Василий кандинский творчество кратко

Обновлено: 06.07.2024

Василий Кандинский — представитель не столько русского, сколько мирового авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников, от студентов Баухауза до представителей послевоенного абстрактного экспрессионизма.

Из этой статьи вы узнаете:

  • о жизни и судьбе Кандинского;
  • об основных этапах его творческого пути;
  • что стоит за игрой линий и цвета в его живописи;
  • о теоретическом наследии великого авангардиста;
  • интересные факты из жизни художника.

Биография Василия Кандинского

Детство и юность 1866—1895

Потомок таежных разбойников, сибирских каторжан, монгольских князей и богатых коммерсантов, Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, бесконечную любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь. Мальчик с раннего детства воспитывался в многокультурной среде: его мать — прибалтийская немка, отец — купец первой гильдии из древнего забайкальского рода.

После окончания Одесской гимназии Кандинский выбрал типичную для молодого человека из интеллигентной семьи карьеру юриста. Он вернулся в родную Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни художник посвятил праву, национальной экономике и этнографии.

Одним из переломных моментов на пути к живописи стала этнографическая экспедиция в Вологодскую губернию. Быт Русского севера и народный фольклор захватили Кандинского и послужили отправной точкой его творчества. Славянские мотивы и сказочные сюжеты будут часто встречаться в работах художника.

Начало художественного пути: мюнхенский период 1896—1910

В это же время произошло научное открытие деления атома, которое Василий Кандинский воспринял как разрушение всего мира. Потеряв веру в науку и избрав полную неопределенность жизни художника, он отправился в Мюнхен, который стал для него вторым домом.

Занятия основами живописи в престижной частной студии Антона Ашбе не вдохновляли Кандинского. Со второй попытки он поступил в Мюнхенскую академию художеств в мастерскую авторитетного немецкого символиста Франца Штука. Через год Кандинский покинул академию, так и не сумев проникнуться академической живописью.

Вид Мурнау, 1908 Вид Мурнау с железной дорогой и замком, 1909

Ранние работы этого периода написаны под влиянием фовистов и французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Это в основном пейзажи, построенные на ярких цветовых контрастах , взрыве чистого света и красок, крупных мазках и трансформации пространства. Отныне цвета не выполняли лишь описательную функцию, а несли свой собственный символический смысл.

Василий Кандинский, Wassily Kandinsky

Без названия (первая абстрактная акварель), 1910

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

Возвращение в Россию 1914‑1921

Василий Кандинский оставался гражданином России и был вынужден вернуться в Москву. В эти годы художник писал не так много: общественная послереволюционная деятельность захватила его, а потрясения войны и Октябрьская революция разрушили былую цельность его искусства. В своем стремлении соответствовать новому художественному порядку, Кандинский работал в отделе ИЗО Наркомпроса — народного комиссариата просвещения, был вице-президентом Академии художественных наук, организовывал работу региональных музеев и публиковал статьи.

Кандинский

Москва. Красная площадь, 1916

Даже в этот кризисный период Кандинский стремился придать искусству научный характер, выработать правила в живописи, облечь свою философию и восприятие мира в институциональную форму. Художник начал преподавать во ВХУТЕМАСе — знаменитой художественно-промышленной школе, российском аналоге Баухауза, а в 1920 году основал и возглавил Институт художественной культуры ИНХУК.

Баухауз 1922—1933

Василий Кандинский с энтузиазмом принял приглашение Вальтера Гропиуса , основателя немецкой школы прикладного искусства и дизайна Баухауз , и переехал в Веймар. Первые годы в Баухаузе Кандинский преподавал курсы настенной живописи и аналитического рисунка, учил пониманию элементарных форм и психологии цвета.

Василий Кандинский и Пауль Клее, 1929 Василий Кандинский в Баухаузе, 1930

Composition VIII, 1923

Композиция VIII, 1923

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

С переездом в Дессау у Баухауза появились собственные учебные корпуса и мастерские, а для Кандинского открылись новые возможности в преподавании основных курсов живописи. Он поселился в домах преподавателей школы, лично принимал участие в оформлении интерьера своего жилища. Шестидесятилетний художник вовсю наслаждался жизнью, думая, что годы метаний и странствий остались позади.

Французский период и последние годы 1934—1944

Художественный стиль Кандинского в который раз претерпел значительные изменения. Причудливые биоморфные образы в духе сюрреализма сменили строгие геометрические фигуры периода Баухауза. Вместо уже привычной комбинации цветов основной палитры художник использует мягкие пастельные оттенки и полутона: розовый, фиолетовый, бирюзовый и золотой.

василий кандинский

василий кандинский

Личность и личная жизнь

Кандинский с котом Васькой, 1906 Кандинский в своем огороде в Мурнау

Круг интересов Кандинского выходил далеко за рамки живописи. Его завораживал театр, музыка, психология и литература. Кандинский писал стихи и сценарии, виртуозно играл на виолончели и фортепиано. Он много и с удовольствием читал, любил русскую классику и всегда возил с собой книги отечественных писателей и поэтов.

В первый раз Кандинский женился сразу после окончания юридического университета, когда ему было 26 лет. Его женой стала Анна Чемякина — двоюродная сестра художника, которую он знал с самого детства. Она была на 6 лет его старше и во многом напоминала его мать. Это брак был скорее дружеским союзом: Анна поддержала его решение бросить юриспруденцию, была его опорой в эмиграции и безропотно последовала за ним в неизвестность.

Портрет Габриэль Мюнтер, 1905 Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Мюнхене

Всю войну Мюнтер безрезультатно пыталась разыскать Кандинского: писала письма, делала запросы во всевозможные инстанции, пыталась что-то выяснить через общих знакомых. Лишь спустя 4 года она получила письмо от его адвоката: сбежавший жених требовал вернуть все свои картины, старый велосипед, одежду и другие личные вещи. Она узнала, что ее возлюбленный уже давно женат и живет в Германии. Оскорбленная и преданная, она написала ему гневное письмо в 40 страниц. В ответ Кандинский направил лишь нотариально заверенный документ, который давал Мюнтер право распоряжаться его имуществом. Расставание сломало художницу: она отгородилась от всего мира и 10 лет не могла заниматься живописью. Но, несмотря на предательство, Габриэль сумела спасти от фашистов архив и работы Василия Кандинского, рискуя собственной жизнью.

Портрет Габриэль Мюнтер, 1905 Габриэль Мюнтер за рисованием, 1903 год

Портрет Нины Кандинской, 1924 Незнакомому голосу, 1916

Музыка и синестезия

Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи.Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.

Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи. Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.

Интересные факты

Другие работы художника

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

василий кандинский

Советуем прочитать

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте , Facebook , Telegram — @loskomag , Instagram . Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon .



Кратко о художнике

Дата рождения:16 декабря 1866
Место рождения:Москва, Российская империя
Дата смерти:13 декабря 1944
Место смерти:Нёйи-сюр-Сен, Франция
Семьяжены: Анна Чемякин (развод), Нина Кандинская
сын: Всеволод Кандинский
Стиль:экспрессионизм, абстракционизм
Жанр:живописец, график и теоретик изобразительного искусства
Известные картины:Ночь, Композиция VI, Лунная ночь,
Композиция VII, Вверх, Поперечная линия

Биография и описание творчества


Детское фото Кандинского в (5 лет)

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта Василия Сильвестровича. Вскоре после его рождения семья переехала в Одессу. В детстве, его воспитывала тетя после развода родителей в 1871. До 1885 года он каждый год ездил в Москву со своим отцом. Получал уроки рисования и изобразительного искусства.

После окончания средней школы в Одессе, с 1886 г. изучал право, экономику и этнологию в Университете им. М. Ломоносов в Москве. В 1889 Василий Кандинский отправился с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию на Урал для изучения там крестьянских обычаев. Он был очарован мифическими абстрактными картинами ярких цветов в местных церквях и домах. Исследования фольклора этого региона, особенно использования светлых тонов на темном фоне, отражают его ранние работы. В 1892 г. он получил высшее образование и женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякин, с которой развелся в 1911 году. В следующем году он стал ассистентом юридического факультета университета и получил докторскую степень. В 1895 работал художественным руководителем в типографии в Москве.

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию — цитата Кандинского

Во время своих уроков Василий Кандинский встретил любовь — Габриэль Мюнтер, которая стала спутницей жизни выдающейся личности. В 1902 году Кандинский впервые представил свои работы на выставке Берлинского сецессиона.

Важной вехой в художественном будущем мастера была встреча с Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским. Под их влиянием Кандинский и Мюнтер начали писать картины в стиле экспрессионизма. В то время он также познакомился с философом Рудольфом Штейнером, антропософия которого вдохновила его более поздние работы. С 1908 года Кандинский был членом Берлинского сецессиона, а с 1908 года — Новой ассоциации художников Мюнхена (нем. Neue Künstlervereinigung München). После 1909 года он начал интересоваться абстрактной живописью.


Фотография мемориальной доски на фасаде дома в Одессе, в котором жил художник

Музыка в искусстве Кандинского

Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.

Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.

Баухаус. Преподавание в высшей школе строительства и конструирования


Жизнь русского мастера — это блестящая карьера художника, гравера, акварелиста и теоретика. Монументальные достижения Кандинского охватывают многие художественные движения первой половины двадцатого века — он был под впечатлением от импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. С его абстрактными формами и смелыми цветами Василий Кандинский был революционером. Ненавидимый нацистами, он не только рисовал, но и учил других художников мыслить нестандартно. Он часто принимал участие в выставках, преподавал художественные классы и публиковал свои идеи по теориям искусства.

Живопись была, прежде всего, глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубокую духовность и глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, которые выходили за рамки культурных и физических границ. Создание чисто абстрактного стиля Кандинским произошло не внезапно, а скорее впоследсвтвии длительного периода развития и созревания его собственного теоретического анализа, основанного на его личном опыте живописи. Кандинский назвал эту преданность внутренней красоте, глубокое духовное желание внутренней необходимостью, которая была центральным аспектом его искусства. Таким образом, его наследие не ограничивается живописью, но оно также охватывает важные аспекты бытия человека.

Таким образом, под влиянием христианской теологии, работ Клода Моне, музыки Вагнера и общей теософии Кандинский стал целостным художником и мыслителем, создавшим совершенно новые концепции в искусстве. Его теоретические работы освещают не только тех, кто посвятил свою жизнь творчеству, но и всех, кто ищет подходящие пути для жизненного исследования.

В результате упорного и длительного самоанализа художника можно выделить пять важнейших уроков бытия и творчества, которые оставил нам Кандинский:

• Важно делать перерывы
Будучи исключительно плодовитым и трудолюбивым художником, Кандинский признавал важность отдыха от рабочего процесса. Отступления и перерывы позволяют вам увидеть ваш проект с четкой точки зрения, оценить отдохнувшим умом и завершить его с лучшими результатами. Этот урок можно легко применить к любой сфере жизни.

• Позвольте вашему стилю развиваться
Как было указано выше, достижения Кандинского охватывают почти все основные художественные движения первой половины двадцатого
века. Этот художник знал о преимуществах перехода от одного эстетического стиля к другому и придавал большое значение художественной и в целом психологической гибкости.

• Доверьтесь силе контраста
Кандинский всегда осознавал силу контраста цвета и формы. Его самая мощная работа всегда основывалась на неявной силе баланса контрастов — это еще один урок бытия, применимый ко многим сферам жизни.

Комментарий искусствоведа

Ася Бунджукчу, искусствовед школы Популярного искусства Op_Pop_Art , магистр
искусствоведения, специалист по атрибуции, автор научных статей, член союза
художников России и международной ассоциации искусствоведов AIS.

Василий Васильевич Кандинский (Wassily Wassilyevich Kandinsky; родился 16 декабря 1866 года — умер 13 декабря 1944 года) — русский художник, ставший основоположником абстракционизма. Он сравнительно поздно начал свою творческую карьеру и далеко не сразу получил признание, но после того, как это произошло, прославился на весь мир. Сегодня именем Кандинского названы улицы во многих городах, самолёт и даже кратер на ближайшей к Солнцу планете — Меркурии.

Василий Васильевич Кандинский

Биография Василия Кандинского

Василий Кандинский родился в Москве 4 (по новому стилю — 16) декабря 1866 года. Его родителями были нерчинские купцы. В детстве Василий много путешествовал с семьёй — не только по России, но и по европейским странам. В 1871 году в жизни Василия Кандинского начался период оседлости — его семья обосновалась в Одессе. В этом городе мальчик закончил обучение в гимназии, получил дополнительное образование по двум направлениям — художественному и музыкальному.

Василия Кандинского в 1885 году зачислили в Московский университет. Здесь он с 2-летним перерывом учился до 1893 года на юридическом факультете. Профессор Чупров, руководивший учёбой Василия, рекомендовал оставить Кандинского на кафедре политэкономики и статистики. При ней будущий основатель абстракционизма в живописи Васильевич работал два года, однако в 1895 году обратился к Чупрову с письмом, в котором признался, что наука — не для него. Решение о столь резком повороте собственной судьбы Кандинский принял под влиянием выставки картин импрессионистов, которая состоялась в 1895 году в Москве. Как признавался в то время сам Василий Васильевич, чем дальше течёт время, тем сильнее становится в нём любовь к изобразительному искусству.

В 1897 году Кандинский начал учёбу в студии живописца Антона Ажбе. Больших успехов в ней он, впрочем, не добился. В 1900 году художника зачислили в Мюнхенскую академию изобразительных искусств, а в 1901 году он основал собственное творческое объединение со школой при нём, в которой начал преподавать.

После революции Кандинский активно включился в общественную деятельность. Он принимал участие в основании Музея живописной культуры, вёл работу по охране памятников, трудился в художественной коллегии, действовавшей при Наркомпросе. Художник не переставал активно творить, и именно в то время он приобрёл всемирное признание в качестве основоположника абстракционизма.

В 1928 году Кандинский оформил гражданство Германии. В 1933 году он переехал в Париж, а в 1939 году стал гражданином Франции.

13 декабря 1944 года Василий Васильевич Кандинский скончался в городке Нейи-сюр-Сен, что под Парижем. За годы, прошедшие с тех пор, картины Кандинского неоднократно били рекорды на аукционах. Так, в июне 2017 года на Sotheby's это случилось дважды с интервалом в 22 минуты: сначала одну из картин художника купили за 26,7 млн долларов, а затем — ещё одну за 42 млн долларов.

Картины Василия Кандинского

Среди самых известных картин Кандинского:

Читайте также: