Венеция в средние века кратко

Обновлено: 16.05.2024

История возникновения города, основные достопримечательности и многое другое в нашем репортаже о сказочной Венеции.

Здесь родились такие гениальные личности, как Марко Поло, Карло Гольдони, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, а также известные художники: Тинторетто, Беллини, Каналетто, Тьеполо, Канова. Декадентское очарование Венеции на протяжении столетий вдохновляло поэтов и писателей. Уильям Шекспир и Томас Манн создали свои лучшие шедевры, действие которых происходило в Венеции.

Венеция – это излюбленное направление отдыха не только для иностранных туристов, но а так же самих итальянцев. Классический тур не обходится без осмотра тройки главных достопримечательностей: площади San Marco, моста Rialto и Галереи Академии. Но наилучший способ познать город – это позабыть о карте и затеряться в узких улочках-лабиринтах, пройтись по незнакомым мостам и раскрыть для себя маленькие старинные площади. Помимо того, что Венеция богата на уникальные музеи и достопримечательности, каждый ее уголок представляет собой настоящее произведение искусства.

Основные достопримечательности Венеции: Площадь Святого Марко

Основные достопримечательности Венеции: Площадь Святого Марко

Рождение Венеции продолжает оставаться темной страницей истории средневековья. Источники, которые сохранились в наше время, часто дополнены легендами и мифами. Единственным достоверным фактом является византийское происхождение Венеции. В этом государстве, которое сформировалось вследствие раздела Римской Империи, появилась Венеция и относилась к его владениям еще на протяжении нескольких веков.

По мнению же современных историков, рождение города выглядит более скромно. Венецианская лагуна была заселена задолго до прихода венетов. Первые населенные пункты можно отнести еще к доисторическим временам. До прихода римлян на лагуне уже была создана цивилизация, успешно развивающаяся в области рыбалки, морских перевозок, производства соли и коммерческой деятельности. Этот стратегический узел, связывающий Адриатическое море с Северной и Центральной Европой, еще больше укрепился в период Римской Империи. Еще одним доказательством является письмо римского сенатора Флавио Аурелио Кассиодоруса, в котором он, отдавая приказ по морскому перевозу продовольствия из Истрии в Равенну, подробно описал лагуну 537-538 годов. Кассиодорус рассказывает о строениях на воде, в которых обитали жители местности. По его наблюдениям дома напоминали водоплавающих птиц, а к каждому жилью, наподобие животного, была привязана лодка. Он также отмечает, что основной деятельностью на острове была рыбалка.

Современная Венеция с ее урбанистическим видом прошла долгий путь развития, который начался еще во 2-й половине VI века.

Основные достопримечательности Венеции, Мост Академии Брайян Копровски CC BY-NC-ND

Основные достопримечательности Венеции, Мост Академии
Брайян Копровски CC BY-NC-ND

Галерея Академии

Галерея Академии, Венеция фото: Браунпо CC BY-NC-ND

Галерея Академии художеств в Венеции представляет собой уникальный музей венецианской живописи XIV-XVII веков. Основанная Сенатом города в 1750 году в качестве школы искусства, Академия стала центром художественной культуры Италии. Ее первоначальное название Академии изящных искусств в 1807 году было изменено: она стала Королевской Академией и обосновалась в здании, где и сегодня расположены ее экспонаты. Уже в XIX веке образовательное заведение было преобразовано в музей, который с каждым годом обогащал свои фонды. Сегодня туристы могут ознакомиться в Галереях Академии с шедеврами известных венецианских мастеров: Венециано, Фьорье, Беллини, Лотто, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Гварди и т.д. Галерея Академии, Венеция
фото: Браунпо CC BY-NC-ND

Гранд-канал

Венеция, вид с моста Академии

Гранд-Канал, Венеция
фото: Паоло Бенеджамо CC BY-NC-ND

Дворец Дожей

Дворец Дожей или Palazzo Ducale – это грандиозный памятник архитектуры готической Италии XIV-XV вв. Дворец был построен архитектором Календарио на месте древних разрушенных стен периода Римской империи. Здесь в прежние времена была резиденция дожей. В 1536 году здание украсил балкон, выполняющий роль своеобразной трибуны. Над ним возвышается статуя Правосудия известного скульптора Витториа. Роскошный внешний вид и интерьер Дворца создан гениальными мастерами Италии – Беллини и Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Особый интерес для туристов представляют Бумажные ворота, галерея Фоскари, уникальные часы на фасаде, Лестница Гигантов, ниши, где расположены античные статуи, и многочисленные пасти львов.

Дворец Дожей

Дворец Дожей, Италия
фото: Генрик Бергер Джоргенсен CC BY-NC-ND

Площадь Сан-Марко и достопримечательности

Площадь Сан-Марко – это центральная площадь, форма которой напоминает трапецию, а параметры равны 175 м в длину и 80 м в ширину. Внешний вид Сан-Марко изменялся вместе с историей Венеции, постепенно превращая ее из военной крепости в символ богатства и роскоши. В IX веке здесь был возведен Дворец Дожей и появилась базилика Св. Марку – покровителю Венеции. В 1172 году от моря площадь стали отделять две колонны, доставленные из Константинополя и украшенные символами города – статуями святых Марка и Федора. В XIII ст. богатое убранство получил собор площади и была установлена группа тетрархов. В этот период Сан-Марко была облицована кирпичом. Позже здесь вырастают здания Старых Прокураций, Библиотеки, Часовой башни, Новых прокураций, появляется фонтан. В 1722 году часть площади после облагораживания стала называться Площадью Львят. Сегодня площадь Сан-Марко также радует своей миниатюрной копией между Дворцом Дожей и Библиотекой.

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка, находится на одноименной площади города, возведен в далеком 832 году, но свое сегодняшнее обличие обрел лишь в 1617 году. Зданию пришлось пережить не один пожар, а его внешний вид был предопределен реконструкцией времен дожа Контарини. На протяжении долгого периода здание было капеллой для дожей, а уже с 1807 года стало служить резиденцией венецианского патриарха. Прообразом архитектуры собора является Константинопольский храм Св.Апостолов. Сегодня это здание имеет три яруса – нижний, террасу и купола. Внимания туристов заслуживают фасад из мрамора, украшенный мозаикой, старинная дверь из бронзы, квадрига из бронзовых лошадей, капелла Богоматери Никопеи и множество статуй.

Собор Святого Марка

Достопримечательности Венеции:
Собор Святого Марка

Колокольня Кампанила собора Святого Марка

Часовая башня Святого Марко

Колокольня Собора Святого Марка, Венеция
фото: Сторм Крипт СС BY-NC

Часовая башня Святого Марка

Основные достопримечательности Венеции, Часовая башня святого Марка

Основные достопримечательности Венеции,
Часовая башня Святого Марка

Мост Риальто

Мост Риальто – один из первых мостов в Венеции через Гранд-канал. Он сначала был выполнен из дерева, его реконструкция в XV столетии была уже в виде разводящегося механизма. В результате разрушений, мост Риальто был заново построен из прочного камня в 1591 году и до 1854 года оставался единственным звеном между берегами Большого канала. Сегодня высота моста достигает 7,5 метров, а длина его арки – 28 метров. Мост Риальто является популярным местом паломничества туристов, поскольку на нем расположено 24 торговых лавки, в центре разделенных двумя большими арками.

Мост Риальто, Венеция

Мост Риальто, Венеция

Театр Ла Фениче

Во время всего функционирования его особенностью была отличная акустика. Именно в Ла Фениче проходили премьеры произведений Беллини, Россини, Верди. XX столетие принесло новое испытание для театра в виде очередного пожара в 1996 году. Принять многочисленных зрителей театр Ла Фениче смог лишь после реставрационных работ, завершившихся в 2003 году.

Театр Ла Фениче, Венеция фото: Лью Сонг CC BY-SA

Театр Ла Фениче, Венеция
фото: Лью Сонг CC BY-SA

Мост делле Гулье

Мост делле Гулье соединяет берега канала Канареджо. Именно на нем открывается панорама изумительного вида впадения Канареджо в Гранд-канал. Название моста переводится как Мост Шпилей. При этом оригинальные обелиски-шпили стали украшать мост намного позже появления его названия – лишь в 1823 году. Изначально мост был построен из дерева, в 1580 году его сменила конструкция из камня. Сегодняшний облик мост получил после реконструкции в 1777 году. Его декор был дополнен столетием позже. А вот XX век оборудовал мост удобствами для передвижения инвалидными колясками. Мост делле Гулье расположен вблизи железнодорожного вокзала Сент-Люсич, венецианского гетто и окружен многочисленными дворцами и уютными площадями.

Мост делле Гулье, Венеция Тим Венчус CC BY-SA

Мост делле Гулье, Венеция
Тим Венчус CC BY-SA

©Copyright 2014 “Italia Report” Все права защищены

Полное и частичное копирование материалов категорически запрещено

Венеция в средние века

Члены Большого совета выбирали Малый совет (синьорию), занимавшийся большинством текущих проблем жизни Венеции. Малый совет назначал городской сенат, во главе которого стоял дож, главная фигура в политической жизни Венеции. Дожа избирали из числа наиболее знатных горожан, и должность эта являлась пожизненной. Иногда сам дож перед смертью называл своего преемника.

В XII – XIII веках основным торговым конкурентом Венеции в Восточном Средиземноморье была Византия, издавна монополизировавшая торговые пути с Востока. В борьбе против империи, все еще сохранявшей былое могущество, венецианские правители в конце концов сумели одержать победу чужими руками. Речь идет о четвертом крестовом походе, участники которого, поддавшись на уговоры венецианцев, вместо Палестины отправились в Византию и захватили Константинополь. На месте Византии возникла Латинская империя, правители которой выделили Венеции громадные земельные владения на приморских территориях – почти треть бывших византийских земель.

Самый красивый и посещаемый туристами город Италии – Венеция, бесспорно, является одним из удивительнейших и красивейших городов планеты. Романтическая атмосфера Венеции эпохи Ренессанса, описанная в сотнях книг и запечатлённая десятками кинофильмов, притягивает невероятное количество туристов – шестьдесят тысяч человек в день. Посетителей настолько много, что городские власти обращаются в ООН с просьбами прекратить этот нескончаемый поток, опасаясь, как бы город ни разрушился под его натиском.


Город Венеция всегда был и продолжает являться культурной столицей Италии и одним из самых значительных культурных центров всего мира. Здесь круглогодично проводятся музыкальные и кинематографические фестивали, балы, карнавалы и выставки всех видов изобразительного искусства.



Имя города произошло от названия провинции Венето, столицей которой он является, а оно, в свою очередь, – от племени венетов, селившихся здесь когда-то давным-давно. Город построен на более, чем сотне островов, разбросанных в Венецианском заливе в северо-восточной части Италии. Острова сплошь порезаны каналами, через которые построено 400 мостов. Общее количество каналов составляет около 150. Автомобилям здесь ездить негде, люди передвигаются по воде на моторных катерах и гондолах. В город можно приплыть с моря, прилететь на самолёте (в 12 километрах от города есть аэропорт Марко Поло), или приехать на автомобиле или поезде со стороны континентальной Италии по длинному 4-километровому мосту делла Либерта. Количество местных жителей на данный момент составляет около 250 тысяч человек, но оно постоянно сокращается из-за неумолимого наплыва туристов. Если ситуация не изменится, исчезновение последнего коренного жителя старой части Венеции ожидается к 230-му году.





Венеция была основана в пятом веке до н. э. переселенцами с континента, спасающимися на этих островах от набегов жестоких варварских племён. В 727 году был впервые избран венецианский дож (городской правитель), под властью которого были собраны все острова. В Средние века островная Венеция стала могущественной независимой республикой. Из описаний средневекового города известно, что между городскими жителями не было распространённых в то время вассальных отношений и все они были фактически свободными людьми. Это было огромной редкостью в тёмной средневековой Европе. К XVI веку Венеция постепенно утратила своё могущество, а в 1797 году попала под контроль Австрии. И только в 1866 году город стал центром итальянской провинции Венето.












Город Венеция славится своими многочисленными мостами, количество которых больше, чем в любом другом городе мира. Они достаточно высокие, чтобы пропускать движущиеся по каналам суда, достаточно прочные, чтобы сохраняться в своём первозданном виде на протяжении многих веков, и при этом достаточно красивые, чтобы стать узнаваемой достопримечательностью в Венеции, Италии и всей Европе. Через всю центральную часть города в виде буквы S проходит Большой канал, шириной в 70 метров. В описаниях средневекового города сказано, что первый мост, переброшенный через него в 1592 году, называется Риальто. До 1854 года это был единственный мост, соединявший два берега Гранд канала. Он сохранился до нашего времени в первозданном виде, оброс разными историями и легендами и стал узнаваемой достопримечательностью итальянской Венеции. Другой известный мост – мост Вздохов. Своё название он получил отнюдь не из-за вздыхающих на закате влюблённых парочек. Мост соединял зал суда с городской тюрьмой и был назван так из-за печальных вздохов осуждённых, окидывающих прощальным взглядом Венецию, проходя по нему в тюрьму. Мост Вздохов лучше всего видно с другого моста через Дворцовый канал – Соломенного. Он получил своё название из-за находящегося рядом причала для гондол, подвозивших солому для Новой тюрьмы. Мост Конституции, самый новый из венецианских мостов был построен в 2008 году и соединил железнодорожный и автовокзал. Его смелый внешний вид и железобетонная конструкция, как ни странно, лаконично вписались в окружающие очертания средневекового города, описанные многими европейскими писателями.




Но самые значимые достопримечательности итальянской Венеции – Это его храмы, башни и дворцы. В географическом, туристическом и культурном центре города – на площади Сан Марко находятся самые известные здания города.




Базилика Сан Марко – наиболее популярный среди гостей города собор. Согласно описаниям средневекового города, её возвели для хранения останков святого Марка, которые были украдены из Александрии и привезены в Венецию. Италия славится своими огромными и восхитительными соборами и храмами и Базилика Сан Марко – безусловно, один из красивейших среди них. Этот храм всегда был самым значительным религиозно-политическим центром города. Здесь короновали всех венецианских дожей, сюда свозили свои дары все приезжие купцы, здесь отправляли в дальние плавания всех мореплавателей и первооткрывателей. А городские жители собирались здесь, чтобы спастись от наводнений, пожаров и других катаклизмов, или, наоборот, отпраздновать какое-нибудь важное событие. Посетив это место, можно сложить представление о том, каким могуществом в своё время обладала Венецианская Республика.






Дворец дожей, построенный в XIV веке, служил главным административным зданием республики. Это большое и невероятно красивое здание в готическо-мавританском стиле вмещало множество огромных залов, в которых происходило большинство церемоний и решались вопросы государственной важности. Большой Зал Советов, расположенный на верхнем этаже здания, является самым большим в мире помещением, потолок которого не поддерживают опоры. Масштаб этого зала невозможно представить, не увидев собственными глазами. В центральной части дворца с видом на площадь Сан Марко располагается балкон, с которого дожи провозглашали свои речи перед горожанами.






Напротив Базилики стоит самое высокое здание – Кампанила Сан Марко. Первая постройка на этом месте датируется IX веком. Тогда здесь стояла высокая сторожевая башня, которая к тому же исполняла роль маяка для находящихся в заливе судов. В 1514 году здесь построили колокольню. Каждый колокол в ней имел свой звук и предназначение. По их звону горожане определяли, когда нужно просыпаться, идти на работу и на обед. В 1902 году башня внезапно обрушилась. Вся колокольня до самого основания превратилась в руины, повредив, падая, часть дворца дожей. Удивительным образом никто из людей при обрушении не пострадал. Исчезла только чья-то любимая кошка. В 1912 году к празднику святого Марка колокольня была полностью восстановлена на том же месте и в том же виде с небольшими изменениями в конструкции, что придало ей значительно большую прочность. Сейчас Кампанила Сан Марко остаётся одной из самых известных достопримечательностей города Венеция.








Венеция – Это прекрасный, восхитительный город, побывать в котором обязан каждый, кто любит путешествовать.

Комментарии

Курорты и достопримечательности России уже не привлекают вас? Не можете оформить визу? Так что ж.. Это не значит, что отдых для вас закрыт. Безвизовая страна – вот что вам надо. Путёвка, самолёт. отель, солнце, хорошее настроение, бронзовый загар и просто великолепные воспоминания. А потом ваши замечательные отзывы и благодарности…

Верховным органом республики был Большой совет. Он принимал законы республики, избирал и назначал высших должностных лиц, включая и главу государства — дожа.

Он избирался пожизненно и при избрании приносил присягу в том, что будет во всем послушен Большому совету. Помимо Большого существовал еще Малый совет, являвшийся правительством республики. Эта система управления оказалась очень устойчивой. В то время как в других итальянских государствах устраивались заговоры и перевороты, Венеция сохраняла свое политическое устройство в течение нескольких столетий.

Венецианская улица
Дворец дожей

Венеция была основана в начале IX века на побережье Адриатического моря. Она расположилась на бесчисленных небольших островках морской лагуны неподалеку от берега. Улицы ей заменили многочисленные каналы с прозрачной морской водой. По этим своеобразным и очень оживленным дорогам венецианцы передвигались на длинных черных лодках — гондолах.

Венеция служила и служит источником вдохновения для многих творцов прекрасного: поэтов, писателей, художников, музыкантов. Невозможно пройти мимо этого города-сна, города-загадки. Образ Венеции пленяет, манит, обещает и нашептывает свои сокровенные тайны.

В своем творчестве я не могла не обратиться к ее пленительным чертам. И в данном экскурсе я постараюсь приблизиться и немного приоткрыть завесу ее таинственного очарования, словно тяжелый темный бархатный полог со старинного зеркала, в котором волею Судьбы преломились прошедшие эпохи и культуры.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 1

В древности на территории современной Венеции обитали племена венетов, от названия которых в последствии данная область и будущий город получили свое наименование. Во времена нашествия гуннов и вестготов жители Аквилеи (римское название этой области) нашли спасительное убежище в лагуне, на месте которой и вырос известный нам великолепный город.

С тех пор поселение начинает постепенно укрепляться, превращаясь в крупный и влиятельный центр торговли между Европой и Византией. Благодаря своей географической изоляции от материковой части Апеннинского полуострова, благодаря своему месторасположению, Венеция получает свое особое право на уникальное развитие и формирование. Данностью обстоятельств и условий, которые со временем только усилят, усложнят и сформируют не только ее неповторимый облик, но и весь путь ее развития.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 2

До IX века Венеция находилась в составе Византии, а значит, впитала в себя все византийское: романский стиль в архитектуре, пышную декоративность в искусстве, орнаментальность и обилие золота в убранстве; богатый, нарядный, сложный, пронизанный религиозным символизмом и стремлением к высшей красоте художественный стиль, и не только, сам византийский образ жизни, который несмотря на глубокий христианский аспект, имел гедонистическую наполненность, характерную для античного наследия, обусловленной любовью к театральным представлениям и зрелищам, празднествам и иным проявлениям полноты и радостей бытия. И своеобразным материальным символом, средоточием этого густого сплава вновь рожденного мира, новой Вселенной, венценосное имя которой Венеция, стала базилика Св. Марка, возведение которой растянулось на века, согласно этапам развития и становления самого города.

В своем стремлении к независимому и автономному от Константинополя существованию, небесным покровителем города был провозглашен апостол Марк, в образе крылатого льва, ставшего символом Венеции. Олицетворение царственности и власти, в ореоле которых озарился чудный город.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 3

Собор (Базилика) Святого Марко, Венеция

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 4

Интерьеры собора Святого Марка, Венеция

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 5

Крылатый лев — символ небесного покровителя Венеции апостола Марка

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 6

Дворец Дожей, Венеция

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 7

Вид на Дворец Дожей, Венеция

Будто влюбленная в самое себя богиня, она мечтательно, неторопливо созерцает свое великолепие. Очарованная сиянием и переливами безмятежной и полноводной реки жизни, протекающей посреди изумительной красоты сооружений и дворцов, Венеция словно нехотя вступает в реалии новой эпохи, известной нам как Ренессанс. Она не спешит отрываться от милых ее взору прелестных очертаний городского пейзажа, от восхитительной глубины и игры цвета и света вокруг, от замысловатой вязи сплетенных воедино линий, узоров и форм, находя и черпая в самой себе неиссякаемый источник вдохновения. Красочный, самобытный, эклектичный, орнаментальный, живописный мир, сформированный прошедшими столетиями не ищет вне себя чего-то нового и первозначимого. Пока Флоренция, колыбель Возрождения и носитель самого духа его, а за ней Милан и Рим, отсекают изживший себя средневековый устой, с его заблуждениями и причудливостью форм, устремляясь в неудержимом порыве к поиску нового, чистого, образцового, Венеция едва обращает свой царственный взор в их сторону, не влекомая ни учеными изысканиями пытливых умом своего времени, ни их изобретениями и доводами о классических образцах высшей красоты. Она сохраняет верность себе и своему собственному очарованию, хотя дух Возрождения посетил и Венецию, безусловно, но и здесь, по-особому преломился в одном из ее диковинных зеркал.

Пик расцвета идей гуманизма приходится на XV век, век Лоренцо Медичи Великолепного, под покровительством которого достигают высот творчество Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, чуть позднее, Микеланджело Буонарроти. Великолепный век наук и искусств.

Венецианские мастера на свой лад воспринимали и переосмысливали гуманистические веяния. Впитавшие все то, что призвано радовать, ублажать и украшать жизнь, они не стремились к выверенным и строгим идеалам античного мира в том виде, в каком о нем заговорили вновь. Продолжая черпать вдохновение в своем богатейшем прошлом, культурном и материальном, да и в самой атмосфере живописного города, они отдают предпочтение увлечению цветом в своих произведениях, его переходам и оттенкам, красочности и полноте, передаче фактур роскошных тканей, украшений и убранств. Трогательны и проникновенны изображения городского пейзажа, любование которым со временем выльется в отдельный жанр - венецианскую ведуту. Стиль венецианской школы отличался общим настроением созерцательности, мягкости и плавности, передачей тонких и глубоких эмоциональных состояний и чувственной атмосферы, богатой цветовой палитрой, любованием этим самым цветом, блеском и фактурностью материалов и формами.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 8

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 9

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 10

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 11

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 12

Дворец Фоскари, Венеция, XV в.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 13

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 14

Часовая башня Святого Марка, Венеция, XV в.

И вот мы подошли к кульминации. Самым ярким и громким аккордом в истории культуры Венеции, ее феерией явился Карнавал. Бесспорно, происхождение этого праздничного действа уходит вглубь веков, но именно в XVIII веке венецианский карнавал оформляется окончательно, демонстрируя узнаваемые для остального мира черты.

Бесконечный и безудержный дух веселья и радости, неотделимый от самого образа жизни венецианцев, воплотился в столь знаковое и символичное празднество жизни. Стирающий грани добра и зла, явного и неявного, низкого и высокого — он избрал свою королеву, госпожу маску, под покровительством и во власти которой находился каждый участник карнавала, будь то сановный вельможа или заурядный простолюдин.

Персонажи Комедии дель Арте, главные лицедеи карнавального замысла, высмеивали нелепости самой жизни, даря каждому возможность насладиться чувством свободы от земных условностей и предрассудков.

В карнавале олицетворялась вся суть и природа Венеции: красочность и любовь к роскоши и блеску, неутомимый дух наслаждения и театральность, где декорациями служит естественный фон городского пейзажа, загадочность и причудливость и главный принцип — воплощенная идея самой жизни, как праздника бытия! И Венеции это удалось.

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 15

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 16

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 17

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур, фото № 18

Венеция — зеркало прошедших эпох и культур. Во всем многообразии культурных веяний обретшая свой неповторимый образ, как сновидение, застывшее наяву. В глубинах вод, в лазури неба есть дивный, чудный город, сад не деревьев, а камней, искусно сотворенных одним лишь гением людей:

Читайте также: