Век демократизации между реформами и революцией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью. Недореформированная империя оказалась на развилке реформ и революций. Вступивший на престол в 1894 г. 26-летний Николай II стал последним российским самодержцем.

Из 130 млн. человек около 75 % населения жило в сельской местности. В Российской империи 57 % составляли нерусские народы. В процесс капиталистического развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Социальная структура российского общества была сословной. Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40 % дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Сама православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода.

Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии.

Около 90 млн. человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство. Оно было главным податным сословием и составляло в 1900 г. 86 млн. человек. Средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4.8 десятин в 1861г. до 2,6 десятин в 1900 г.

Особенностью экономического развития России на рубеже XIX-XX вв. было государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

В российской промышленности большую долю составляли казенные предприятия, особенно в военной сфере. Военные заводы России (Ижорский, Обуховский, Балтийский и др.) практически не знали рынка, выполняя государственные заказы.

Роковую роль для самодержавия сыграло поражение России в русско-японской войне (1904-1905), показавшей отсталость российской армии и механизмов управления, резко обострившее нараставшую в обществе социальную напряженность. Военные поражения (Мукден, сдача Порт-Артура, гибель 2-й тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении) стали символами неспособности правительства отвечать на стоящие перед страной вызовы времени.

К началу столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. В Европе Россия оставалась последней страной, где абсолютизм был практическим способом осуществления государственной власти. Всероссийский император, чей полный титул включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. В управлении страной он опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, который к началу ХХ в. насчитывал 436 тыс. чиновников. Царь и его ближайшее окружение являлись вершиной бюрократической пирамиды.

Исполнительную власть осуществляли министерства. Их деятельность координировал Комитет Министров. Премьер-министр появится в России только в 1906 г. (П.А. Столыпин), до этого каждый министр отвечал лично перед императором.




Основой системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация: генерал–губернаторы, губернаторы, градоначальники. Изменения, происходившие в обществе в связи с изменениями в его социально-экономической жизни диктовали необходимость изменений и в политической сфере. Революция 1905-1907 гг. способствовала резкому ускорению темпов общественных преобразований.

Усиление до предела всех противоречий российского общества, неспособность царского правительства осуществлять реформы, слабость и непоследовательность русской буржуазии, а также возросшая политическая зрелость и организованность революционных сил делали революцию неизбежной.

Первая российская революция по своим целям (свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословий, решение национального вопроса) была буржуазной. Сметая феодально-крепостнические пережитки, она должна была расчистить путь для более прогрессивного типа капитализма.

Однако революцию 1905-1907 гг. не была традиционной буржуазной революцией. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил. Российская революция значительно отличалась от буржуазных революций XVII-XIX вв. по роли в ней буржуазии.

Радикальный характер революции, участвующих в ней партий левого толка, отсутствие политической организации российской буржуазии привел к расколу в лагере противников правящего режима. Значительная часть буржуазии выступала за ограничение власти монархии, при сохранении для нее гарантий социальной стабильности. Несмотря на разногласия внутри либерального лагеря о будущей модели развития страны, его представители принципиально расходились с радикалами в методах общественных преобразований, отвергая социальную революцию, как средство, ведущее к разрушительным для общества последствиям, несмотря на кажущуюся эффективность с точки зрения сроков и степени радикальности социальных изменений.

Революция привела в движение все классы и слои общества, ускорила процесс образования новых политических партий, активизировала деятельность уже имеющихся. Важной особенностью оформления политической структуры российского общества являлась необычная последовательность процесса образования партий. Если в странах Западной Европы этот процесс начинался оформлением буржуазных, а заканчивался созданием марксистских рабочих партий, то в России было все наоборот. Сначала возникли партии рабочего класса (РСДРП, 1898 г.), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии (1905).

Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 г. была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические, а, впоследствии, и стратегические.

Вторая революционная политическая партия России – партия социалистов–революционеров выражала интересы широких крестьянских слоев. Программа партии эсеров носила ярко выраженную антимонархическую направленность. Они выступали за уничтожение частной собственности на основные средства производства и прежде всего на землю, за коллективную форму организации труда, автономию экономических единиц.

В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 г. царского Манифестаначинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

Октябристы отражали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и ставили своей целью оказание содействия правительству в деле спасительных реформ, направленных к всестороннему обновлению государственного и общественного строя в России.

Социальный состав партии кадетов, главной партии российского либерализма, отличался от социального состава октябристов. В нее входили представители средней и мелкой буржуазии, широкие слои буржуазной интеллигенции. Кадетскую партию называли самой интеллектуальной партией России. В различное время в партии активно работал цвет отечественной юриспруденции С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский и многие другие.

Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы, в т.ч. и государственного строя страны.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в.

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью. Недореформированная империя оказалась на развилке реформ и революций. Вступивший на престол в 1894 г. 26-летний Николай II стал последним российским самодержцем.

Из 130 млн. человек около 75 % населения жило в сельской местности. В Российской империи 57 % составляли нерусские народы. В процесс капиталистического развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Социальная структура российского общества была сословной. Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40 % дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Сама православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода.

Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии.

Около 90 млн. человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство. Оно было главным податным сословием и составляло в 1900 г. 86 млн. человек. Средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4.8 десятин в 1861г. до 2,6 десятин в 1900 г.

Особенностью экономического развития России на рубеже XIX-XX вв. было государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

В российской промышленности большую долю составляли казенные предприятия, особенно в военной сфере. Военные заводы России (Ижорский, Обуховский, Балтийский и др.) практически не знали рынка, выполняя государственные заказы.

Роковую роль для самодержавия сыграло поражение России в русско-японской войне (1904-1905), показавшей отсталость российской армии и механизмов управления, резко обострившее нараставшую в обществе социальную напряженность. Военные поражения (Мукден, сдача Порт-Артура, гибель 2-й тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении) стали символами неспособности правительства отвечать на стоящие перед страной вызовы времени.

К началу столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. В Европе Россия оставалась последней страной, где абсолютизм был практическим способом осуществления государственной власти. Всероссийский император, чей полный титул включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. В управлении страной он опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, который к началу ХХ в. насчитывал 436 тыс. чиновников. Царь и его ближайшее окружение являлись вершиной бюрократической пирамиды.

Исполнительную власть осуществляли министерства. Их деятельность координировал Комитет Министров. Премьер-министр появится в России только в 1906 г. (П.А. Столыпин), до этого каждый министр отвечал лично перед императором.

Основой системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация: генерал–губернаторы, губернаторы, градоначальники. Изменения, происходившие в обществе в связи с изменениями в его социально-экономической жизни диктовали необходимость изменений и в политической сфере. Революция 1905-1907 гг. способствовала резкому ускорению темпов общественных преобразований.

Усиление до предела всех противоречий российского общества, неспособность царского правительства осуществлять реформы, слабость и непоследовательность русской буржуазии, а также возросшая политическая зрелость и организованность революционных сил делали революцию неизбежной.

Первая российская революция по своим целям (свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословий, решение национального вопроса) была буржуазной. Сметая феодально-крепостнические пережитки, она должна была расчистить путь для более прогрессивного типа капитализма.

Однако революцию 1905-1907 гг. не была традиционной буржуазной революцией. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил. Российская революция значительно отличалась от буржуазных революций XVII-XIX вв. по роли в ней буржуазии.

Радикальный характер революции, участвующих в ней партий левого толка, отсутствие политической организации российской буржуазии привел к расколу в лагере противников правящего режима. Значительная часть буржуазии выступала за ограничение власти монархии, при сохранении для нее гарантий социальной стабильности. Несмотря на разногласия внутри либерального лагеря о будущей модели развития страны, его представители принципиально расходились с радикалами в методах общественных преобразований, отвергая социальную революцию, как средство, ведущее к разрушительным для общества последствиям, несмотря на кажущуюся эффективность с точки зрения сроков и степени радикальности социальных изменений.

Революция привела в движение все классы и слои общества, ускорила процесс образования новых политических партий, активизировала деятельность уже имеющихся. Важной особенностью оформления политической структуры российского общества являлась необычная последовательность процесса образования партий. Если в странах Западной Европы этот процесс начинался оформлением буржуазных, а заканчивался созданием марксистских рабочих партий, то в России было все наоборот. Сначала возникли партии рабочего класса (РСДРП, 1898 г.), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии (1905).

Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 г. была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические, а, впоследствии, и стратегические.

Вторая революционная политическая партия России – партия социалистов–революционеров выражала интересы широких крестьянских слоев. Программа партии эсеров носила ярко выраженную антимонархическую направленность. Они выступали за уничтожение частной собственности на основные средства производства и прежде всего на землю, за коллективную форму организации труда, автономию экономических единиц.

В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 г. царского Манифестаначинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

Октябристы отражали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и ставили своей целью оказание содействия правительству в деле спасительных реформ, направленных к всестороннему обновлению государственного и общественного строя в России.

Социальный состав партии кадетов, главной партии российского либерализма, отличался от социального состава октябристов. В нее входили представители средней и мелкой буржуазии, широкие слои буржуазной интеллигенции. Кадетскую партию называли самой интеллектуальной партией России. В различное время в партии активно работал цвет отечественной юриспруденции С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский и многие другие.

Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы, в т.ч. и государственного строя страны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуализация…

Век демократизации МАОУ г. Калининграда СОШ № 57, параграф 3, Всеобщая истори.

Век демократизации МАОУ г. Калининграда СОШ № 57, параграф 3, Всеобщая история, 9а9Б класс, стр. 26, учитель истории и обществознания Занин М.А

стр. 26 Вспомните…

стр. 26 Вспомните…

План урока Между реформами и революцией. 2. Формы правления. 3. Парламенты и.

План урока Между реформами и революцией. 2. Формы правления. 3. Парламенты и право голоса. 4. Развитие политических партий. 5. Государственное развитие.

Между реформами и революцией

Между реформами и революцией

Формы правления, стр27-28 Работаем по схеме

Формы правления, стр27-28 Работаем по схеме

Развитие политических партий, стр. 30-31

Развитие политических партий, стр. 30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Государственное развитие, стр.30-31

Первичное закрепление

Подводим итог урока

Подводим итог урока

Домашнее задание Учебник, § 3. устно вопросы стр.32 Стр. 32 «Из испанской Кон.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 663 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.09.2019 26076
  • PPTX 10.5 мбайт
  • 4698 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Занин Максим Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью. Недореформированная империя оказалась на развилке реформ и революций. Вступившему на престол в 1894 г. 26-летнему Николаю II было предопределено стать последним российским самодержцем.

Из 130 млн. человек около 75% населения жило в сельской местности. В Российской империи 57% составляли нерусские народы. В процесс раннекапиталистического развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Социальная структура российского общества была сословной.

Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40% дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Сама православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода.

Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии.

Около 90 млн. человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство. Оно было главным податным сословием и составляло в 1900 г. 86 млн. человек. Средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4.8 десятин в 1861г. до 2.6 десятин в 1900 г.

Особенностью экономического развития России на рубеже 19-20 веков было государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

В российской промышленности большую долю составляли казенные предприятия, особенно в военной сфере. Военные заводы России (Ижорский, Обуховский, Балтийский и др.) практически не знали рынка, выполняя государственные заказы.

Роковую роль для самодержавия сыграло поражение России в русско-японской войне (1904-1905 гг.).

К началу столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. Россия оставалась последним оплотом абсолютизма. Всероссийский император, чей полный титул включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. В управлении страной он опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, который к началу 20 века насчитывал 436 тыс. чиновников. Царь и его ближайшее окружение являлись вершиной бюрократической пирамиды.

Исполнительную власть осуществляли министерства. Их деятельность координировал Комитет Министров.

Становым хребтом всей системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация: генерал – губернаторы, губернаторы, градоначальники. Развитие капитализма диктовали необходимость изменений в политической структуре общества. Революция 1905-1907 годов способствовала этим изменениям.

Усиление до предела всех противоречий российского общества, неспособность царского правительства осуществлять реформы, слабость и непоследовательность русской буржуазии, а также возросшая политическая зрелость и организованность революционных сил делали революцию неизбежной.

Первая российская революция по своим целям (свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословий, решение национального вопроса) была буржуазной. Сметая феодально-крепостнические пережитки, она должна была расчистить путь для более прогрессивного типа капитализма.

Однако революцию 1905-1907 годов нельзя рассматривать как обычную буржуазную революцию. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил. Российская революция значительно отличалась от буржуазных революций XVII-XIX веков по роли в ней буржуазии.

Напуганная революцией буржуазия не стремилась к свержению самодержавия. Но царизм с его коррумпированным, консервативным чиновничеством настолько тормозил развитие производительных сил, что капитал уже не мог с этим мириться. В этом смысле российская буржуазия имела в революции свои собственные интересы. Не добиваясь свержения царизма, она стремилась путем реформ избавиться от пут разложившейся бюрократии, произвола властей.

Революция привела в движение все классы и слои общества, ускорила процесс образования новых политических партий, активизировала деятельность уже имеющихся. Важной особенностью оформления политической структуры российского общества являлась необычная последовательность процесса образования партий. Если в странах Западной Европы этот процесс начинался оформлением буржуазных, а заканчивался созданием марксистских рабочих партий, то в России было все наоборот. Сначала возникли партии рабочего класса (РСДРП, 1898г.), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии.

Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 году была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические.

Отсутствие единства взглядов и действий в российской социал-демократической рабочей партии не позволило не только слить воедино борьбу пролетариата за демократию и социализм, но и довести до победного конца выступление всех демократических сил против самодержавия.

Вторая политическая партия России – партия социалистов – революционеров выражала интересы широких крестьянских слоев. Программа партии эсеров носила ярко выраженную антимонархическую направленность. Социалисты – революционеры выступали за уничтожение частной собственности на основные средства производства и прежде всего на землю, за коллективную форму организации труда, автономию экономических единиц.

В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 года царского Манифеста начинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

Октябристы отражали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и ставили своей целью оказание содействия правительству в деле спасительных реформ, направленных к всестороннему обновлению государственного и общественного строя в России.

Социальный состав партии кадетов, главной партии российского либерализма, отличался от социального состава октябристов. В нее входили представители средней и мелкой буржуазии, широкие слои буржуазной интеллигенции. Кадетскую партию называли самой интеллектуальной партией России. У ее истоков стояли философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, в различное время активно работали юристы С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев и многие другие.

Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы.

События осени 1905 года (стачки, всероссийская политическая забастовка) сорвали выборы и созыв булыгинской Думы. В Манифесте 17 октября 1905 года правительство пообещало созвать законодательную Думу с расширенным представительством.

Выборы в первую Государственную думу проходили весной 1906 года. Новый избирательный закон давал избирательные права рабочим (создана рабочая курия), мелким ремесленникам, квартиронанимателям, чиновникам – пенсионерам. Несмотря на дополнения, закон сохранял преимущество господствующим классам, из общего числа выборщиков помещики и крупная буржуазия имели 58%.

Законом предусматривался пятилетний срок деятельности Думы, однако специальным указом царя этот срок мог быть сокращен. Формально Думе принадлежали законодательные права. Сохраняя внешне формы буржуазно-парламентарного органа (избирательность членов, право запросов, законодательной инициативы), она фактически являлась не законодательным, а законосовещательным учреждением, прикрывающим самодержавный произвол.

I Государственная дума, возглавляемая адвокатом, бывшим проректором университета кадетом С.А. Муромцевым, действовала 72 дня (27 апреля – 8 июля 1906 года). Все ее члены распределялись по партийным группам – фракциям, самой большой из которых была фракция кадетов.

Члены Думы рассмотрели ряд законопроектов: об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, о продовольственной помощи голодающим и др. Но царское правительство, не желая считаться с мнением представительного органа, практически все законопроекты отклонило. Более того, Думе было предъявлено обвинение в возбуждении революционных настроений в стране. Недовольный составом и характером ее деятельности Николай II в начале июля 1906 года подписал указ о роспуске I Думы и назначил новые выборы.

II Государственная дума просуществовала немногим более первой – 102 дня (20 февраля – 2 июня 1907 года). Несмотря на то что кадеты при новых выборах потеряли почти половину мест (со 179 до 98), они сумели сохранить за собой руководство и председательское кресло (Ф.А. Головин). Благодаря отказу от бойкота выборов, активизации предвыборной борьбы, значительно выросли во II Думе левые фракции: 104 места из 518 имели трудовики (крестьянские депутаты), социал-демократическая фракция состояла из 66 членов (55 членов с решающим голосом).

В ходе революции правительство П.А. Столыпина предприняло попытку осуществить некоторые реформы. Программа модернизации страны, предложенная Столыпиным, должна была решить три основные задачи:

Сделать крестьян полновластными собственниками, освободив от опеки общины;

Привести к росту промышленности и развитию внутреннего рынка.

5 октября 1906 года вышел указ об уравнении крестьян в гражданских правах с остальными сословиями, а 9 ноября того же года – указ о праве выхода крестьян из общины с земельным наделом. Этот документ узаконил создание крестьянской собственности на землю – в форме хуторского и отрубного хозяйства.

Указ 9 ноября 1906 года имел три важнейших аспекта: социальный – ставка на крепких и сильных, укрепление социальной базы самодержавия за счет зажиточных крестьян; экономический – Столыпин был убежден в агротехническом преимуществе хуторов и отрубов; политический – общинное единение крестьян способствовало их революционному единению, следовательно, нужно было ее разрушить.

Реформа заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными. Создала возможность для роста производительных сил в земледелии. В результате переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток в хозяйственный оборот были вовлечены свободные земли этих районов страны и частично ослаблена проблема малоземелья в европейской части страны. Увеличились посевные площади в Черноземье на 81 %, на Северном Кавказе на 47%. В зажиточных хозяйствах урожайность повысилась в 1,5 – 2 раза. Увеличился вывоз российского хлеба за границу от 25% до 40%. Аграрная реформа Столыпина проводилась 8 лет, с началом войны она была приостановлена – и, как оказалось, навсегда.

П.А. Столыпину не удалось выполнить свою главную задачу: сохранив для монархии поддержку помещиков, расширить ее социальную опору за счет богатых крестьян. П.А. Столыпин требовал от общества двадцати лет спокойствия для успешного завершения задуманных им реформ, в первую очередь аграрной. Но в конкретных условиях начала XX века это оказалось несбыточной мечтой. Нереализованность программы объясняется также противодействием крестьян, недостатком средств, выделяемых на переселение и землеустройство, подъемом революционного движения в стране.

Следует также отметить, что реализация столыпинской реформы проходила на фоне сложной послереволюционной политической обстановки. 3 июня 1907 г. был обнародован манифест о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в третью. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, который сводил до минимума избирательные права трудящихся. Более чем на 30% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. В результате выборов большинство мест в Думе получили помещики и крупная буржуазия. За пять лет своей деятельности (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912г) Дума третьего созыва утвердила многие законопроекты, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии.

В 1912 г. после Ленских событий в стране усиливается революционный подъем. Страна вновь встала перед дилеммой: реформа или революция. В этих условиях все более напряженными становятся отношения между правительством и Думой (IV Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 г. до 25 февраля 1917 г). Либеральное крыло Думы весной 1914 г. предпринимает попытку объединения всех прогрессивных сил для отпора произволу правительства и проведения демократических реформ.

1 августа 1914 года грянула первая мировая война, усугубив положение России. Все политические партии, кроме большевиков, охваченные патриотическим восторгом, призывали к гражданскому миру. Лишь большевики осудили империалистическую войну, настаивая на ее превращении в войну гражданскую.

Масштабы войны, ее продолжительность вызвали кризис в российском обществе.. Неудачи на фронтах, неумение использовать ресурсы обусловили растущее недовольство народных масс и революционные настроения.

ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ

После февральской революции Россия оказалась на историческом перепутье. Перед страной открылись различные возможности политического и социально-экономического развития: буржуазно-реформистский путь к капитализму и революционный путь к социализму. По мнению некоторых историков не исключалась и реставрация монархии. Главной особенностью февраля 1917 года было двоевластие.

Проведя ряд демократических преобразований, Временное правительствоне решило таких вопросов как аграрный и о мире, что привело к социально-экономическому и политическому кризису в стране и оживлению левосоциалистических настроений в обществе.

Лидер большевистской партии В.И. Ленин с соратниками провозгласил курс на социалистическую революцию. В условиях сложившегося в сентябре-октябре общенационального кризиса большевики подготовили и осуществили 25-26 октября переворот и оказались у власти. На II Всероссийском съезде Советов открывшемся вечером 25 октября, меньшевик – интернационалист Ю.О. Мартов предпринял драматическую попытку создать однородное социалистическое правительство, за которое ратовали и эсеры. Однако создать многопартийное советское правительство не удалось из-за выступлений и демонстративного ухода со съезда 70 делегатов меньшевиков, правых эсеров, бундовцев и др., с одной стороны, и из-за негативной реакции съезда на эти действия, с другой стороны. Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, сформировал временное (вплоть до созыва Учредительного собрания) чисто большевистское правительство (Совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Октябрьская революция, осуществлявшаяся под общедемократическими лозунгами, достаточно быстро победила по всей стране: к весне 1918 года Советская власть утвердилась на большей части России.

Существовали ли альтернативы октябрьскому перевороту? На этот счет есть разные точки зрения. Многие авторы утверждают, что крах буржуазно-либеральной альтернативы был неизбежен, т.к. западный путь развития, за который выступали Временное правительство и кадеты привлекал небольшую часть общества. Часть исследователей считает, что альтернативой Октябрю могло быть соединение советской системы с парламентской.

Помощь студентам

Революция 1905–1907 гг. явилась первым крупномасштабным потрясением в ряду тех, которые пережила страна в начале XX в. Она стала следствием противоречий экономического и политического развития страны в пореформенный период, нежелания самодержавия провести последовательные реформы, направленные на ее модернизацию.

Началом революции 1905–1907 гг. стали события 9 января 1905 г. Весть о расправе с демонстрантами вызвала в стране бурю возмущения. Пролетариат и крестьянство стали движущими силами революции 1905–1907 гг. В период весны – осени 1905 г. революционное движение в стране развивалось по нарастающей. В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек.

Вся жизнь страны была парализована. В этих условиях 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный С. Ю.Витте. Публикация Манифеста 17 октября стала важнейшим событием в ходе революции.

Принято считать, что Манифест положил начало перехода страны от самодержавной монархии к конституционной. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов.

В армии и на флоте с октября 1905 г. до начала 1906 г. произошло 195 массовых выступлений. На окраинах империи развернулось национальное движение.

Правительство С. Ю.Витте в борьбе с революционными выступлениями использовало на полную мощь репрессивный аппарат самодержавия. Карательные отряды действовали в охваченных волнениями районах страны. Тем не менее декабрь 1905 г. стал временем наивысшего подъема революции. Вспыхнули вооруженные восстания в Москве и ряде других городов. В Чите, Красноярске восставшие создали своеобразные республики, в которых вся власть перешла в руки Советов. Все эти выступления были подавлены властями.


Ограничиться только репрессиями правительство в сложившейся ситуации не могло. 21 октября 1905 г. была объявлена частичная политическая амнистия. В целях успокоения деревни 3 ноября 1905 г. был опубликован Манифест, которым с 1 января 1906 г. выкупные платежи сокращались наполовину, а с 1 января 1907 г. прекращались вообще.
Император Николай II
Охватившая страну волна забастовок вынудила правительство пойти на отмену правовых норм, каравших участников экономических стачек. В декабре 1905 г. был опубликован указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу. Круг лиц, обладавших активным избирательным правом, расширялся за счет создания особой рабочей курии и увеличения числа городских избирателей.

В рамках курса на известную либерализацию режима в ноябре 1905 г. была отменена предварительная цензура для всех газет и журналов, издававшихся в городах. В конечном счете, сочетая репрессии и уступки, правительство смогло овладеть ситуацией в стране.

Последующие 1906-1907 гг. стали периодом отступления революции, которая прошла в декабре 1905 г. кульминационный момент своего развития. В период наметившегося спада революции правительство продолжало курс, сочетавший репрессии и уступки.

Революция привела к переменам в государственном строе России. Власть монарха в сфере законодательства отныне несколько ограничивалась Государственной думой и – здесь, скорее формально, чем фактически – Государственным советом.

Впрочем, прерогативы короны оставались очень широкими. Так, император сохранял возможность в ряде случаев законодательствовать в обход Думы и Государственного совета, обладал правом абсолютного вето. Правительство назначалось и смещалось по усмотрению монарха и несло ответственность за свои действия только перед ним.

В обстановке продолжавшейся революции начала свою работу I Государственная дума. Среди вопросов, обсуждавшихся депутатами, важнейшим являлся аграрный вопрос. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов. В итоге I Государственная дума была распущена.

II Государственная дума оказалась в целом левее первой. В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена.

Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905–1907 гг.

Период третьеиюньской монархии характеризовался попытками части правящих кругов решить наболевшие проблемы социально-экономического и политического развития страны путем реформ с тем, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.

Центральное место в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Правящие круги начали ориентироваться на разрушение общины и на насаждение в деревне собственника, способного стать оплотом порядка (в силу своей кровной заинтересованности в нем) в условиях медленного, но неуклонного ухода в прошлое старых патриархальных отношений и сопутствовавшего им наивного монархизма, с помощью которого власть ранее удерживала в повиновении крестьянские массы.

С ликвидацией общины с ее неизбежными спутниками – чересполосицей, принудительными севооборотами и т.п. – связывались надежды на улучшение обработки земли, что должно было уменьшить потребность крестьян в дополнительных угодьях, обеспечить увеличение сельскохозяйственного производства и тем самым заложить основы для устойчивого экономического развития, роста государственных доходов.

Новый курс в аграрном вопросе начал реализовываться еще в период революции. Правовую основу для него заложил именной указ 9 ноября 1906 г., разрешивший свободный выход крестьян из общины и укрепление надельной земли в личную собственность. Указ позволял отвод укрепленной земли к одному месту в целях образования отрубов или хуторов (в последнем случае на участки из деревни переносились дома и хозяйственные постройки).

Линия на разрушение общины дополнялась попытками правительства решить в той или иной мере проблему крестьянского малоземелья. Существенная роль здесь отводилась Крестьянскому банку, который еще в 1895 г. получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам. Наконец, были приняты энергичные меры по стимулированию переселенческого движения за Урал.

Результаты нового аграрного курса, выявившиеся к началу первой мировой войны, были довольно противоречивы. К 1915 г. из общины вышло 3084 тыс. дворов (32,5% к числу общинников) по данным на 1905 г., а с учетом продолжавшегося дробления хозяйств – 26%.

Однако среди вышедших преобладали бедняки, стремившиеся, укрепив наделы в собственность, их продать. Слой зажиточных деревенских хозяев, который хотел создать П. А. Столыпин, не успел сложиться в более или менее крупную силу к тому моменту, когда страна вступила в полосу очередных потрясений.

Наиболее активно выход из общины шел в Поволжье и на юге Украины. Значительно отставали в этом отношении земледельческий центр, северо-восточные и северные губернии Европейской России. Следует отметить, что далеко не всем хуторянам и отрубникам удалось наладить крепкое хозяйство. Государство не могло оказать им помощи в том размере, в каком требовала ситуация, поскольку не располагало необходимыми финансовыми ресурсами.

Землеустроительная часть столыпинской аграрной реформы во многом была лишена надлежащего финансового обеспечения, и это обстоятельство негативно отражалось на процессе модернизации российской деревни. Особенно маломощными были хутора и отруба центрально-черноземных губерний.
Переселенческое движение благодаря содействию правительства достигло значительных масштабов.

За 1906–1914 гг. из губерний Европейской России за Урал переселилось примерно 3100 тыс. человек (в два раза больше, чем за предыдущее десятилетие). При этом изменился социальный состав переселенцев. Если прежде среди них преобладали середняки, то после 1906 г. – бедняки.

Столыпинская аграрная реформа, бесспорно, ускорила становление буржуазных структур в сельском хозяйстве России, способствовала его развитию. Накануне первой мировой войны наблюдался существенный рост сельскохозяйственного производства. Среднегодовой валовой сбор хлебов в 1904–1908 гг. составлял 3,8 млрд. пудов, а в 1909–1913 гг. – 4,6 млрд. пудов (повысился на 20%).

Новая аграрная политика стимулировала социальное расслоение в деревне и тем самым создавала почву для острых социальных конфликтов. Общинные традиции оказались весьма живучими. В целом по Европейской России лишь 26,6% выделившихся из общины получили согласие сельского схода, тогда как остальные пошли на укрепление земли в собственность против воли односельчан.

Выход из общины часто сопровождался столкновениями выделяющихся с крестьянами-общинниками, последних с властями, которые столь же интенсивно стремились покончить с общиной, как прежде пытались ее законсервировать. Нередко в роли ревнителей общинных традиций выступали деревенские богачи, использовавшие старые порядки для эксплуатации односельчан.

В целом прерванный войной новый курс в аграрном вопросе при всей противоречивости обозначившихся к 1914 г. результатов, при всех, во многом вполне естественных, проблемах, возникавших в процессе его реализации, создавал условия для более органичной, естественной капиталистической эволюции страны.

Читайте также: