Вербальные средства делового общения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты.

Существует несколько видов речевой деятельности:

1.Говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

2.Слушание - восприятие содержания звучащей речи;

3.Письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

4.Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Большая часть речевой активности должна приходиться на слушание. Умение слушать партнера – очень важная способность в деловом общении. Таким умением, по мнению специалистов, обладает всего 10% деловых людей.

Паралингвистические и экстралингвистические средства делового общения по существу служат дополнением вербальной коммуникации.Паравербальные сигналы, составляющие основу паралингвистической системы, характеризуют тональность голоса делового партнера, его диапазон и тембр, логические и фразовые ударения. Экстрагвистическая система характеризует темп речи делового партнера, точение в нее пауз, покашливания, смеха, элементов плача. Таким образом, речевые оттенки в высказываниях деловых партнеров сигнализируют об их эмоциональных состояниях и в целом о самом эмоциональном фоне делового общения.

Деловое общение разнообразно не только по средствам, но и по этим формам. Форма делового общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии.

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. Согласно исследованиям ученых, передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные Позы, чем их подчиненные.

Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше Места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:

- Создает образ партнера по общению;

- Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

- Является индикатором актуальных психических состояний личности;

- Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

- Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Для эффективного делового общения необходим ряд умений, таких как быстрая и правильная ориентация в условиях общения, правильное планирование своей речи и ее содержания, нахождение правильного способа передачи информации слушающему, а также умение обеспечить обратную связь.

Здравствуйте! Спасибо за статью, она оказалась очень полезной.я открыла ля себя много нового и интересного.Обязательно применю это при организации учебного процесса!

Добрый вечер! Данная статья очень актуальна в образовательном процессе нашего времени, поскольку применение интерактивных заданий для сопровождения процесса обучения математике очень важно, это дает ученикам не просто учиться, а учиться с интересом!

Здравствуйте!Спасибо за статью! Было полезно узнать об эффективности и преимуществах организации повторения на уроках математики в 5-6 классах с использованием цифровых технологий. А также данная статья раскрыла для меня основные Интернет- ресурсы, которые целесообразно использовать для организации текущего и итогового повторения по курсу математика в 5 – 6 классах.

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Обязательно распространю ее среди коллег.

Добрый вечер! Данная статья раскрывает возможности электронных образовательных ресурсов для учебников по изучению курса алгебры, она сможет помочь учителям при подготовке, определиться с выбором и понять, какие возможности есть у данного учебника: тренажёры, электронные пособия и т.д. Очень полезно изучить, как могут помочь электронные ресурсы в образовательном процессе.

Здравствуйте! Спасибо за статью! Я узнала много новых для себя ресурсов, которые помогут сделать учебный процесс интересным. Обязательно попробую каждый.

Здравствуйте! С данным ресурсом не знакома, но после прочтения статьи появился интерес. Обязательно попробую его в работе. Спасибо!

Здравствуйте! Информационные технологии будут полезны в школьном курсе изобразительного искусства - это и доказывает данная статья.

Статья очень важная и актуальная. Сегодня процесс информатизации всех сфер жизни человека диктует нам новые правила в современном обществе. Теперь важно быть грамотным не только на письме, но и в цифровом мире.









Вербальные средства делового общения

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы им воспользоваться.

Г.Гегель, немецкий философ.

Человек с самого раннего возраста начинает жить той или иной информацией, и получает ее различными видами, способами и возможностями, на протяжении всей своей жизни, начиная с оценки собеседника при первой встрече, и до получения тех или иных знаний. Прежде всего, набираясь опытом различного вида общений, т. е вербальными средствами коммуникаций. Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные, глобальные аспекты.

Деловое общение – это в первую очередь коммуникация, а коммуникация - обмен информацией, важной для каждого участника беседы.

Человек получает информацию с помощью всех имеющихся у него каналов. Некоторые из них носят особый характер для общения. В первую очередь это визуальная и вербальная коммуникации. Мы не умеем контролировать визуальное восприятие информации, как мы можем делать это с каналом вербальным. Вербальное общение носит особый характер в любой области человеческой деятельности. Умелое владение речью - успех в огромном количестве профессий [1].

Смысл слова интерпретируется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой было применено. Никто не может быть абсолютно уверенным в том, что собеседник понимает слова, так же, как понимает их тот, кто их произносит.

Культура речи – это как одежда мысли, по которой незамедлительно можно определить степень образованности человека.

В случае если в письменной речи есть лексический выбор, то донесение информации осуществляется благодаря специфике письменных стандартных речевых средств. В устной речи такого же лексического выбора не существует. Так же в устной речи встречаются довольно редко: термины, специфические книжные обороты, развернутые номенклатурные знаки и полные наименования.

В устной речи нередко используется большое количество профессиональной (жаргонной) лексики, имеющей терминологические соответствия.

К вербальным средствам общения относятся письменная, устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь принимают участие в процессе передачи информации, а слушание и чтение – в восприятии данной информации.

Одним из ключевых и важных средств передачи информации является речь, как вербальная связь. К главным функциям вербальной связи в процессе общения относятся: коммуникативная (обмен информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен этикетными формулами); метаязыковая (толкование) [2].

В ситуациях делового общения свободное и умелое владение речью, умение грамотно излагать мысли, вести диалог, умение понимать собеседника – это залог успешности вербального общения.

Деловое общение подразумевает не только и не столько передачу эмоциональных состояний (как бы ни важны были эмоции и чувства между людьми), сколько передачу информации. Притом, чтобы эта информация была передана мягкой, грамотной, понятной для собеседника форме.

Перед передачей информации нужно возникшую мысль, в первую очередь словесно сформулировать во внутренней речи, затем перенести во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

Но все таки люди понимают друг друга. И понимание это дано любому в соответствии с его внутренним миром. Осознание постоянно корректируется, так как общение - это не просто представление информации - в первую очередь, обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Деловая коммуникация обоснована практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Она оказывает огромное влияние в сфере правовых, управленческих, общественных отношений и реализуется как в письменной форме (например, деловая переписка, нормативные акты и т.д.) так и в устной форме (например, доклад, выступление на совещании, служебный диалог и т.п.). Деловая коммуникация содержит различные стили, такие как: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Любой из выше перечисленных стилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые особенности. Например, в законодательном стиле используются: закон, статья, предписание, повестка, указ, кодекс; в канцелярском стиле – расписка, справка, докладная, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика.

Деловая коммуникация требует предельной точности речи, которая достигается использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных.

Речь в деловом общении ориентирована на убеждение собеседника в своей точке зрения и склонение его к сотрудничеству.

Убедительность характеризуется следующими факторами:

- психологическими (например, атмосферой беседы, которая может быть неблагоприятной или благоприятной, доброжелательной или недоброжелательной);

Более эффективной формой общения считается диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

В деловом общении выделяют некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию. Эффективными вопросами для ведения диалога, являются открытые вопросы такие как: каково ваше мнение? каким образом? сколько ещё? почему? как?

Для обеспечивания непрерывного открытого диалога, можно также применять зеркальные вопросы. Технически такие вопросы состоят в повторении с вопросительной интонацией части, какого либо высказывания.

Эстафетные вопросы призваны придать динамику разговору: с их помощью стремятся опередить высказывания собеседника, не перебивая его, а наоборот помогая ему. Данные вопросы требуют способности уметь слушать и схватывать мгновенно реплики партнёра и провоцировать его сказать ещё больше, или сказать как-то по-другому или сверх того, что уже сказано.

Устная речь по-прежнему остается наиболее распространенным способом коммуникации. В ней применяется система фонетических средств выражения. Она формируется в процессе говорения и для нее свойственны словесная импровизация и языковые особенности.

Важнейшей способностью устной речи, считается умение удерживать внимание слушателей. Например, выступая с докладом, можно смотреть кому-либо прямо в глаза, тогда его ответное внимание будет гарантировано. Если же рассказывать свои идеи монотонным голосом, читая по заранее подготовленной бумажке, то аудитория скоро перестанет тебя слушать. Визуальный контакт полезен еще и потому, что позволяет оценить реакцию слушающих. Самым эффективным, всегда считается личное общение, когда участвуют только два человека [5].

Письменная речь - это графически закрепленная речь. Она может заранее быть обдумана и исправлена. Для нее свойственны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Различие письменной речи и устной заключается в характере адресата. Письменная речь, как правило, обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, и может только мысленно представить его. На письменную речь не воздействует реакция тех, кто ее читает.

Различия между письменной и устной речью также заключается в том, что произнесенное недолговечно, и сохраняется в памяти частично, а написанное сохраняться может долго.

Слушать не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Например, слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Например, слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для разговора. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации [6].

В официальном общении абсолютно неуместно использование жаргонно-профессиональной лексики. Сложность иногда заключается в том, что говорящие не отдают себе отчета в стилистической окраске применяемых слов.

Если в письменной речи простые предложения достигают нескольких сотен слов, то в устной речи длина предложения уже может измеряться, охарактеризовав ее таким понятием, как оперативная память человека. В ней удерживается начало выражения, продолжение и его конец.

Чтобы общение было удачным, мало знать специфику речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Важно привлечь собеседника, воздействовать на него, завоевать его. Надо уметь говорить и с теми, кто симпатизирует вам в разговоре, и с теми, кто против вас, принимать участие в беседе в узком кругу и выступать перед публикой.

Вероятно, нет таких профессий и специальностей, где искусство обладать словом не понадобилось бы. Но в кое-каких областях человеческой деятельности, владение искусством речи считается обязательным. Деловому человеку, который занят в сфере предпринимательства, каждый день приходится общаться с людьми, принимать участие в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и коллег. Но недостаточно знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо знать особенности ораторского искусства, умело владеть инструментарием ораторской речи, пользоваться техникой речи.

Большое значение для достижения успеха у человека имеет его умение этически, эстетически и психологически выражать свои мысли.

Беседа – устный речевой контакт между людьми, которые связаны различными интересами. Разговор представляет собой конкретное общение, которое подразумевает конкретного собеседника (собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (на них). Присутствие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другие техники общения [7].

Важной чертой устной речи считается ее спонтанность, неподготовленность. В случае если при создании даже небольших простых письменных текстов, например, записка или письмо, каждое высказывание в той или иной степени обдумывается, то при создании сложных текстов, например текст документа, речь идет о тщательной и трудной работе.

Речь содержит коммуникативную природу и этим самым обращена к кому-либо. В основе письменной и устной речи лежит литературный язык. Нужно отметить, что для каждой ситуации общения в любой социальной сфере деятельности определены свои правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых обусловлен свой подбор языковых средств.

Список литературы:

1. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003.- 92 с.

2. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие.- Спб.: Знание, ИВ ЭСАП, 2001. – 496 с.

3. Солякин А.В., Богатырева Н.А.Деловое общение: конспект лекций. – М.; Приор-издат, 2005- 144 с.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 3-е изд. – М.-1999.- 240 с.

5. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шредер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).- М:Инфра-М, 2006. – 256 с.

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

7. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. Рекомендации для успешного проведения переговоров. – М., 1996.


Изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент. Учит преодолевать барьеры в общении, искусно вести деловой разговор, переговоры, совещания, убеждать, не позволять собеседнику манипулировать собой, успешно выступать перед аудиторией. Адресовано студентам экономических специальностей, а также всем, чья профессиональная деятельность осуществляется в сфере коммуникации: менеджерам, маркетологам, специалистам в области рекламного дела и PR, бизнесменам. Может быть использовано как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

Оглавление

  • Тема 1. Вербальные средства коммуникации
  • Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
  • Тема 3. Невербальная коммуникация

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловое общение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Вербальные средства коммуникации

Менеджер — наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного — вы не менеджер, а максимум специалист!

Денис Шевчук

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

А еще язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

Язык — это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям…

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление — это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура — это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст → слова → слово → значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему (Шевчук Д. А. Деловое общение: Учебное пособие. — Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание — восприятие содержания звучащей речи;

письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Функциональные стили — это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

— формами, в которых он существует;

— набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:

Научный стиль. Главные функции — информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.

Черты научного стиля:

— подчеркнутая логичность и связность выражения.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции — повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:

— тенденция к стереотипу.

Публицистический стиль. Основные функции — информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль — информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:

— наличие гибкого стандарта.

Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.

Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы — эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.

1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.


Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

· Творчество подобно приготовлению торта.

· Творчество подобно падению в грязь.

· Творчество подобно любви.

· Творчество подобно починке протекающего крана.

· Творчество подобно заточке топора.

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1. Вода для корабля то же, что____________________ для бизнеса.

2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3. Кран для____________________ то же, что____________________ для свободы.

4. Мой дом — это ____________________.

5. Моя работа — это ____________________.

6. Беспокойство — это ____________________.

7. Правда — это ____________________.

8. Власть — это ____________________.

9. Успех — это ____________________.

10. Счастье — это ____________________.

11. Любовь — это ____________________.

12. Идеалы — это ____________________.

13. Размышление — это ____________________.

14. Жизнь — это ____________________.

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Какой вкус у голубого цвета?

· Как выглядит идея свободы?

· Какая форма у вторника?

· Каков вкус радости?

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А. С. Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________________.

· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________________.

· Моя тревога ____________________ с каждым днем.

· Площадь засоленных почв ____________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Подберите синонимы к слову сказал.

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи.

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

Виды речевой деятельности


Рис. 1. - Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Читайте также: