Великорецкий крестный ход история возникновения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Великорецкий крестный ход трудный – 150 километров по лесу, по бездорожью. Он таинственный, древний – есть родовая, томящая красота в длительности его истории, неразрывности связи. И он же – возможно, именно поэтому – один из самых известных и многолюдных. И с каждым годом, с каждым ходом, людей все прибавляется

В далекие 50-е одноклассница моя ушла в таинственный Крестный ход молиться за отца, который был тяжело болен. Но – куда?

Это была тайна целого города. В начале лета из города можно было уйти в секретное странствие. Сообщали об этом шепотом: Крестный ход был запрещен, паломников ловила милиция.

А в этом году паломники видели двойную радугу. Нечаянная радость эта многим дала силы совершить Крестный ход. Ведь, конечно, это испытание. 150 километров пути по неудобицам, пашне, болотинам. Молебны под открытым небом на месте разрушенных храмов. Краткие привалы, обморочный сон под гул вековых тополей.


Каким-то непостижимым образом это выверенное за последнюю четверть века расписание Хода сочетается с тысячами и тысячами личностных его переживаний, размышлениями о судьбе своей, своих близкий, о судьбе малой родины и большой России.

Для нас, вятских, Великорецкий крестный ход – 600-летняя традиция. Ходили, провожали и встречали его еще наши деды-прадеды. Из дальних и ближних деревень ручейками стекались каждый год в село Великорецкое паломники. А было у нас этих деревень тысячи и тысячи: Вятская губерния на рубеже 20-го века стала одной из самых густонаселенных в России. И вечная боль наша, что край наш людьми оскудел, деревни исчезают, и хочется, как заклинание, повторять их имена – Плеханы, Слободка, Земцы, Медвяга, Бахичи, Мухичи, Гуси, Метели.


  • Откуда взялись обнимашки с соснами
  • Без хоругвей, но с пивом
  • Обряды взамен проповедей

Откуда взялись обнимашки с соснами

В Великорецком прошли праздничные богослужения: собрались 60 тысяч паломников

2494 8

Я впервые была в Великорецком в 2013 году и, честно говоря, испытала культурный шок. Странно, но одновременно интересно было видеть, как некоторые паломники (в основном, паломницы) обнимают деревья, пролазят под корнями сросшихся сосен на косогоре. Это же явно что-то языческое.

Как подобные обряды воспринимались в XIX веке?

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

А пролезание под корнями сосен и обнимашки с ними - это зачем?

То есть это политика?

- Это результат деятельности церкви как института. Церковь обратила внимание на неортодоксальные дела и символы. И стала наводить порядок.

Вы сказали, что эти неканонические проявления религиозности не относятся к язычеству. Тогда как они появились?

- Это порождается, упрощённо говоря, коллективным бессознательным. Простой народ христианство не очень-то понимает, там сложные каноны и догматы. А вот что надо креститься определённым образом, целовать святыню, к чему-то прикладываться, где-то стоять, где-то на колени опускаться - то есть совершать определённые физические действия и усилия - сей порядок всякому понятен. С точки зрения простого, нерефлексирующего человека телесный контакт со святостями (поцелуй, прикосновение) приближает к Богу. Я думаю, многие верующие люди в сложной монотеистической религии что-то одно понимают и принимают, а что-то иное - не очень. Психологически это объяснимо: обычно мы подмечаем только то, что нас интересует, а остальное можем совершенно искренне не воспринимать. Если провести психолого-религиоведческое исследование, то, наверное, выяснится, что в рай многие верующие люди действительно верят (и надеятся, что они-то туда попадут), но ад воспринимают метафорически. Мол, как вообще может существовать ад с чертями-кочегарами, огнями да сковородками?

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

Известно ли, насколько древние все эти обряды, которые совершаются на реке Великой?

Давайте уточним: долгого пешего пути большого количества паломников, как сейчас, в старину не было. Икону отправляли на лодке по рекам Вятке и Великой. В 30-х годах XVIII века просвещённый вятский епископ Лаврентий Горка запретил крестный ход, видимо, из-за таких особенностей, которые он принял за языческие. Вообще в эпоху Петра I, Анны Иоанновны всякие отступления от канонического православия очень жестоко карались. В XVIII веке нет подробных и точных описаний того, что происходило на Великорецком празднестве. Известно лишь, что хождение было под запретом с 1734 по 1738 годы. Потом местные жители написали петицию, прося его возобновить. А с 1778 года путь чудотворной иконы в Великорецкое стал сухопутным, а не речным.

Без хоругвей, но с пивом

Зачем церковным властям понадобилась такая трансформация?

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

И почему же вы делаете такой вывод?

Это помогло?

Вы упомянули пиры на берегу реки Великой. Они были как-то связаны с крестным ходом?

- Ну, судя по всему, в селе Великорецком на празднике издавна пили пиво, резали баранов и ели мясо (если только на это время не приходился Петровский пост, который в разные годы начинается в различное время). Часть мяса отдавали священнослужителям. По-моему, это напоминает старинный северно-русский обычай, который называется братчиной. Это когда в день религиозного праздника (обычно летнего, как и в нашем случае) со всей волости люди сходились к церкви или часовне с почитаемой иконой и на этом месте пировали. Такие братчины известны с древнерусских времён и упоминаются в былинах. Они были способом социального взаимодействия людей определённой волости: соседи могли увидеться, познакомиться, что-то важное обсудить. На братчинах рассуживали тяжбы, принимали обязательные для всех решения. В общем, это был важный социальный институт на русском севере. И Великорецкий праздник некогда проводился наподобие братчины.

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

А причём тут святой Николай Чудотворец?

- В Великорецком был давний культ Николая Чудотворца. Что ж тут удивительного? Это самый популярный святой в православном христианстве вообще и в Вятском крае в частности.

Обряды взамен проповедей

Крестные ходы проводились по всей стране. Неужели только у нас они сопровождались такими странными действиями?

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

В день празднования на реке Великой в 2018 году насчитывалось более 50 тысяч паломников. Фото: Сергей Юферов

Вот это понимание, что нужно пройти долгий пеший путь, укрепить свою веру неким трудным испытанием, чем оно порождено?

- Нынешние паломники встраиваются в уже имеющийся религиозный институт - крестный ход. А сам этот институт формируется организующей волей церковного начальства. В конце концов, именно оно решило, чтобы не просто шла толпа верующих, а чтобы были хоругви и иконы, чтобы всё это возглавляли священники в облачении, был определённый порядок движения. Напечатали для паломников памятку, в прессе теперь вовремя появляются объявления, где состоится сбор, когда выход и так далее. Обо всём заботится церковь (при участии светских властей), а верующие принимают это, и в итоге слаженно шествуют тысячи паломников.

То есть на протяжении веков государство в лице церкви само пыталось сконструировать религиозную традицию?

Почему именно наш крестный ход стал самым массовым?

- Это действительно один из самых популярных и известных крестных ходов в России. Люди идут с разными целями. Некоторые не очень убеждённо верующие люди идут в крестный ход, чтобы испытать себя. Может быть, с точки зрения церкви, это лучше, чем путь из Керчи в Вологду или восхождение на Эверест: всё-таки человек идёт к святыне, да? Но, безусловно, большинство паломников - искренне и глубоко верующие люди. Другое дело, как они веру понимают. Вопрос о массовости крестного хода, скорее, переводится в другой вопрос: почему у большого количества людей вера зачастую проявляется в некоем, я бы сказал, простодушном действии. Например, отстоял ты длиннющую очередь, чтобы поклониться святыне, и тебе за этакую стойкость воздастся. Ну, что ж, народ у нас такой - нововоцерковлённый. Нынешний народ вообще-то не очень религиозен. А многие из тех, кто причисляет себя к верующим, - неофиты. Православная вера понимается такими людьми упрощённо, как нечто чрезвычайно систематизированное, упорядоченное и догматичное. Хотя христианство может давать человеку свободу, оно не сводится к исполнению чётко установленных обрядов: ведь ты можешь молиться где угодно, ты вовсе не обязан ненавидеть чужих, даже наоборот. А у нас, если ты православный, то почему-то предполагается, что ты будешь чураться иудеев, мусульман, атеистов, либералов… Это обычная российская непросвещённость.

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

На ваш взгляд, в чём причина такой непросвещённости?

4996 3

- У нас в России долгое время не было университетов и духовных академий с богословскими и научными исследованиями, семинарами, диспутами, ораторским искусством, философией. Плюс советская власть сильно подгадила. Она не вытравила религиозность. Её в принципе трудно, почти невозможно вытравить из людей, так как религиозность - коренное, сущностное антропологическое свойство. Но советская власть запрещала церкви миссионерскую деятельность, благотворительность, просвещение. И это длилось на протяжении многих десятилетий, в таких условиях прожило несколько поколений! Священникам запрещали объяснять людям веру, проповедовать, проводить диспуты друг с другом и беседы с прихожанами. Скажем, в брежневское время у большинства верующих религиозность сохранялась как выполнение набора церковных обрядов. Причастить, покрестить, пропеть молитву на малопонятном языке перед бабушками - это власти, так и быть, разрешали. А выйти к народу с проповедью, смело и откровенно поговорить с верующими и неверующими, как это, например, устно и письменно делал отец Александр Мень (за что и был убит) - такое уже нельзя. Поэтому всё сводилось к формальным вещам. Религиозность в позднесоветские времена приобретала обрядоверный, а по сути примитивный характер. Скажем, человек тянулся к чему-то важному для него, но сам по себе он был не очень образован. И поп в церкви - не очень, да и зашуган властью к тому же. Вот тогда формируется то, что учёные именуют народным православием, обрядоверием. Я уважаю людей, которые ходят в крестный ход, но я вижу, что в современной ситуации религиозное усилие - оно скорее внешнее, а не внутреннее. Испытать себя в пути, дойти, поцеловать икону, окунуться в источник… А внутреннее усилие, когда, например, человек читает Новый Завет и пытается жить по нему, можно встретить нечасто.

Ежегодно в начале июня десятки тысяч наших соотечественников оставляют свои привычные занятия и со всех концов страны устремляются в город Киров, чтобы стать участниками Всероссийского крестного хода, вместе с которым им предстоит пройти 150 километров пути. Это древняя традиция несёт в себе духовную красоту минувших веков, неразрывно связывая их с сегодняшней жизнью.

Великорецкий крестный ход

Дивный свет в лесной чаще

История Великорецкого крестного хода берёт своё начало в XV веке, а связана она с одним весьма необычайным событием. Как повествует церковное предание, бытующее на Вятской земле уже более шести веков, благочестивый крестьянин из деревни Крутицы Семён Агалаков, проходя однажды лесистым берегом реки Великой, был поражён открывшимся перед ним зрелищем: чуть в стороне из чащи деревьев исходил таинственный свет, как будто там горела сотня свечей. Оробев при виде такого чуда, крестьянин осенил себя крестным знамением и поспешил дальше.

На обратном пути он вновь был остановлен светозарными лучами, исходившими из лесного мрака. На этот раз Семён пересилил страх и, творя молитву, углубился в чащобу. Каково же было его изумление, когда, раздвинув ветви деревьев, он увидел бьющий из земли родник, а возле него - источник дивного света которым оказался, образ святителя Николая Чудотворца.

Перенесение чудотворной иконы в город Хлынов

С великим благоговением поднял с земли Семён Агалаков свою находку и, принеся в деревню, передал настоятелю местной церкви. Далее предание сообщает, что вскоре после обретения иконы Господь стал через неё являть людям дивные чудеса исцелений, молва о которых быстро разнеслась по округе.

Маршрут Великорецкого крестного хода

Произошло это событие в 1383 году, а спустя несколько лет решением епархиального руководства чудотворный образ был перенесён в город Хлынов, являвшийся в те времена столицей Вятского края. Причиной тому послужило принявшее широкий размах почитание новообретённого образа и невозможность разместить в деревне всё возрастающее количество паломников. Однако жители Хлынова дали обещание ежегодно возвращать бесценную реликвию к месту её обретения. Так и родилась в народе традиция раз в год совершать Великорецкий крестный ход.

Водный и сухопутный маршрут крестного хода

Спустя почти три столетия преосвященный архиепископ Вятский и Великопермский Александр (Ильин) издал указ о праздновании дня Великорецкой иконы (так её стали величать, поскольку обретена она была на берегу реки Великой) 24 мая (6 июня). Первоначально маршрут Великорецкого крестного хода был водным и пролегал по двум рекам ─ Вятке и Великой.

Все принимавшие в нём участие совершали этот длительный путь на лодках и плотах, но позднее, уже в 1778 году, епископом Вятским Лаврентием (Барановичем) было дано указание разработать сухопутный маршрут, который используется и поныне. Сегодня, как и в прежние времена, движутся нескончаемые процессии паломников из города, именовавшегося когда-то Хлыновым, в 1780 году переименованного в Вятку, а с 1934 года и поныне носящего имя Киров.

Традиция, пережившая революцию

В течение веков на всём протяжении своего 150-километрового пути от Вятки до села Великорецкого и обратно паломники совершали молебны в приходских храмах древних сёл: Макарье, Загарье, Бобино, Горохово, Монастырское, Филейское и Медяны. Едва появлялись вдали хоругви, за которыми тянулся нескончаемый поток Великорецкого крестного хода, как оглашал округу перезвон колоколов деревенских церквей.

Патриарх Кирилл Великорецкий крестный ход

В первые послереволюционные годы традиция, сложившаяся на протяжении минувших веков, неуклонно соблюдалась, несмотря на все противодействия новой власти. Как в прежние времена, тысячи паломников Великорецкого крестного хода собирались в установленный день на Соборной площади города Вятки и оттуда начинали свой пятидневный путь.

Утрата бесценного образа

Однако в 1935 году, во время очередной антирелигиозной кампании, городской кафедральный собор, в котором хранилась икона, почитаемая с конца XIV века, снесли, а всё находившееся в нём церковное имущество конфисковали, или, попросту сказать, разграбили сами же представители новой власти.

Тогда же бесследно исчез и чудотворный образ святителя Николая, что стало причиной прекращения массовых Великорецких крестных ходов, но не помешало отдельным верующим, а также небольшим их группам совершать ежегодные паломничества на берег реки Великой, где за пять с лишним веков до этого была обретена пропавшая святыня.

Паломники Великорецкого крестного хода

Запрет на проведение крестных ходов

Продолжались они и в тяжелейший период сталинских репрессий, развёрнутых в отношении служителей церкви, и в годы Великой Отечественной войны. Наибольшее же противодействие одиночному паломничеству, пришедшему на смену Великорецким крестным ходам, было оказано правительством уже в хрущёвские времена, когда в 1959 году вышло официальное постановление о их запрещении.

С тех пор каждый год в преддверии дня празднования Великорецкой иконы на всех подступах к месту её обретения расставлялись наряды милиции, в обязанность которых входило не только останавливать паломников, но и, посадив в автобусы, отвозить как можно дальше от цели их пути. Однако даже и эти меры не могли заставить благочестивых людей нарушить сложившуюся веками традицию.

Возрождение древнего обычая

С наступлением перестройки и изменения политики государства в отношении церкви нелепое постановление 1959 года было отменено, однако в течение последующих четырёх лет маршрут Великорецкого крестного хода был значительно сокращён и, начинаясь от села Чудинова, составлял всего 10 км. Лишь с 1993 года его участники получили возможность проделать в течение пяти дней все 150 километров, отделяющие город Киров от места обретения иконы на реке Великой.

Великорецкий крестный ход отзывы

Рождение новых традиций

Любопытно отметить, что в постперестроечные времена сложился целый ряд новых традиций Великорецкого крестного хода (Киров ─ село Великорецкое на берегу реки Великой). Одна из них состоит в том, что многие паломники, придя на место, окунаются в воды лесного источника, возле которого Семёном Агалаковым была обретена чудотворная икона.

Кроме того, в сёлах Мурыгино и Медяны, расположенных на пути следования процессии, вошло в обычай встречать крестный ход всем миром от мала до велика. При этом пожилые люди встают на колени и, крестясь, кладут поклоны образу Николая Чудотворца, тогда как молодёжь, взявшись за руки и выстроившись цепочкой, проходит под иконой, получая благословение Мирликийского святого.

Устав всероссийского крестного хода

К 2000 году число желающих принять участие в Великорецком крестном ходе возросло настолько, что ему был придан всероссийский статус, а в 2008 году их число достигло 30 тыс. человек, превысив тем самым максимальный показатель, зафиксированный в дореволюционный период и составлявший 27 тыс. паломников. Это послужило основанием для разработки и утверждения особого Устава крестного хода, регламентирующего все аспекты его организации и проведения.

Великорецкий крестный ход история

В последующие годы, на основании этого документа, а также по благословению святейшего патриарха Кирилла, Великорецкий крестный ход совершается регулярно с 3 по 8 июня. Начинается он в Кирове и после пяти дней напряжённого пути, прибывает в село Великорецкое, расположенное на берегу реки Великой, где совершаются главные торжества.

Старообрядческий крестный ход

С 2002 года этот же путь, хотя и несколько изменив маршрут следования, стали проделывать и старообрядцы ─ представители ряда религиозных течений внутри православной церкви, отвергших предпринятую в XVII веке реформу патриарха Никона. Своё шествие они приурочивают к празднованию Рождества Николая Чудотворца и проводят его ежегодно в течение четырёх дней с 9 по 13 августа. Из этого можно заключить, сколько километров Великорецким крестным ходом преодолевают старообрядцы. Поскольку в день они могут пройти не более 30 километров, то, по всей видимости, их маршрут не превышает 120 километров.

В августе 2005 года во время очередного шествия от сердечного приступа скончался митрополит Московский и Всея Руси Андриан, занимавший пост предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Именно он являлся инициатором возрождения среди старообрядцев Великорецких крестных ходов.

Отзывы участников

Заслуживают внимания и высказывания тех, кто счёл нужным на страницах интернет-сайтов поделиться своими впечатлениями об участии в пятидневном шествии к берегам реки Великой. Многие, в словах которых чувствуется необычайный эмоциональный подъём, вызванный пережитыми событиями, пишут о том, какое на них произвела неизгладимое впечатление вера тысяч людей, движимых общим религиозным порывом.

Великорецкий крестный ход Киров

Всех поражает необычайное духовное единство самых разных людей, принимавших участие в крестном ходе. Ведь среди них, по словам участников хода, есть молодые и старые, здоровые и больные, те, чей вид свидетельствует о принадлежности к обеспеченной категории граждан, и те, кто явно оказался за бортом жизни.

Читайте также: