В стихотворениях а с пушкина много строчек шутливых серьезных посвященных творчеству кратко

Обновлено: 05.07.2024

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Exeqi monumentum 1

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Ода Пушкина связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).

Вопросы и задания


    Этот взгляд
    Всё может выразить так чудно!
    Ах , обмануть меня не трудно.
    Я сам обманываться рад!
    . . . И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос.

I. Самооценка творчества в стихотворении.

Стихотворение в актёрском исполнении

— Каким представляет каждый из поэтов свой памятник?

— *В чём сходство и различия их стихотворений?

Аналитическая беседа:

— Рассмотрите изображение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге (см. изображение ниже)
и колонны в городе Александрии.

*Какой из этих памятников назван в стихотворении Александрийским столпом? Каково значение слова столп?

— Как решается в стихотворении вечная проблема смерти и бессмертия? Подтвердите свои мысли примерами.

— Как в нём отражена проблема противостояния поэта и толпы? Для доказательства своих мыслей прокомментируйте последнюю строфу.

*Найдите в тексте лексику, характерную для религиозных текстов. Как христианский подтекст расширяет светское содержание стихотворения?

— *Какие традиции мировой литературы продолжает пушкинское стихотворение? Сравните его со стихами Ломоносова и Державина.

Формулирование вопросов к тексту статьи.

Примерный перечень вопросов, который должен получиться у школьников:

— Как понять смысл слова нерукотворный в стихотворении А. С. Пушкина?

— Какие слова стихотворения вписывают его в религиозный контекст?

— В чём своеобразие пушкинских метафор?

— Каким смыслом обладает в стихотворении слово свобода?

IV. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии

План работы групп:

1. Выразительное чтение или прослушивание звукозаписи стихотворения (или песни) XX века на тему памятника.

3. Выявление общности и различий произведений XX века на тему памятника и стихотворения А. С. Пушкина.

Итоговый вопрос:

Почему поэтов всех времён привлекала тема памятника?

Домашнее задание

Заполнить девятую графу хронологической таблицы.

Индивидуальные задания.

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Основное содержание урока.
Создание текста на литературном материале с использованием своего жизненного и читательского опыта.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

I. Создание текста на литературном материале
с использованием своего жизненного и читательского опыта

Создание письменного ответа на один из проблемных вопросов:

1. Как отразился в лирике Пушкина мотив свободы и служения Родине?

2. Каким изображено любовное чувство в интимной лирике поэта?

3. Почему дар поэта Пушкин считает пророческим?

4. Как отражены в лирике Пушкина философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия?

II. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов (с использованием цитирования).

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Индивидуальные задания.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Книга 3. Ода XXX

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон[3] лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный[4] ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид[5] ропщет, где Давн[6], скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым я приобщил песню Эолии[7]
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Перевод С. Шервинского

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

К МЕЛЬПОМЕНЕ
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной.
А. А. Фет[8]

* * *
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.[9]

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый[10]
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн[11] судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран

За то, что первый я на голос эолийский[12]
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
1854

* * *
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,[14]
Где Давнус[15] царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски[16]
И перьвому звенеть Алцейской лирой.[17]
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.[18]

Источник: М. В. Ломоносов. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986.
(вернуться к уроку)

Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…
А. С. Пушкин[19]

* * *
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.[20]

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.[21]

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу[22]
И милость к падшим призывал.[23]

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.br /> 1836
Источник: А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Стихотворения 1823—1836. 1836
(вернуться к уроку)

О стихотворении А. С. Пушкина
"Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…" (1836)

Ода Пушкина Связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.

5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?

Как Вы понимаете строки?

Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!

. И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

* * *
Я памятник создам не на земной твердыне,
Ни ветер, ни вражда его не сокрушат,
А годы долгие покроют дымкой синей
И от толпы заворожат.

Он будет из лучей, он будет из созвучий,
Для мира — призрачен, как образы во сне,
Далек, как марево, как пейзаж летучий
На недоступной вышине.

Но будут приходить к нему на поклоненье
Могучие умы и светлые сердца
И черпать близ него блаженное забвенье,
Желанный отдых для бойца.

Приветливей смотри на будущее, муза!
Замолкни, клевета с партийною враждой
И будет торжество свободного союза,
Что заключили мы с тобой.

Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.

В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок.
[28 января 1928, Париж]

Источник: Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Согласие, 1996. Т. 1.
(вернуться к уроку)

Я ПАМЯТНИК
ВОЗДВИГ СЕБЕ ИНОЙ.
И. А. Бродский[25]

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
1962

Источник: Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
(вернуться к уроку)

2. Квинт Гораций Флакк — римский поэт, “Августов певец”, как назвал его А. Пушкин.
Ода “К Мельпомене”— декларация поэтического бессмертия, послужившая образцом многим поэтам позднейшего времени (сравните со стихотворением А. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”). Поэтическое завещание Горация — “Наука поэзии” — это размышление о поэтическом мастерстве. Многие идеи этого произведения были заимствованы крупнейшим теоретиком французского классицизма XVIIв. Н. Буало (стихотворный трактат “Наука поэзии” (1674)) и существенно повлияли на развитие европейской поэзии нового времени, в частности сформировали представление о том, что арбитром прекрасного является ум (рассудок): “Учитесь мыслить вы, затем уже писать”. (вернуться)

3. Аквилон — северный ветер, в древнеримской мифологии — бог, олицетворяющий сильный северный ветер. (вернуться)

4. Верховный жрец и старшая весталка (жрица богини Весты) ежегодно совершали на Капитолии молебствие о благе Рима. (вернуться)

5. Авфид — река в Апулии, области Италии. (вернуться)

6. Давн — легендарный царь Апулии, родины Горация. (вернуться)

7. Песня Эолии — ритмы эолийских поэтов Алкея и Сапфо (Эолия — область Греции. (вернуться)

8. Воздвиг я памятник вечнее меди прочной. — написано в 1854 г.
Ода XXX. Гораций, посвящая, в 732 году, три первые книги од Меценату, заключает их, в виде эпилога, этой одой, в которой он еще яснее, чем в II, од. 20, говорит о важности своей заслуги и своем бессмертии. Эта ода имела бесчисленных подражателей, начиная с Проперция и кончая Пушкиным. (вернуться)

9. Доколь будут приноситься жертвы Весте и Юпитеру капитолийскому, следовательно, по понятию римлян, вечно. (вернуться)

10. Берега Ауфида — родина Горация. (вернуться)

11. Давн, первый царь Апулии. Гораций и здесь земляков своих поставил на первом плане. (вернуться)

12. — Гораций гордился тем, что первый начал подражать эолийским певцам. (вернуться)

14. Авфид — река на родине Горация на юге Италии. (вернуться)

15. Давнус — или Давн, царь Апулии, родины Горация. (вернуться)

16. Алцейской лирой Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте. (вернуться)

18. Дельфийским лавром – в Дельфах был главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр. (вернуться)

21. И назовет меня всяк сущий в ней язык. – в черновой рукописи 3-й строфы называются еще и другие национальности, живущие в России, которые назовут имя Пушкина: грузинец, киргизец, черкес. (вернуться)



Александрийский маяк. Гравюра архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха.
Из книги: Entwurf einer historischen Architektur, 1721.
Маяк, поставленный у входа в порт Александрии,
с античных времён соперничал в славе с пирамидами Долины Царей. Обладая дерзкой для своего времени конструкцией, он, по ряду свидетельств, был выше пирамиды Хеопса.

2 вопроса по литературе. . немного ответил, нужно ещё чем то дополнить. .
В. В. Маяковский "Юбилейное" (1924)
-какие черты личности и творчества А. Пушкина ценит Маяковский?
-Сделайте вывод: какие черты ценит Маяковский в поэте?

Используя в общем-то случайное совпадение - после смерти Маяковского книги
двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом ("Вы на Пе. а я на эМ"). - Маяковский создает неожиданный, многоплановый образ, в котором бытовой
факт переведен в план философских раздумий о сущности поэтического творчества,
о новаторстве и традиции в искусстве.
В числе своих литературных предшественников поэт называет в первую очередь
Пушкина и Некрасова. Он обращается к Пушкину с признанием:

Может,
Я
Один
Действительно жалею,
Что сегодня
Нету вас в живых.. .

Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин:

Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.

Его бунтарство близко Маяковскому:

Вы,
По-моему,
При жизни-думаю-
Тоже бушевали.
Африканец!

Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество-
принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным
Маяковский утверждает искусство, способное "глаголом жечь сердца людей",
истинно новое по форме и содержанию. языку ("речи точной и нагой").
И только такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:

У меня.
Да и у вас,
В запасе вечность.

Личное и обшественное как всегда у Маяковского, тесно переплетаются
в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным:

Было всякое:
И под окном стояние,
Письма.
Тряски нервное желе.
Вот
Когда
И горевать не в состоянии —
Это,
Александр Сергеич.
Много тяжелей.. .

Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает
его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о
сиюминутном и вечном: ведь часто "большое понимаешь через ерунду".

Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда
намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу
непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина,
а только приближает его к читателю.
Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески
теплое восприятие пушкинского наследия:

Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю
Всяческую жизнь!

Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным
показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению.
Это программное стихотворение - своеобразная декларация любви и
уважения к Пушкину и в целом к классическому наследию.

это спорно, что Маяковский не любил Пушкина.. .

Читайте также: