Велоспорт во франции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вадим Славич

Вадим Славич


В предверии стартующего совсем скоро Тур Де Франс я хотел бы рассказать что значит велоспорт в целом и "большая петля " в частности для Франции.

Велоспорт набирает популярность по всему миру. Каждый день на дорогах мира можно встретить людей в яркой форме на красивых карбоновых велосипедах. И это уже никого не удивляет . Но дух велоспорта живет во Франции. А его сердце находится где-то между Ниццей , горой Венту и подъёмами Альп Уэз. Там у мужчин и женщин , кровяные тельца передвигаются по венам в желтых маечках, на маленьких велосипедиках. При слове "вилка" люди в первую очередь думают не о столовом приборе. А "памперс" не ассоциируют с детьми. Во Франции действительно очень много людей занимаются велоспортом . Сложно представить но почти треть населения Франции регулярно гоняет на велосипеде. Кто то делает это профессионально, кто то ради развлечения. Есть и те кто использует велосипед для доставки самого себя к месту работы. Как бы то ни было 21 миллион человек во Франции регулярно пользуется велосипедом. По этому показателю велосипед обходит плавание , которым во Франции занимаются 17 миллионов человек.

Ежегодно в стране вина и сыра продается около 3 миллионов велосипедов . А объем рынка вело в 2016 году достиг 1.8 миллиарда евро. Лидерами продаж являются внедорожные велосипеды. Следом с небольшим отрывом идут гоночные байки( шоссейные, разделочные) . Второй год продолжает свой феноменальный рост продажи электрических велосипедов. В 2016 году их продали 134 тысячи . Что на 33% больше чем в 2015 . Это связывают с новой политикой государства. Направленную на сокращения автомобилей на дорогах городов. Так на пример в Париже при покупке электрического велосипеда мэрия вернет вам 400 евро. Это не окупит и половину стоимости но будет приятным бонусом. В 2016 году Париж принял пятилетнюю программу по развитию вело инфраструктуры города. Выделив на эти цели 150 миллионов евро . И поверьте каждая копейка послужит на благо парижских велосипедистов а не осядет в карманах чиновников.

Изменения видны уже сейчас. Велодорожки не только раскинулись паутиной в городах но и связали их. Сегодня Франция предлагает велотуристам десятки маршрутов от Парижа до Ниццы. Обустроенные велодорожки проложены через всю страну. Здесь любят велоспорт. Но французы избирательны и патриотичны. Тут ни кто особо не следит за Джиро или Вуэльтой, как правило их показывают на маленьких каналах с небольшой аудиторией. Но в Июле Францию окутывает "Желтое безумие " под названием Тур де Франс. Или как чаще говорят французы "Большая петля". Тур показывают по центральному каналу. В каждом баре и ресторане люди собираются у экранов. В один момент все становятся знатоками велоспорта. А самой распространённой темой в офисах и магазинах становится "сидит ли Фрум на допинге" И когда уже на конец Тибо Пино победит в Туре на радость всей Франции ! 12 миллионов зрителей стоят вдоль дорог на протяжении всех этапов . Города готовятся принимать туристов и гонщиков. А многие преданные фанаты берут отпуска и едут весь тур на машинах, поездах, домиках на колесах и прочих средствах передвижения. В мире есть сотни гонок но ни одна не сравнится по атмосфере с легендарной французской многодневкой.

В целом именно благодаря тур де Франс сложились многие местные традиции велоспорта. Которые потом стали перенимать и простые любители . Весь симбиоз велосипедных заморочек модно встретить на Парижском Ипподроме . Вы спросите как связанны лошади и велосипеды ? Никак. Но именно вокруг ипподрома , власти города Парижа построили вело кольцо. Круг 3,5 км. С горкой и одним очень коварным поворотам. Париж огромный город. Что бы выехать за город и покататься среди полей и лесов понадобиться минимум 40 км . По этому каждый день, в любое время года и погоду . Сотни столичных велогонов приезжают на кольцо что бы по тренироваться , обсудить велосипедные слухи и посмотреть на последние достижения вело индустрии. Тут открывается вся тонкость французской вело души. И турист или новичок , решивший прокатиться с парнями по кругу в первое время может чувствовать себя не ловко. Так было и со мной.

Одна из распространённых причин для шуток это излишняя волосатость на ногах. Во Франции велосипедисты бреют ноги не для того что бы при падении было легче обрабатывать рану, не для массажа и даже не для аэродинамики. Ноги брили уже на первом Тур Де Франс, и уже ни кто не помнит зачем. Но все продолжают это делать. По сути это как членский билет. Пропуск в пелотон. Конечно с волосатыми ногами вас из "пачки" не выкинут. Но пару насмешек и шуток на кольце в свой адресс вы услышите обязательно. Особенно популярным будет вопрос от обгоняющих вас парней " не тормозит ли вас такая лохматость". Еще одна ошибка которую часто совершают новички или туристы по не знанию заехавшие на вело кольцо это надеть сувенирную майку лидера какой нибудь гонки. Не важно что будет на вас Фиолетовая майка лидера Джиро или белая джерси с радужными полосками чемпиона мира, смотреться здесь это будет не уместно. Особой "популярностью" вы будете пользоваться если наденете желтую майку лидера Тур Де Франс. Для французского велогона это не просто майка. Эта та вещь которую нужно заработать.

Но главный "враг" шоссейного велосипедиста это триатлет. Парням на разделочных велосипедах особо не рады. Более того, если вы станете в "пачку" и будете ехать на лежаках вас тут же попросят или покинуть группу или поставить руки на тормоза. И в этом есть смысл. Движение в группе штука не простая. Особенно когда у тебя нет быстрой возможности притормозить. У триатлетов большие велосипеды, на них стоят диски , лежаки и прочие навороты. Обычный французский шоссейный велосипедист воспринимает это с насмешкой. Но при всей своей нелюбви к триатлетам , шоссейники никогда не упустят возможность сесть на хвост и ехать так по 50 км ни разу не выходя на смену. Видимо считая что позиция велосипедиста на "разделочном" велосипеде настолько аэродинамична, что прилагать усилий для езды и не надо.

Не смотря на то что любительский велоспорт здесь существует уже давно и находится на высоком уровне. В последние годы наблюдается колоссальный рост интереса к этому виду спорта и к любительскому спорту в целом. Растет количество стартов , растут продажи велосипедов, и растет количество людей выбирающих как основное средство передвижения именно велосипед. Лично я уже более двух лет практически не использую другие виды транспорта кроме как вело. Это быстро, дешево, и приятно. Ни один вид транспорта включая метро не сравниться по скорости передвижения в таком большом городе как Париж. Но к сожалению у растущей популярности велосипеда есть свои минусы. Количество погибших велосипедистов увеличивается с каждым годом. 160 человек погибли в прошлом году. В 2017, всего за пол года жертв уже около 100 человек. Гибнут как любители так и профессионалы. Но не смотря ни на что велосипед медленно но уверенно захватывает дороги французских гродов. При строительстве новых районов и дорог, наличие велодорожки обязательно. По всей стране, в городах и за ними . Дороги становятся уже для авто но при этом добавляются полосы для движения велосипедов. Любое офисное здание теперь обязанно иметь оборудованное место на паркинге для велосипедов. Делается все для того что-бы люди меняли автомобили на более экологичные виды транспорта. Именно во Франции появилась первая в мире сеть свободного проката велосипедов. Вдумайтесь . В одном только Париже. В городе с населением чуть больше 2 миллионов человек находиться 1060 станций свободного проката велосипедов. Это 18886 велосипедов. И это только в одном городе. Свои сети прокатов находятся почти в каждом городке. Ими можно пользоваться 24 часа в сутки 7 дней в неделю. За велосипедом во Франции большое будущее. Совсем скоро лучшие велосипедисты планеты начнут сражение за победу в легендарном Тур Де Франс. И каждый тур будет давать новый толчок к развитию вело движения во всем мире!

Данная заметка является моим восприятием происходящего, и не претендует на исчерпывающую объективность.

Климат

Начну с самого базового — климата. Он здесь достаточно мягкий, нет сильных морозов. Немного холоднее на севере Франции и Швейцарии. Тем не менее, по российским меркам он всё равно мягкий. На шоссе уже можно тренироваться в последнюю неделю-две февраля, когда подтаивает и подсыхает немногочисленный снег на дорогах. Снега, кстати, может выпасть много (30-60) см — но в пределах 5ти раз за зиму, судя по моему, не больше. В то же время, ветра достаточно сильные (до 75 км/ч), но это опять-таки — несколько дней/недель за зиму. В общем и целом, зима мягкая, лето жаркое, что создаёт идеальные условия для шоссе и кантри. На юге (например, Cavalaire-sur-Mer) становится тепло достаточно рано, и большинство не берёт неделю отпуска и накатывает первую тыщу как раз в конце февраля.

Рельеф и застройка.


Если ты живёшь в деревне с населением 10 000 человек, то выехать за город покататься гораздо проще, чем выехать за город покататься из Москвы. Процесс выезда в больших городах де-мотивирует. Тут же вскочил на байк, 10 минут — и ты в каком-никаком, а лесу. Да, мне повезло — сейчас я живу в предгориях Журы (Jura mountains — Jurassic period), но был и в центре Франции, и кое-где в Швейцарии — с точки зрения тренировок и велика лес очень доступен для местного населения.
Конечно, не везде и во Франции рай, есть районы абсолютно без леса, равнинные — и таких достаточно. В этом случае, в регионе может развиваться шоссейный спорт и циклокросс (между виноградников!).

Дороги и водители

В следствие мягкого климата дороги находятся в более приемлемом состоянии, чем в России. В горах, где перепады температур выше, заметны эрозия и общее разрушение асфальта, особенно во Франции, где дороги значительно хуже, чем в Швейцарии.

Велосипедисты, тренирующиеся на шоссе, кстати, очень сильно нервируют россиян в Европе, даже постоянно живущих. Тут, в общем-то, считается в норме занять всю полосу двумя велосипедистами, что просто как красная тряпка. Вообще, с увеличением иммиграции в Европу более молодых народностей уровень толерантности на дороге падает, что может негативно отразиться в будущем на шоссейниках.

Также, и Франция и Швейцария характеризуется высокой плотностью асфальтированных дорог, а также автомагистралей, которые пропускают через себя основную массу тяжеловозов, и обеспечивают хорошую связанность и быструю доступность различных регионов. Региональные и департаментные дороги загружены слабо и поэтому относительно безопасны.

Система клубов.

Например, так выглядит форма одного из двух клубов региона Pays de Gex департамента Ain, красным выделены лэйблы спонсоров клуба:



École de cyclisme



Велошкола часто состоит из шоссейной секции, и КК-секции, как наиболее популярных направлений. Если у клуба есть средства, то у клуба есть тренер, если нет — то нет, что, в общем-то, совсем людей не волнует — они организовывают всё своими силами. Занятия разделены по возрасту — для кадетов-юниоров, и для юниоров и выше. Содержание тренировок зависит от организатора. Занятия секции кросс-кантри, которые мне удалось посетить, включали в себя:

В моём клубе один таких преподавателей — действующий гонщик-любитель из категорий Seniors (>40 лет), который регулярно показывается в топ5 гонок регионального масштаба Швейцарии и Франции.

Вообще, клуб — источник всяческих благ. Через клуб можно купить велики с хорошими скидками (не всегда). Клуб устраивает ярмарки по распродаже/обмену компонент (стоит немного денег, и клуб забирает 15% от выручки). В общем, клуб — это то, где ты начинаешь свою велосипедную и — если хочешь — гоночную жизнь. Так же бойцам велошколы обеспечивают трансфер и помощь на гонках, там, где это необходимо — т.е. циклокросс и шоссе.

Лицензии и прогресс.

Французские системы циклокросса и КК достаточно просты — департаментные, региональные, и национальные гонки. Хорошо едешь в регионе — идёшь на чемпионат департамента. Заехал на определённые места там — едешь на гонки национального уровня, т.е. кубок Франции и чемпионат Франции. Таким образом, может получиться так, что ты за один/два года достигнешь национального уровня — так случилось с сыном моего коллеги, который в юношестве отдавал предпочтение байку, а не шоссейнику, и за пару лет достиг национального уровня Франции по юниорам. При этом, поддержка, сервис и железо легло на плечи его папы %)

Окей, ладно, а что со Швейцарией? По закону, каждый находящийся в Швейцарии больше 3х месяцев, должен иметь медицинскую страховку. Если человек участвует в гонках — он просто подключает опцию стахования от всяких бед во время спортивной деятельности. Таким образом, любителям лицензия не нужна — на региональные гонки можно просто приехать и участвовать, как КК, так и шоссейные. Лучшие среди любителей кросс-кантри получают лицензию элиты и участвуют в UCI гонках первой и второй категории, в национальном кубке — BMC Racing Cup, — и чемпионате Швейцарии. В BMC Racing Cup также могут участвовать и любители в отдельной категории. Национальный уровень Швейцарии в кросс-кантри исключительно высок, и представлен фамилиями, которые внушают ужас и страх и заставляют сердце подкрадываться к пяткам: Саузер, Наф, Шуртер, Фришнехт, Гужан, Вогель, оба Флюкигера, Гигер и многие другие, менее известные гонщики. Это как иметь Пита, Гвина, Грасию, Лопеса и Хилла на клочке земли в половину Тверской области. Также частенько наезжают варяги: немцы — Милац, например; французы — Абсалон, Танпье; итальянец Марко Фонтана заглядывает; и прочие. В условиях сильнейшей конкуренции действительно отбираются только лучшие из лучших.


Например, приведу постер одного из этапов кубка Швейцарии, он же BMC Racing Cup, в Muttenz:
Шоссейная система Швейцарии в общем и целом совпадает с системой КК.

Так же, характерно отсутствие разрядов как таковых. Твоё звание — это твоя лицензия, а дальше только конкретный результат. Никаких нормативов, разрядов, разномастных КМС/МС/МС МК, и прочего. Спорт, в значении регулярных тренировок, появляется на рубеже гонок второй-первой категории, где ты сталкиваешься уже с талантливой молодёжью, которой хочется уже немного больше, чем кататься, — многим уже нужен результат, у многих есть своего рода наставники, с которыми они полноценно тренируются — часто это сами бывшие профессиональные гонщики и спортсмены. Так начинается тот спорт, из которого выросли все вышеперечисленные легенды.

Доступность велокомпонент.

Краткий сравнительный анализ и явные отличия

В виду вышесказанного, отдельно хотелось бы отметить, что понастроив жестких трасс с зубодробильными спусками-пулялками-съезжалками, нельзя расчитывать на появление элиты мирового уровня на следующий день — и, возможно, даже на следующий год. Как и везде, требуется планомерная эволюция и изменения сознания людей, их уровня восприятия и понимания трасс, а так же ответственности организаторов в плане оповещения находящихся на трассе о грозящих ему опасностей во избежании несчастного случая. Личная безопасность участника (в тех пределах, насколько это возможно) — залог спокойного сна организаторов.

Небольшое обновление: как верно было замечено Денисом Кабаненым, в Финляндии, например, так же достаточно любителей и клубов, но нет такой развитой системы, как во Франции. Если в общем и целом посмотреть на Европу, то у каждой из стран, есть некоторые особенности, своего рода национальный колорит:

  • Эстония — много любителей, но полное отсутствие профессионального велоспорта;
  • Германия — не смотря на популярность триатлона, и так же статуса велосипедной страны, со времён Яна Ульриха нет заментных шоссейных профиков и команд. Знакомый немец объясняет это допинговыми историями вокруг шоссейного велоспорта. Тем не менее, есть сильная МТБ команда;
  • Финляндия — регулярно производит лыжников и автогонщиков, но не производит профессиональных велосипедистов;
  • Бельгия — страна фанатеет от циклокросса, в меньшей степени от шоссе (тоже с лёгким ароматом кросса), несмотря на наследство Эдди Меркса, и совсем мало от МТБ.

Надеюсь, что был хоть сколько-нибудь полезным.

В статье использовались фотографии Christophe Jacquemet (отсюда) и Matteo Mara (отсюда)

История


Тур, который проводится во Франции и в близлежащем зарубежье, проходит ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время первой и Второй мировой войны тур был отменён. Велогонку проводит фирма Amaury Sport Organisation (ASO), которая также проводит Ралли Дакар.

Принципы гонки

Полная длина гонки — между 3000 и 4000 км (трасса и протяжённость этапов каждый год меняются). Самая длинная гонка состоялась в 1926 году — 5745 км.

Генеральная классификация — ранжирование гонщиков согласно

накопленному времени. Победителем всего Тура становится тот гонщик, суммарное время (то есть сумма времён всех этапов) которого является наименьшим среди всех участников. Возможно выиграть весь Тур, не выиграв ни одного этапа (Грег Лемонд сделал это в 1990 году). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика независимо от его итогового положения в генеральной классификации.

Помимо зачёта по времени, существуют и другие номинации:

лучший горный гонщик;

лучший молодой гонщик.

Лидеры в этих номинациях ведут борьбу в определённых цветных майках.


Что представлял собой самый первый Тур?

В настоящее время в Туре участвуют профессиональные команды, поддержанные коммерческими спонсорами, но изначально Тур задумывался как гонка одиночек (каждый сам за себя), работа команды на своего лидера первоначально была жестоко осуждена Анри Дегранжем, и только, когда в 1920-ых годах стало ясно, что в одиночку Тур выиграть нельзя (едва ли не треть всех участников доезжала до конца Тура), было принято решение сделать гонку командной (команда состояла из спортсменов одной страны). Коммерческие велокоманды появились на Туре только в конце 1960-ых.

Большинство этапов Тура проводится во Франции, хотя некоторые этапы проводятся в соседних с Францией странах: Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге и Германии. Были прецеденты, когда этапы проводились не только в континентальной части Старого Света, но и за морем, хотя и недалеким, – на Британских островах (посещённые в 1974 и 1994 годах) и в Нидерландах. Три недели гонки обычно включают два дня отдыха, которые иногда используются, чтобы перевозить гонщиков на длинные расстояния между этапами.

В последние годы первому этапу предшествовали короткие индивидуальные гонки на время (1 – 15 км), называемые прологами, или полуэтапами. Это положение было пересмотрено в 2005 году, когда решили, что пролог будет заменён длинной разделкой. Традиционный финиш Тура находится в Париже на Елисейских полях. В течение Тура различные этапы имеют различный профиль и спецификацию (горные этапы, разделки индивидуальные и командные, спринтерские (равнинные этапы). Победитель Тура должен обладать универсальностью (одинаково хорошо ехать в гору и иметь хороший индивидуальный ход). Хотя бывают и исключения: ныне покойный Марко Пантани (Marco Pantani), победитель Тура в 1998 году, великий горняк, был не очень силён в разделке.

Самые известные горы Тура – это вершины hors-categorie (пики, где трудность восхождения – вне классификации), Col du Tourmalet, Mont Ventoux, Col du Galibier, Hautacam и Alpe d’Huez. Именно на этих вершинах, по сути, и выигрывается Тур.


Награды


Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур (газета имела жёлтые страницы). Желтую майку на протяжении всех этапов гонки от старта до финиша носили только три человека: итальянец Оттавио Боттеккиа (1924), люксембуржец Николас Франц (1928) и бельгиец Роман Маэс (1935).

Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте.. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места изменяется в зависимости от типа этапа – равнинные этапы дают победителю 35 очков, 2-е место – 30 очков, затем 30,26,24,22,20 и далее на одно очко уменьшается до 25-го места, за которое начисляется 1 очко; холмистые этапы дают победителю 25 очков, затем 22,20,18,17,15 и далее на одно очко уменьшается вплоть 20-го места, за которое начисляется 1 очко; горные этапы дают победителю 20 очков, затем 17,15,13,12,10 и далее на очко уменьшается вплоть до 15-го места, за которое начисляется 1 очко. Это делается потому, что чем более гористый этап, тем менее вероятен групповой спринт. Спринтерские очки начисляются и за этапы с раздельным стартом: победитель получает 15 очков, затем 12,10,8,6,5,4,3,2,1 очко за 10-е место. Дополнительные очки доступны на промежуточных спринтерских финишах: награждаются первые три гонщика, соответственно 6 очков за первое, 4 очка за второе и 2 очка за третье место. Немецкий спринтер Эрик Цабель (Erik Zabel) выигрывал зелёную майку с 1996 года по 2001 года (т.е. 6 раз), что является абсолютным рекордом на Туре.

Майка разыгрывается с 1953 года



Все горы на Туре разделены на категории: от 1-ой до 4-ой. Разделение гор на категории происходит по критериям: крутизна горы, длина подъёма, перепад высот между подножием и вершиной. Пятая категория, названная Hors categorie (вне категории) сформирована горами, еще более трудными чем горы первой категории. В 2004 году, система выигрыша горных очков претерпела изменение: за взятие горы 4 категории победителю
начисляют 3 очка, за второе место – 2 очка, за третье место – 1 очко, в то время как, за взятие горы Hors categorie начисляется 20 очков, очки получают лучшие десять гонщиков. Дополнительно в 2004 году было введено правило, согласно которому очки, выигранные на заключительном подъеме дня, могут быть удвоены, если этот подъём был по крайней мере 2-ой категории сложности.

Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет на 1 января того года, в котором проходит гонка). Майка разыгрывается с 1975 года.Белая майка


Приз самому агрессивному гонщику

Самому агрессивному (боевому, атакующему) гонщику по итогам этапа, на следующий день вручается специальный номер, белый на красном фоне (вместо чёрного на белом). Одни из самых главных критериев: нахождение в отрыве от пелотона, стремление сохранить отрыв как можно дольше, многократные атаки. Самого агрессивного гонщика выбирает группа экспертов.

Денежные премии


Интересные факты

Около 2 миллионов евро — призовой фонд гонки, включая 450 тысяч евро для обладателя желтой майки.

Из 23 дней гонки лишь два дня отведено на отдых.

Самая длинная дистанция гонки была 5745 км, в 1926 году. (как правило, дистанция составляет около 3500 км.)

Наименьший отрыв победителя составил 8 секунд, когда американец Грег Лемонд в 1989 году обогнал Лорана Финьона из Франции.

Француз Раймон Пулидор участвовал в 14 гонках и финишировал в первой тройке восемь раз, но так и не завоевал желтую майку.


Российский велогонщик Павел Сиваков теперь будет выступать за Францию. Об этом он сообщил в своих соцсетях, а пресс-служба британской команды Ineos Grenadiers прояснила его позицию. Напрямую с нынешними санкциями и прочими событиями его желание сменить спортивное гражданство не связано, однако теперь процесс будет ускорен. Как оказалось, у российской стороны сейчас нет юридических оснований помешать оттоку наших лучших спортсменов.

Павел родился в Италии и почти всю жизнь прожил во Франции

В связи с проблемами с допуском к международным соревнованиям появилась опасность, что некоторые наши спортсмены задумаются о смене спортивного гражданства. На этом фоне 24-летний шоссейный велогонщик Павел Сиваков объявил, что в ближайшее время перейдет под флаг Франции.

У Федерации велоспорта России нет юридических оснований заблокировать переход

Читайте также: