Великие цивилизации древности общее и особенное кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общее это точ то подавляющее число цивилизаций древности зарождались из номовых поселений, номы как правило располагались возле русел рек для более легкого способа орошения сельхоз угодий и соответственно собирания большего урожая.
Главами номов (поселение) станвовился человек отвечавший за состояние и использование ирригационных систем.

Особенности, это точно в Д. Востоке рабовладение не имелось в том классическом виде как скажем в Д. Греции или Д. Риме, на востоке он (раб) имел хоть какие то права, он был как бы ущемленным в правах членом семьи.
Если его убивали то его хозяина могли даже осудить.

Мы же тут не специалисты-историки.. . Да и те только предполагать могут - история ещё далеко не наука.

я же не прошу точного ответа, и не обязательно быть "специалистом-историкиком", достаточно просто образованным человеком, хотя бы в этой области.

Новые исследования во многом изменили прежние представления о ранних этапах истории человечества и его культуры. Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили в глубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения городских цивилизаций. Но вот парадокс: временные дистанции возрастают, хронологические рамки заметно раздвигаются, а сами древние цивилизации становятся нам все ближе. Ближе потому, что нужнее.

Флейтис с острова Керос. Мрамор. Около 2880-2200 гг. до н.э.

Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это одновременно и связывает нас с древними цивилизациями прочной нитью преемственности, и отделяет от древности, ибо она не располагала многим из того, что добывала для своих потомков, лишь подготавливая дальнейший прогресс. Именно в силу своей плодотворности древние цивилизации представляются нам хотя и закономерным, но уникальным, неповторимым этапом всемирно-исторического развития.

К древним цивилизациям восходят многие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре. Человечество и сегодня с благодарностью черпает из этого богатейшего источника. Создавая новое, оно невольно и с необходимостью обращается к наследию предшествующих цивилизаций. И это обращение — поиск сущно важного знания и опыта, стремление понять мудрость наших далеких предков, причины их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивы благородных и безнравственных поступков.

При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших на смену.

Шелковый пропуск, выданный комендантом Чжанье. Эпоха Хань.

Во-первых, древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, — доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Еще сравнительно недавно первобытное общество называли доисторическим. Сейчас, когда наука добилась важных результатов в исследовании того периода развития, который предшествовал цивилизации, от этого определения пришлось отказаться. И это справедливо. Однако в таком подходе были свои основания, особенно если понимать историю в изначальном, геродотовском смысле слова: как расспрашивание устного предания.

Арфист с острова Керос. Мрамор. Около 2880-2200 гг. до н.э.

Воинственный бог. Медь. Ливан. Начало II тыс. до н.э.

Обратимся, например, к ранним культурам Африки — Северной и Тропической. Необычайно различен их облик, разнообразно не только время, но и темпы формирования и развития здесь цивилизаций — наряду с Нок и Мероэ, Аксумом и Ифе блестящая суахилийская цивилизация. С каждым годом все более отчетливо высвечиваются африканские истоки в культуре Древнего Египта. Черты сходства палеолитической и мезолитической культур Египта и Аравийской пустыни, культуры Верхнего Египта и Северной Нубии с эпохи Бадари, древнейшие рисунки на скалах Сахары (Карруба, Бу-Алем, Джебель-Себа, Зенага, Тассили и др.) и Аравийской пустыни (Вади-Хаммамат) с изображениями священных животных, культовых лодок и сцен охоты, напоминающими росписи додинастической египетской керамики, — все это роднит древнеегипетскую культуру с североафриканским миром. С ним Египет был связан особенно тесными узами, и на него оказывал он в пору своего расцвета огромное воздействие. С другой стороны, легкость и глубина восприятия элементов египетской цивилизации соседними африканскими народами — наглядное свидетельство изначальной включенности Египта в единый мир древнейших культур Африки.

Навершие штандарта

Навершие штандарта. Алача Хююк. 2300 г. до н.э.

Совершенно иные события происходили в Новом Свете. Когда легионы Цезаря подчиняли власти римлян непокорных галлов, а из бескрайних азиатских степей двигались на запад, к Дунаю, орды кочевников-сарматов, на другой половине земного шара возникли первые индейские цивилизации. Они родились самостоятельно, на местной почве, не испытав на себе существенных влияний со стороны древних народов Старого Света, и еще до прихода европейских завоевателей в XVI в. успели пройти долгий и сложный путь эволюции.

Стела с законами царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Базальт.

Конечно, далеко не просто раскрыть сущность различий, основные причины, моменты сходства, сближения древних цивилизаций — над решением этой задачи работают ученые разных гуманитарных и даже естественных дисциплин. Любая попытка игнорировать закономерности развития человечества, общее и особенное в историческом процессе обнаруживает свою несостоятельность. Путь, пройденный древними цивилизациями, объединенными узами преемственности и культурного обмена, необычайно долог и многообразен.

Гений-муфлон. Медь. 3000 г. до н.э.

Это путь от древнейших форм словесного и художественного творчества, еще неразделимо связанных с общим ритуалом, к развитой поэзии, риторике, утонченному искусству, предполагающим и индивидуальное авторство, и взыскательность знатока, к теории поэтики, к психологии изобразительного искусства.

Такие же качественные изменения происходили и в других областях человеческой деятельности. Постепенно основные компоненты культуры приобретали тот смысл, который уже привычен для нас.

На своей поздней ступени древние цивилизации пришли еще к одному великому достижению: они выдвинули принцип научности, принцип рационализма. Наиболее ясные, привычные и опознаваемые для нашего взгляда черты носит античный рационализм — рационализм софистов и Афинской школы (Сократ, Платон и особенно Аристотель), научность Евклида и Архимеда; с самой сутью раннего рационализма связано наличие гносеологической проблемы в основных школах древнеиндийской мысли и первых опытах древнекитайской.

Протоиероглифы

Табличка из слоновой кости с протоиероглифами. Конец IV в. до н.э.

Чтобы полнее оценить грандиозный масштаб и неповторимую специфику вклада древних цивилизаций в культурную сокровищницу человечества, важно отчетливее отграничить родившийся тогда рационализм, с одной стороны, от донаучного знания, а с другой — от новоевропейского рационализма, уже на новых основаниях возникшего в эпоху Галилея и Декарта.

С эпохой древности связано не только рождение таких мировых религий, как буддизм и христианство, но и появление платоновско-аристотелевской метафизики, на уровень которой европейская философия не выходила вплоть до Фрэнсиса Бэкона, и конфуцианского кодекса поведения, господствовавшего в Китае до недавнего прошлого. Вышедший из лона древних цивилизаций мир, где люди разделены не столько по этническому, географическому и культурному, сколько по конфессиональному признаку — на православных и католиков, на шиитов и суннитов и т. п.; где имеет смысл сама новая категория конфессиональной принадлежности; где платонические модели мысли широко входят через схоластику и мистику христианства и ислама в жизнь масс, не читавших Платона и даже не слыхавших о нем, а конфуцианская традиция застывает в сунском неоконфуцианстве; где дух метафизических конструкций может материализоваться в самой что ни на есть конкретной профессиональной практике изобразительных искусств, например в византийско-русской иконе или китайской ландшафтной живописи эпохи Сун (960-1279 гг.), стоящей под знаком чань-буддизма,— это уже мир иной, мир средневековья.

Тексты пирамид

Таковы лишь некоторые, самые общие контуры рассматриваемых на сайте проблем, сюжетов, явлений. Вряд ли можно сомневаться в постоянном росте интереса к этой теме — увлекательной, нужной, благодарной. Каждая эпоха по-своему воспринимала древние культуры; по-иному, очевидно, подойдут к их оценке идущие нам на смену поколения, но в памяти народов навсегда запечатлится то богатство материальной и духовной культуры, которое унаследовано от древних цивилизаций.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Междуречье и Египте. Позднее в Индии, в долине реки Инд, а потом в Китае.

Междуречье. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация непрерывно расширялась и вовлекала новые народы. Здесь появляются металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают ее влияние на Египет и Индию. Земледельцы научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители обменивали его на недостающие в хозяйстве предметы. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали. Первенство делили Вавилон и Ассирия попеременно. Затем персы сумели завоевать Вавилонию и основать огромное Персидское царство.

Египет - одна из первых рабовладельческих цивилизаций,обязан своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Он делился на Верхний и Нижний.

Верхний: Население было земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.

В Нижний Египте к этому же периоду принадлежал к земледельческо-скотоводческой культуре. Известна её грубая лепная керамика. Сначала образование Египта сопровождалось влажным климатом, территория Сахары была покрыта зеленью, но потом сменилось засушливым климатом.

Китай как государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, протекающая южнее, была освоена позже.

Во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон — сын Солнца, в Китае — ван, сын Неба. Основу населения Египта составляли общинники, которые были обязаны сдавать весь урожай государству, получая за это продукты или надел земли для обработки. Аналогичная система функционировала и в Китае. Огромную роль в государстве такого типа играли жрецы-чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения. В отличие от Египта, в Китае религиозная составляющая власти государственного аппарата отошла на второй план.

В Индии, в долине реки Инд, были построены большие города. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремесла, письменности.

Скифы. На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Отец истории Геродот называет скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян. В нашем языке с тех времен сохранились слова, заимствованные из иранского, – бог, топор, собака и др. Для скифов было характерно развитие домашнего рабства. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах — захоронениях скифских царей. При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Посредниками в торговле хлебом были греческие города.

Религии древнего востока:

  1. Китай – конфуцианство, даосизм. Культ предков, культ императора как сына Неба и гадания.
  2. Япония – синтоизм, буддизм. Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших(ками).
  3. Индия – индуизм. Они рассматривают Бога как безличностного, поклоняются его аватарам, например: Кришне, Шиве, Раме, Будде.

Общее это точ то подавляющее число цивилизаций древности зарождались из номовых поселений, номы как правило располагались возле русел рек для более легкого способа орошения сельхоз угодий и соответственно собирания большего урожая.
Главами номов (поселение) станвовился человек отвечавший за состояние и использование ирригационных систем.

Особенности, это точно в Д. Востоке рабовладение не имелось в том классическом виде как скажем в Д. Греции или Д. Риме, на востоке он (раб) имел хоть какие то права, он был как бы ущемленным в правах членом семьи.
Если его убивали то его хозяина могли даже осудить.

Мы же тут не специалисты-историки.. . Да и те только предполагать могут - история ещё далеко не наука.

я же не прошу точного ответа, и не обязательно быть "специалистом-историкиком", достаточно просто образованным человеком, хотя бы в этой области.

Читайте также: