Великобритания национальное правительство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великобритания в 1930-е г. – это период экономического кризиса внутри страны, вызванного последствиями Первой мировой войны и Великой депрессией и время внешнеполитического кризиса, связанного с установлением нацистской власти в Германии и агрессивной политикой Гитлера.

Правление лейбористов и мировой экономический кризис

В выборах 1929 г. победили лейбористы. 7 июня 1929 г. Р Макдональд сформировал второе лейбористское правительство.

Внешняя политика лейбористов

21 янв. -22 апр. 1930 г. проведена Лондонская международная конференция с целью ограничить морские вооружения. Причиной было то, что Англия не могла в силу экономических причин соперничать в строительстве новых кораблей с США, где была самая развитая промышленность. Результатом конференции стало согласие Великобритании на равенство с США по основным компонентам военно-морских вооружений.

3 октября 1929 г. лейбористское правительство восстановило дипломатические отношения с Советским Союзом, разорванные ещё в 1927 г. консерваторами. В апреле 1930 г. было подписано временное торговое соглашение с СССР, что было важным при серьёзных экономических проблемах.

В 1931 г. было создано Британское Содружество Наций, объединившее британские доминионы.

Экономический кризис

После краха на американском фондовом рынке в октябре 1929 г. начался сильнейший в истории капиталистического общества экономический кризис. В Великобритании экономический кризис начался в 1930 г. Стало сокращаться производство, закрывались промышленные предприятия. На треть уменьшился британский экспорт, импорт почти на 11%.

В 1931 г. начался мировой финансовый кризис, из английский банков стали изымать краткосрочные иностранные вложения, стали изыматься Францией, Бельгией, Швейцарией, Голландией собственные золотые запасы. Увеличился отток капиталов из страны. Всё это грозило обрушением всей финансовой системе страны. Резко вырос уровень безработицы. К 1933 г. общее число британцев, живших на пособия, достигло 7 миллионов человек. Безработица привела к резкому снижению уровня жизни населения. С 1931 по 1932 г. заработная плата сократилась у почти 5 миллионов человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Правительству Макдональда не удавалось решить проблему роста безработицы, но несколько расширило систему страхования по безработице. Согласно закону, вступившему в силу в марте 1930 г. был увеличен круг лиц, которые могли претендовать на пособия, а также повышались выплаты по безработице людям в возрасте 17-19 лет.

В августе 1931 г. в условиях ухудшения экономической ситуации власти Британии были вынуждены обращаться за займами к США и Франции. Федеральный резервный банк Нью-Йорка указал условие помощи – выполнение британскими властями рекомендаций банкира Дж. Мэя, главы государственной комиссии по оценке положения в области финансов и поиску решений проблем.

Главной рекомендацией было требование сократить на 10% выплаты по безработице. Первоначально британские власти согласились с этим, но представители профсоюзов высказались против большинства предложений по экономии средств, а на заседании кабинета министров 23 августа 1931 г. 9 из 20 министров отказались поддержать решение о снижении пособия по безработице на 10%.

Деятельность национального правительства

Новый кабинет правительства, сформированный 24 августа 1931 г., был основан на коалиционной основе и его вновь возглавил Р. Макдональд. При выборах в парламент 27 октября 1931 г. большинство набрала коалиция из консерваторов, национал-лейбористов и национал-либералов.

Внутренняя политика

Новый кабинет министров стал следовать рекомендациям комиссии Мэя и придерживался курса строгой экономии.

Были сокращены военные расходы, пособие по безработице сокращено на 10%, урезана зарплата многим госслужащим – учителям, военным, полицейским.

Сокращение зарплаты вызвало волну протеста среди населения. 12 тысяч британских моряков отказались 15 сентября 1931 г. подчиняться приказам командования и несколько военных кораблей не вышло в море. Адмиралтейство было вынуждено пойти на уступки морякам и снижение жалованья не должно было превысить 10%.

Курс кабинета Макдональда привел к улучшению торгового баланса, сокращению дефицита бюджета и положительно сказалось на развитии британской промышленности.

Политика дешевого кредита стала мощным импульсом для строительства жилья в стране. Важными и успешными антикризисными мероприятиями стала отмена золотого стандарта фунта стерлинга в 1931 г. и введение протекционизма.

Из доминионов империи в метрополию поступало дешевое продовольствие и сырье, что также способствовало преодолению экономического кризиса.

В 1934 г. Британия стала отходить от режима жесткой экономии. Пособия по безработице были восстановлены в прежнем виде, стала повышаться и заработная плата.

В 1935 г. уровень потребления рабочего класса достиг показателя последнего предкризисного года.

А в 1935 г. были восстановлены выплаты госслужащим.

В общественной жизни Великобритании заметным явлением стало противостояние британских коммунистов и британских фашистов.

Политика С. Болдуина и Н. Чемберлена во второй половине 1930-ых годов

В результате выборов 14 ноября 1935 г. победу одержали консерваторы. Премьер-министром стал С. Болдуин, а в мае 1937 г. его сменил Н. Чемберлен.

Экономика в Британии стала расти, предприниматели стали вкладывать во внутренний рынок, промышленная продукция росла и за счет увеличившихся расходов на оборону. С 1929 по 1937 г. траты на вооружения выросли более чем в два с половиной раза.

Промышленное производство росло за счет развития новых отраслей таких как автомобилестроение, авиастроение, химическая и электротехническая продукция, а также строительство жилья.

При этом в стране оставался по - прежнему высокий уровень безработицы, составившей в 1937 г. 1,66 млн. человек.

Политика умиротворения

Приход Гитлера и нацистов к власти британское руководство пыталось использовать против коммунистической угрозы и Советского Союза. И потому лишь формально реагировала на восстановление Гитлером германских вооруженных сил. В 1935 г. было оформлено соглашении создавать Германии подводный флот, причиной согласия на это стало заявление, что флот будет направлен против СССР. Британское правительство считало, что с помощью уступок Германии удастся обуздать аппетиты нацистского руководства и противопоставить его Советскому Союзу.

Великобритания и Франция в рамках Лиги Наций никак не смогли противодействовать вторжению Италии в Эфиопию.

7 марта 1936 г. германские войска вступили в Рейнскую область, что было нарушением Версальского и Локарнского мирного договора. Британия выступила против предложения Франции о политических и экономических санкциях против Германии.

Пиком политики умиротворения стала Мюнхенская конференция (29—30 августа 1938 г.). согласно которой Германии передавалась Судетская область Чехословакии, населенная немцами в основном. Руководство Чехословакии было вынуждено согласиться с ультиматумом западных держав.

Англо-франко-советские переговоры 1939 г. ни к чему не привели.

17 апреля 1939 г. СССР предложил Великобритании и Франции заключить тройственный договор о взаимопомощи. Одновременно Великобритания вела переговоры с Германией, чтобы заключить с ней наиболее выгодное соглашение, а переговоры с Советским Союзом использовались как средство давления Берлин. Чтобы отсрочить нападение нацистов на СССР, советскому руководству пришлось начать переговоры с Германией.

22 августа 1939 г. англо-франко-советские переговоры были провалены, а 23 августа был заключен Пакт Молотова-Риббентропа.

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств.

В результате выборов 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931—1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив возможность национального согласия.

В Великобритании, так же как и в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного развития Великобритании в 1920-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьёзным, чтобы в стране сформировалась массовая безработица.

В отличие от США, в Англии не проводилось программ большого дешёвого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932 г. — 2 млн 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания была мощной колониальной державой. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г. половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут.

Доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским свободным государством, созданным в результате подписания договора 1921 г., в 1930-е гг. существенно изменились. Де Валера, избранный президентом в 1932 г., ликвидировал институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуация на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где на подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой под напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35 % тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 1930-х гг. втягивалась в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20 %. В 1936—1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживалась политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г. Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако после аннексии Австрии в марте 1938 г. и захвата Чехословакии

15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу, Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии войну.

Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт

Экономический кризис во Франции начался в 1930 г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов леволиберальной направленности (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932—1936 гг. правительства формировались на основе коалиции разнородных партий и групп и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3—4 месяца.

Парламентский кризис и угроза фашизма

Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта. Во многом это произошло под влиянием событий начала 1930-х гг. в Германии, где коммунисты, руководствуясь рекомендациями Коминтерна, вели борьбу с социал-демократами, которая завершилась уничтожением фашистами как коммунистов, так и социал-демократов.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле—мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации Народного фронта завоевали почти две трети мест в Национальном собрании и могли сформировать правительство.

Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Правительство Блюма приняло ещё ряд законов — о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, 40-часовой рабочей неделе, разрешении трудовых конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В области сельского хозяйства была введена отсрочка на уплату процентов и возврат кредита, было создано, как и в США, Зерновое бюро по скупке продовольствия по льготным ценам, поощрялась выпечка хлеба из французских сортов пшеницы.

Кроме того, была проведена частичная национализация военной промышленности, реорганизована работа Французского банка.

В течение лета 1936 г. парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой Народного фронта. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций и прогрессивное законодательство в социальной области.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране, помогла выйти из экономического кризиса.

В апреле 1938 г. правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. В ноябре 1938 г. радикалы выпели из Народного фронта. Коалиция Народного фронта распалась.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Как Национальное правительство в него входили члены Консервативная партия, Либералы, Либеральные граждане и Национальный труд, а также ряд лиц, не принадлежавших ни к одной политической партии. Либеральные националисты ранее не занимали должности в предыдущем национальном правительстве Макдональда, хотя два младших министра, назначенные либералами, перешли на их сторону. Их отношения с основной Либеральной партией были неясными, но после выборов Либеральные националы официально отказались от официальной кнута Либеральной партии.

В ходе работы министерства министры от Либеральной партии во главе с Сэр Герберт Самуэль, ушел в отставку из-за принятия протекционистской политики, вызванной переговорами правительства о Оттавские соглашения в 1932 году. Другая либеральная фракция в министерстве, Либеральная национальная партия, приняла консервативную политику протекционизма еще до того, как было сформировано Национальное правительство, поэтому его министры продолжали занимать свои должности.

В июне 1935 года Макдональд ушел в отставку и был заменен на посту премьер-министра. Стэнли Болдуин.

This article includes a list of general references, but it remains largely unverified because it lacks sufficient corresponding inline citations. Please help to improve this article by introducing more precise citations. ( April 2019 ) (Learn how and when to remove this template message)

The National Government of August–October 1931, also known as the First National Government, was the first of a series of national governments formed during the Great Depression in the United Kingdom. It was formed by Ramsay MacDonald as Prime Minister of the United Kingdom following the collapse of the previous minority government, led by the Labour Party, known as the Second MacDonald ministry.

As a National Government, it contained members of the Conservative Party, Liberals and National Labour, as well as a number of individuals who belonged to no political party. The breakaway Liberal Nationals supported the National Government after their formation in September 1931 but none received posts in the new administration. Subsequently two Liberal ministers, Alec Glassey and John Pybus, defected to the Liberal Nationals. It did not contain members of the Labour Party as MacDonald had been expelled from it. The Labour Party led the opposition.

Viewed by many Labourites as a traitor, Macdonald was expelled from the Labour Party, and remained a hated figure within the Labour Party for many years thereafter, despite his great services to his party earlier in his life. [1]

Formation


The outgoing Labour cabinet, which was a minority government, was unable to agree upon proposals to cut public expenditure. Prime Minister MacDonald submitted his resignation to King George V on 24 August 1931.

The new Ministry was formed on 24 August 1931, when MacDonald was re-appointed Prime Minister. A smaller-than-usual cabinet was appointed the following day. The king persuaded MacDonald that it was his duty to form a new government to address the financial crisis. The original idea was that the National Government would be free to draw upon the talents of members of all parties, so that it would represent the nation as a whole rather than being a coalition of parties like those which had existed between 1915 and 1922. However, as the main body of the Labour Party refused to co-operate, the government comprised members from MacDonald's small group of National Labour supporters, the Conservative Party and the Liberal Party.

The Liberal Party was split into three factions. The mainstream party led by Sir Herbert Samuel, who had been the Deputy Leader of the party before the formation of the National Government, continued to support free trade. The Liberal National group led by Sir John Simon had accepted the Conservative policy of protectionism. These two Liberal factions were supporters of the National Ministry. The third group led by David Lloyd George (later to be called the Independent Liberals) had initially supported the creation of the National Government with two of them (Gwilym Lloyd George and Goronwy Owen) taking office. David Lloyd George had been expected to join the government after recovering from surgery following an operation on his prostate as he was still the official leader of the Liberal party. However, he refused to support the calling of a general election, and persuaded his supporters to leave the government and go into opposition.

General election

MacDonald's National Government had not originally been intended to fight a general election, but under Conservative pressure one was soon called. The Samuelite Liberal Party was opposed to a general election but found it could not prevent one. Parliament was dissolved on 8 October 1931.

The 1931 general election took place on 27 October 1931 and led to a landslide victory for candidates supporting the National Government. MacDonald reconstructed his government on 5 November 1931, establishing the 1931-35 National Government.

Cabinet

August 1931 – November 1931

  • Ramsay MacDonald – Prime Minister and Leader of the House of Commons
  • Lord Sankey – Lord Chancellor
  • Stanley Baldwin – Lord President
  • Philip Snowden – Chancellor of the Exchequer
  • Sir Herbert Samuel – Home Secretary
  • Lord Reading – Foreign Secretary and Leader of the House of Lords
  • Sir Samuel Hoare – Secretary for India
  • J.H. Thomas – Dominions Secretary and Colonial Secretary
  • Sir Philip Cunliffe-Lister – President of the Board of Trade
  • Neville Chamberlain – Minister of Health
  • = Member of National Labour
  • = Member of the Conservative Party
  • = Member of the Liberal Party

Members of the Ministry

The First National Government was composed of members of the following parties:

Читайте также: