Идеи толерантности в многонациональном обществе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Министерство образования и науки Р Ф

РОЛЕВАЯ ИГРА:

Подготовила учитель русского языка

и литературы высшей квалификационной

категории МОУ Закулейская средняя

общеобразовательная школа Нукутского

Тапхарова Зоя Степановна

Закулей 2011 год

Понятие толерантности вошло в образовательно-воспитательный процесс в самое последнее время. Оно характеризует одну из важнейших установок демократии, гуманистического мировоззрения, морали, культуры – принцип

предупреждения и преодоления разного рода конфликтов: социальных, межличностных, этнонациональных, межконфессиональных и т. п.

Что такое толерантность? Это понятие многолико. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках, неодинаково раскрывается в в научных трудах, публицистике.

Мыслители-гуманисты подчеркивали значение терпимости. Как писал Гёте,

В селе Закулей мирно проживают люди самых разных национальностей.

- состав населения: 80% жителей села бурятской национальности 20% - русские, татары, чуваши;

Людей разных национальностей может объединить уважение к культуре,

взглядам, языку другого народа, мы с вами должны овладеть такими качествами как:

- коммуникабельность-

все перечисленные качества мы должны взращивать с самого раннего детства и следовать им в течение всей своей жизни.

Толерантность - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Каждый человек обладают правом жить в мире, сохраняя при этом

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Сегодня, дети, мы попробуем решить в какой-то мере вопросы, связанные с терпимостью и нетерпимостью, уважением и многими другими понятиями с которыми вам приходится встречаться ежедневно в вашей повседневной жизни.

(звучат высказывание и мнение воспитанников)

Я перечислю знакомые, самые обычные для Вас слова. Повседневность – это кофе, отпуск, пицца, автомобиль. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – пицца, летом – отпуск, каждый день автомобиль.

Ребята, а какие вы можете привести примеры из своей повседневной жизни?

(звучат ответы детей о компьютере, телевизоре, мобильном телефоне и т.д.)

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? ( Звучит музыка и продолжение сказки ):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )

Физкультминутка.

Всем учащимся предлагается выполнить физкультминутку:

Учитель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.

Здравствуй, мир! (руки верх)

А вокруг – страна моя! (вокруг себя)

Солнце в небесах - горит! (руки верх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (влево руки в замке)

А там - поля! (вправо руки из замка)

Здесь – друзья! (влево руки из замка)

И здесь – друзья! (вправо руки из замка)

Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)

К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)

Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)

И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)

Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь

По округе пробегусь (поворот во круг себя)

Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)

И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)

Как ребята (рывки руками перед грудью)

С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)

Здравствуй, город самый лучший! (вперед)

Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)

Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)

Здравствуй, мир! (ладони в чаш)

Встречай меня! (ладони к груди)

- Спасибо всем, предлагаю продолжить дальше

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

Как вы считаете, наш праздник удался?

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:

откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.

пойдете и приведете с собой сестру.

Карточка 3. БОЙКОТ.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия

Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.

Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка 4. СВАСТИКА.

На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

Пройду мимо и не замечу

Напишу рядом "смерть всем черным"

Незаметно сотру ее

Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 5. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.

Я тоже вспомню парочку анекдотов.

Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.

Карточка 6. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.

Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый

Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.

Инструкция. Все участники рассаживаются на по кругу на стулья. Ведущий садится на один из стульев вместе с ними и обращается к ребятам:

- Приглашаю вас в путешествие на северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надёжные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но на всякий раз, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмёт с собой на полюс.

Вопросы по итогам игры:

- Что нам даётся легко, а ценится очень дорого?

- Какие толерантные качества вы можете назвать?

Советы интолерантному человеку

* Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.

* Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно.

* Помните, что изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

* Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

* Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

* Принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.

* Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные ( познавательные) и творческие процессы. Больше общайтесь с разными людьми.

* Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь за них.

Правила толерантного общения:

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь-то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Толерантность – это терпимость к чужим обычаям, чужому образу жизни, действиям и поведению.

Также толерантность выражается в терпимости к чувствам и идеям, мыслям и общему состоянию. Реализация толерантности осуществляется на микроуровне. Например, в частной жизни толерантными считаются индивиды, которые относятся друг к другу с пониманием. Это семейные отношения, приятельские и профессиональные отношения. Субъектами толерантности на макроуровне выступают сообщества, государства и обширные социальные группы.

Что касается этнической толерантности, то это также способность индивида проявлять терпимое отношение к незнакомому или малознакомому образу жизни представителей других этнических организаций и общностей. Это терпимое отношение к этническим группам и их поведению, национальным и этническим традициям, чувствам и верованиям, а также принятие их мнения.

Внешне этническая толерантность может выражаться в:

  • выдержке;
  • самообладании;
  • способности индивида спокойно воспринимать непривычную ему культуру, чуждый образ жизни и мышления.

Одновременно с этим адаптивные способности индивида не снижаются, он старается самостоятельно минимизировать свой стресс и относиться с пониманием к происходящим процессам и явлениям. Этническая толерантность также проявляется и в критических ситуациях, когда человек оказывается перед внутриличностным или межличностным выбором. Это все сопровождается психологической напряженностью, но обычно касается немногих социальных групп. Обусловлено это тем, что сегодня мир очень подвижен, в нем взаимодействуют представители различных этносов и наций, которые находятся в процессе постоянного культурного обмена. Поэтому для человека этническая толерантность – это не вынужденный выбор, а скорее естественный процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Этническая толерантность в разных странах воспринимается по-разному. Это связано с тем, что в разных государствах свое этнонациональное распределение. Где-то проживают этносы, близкие друг к другу по национальным характеристикам, традициям и обычаям. В некоторых же государствах сосуществуют и взаимодействуют друг с другом представители абсолютно разных этнических категорий. Например, это характерно для России. Поэтому вопрос этнической толерантности в российском обществе стал особоактуальным и значимым.

Этническая толерантность в России

  1. Острые кризисные зоны, где чаще всего вспыхивают конфликты, например, Ингушетия, Северная Осетия;
  2. Потенциально кризисные территории, например, Краснодарский край, в котором основным фактором конфликтогенности являются интенсивные миграционные процессы, приводящие к обострению текущей ситуации;
  3. Зоны активного регионального сепаратизма, например, Татарстан и Башкортостан;
  4. Зоны умеренного регионального сепаратизма, например, Республика Коми.

В России тема этнической толерантности сегодня очень острая, и ее необходимо прорабатывать на нескольких уровнях. Прежде всего – на личностном. Толерантное отношение и терпимость к представителям других этносов и наций – это то, что должно воспитываться с раннего детства, что должно быть одной из характеристик личности. Если человек сможет самостоятельно это осознавать, то эту ценность в дальнейшем он будет транслировать уже в общество. В России, многонациональном государстве с культурным разнообразием, проблематика этнической толерантности набирает обороты. Государство и общество доказало, что некоторым негативным явлениям можно противостоять, но на индивидуальном уровне следует еще больше внимания обращать на терпимость и воспитание.

В начале третьего тысячелетия одной из главных задач, стоящих перед нами в процессе формирования демократического общества, является задача воспитания личности, которая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей.
На настоящем этапе развития демократии в России можно констатировать, что в обществе достаточно низкая правовая культура. Нет глубоких корней философии воспитания детей в духе терпимости. Социальные установки на формирование толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия в социальном плане находятся в состоянии своего развития. Общественное осознание недопустимости различных видов экстремизма, ксенофобии, выработка механизмов их противодействию особенно актуальны для нашей современной жизни.

Углубляющиеся социальное расслоение породило социальную напряженность, спровоцировало продолжающиеся межэтнические и межконфессиональные конфликты, являющиеся прямой угрозой целостности страны.
Поэтому в условиях многонационального государства, какой является Россия, особую остроту приобретает проблема толерантности, уважения, умения находить истину через диалог, поскольку предстоит найти решение сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов, функционирования национальных языков и национальных культур, сохранения национально-этнических компонентов духовной культуры

По-простому своими словами: нациям (народам) необходимо проявлять толерантность по отношению друг к другу: это отсутствие нацизма, терпимое отношение, проявление содружества и пр. Таким образом толерантность играет огромную роль в МДГ: способствует мирному сосуществованию, помогает обойтись без вооруженных и иных конфликтов, улучшает экономику.

Потапова Дарья Сергеевна

Актуальность работы не вызывает сомнения ввиду того, что в современном обществе проблема толерантности является животрепещущей.

В результате написания работы была выявлена необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.

Проанализировав нормативно-правовые документы и официальные ресурсы сети интернет, Салкина Ева рассмотрела Россию как многонациональное государство.

Анкетирование учащихся и родителей МОУ СОШ №4 показало необходимость воспитания толерантности у молодёжи. На этой основе ученица предложила ряд рекомендаций для семьи и школы. Продемонстрировала работу МОУ СОШ №4 по воспитанию толерантности.

Творческая работа имеет перспективу исследования. Возможно дальнейшее исследование проблемы толерантности в рамках муниципалитета, сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, семьями.

ВложениеРазмер
vospitanie_tolerantnosti.doc 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности в условиях многонационального государства.

Автор: Салкина Ева

Руководитель: Потапова Дарья Сергеевна

учитель истории и обществознания,

  1. Что такое толерантность. 3
  2. Россия – многонациональная страна…………………………………5
  3. От толерантного общества к толерантной личности…….………….8

Список использованной литературы……………………………………16

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

Цель работы: выявить необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.

При написании работы мы использовали следующие методы: анализ и синтез, классификация, опрос, анкетирование.

35 % - уважение к людям,

24 % - терпимость к людям,

16 % - равенство людей,

10 % - любовь к людям,

15 % - затруднились ответить.

Статистика показала разность мнений учащихся, а в 15 % случаев их не знание смысла термина.

Для начала несколько слов о происхождении слова и его значении с точки зрения языкознания. Слово "толерантность" пришло в русский язык в XVIII веке через английский из классической латыни, в которой "tolerantia" означало "терпение, терпимость".

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека. [3]

Философ Ю.А. Ищенко определяет толерантность как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге).

Таким образом, обобщая всё выше сказанное, мы можем сделать вывод о том, что толерантность - это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению , образу жизни , поведению и обычаям . Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

2.Россия – многонациональная страна.

В современной России проживает около 200 народов и этнических групп, различных по языку, особенностям своей материальной и духовной культуры, по конфессиональной принадлежности. [19]

Согласно переписи населения в 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей и лица не указавшие национальности составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел..

В 2002 году численность русских составляла около 115,9 млн из 145,2 млн жителей — 79,83 %, численность других национальностей и лиц не указавших национальности составляла около 29,3 млн чел. — 20,2 %.

В Московской области по национальности большинство населения (92,92 %) — русские ; вторая по численности населения — украинцы , на третьем месте — татары . В Московской области проживает также большое количество нелегальных трудовых мигрантов, преимущественно из стран ближнего зарубежья.

В Орехово-Зуево, при численности 121 377 человек на 2013 год, проживают русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, азербайджанцы, армяне. [19]

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция .

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (Ст. 68 Конституции РФ).

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (Ст. 26 Конституции РФ). [4]

В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). [15]

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. [10]

На основании выше сказанного мы можем и должны сделать вывод о том, что исторически так сложилось, что наше государство населяют различные народы, которые приносят в него свои традиции и обычаи, свои культурные ценности. Многонациональность России на протяжении веков была славой России, её гордостью, непобедимостью и силой. Отношения между народами в истории и современности выстраиваются на основе равенства и дружбы. Это то, о чём мы не должны забывать и чему должны учить наших детей.

  1. От толерантного общества к толерантной личности.

"Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь
и вновь, и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость они
приобретут"
Э.К.Суслова

Часто говорят, что в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Самым первым институтом воспитания для ребёнка является семья. Именно здесь должны закладываться все нравственные качества и, разумеется, терпимость и уважение к представителям других национальностей. Последнее наиболее актуально в условиях многонациональности нашего государства и постоянного притока рабочих мигрантов из ближнего зарубежья. [9]

На основе анкетирования учащихся 6-8 классов МОУ СОШ №4 города Орехово-Зуево мы выяснили, что 58 % учащихся положительно относятся к представителям иных национальностей, однако 32 % детей затруднились ответить на вопрос, а 20 % вообще высказали свой негатив в отношении переселенцев из ближнего зарубежья.

Что же может и должна делать семья, чтобы не было этих 32 % и 20 % статистики? И хотят ли самое главное этого родители?

Не безынтересно, что в живой беседе с родителями мы выяснили, что они проводят со своими детьми беседы о терпимом отношении к другим национальностям, считают это нужным и важным. Кроме того, ряд семей демонстрирует смешение наций, что также служит примером терпимости и толерантности.

Однако, некоторые родители, высказали ряд проблем, связанных с воспитанием толерантности.

Со всем этим нельзя не согласиться, мы можем и должны надеяться на то, что наше государство сможет урегулировать и сгладить существующие противоречия, оказать поддержку семье в воспитании детей.

Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы в педагогической науке.

Мы же предлагаем для родителей ряд правил, которые помогут воспитать толерантность в детях.

Для того чтобы привить толерантность своему ребенку родители, во-первых, должны научить его умению воспринимать как должные, такие этические ценности, как прощение и понимание, сочувствие и согласие, компромисс и принципиальность. Ведь толерантность, это свойство человека действовать, реагировать на житейские ситуации в соответствии со своими ценностями.

Во-вторых, личный пример родителей, пожалуй, самый важный элемент воспитания. Умные фразы и красивые слова о высоких ценностях развеются как дым как только ребенок увидит, что в реальных житейских ситуациях, родители вовсе не следуют им, не разделяют их. Если ребенок не видите уважения, терпимости друг к другу между собственными родителями, то о какой абстрактной толерантности вообще может идти речь?

Проще говоря, толерантность ребенка к миру и человечеству формируют модели взаимоотношений в семье: обращение родителей друг с другом, обращение родителей с ним самим, отношение родителей к другим людям: соседям, друзьям, знакомым… [11]

Поэтому, вот несколько простых, но трудных для постоянного выполнения правил:

1) Слушайте, что говорит Вам Ваш ребенок, проявляйте неподдельный интерес к тому, что он говорит.

2) Принимайте его таким, какой он есть, а не сравнивайте его с вашими фантазиями о нем. И уж тем более, не вымещайте на нем свое недовольство собой.

3) Научитесь снимать его эмоциональное напряжение. Пусть он всегда за помощью идет к Вам. [10]

- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

- Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить

любовь в этом мире. [11]

Восьмой год я обучаюсь в МОУ СОШ №4, которая расположена в Воронцовско-Пролетарском микрорайоне г.о.Орехово-Зуево. Детский коллектив школы многонационален.

- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов;

- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям уважительных отношений к другим людям. [9]

В педагогической практике учителей МОУ СОШ №4 г.Орехово-Зуево накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников.

Наши педагоги проводят такие мероприятия как:

  1. Уроки толерантности (уроки, классные часы);
  2. Международный день семьи (занятия в классах, спортивно-игровые программы);
  3. День народного единства (занятия в классах, классные часы);
  4. Международный день мира (занятия в классах, классные часы);
  5. Художественно- творческие проекты (конкурсы и выставки творческих работ);
  6. Международный день мигрантов и беженцев (занятия в классах, классные часы).

Воспитание культуры толерантности мы считаем необходимо осуществлять по формуле: "родители + дети + педагог".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи.

Именно на этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

Мы предлагаем начать с организации семейных вечеров в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание "отдать, а не взять", подарить людям радость.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом. Для этой цели мы предлагаем использовать все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

В результате написания работы мы выявили необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.

Проанализировав нормативно-правовые документы и официальные ресурсы сети интернет, мы рассмотрели Россию как многонациональное государство.

Исторически так сложилось, что наше государство населяют различные народы, которые приносят в него свои традиции и обычаи, свои культурные ценности. Многонациональность России на протяжении веков была славой России, её гордостью, непобедимостью и силой. Отношения между народами в истории и современности выстраиваются на основе равенства и дружбы.

Анкетирование учащихся и родителей МОУ СОШ №4 показало необходимость воспитания толерантности молодёжи. На этой основе мы предложили ряд рекомендаций для семьи и школы.

Материалы данной работы имеют практическую значимость, Они могут использоваться работниками образования и родителями при организации воспитательного процесса.

Читайте также: