Вернадский начало и вечность жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

В своей работе "Очерки геохимии" Вернадский пишет: "Живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом."

В книге "Химическое строение биосферы Земли и её окружения" он пишет по этому поводу: "Биосфера и её приближённый синоним - Лик Земли - оба понятия, введённые Э. Зюссом, но сейчас коренным образом изменённые ходом дальнейшего исследования, ярко определяют основные черты поверхности нашей планеты: близость к Космосу, не повторяющуюся на нашей Земле, и существование исключительно на ней живого вещества. "Лик Земли" - картина Земли, если смотреть на неё из просторов Космоса."

Наиболее распространённым, и вместе с тем наиболее однобоким, является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно - оболочке) планеты, т.е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию её автономности. Биосфера Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством основополагающих параметров.

Определяя биосферу, Вернадский пишет: "Э. Зюсс (1831 - 1914) и геологи того времени могли смотреть и на проявление жизни и на Лик Земли, как на независимые друг от друга явления. Сейчас для нас ясно, что Лик Земли не является результатом "случайных явлений", а отвечает определённой резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере - одной из многих других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет."

В работе "Об условиях появления жизни на Земле", вышедшей в 1931 г.В.И. Вернадский ставит вопрос о первом появлении жизни, издавна волновавший философов. Однако он пытается разрешить этот вопрос не как философ, а как учёный. При этом, как считает Вернадский, можно научно подойти к решению этой проблемы, но не во всей её полноте. "Это необходимо учитывать и резко определять область, которая подлежит в данное время научному ведению. Этой областью не будет решение вопроса о механизме зарождения или появления жизни на нашей планете, но ею может являться определение условий, в которых такое появление или зарождение единственно возможно. ". Здесь же даётся определение научной постановки проблемы: "Под научной постановкой проблемы я подразумеваю такую постановку, которая сводит всю проблему, или отдельные, логически непреклонно с ней связанные следствия к форме, допускающей точную проверку научным опытом или научным наблюдением".

В.И. Вернадский подчеркивает два важнейших, с геологической точки зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с деятельностью живого вещества.

Таким образом, понимание жизни как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком смысле слова) процессами.

Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, т.е. к определению тех условий, при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. В.И. Вернадский пишет: " Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни. Должны были сразу появиться биоценозы". При этом он допускает в качестве механизма возникновения жизни как абиогенез (зарождение вне живого), так и проникновение живого вещества извне, из космоса. Абиогенез, как считает Вернадский, несмотря на то, что мы не наблюдаем сейчас его проявлений, мог существовать в определённых условиях до появления биосферы.

Интересно, что в работе "Начало и вечность жизни", вышедшей в 1922 г.В.И. Вернадский анализирует различные механизмы возникновения жизни и приходит к выводу, что жизнь могла быть вечной, не иметь начала: "Указание на логическую необходимость признания начала для эволюционного процесса имеет скорее философский, чем научный интерес. В конце концов, мы так же мало можем говорить о начале, как и о конце эволюционного процесса". Причём одной из причин всеобщего признания в науке необходимости начала жизни

В своей работе "Очерки геохимии" Вернадский пишет: "Живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом."

В книге "Химическое строение биосферы Земли и её окружения" он пишет по этому поводу: "Биосфера и её приближённый синоним - Лик Земли - оба понятия, введённые Э. Зюссом, но сейчас коренным образом изменённые ходом дальнейшего исследования, ярко определяют основные черты поверхности нашей планеты: близость к Космосу, не повторяющуюся на нашей Земле, и существование исключительно на ней живого вещества. "Лик Земли" - картина Земли, если смотреть на неё из просторов Космоса."

Наиболее распространённым, и вместе с тем наиболее однобоким, является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно - оболочке) планеты, т.е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию её автономности. Биосфера Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством основополагающих параметров.

Определяя биосферу, Вернадский пишет: "Э. Зюсс (1831 - 1914) и геологи того времени могли смотреть и на проявление жизни и на Лик Земли, как на независимые друг от друга явления. Сейчас для нас ясно, что Лик Земли не является результатом "случайных явлений", а отвечает определённой резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере - одной из многих других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет."

В работе "Об условиях появления жизни на Земле", вышедшей в 1931 г.В.И. Вернадский ставит вопрос о первом появлении жизни, издавна волновавший философов. Однако он пытается разрешить этот вопрос не как философ, а как учёный. При этом, как считает Вернадский, можно научно подойти к решению этой проблемы, но не во всей её полноте. "Это необходимо учитывать и резко определять область, которая подлежит в данное время научному ведению. Этой областью не будет решение вопроса о механизме зарождения или появления жизни на нашей планете, но ею может являться определение условий, в которых такое появление или зарождение единственно возможно. ". Здесь же даётся определение научной постановки проблемы: "Под научной постановкой проблемы я подразумеваю такую постановку, которая сводит всю проблему, или отдельные, логически непреклонно с ней связанные следствия к форме, допускающей точную проверку научным опытом или научным наблюдением".

В.И. Вернадский подчеркивает два важнейших, с геологической точки зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с деятельностью живого вещества.

Таким образом, понимание жизни как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком смысле слова) процессами.

Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, т.е. к определению тех условий, при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. В.И. Вернадский пишет: " Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни. Должны были сразу появиться биоценозы". При этом он допускает в качестве механизма возникновения жизни как абиогенез (зарождение вне живого), так и проникновение живого вещества извне, из космоса. Абиогенез, как считает Вернадский, несмотря на то, что мы не наблюдаем сейчас его проявлений, мог существовать в определённых условиях до появления биосферы.

Интересно, что в работе "Начало и вечность жизни", вышедшей в 1922 г.В.И. Вернадский анализирует различные механизмы возникновения жизни и приходит к выводу, что жизнь могла быть вечной, не иметь начала: "Указание на логическую необходимость признания начала для эволюционного процесса имеет скорее философский, чем научный интерес. В конце концов, мы так же мало можем говорить о начале, как и о конце эволюционного процесса". Причём одной из причин всеобщего признания в науке необходимости начала жизни

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

взгляд Вернадского на происхождение жизни на Земле

Вопрос о происхождении жизни на Земле стал одним из наиболее обсуждаемых в мировой науке со второй половины XIX века, чему, несомненно, способствовало появление эволюционной теории Дарвина. Множество учёных и философов высказывались по этой проблеме, не стал исключением и выдающийся русский и советский учёный Владимир Иванович Вернадский.


Жизнь это космос, космос это жизнь

Вернадский попытался примирить два основных противоборствующих мнения относительно проблемы возникновения жизни на Земле. Уже к концу позапрошлого столетия эти мнения сформировались достаточно чётко. Согласно позиции сторонников теории абиогенного синтеза жизнь на Земле появилась вследствие пока не установленного наукой, не имевшего место превращения неживой материи в живую материю. То есть путём определённых химических процессов в определённых сложившихся условиях неорганические вещества смогли преобразоваться в органические, а уже из них сформировались первые живые организмы.

Прямо противоположна им позиция сторонников теории биогенного синтеза – живая материя не может образоваться из неживой материи, следовательно, все известные науке виды живых организмов произошли от первичных живых организмов. Вернадский придерживался мнения о так называемой геологической вечности жизни на Земле – то есть жизнь существовала на всём протяжении стабильного существования нашей планеты. Первоначально он поддерживал концепцию абиогенного синтеза, но впоследствии, признавая факт отсутствия реальных доказательства этой версии, заявил, что разделение абиогенного и биогенного синтеза не имеет значения.

Жизнь является вечной, так как представляет собой неотъемлемую характеристику космоса, Вселенной. И с этой точки зрения различия между формально неживой материей и живой материей является условной. В этой связи Вернадский признавал действительно существенными три хронологических гипотезы возникновения жизни на Земле.


Жизнь старше Земли

Первая гипотеза гласит, что жизнь возникла задолго до образования Земли как стабильной системы и, таким образом, была занесена на нашу планету извне. Впоследствии, с началом активного изучения космического пространства, у этой теории появились определённые фактические основания. Дело в том, что на различных небесных телах, в астероидах, кометах Комета: чем дольше изучают, тем больше загадок и метеоритах, обнаружены различные органические вещества, такие, как муравьиная кислота, формальдегиды, этиловый спирт и другие.


Жизнь и планета неразлучны

Вторая гипотеза, которую и поддерживал Вернадский, является предположение о геологической вечности жизни, то есть о неразрывной связи между Землёй и жизнью. Она основывалась на том факте, что наука не могла обнаружить на Земле геологические пласты, которые бы не содержали следов присутствия тех или иных живых существ или органических веществ. Отсюда и делался вывод о геологической вечности жизни – то есть условия для возникновения жизни на нашей планете присутствовали изначально. А уже сам процесс превращения условно неживой материи в живую и появления живых существ это, по мнению того же Вернадского, лишь технические детали. В данном случае, конечно, на первый план выходит теория абиогенного синтеза, но для учёного это был второстепенный вопрос.


Утром – земля, вечером – жизнь

Третья гипотеза завершает логическую цепь: если первая относила возникновение жизни к периоду до образования Земли, вторая – к самому моменту появления планеты, то в данном случае Земля считается первичной, а жизнь – вторичной.

Согласно этой гипотезе, довольно долгое время после образования Земли наша планета была безжизненной, то есть на ней не только не было никаких живых существ, но и просто не существовало никаких органических веществ, которые могли бы послужить основой для возникновения жизни.

В течение почти миллиарда лет на Земле, представлявшей тогда один огромный Океан, происходила медленная химическая эволюция – вещества, содержавшиеся в воде, под воздействием изменяющихся условий (температуры земного ядра, интенсивности солнечной радиации, скорости и орбиты вращения Земли и так далее), были вовлечены в многочисленные и сложные химические реакции. В результате в верхних слоях океана образовались химические соединения, которые и смогли осуществить абиогенный синтез и примерно 4,8 миллиардов лет назад появились первые живые организмы, из которых путём дальнейшей эволюции и развилась во всём своём многообразии видов жизнь.

…В жизни Земли время проявляется прихотливо, в зависимости от выделенных нами объектов и процессов. Для радиоактивного распада оно символизирует закономерное разрушение. Поэтому его используют для определения абсолютного возраста (в годах) минералов, горных пород. Но такая абсолютность условна: по скорости распада атомов отдельные химические элементы различаются примерно в 10…….

Круговороты веществ, так же как вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца, показывают круговой ход времени. Но даже для небесных тел эти круговороты не замкнуты и на роль абсолютной скорости абсолютно не годятся.

Размножение и эволюция организмов, развитие нервной системы и головного мозга (цефализация) — это время созидания. Для организмов с геохимических позиций (по Вернадскому) время выражается трояко: как индивидуальное бытие; как скорость размножения; как эволюционные превращения в длинной цепи поколений. Продолжительность жизни отдельных организмов различается в 10…….

Некоторые элементы и элементарные частицы очень устойчивы и могут, возможно, существовать вечно. Из живых организмов одноклеточные, бактерии в благоприятной среде потенциально бессмертны, а лишь дробятся, размножаются, чем принципиально отличаются от стабильных атомов.

Для нас естественна идея существования прошлого, настоящего и будущего. Они едины, если прошлое определяет настоящее и предопределяет грядущее. Однако никто ещё не доказал, что будущее предопределено и подобно прошлому с отрицательным знаком, как бы вывернутым наизнанку. Необратимые процессы опровергают такое предположение. В младенчество человек возвращается только духовно — при старческой деградации.

Одни процессы обратимы (в идеале), другие необратимы в принципе. Чем сложнее структура, тем менее вероятно её возобновление в прежнем виде. В живых организмах устойчивость структуры при размножении достигается за счёт мощных электромагнитных сил, связывающих молекулы, которые передают генетическую информацию.

Молекулы, определяющие признаки организма, воплощают прошлое. Но и оно подвергается воздействию извне, а потому изменчиво. Настоящее и прошлое образуют единство.

Живое существо постоянно нацелено в будущее. В этом одно из главных отличий живого организма от неживого предмета, существующего как бы в одномерном потоке бытия, не используя опыт прошлого и не ориентируясь на будущее. (Увы, это характерно для современной глобальной цивилизации, человечества.)

Когда речь идёт о Мироздании, о пространстве и времени, материи, эволюционных изменениях, формальные модели могут отдалять нас от познания реальности.

…В специальной теории относительности (СТО) признаётся абсолютной скорость света. Значит, пространство (путь) и время, входящие в формулу абсолютного времени, также абсолютные! Физики отрицают абсолютное время и пространство, но признают абсолютную скорость, их единство! Уже одно это вызывает сомнение в основах СТО.

Как известно, абсолютной признали скорость света в вакууме. Не в воде или в другой среде, проницаемой для света, а именно в вакууме.

Но ведь абсолютная скорость возможна только в абсолютной среде. Значит, такой неявно принимается космический вакуум. А если есть абсолютная скорость и абсолютная среда, то материализуется призрак абсолютного времени!

Общий вывод: как особые сущности реального мира пространство и время не существуют. Это искусственные элементы нашей модели Мироздания, не учитывающей присутствие в нём Жизни и Разума. Как идеальные условные координаты они полезны. Для познания Мира требуется нечто большее.

…Апории (проблемы) Зенона (IV век до н. э.) показывают противоречия в рассуждениях о пространстве, времени, движении. Например, быстроногий Ахилл не догонит черепаху: пока он пробежит половину расстояния между ними, черепаха продвинется вперёд; он вновь перекроет половину расстояния между ними, а черепаха успеет проползти дальше. Промежуток между ними будет уменьшаться, но никогда не станет нулевым.

Апории Зенона показывают: наши рассуждения зависят от того, на какие правила или аксиомы (истины, которые не можем доказать) мы опираемся. Не относится ли это и к апориям Эйнштейна в теории относительности?

Об этом задумывался Вернадский, сомневаясь в том, что понятие времени, основанное на физико-математических канонах, допустимо распространять на реальную природу. Приведённые выше соображения, развивающие его идеи, имеют весьма перспективные следствия, которые в данной работе придётся опустить.

Казалось, пройдёт ещё немного времени, и проблема происхождения живых существ будет доказана усилиями биохимиков, геологов и палеонтологов. Однако этого не произошло по сию пору, а потому эмпирическое обобщение Вернадского остаётся в силе.

Я на земле моей впервые мыслить стал,

Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,

Когда впервые капля дождевая

Упала на него, в лучах изнемогая.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил — томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

…Ныне считается, что возраст биосферы 4,5 миллиардолетия. Возраст Солнца, по некоторым подсчетам, вдвое больше, а Вселенной — втрое. Таковы расчеты на основе анализа образцов горных пород, изучения солнечного спектра, наблюдений астрономов. И они ни в коей мере не опровергают идею Вернадского о геологической вечности жизни.

В XIX веке считали, что был длительный период, когда на Земле не было жизни. Его назвали азойской (безжизненной) эрой.

Но следов её так и не удалось найти. Удалось выделить лишь археозойскую эру (древней жизни).

Возраст древнейших пород определяется последним циклом, когда они сформировались. До этого вещество, слагающее земную кору, могло много раз проходить циклы плавления и затвердевания. Полученный возраст показывает дату завершения последнего глобального цикла в жизни земной коры и лунной поверхности. Возраст небесных тел может быть в десятки или сотни раз больше.

По гипотезе появления нашей Вселенной при Большом взрыве каждый из нас и все мы — случайные создания мертвой материи. Разум человека не может смириться с такой мыслью. Учёным следует всерьез обдумать проблему Жизни и Разума, отклонив гипотезы и теории, которые вошли в моду, какими бы привлекательными с формальных позиций они ни казались.

К этому настойчиво призывал В. И. Вернадский.

Правда, когда Владимир Иванович рассуждал о ноосфере, то имел в виду область планеты, где господствует научная мысль.

Но если Жизнь и Разум присущи Миру изначально, то ноосфера и биосфера должны изначально сосуществовать… Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.

…Мыслители, опираясь на физико-математические схемы, ищут разгадку Мироздания в невообразимых далях космоса или в бездонных глубинах микромира. А она всюду. Прежде всего — в нас и земной природе. Уходя от окружающей видимой реальности, человек отрешается от себя. А какой для человека смысл в Мире без человека?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

204. Вечность

204. Вечность Мгновенна жизнь. Сверкнуть звездою И закатиться вдалеке И понестись зараз с волною К иной, неведомой реке, И за томительною гранью Всю вечность с болью посвятить, Как вечность, смутному желанью Единый миг еще пожить. 27 августа

Жириновский и вечность

Жириновский и вечность – Вам никто не говорил, что вы похожи на Муссолини?– Да, говорили. И внешние данные, и типаж такой же.– Может быть, в вас переселилась душа Муссолини?– Может быть. Реинкарнация. Его повесили в 1943-м, а в 1946-м он родился в моем теле, и вот сегодня я

СССР и вечность

Глава XIV. ВЕЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Глава XIV. ВЕЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Перед нами прошла жизнь Платона, изложенная на основании фактов, собранных его почитателями и учениками, античными биографами и авторами жизнеописаний знаменитых философов или коллекционерами редкостей, для которых имели одинаковую

Заключение СОЛНЦЕ И ВЕЧНОСТЬ

Заключение СОЛНЦЕ И ВЕЧНОСТЬ Эхнатон не был ни гуманистом-просветителем, ни харизматическим лидером, ни исполненным человеколюбия романтиком, ни далеким от жизни мистиком. Он не воевал с собственным народом, а последний не восставал против своего повелителя. Ни Эхнатон,

В НАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ВЕЧНОСТЬ

В НАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ВЕЧНОСТЬ Человек жив не только до тех пор, пока продолжается обмен веществ и линия на зеленом экране энцефалографа остается зубчатой, не вытягивается в унылую безупречную прямую. Человек жив и не только пока он сохраняет память. Нужно, чтобы у кого-то

Глава XI ВЕЧНОСТЬ РЕКИ

Глава XI ВЕЧНОСТЬ РЕКИ …Вопль гнева и стон умирающего, все было одно, все переплетено и связано между собой, тысячекратно свито и перекручено. И все вместе, все голоса, все цели, все стремления, все страдания, все желания, все доброе и злое, все вместе было—мир. Все вместе

Вечность

Вечность Отныне он – герой, звезда, первый среди великих! Если верить расхожим представлениям, то Леонардо стал тем, кем хотел стать, и достиг всего, чего хотел достичь. Но чего бы он ни совершил в своей жизни, объектом почитания сейчас является не реально существовавший

90. Дорога в вечность

90. Дорога в вечность В конце июня 1970 года, накануне своего дня рождения, Ремарк почувствовал себя плохо. Приехал врач, послушал сердце. И тут же вызвал машину. Ремарка отвезли в клинику Сант-Аньезе в Локарно.21 июня ему позвонили из Америки. Это была Рут Мартон.Голос Ремарка

В ВЕЧНОСТЬ

В ВЕЧНОСТЬ Спасибо, дорогая, за ту заботу, Которой ты меня оберегаешь, — И от разочарования в безжалостной работе, И от того, чего сама не знаешь. Спасибо, дорогая, за твое терпение, Которое не властвует над разумом, За то, что за мое сплошное невезение Не упрекнула ты меня

Бог и человек. Вера и вечность

Бог и человек. Вера и вечность Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему

Глава 12 Вечность

Глава 10 ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ (Вечность)

Глава 10 ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ (Вечность) …Дождь прохладный… Осеняет ма?ляр Всех крестом — в благословенье знак — И уходит в дождевые дали, Как уходит ангел в вещих снах… Вроде бы немного времени прошло после вышеописанных дней, но сколько всего случилось! На тот момент,

Дневник, 1923 г. // Архив АН СССР.

I

Было ли когда-нибудь и где-нибудь начало жизни и живого или жизнь и живое такие же вечные основы Космоса, какими являются материя и энергия? Характерна ли жизнь и живое только для одной Земли или это есть общее проявление Космоса? Имела ли она начало на Земле, зародилась ли в ней? Или же в готовом виде проникла в нее извне из других небесных светил ?

NB. Какие глубокие вопросы! А ответы? Ваши ответы на эти вопросы, глубокоуважаемый Владимир Иванович, являются не только новыми, но и героическими.

Каждый из нас знает, как много для всех нас важного, ценного и дорогого связано с правильным и точным ответом, разрешением этих вопросов, если бы мы смогли на них сейчас дать точные ответы. Ибо нет вопросов более важных для нас, чем вопросы о загадке жизни, той вечной загадке, которая тысячелетиями стоит перед человечеством и которую оно стремится разрешать всеми духовными сторонами своего личного и своего коллективного творчества . А всякое разрешение загадки жизни предварительно связано с ответом на эти более узкие, но по существу огромной глубины и важности вопросы, которые сегодня стоят перед нами. Был ли когда-нибудь Космос без проявлений жизни, может ли быть безжизненный Космос? Мы знаем – и знаем научно. – что Космос без материи и без энергии не может существовать. Но достаточно ли материи и энергии – без проявления жизни – для построения Космоса, той Вселенной, которая доступна человеческому разуму, т.е. научно построяема? Есть ли живое и жизнь частное явление в истории материи и энергии, появляющееся временами и столь же бесследно исчезающее ?

Жизнь и живое мы должны брать в их реальном проявлении, во всем проявлении, во всех функциях, начиная от высших форм сознания и кончая тем вихрем химических элементов, входящих и выходящих через живой организм, в котором гений Кювье (1769–1832) сто лет тому назад отметил одну из самых характерных особенностей организма как космического неделимого. Загадку жизни человек пытался разрешить всеми путями. Он подходил к ней путем религиозного подъема, религиозного настроения и религиозного коллективного, веками длящегося творчества и личной религиозной интуиции. Он подходил к ней мистическим наитием и теологическим построением. И мы знаем, как много различных, сменяющихся, несовместимых и противоречивых решений этих вопросов создано на этом пути усилиями человеческого духа. Много их сохранилось в архиве былого человеческой культуры и много сейчас, в данный момент существует в человечестве разнообразных, живых решений этой задачи. Общего единого решения религиозное сознание, однако, не дало. И нельзя свести бесчисленные разнообразные формы такого разрешения к единому ясному и неопровержимому положению.

Человек подходил к решению этой загадки и другим путем – путем художественного творчества. Он искал разрешения загадки жизни не только в поэзии и в логически выраженных образах своей фантазии или художественного воспроизведения основных самых характерных черт сущего – Космоса. Он подошел к художественному разрешению и другим путем, который только толкованиями наших переживаний мы можем выразить логическими образами – в гармонии и подвижном мире звуков музыки, в цвете и форме зодчества, живописи, ваяния.

Всюду здесь так или иначе преломляется в человеческой личности, в ее единичном или коллективном творчестве загадка жизни, ибо художественное творчество выявляет нам Космос, проходящий через сознание живого существа. И мы знаем, что и формы художественного творчества не дали нам единого, определенного решения загадки жизни. Нет единого решения – значит, нет решения. И общего в бесконечном разнообразии веками накопленных художественных созданий не может найти человеческий ум. Также не дана разгадка жизни и в третьей форме духовного искания человечества – в той более молодой форме ее, которая сказывается в философском мышлении. И в ясных логических построениях разума, и в связанных с ними мистических переживаниях философского мышления напрасно в течение почти трех тысяч лет пытается человек найти разгадку жизни. Он и здесь дает множество ее решений, столь же разнообразных, не сводимых в одно, непримиримых друг с другом, к каким приводят его религиозная интуиция и художественное творчество.

Только одной стороной своей духовной деятельности человек не подходил интенсивно к решению этой загадки – тем великим созданием своего духа, каким является наука. А мы знаем, что только в коллективном творчестве свободных исканий свободной личности, каким создается наука, человек получает такое понимание сущего, которое является для всех обязательным, не возбуждающим спора и сомнений, не связанным с индивидуальными особенностями, темпераментами личности. Наука не дала на протяжении всей своей истории – более двух с половиной тысяч лет – никакого ответа на этот вечно стоящий перед нами вопрос.

Она не дала его не потому, что она не стремилась его дать. Напротив того, вдумываясь и вглядываясь в историю науки, мы видим, что стремление к разрешению этого вопроса проникает научную мысль с самого дальнего известного нам ее проявления. Но она не смогла найти путей для его разрешения. Когда человек науки, в других случаях шедший особым, своим путем, давал решение этой загадки, он неизбежно сходил на путь чуждого ему религиозного, художественного или философского творчества. Ответы давал ученый, а не наука. Наука же в этом вопросе была и до сих пор находится еще в стадии искания путей к разрешению этой вечной загадки. В то самое время, когда религия, философия, художественное творчество ищут решения загадки, наука еще ищет путей для этого решения.

Наука ищет пути всегда одним способом. Она разлагает сложную задачу на более простые, затем, оставляя в стороне сложные задачи, разрешает более простые и тогда только возвращается к оставленной сложной. Иногда проходят века, прежде чем она возвращается к первоначальной задаче. Но данная задача не теряется в течение этого времени. Каждый исследователь, решая частные вопросы, необходимые для ее разрешения, переживает, передумывает основную задачу. Она нередко десятилетиями и столетиями не проявляется в текущей литературе, но все же фактически лежит в основе научной работы, составляет святая святых того стремления и искания, которое заставляет человека нести тяжелый и нередко смертельный труд научного творчества. Решение загадки жизни как таковое не ставится сейчас в научной мысли и научной литературе вот уже три-четыре столетия, но стремление к нему – в скрытой форме – неуклонно проникает всю работу биолога, сопровождает его работу всю его жизнь. Оно его вдохновляет и настраивает, возбуждает его научное искание.

Одним из частных вопросов общей загадки жизни и является для науки тот вопрос, на который я хочу обратить сегодня ваше внимание. Вечна ли жизнь в Космосе или она имела начало, в частности видим ли мы где-нибудь в истории нашей планеты. Земли, указания на зарождение в ней жизни, ее возникновение из других форм проявления в ней Космоса . Таких форм мы научно принимаем пока две – материю и энергию. В философии, религии, художественном творчестве к ним прибавляется и третье начало – духовное начало в той или иной форме его проявления.

Я подойду к этому вопросу как ученый, а не как философ, художник или религиозный мыслитель.

И хотя вопрос о жизни в этой форме не имеет сейчас в науке определенного разрешения, мне кажется, наука подходит в своей вековой работе к такому разрешению. Изучая вековой подход науки к этому разрешению и состояние его в науке в данный момент, возможно попытаться осознать пути ближайшего будущего. Ибо ясно, что все, что охватывается научным исканием, что принимает законообразную форму, не является случайным или спонтанным – все, в том числе и ход научного искания и научного достижения, – подчиняется непреложным законностям. А раз есть законности, мы можем научно предвидеть будущее.

Давая понятие о прошлом ходе научных исканий в этой области, я попытаюсь подойти и к ожидаемой, раскрывающейся перед нами картине будущего ее разрешения.

II

Более 2200 лет тому назад великий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) дал нам ясную картину представлений о научных суждениях в этой области. Представления эти не были достигнуты научным исканием и научным творчеством. Они были восприняты наукой из философских и религиозных концепций, основаны на лежащих в их сути наблюдениях векового народного опыта, народного переживания. Наука лишь захватывала впервые в ту эпоху эти концепции систематически в свои представления. Аристотель в сохранившихся до нашего времени трактатах давал нам не только результаты своих изысканий, но и достижения раньше производившейся работы. Мы не можем сейчас точно установить, что принадлежит ему и что он передает как научную традицию. Несомненно, уже за несколько столетий до него подходила к научным вопросам этого рода научная мысль.

В основе этих воззрений стоит представление о делении всей природы, всех существующих в ней тел на тела живые – живые организмы – и тела, лишенные жизни, – тела мертвой, или косной, природы.

Но между этими телами нет непроходимой границы. Живое тело возникает из другого живого тела и распадается на косные, лишенные жизни тела при умирании. Но живое тело может возникать непосредственно из мертвой, косной природы, минуя живое тело. Аристотель в этом вопросе занимал среднее положение, не шел так далеко, как шли другие современные ему мыслители. Он допускал возникновение живого тела из мертвого – путем самопроизвольного зарождения – только для отдельных групп организмов. Он не допускал его для высших млекопитающих, для птиц или человека. Но он считал, что постоянно возникают в природе из своих материальных элементов и рыбы, и мелкие позвоночные, вроде мышей, насекомые, черви, моллюски, многие растения.

Мы должны в этом возникновении – живого из мертвого – отличить два явления: с одной стороны, возникновение живого организма из таких мертвых тел природы – камней, скал, воды, земли, которые никогда живыми не были. Это будет абиогенез – зарождение вне живого, или археогенез – изначальное зарождение. С другой стороны, мы должны различать зарождение из умершего или умирающего живого организма, возникновение новых организмов при гниении и разложении старых – гетерогенез – разнородное зарождение. Наконец, должны различать третье явление – биогенез – зарождение из живого, подобно тому как мы это видим кругом, когда человек и другие организмы родятся от других живых, к тому же себе подобных.

Обычной – понятной – формой зарождения жизни, по представлениям того времени, являлся археогенез, или абиогенез, и загадкой являлся биогенез. И прав был другой великий философ древности и великий учитель жизни, живший через полтысячелетие после Аристотеля, Плотин (204–269), который видел в биогенезе, непрерывном зарождении организма от других организмов, величайшую тайну природы, самое глубокое проявление в ней божественности. Но в это время не было сознания, что это явление есть основное свойство живого, что живое и жизнь создаются на Земле только биогенезом.

Бесконечно разнообразны и противоречивы картины прошлого Земли и понимание ее космических периодов, которые научно допустимы, и одинаково приводят они к тому состоянию Земли, которое изучается в геологии. Одновременно существуют и представления о Земле как исконной части Солнечной системы, постепенно переходящей из газообразного и расплавленного состояния в ту твердую, с поверхности холодную планету, какую мы реально наблюдаем, и те представления, которые принимают ее зарождающейся из медленно собирающихся скоплений твердых космических телец или даже пыли или допускают появление ее в Солнечной системе как стороннего, двигавшегося в мировом пространстве тела, захваченного притяжением Солнца. Очевидно, космическое прошлое Земли, столь различно возможное, нам научно неизвестно. Мы можем пока о нем только догадываться, но не знать.

Не зная научно этого прошлого, очевидно, мы не можем научно решить и вопрос о генезисе в нем жизни, если он произошел в космические периоды земной истории. Другого времени для этого нет, ибо в геологических временах зарождения жизни не было.

Для представления об этом генезисе в космические периоды можно ставить только предположения. И эти предположения в самой разнообразной форме делались и делаются теми учеными, которые, примиряясь с доказанностью отсутствия археогенеза (абиогенеза) среди современных и ископаемых организмов, переносят его искание, исходя из кажущейся им его логической неизбежности, в космические периоды земной истории.

Читайте также: