Охарактеризуйте религиозно мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В самом истоке древнейшей культуры великой Греции возникает уникальное явление, сразу выделившее греков в истории человечества и предопределившее судьбы западноевропейских культур – философия, происходит рождение главного героя античности – Философа, Человека-мыслителя с философским мировоззрением, в корне отличным от древневосточного.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная философия.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени

Институт государственного управления и предпринимательства

РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЭПОСЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Студента 1 курса

В самом истоке древнейшей культуры великой Греции возникает уникальное явление, сразу выделившее греков в истории человечества и предопределившее судьбы западноевропейских культур – философия, происходит рождение главного героя античности – Философа, Человека-мыслителя с философским мировоззрением, в корне отличным от древневосточного.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Религиозные представления и философские воззрения древних греков играли ключевую роль в их общественной и личной жизни и тем самым оказали огромное влияние на формирование всей античной и последующей мировой культуры. Следовательно, изучение религиозных традиций и философской мысли Древней Греции имеет большое значение - позволяет нам гораздо лучше понимать как прошлое, так и настоящее человечества.

Отрывать античную религию от философии нецелесообразно, поскольку уже в самых ранних верованиях древних эллинов видны зачатки философского мышления, прообразы представлений о всеобщих законах природы, общества и мышления. Большая часть древнегреческой культуры пропитана элементами зарождающейся философской науки, в особенности религиозно – философские мотивы встречаются в древнегреческом эпосе.

Религиозно философские мотивы в эпосе Древней Греции

1. Понятие эпоса. Эпос Древней Греции

На мой взгляд, к эпосу Древней Греции стоит отнести и различные мифы. Ведь именно мифология в те времена была господствующей формой мировоззрения. Мифология – результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы.

Однако эпос важен не только в качестве длительного процесса античности, эпос обладает огромным историческим смыслом, показывая Грецию и греков как таковых. Говоря образно, древнегреческий эпос можно назвать отражением древнегреческой души. Он выражает глубокие и сокровенные мысли народа. Самообретение философии происходило именно в эпосе, эпических творениях древнегреческой культуры с появлением первого – эпического – способа философствования, который основан на понимании Бытия в созерцании его целостности.

Первым философом в собственном смысле этого слова считается знаменитый математик Фалес Милетский (624-545 гг. до н.э.). Но, однако, различные предпосылки философских учений и религиозных мотивов мы можем видеть как и у более ранних авторов древнегреческого эпоса, так и в греческой мифологии, как говорилось ранее.

2. Религиозно – философские мотивы в эпосе Древней Греции

Философские взгляды и прежде всего литература и искусство Древней Греции непосредственно или через эллинистическую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Начальные религиозно – философские мотивы мы сможем увидеть, если обратимся к мифологии Древней Греции. В ней отчетливо прослеживаются мысли о вопросах сотворения мира, началах мироздания и места в нем человека.

Обращаясь к поэзии знаменитых греческих авторов Гомера и Гесиода так же можно заметить различные философские мотивы. Произведения Гомера пронизаны известным вопросом о том, какова роль человека в мире. Гесиод, задаваясь этим вопросом не обходил и еще один, вопрос о происхождении мира.

Философию древнего народа мы можем видеть не только в учениях всем известных Сократа, Платона и его ученика Аристотеля, но и в культуре древних греков, в частности в эпосе.

1. Лисовый И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001

2. Лосев А.Ф. Античная мифология и ее историческое развитие, - М. 1952

3. Панова О. Б. Эпос Древней Греции: От мифа к логосу. О генезисе философии в истории античной культуры / О. Б. Панова // Философия и общество. – 2010. - №4. – С. 76-89.

4. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе.

2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса.

3. Этапы развития античной философии.

4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита.

6. Механизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Пифагорейская школа и учение о числах.

7. Сократ и учение о знании.

8. Платон: учение об идеях.

10. Философия Аристотеля. Понятие метафизики, по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитие формальной логики.

11. Философия эллинизма. Этика стоицизма и эпикурейства.


В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы, корни которых уходят еще в первобытную эпоху, были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно-образной форме осмыслить окружающий мир, который он населял множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение и развитие мира и человека. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и дошла до нас в изложении поэтов, историков и философов, которые придали мифам морально-этическое звучание (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).


Рождение Афродиты. Рельеф (V в. до н. э.)

Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир, закон и справедливость. Зевс с другими богами утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Сестра Зевса Гера, которая стала его женой, покровительствовала браку и семье.


Посейдон. Скульптура с о. Мелос

Зевс и Ганимед. Терракотовая статуэтка (V в. до н. э.)


Дерево над алтарем Зевса в Пергаме. Фотография

С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т. д.

Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.

Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.


Жертвоприношение. Роспись по дереву (Коринф, VI в. до н. э.)

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.

В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.


Сфинкс из святилища Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)

Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.


Элевсинские мистерии. Рисунок с рельефа

В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мифология и религия раннего царства

Мифология и религия раннего царства Мифология — важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе она являлась основным способом понимания мира. На ранних стадиях развития человечества его мифы в большинстве своем примитивны, кратки, лишены

Религия и мифология древнего царства

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Религия и мифология Двуречья

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Религия и мифология Древнего царства

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

Нововавилонская религия и мифология

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Мифология

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.( позднейшая форма критского письма (XV—XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов

· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.




Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V—VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.( позднейшая форма критского письма (XV—XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов

· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V—VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Большое влияние на жизнь древних греков оказывали их верования и обряды. По воле богов, как считали греки, начинаются и заканчиваются войны, встает каждый день солнце, пробуждается природа после зимы, созревает урожай и многое другое. Религиозное мировоззрение было нераздельно связано с их образом жизни.

Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.

Боги для древних греков были могущественными существами. Они обладали большой физической силой, могли превращаться в людей и животных, становиться каким-то предметом, ветром, дождем или быть невидимыми, но даже боги не были всемогущими. Они не знали собственной судьбы, но могли повлиять на судьбу человека, они жили на светлом Олимпе и не знали никаких забот, но могли испытывать страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства.

Греки считали, что боги очень похожи на людей, и придумывали про них легенды, в которых высмеивали хитрость, зависть и вероломство богов. Они верили, что боги всегда находятся где-то рядом и следят за жизнью людей. У богов были даже свои любимые города. Например, Аполлон предпочитал города Делос и Дельфы, Деметра – Элевсин, Гера – Аргос. В этих городах строили соответствующие храмы и святилища.

Высмеивая богов в мифах, греки в то же время боялись прогневать их, поэтому любое более или менее знаменательное событие предварялось жертвоприношениями. Перед началом войны приносили жертвы богу войны Аресу, в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны каждую осень устраивали костюмированные представления, в честь Аполлона на острове Делос и в Дельфах проводили игры, юные девушки приносили жертвы Афродите, прося у нее любви и счастливого брака, богине Гестии приносили небольшие жертвы перед тем, как начать какое-нибудь важное дело. Греки верили, что жертвоприношения, костюмированные представления и игры помогут смягчить гнев богов и искупить любую вину.

Читайте также: