Архитектура древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Древней Индии развивалась, прежде всего, под влиянием основного постулата Вед о единстве всего живого. Поэтому все архитектурные сооружения этой страны в древности выполнялись в максимальной гармонии с окружающей природой. Первые индийские храмы устраивались, к примеру, в пещерах.

Основные особенности архитектуры Древней Индии

• Помимо единения с природой главным отличительным признакам архитектуры этого древнейшего государства было четкое планирование. Замечательным примером абсолютно прямоугольного расположения всех конструктивных элементов и зданий друг относительно друга можно считать древние города Мохенджо-Даро и Хараппу.
• Для храмовой архитектуры Древней Индии характерна, прежде всего, монументальность.
• Несколько безразличное отношение к применяемому для строительства материалу – еще одна отличительная особенность зодчества Древней Индии. К примеру, формы, созданные в дереве, свободно могли быть перенесены в камень, а глина заменена бронзой или любым другим материалом.
• Использование скульптуры. Архитектура Древней Индии, в особенности, храмовая неразрывно связана с каменной скульптурой. Ею украшены стены большинства индийских храмов. Некоторые скульптуры имеют поистине гигантские размеры. В индийской архитектуре до сих пор много неясностей и секретов. Например, даже в наши дни полностью не изучена Шильпашастра – древнеиндийский строительный трактат. В этом произведении с точностью представлены все правила, которыми должен руководствоваться зодчий. Одно можно сказать однозначно – индийская архитектура абсолютно типична для породившего ее феодального строя.

Мохенджо-Даро

В нижней части города проживали обычные жители. Археологами были обнаружены обширные районы с очень хорошо продуманной планировкой. Что касается зданий, то выполнены они были с расчетом на максимальное удобство проживающих. К примеру, практически в каждом жилище Мохенджо-Даро имелся туалет, а также ванная комната с душем. Здания строились на каменных фундаментах. Стены выполняли из кирпича. Оба города и верхний и нижний были обнесены достаточно высокой стеной. Однако служила она, скорее всего, вовсе не для защиты от врагов. Просто стены отгораживали территорию города. Все улицы были абсолютно прямыми и пересекались под углом в 90°.

Хараппа

Хараппская цивилизация была открыта совершенно случайно в 1856 году во время прокладки железной дороги между Карачи и Лахором под руководством англичан Джона и Вильяма Брайтонов. Однажды им понадобился материал, и местные жители показали им огромный холм, буквально напичканный кирпичными зданиями. На подсыпку было израсходовано просто огромное количество кирпичей. Конечно, стоит упомянуть о том, что братья англичане были не первыми, кто обнаружил древний город. Еще в 1834 году здесь побывал известный путешественник Александр Берне. Архитектура этого города практически полностью повторяет архитектуру Мохенджо-Даро. Существует даже версия о том, что эти два города, расстояние между которыми составляет около 600 км – столицы-близнецы одного и того же государства. Хараппу отличает прямоугольность и простота планировки. Все его улицы абсолютно ровные, а тупиков и закоулков нет вовсе.

Храм Вирупакши в Хампи

Храм Вирупакши в Хампи, древней столице империи Виджаянагар, был построен в IVвеке нашей эры. Комплекс Вирупакша, известный как храм Пампапати, возведен в честь бога Шивы, который в этой империи был известен под именем Вирупакши. Основная башня имеет высоту 50 метров и состоит из девяти уровней. Фундамент ее выполнен из камня. Через ворота, расположенные с восточной стороны, проходит дорога к внутреннему дворику, в котором расположено несколько храмов. По территории ансамбля протекает священная река Тунгабхадра. Древнеиндийские храмы отличаются просто необыкновенной красотой, а города – четкой планировкой. Все это говорит о том, что в прошлом на территории современной Индии существовала необыкновенно развитая цивилизация, оставившая нам в наследие просто великолепные памятники архитектуры.

Индия – одно из немногочисленных государств, которые свято хранят традиции не только в вопросах костюма, но и в отношении разных видов искусства и архитектуры. В последнем традиции тысячелетней культуры Древней Индии сохраняются почти на сто процентов. Линии произведений индийского зодчества совершенны, здания такие воздушные, что будто парят в пространстве. Такого не встретишь ни в какой другой стране.

Древняя индийская архитектура, понятное дело, не совсем тождественна современной – но она легла в ее основу. На этих традициях буквально возведены каждый храм или отель в современной Индии.

Индийская архитектура – важная часть культуры страны

Определяющее влияние на искусство Древней Индии повлиял тот факт, что индусы воспринимали мир как нечто грандиозное и невообразимо огромное. Памятники древнего индийского зодчества, несмотря на значительные разрушения, которые нанесло им время, удивляют масштабностью и яркими красками. Типичная для Индии архитектура – это сплетенная с музыкой философия, которая застыла в камне.

Древние индийские строения крепко связаны с местными религиозными традициями. Почти все стены зданий покрыты рельефами, которые могут поведать множество историй о тайнах прошлого этой удивительной страны и мировоззрении ее жителей.

Главные черты архитектуры Древней Индии

Каковы же отличия древнеиндийской архитектуры? Если говорить кратко, это колер, форма и полная гармоничность удивительно монументальных построек с окружающим миром. Архитекторы и строители огромное внимание уделяли мелким деталям экстерьера и интерьера – украшениям на потолке, стенах и крыше. Именно поэтому сохранившиеся до наших дней сооружения напоминают удивительно монументальное каменное кружево.
Еще одна особенность древнеиндийского зодчества – сакральный смысл, вложенный в каждую деталь каждой постройки. Монументальные храмовые комплексы строили по одному-единственному плану, который был взят из религиозных источников. Но каждое строение индивидуально, несмотря на унифицированность. В одном месте барельефы на стенах чувственны, а в других местах они изображают повседневные сцены из жизни поселян, правителей, а иногда и богов.

Материалы древних построек

В разных регионах Древней Индии использовались неодинаковые строительные материалы. На севере чаще всего использовали дерево, камни и кирпичи, а на юге древесина и саманные блоки. Немного позже лидером среди материалов для строительства стали известняк и прочие горные породы. Так же часто пещерные храмы просто вырубали в скале.

Шедевры дренеиндийской архитектуры

Гост

ГОСТ

Индия является одним из самых интересных мест на планете, это страна с древней историей, необычными традициями, многообразием народностей, религий и ритуалов. Индия это одна из тех стран, которая свято хранит свои древние традиции, это до сих пор проявляется в образе жизни индусов в отношении к одежде, к деньгам, а также в искусстве и архитектуре. В каждом городе этой великой страны сохранились древние архитектурные памятники.

Архитектура Древней Индии, заметно отличается от архитектуры других древних государств, индусы понимали и представляли вселенную как что-то великое и грандиозное, именно это и повлияло на архитектуру Индии.

Рисунок 1. Архитектура Древней Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Древние индийские сооружения даже несмотря на многочисленные повреждения до сих пор поражают своими масштабами и великолепием, архитектура Индии также переплетается с древними философскими учениями, нашедшими свое отражение во дворцах и храмах, украшенных золотом и росписью.

Индо-буддийская архитектура

В этот период было возведено несколько буддистских архитектурных сооружений, в т. ч. и монументальная Большая ступа в Санчи (индийское поселение).

В это время в индийской культуре появляется учение, схожее с китайским Фэн-Шуй, называлось оно Васту-шастра и очень сильно повлияло на планирование индийских городов и их архитектуру. Историки до сих пор спорят, какое учение появилось раньше, так как оба они очень похожи, но большую известность в мире получило учение Фэн-Шуй.

Согласно обоим этим учениям, необходимо гармонизировать поток энергии (жизненной силы) в жилище, но при этом Васту-шастра в отличие от Фэн-Шуй не учитывает необходимость определенного расположения предметов в домах, как это принято у китайцев.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее впечатляющими строениями буддийского периода, которые сохранившиеся до наших времен, – являются храмы Аджанты и Карли. Во всей Индии было построено более тысячи храмовых пещер, при которых часто размещались монахи и их кельи.

Аджанты и Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах.

Рисунок 2. Храмовые пещеры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До сих пор не полностью изучена – Шильпашастра, индийское произведение, в котором описаны основные правила строительства зданий и сооружений. Шильпашастра – древний трактат, единая система канонов строительного и прикладного искусства, которая длительное время письменно не фиксировалась.

Индо-исламская архитектура

Для этого периода характерно проявление исламского влияния, которое пришло с Запада, архитектура Индии развивается согласно новым традициям – Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Кутб-Минар до сих пор эти древние памятники воспринимаются во всем мире как символы Индии.

В период британского господства в Индии проявляются такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи – являются самыми яркими тому примерами.

В конце VI века брахманские идеалы снова становятся влиятельными и переплетаются с буддизмом, в это время появляется новый вид храмов – пагоды, в виде дома в несколько этажей, этим храмам древние архитекторы придавали особое религиозное значение и символический смысл.

В связи с распространением буддизма в Восточной Азии, там начинает проявляться индийская архитектура – храмовые вершины, насыпи и башни становятся главными символами культуры Азиатских стран.

Индийская архитектура также получила свое распространение на Шри-Ланке (Цейлон) и в Камбодже.

Главные особенности архитектуры Древней Индии

Самая важная особенность всей древней архитектуры Индии это полная гармония монументальных построек с окружающим миром. Древние архитекторы много внимания уделяли украшениям сооружений, украшали стены, крыши и даже потолки, которые напоминают монументальной кружево.

Еще одна важная особенность древней архитектуры Индии это её сакральный смысл, который был заложен в каждую деталь постройки. Величественные храмовые здания строили только по одному единственному плану, который был заимствован из религиозных текстов, на барельефах наравне с правителями часто изображали богов.

Архитектура Древней Индии, в основном, храмовая тесно связана со скульптурой из камня. Ей украшали стены великих храмов, были скульптуры очень больших размеров.

В разных городах древней Индии здания строили из разных материалов, так в Северной части в основном использовали дерево, кирпич и камни, а на юге саманные блоки, со временем распространенным материалом становится известняк и горные породы, было время, когда храмы вырубали из скал.

Древние индийские храмы были воплощением религиозных традиций разных эпох, верования сменяли друг друга на протяжении веков, все это отразилось в храмах, воплотивших в себе многоликий образ индийской цивилизации.

Самые древние памятники архитектуры

С VII по XIII века Индия переживает время раздробленности, в это время господствует культ природы, сооружения это периода украшены фигурами людей и животных. Особенно великолепны образы животных:

  • слоны со слонятами,
  • львы ,
  • антилопы,
  • птицы,
  • обезьяны.

Архитектура Древней Индии сохранила преемственность на протяжении всей своей истории и представляет собой очень ценное наследие для всей мировой культуры.

Индия считается одной из немногих стран, которая сохранила традиции не только в отношении одежды, разных видов искусства, но и в архитектуре. Традиции Древней Индии здесь сохранены практически во всём. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой город в этой стране. Совершенные линии будто парящих в воздухе кружевных зданий – такое нельзя встретить в любой другой культуре. Архитектура Древней Индии, безусловно, отличается от той, что можно лицезреть в современных городах. Но, тем не менее, именно она легла в основу каждой постройки, будь то современный отель или храм.

Архитектура Индии как часть культуры страны

Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и грандиозное. Именно это повлияло на искусство в целом и на архитектуру в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные повреждения, удивляют своими масштабами и красочностью. Неразрывное сплетение философского мировоззрения с музыкой, которая как будто застыла в камне, – это именно то, что считается типичной индийской архитектурой. Согласитесь, что невозможно представить себе Древнюю Индию без храмов и дворцовых комплексов, украшенных скульптурами, росписью, высокими куполами и шпилями, покрытыми золотом.

архитектура древней индии

Архитектура Древней Индии так же неразрывно связана с религиозными течениями этого государства. Рельефы, покрывающие большую часть стен старинных зданий, могут поведать многое о мировоззрении индийцев, а также открыть тайны их прошлого.

Отличительные черты индийской архитектуры

Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность. Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры. Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.

особенности архитектуры древней индии

Из чего строили в Индии?

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Древние индийские города

В полной мере понять, какой была архитектура Древней Индии, позволяют обнаруженные останки городов Дхолавира, Лотхал, Калибанган и Рахилвари. Типичная древнеиндийская планировка этих поселений, состоящая из 3-х частей (цитадели или крепости, нижней и верхней части города) до сих пор используется достаточно широко, но в несколько иных масштабах. Исследуя места древнейших городов Индии, археологи могли ещё раз убедиться, что в этом государстве на протяжении многих тысячелетий существовало расслоение общества по принципу принадлежности к той или иной касте. Так, ближайшие к цитадели дома принадлежали знатным людям и были отделены от нижнего города, где проживали ремесленники и бедняки, двойным земляным валом.

золотой храм в индии

Абсолютно отличными от других городов чертами обладал Лотхал – один из самых значимых торговых городов на побережье Индии. Цитадель там была расположена не в центре города, а на максимальном удалении от береговой линии, а граница между верхним и нижним городом проходила по прямой широкой улице. Чтобы избежать подтопления жилых домов, стоящих в непосредственной близости от воды, их возводили на высоких платформах из необожжённого кирпича.

Храмы Индии

Бытует мнение, что тем, кто хочет познакомиться с таким явлением, как архитектура Древней Индии, стоит совершить паломничество в храмы, находящиеся в этой стране. И это действительно так. Их стиль и планировка не претерпели изменений даже спустя 8 тысячелетий с начала своего формирования. В чём же состоит их особенность? Во-первых, это их планировка. Независимо от своего местоположения и размера, все храмы Индии состоят из следующих помещений:

  • святилище (гарбхабриха) – низкое помещение без окон с единственным низким проходом, в котором размещается статуя главного храмового божества;
  • вимана – башня куполообразной или шпилевидной формы, возвышающаяся над святилищем;
  • проход вокруг святилища – прадакшинапатха, по которому посетители храма передвигаются, чтобы совершить обход главной святыни храма;
  • мукхамандапа – небольшой коридор, соединяющий святилище храма с его основной залой, используется в качестве места для хранения религиозных и культовых предметов, жертвоприношений;
  • мандапа – зал, расположенный между главным входом в храм и святилищем, именно в нём прихожане храма совершают религиозные действия;
  • перед входом в храмы располагаются флагштоки и статуи ездовых животных тех богов, которым здесь поклоняются (у бога Вишну – Гаруда, у Шивы – бык Нандин и т. д.);
  • во дворе храма на одной линии с главными воротами и святилищем располагается алтарь для жертвоприношений;
  • окружающая храм стена с башнями, в основании которых обычно расположены дополнительные ворота или святыни богов-спутников (Лакшми, Ханумана, Субраманьи и др.).

По сей день все эти каноны возведения строго соблюдаются, и это придаёт индийским храмам ту самую изюминку.

архитектура древней индии кратко

Самые яркие памятники архитектуры Индии

Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест. К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце. Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.

древние памятники индии

Индия – одна из древнейших очагов цивилизации на планете. Архитектура Древней и средневековой Индии – яркое и глубоко самобытное явление. В архитектурных формах индийских зданий нашли отражение и пышная природа этой страны, и местные представления о космосе, мироощущение индийцев.

Главной сферой в архитектуре Индии было культовое зодчество. Древнейшие сооружения Индии были из дерева и до наших дней не сохранились. Но впоследствии, как это часто бывало, их формы были повторены в камне. Основной акцент, как правило, ставился на наружном облике храма. Но в целом ряде архитектурных памятников можно видеть и прямо противоположную ситуацию, когда сооружение имеет развитый, богато оформленный интерьер, но снаружи его архитектурные формы никак не выявлены. Это касается скальных монастырей и храмов (пещерные храмы Карли и Аджанты).

Большая ступа в Санчи. Индия

Большая ступа в Санчи. Индия. Ступы ставились на месте памятных событий, связанных с буддизмом, а также имели важное символическое значение: их шпиль, унизанный дисками, напоминал о восхождении к небу и совершенству. Ступа в Санчи имеет пышную отделку ворот, символизирующую земной мир, полный чувственных наслаждений, которую сменяет более строгая архитектура ступы, воплощающая идею духовного очищения.

Индуистский храм в Махабалипураме. Индия

Индуистский храм в Махабалипураме. Индия. Несмотря на обилие декора и преобладание в нем откровенно чувственных форм, архитектурное целое индуистского храма подчинено логике и законам симметрии.

Индийская архитектура тесно слита с природой, наделена ее органикой. Другая важная особенность – скульптурность архитектурных форм, их повышенная пластичность. Скульптура и архитектура сливаются в индийских зданиях в нерасторжимое целое. Причем доминирует в ансамбле именно скульптура. Щедро покрывая здание сплошным ковром, она скрывает, обволакивает его формы, нивелирует детали конструкции. В оформлении таких храмов нашли отражение представления индуизма – древнейшей и наиболее распространенной религии Индии. На некоторое время индуизм потеснил буддизм, возникший в Индии в ок. VI в. Буддистские храмы, в противовес индуистским, отличали значительная строгость и ясность архитектурных форм, как бы очищенных от всего лишнего и суетного.

Такая архитектура словно воплощала представления о совершенном и светлом мире нирваны. Однако к X в. происходит возврат к старым языческим верованиям и традициям, оказавшимся невероятно живучими. Буддизм, тем не менее, сохранялся, и, соответственно, строились и буддистские сооружения. Впоследствии ряд индийских регионов оказался приобщен к мусульманской культуре. Шедевром архитектуры нового типа стал мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Его архитектура – совсем иного типа, нежели традиционная индийская, а потому и не рассматривается в данной главе.

Одним из ведущих типов буддийских сооружений Индии стали ступы. Ступа представляла собой монолит; небольшой реликварий находился наверху этого сооружения. Ступы строили на платформе и окружали двором. Но также их возводили внутри пещерных храмов чайтий. Прототипом формы ступы стал, как и у древнеегипетских пирамид, погребальный курган. Но если у египтян он символизировал первый холм земли в мировом океане, над которым взошло солнце, то здесь это образ Вселенной и небесного свода. Неслучайно в своей основе ступа имеет форму, близкую к сферической. Террасы, лестницы, ведущие во двор ворота организованы по сторонам света.

Индуистский храм в Бхубанешваре. Индия

Индуистский храм в Бхубанешваре. Индия. Главная тема декора индуистских храмов – плодородие, животворящие силы природы, движение, пронизывающее космос, а также смена жизненных циклов в мироздании, борьба добра и зла.

Красный форт в Агре. Индия

Красный форт в Агре. Индия. Форт Агры, построенный Акбаром в 1565 г., был задуман как цитадель, окруженная с трех сторон рвом, а с четвертой защищаемая рекой. Достраивал форт его внук, шах Джахан. В отличие от Акбара, который при строительстве отдавал предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, Джахан использовал свой любимый материал – белый мрамор. Впоследствии шах Джахан преобразил форт Агры во дворец .

Кутб-Минар в Дели. Индия

Кутб-Минар в Дели. Индия. Кутб-Минар – кирпичный минарет высотой 72,6 м представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры.

Храм Лотоса. Дели. Индия

Храм Лотоса. Дели. Индия. Храм Лотоса, совсем недавно построенный в районе Нью-Дели, – одна из ярчайших современных архитектурных достопримечательностей не только Индии, но и всей Азии в целом. Несмотря на то что сооружение его закончилось только в 1986 г., храм Лотоса уже завоевал необычайную популярность у туристов со всего мира, вполне успешно соперничая за их внимание с такими всемирно известными достопримечательностями, как находящийся в Агре Тадж-Махал или Красный форт, расположенный совсем неподалеку.

Однако башнеобразные формы имели и индуистские храмы. Это и образ священной мифической горы Меру, и образ гармоничного, разумного устройства Веселенной. Архитектурные формы индуистских храмов необычайно пластичны, почти скульптурны. Они плотно покрыты скульптурным и архитектурным декором, с которым составляют нерасторжимое целое (храмы действительно могли представлять собой монолиты, но могли и строиться из отдельных камней). Индийские храмы воздействуют на зрителя как своим расточительно щедрым декором, так и пластически цельным силуэтом. Как и герои индийской скульптуры, храм имеет сильное, пластичное тело. Но, как этого требуют общие законы архитектуры, храмовые формы подчинены логическому, упорядочивающему началу, согласно которому организуется и сам скульптурный декор. С появлением исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Гол-Гумбаз, Красный Форт – типичные архитектурные сооружения этой эпохи. В период британского колониального господства в Индии появились такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи — наиболее яркие примеры. Современная индийская архитектура более космополитична.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, — это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 г., закончилось в 1653 г.), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 г. основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет. Тадж-Махал – это великолепный пример стиля Моголов, который сочетает в себе персидские, исламские и индийские архитектурные элементы.

Читайте также: