Устройство скрипки для детей кратко

Обновлено: 01.07.2024

Строение скрипки

Скрипка представляет собой деревянный полый смычковый инструмент с четырьмя струнами. Строение скрипки сложное, и помимо основных частей, корпуса и грифа, устройство скрипки включает множество деталей, без которых музыкант не мог бы извлекать звук.

Корпус скрипки

Схема корпуса скрипки

Строение скрипки схема

Корпус скрипки состоит из передней и задней частей (дек) и боковин, которые изготавливаются отдельно.

Для задней части скрипки, называемой нижней декой, используют цельный, либо склеенный кусок древесины, чаще всего из дерева клёна.

Верхняя и нижняя деки скрипки

Верхняя дека изготавливается из резонансной ели – материала, который лучше всего проводит вибрации струн корпусу. Верхняя дека имеет два выреза в виде буквы f. Такие вырезы еще называют эфами, и они служат для дополнительного усиления акустических качеств корпуса. Кроме того, под верхней декой крепится специальная деревянная подставка, называемая пружиной. Она располагается под струной Соль, под ножкой подставки. Пружина усиливает конструкцию корпуса и улучшает его акустические качества.

Боковина скрипки

Боковины скрипки, называемые обечайкой, изготавливают из клёна. Чем выше стенка обечайки, тем более объемным становится корпус, что, в свою очередь влияет на тембр инструмента. Чем больше объем корпуса, тем гуще тембр, и наоборот – чем меньше объем, тем более пронзительным будет звучание.

Внутри корпуса также встроена душка – распорка, связывающая верхнюю и нижнюю деку. Расположение душки индивидуально для каждого инструмента – место её положения очень сильно влияет на звучание скрипки, поэтому переставлять её может только мастер.

Кроме того, на корпусе имеются так называемые уголки – по ним музыкант ориентирует расположение смычка при игре.

Подгрифок скрипки

Струны скрипки крепятся к подгрифку, или струнодержателю. Старинные инструменты имели деревянный струнодержатель, выполненный из твердого черного, либо красного дерева. Современные подгрифки выполняются из пластмасс и из легких металлов. Такие струнодержатели зачастую имеют дополнительный механизм подстройки, похожий на таковой у гитары. С одной стороны, подгрифок имеет отверстия для струн, а с другой – специальную петлю, при помощи которой он крепится к корпусу скрипки.

Пуговка на нижней части инструмента предназначена как раз для крепления подгрифка при помощи петли. Подгрифок фиксируется на ней с одной стороны, а с другой его удерживают натянутые струны.

Подставка струн скрипки

Струны скрипки приподняты над грифом и корпусом при помощи не закрепленной подставки, выполненной из дерева. Место расположения подставки варьируется и влияет на звучание инструмента, изменяя длину колебания струн.

Гриф скрипки

Гриф скрипки

Гриф скрипки изготавливается из цельного куска твердого дерева, например, палисандра. Гриф имеет накладку, шейку и закрученную головку, на которой установлен колковый механизм.

Накладка грифа выполнена из черного дерева, либо другого плотного дерева. Накладка не имеет ладов, поэтому ноты, извлекаемые скрипачом, требуют точного знания их расположения.

Между грифом и его головкой расположен порожек, который приподнимает и фиксирует струны над грифом.

Головка грифа состоит из колковой коробки и шейки, за которую музыкант держит инструмент.

Колки скрипки

Колки скрипки имеют интересную клиновидную форму. Они просто вставляются в колковую коробку и не имеют механизма с шестернями, как, например, колковый механизм гитары. Под натяжением струн, клиновидные колки надежно фиксируются на своих местах, но все еще позволяют регулировать строй.

Головка грифа оканчивается декоративным завитком – очень узнаваемой частью скрипки. В этом месте скрипичный мастер демонстрирует все свое умение работы с деревом. Некоторые мастера стилизуют завиток в виде головы льва, либо другой скульптуры.

Струны

Струны скрипки

Струны раньше делали из натуральных жил, сегодня же их обычно делают из высокоуглеродистой стали или синтетических материалов. Скрипка имеет 4 струны настроенные по квинтам. Первая струна настроена на Ми второй октавы. Вторая – Ля первой октавы, третья – Ре первой октавы, четвертая – Соль малой октавы.

Струны 2 и 3 имеют оплетку - алюминиевую, стальную или из сплава никеля, а 4 струна – серебряную оплетку. Материал оплетки влияет на тембр струны. Важно помнить, что струны маркируют по размерам, и нужно выбирать размер соответствующий размеру скрипки, так как это влияет на качество звучания.

Устройство деталей скрипки и аксессуары

Рассказывая про устройство скрипки, обязательно нужно упомянуть про аксессуары, без которых игра на скрипки будет не возможна. Мы перечислим основные.

Машинка скрипки

Машинка – механическое устройство подстройки струн, встроенное в подгрифок современной скрипки. Машинка сильно облегчает точную подстройку строя и очень полюбилась многим музыкантам.

Сурдина скрипки

Сурдина – деревянная или резиновая заглушка, имеющая два или три зубца. Такая сурдинка-гребешок вставляется у основания струн, тем самым не давая им сильно резонировать. Таким образом, скрипка звучит гораздо тише, что очень полезно для новичков, которые не хотят раздражать своих домочадцев громкими звуками. Кроме того, сурдина используется в качестве изобразительного средства в скрипичных ансамблях и оркестрах.

Подбородник скрипки

Подбородник – площадка для подбородка музыканта. Имеет несколько положений, которые регулируются из соображений удобства.

Мостик скрипки

Мостик – для более удобного расположения скрипки на ключице был придуман мостик. Это специальная металлическая, пластиковая, либо деревянная площадка, имеющая подушечку с одной стороны и место для крепления скрипки с другой. Машинки, как и скрипки, отличаются по размеру, однако существуют универсальные модели, имеющие раздвижное крепление.

Звукосниматель скрипки

Звукосниматель – для подключения скрипки к звукоусиливающему оборудованию существует специальный пьезозвукосниматель, который крепится внутри, либо снаружи скрипки. Этот звукосниматель считывает колебание струн и преобразует их в электрический сигнал.

Смычок – главный скрипичный аксессуар, именно с помощью него происходит звукоизвлечение. Смычки, как и скрипки, имеют размеры.

Устройство смычка для скрипки

Схема смычка скрипки

Схема устройства смычка скрипки

Смычок представляет собою деревянную трость, один конец которой имеет головку, а другой – колодку, а между ними натянут конский волос.

Колодка имеет винт, с помощью которого регулируют натяжение волоса.

Волос может быть натуральным конским и искусственным. Его обязательно натирают канифолью перед каждой игрой. Качество волоса и канифоли определяет звучание скрипки. Так, черный конский волос имеет более грубую структуру и иногда применяется на дешевых смычках. Для скрипки более подходящим является белый волос, с его помощью можно извлечь более нежный звук скрипки.

Один из самых интересных и изысканных музыкальных инструментов — скрипка. Ее мягкий тембр напоминает виртуозный и выразительный человеческий голос. Издаваемые звуки могут вызвать улыбку и слезы, пробудить в душе слушателей скрытые или давно забытые чувства. Существует старинная легенда, согласно которой виртуозная игра на скрипке способна замедлить время и перенести человека в другое измерение.

Инструмент скрипка

История инструмента

Основой для скрипки стало сразу несколько музыкальных инструментов: испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта, казахский кобыз. При их соединении появилась первая виола. В это же время славяне изобрели четырехструнный инструмент и назвали его жига. Позже это слово стало означать скрипку на немецком языке — geige.

Несколько веков длилась борьба между аристократами и народом. Последний победил, поэтому народная скрипка быстро стала популярной в Польше, Беларуси, Украине, Далмации, Румынии и Истрии. А в прошлом веке об этом инструменте узнали кавказские страны.

Скрипка 16 века

Современная конструкция появилась в Италии еще в середине XVI века, отсюда и начинается история скрипки. Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Самые лучшие инструменты изготавливали мастера из Ломбардии, они использовали качественные материалы. Высоко ценились итальянские скрипки мастеров Страдивари и Гварнери (Джузеппе и Андреа).

Первые произведения для сольного инструмента написали Карло Фарина и Бьяджо Марини. Известные скрипачи и основатели художественной игры:

  • Арканджело Корелли;
  • Тартини и Торелли;
  • Локателли;
  • Никола Маттейс;
  • Магдалена Лаура Сирмен;
  • Джованни Антонио Пьятти.

Локателли создал бравурную технику игры, а Маттейс открыл музыкальную школу в Великобритании.

Конструкция скрипки

У инструмента две части — корпус и гриф, вдоль него натягивают струны. Стандартные размеры скрипок: масса составляет 300−400 г, а длина достигает 60 см. Но есть модели и меньших размеров, рассчитанные на детей.

Форма корпуса обеспечивает правильное звучание инструмента. У него есть выпуклые деки и эфы. Смычком мастер издает короткий громкий звук. Благодаря особому строению скрипки на ней можно играть разные мелодии. Они могут быть грустные и веселые, звонкие и приглушенные, имитирующие человеческий голос или звуки природы.

Стандартные размеры скрипок

Для виртуозной игры необходимы некоторые аксессуары и принадлежности. Главный среди них — смычок. При выборе инструмента нужно обращать внимание на породу дерева, из которого он изготовлен, и искать дефекты на корпусе.

Строение корпуса

У корпуса музыкального инструмента закругленная форма. Круглые боковые вырезы образуют талию скрипки. Большое значение имеет материал, используемый для изготовления инструмента. Разновидность лака не играет особой роли. Но покрытие защищает скрипку от механического воздействия, а также придает ей разные тона — от светло-золотистого до черного.

Детали корпуса:

  • нижняя и верхняя дека;
  • обечайки;
  • уголки;
  • душка;
  • подгрифок;
  • петля;
  • пуговка;
  • мостик.

Деки — это корпус скрипки

Деки — это корпус скрипки, то есть его верхняя и нижняя деталь, они соединены обечайками. От их толщины зависит тембр звучания. Нижнюю плоскость делают из твердых пород. В верхней части, изготовленной из ели, есть отверстия — эфы, а также подставка для опоры струн. А под ее ножкой находится пружина, она обеспечивает прочность корпуса.

Уголки помогают направлять смычок во время игры. Можно направлять его в одну сторону или помещать между двух углов. Но есть виртуозы, способные играть сразу на 3−4 струнах. Распорка круглой формы, которую называют душка, соединяет деки. Ее можно переставлять, чтобы извлекать из скрипки разные звуки.

На подгрифке крепятся струны. Раньше его изготавливали из дорогих пород дерева, сейчас используются пластмассовые сплавы. С одного конца у него есть четыре отверстия для закрепления струн, а с другого — петля. В современных скрипках установлены рычажные машинки, с помощью которых легко настроить инструмент. Петлю изготавливают из прочной проволоки или толстой струны.

Для подгрифка в скрипке есть специальный деревянный кол, его вставляют в специальное отверстие на корпусе. А шляпку называют пуговкой. Она выдерживает большую нагрузку — до 24 кг. Мостик — это опора для струн, с его помощью колебания переходят на деки. Если даже немного его переставить, то строй скрипки заметно изменится. Чем ближе мостик к подгрифку, тем глуше звук.

Особенности грифа

Грифом называется длинная тонкая дощечка, ее делают из куска твердой деревесины. Эта деталь изогнута так, чтобы смычок при игре не задевал соседние струны. Низ приклеен к корпусу. Составляющие грифа:

  • порожек;
  • шейка;
  • колковая коробка;
  • завиток.

Расположение порожка на скрипке

Расположение порожка — между грифом и его головкой. Это пластина из черного дерева с отверстиями-прорезями для струн. Шейкой называется полукруг, объединяющий копус и гриф. Во время исполнения мелодий ее обхватывают рукой.

Колковая коробка необходима для настройки струн. В нее встроены четыре колка. Есть и отверстие в виде конуса для стрежня. Плавного вращения добиваются путем смазывания колков специальной притирочной пастой, мылом или карандашным грифелем. Их часто украшают инкрустацией из драгоценных металлов — золота, серебра или перламутра.

Завиток — это фирменное клеймо скрипки. В первых инструментах он был похож на женскую ступню в туфельке. Инструменты современности выглядят по-другому: пятка осталась прежней, но носок стал неузнаваемым. У некоторых скрипачей завиток имел форму звериной головы.

Струны в скрипке идут от подгрифка через подставку, достигают верхнего порожка и колков, где их и наматывают. Всего их четыре:

Струны в скрипке

  • ми второй октавы со звонким тембром;
  • ля первой октавы с мягким звуком;
  • ре первой октавы с матовым тембром;
  • моль малой октавы с густым и суровым звуком.

Вторую струну — ля — строить нужно по фортепиано или соответствующему камертону. Остальные настраивают на слух по квинтам.

Дополнительные принадлежности

Главное дополнение к скрипке — это смычок. Он представляет собой деревянную трость с головкой, к которой прикреплена колодка. Между ними натянут конский волос, пропитанный канифолью. Но есть и другие аксессуары:

  • подбородник;
  • мостик;
  • звукоснимательные устройства;
  • сурдина;
  • глушилка;
  • кофр или футляр.

Подбородник для скрипки

Для удобства можно приобрести подбородник, его положение регулируется самим скрипачом. Мостик нужно закреплять на нижней деке, с его помощью инструмент комфортно располагают на ключице. Это выгнутая или прямая пластина из металла, покрытая более мягким материалом.

Звукоснимательные устройства позволяют преобразовать механические звуки в электрические. Но используют их и для электроскрипки, чтобы сделать ее полуакустической. Сурдина — это гребешок из резины или дерева, его надевают на подставку для уменьшения вибрации. Чаще всего ее используют оркестры и ансамбли при исполнении своей музыки. В футляре скрипку и ее аксессуары удобно хранить и транспортировать.

Описание звучания

Партию записывают в скрипичном ключе, используя диапазон от соль малой октавы до четвертой. Высокие ноты на инструменте взять сложно, но их исполняют только при сольной виртуозной игре, но не на концертах оркестров.

Струны прижимают к грифу пальцами левой руки, а правой направляют смычок. При давлении колеблющаяся область уменьшается, повышается частота звука. А неприжатые струны называют открытыми, в аппликатуре они обозначаются нулем.

Держать смычок можно несколькими способами:

Способы держать смычок

  • немецкий;
  • франко-бельгийский;
  • русский.

При немецком или старом варианте указательным пальцем скрипач касается трости, тесно смыкая остальные фаланги. Конский волос при этом натягивают умеренно. Франко-бельгийский способ — указательным пальцем держат смычок средней фалангой, оставляя большой промежуток между ним и средним. Трость в этом случае немного наклонена, а волос сильно натянут.

Русский метод еще называют новейшим. Брать смычок нужно сбоку, захватывая его сгибом между пястной и средней фалангой. Большой палец должен находиться напротив среднего. Так можно достичь лучшего звучания при минимальных усилиях.

Одновременно на скрипке можно захватывать 1−2 струны. При сольной игре играют сразу и на трех, четыре возможно использовать очень быстро, но не одновременно. А также некоторые музыканты задевают струны пальцами правой руки. При сольных выступлениях виртуозы орудуют и фалангами левой стороны.

Разновидности и функции

Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

Классическая скрипка

В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.

В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.

Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

Миниатюрная скрипка

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.


Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d 1 ,a 1 ,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Содержание

Происхождение и история





Прародителями скрипки были армянский бамбир, арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу [1] . Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати [2] . Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. [3]

Cо 2ой половины 19 века получает распространение среди татар [4] . С 20 века встречается в музыкальном быту башкир [5] .

Строение скрипки

Скрипка состоит из двух основных частей:корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Корпус

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека(музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева),или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву (f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Душка — круглая (древесина еловая] распорка, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия со_соединениями шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка— шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра - при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.

Гриф (деталь музыкального инструмента)скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Верхний порожек—пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.

Шейка—полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.

Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Струны

Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.

В скрипке четыре струны:

Аксессуары и принадлежности

Смычок — аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Подбородник. Предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

Мостик. Предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, микрофон с усилителем. Основные марки современный мостиков - WOLF, KUN и др. [источник не указан 868 дней]

Звукоснимательные устройства. Требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств).

  • Если звук скрипки формируется за счет акустических свойств элементов ее корпуса, скрипка является акустической.
  • Если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка.
  • Если звук формируют оба компонента в соотносимой степени, это — полуакустическая скрипка.

Футляр (или кофр для скрипки и смычка и дополнительных аксессуаров.

Музыкальный инструмент скрипка

Устройство скрипки

Устройство скрипки

Корпус

  • душка – еще одна деревянная деталь. Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
  • уголки – служат для определения положения смычка.
  • струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
  • петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
  • пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Скрипка в руках

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Музыкальный инструмент скрипка

Струны

История происхождения скрипки

Старинная скрипка

В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

Техника игры и звукоизвлечения

Игра происходит при помощи смычка, который скрипач держит правой рукой. От того, как он водится, зависит тембр, сила, характер звука. Левой рукой музыкант удерживает инструмент, четыре пальца зажимают струны. Большой палец в аппликатуре не участвует. Зажимая струну, музыкант повышает высоту звука.

Игра на скрипке

Какие бывают скрипки

Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

По методу изготовления

Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

  • мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
  • заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
  • фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.

Интересный факт: самой дорого признана скрипка работы Гварнери. В 2010 году ее продали за 18 миллионов долларов.

Родственные инструменты

Родственные инструменты, слева направо: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

По размеру

Отличие скрипки от альта

Знаменитые скрипачи

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

Читайте также: