Веды и упанишады кратко

Обновлено: 28.06.2024

Тонкий символический язык Вед лиричен и возвышен. Риши использовали так называемый приём параллелизма, когда внутренний мир человека описывался через внешние явления. Кроме возможности выразить внутренний мир, этот приём также давал возможность защитить сокровенное знание от невежественных людей, потому что только люди, развившие тонкое восприятие, могли понять то, на что указывали символы. Впоследствии это сыграло с Ведами злую шутку, потому что по прошествии многих веков люди перестали понимать этот сложный символический язык.

Для Вед уже до нашей эры наступили времена упадка, они превратились в собрание мифов и ритуалов, а от тонкого символизма языка осталась лишь грубая материальная оболочка, которая заслоняла собой то, что изначально охраняла. Даже жрецы, совершавшие ведические обряды, недостаточно понимали силу и смысл произносимых ими священных слов. Но древнее знание всё же не исчезло бесследно, оно стало источником не только для мировых религий, но также и для тончайших метафизических философий.

Возрождение Вед началось с Брахманов (X – VI века до н.э.) и Упанишад (VIII – III века до н.э.), В Брахманах была предпринята попытка зафиксировать и сохранить мельчайшие подробности ведийских ритуалов, а также значение текстов, читаемых во время обряда, память о древних мифах и традициях. Риши Упанишад следовали другим путем. Они пытались восстановить утраченное знание посредством духовной практики, употребляя тексты древних мантр как источник для собственных интуитивных прозрений. То, что они обнаруживали, они выражали в других терминах, более созвучных времени, в котором жили. Выработав свой ясный и недвусмысленный язык, Упанишады стали главным источником высочайшей индийской мысли и заняли место, некогда принадлежавшее вдохновенным стихам Васиштхи и Вишвамитры.

Буддизм, возникший в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии, довершил эту тенденцию и оставил лишь некое внешнее почитание и механистическую обрядность, а также предпринял попытку упразднить ведийское жертвоприношение и ввести в употребление разговорный язык вместо языка литературного. В противовес этой новой религии, набиравшей всё большую популярность, в III - XII веках н. э появилось учение Пуран как попытка возродить почитаемые, но уже недоступные пониманию тексты Вед, написав их на современном санскрите в новой более доступной форме. В массовом сознании Пураны оттеснили на второй план Веду, а место древних ритуалов заняли новые формы богопочитания. Если некогда Веда перешла из рук провидца в руки жреца, то теперь она начала переходить из рук священнослужителя в руки ученого.

В заключение хочется сказать, что Веды подобны стволу дерева, ветвями которого являются Брахманы и Упанишады, Веданта и Пураны, а также более молодые побеги, такие как Шастры, Итихасы, тексты Веданги и Агамы. Как раньше, так и теперь Веды признаются критерием подлинности того, что есть в священных писаниях Индуизма, в доктринах философских школ и учениях мудрецов, потому что Веды – это источник высочайшего духовного знания, которое только способен воспринять человеческий разум.

Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.

Этимология

"Упанишада" – отглагольное существительное от упанишад – буквально "сидеть около". Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) буквально означает "сидеть внизу около" гуру с целью получения наставлений. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает "сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание". Макс Мюллер даёт значение термина как "искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему" (от упа – "внизу"; ни – "вниз", и шад – "сидеть"). Но, согласно Шанкаре, слово "упанишад" образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: "то что разрушает невежество". Согласно традиционному толкованию "упанишад" означает "удаление невежества посредством знания о верховном духе".

Датировка

Упанишады трудно отнести к какому-то определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как "Брихадараньяка-упанишаду" и "Чхандогья-упанишаду", учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.

В каноне индуизма

Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных божеств ведической религии и уже содержащих в себе основы монотеизма. Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.

Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.

Содержание

В Упанишадах содержатся основы философии индуизма – концепция вселенского духа Брахмана, индивидуальной души атмана или дживы, Сверхдуши Параматмы и Верховного Бога в Его личностной форме Бхагавана или Ишвары. Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было есть или будет. О природе Ишвары и атмана, например, в "Иша-упанишаде" говорится следующее:

Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.

Мудрецы в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.

Кто есть Знающий?

Что заставляет мой ум думать?

Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью?

Откуда появился космос?

Философия

В Упанишадах излагаются различные трансцендентные философские темы, подробно описываются концепции Брахмана и индивидуальной души (атмана). Различные философские школы в индуизме дают свои толкования Упанишад. На протяжении истории, эти интерпретации философии Упанишад положили начало трём основным школам веданты.

Адвайта-веданта

Шанкара трактует Упанишады с точки зрения философии адвайты. В адвайте основную суть Упанишад обобщают в одной фразе "тат-твам-аси" – "То Ты Еси". Последователи адвайты полагают, что в конечном счёте, изначальный, непостижимый и не имеющий формы Брахман един с индивидуальной душой атманом и конечной целью духовной практики является осознание этого единства и прекращение материального существования через слияние атмана с Брахманом.

Двайта-веданта

В появившихся позднее комментариях философской школы двайта даётся совершенно другая интерпретация. Основанная Мадхвой двайта-веданта утверждает, что изначальная сущность и источник Брахмана – это личностный Бог Вишну или Кришна (который объявляет в "Бхагавад-гите" брахмано хи пратиштхахам, "Я – основа безличного Брахмана").

Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или канонические упанишады. Это:

Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.

Другие упанишады

Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты.

Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.

108 канонических Упанишад

Канон "муктика"

Существуют 108 канонических Упанишад школы адвайта. Согласно "Муктика-упанишаде", 1:30-39 в этом каноне:

  • 10 Упанишад относятся к "Риг-веде"
  • 16 Упанишад относятся к "Сама-веде"
  • 19 Упанишад относятся к "Шукла Яджур-веде"
  • 32 Упанишады относятся к "Кришна Яджур-веде"
  • 31 Упанишада относятся к "Атхарва-веде"

Первые 10 считаются основными мукхья. 21 называют саманья-веданта "общая веданта", 23 санньяса, 17 йога, 13 вайшнава, 14 шайва и 9 шакта Упанишадами.

Чктыре веды в индийской философии

Готовые работы на аналогичную тему

Упанишады

Упанишады – это философские трактаты, которые появились примерно 1000 лет до н.э. и по своей форме представляют диалог между мудрецом-мыслителем и его учеником или человеком, который ищет истину, а позже становится его учеником

В общей сложности существует около 150 Упанишад. В них доминирующей темой выступает вопрос о первопричине, первоначале бытия, посредством которого можно объяснить происхождение любого явления природы и человека. В Упанишадах господствующее место отдано учениям, предполагающим в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или Атаман.

Брахман и Атман обычно употребляют в качестве синонимов, несмотря на то, что чаще Брахман употребляют, чтобы обозначить Бога, вездесущего духа, а Атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман превратились в центральные понятия всей индийской философии, а в первую очередь, веданты. В отдельных Упанишадах отождествляются Брахман и Атман с материальной первопричиной мира – пища, дыхание, вещественные первоэлементы – вода, воздух, огонь и земля, или же со всем миром в целом. В большинстве текстов Упанишад Брахман По данной теме мы уже выполнили реферат Человеческое бытие в учении веданты (Махатма Ганди, Свами Вивеканда, Ауробиндо Гхош) подробнее и Атман трактуются в качестве духовного абсолюта, бестелесной первопричины человека и природы.

В Упанишадах познание и приобретенное знание подразделяются на два уровня: низший и высший. На низшем уровне предполагается познание только окружающей действительности. Это знание может являться истинным, так как оно по своему содержанию отрывочно и не полно. Высшая ступень – это познание истины, то есть духовного абсолюта, восприятие бытия во всей его целостности, оно может быть приобретено только посредством развитой мистической интуиции, которая формируется во многом благодаря йогическим упражнениям. Именно высшему знанию отведена власть над миром.

Одним из центральных вопросов Упанишад выступает проблематика исследования человеческой сущности, его психики, душевных переживаний и поведенческих форм и особенностей. Мыслителями Древней Индии была отмечена сложность структуры психики человека и выделены следующие элементы:

  • сознание;
  • воля;
  • память;
  • дыхание;
  • раздражение;
  • успокоение и пр.

Особое внимание уделялось их взаимосвязи и взаимовлиянию. Несомненным достижением выступает характеристика разных состояний психики человека, а, в частности, состояние бодрствования, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних условий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: в качестве высшего счастья рассматривали избавление души от разного рода мирских привязанностей и забот. В Упанишадах приведено различие материальных и духовных ценностей, блага, как спокойного состояния души, и низменной погони за чувственными удовольствиями.

Именно в Упанишадах впервые была высказано концепция переселения душ – сансара, а также идея о воздаянии за прошлые действия – карма. В этом выражалось стремление к определению причинно-следственной связи в цепи поступков людей. Также была сделана попытка посредством нравственных принципов – дхармы – корректировать человеческое поведение на каждой ступени его существования.

Иными словами, Упанишады – это фундамент для практически любого философского направления, появившегося в Индии, так как именно в них ставились и развивались цели, на протяжении длительного времени питающие философские идеи Индии.

Упанишады описываются в Ведах и в основном содержат различные представления о природе Бога, философии и медитации. Также в Упанишадах представлено краткое содержание всех Вед. Именно эти священные писания стали основой для ведантического индуизма.

Содержание Упанишад

В основе ведийской религии лежат четыре Веды – сборники мантр и гимнов, восхваляющих главных богов индуизма. Позже возникли священные писания Брахманы, в которых содержались инструкции по проведению разных ритуалов, правила поведения жрецов.

Священные писания Упанишады и Араньяки относят к веданте – одной из философских школ индуизма. В Араньяках отражена информация о медитациях и практиках йоги, в Упанишадах раскрываются религиозные и философские идеи, первоначально заложенные в Ведах.

Через все тексты Упанишад красной нитью проходит мысль о познании человеком себя самого и окружающей его реальности. Описания религиозных ритуалов отходят на второй план. Древние Упанишады во многом обусловили формирование индийской философии.

Виды текстов в Упанишадах

Никто не знает точного числа Упанишад. Изначально их было около 50, некоторые ученые считают, что их около 108, а известный англо-немецкий филолог Макс Мюллер насчитывал до 170 Упанишад. Ряд исследователей выделяли даже около 200-300 текстов

Традиционно выделяется три группы Упанишад:

Ведические Упанишады включают в себя такие тексты:

В арийские Упанишады включены:

Общинные Упанишады представлены следующими текстами:

Упанишады содержат основные концепции индуизма, среди которых:

Риши – мудрецы, которые получили от богов ведийские гимны. Риши занимались познанием реальности, а также различных состояний сознания

Исследователи Упанишад полагают, что их содержание в основном представлено наивно-материалистическими и идеалистическими концепциями.

Основные философские школы

Представителями философии Упанишад являются три школы веданты (так называемая древнеиндийская ортодоксальная школа):

  • Адвайта-веданта,
  • Двайта-веданта,
  • Вишишта-адвайта.

Прародителями этой философии системы считаются индийские мыслители Шанкара и Гаудапада. Исследователи полагают, что такая трактовка Упанишад является самой логичной.

Двайта-веданта продвигала немного другую философию Упанишад. Основоположником данной школы является известный индийский философ Мадхвой. Так, по его мнению, существует три источника знания:

  • свидетельство Вед,
  • восприятие,
  • логический вывод.

Неопределенность Брахмана, о которой говорится в Упанишадах, школа объясняет трудностью его познания, которая создает сложность в толковании происходящей реальности

Вишишта-адвайта возникла как противовес школе Адвайта-веданта. Основоположник этого направления – теолог и философ Рамануджа. Последователи этой школы признавали существование реального мира вместе со всеми его компонентами, но при этом придерживались мнения, что все это тесно связано с высшей реальностью.

Высшую реальность представляет бог Вишну. Вся Вселенная – это его тело. Цель человека состоит в освобождении от цикла рождения и смерти – так можно достичь Вишну.

Читайте также: