанского вышел к берегам Телецкого озера, обложив ясаком племена телесов.

В последующем русское влияние на Алтае усиливалось. Местное население, разоряемое джунгарскими феодалами и телеутскими князьями, всё больше тяготело к России.

Лишь в 18 веке сложились условия для окончательного присоединения Алтая к России. В 1708 году Пётр I подписал указ, в котором значилось:

"На реках Бии и Катуни в пристойном месте для сбору ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями"

В 1709 году, на мысу между слившимися Бией и Катунью соорудили Бикатунский острог. Однако этот факт совсем не устраивал джунгарскую и телеутскую знать. Началось противостояние России и Джунгарии.

В 1710 году отряд из 4 тысяч джунгарских всадников напал на Кузнецкий уезд, сжёг 8 деревень, а на обратном пути захватил и сжёг Бикатунский острог. По сохранившимся сведениям, крепость отбивалась от кочевников три дня.

Из-за угрозы постоянных набегов противника, было решено укреплять позиции русских войск в верховьях Оби. За четыре года было построено четыре крепости. Однако, в 1744 году джунгары сожгли крепость при демидовском руднике и засыпали шахту. В связи с этим было построено ещё две крепости, два форпоста и укреплена деревня Кабанова, превратившаяся в Кабановскую защиту.

Но через шесть лет началась китайско-джунгарская война, закончившаяся уничтожением Джунгарского ханства. Под угрозой захвата Цинской империей оказались и алтайские племена. Они оказывали завоевателям упорное сопротивление. однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточёнными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Вот как описывал эти события телеутский зайсан Бок: ". С пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться. И токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость"

Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гаригге: "Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени, в нашей земле, где приглянется, стройте город"

От имени всех зайсанов к русским направили зайсана Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперёд и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов.

Так в мае 1956 года было принято решение о приёме алтайского народа в состав России. В июне начался массовый приём алтайцев в Бийской и Катунской крепостях и в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 года было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, была переселена на Волгу, к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Однако, большинство осталось в верховьях Оби. По мере успокоения ситуации, алтайцы постепенно возвращались на Алтай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Минутки вхождения в день

Приведенные в данном разделе минутки вхождения в день направлены:- на формирование эмоциональной децентрации, под ко­торой понимается способность к восприятию и учету состоя­ний, желаний и.


Творческая мастерская "Минуты вхождения в занятие"

Минуты вхождения в занятие.

Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.

Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал.


Проект " Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев"

Что же можно сказать о сегоднешнем Горном Алтае? Забывается фольклор, народные промыслы, своеобразие орнамента. Забываются национальные традиции- это, то что перешло от одного поколения к другому, что.


комплекс мероприятий,направленных на поликультурное воспитание дошкольников(на основе народных праздников русских,бурят и алтайцев).

Проект направлен на приобщение дошкольников к социальной действительности,на воспитание маленького гражданина,что является актуальной прблемой современного дошкольного образования.


Задачи: - Формировать у детей представления об истории , о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации, чувство патриотизма, уважения к людям, принимавшим участие в Крымской весн.


Задачи: - Формировать у детей представления об истории , о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации, чувство патриотизма, уважения к людям, принимавшим участие в Крымской весн.

Руслан Хадимуллин: Из истории присоединения Алтая к России

Алтай считается прародиной всех современных тюркских народов мира. Благодаря своему геополитическому расположению (в центре Евразии) он в разные исторические периоды объединял разные этносы и культуры. В 2016 году Республика Алтай отмечает юбилейную дату – 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Сохранился архивный документ, свидетельствующий об этом, – Указ императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года из Коллегии иностранных дел сибирскому губернатору генерал-лейтенанту В.А. Мятлеву об условиях и порядке приема населения Южного Алтая в российское подданство, а также прошение алтайских зайсанов, написанное на староойротском языке, о принятии их в подданство Российской империи. Подчеркнем, что данному историческому событию предшествовала долгая борьба.

Следует отметить, что Китай внимательно следил за междоусобной борьбой в ханстве. Здесь готовились к войне с ослабевающим противником. Уже с конца 40-х годов XVIII века были предприняты меры по созданию стратегического плацдарма. Начало захвата цинскими войсками приграничных территорий Джунгарии (Монгольского Алтая) в 1753-1754 гг. говорит о подготовке к будущему наступлению. Захваченное ханство должны были разделить на четыре княжества во главе с назначенными правителями. В связи с этим Цяньлун решил использовать ничего не подозревающего Амурсану, которого в императорском дворе встретили с большой радостью. Последующее вторжение цинской армии на территорию ханства предопредило его судьбу. Даваци был пленен и отправлен в Пекин. Во время нашествия Амурсана начал мстить алтайским зайсанам, которые как и прежде не сдавались, организовали отряды и первоначально вели успешные бои с завоевателями. Но неорганизованность и разобщенность действий, отсутствие единого командования привели к дальнейшим поражениям. Уже в 1755 г. в Канской и Каракольской волостях и в других местах находились войска цинской армии, перед которыми стояла задача полного подчинения Горного Алтая.

Тем временем Амурсана, потерявший надежду с подачи цинского императора стать единовластным ханом Джунгарии, с 1755 года предпринимает попытки создать коалицию всех антиманьчжурских сил. Но весной 1756 г. цинская армия, возглавляемая монгольским князем Цэрэном, вступила на территорию Джунгарии, учинив жестокую расправу над жителями ханства. Амурсана бежал к киргизам, а затем скитался в необитаемых горах Сибири и оказался в пределах Российской империи, где и умер, так и не выданный китайским властям.

Между тем еще в 1754 году алтайские зайсаны обратились к русским властям с просьбами о защите и убежище под стенами русских крепостей, а в 1755 г. 12 алтайских зайсанов – с просьбами о подданстве. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 г. был разрешен прием алтайцев в подданство Российской империи (прим. авт. – северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) вошли в состав России значительно раньше). К концу сентября того же года, несмотря на поставленные маньчжуро-китайскими отрядами заслоны, подданство приняла основная масса алтайского кочевого населения. Их положение было крайне тяжелым, поскольку они подверглись грабежам и разорению со стороны цинской армии.

Таким образом, добровольное присоединение алтайцев к России сыграла огромную роль в сохранении их как этноса, в защите культурной и языковой самобытности. Они были спасены от угрозы физического уничтожения, а, в общем, в дальнейшем им была обеспечена защита от различных иноземных посягательств. Тем самым создавались условия для политического, экономического, культурного и духовного развития. Алтайцы были интегрированы в российскую государственность и получили возможность жить в дружбе с другими народами, образовав в совокупности большое политическое сообщество, но при этом сохраняя и приумножая свою культурную специфику.

Image description

2 мая исполнилось 265 лет со дня подписания императрицей Елизаветой Петровной Указа о добровольном вхождении алтайского народа в состав России.

В 1755-1756 гг. в связи с разгромом Джунгарского ханства территория Горного Алтая была наводнена войсками Цинской империи и мятежного нойона Амурсаны. В январе 1756 г. в долине реки Кайрлука состоялся совет 13 зайсанов (Омбо, Боокол, Кутук, Буктуш, Бурут, Номыкай Амзына, Кочерен и др.). От имени собравшихся зайсан Омбо обратился к императрице Елизавете с просьбой о приеме их в подданство и защите. На совете зайсанов, состоявшемся 3 мая 1756 г., было подтверждено их желание быть в подданстве России.

21 июня 1756 г. в Бийскую крепость прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Черен, Номык и демичи Менгош Сергеков из отока зайсана Боокола. Позднее к Бийску вышли зайсаны Намык Еманаев, Кокшин Емзынаков и Кутук Кутуйгулин. Таким образом, на всем протяжении Колывано-Кузнецкой и южной части Иртышской военных линий (в Бийской, Колыванской и Усть-Каменогорской крепостях) происходил массовый прием бывших джунгарских подданных в российское подданство.

Указом КИД России от 20 мая 1757 г. предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями. 28 июля 1757 г. из Бийска вышел большой кош – караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, указаны зайсаны Бурут Чекугалин, Кымык Яманаков, Церен Уруков и семейства умерших зайсанов Кулчукая и Омбо. Всего переселено на Волгу было около 7000 человек. Следует сказать, что не все джунгарские беженцы были отправлены в Поволжье. Значительная группа беженцев была размещена в Кузнецком и Красноярском уездах, где пополнила местное ясачное (телеутское, шорское, хакасское) население. По подсчетам КИД России, к началу 1760 г. общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек.

Ориентация алтайского народа на Россию не была случайной, вхождение в ее состав явилось завершающим этапом объективного исторического процесса сближения двух народов — русского и алтайского, — определявшегося длительными и постоянно расширявшимися и углублявшимися хозяйственно-экономическими, политическими и культурными связями между ними. Агрессия Цинов только лишь ускорила этот процесс. Иначе говоря, хозяйственно-экономическое и культурное тяготение алтайцев к России явилось определяющим моментом в выборе алтайцами пути дальнейшего исторического развития.

(По материалам Хронографа Республики Алтай 2021 года)

Положение о конкурсе молодых журналистов

Читайте также: