Величие духа русской женщины в поэме некрасова русские женщины кратко

Обновлено: 08.07.2024

План урока:

Факты биографии Н. А. Некрасова

Екатерина Трубецкая родилась в 1800 г. в семье француза Жана де Лаваля, поселившегося в России и женившегося на богатой владелице золотых приисков и уральских заводов Александре Козицкой. В Париже в 1819 г. Екатерине Лаваль был представлен князь Сергей Трубецкой. Он уже прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника, был красив, богат и прекрасно образован. Трубецкой, очарованный Екатериной, вскоре сделал ей предложение. Венчание состоялось в небольшой православной церкви в Париже в 1821 г. Из церкви 20-летняя графиня Лаваль вышла княгиней Трубецкой.Мужа княгини ждала прекрасная карьера, ее беззаботная жизнь протекала в роскоши, балах, путешествиях.

Трубецкая с мужем (кадр из фильма)

Волконская с мужем (кадр из фильма)

Проживать стала в крестьянской избе вместе с Екатериной Трубецкой, спать приходилось на ледяном полу. Волконская и Трубецкая переписывались с родными всех декабристов, каторжанам была запрещена переписка. Благодаря им заключенные стали получать известия от родных и передачи. Несмотря на скудное собственное питание, женщины старались передавать еду каторжанам. В 1845 г. семье Волконских было разрешено проживать в Иркутске. В доме Волконских часто устраивались музыкальные и литературные вечера. В 1856 г. Волконским было разрешено переехать в Москву. Умерла княгиня Волконская в 1963 г. У нее было 4 детей, двое умерли. Сын Михаил сохранил написанные матерью воспоминания о ее пребывании в Сибири. Записки княгини Волконской он прочитал Некрасову, они растрогали поэта до слез.

Краткое изложение содержания. Образ княгини Трубецкой. Анализ эпизода с иркутским губернатором

Трубецкая у губернатора

Основная мысль эпизода – свобода выбора человека в соответствии с его верой и понятием долга. Екатерина Трубецкая свободна в своем выборе, она не раба общепринятых правил, своим отказом от всех светских благ она бросает вызов власти и существующим порядкам. Не разделяя полностью политических убеждений мужа, она осознанно готова стать ему опорой. Княгиня не считает мужа государственным преступником, он для нее близкий человек, достойный сострадания за то, что осужден за свои взгляды. Она понимает, что в основе поступков мужа лежала любовь к Отечеству, желание сделать жизнь народа достойнее.

Краткое изложение содержания. Образ княгини Волконской. Воспоминания княгини, отражающие ее нравственное становление

Волконская с сыном

Заложив драгоценности, Мария Николаевна купила кибитку и теплые вещи. За три дня собравшись в дорогу, княгиня провела последнюю ночь у колыбели малыша. Родные до последней минуты не верили в отъезд Марии. Отец, прощаясь, пообещал проклясть ее, если она не вернется через год. Проезжая Москву, княгиня остановилась у родственницы мужа, простилась со многими знакомыми, в том числе и с Пушкиным, у которого было много друзей среди декабристов.

Волконская в руднике (кадр из фильма)

Словарь

1. Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания

2. Каземат – тюремное помещение в подвале крепости

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Русские женщины", 1975

Русская женщина… Какая же безграничная твоя душа. Восхищению нет предела! Остается только воспеть твое величие в поэзии! Чем и занимались русские поэты. Так, например, в памяти сразу всплывают образы двух княгинь из поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Вот поистине женщины с огромной душой и силой духа.

В первой части своего творения автор знакомит нас с Екатериной Ивановной Трубецкой. Прощаясь с отцом, в первой главе первой части поэмы, девушка понимает, что, возможно, больше никогда с ним не увидится, ведь муж сослан на пожизненную каторгу. Однако это не останавливает девушку. Не пугают ее и образы сурового края. Трубецкая полна решимости, следуя внутренним убеждениям и долгу.

Самое ценное в жизни – это семья. Семья княгини Трубецкой – муж. Пусть ссыльный, пусть государственный изменник, но это ее родной и любимый человек. И она должна последовать за ним, разделить его участь, все тяготы и лишения каторжной жизни. Да, поистине порой величие женской души невозможно передать словами. И ведь Катя не озлобилась на мужа за то, что он так с ней поступил, за то, что не подумал о ней. Нет, ни в коем случае, она даже об этом не думает, просто едет в неизвестный край, следуя велению сердца.

Даже угрозы иркутского губернатора не имеют силы над девушкой. Ее раздражает промедление. И если нужно идти до места назначения вместе с арестантами, она с легкостью это сделает, лишь бы быстрее оказаться рядом с мужем, ведь ему там так нужна поддержка. Княгиня Трубецкая не думает о себе. С легкостью оставляя привычную жизнь, отрекаясь от дворянских прав, она едет вслед за мужем-декабристом.

Возможно, еще большего восхищения заслуживает вторая героиня – Мария Николаевна Волконская. Она оставляет не только родных, светскую жизнь и комфорт. Героиня прощается и с маленьким сыном, которому нет еще и года. Разрывая сердце напополам, она выбирает мужа, объясняя это тем, что сын потом поймет ее чувства и простит.

Волконская терзается еще больше, чем Трубецкая. Но нет, не сомнения ее гложут! Сначала незнание судьбы мужа сводит девушку с ума, а потом постоянные отговоры родных. Мария все для себя решила. Остаться здесь, значит, предать супруга, а это немыслимо для девушки. И вот она также, как первая героиня, мчится в санях, влекомая снежной бурей. Отец не поправляет заботливо подушки, он кричит вслед проклятия и угрозы. Только девушку не переубедить, если раз решила, не свернет с пути. Пусть будет тяжело, ей достанет духа все вынести и все преодолеть.

И там, в рудниках, она первая добивается свидания с мужем Сергеем. Маша видит незнакомых людей, выполняющих тяжелую работу, но не сломленных духом, радостных, поющих песни. А вид мужа, закованного в кандалы, переворачивает душу. Маша опускается на колени и целует его оковы. Теперь она точно уверена в том, что приехала не зря. Вот ее долг. Ее место здесь. Вместе им будет легче вынести это наказание. А если понадобится, ее душевных сил хватит и на двоих. Хватит, в этом точно можно не сомневаться!

В поэме Некрасов рассказывает о декабристках, последовавших в Сибирь за своими мужьями, разделивших с ними судьбу и тяготы жизни. Его героини – княгиня Трубецкая и княгиня Волконская – женщины, ставшие примером и символом любви, долга, самоотверженности, силы духа, мужества. Они добровольно оставили свет, отказались от достатка и роскоши, презрели осуждение светского общества ради того, чтобы быть рядом с любимыми. Величие русской женщины - в самоотречении, благородстве и стойкости, в способности к большой любви и преданности.

(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.

Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.

Автор: Наталия Данилкина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Художественные особенности

Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

Ключи от счастья, женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины, И первая доля : с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле — все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

Популярные сочинения

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма Николая Некрасова “Русские женщины” – это гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию. После поражения восстания 1825 года многие декабристы были сосланы в Сибирь, а вскоре за ними последовали и их жены, добровольно отказавшиеся от своих дворянских привилегий, обрекшие себя на страдания и нищету. Многие из них расставались со своими детьми, оставляя их на попечение своих родственников и не надеясь уже вновь когда-нибудь с ними встретиться.

Не все поддерживали женщин в этом решении, многие просто не понимали и даже

Поэма “Русские женщины” поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Поэма написана таким языком, который вызывает в душе читателя сильнейший эмоциональный отклик. Первая часть поэмы повествует о княгине Трубецкой, вторая – о княгине Волконской.

Они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в Сибирь к своим мужьям.

В пути им не раз приходится вспоминать свою счастливую молодость, проведенную в роскоши и благополучии. В дороге их поджидает множество трудностей, которые, тем

не менее, не способны остановить их и заставить повернуть назад. Решившись уехать вслед за своими мужьями, знатные дамы теряли все преимущества своего положения. Они теряли право на наследство, не могли рассчитывать на благополучную жизнь.

Но даже это не пугало бесстрашных женщин.

В результате губернатор вынужден отпустить княгиню. Женщину не пугает мысль о скорой неминуемой смерти, которая подстерегает ее в чужом далеком краю. О чем свидетельствует такая решимость?

О потрясающем мужестве и крепости духа. С одной стороны, этим невозможно не восхищаться. С другой стороны, жены декабристов предстают какими-то особыми существами. Они словно проводят черту между собой и окружающими людьми.

Теперь им нет пути назад. Теперь они становятся такими же бесправными, как и их мужья. Подвиг этих женщин поистине велик.

Княгиня Волконская оставляет своего маленького сына. Она не в силах отказаться от мужа и жить по-прежнему. Теперь на ней словно клеймо, навсегда отделяющее от окружающих. В разговоре с губернатором Иркутска княгиня Трубецкая отрицает возможность возвращения к светской жизни.

Она с гневом отвергает все предположения относительно того, что ей еще может кто-то понравиться.

Что там найду я? Ханжество,

Нахальной дряни торжество

И подленькую месть.

Княгиня говорит, что светское общество давно не привлекает ее, она не желает видеть “продажных и тупых” людей. А теперь ее муж представляется ей совершенно особым человеком, выгодно отличающимся от всех окружающих. Декабристы предстают в глазах своих жен мучениками, почти святыми. Конечно, далеко не каждый человек сможет оценить духовный подвиг жен декабристов.

Ведь их можно даже осудить, сказать, что этот поступок был по меньшей мере нелепым и бессмысленным. Во имя чего была принесена такая жертва?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Во имя любви. Жены декабристов хотели быть рядом со своими любимыми, разделить те страдания, которые выпали на их долю. Их не пугали невзгоды и лишения, они хотели своим присутствием скрасить жизнь узников.

И им в какой-то степени это удалось.

В поэме рассказывается о двух женщинах, в характере которых очень много общего. Они потрясающе сильны духом, несмотря на свою хрупкую наружность и отсутствие жизненного опыта. Они еще совсем молоды, у них вся жизнь впереди.

Но место свое они видят рядом с мужем. Подвиг жен декабристов – это подвиг во имя любви, чести и долга. Далеко не каждая женщина способна решиться на такой шаг, именно поэтому этими отважными и благородными женщинами восхищаются даже спустя века.

Читайте также: