Веймарская конституция 1919 г кратко

Обновлено: 30.06.2024

Чрезвычайная конституция была смоделирована на имперской конституции, с президентом, избранным собранием вместо императора. Президент выдвинул министров, подответственных собранию. Он не имел власти распустить собрание, которое было бы независимым, если бы не государственное право. Федеральный принцип был выражен в верхней палате, чей согласие требовалось для законодательства. В случае разногласия между этими двумя палатами, проблема должна была быть решена референдумом. Для конституционного собрания любые вопросы решались быстро, но территориальные границы могли быть изменены только с согласия заинтересованных государств.[8]

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей земель.

В январе 1919 года проект конституции был передан в СНУ, члены которого, в частности М.Эберт, потребовали большего выявления его демократического характера, за счет, прежде всего, включения широкого перечня прав и свобод.




Земли имели свои законодательные органы -ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст.17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.36-39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст.6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст.15).

Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировался исключительно законодательством империи (ст.6).

При таком распределении законодательных полномочий между империей и землями последним оставалось право самостоятельно законодательствовать только по малозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарной службе, дорогах и пр.

Проявившееся в этих положениях особое стремление укрепить центральную власть стало ответом на партикуляристские настроения в землях, усилившиеся во времена революции. По убеждению членов Национального собрания. Конституция должна была соответствовать тому идеалу действительно единого, сильного государства, которое способно было вывести страну из глубочайшего внутри- и внешнеполитического кризиса.

В соответствии с конституционным принципом народного суверенитетарейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 года. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст.63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Президент и рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов.

Президент же, согласно ст.43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Наделяя президента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентарии просмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, что президентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, который использует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скорое подтверждение и этому обстоятельству.

Задачей Ноябрьской революции (которая решалась на фоне новой всемирно-исторической эпохи перехода от капитализма к социализму) являлось разрешение противоречий между миролюбивыми народными массами и силами германского империализма и милитаризма, которые были ответственны за войну и нищету в стране. Для этого было необходимо экспроприировать империалистическую буржуазию, юнкерство, уничтожить милитаризм провести демократизацию государственного строя и другие демократические преобразования. Но Веймарская конституция оказалась слаба, т. к. была сохранена монополистическая буржуазия и юнкерство, которые всегда были оплотом реакционных монархических и националистических сил.

С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами.

Роковой ошибкой республики было то, что армия, подчинялась, по Конституции, только рейхсканцлеру, а значит фактически была бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную активную политическую силу. Выражением полного неприятия рейхсвером Веймарской республики стал поднятый его командованием вместе с праворадикальными офицерскими организациями в мае 1920 года военный путч Каппа-Лютвица. За счет бывших кадров рейхсвера пополнялись и численно растущие нацистские полувоенные организации.

Слабость политической воли Веймарского государства была связана также с отсутствием единства действий его высших органов власти. Рейхстаг не стал проводником демократии, конституционного порядка, так как в нем, особенно в последние годы Веймарской республики, в силу острого партийного противоборства сложилась ситуация полной невозможности образования позитивного большинства, способного предложить народу умеренную программу выхода из кризиса. Находившиеся на диаметрально противоположных флангах партии, имевшие в нем большинство мандатов, резко критически настроенные против правительства, в силу полной противоположности своих целей не были готовы и не были в состоянии взять на себя правительственную ответственность.

В связи с тем, что, ни государственная власть, ни народ не смогли понять и принять демократическую суть Веймарской Конституции - это привело к дисбалансу Веймарской государственной машины. А это соответственно спровоцировало ее полное разрушение, гибель, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 году.

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

2. Драбкин Л. В. Становление Веймарской республики. М., 1978.

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА., М., 1998.

4. Конституция Веймарской республики.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, т.22.

7. Овчинникова Я. С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М., Издательство Московского университета. 1983.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, с.272.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.222.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[5] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35, с.270

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[7] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[9] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

Чрезвычайная конституция была смоделирована на имперской конституции, с президентом, избранным собранием вместо императора. Президент выдвинул министров, подответственных собранию. Он не имел власти распустить собрание, которое было бы независимым, если бы не государственное право. Федеральный принцип был выражен в верхней палате, чей согласие требовалось для законодательства. В случае разногласия между этими двумя палатами, проблема должна была быть решена референдумом. Для конституционного собрания любые вопросы решались быстро, но территориальные границы могли быть изменены только с согласия заинтересованных государств.[8]

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей земель.

В январе 1919 года проект конституции был передан в СНУ, члены которого, в частности М.Эберт, потребовали большего выявления его демократического характера, за счет, прежде всего, включения широкого перечня прав и свобод.

Земли имели свои законодательные органы -ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст.17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.36-39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст.6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст.15).

Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировался исключительно законодательством империи (ст.6).

При таком распределении законодательных полномочий между империей и землями последним оставалось право самостоятельно законодательствовать только по малозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарной службе, дорогах и пр.

Проявившееся в этих положениях особое стремление укрепить центральную власть стало ответом на партикуляристские настроения в землях, усилившиеся во времена революции. По убеждению членов Национального собрания. Конституция должна была соответствовать тому идеалу действительно единого, сильного государства, которое способно было вывести страну из глубочайшего внутри- и внешнеполитического кризиса.

В соответствии с конституционным принципом народного суверенитетарейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 года. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст.63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Президент и рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов.

Президент же, согласно ст.43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Наделяя президента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентарии просмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, что президентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, который использует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скорое подтверждение и этому обстоятельству.

Задачей Ноябрьской революции (которая решалась на фоне новой всемирно-исторической эпохи перехода от капитализма к социализму) являлось разрешение противоречий между миролюбивыми народными массами и силами германского империализма и милитаризма, которые были ответственны за войну и нищету в стране. Для этого было необходимо экспроприировать империалистическую буржуазию, юнкерство, уничтожить милитаризм провести демократизацию государственного строя и другие демократические преобразования. Но Веймарская конституция оказалась слаба, т. к. была сохранена монополистическая буржуазия и юнкерство, которые всегда были оплотом реакционных монархических и националистических сил.

С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами.

Роковой ошибкой республики было то, что армия, подчинялась, по Конституции, только рейхсканцлеру, а значит фактически была бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную активную политическую силу. Выражением полного неприятия рейхсвером Веймарской республики стал поднятый его командованием вместе с праворадикальными офицерскими организациями в мае 1920 года военный путч Каппа-Лютвица. За счет бывших кадров рейхсвера пополнялись и численно растущие нацистские полувоенные организации.

Слабость политической воли Веймарского государства была связана также с отсутствием единства действий его высших органов власти. Рейхстаг не стал проводником демократии, конституционного порядка, так как в нем, особенно в последние годы Веймарской республики, в силу острого партийного противоборства сложилась ситуация полной невозможности образования позитивного большинства, способного предложить народу умеренную программу выхода из кризиса. Находившиеся на диаметрально противоположных флангах партии, имевшие в нем большинство мандатов, резко критически настроенные против правительства, в силу полной противоположности своих целей не были готовы и не были в состоянии взять на себя правительственную ответственность.

В связи с тем, что, ни государственная власть, ни народ не смогли понять и принять демократическую суть Веймарской Конституции - это привело к дисбалансу Веймарской государственной машины. А это соответственно спровоцировало ее полное разрушение, гибель, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 году.

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

2. Драбкин Л. В. Становление Веймарской республики. М., 1978.

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА., М., 1998.

4. Конституция Веймарской республики.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, т.22.

7. Овчинникова Я. С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М., Издательство Московского университета. 1983.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, с.272.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.222.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[5] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35, с.270

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[7] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

[9] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.—М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998.

Веймарская конституция 1919 г. получила свое название по месту принятия. Ее отличительный признак – демократизм. Подготовка текста основного закона велась в условиях незавершенности грянувшей в Германии революции. Поэтому статьи конституции пестрят призывами к миру, сотрудничеству всех сословий, свободе и справедливости.

Подготовка закона

Текст Конституции Германии – своеобразный компромисс между различными социально-политическими силами, представленными в Национальном собрании, а также отражение событий ноября 1918 г. – июня 1919 г.

Подготовка первого проекта конституции была поручена Государственному секретарю Министерства внутренних дел Германии Г. Прейсу. Текст включал 68 статей, три раздела. Это был вариант парламентской республики. Ставка делалась на серьезной реорганизации федерации, которая должна была стать единым государством с 16 равноправными (в том числе и по численности в землях) территориями.

Представленный проект было предложено переработать. В ходе полугодовой переработки текста было подготовлено два составных раздела. 31 июля 1919 г. Национальное собрание приняло конституцию. 14 августа она вступила в действие.

Содержание конституции

Органы власти

Верхняя палата парламента отныне именовалась Рейхсрат (Имперский совет). Каждая земля имела свой законодательный орган – лапдтаг и свою конституцию. Закреплялся принцип – федеральное право преимущественнее права земель.

В исключительном ведении центра находились дипломатия, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, оборона и др. Местные парламенты принимали законы только по вопросам местного значения.

Рейхстаг – орган народного представительства, высший законодательный орган, избираемый всеобщим голосованием. Его полномочия ограничивали рейхсрат и президент.

Рейхсрат – представительный орган, включавший представителей правительств земель; имел отлагательного вето на законы, принятые в Рейхстаге.

Второй раздел Конституции Германии содержал перечень прав и обязанностей немцев. Закреплялись демократические права и свободы.

Судьба закона

Веймарская конституция, юридически существуя, фактически перестала действовать после установления власти А. Гитлера в 1933 г.

Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, и свой законодательный орган – ландтаг. Все наиболее важные вопросы находились в ведении империи: внешние сношения, армия и флот, вопросы гражданства, денежная система, таможня, почта, телеграф и телефон и т. д.

Верхней палатой парламента был рейхсрат. Земли посылали в рейхсрат представителей соответственно с количеством населения. Рейхсрат обладал правом опротестования законов, принятых рейхстагом. При несогласии палат окончательное решение принимал президент: он мог либо утвердить закон принятый рейхстагом, единолично, либо передать его на общегерманский референдум. Рейхсрат наряду с рейхстагом пользовался правом законодательной инициативы, все правительственные законопроекты требовали согласия рейхсрата.

Депутаты рейхстага избирались на четыре года на основе всеобщего избирательного права, прямым и тайным голосованием. Веймарская Конституция вводила в Германии пропорциональную избирательную систему. Вся страна была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список.

Для разрешения споров между центральным имперским правительством и субъектами федерации (землями) создавался Верховный государственный суд, назначаемый имперскими властями.

Президент избирался всеобщим голосованием на семь лет на тех же принципах, что и депутаты рейхстага. Президент являлся главой государства и представлял империю в международных отношениях. Он заключал международные договоры (с согласия рейхстага), являлся верховным главнокомандующим, имел право досрочного роспуска имперского парламента, обладал правом введения чрезвычайного положения.

Назначение правительства – как его главы (имперского канцлера), так и всех имперских министров – также находилось в компетенции президента. Вместе с тем правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего

Конституция США

Конституция США Одобренная конгрессом конференция (Конституционный Конвент) была созвана в 1787 году в Филадельфии – в том самом Индепенденс-Холле, где одиннадцать лет назад патриоты объявили о независимости Америки. Некоторые штаты не захотели в ней участвовать: так,

Конституция

Конституция Теперь оцените ситуацию так, как оценивают ее Животные, которые оценку любой исторической фигуры ведут только с позиций ее животных интересов, поскольку по-иному мыслить Животные просто не умеют. Животное представляет себя на месте Сталина так:«Вот я у

3. Конституция

3. Конституция Новгород был политически связан с Москвою правлением князя, который обычно был одновременно и великим князем московским. Князь в Новгороде, однако, обладал совершенно иным статусом, нежели в Москве. Прежде всего, пост князя в Новгороде был выборным.

Веймарская конституция

Веймарская конституция Значительное место в работе Национального собрания занял вопрос о новой конституции страны. Ее проект был разработан комиссией под руководством статс-секретаря министерства внутренних дел Гуго Пройса (1860-1925), известного юриста-демократа. 28

2. Веймарская республика в 1924-1929 гг.

2. Веймарская республика в 1924-1929 гг. Во второй половине 1920-х гг. ведущие страны западного мира преодолели разрушительные последствия мировой войны. К 1929 г. общий объем промышленного производства капиталистического мира увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с довоенным

ЧАСТЬ I ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ТРЕТИЙ РЕЙХ

ЧАСТЬ I ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ТРЕТИЙ РЕЙХ Когда 7 мая 1919 года противники Германии в Первой мировой войне пригласили германскую делегацию в Версальский дворец для ознакомления с проектом мирного договора, председатель Парижской конференции держав-победительниц,

Веймарская республика

Веймарская республика Установленная в результате Ноябрьской революции 1918 буржуазнодемократическая республика в Германии в 1919–1933. Состояла из 15 земель (республик) и 3 "вольных городов". Юридическим оформлением Веймарской республики явилась Веймарская конституция,

Остготская конституция

Остготская конституция Правление Теодериха в Италии, если считать его началом сражение при Адде 490 года, продолжалось тридцать шесть лет. Оно стало, в общих чертах, продолжением режима Одоакра. О правительстве Одоакра мы знаем очень мало — о правительстве Теодериха

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте-наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. Конституцию Германской империи.

Учредительное собрание социал-демократов состоялось 6 февраля 1919 года в Веймаре. Руководство социал-демократов заявило о самоликвидации. Коммунистическая партия, которая уже возникла к тому времени, в Учредительном собрании участия не принимала. Она бойкотировала Учредительное собрание. Собрание приняло конституцию, получившую название Веймарской.

Веймарская конституция – одна из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам.

Основные положения Веймарской конституции

Веймарская конституция объявила Германию демократической республикой, определила положения о том, что перед законом все равны и имеют свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Документ гарантировал неприкосновенность личности, тайну переписки, прямое избирательное право. Вместе с тем конституция давала возможность буржуазии ограничивать права и свободы граждан, так как это был документ буржуазно-демократического толка.

Рейхстаг являлся органом общеимперского законодательства. Депутаты рейхстага не несли ответственности перед избирателями.

В конституционном документе говорилось, что депутаты подчиняются только своей совести. В исключительное законодательство империи входили: внешние взаимодействия, колониальные вопросы, гражданство, свобода передвижения, иммиграция, выдача преступных элементов, оборона, монетное дело, таможни, почта, телеграф, телефон.

В конкурирующее законодательство империи вошли вопросы гражданского и уголовного права, судопроизводство, свобода собраний, здравоохранение, рабочее законодательство.

Рейхсрат представлял германские земли, каждая земля обладала как минимум одним голосом, более крупные земли имели несколько голосов. Члены правительств земель были представителями в рейхсрате.

Проекты законов вносились в рейхстаг по инициативе рейхсрата либо правительством при согласовании с рейхсратом

Рейхсрат мог опротестовать закон, принятый рейхстагом. Если возникала спорная ситуация, то вопрос решался президентом. Президент либо поддерживал рейхстаг, либо назначал референдум. Требование референдума рейхстагом обеспечивалось двумя третями голосов, тогда президент опубликовывал закон в редакции рейхстага, либо выставлял его на референдум.

Права президента

Президента избирало население страны на семилетний срок. Он обладал очень большими правами: представлял страну на международном уровне, заключал договоры и соглашения от имени Германии с иностранными государствами, командовал армией, имел право помиловать человека или ужесточить ему наказание, смещал с должности и назначал на должность чиновников и офицеров. При возникновении причин, мог досрочно распустить рейхстаг.

Рейхстаг со своей стороны двумя третями голосов мог потребовать проведения референдума, а на нем поставить вопрос о смещении президента. Были случаи роспуска рейхстага президентом, но отстранения президента от власти рейхстагом в истории Германии не было.

Президент, в соответствии со ст. 48, получал право принятия мер в случае нарушения общественной безопасности, вплоть до задействования армии. Президент мог приостановить действие таких прав, как личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища гражданина, свобода слова и др. В Конституции говорилось, что перед принятием таких мер в известность должен быть поставлен рейхстаг, который вправе отменить эти меры. Даже при возможности отмены мер, статья Конституции носит антидемократический характер. В 1923 году была применена сила в отношении революционного восстания в Саксонии.

Права правительства

Президент назначал правительство, которое должно было пользоваться доверием рейхстага. Если рейхстаг выражал недоверие правительству, оно должно было уйти в отставку. В этом случае права президента на роспуск рейхстага не действовали.

За период действия Веймарской конституции работало несколько президентских правительств, то есть назначавшихся исключительно президентом. Такими были несколько правительств до прихода к власти фашистов.

Документ был передовым в вопросе централизации Германии, но все же большая часть прав оставаласьу земель империи. Земли сохраняли за собой законодательную власть.

Безусловно, Конституция по внешнему оформлению имела демократический характер, но по сути охраняла капиталистическую собственность.

В ст. 156 было провозглашено о сотрудничестве всех производящих слоев населения, работодатели и рабочие должны были совместно участвовать в управлении, добывании, производстве и распределении. Это привело не к социализации промышленности Германии, а, напротив, к укреплению господства монополистической буржуазии.

В основном сохранилась старая государственность: суды, военные кадры, бюрократия. Этот документ более соответствовал интересам буржуазии, чем монархические принципы Вильгельма. Главную роль играла Пруссия. Прусские юнкеры поддержали буржуазию, она укрепилась у власти. Это был переходный период к установлению открытой террористической диктатуры.

Падение империи

Военные неудачи весной-осенью 1918 года создали в Германской империи революционную ситуацию. Революция в России усилила накаленную политическими и социальными страстями ситуацию, сложившуюся в Германии ввиду военного поражения. Под влиянием российской революции в немецких армии, на флоте и в городах стали появляться Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Начало революции было положено восстанием моряков в Киле в ноябре 1918 года. К восставшим присоединились крупнейшие города - Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Бремен. Повсеместно появляющиеся Советы рабочих и солдатских депутатов брали в свои руки власть. 9 ноября революция победила в столице. Кайзер бежал в Голландию. Империи не стало. В создавшейся ситуации правительство решилось передать власть социал-демократам.

Получив признание со стороны Берлинского совета депутатов трудящихся, новое правительство объявило о проведении выборов в Учредительное собрание, чтобы (и одновременным заверением о неприкосновенности частной собственности) успокоить землевладельцев и буржуазию и сохранить социальный мир и возможность мирного решения вопроса о будущем страны. При этом социал-демократы не остановились перед расправами с революционными выступления: 15 января 1919 года была разогнана демонстрация в Берлине, в марте 1919 года подавлена Баварская советская республика.

Проводимая социал-демократами политика подтолкнула к активной деятельности буржуазные партии. В сложившейся обстановке они меняли наименования: появились демократическая, народная, христианско-демократическая партии. На выборах в Учредительное собрание в январе 1919 года буржуазные партии вместе получили 16 млн. голосов, две социал-демократические - 13,5 млн. Собрание проходило в небольшом городке Веймаре. В знак признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом бывшего шорника Макса Эберта, руководителя социал-демократической партии, назначенного по указу принца Макса Баденского канцлером Германии. Коалиция Социал-демократической, Демократической партий и Партии центра составила правительство во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, решившее вопрос о подписании Версальского договора, утвердившее бюджет и принявшее новую конституцию, названную Веймарской. Автором Конституции стал юрист либерального толка Гуго Прейс, министр внутренних дел. За Конституцию отдали голоса 262 депутата, против - 75.

Готовые работы на аналогичную тему

Веймарская Конституция

Конституция 1919 года сделала Германию буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Высшим законодательным органом был объявлен рейхстаг, избираемый на четыре года на основе всеобщего избирательного права. Действовала пропорциональная система выборов. Германия была разделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, участвовавшая в выборах, выступала со списком кандидатов. Места распределялись в соответствии с числом голосов, поданных за список. В Парламенте было две палаты:

  • рейхстаг (нижняя палата);
  • рейхсрат (верхняя палата).

В Имперский совет – рейхсрат входили представители 18 земель (15 республик и три вольных города) из которых состояла Германия. Пруссия в рейхсрате имела 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. При разногласиях палат разрешение спорных вопросов принадлежало президенту. Он мог либо присоединиться к рейхсрату, либо поручить решение референдуму. Федеративность была строго дозированной. Все действительно ключевые вопросы – армия и флот, внешние сношения, таможни, монетное дело и связь, гражданство и эмиграция, транспорт - находились в имперском ведении. Но каждая земля имела свои конституцию, составленную в соответствии с имперской, правительство и ландтаг – законодательный орган.

Особое внимание конституция уделяла президенту. Президент избирался в результате всеобщего голосования (ст. 41). Во многом его власть напоминала монархическую. Он мог противопоставить рейхстагу свою власть в вопросе назначения на должность канцлера того или иного лица. Этим правом в 1933 году воспользовался президент Гинденбург, назначив Гитлера канцлером. Президент мог распустить рейхстаг, если находил это нужным, и назначить новые выборы. В компетенции президента также находились командование вооруженными силами, назначение на высшие гражданские и военные должности.

Конституция провозглашала свободу ассоциаций, слова, печати. Но в этом случае законодатель проявил осторожность. Отделив образование от церкви, конституция предусматривала религиозное воспитание детей, так противодействие атеизму стало государственной политикой. Защита хозяйственных и социальных интересов служащих и рабочих возлагалась на представительные органы - советы предприятий, окружные рабочие советы и имперский рабочий совет. Каждый вносимый в рейхстаг законопроект хозяйственного и социального значения, правительство представляло на заключение имперскому экономическому совету.

Итоги германской революции

Читайте также: