Дисциплина это кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
• Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
• У учителя отсутствует авторитет среди детей.
• Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
• Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
• Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
• Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
• Учитель должен следить за дисциплиной.
• Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

3. То, что не нужно использовать:
• Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
• Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
• Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
• Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
• Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
• Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Наиболее часто повторялись причины:

-не все ученики на уроке заняты делом

-избалованность некоторых учеников

-ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

-слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

-есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

-дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

-вызывают классного руководителя на уроке

-делают замечания в устной форме

-ставят неудовлетворительные оценки

-пугают тем, что позовут завуча или директора

-обещают поговорить с родителями, но слово не держат

-просят встать и выйти из кабинета

-открывают дверь в коридор

-обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

-ждут, когда ученики успокоятся

-сажают на скамейку (на физкультуре)

-ругают и не дают работать (на трудах)

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина: недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина: в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

И почему-то у большинства ассоциации с ним возникают не совсем приятные. Так происходит, когда данное понятие рассматривается в слишком узком контексте либо трактуется неверно.

Дисциплина на работе

Что же такое дисциплина, и на самом ли деле она так страшна – разберемся поподробней.

Дисциплина — что это

Итак, что такое дисциплина и зачем она нужна? Слово это в переводе с латинского disciplina означает строгость или выдержанность.

Дисциплина — это способность человека соблюдать установленный в обществе порядок и нормы.

Например, в школу принято приходить к 8 утра, и вы должны это делать – в ваших интересах получить необходимые знания. Ведь ждать вас никто не будет, звонок прозвенит по расписанию, и вы пропустите контрольную.

Пропуск, возможно, повлечет за собой проблемы с аттестацией и переводом на следующий учебный год. А все потому что кто-то когда-то не пришел вовремя. Это говорит о том, что несоблюдение дисциплинарных положений имеет свои последствия, что ясно иллюстрирует, как связаны между собой дисциплина и ответственность: ослушался – отвечай за результат.

Дисциплина это.

С точки зрения психологии, это явление основывается как на требованиях социума, так и внутренних установках.

В ситуации, когда внутреннее содержание не соответствует внешнему проявлению, но индивид продолжает придерживаться правил, речь идет о социальном давлении.

То есть он поступает определенным образом не потому что хочется, а потому что надо (я не хочу вставать рано и идти в школу, но меня заставляют родители). Наверное, по этой причине слово дисциплина вызывает неприятные чувства: воспринимается как нечто нежелательное, навязанное извне.

Рабочая атмосфера

Но если в основе действий, соответствующих дисциплинарным правилам, лежат убеждения, морально-нравственные ценности личности (я с радостью иду в школу, мне нравится учиться), то такая личность не чувствует сопротивления и ощущает себя комфортно среди людей, соответствуя всеобщим требованиям.

Изучая поведение, психологи пришли к выводу, что дисциплина – это внутреннее качество, особенность характера, которая воспитывается с детства.

Проведенные эксперименты доказали, что позитивное подкрепление желаемого проявления индивида дает больший результат, чем негативное при непослушании.

То есть чем больше хвалить человека за хорошее поведение, тем более дисциплинированным он будет.

Ниже вы прочтете о том, какая бывает дисциплина, ее виды и их особенные отличия, а также о том, зачем ее соблюдать и к чему приведет игнорирование общественного порядка.

Виды дисциплины (воинская, трудовая)

Этот феномен содержится во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому принято разделять виды дисциплины, каждый из которых соответствует конкретному сообществу или группе:

  1. воинская дисциплина – правила, существующие в рамках военной среды (уставы, приказы, военные законы);
  2. трудовая дисциплина – порядки и нормы трудового законодательства. Например, в вашем рабочем коллективе дисциплина труда предписывает приходить на работу в 9 утра и уходить в 18.00, обедать в определенное время, выполнять за день конкретный объем работы, отдыхать н-ное количество раз в году и т.д.

    Найдите смысл в том, что хотите делать. Мотивация – это ресурс, дающий силы, энергию и способствующий росту эффективности.

Каковы последствия нарушения дисциплины

В начале статьи был пример с пропуском контрольной работы в школе, где последствия довольно безобидные, не угрожающие чьей-либо жизни и здоровью. Ну, подумаешь, не переведут в следующий класс. В конце концов, можно переписать контрольную, остаться на осень и т. д.

На самом деле существуют и опасные последствия нарушения дисциплины. Если вас выгонят не со школы, а за неуважительный прогул с работы. При этом вы единственный добытчик в семье, вам надо кормить детей, а найти новую вакансию не удается. Уже страшнее?

Домино

А если кто-то нарушит трудовую дисциплину: вопреки правилам техники безопасности выйдет на строительный объект без каски или полезет руками в работающий двигатель агрегата? Последствия представьте сами.

Нарушение дисциплины в обществе приведет к хаосу и анархии: физическим и моральным травмам, потере морали и нравственности, человеческого облика, гуманизма (что это такое?), ведь мы просто забудем со временем о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому каждый ответственный, сознательный гражданин обязан придерживаться общих правил и предписаний.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самодисциплина очень хорошо тренирует силу воли, чувство долга, мы же не зверюшки, которые будут спать пока хочется, у нас есть обязанности, которые мы должны выполнять независимо от своего комфорта и желания.

К сожалению сейчас с дисциплиной все хуже. Дети уже не уважают своих родителей, которые в принципе сами в этом виноваты. Если пытаться сформулировать, то дисциплина — это способность выполнять правила, которые кем-то установлены.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что такое дисциплина?"

Сегодня мы поговорим о дисциплине. Это слово вам уже давно знакомо, не так ли?


Согласитесь, что со словом дисциплина возникает множество ассоциаций. Например порядок, ответственность, правила поведения, воспитание, контроль, строгость, уважение, исполнительность и многие другие.

Наверное, не было ещё такого дня, когда вам в школе не напоминали бы о дисциплине и о том, как важно быть дисциплинированным учеником. Вам постоянно говорят о том, что на уроках делать нельзя: громко разговаривать, слушать музыку, сидеть в социальных сетях или переписываться с друзьями по телефону и ряд других замечаний. И каждый раз учителя это связывают не только с вашим поведением, но и с дисциплиной. Но почему это так?

Мы уже с вами знаем, что каждый человек должен соблюдать определённые правила поведения. Так вот, именно благодаря дисциплине человек привыкает контролировать своё поведение и чувствовать ту черту, которую переступать нельзя.


В вашем случае такой чертой являются нормы и правила поведения вас как учеников в школе. Соблюдение данных правил поможет вырасти ответственным человеком, который будет способен отличать плохое поведение от хорошего.

То есть если вы поставили перед собой задачу по достижению определённой цели, то все внутренние преграды, которые стоят на вашем пути: лень, нежелание что-то, делать, откладывание срока исполнения и так далее, должны быть устранены. Причём устранить их можете только вы сами. А сделать это возможно только с помощью дисциплины.


Итак, мы можем теперь говорить о том, что дисциплина – это нормы поведения людей в обществе, которые соответствуют сложившимся в нём моральным и правовым нормам или требованиям определённой организации.

Принято выделять следующие виды дисциплины:

Давайте познакомимся с ними более подробно.


Общеобязательная дисциплина – это исполнение всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами определённых правил, установленных государством.

Например, вы как школьники обязаны получить образование, так как эта обязанность закреплена в конституции, а чиновники и обычные граждане обязаны действовать только на основании законов, которые приняты в государстве.


Специальная дисциплина – это правила, обязательные для выполнения для работников определённой организации.

Такие правила могут быть закреплены в уставе организации или иных правилах внутреннего распорядка.

Принято выделять следующие виды специальной дисциплины:


Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Её суть заключается, в выполнении требований присяги, приказов командиров, воинских уставов.

Необходимо хранить военную и государственную тайну, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка. Именно от соблюдения воинской дисциплины зависит боеспособность нашей армии, чёткость в её управлении, её действия в случае войны, а главное – жизнь многих людей.


Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, коллективных договорах, должностных и технических инструкциях.


Соблюдение трудовой дисциплины предусматривает:

· своевременный приход на работу;

· рациональное использование рабочего времени, соблюдение техники безопасности;

· сохранение наиболее высокой производительности труда и так далее.

Технологическая дисциплина – это соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном технологическом процессе.

Несоблюдение любого из видов специальной дисциплины может привести к печальным последствиям.

Например, при несоблюдении воинской дисциплины произойдёт снижение боеспособности армии, что может поставить под угрозу не только жизни многих людей, но и независимость и территориальную целостность нашей страны.

Нарушение трудовой дисциплины может нанести ущерб экономике страны в целом.


Представьте себе, что рабочие постоянно отвлекаются на разговоры по мобильному телефону, общаются в социальных сетях, устраивают себе незапланированный графиком отдых. Таким образом, они тратят своё рабочее время не по назначению. Следовательно, завод не будет выпускать достаточное количество продукции, нет продукции – нет доходов и, соответственно, нет налогов в бюджет. Кроме этого, предприятие может и вовсе обанкротиться или закрыться, и теперь общаться в социальных сетях бывшим рабочим придётся уже в другом месте и без зарплаты.

Ну а если нет поступлений в бюджет, то и у государства нет возможности поддерживать этих же рабочих в социальной сфере.


Наверное, к наибольшему ущербу может привести несоблюдение технологической дисциплины. Это грозит материальным ущербом, авариями на производстве, в результате которых гибнут люди, возникновением экологических катастроф, наносится материальным ущербом.

Например, 17 августа 2009 года, произошла аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В результате аварии помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, погибло 75 человек, оборудованию и. Одной из причин аварии были названы неоднократные нарушения, которые допускал персонал при работе на станции, то есть к аварии привело несоблюдение трудовой дисциплины. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах всего региона.

Надеюсь, вы уже поняли, что быть дисциплинированными людей побуждают, с одной стороны, те правила, которые существуют, а с другой – само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. В этом случае люди чувствуют постоянный контроль со стороны, вследствие чего стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение, либо избежать наказания.

То есть внешняя дисциплина – это соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны.

Например, согласно Уставу гимназий и прогимназий Российской империи 1864 года, для поддержания школьной дисциплины для гимназистов была введена обязательная форма одежды, которая состояла из полукафтана, штанов, галстука, пальто и фуражки. Администрация гимназий строго следила за опрятным внешним видом своих учеников. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись, так как за их несоблюдение ученик мог быть не допущение к занятиям.

С другой стороны, заставить человека исполнять определённые правила могут только те требования, которые человек ставит перед самим собой. В этом случае человек самостоятельно контролирует их выполнение и даёт оценку своим действиям. Если человек соблюдает такие требования самостоятельно, без контроля извне – можно говорить о внутренней дисциплине.

То есть, внутренняя дисциплина – это понимание того, что, как и почему надо делать.

Как же воспитать в себе внутреннюю дисциплину?

Для этого, попробуйте следовать следующим правилам:

· Проявляйте свои волевые качества каждый день, а не только тогда, когда они необходимы.

· Ставьте перед собой цели, которые вы можете достигнуть на данный момент. Отдавайте себе отчёт в ваших силах, ведь поставленная вами цель должна быть обязательно достигнута.

· Доводите начатое дело до конца.

· Не пытайтесь сразу преодолеть возникшие трудности.

Если вам удастся следовать этим простым правилам, то вы сможете развить в себе такие качества дисциплинированного человека, как: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Как эффективно приучать ребенка к дисциплине

Дисциплина – это одно из самых важных, но вместе с тем и одно из самых непонятных слов для родителей. Все родители едины в том, что детям нужна дисциплина, но мнений по поводу того, как этого достичь, существует великое множество.

Рассмотрим подробнее, как лучше всего приучить ребенка к дисциплине. Но сначала следует разобраться, что это такое.

Дисциплина и наказание

Однако методы, которые используют для этого родители, могут сильно различаться. Большинство родителей применяют для этого наказания: ставят ребенка в угол, лишают его каких-либо привилегий или даже шлепают. Некоторые родители открыто беседуют с ребенком, объясняют ему ожидания от его поведения и последствия за нарушения правил. В ходе бесед родители используют логические суждения и позитивное подкрепление.

Некоторые из этих методов эффективны и позволяют ребенку жить счастливо и быть успешными, но другие могут превратить его в бунтаря, ненавидящего власть и порядок.

Как правильно приучать ребенка к дисциплине?

Приучить ребенка к дисциплине – непростая задача. Для этого вам потребуется много терпения, любви и навыков влияния на ребенка.

1. Четко обозначьте свои ожидания

Как бы вы хотели, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы? Как бы вы хотели, чтобы ребенок вел себя перед гостями или в общественных местах? Что вы подразумеваете под дисциплиной и хорошим поведением?

2. Проявляйте здравомыслие

Устанавливая свои ожидания, помните, что никто не совершенен. Определите конкретные реальные цели, посильные для ребенка. Если ребенку будет слишком трудно оправдать ваши ожидания, он может сдаться и пойти по пути наименьшего сопротивления.

3. Будьте последовательны

Некоторые родители сами время от времени нарушают правила, которые же и установили, потому что это им удобно. Однако, поступая так, вы показываете ребенку, что нарушать правила допустимо. Последовательно соблюдая их, вы тем самым подчеркиваете важность дисциплины. Соблюдайте правила при любых обстоятельствах. Но вместе с тем не стоит устанавливать для ребенка слишком строгие правила или делать что-то, что может его унизить или смутить.

4. Не будьте слишком авторитарными

Родители являются для ребенка авторитетными фигурами в семье. Однако вам решать, какой стиль выбрать в общении с ребенком – авторитарный или демократичный. Рассмотрим, в чем между ними разница.

В отличие от авторитарных родителей демократичные четко проясняют свои ожидания и устанавливают ограничения. Они показывают ребенку пример и хвалят его за хорошее поведение. Чтобы заслужить уважение ребенка и донести до него свою точку зрения, вам следует уважать его мнение.

5. Поддерживайте связь

Когда вы разговариваете с ребенком, не отвлекайтесь ни на что. Прервите все дела, уберите мобильный телефон и смотрите на ребенка. Только так он поймет, что его слова для вас важны.

Ребенок будет лучше слушаться вас и придерживаться установленных правил, когда он чувствует эмоциональную связь с вами. Ему необходимо ваше сопереживание. Постарайтесь понять, что он чувствует. Когда вы начнете разговаривать с ним, исходя из этих позиций, он начнет прислушиваться к вашим словам.

6. Общайтесь открыто

7. Используйте ошибки ребенка как возможность научить его новому

Приучая ребенка к дисциплине, важно как можно четче озвучивать свои ожидания, показывать хороший пример, давать ребенку выбор и пространство для развития и устанавливать границы, чтобы обеспечить его безопасность.

Но насколько жесткими должны быть границы, которые вы устанавливаете? Допустимы ли физические наказания детей?

Наказание и дисциплина – это не одно и то же

Считаете ли вы, что дисциплинирование невозможно без наказаний? Если да – вы не одиноки. Многие родители во всем мире думают так же.

Однако по ряду причин этого делать не стоит:

Ребенок, которого часто наказывают, начинает верить, что ответственность за его поведение лежит на ком-то другом, а не на нем самом. Они поступают таким образом, чтобы кто-то наказал их за плохое поведение.

Эффективные методы дисциплинирования ребенка

Дисциплинирование направлено на то, чтобы научить ребенка различать хорошее и плохое поведение, даже с его субъективной точки зрения. Главное – объяснить ребенку общепринятые правила поведения и то, что он никогда не должен причинять вред другим людям. В разном возрасте можно применять разные методы дисциплинирования ребенка.

3–5 лет

Дети старше трех лет понимают указания и могут следовать им. Они также способны видеть взаимосвязь между своими поступками и последствиями. В этом возрасте дети любят все делать по-своему, и поэтому нужно объяснить им ограничения. Есть несколько эффективных способов сделать это.

1. Позитивное дисциплинирование

Как следует из названия, позитивное дисциплинирование направлено на то, чтобы акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, а не на плохих. Идея такого метода – подчеркивать, каких действий вы ожидаете от ребенка. Этот метод хорошо работает с маленькими детьми.

2. Руководство ребенком

Маленькие дети еще не могут отличать правильные поступки и неправильные. Малышей нужно учить вести себя в обществе, общаться с новыми знакомыми и гостями, которые приходят в дом, хорошим манерам и навыкам общения. Поэтому давайте ребенку простые и понятные инструкции. Помогите ребенку различать хорошее и плохое поведение.

3. Дисциплина, основанная на вознаграждении

Ставить ребенку условия лучше всего, когда он еще слишком мал для того, чтобы понять логику и объяснения. Также родители часто используют наказания, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом. Но, используя наказание, вы сосредотачиваетесь на негативе.

Дисциплина, основанная на вознаграждении, делает акцент на позитиве, то есть на том, что должен делать ребенок. Тем не менее, вознаграждение не должно превращаться в подкуп. Если вы награждаете ребенка за любую мелочь, у него не будет мотивации хорошо себя вести без вознаграждения.

Чтобы избежать этого, приучите ребенка к тому, что награды не всегда должны быть материальными. Это может быть, например, обыкновенная похвала. Если ребенок счастлив оттого, что помог другому человеку, само это чувство для него – награда.

4. Периоды успокоения

Если ребенок упрям, позитивное дисциплинирование в отношениях с ним может не сработать. Такие дети способны впадать в истерики, чтобы выразить свои злость и разочарование. Если вы будете ругать ребенка или заставлять поступать согласно вашим указаниям, это может только усугубить ситуацию.

Когда ребенок отказывается слушаться вас и впадает в истерику, дайте ему время, чтобы успокоиться. Не стоит ставить его в угол, лучше позвольте провести некоторое время в своей комнате. Комфортная атмосфера поможет ему быстрее успокоиться.

После этого поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя определенным образом.

6–7 лет

В этом возрасте ребенок соотносит слова родителей с их поступками. Поэтому, прежде чем устанавливать для ребенка последствия его плохого поведения, убедитесь, что они обоснованы. Не угрожайте ему преувеличенными или непрактичными наказаниями, которые вы не сможете выполнить.

5. Устанавливайте правила и границы

Дети лучше себя ведут, зная правила. Поэтому установите для ребенка рамки дозволенного. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть простыми и понятными. Ребенку необходимо понимать последствия, ожидающие его в случае плохого поведения. Однако не переусердствуйте. Слишком большое количество правил и ограничений может привести ребенка в замешательство. Установите несколько правил и требуйте, чтобы ребенок ссоблюдал их.

6. Расскажите ребенку о естественных и логичных последствиях

Эффективный способ приучить ребенка к дисциплине – использовать естественные последствия, которые можно объяснить логически. Не придумывайте последствий, удобных для вас, так как ребенок быстро догадается об их надуманности.

Естественными последствиями могут быть чувства ребенка к чему-то. Например, если он по неосторожности потерял или сломал игрушку, не спешите покупать ему новую. Дайте ему время пережить грусть от потери игрушки и понять важность бережного отношения к вещам.

Например, если он не хочет учить уроки, можно запретить ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Если он постоянно забывает игрушки на улице, ему можно запретить играть ими на один-два дня.

7. Мягкая дисциплина (перенаправление)

8. Эмоциональный коучинг

Эмоциональный коучинг предполагает 5 шагов:

  • отслеживайте собственные эмоции;
  • сопереживаййте ребенку и поддерживайте с ним связь;
  • слушайте, что говорит ребенок;
  • называйте ребенку эмоции, которые он испытывает. Для этого вы можете составить список чувств или распечатать фотографии лиц людей, выражающих разные эмоции.

9–12 лет

В этом возрасте для дисциплинирования ребенка лучше всего подходят естественные последствия. Кроме того, вы можете использовать следующие техники.

9. Причины и следствия: помогите ребенку учиться на его ошибках

Последствия, которые вы устанавливаете для ребенка за плохое поведение, должны соответствовать его возрасту и ситуации. Например, если ребенок отказывается вовремя ложиться спать, позвольте ему лечь спать позже. На следующий день, когда он будет чувствовать себя сонным и раздраженным, объясните ему, что это происходит потому, что он не лег вчера вовремя.

Используйте естественные последствия, чтобы помочь ребенку учиться на ошибках.

10. Предложите альтернативы

13 лет и старше

Подростков обычно нелегко убедить. Логические аргументы не всегда могут действовать на них. Если такие аргументы не сработают, попробуйте следующие способы.

11. Дискуссия и поиск общего решения

Подростки не любят, когда им указывают, что делать и как себя вести. Им нравится, когда с ними обращаются как с взрослыми, хотя на самом деле они ими не являются. Поэтому, когда у вашего подростка появляются проблемы с поведением, не ставьте ему ультиматумов. Обсудите с ним проблему и придумайте совместное решение. В результате подросток будет чувствовать большую ответственность и, вероятно, согласится на ваше предложение.

12. Лишение привилегий

Когда подросток нарушает правила, в качестве наказания можно лишить его каких-либо привилегий. Например, если он вовремя не приходит домой, запретите ему гулять в течение следующих нескольких дней.

Привилегия, которой вы лишаете подростка, должна быть связана с его проступком, чтобы он мог понять последствия своего поведения.

13. Переговоры

Еще один способ дисциплинировать подростка – это переговоры. Как было сказано раньше, подростки любят проявлять свою независимость, самостоятельно принимая решения. Когда между вами возникает конфликт интересов, заключите соглашение. Так подросток с большей вероятностью пойдет вам на уступки.

Вы не сможете приучить ребенка к дисциплине, если сами не будете соблюдать правила. Независимо от того, три или шестнадцать лет вашему ребенку, он будет обращаться к вам за советами и поддержкой. Будьте хорошим примером для вашего ребенка, чтобы он не оправдывал свое плохое поведение тем, что вы поступаете так же.

Читайте также: