Узелковое письмо в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Упоминание о узелковой письменности о сталось в мифе о Тесее и Ариадне .

Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Вероятнее, здесь также был клубок с узлами, показывающий путь.

Наносил мне песен дождик,

Мне навеял песен ветер,

Принесли морские волны.

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку.

И в амбаре под стропила

В медном ларчике их спрятал.

Государство Китая было создано андроновцами -гансами( гуннами, давшими и название Китаю и Китайцам ( самоназвание -хунзы) . Иероглифы эпохи Шан-Инь крайне напоминают Линейное письмо А Крита.

Узелковое письмо в Китае (кит. трад. 結繩, упр. 结绳, пиньинь jiéshéng, палл. цзешэн) — способ записи при помощи завязывания узлов на верёвке. Якобы существовал в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности.

Согласно легендам, впоследствии правитель Фу-си изобрёл триграммы, а придворный историограф Цан Цзе императора Хуан-ди создал иероглифы. Это и послужило причиной отказа от узелкового письма.

Упоминания об узелковом письме сохранились в Даодэцзин и Ицзин.

Например, призывая к возврату к идеальным патриархальным отношениям, Лао-цзы в 80 чжане говорит:

(перевод Ян Хиншун)

В русской традиции воспоминания о узелковом письме сохранились в виде пословиц. Во времена скифов, гуннов и сарматов узелковое письмо существовало, иначе зачем знатным людям были нужны перстни-печатки? Именно ими закреплялась надпись в виде узлов на веревке, скрепляя концы, что бы никто не мог развязать и исказить послание.

Невелик узелок, да крепко затянут.

Полно путать, пора узлы вязать.

Сказал, как узлом завязал.

В русском письме, уже в христианской традиции, остались в художественном смысле традиции узелкового письма, и буквицы и заставки зачастую были весьма изощренно изображены.

Осталось лишь воспоминание о наузах , как магической составляющей подобного письма. НО- в могилах скифов и сарматов обилие находок ПЕРСТНЕЙ с печатями, которыми, очевидно, фиксировалось послание.( концы веревки склеивались смолой и ставилась печать-подпись автора)

Подобное изображение фиксировало запись-плетение, и заменяло подпись владельца. Перстней с печатями найдено множество, и если скифы и сарматы якобы не умели писать, то зачем им печатки?

Римские книги, дошедшие до нас, как например "Кодекс Вергилия " 5в. н.э. НЕ СОДЕРЖИТ СЛЕДОВ узелкового письма, и заглавные буквы и заставки с традициями узелкового письма в тексте не употреблялись.

Много позднее, в Византийскую традицию проникают несомненно славянские мотивы узелкового письма, употребимые как тайнопись и знаки для избранных и просто как украшение текста.

Подобные изображение есть и в Скандинавии, датируются с 11в. Особенно интересен экспонат внизу-

Узлы и плетения как бы начинают строки письма рунами.

Но в основном плетения символизирует кольца мирового змея- Нидхегга.

Как видно,узелковое письмо употреблялось в древности, о чем несомненно говорят китайские источники, а поскольку контакты между Китаем и гуннами были с глубочайшей древности, и гунны принесли традицию узелкового письма, а поскольку и северяне-сиверцы это часть гуннов, то и традиция узелкового письма сохранялась на Руси уже в виде узоров.

Вот развязываю узел,

Вот клубочек распускаю,

Запою я песнь из лучших,

Из прекраснейших исполню.

Следует внимательнее прислушаться к словам рунопевца не забывать о веках совместного проживания славян и финнов, об общих чертах в культуре наших народов.

В древности узелковая письменность была известна повсеместно. Это подтверждают и археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений дохристианского времени, видны несимметричные изображения узлов, служившие, на мой взгляд, не только для украшения (например, узлы на наручах). Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, подтверждает, что они могли применяться и для передачи слов. То есть данный тип письменности был распостранен в древности у многих народов. Почему не осталось этих клубков? Изделие было сделано из органических материалов,плюс ориентировка ученых на плоскостную надпись, а не объемную.


Первоначально узелковое письмо использовалось в Китае для записи информации и регистрации событий.

Красивые и сложные, хотя их плетут по простым правилам, узлы принадлежат 5000-летней истории Китая. Древние записи свидетельствуют об их использовании для регистрации всех важных событий.

Узелки изготавливались по определенным правилам, из веревки длиной в 1 метр. Хотя некоторые узоры кажутся сложными и артистичными, все делается на основе 20-ти базовых техник. Настоящие китайские узелки идентичны с обеих сторон.

Во время правления коммунистической партии эта форма искусства утратила свое значение, но в 90-х г.г. вновь начала возрождаться, как и традиционная китайская одежда.

Каждый узел состоит из одной веревки и имеет определенные формы, название и смысл. Комбинируя различные узлы или другие украшения, создаются различные украшения-символы, которые несут в себе определенную идею и пожелание.

Потребности современной жизни диктуют новые идеи использования китайских узлов. В основном узелковое письмо используют как подвески со смыслом и как украшения . Подобные подвески можно поместить в комнате, в машине и т.д. Вязанные украшения включают в себя: кольца, серьги, браслеты, ожерелья и другие специальные украшения для женщин. Сегодня люди любят узелковое письмо “Макраме” за его характерную форму, красочность и глубокий смысл.

Китайские узлы

Плетение Китайских узлов состоит из трех этапов: связывание узла, затягивания и добавления штрихов. Методы связывания китайского узла являются фиксированными, но степень напряженности в узле, длина петли, гладкость и аккуратность линий, зависит от искусности мастера.

китайский узел удачи

Таким образом, хорошо завязанный узел демонстрирует мастерство художника, его выполнившего. Украшение узелкового письма может быть выполнено жемчугом или другими драгоценными камнями, узлы можно подкрахмаливать, для придания формы, или добавить любые другие штрихи на свой вкус.

С древних времен китайскими узлами украшали как светильники в залах дворцов, так и ежедневные предметы в домашнем хозяйстве . Узелковое письмо также использовалось в картинах, скульптурах и других произведениях народного искусства Китая.

Например : китайские узлы были использованы для украшения стульев императора и императрицы, краев зонтиков, растяжек прикрепленных к поясам платьев леди, а также как способ уплотнения: для зеркал, сумок, очков, для вентиляторов и буддийских четок.

Бесконечные вариации плетения и элегантные модели китайских узлов , а также множество различных материалов, которые могут быть использованы при изготовлении узелкового письма (хлопок, лен, шелк, нейлон, кожа и драгоценные металлы, такие как золото и серебро и т.д.) расширили функции и область применения китайского макраме. Ювелирные изделия, одежда, подарочная упаковка и мебель могут быть украшены уникальными китайскими узлами .

Крупные китайские гобелены изготовленные при помощи узелкового письма имеют одинаковую декоративную ценность, как и прекрасные картины или фотографии, и отлично подходят для украшения гостиной или кабинета.

Узелковое письмо , с его классической элегантностью и вариативностью, является одновременно практичным и декоративным, и в полной мере отражает изящество и глубину китайской культуры .


Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.
Древнейшие манускрипты, которые удалось найти в результате археологических раскопок и исторических исследований, свидетельствуют о том, что узелковое письмо использовалось здесь практически повсеместно. Причем в сугубо практичных целях – узелковое письмо в Поднебесной служило для регистрации важных событий, фиксации течения финансовых средства и т.д.

Китайское узелковое письмо: народное искусство


Письмо майя: неразрешимая загадка Северной Америки



Узелковое письмо присутствовало у многих народов мира. И достаточное количество сохранившихся до нашего времени записей удалось расшифровать одной разновидности – письма индейцев майя. Коренные жители североамериканского континента оставили после себя массу удивительных по своей природе и предназначению памятников, включая узелковое письмо.

Но, к сожалению, в раннюю колониальную эпоху цивилизация майя пришла в упадок и была окончательно задушена конкистадорами и искателями сокровищ и приключений. До наших времен уцелели лишь некоторые свидетельства о том, что узелковое письмо майя имело свой особый, сакральный смысл. Но его унесли с собой в могилу последние из индейских жрецов, с которыми безуспешно пытались наладить отношения испанские миссионеры.
И по большому счету нам остается довольствоваться лишь домыслами и версиями, которые являются многолетним источником споров среди археологов и историков. Но, так или иначе, узелковая письменность являлась той ступенью развития, встав на которую, человек существенно ускорил свой интеллектуальный и культурный рост.

Веревки, узелки, камешки, деревяшки, растения и другие средства коммуникации, с помощью которых инки плели важные статистические, исторические и юридические тексты и которые не смогли победить даже конкистадоры


Инка и его главный бухгалтер — кипукамайок. Рисунок из хроники Мартина де Муруа. 1590 год © Museo Chileno de Arte Precolombino

Главным образом эта система была нужна для сбора и хранения информации, относящейся к разного рода учету, — чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объем ремесленного производства. В кипу могли храниться данные о количестве человек, живших в каком-то селении или царстве, о половозрастном составе населения, его здоровье, семейном положении, умерших и рекрутах.

Кипу представляют собой своего рода макраме — на основной горизонтальный шнур из хлопка или шерсти привязаны более тонкие нити, сплетенные из волокон различных цветов. На каждой из нитей находится несколько узелков, различающихся техникой плетения. Кроме того, к каждой из нитей могла быть привязана еще нить — и так могло повторяться многократно. Информационно значимым было количество нитей (их число в некоторых кипу доходило до двух тысяч), их цвета, длина, число узелков на каждой, способ их плетения, а также различные элементы, которые в нити вплетали, — ракушки или части растений.


Различные формы узлов и плетения нитей. Рисунки Джулии Мейерсон © Julia Meyerson

В настоящее время понятно значение только самых простых элементов кипу. Более того — вся находящаяся в нашем распоряжении информация почерпнута из колониальных текстов, у нас нет ни одного примера интерпретации конкретного дошедшего до нас кипу, сделанной его современниками. Поэтому все, что описано ниже, представляет собой попытку интерпретации
и может содержать ошибки.

Отдельные кипу могли содержать нити разных цветов. Существуют предположения относительно символических значений двадцати четырех из них. Так, черный мог означать временную шкалу или болезнь, красный — войну и потери на войне, желтый — золото (как единицу измерения) или кукурузу (как объем урожая); белый — серебро или мир, палевый обозначал отсутствие чего-то, беспорядок или варварство.

Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее — тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня — возможно, это также служило для пояснения смысла.


Археологи Перси Дауэрсберг и Джуниус Берд с одним из крупнейших кипу, найденным в секторе Мольепампа, длиной около трех метров, с полутора тысячами нитей © Museo Chileno de Arte Precolombino

В той или иной степени кипу могли владеть довольно широкие слои населения, однако на государственном уровне учет и исчисление по кипу вели специалисты — кипукамайоки, и, по отзывам хронистов, вели так хорошо, что от них ничего нельзя было утаить. Кипукамайоки работали в домах-архивах, существовавших в каждом селении, создавая новые кипу с актуальными статистическими данными.

В первые годы завоевания Перу испанские чиновники вслед за местным населением использовали кипу. Но впоследствии стало понятно, что полностью разобраться в этой сложной системе трудно, следить за информацией неудобно, а кипукамайоки в своих отчетах нередко дают ложные сведения, вредящие испанцам. К тому же конкистадоры считали, что кипу имели отношение к религии инков, а значит, могли быть причислены к идолопоклонству.

В 1583 году III Лимский собор постановил сжечь все кипу как опасный магический инструмент. Однако и после этого кипу продолжали существовать. Еще одну попытку их уничтожения предпринял миссионер-иезуит Пабло Хосе де Арриага.

В настоящее время известно более 800 кипу. Почти три сотни из них хранятся в Этнографическом музее Берлина.

Читайте также: