Устройство полиции в великобритании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Виноградов Н.С., адъюнкт кафедры общеправовых дисциплин, капитан.

Государственный механизм Великобритании во многом отличается от классических моделей, принятых в теории государства и права. В качестве основных особенностей можно выделить следующее. Во-первых, форма государственного устройства, оказывающая значительное влияние на построение государственного механизма в любом государстве, касательно Великобритании может быть охарактеризована как промежуточное звено между федеративным и унитарным государством. Несмотря на то что исторически-национальные единицы (Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс) не обладают всеми атрибутами субъектов федерации, в последнее время в результате начатой Джоном Мейджером административной деволюции (постепенное перераспределение властных полномочий от центральных органов власти к региональным) данные единицы обретают все большую самостоятельность. Именно это позволяет не согласиться с классическим пониманием Великобритании как унитарного государства. Во-вторых, форма правления также претерпела значительные изменения за период конца XX - начала XXI в. Это выразилось в постепенном уменьшении политической роли парламента, которому сопутствовало усиление положения правительства и премьер-министра. В первую очередь это отразилось на законодательном процессе. В настоящее время парламент скорее выполняет функции по приданию решениям правительства силы закона, нежели занимается самостоятельным законотворчеством. В-третьих, государственный механизм Великобритании находится в постоянной эволюции, вновь создаваемые органы государства соседствуют с архаичными правовыми институтами (например, Тайный совет), что особенно сильно проявляется в положении значительно изменившегося за последние несколько лет механизма правоохранительных органов и спецслужб этой страны. Все данные особенности неслучайны, они являются результатом многовекового развития государства и права Великобритании. Правоохранительные органы и спецслужбы не являются в этом отношении исключением. Для юридической науки интересно рассмотрение изменений данного сегмента государственного механизма, исходя из исторической и политической обстановки в государстве и в мире в целом.

Под правоохранительными органами в рамках данной статьи понимаются органы общей и специальной полиции, спецслужбы - органы внешней и внутренней разведки.

Система правоохранительных органов Великобритании имеет многовековую историю. История Великобритании как государства начинается с завоевания Британских островов в V - VI вв. англосаксами. После нормандского завоевания Англии в 1066 г. завершился процесс феодализации, сопровождавшийся политическим объединением страны. Именно начиная с этого времени начинается формирование полиции на местах. Констебль как основное лицо, выполняющее полицейские функции, был в то время основным представителем правоохранительной системы. Часть полицейских функций выполняли и шерифы. С постепенным формированием единой административной и судебной систем полицейские функции были также возложены на мировых судей. Однако именно констебль как низовое звено всех полицейских подразделений по-прежнему выполнял большую часть оперативной работы.

Полицейские подразделения традиционно были ориентированы на местные нужды, правоохранительная система была децентрализована. Полномочия сотрудников полиции были ограничены административными границами района их проживания. Однако в конце XVIII в. встает необходимость создать централизованную систему правоохранительных органов, а также специальные полицейские подразделения. Так, в 1800 г. было создано полицейское подразделение в городе Глазго, финансировавшееся за счет налогов и находившееся под руководством городской администрации. Однако наибольшее влияние на тенденции в области формирования полицейских подразделений оказало создание в 1829 г. Полиции Большого Лондона (Metropolitan Police) - первого полицейского учреждения современного образца. Впервые была сформирована иерархия полицейских должностей, создан общий регламент, введена единая форма. При этом данное учреждение было выведено из-под юрисдикции городской администрации и переподчинено непосредственно Правительству. При этом полицейские были лишены права использовать оружие. При попытке создать во всех графствах правоохранительные органы по образцу Полиции Большого Лондона стала очевидной необходимость адаптировать данную модель к изменяющимся задачам полиции и обстановке, в которой ей приходится работать. Так, если в 1860 г. в Англии и Уэльсе было создано уже около 200 полицейских подразделений на базе полиции графства, то в Северной Ирландии ввиду борьбы этого региона за независимость пришлось создать военизированную полицию.

Одновременно с этим происходило выделение из полиции специальных подразделений, задачи которых отличались от задач полиции графств. В 1878 году из Полиции Большого Лондона был выведен в качестве самостоятельного подразделения Следственный департамент. Также в качестве самостоятельных правоохранительных органов существовали Таможня Ее Величества, Транспортная полиция (British Transport Police) и другие. Значительные изменения произошли и в XX веке. В качестве самостоятельного полицейского подразделения была создана Полиция ядерной безопасности (Civil Nuclear Constabulary). Также впервые были созданы учреждения, совмещающие правоохранительные и разведывательные функции - Национальная служба Криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service), Национальный отряд по борьбе с преступностью (National Crime Squad), которые в 2006 г. были объединены в Агентство по серьезной и организованной преступности (Serious Organised Crime Agency). Как и Полиция Большого Лондона, эти органы осуществляют свою деятельность на всей территории Великобритании вне зависимости от административно-территориального деления.

С момента создания Полиции Большого Лондона было принято множество актов, касающихся деятельности правоохранительных органов. Большая их часть была посвящена либо созданию, реорганизации и упразднению тех или иных полицейских подразделений, либо разграничению полномочий между ними. Однако еще одной важной для Великобритании темой, постоянно находившей свое отражение в законодательстве, являлась подотчетность и поднадзорность полицейских подразделений. Несмотря на сложившуюся практику подчинения Полиции органам местной власти, была необходимость создания центрального контрольно-надзорного органа. При этом сформировалась довольно сложная система надзора, которая носила как ведомственный, так и вневедомственный характер. Позднее подобный же механизм был использован при создании контрольно-надзорных органов, занимающихся вопросами деятельности спецслужб. Суть данного механизма заключается в создании специальных органов, состоящих из высших полицейских чинов, называемых Руководством полиции. Их основной задачей является обеспечение оптимальной деятельности подотчетных им подразделений. С другой стороны, надзором также занимается независимо действующий орган, который в настоящее время называется Ее Величества Инспекция учреждений констебля. Этот орган занимается оценкой эффективности деятельности полиции по всей Великобритании, при этом о результатах проверки докладывается непосредственно в МИД. На настоящий момент в состав данной инспекции входят два подразделения: одно занимается надзором за полицией Англии и Уэльса, второе - Шотландии. Таким образом достигаются, с одной стороны, независимость полиции от других органов власти, а с другой - постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов.

В настоящее время все более часто заявляют о необходимости слияния полицейских подразделений графств, мелких городов в крупные полицейские формирования, деятельность которых не ограничивалась бы пределами административно-территориальных единиц. Выдвигались даже предложения по созданию единого государственного органа по европейскому образцу. Однако на настоящий момент рассмотрение вопросов о слиянии было отложено до 2008 г., за это время руководители полицейских подразделений должны подготовить свои планы по реорганизации полицейских учреждений. Однако тенденция по ликвидации разрозненности государственных органов, особенно правоохранительных, наглядно свидетельствует о стремлении нового руководства государства, в первую очередь министра внутренних дел и премьер-министра, перестроить несколько архаичную систему правоохранительных органов с соответствии с новыми задачами и потребностями.

Спецслужбы Великобритании, в отличие от правоохранительных органов, в качестве системы органов государства сформировались значительно раньше. История спецслужб Великобритании как самостоятельных ведомств начинается в XV в. До этого времени разведывательные задачи выполняли дипломаты, находившиеся за границей по поручению Министерства иностранных дел, и военная разведка. В 1431 г. кардинал Анри Бофор основывает отдел государственных информаторов. Главной задачей этих "King's Espials", сыщиков короля, было находить антиправительственные публикации и листовки и докладывать о них. Генрих VII в XVI в. создает собственную службу безопасности. Он вводит категории сотрудников этой службы: секретный агент, информатор, шпион. Все они имели собственный круг должностных обязанностей и отбирались из соответствующих слоев общества.

Деятельность Ми-5 была немного успешней. Уже во время Первой мировой войны контрразведка Службы безопасности выявила полностью всю немецкую агентуру. После войны Ми-5 существенно увеличила свой штат и финансирование, пользуясь общественной истерией, нагнетаемой по отношению к коммунистическому движению. Помимо контрразведывательных функций в то время на службу были возложены также задачи тайной полиции. Однако это не спасло службу от ряда провальных операций, связанных с ее неспособностью противодействовать советской разведке. Это привело к ряду организационных изменений непосредственно перед началом Второй моровой войны, которые помогли повысить эффективность контрразведывательной работы Службы. После окончания войны Служба была выведена из-под персонального руководства со стороны премьер-министра (Уинстон Черчилль настаивал на необходимости личного руководства службой) и передана под начало МВД. Во время "холодной войны" эффективность службы вновь упала. Кроме этого, стало известно о причастности Ми-5 к убийствам ряда оппозиционных политиков и лидеров профсоюзов. Часть ресурсов службы использовалась для борьбы с повстанческим движением в Северной Ирландии, но крайне неэффективно, поэтому ответственность за обеспечение безопасности в данном регионе была возложена на Министерство обороны.

История третьей ведущей спецслужбы Великобритании - Штаб-квартиры правительственной связи (ШКПС) начинается в 1919 г., когда под началом МИД была сформирована Правительственная школа по кодировке и шифрованию. Это был первый специализированный орган технической разведки в Великобритании. Во время Второй мировой войны Школа занималась расшифровкой германских переговоров и радиоразведкой на территории других стран. В 1946 г. Школу переименовали в Штаб-квартиру правительственной связи.

В отличие от правоохранительных органов организация и деятельность спецслужб Великобритании никогда не были предметом рассмотрения в парламенте. Правительство всегда официально отрицало существование разведки в любом ее виде, чтобы не компрометировать государство и монарха, так как считается, что спецслужбы действуют по его поручению. Впервые упоминание о спецслужбах было лишь в докладе лорда Деннинга в 1963 г. . Только в конце XX в. под давлением общественности и международного сообщества были приняты законы, регламентирующие место и роль британских спецслужб. Таковыми законами являются Закон "О Службе безопасности 1989 года" и Закон "О разведывательных службах 1994 года" . В дальнейшем в данные акты вносились изменения, однако именно эти два документа на настоящий момент составляют основу правового положения спецслужб Великобритании. Главная особенность данных документов - предельная краткость и расплывчатость формулировок. Они впервые определили место спецслужб в государственном механизме. Подчиняясь министрам МВД и МИД, сами службы не входят в состав указанных министерств, оставаясь независимыми, в том числе и в вопросах финансирования.

Lord Denning's report L. 1963. P. 80.
Security Service Act 1989.
Intelligence Services Act 1994.

Механизм контроля деятельности спецслужб был отчасти скопирован с того, который к этому времени уже долгое время существовал для надзора за правоохранительными органами. Однако в дальнейшем в оба эти механизма были внесены изменения в виде учреждения специальных должностных лиц - Комиссаров, которые осуществляли независимый надзор за деятельностью спецслужб и правоохранительных органов, а также в виде создания специальных Трибуналов - квазисудебных инстанций, призванных рассматривать жалобы граждан на деятельность вышеупомянутых органов.

Как видно из истории спецслужб, их положение целиком зависело от их эффективности. В случае успешной деятельности полномочия, финансирование службы увеличивались, ее влияние становилось более явным. Данная тенденция сохранилась и по сей день. Ярким примером ее проявления может служить тот факт, что именно на Ми-5, которая, будучи основным органом по борьбе с терроризмом, провела ряд достаточно успешных операций, в ближайшее время будет возложена ответственность за обстановку в Северной Ирландии, а также именно данной службе будут переданы все полномочия по борьбе с терроризмом .

На настоящий момент противодействием терроризму занимаются также полиция, СИС, АСОП и др. спецслужбы.

Подводя итог, можно выделить следующие особенности места и роли спецслужб и правоохранительных органов Великобритании. На правоохранительные органы, в первую очередь на полицию, ее формирование, деятельность и дальнейшие реформы большое влияние оказало сложное административно-территориальное деление государства. Вторым фактором стало позднее возникновение общенациональных полицейских подразделений. Большую часть полицейских подразделений по-прежнему составляют подчиненные местным властям полицейские подразделения. Для спецслужб характерны несколько другие особенности. Во-первых, это зависимость правового положения от результатов деятельности. Во-вторых, стремление обрести максимальную независимость в рамках государственного механизма, подчиняясь только премьер-министру. В-третьих, как и в случае с правоохранительными органами, позднее относительно других стран создание специализированных общенациональных самостоятельных госорганов, выполняющих функции спецслужб. В-четвертых, постоянная ориентация места и роли спецслужб на текущие угрозы государству. Так, например, в настоящее время спецслужбы Великобритании ориентированы главным образом на борьбу с международным терроризмом. Общим и для спецслужб, и для правоохранительных органов являются, по мнению автора, и основные особенности надзорного механизма, который ориентирован главным образом на ведомственный надзор и на контроль со стороны правительства, нежели на парламентский или судебный надзор. Учитывая последние тенденции в развитии этого сегмента государственного механизма, можно также с уверенностью говорить о стремлении правительства максимально использовать общемировой опыт в организации и деятельности спецслужб и правоохранительных органов, реформируя при этом эти органы скорее по европейской, централизованной, модели, нежели придерживаясь исторически обусловленной децентрализации. Дальнейшее развитие Великобритании покажет, какая из тенденций будет превалировать в английском конституционном праве - централизация по европейскому образцу или сохранение исконной децентрализованной модели.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правоохранительная деятельность (law enforcement) в основном осуществляется констеблями. Так в Великобритании называют рядовых полицейских. Они работают в составе территориальных и специальных полицейских органов, агентств и служб.

Следует отметить, что приходские констебли (parish constables) появились в Англии сразу же после норманнского завоевания в 1066 г. Цель нововведения состояла в защите правопорядка, подданных и королевского имущества. В отдельных приходах должность получила наименование высокого констебля (high constable), что не меняло сути дела. Приходские констебли существовали до 1839 г., когда их сменила полиция, организованная по современному образцу.

В составе общенациональных специализированных полицейских сил организовано четыре подразделения.

3. Военная полиция (Ministry of Defence Police) обеспечивает безопасность ядерного оружия.

4. Полиция Шотландского агентства по борьбе с преступлениями и незаконным оборотом наркотиков (Scottish Crime and Drug Enforcement Agency). Шотландская полиция — специализированный полицейский орган для борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков на территории Шотландии.

С 2002 г. полиция (констебли) может делегировать свои полномочия отдельным гражданам. Например, правом задерживать правонарушителей наделяются лицензированные сотрудники частных охранных предприятий; сотрудники Пограничного управления (UK Border Agency) могут наделяться полномочиями заключать под стражу, сотрудники муниципалитетов — правом беспрепятственно входить в помещения и т.д. В Северной Ирландии военнослужащие Королевских вооруженных сил имеют право проводить в неотложных случаях обыски, производить арест и беспрепятственно входить в помещения.

Великобритания — унитарное государство с парламентской формой правления (конституционная монархия). Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шот­ландия, Уэльс и Северная Ирландия.

Главой государства является Королева Великобритании. Орга­ном законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат — Палаты Общин и Палаты Лордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании — Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Правительство формируется после парламентских выборов и Премьер-министром становится лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин.

Прецедент и статут — два равноправных и тесно взаимодейству­ющих источников права, и существование одного немыслимо без другого.

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система осно­вана на административно-территориальном устройстве Велико­британии. Вся юрисдикция судов, вплоть до исполнения решений, исходит от короны. Судебные учреждения в Англии — это коро­левские суды.

Самым высшим судом Англии считается Суд Палаты Лордов. По первой инстанции Суд Палаты Лордов (верхняя палата парла­мента) судебных дел практически не рассматривает: он является высшей и последней апелляционной инстанцией для нижестоя­щих судов.

Состав суда Палаты Лордов, принятые в нем процедуры, поря­док их регламентации и решения имеют особое юридическое зна­чение, поскольку в них выражается воля органа, находящегося на вершине и судебной, и законодательной властей.

Верховный суд Англии и Уэльса включает три самостоятель­ных судебных учреждения — Апелляционный суд. Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд в иерархии английских судов находится на одну ступеньку ниже Суда Палаты Лордов. Высокий суд призван осуществлять разбирательство по первой и второй инстанциям в основном гражданских дел, отличающихся повышенной сложно­стью.

Суд короны — это система судов, основной задачей которых является рассмотрение по первой инстанции уголовных дел с со­блюдением процедуры, требующей обвинительного акта. При определенных условиях они также могут проверять решения по уголовным делам, вынесенные судами магистратов.

Местными судами являются магистратские суды и суды графств. Магистратские суды рассматривают основную массу уголовных дел. Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо к лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если обвиняемый заслуживает более сурового наказания, то дело передается в Суд короны. Суды графств — это основные органы гражданского правосудия. Наряду с указанными судами обшей юрисдикции имеются специализированные суды различной компетенции.

Судья в Великобритании при всей своей независимости подчи­нен строгим правилам и принципам судопроизводства. Уголовный процесс относится к типу состязательного, при котором истина по делу выявляется в процессе состязания двух сторон: обвинения (истца) и защиты (ответчика).

В Англии не существует министерства юстиции и проку­ратуры. Генеральный атторней назначается на должность не­посредственно Королевой. Он одновременно является членом и Парламента и Правительства, высшим должностным лицом в го­сударстве в сфере осуществления уголовного преследования. Ему принадлежит право возбуждения любых уголовных дел. Генераль­ный атторней вправе прекратить уголовное производство ввиду болезни обвиняемого, обнаружения процедурных погрешностей, даровать иммунитет от уголовного преследования соучастникам преступления, представившим доказательства вины своих сооб­щников. Он вправе требовать прекращения уголовного дела, воз­бужденного любым органом, должностным или частным лицом. Его ближайший помощник — Генеральный солиситор защищает в судах имущественные и другие интересы государства (короны).




Специальным органом, предназначенным для осуществле­ния уголовного преследования, является Королевская служба обвинения — независимая и отдельная от полиции организация. Основной задачей службы государственных обвинителей является поддержание обвинения против предполагаемых уголовных пре­ступников. Главные функции данной службы — это консультиро­вание полиции по возможному уголовному преследованию, анализ обвинений, выдвинутых полицией, подготовка дел к судебному рассмотрению, поддержание обвинения по делам в магистратском суде и ознакомление с материалами дела обвинителя в Суде коро­ны и судах вышестоящей инстанции.

Среди органов и должностных лиц, активно участвующих в производстве по уголовным делам являются коронеры. Закон пре­доставляет коронеру широкие права по истребованию от организа­ций и частных лиц информации, необходимой для принятия реше­ния. По итогам коронерского разбирательства выносится решение, которое передается королевскому преследователю, и он решает, как действовать дальше — направлять материалы в суд, поручить полиции производство каких-то дополнительных действий или прекратить производство по делу.

Расследование преступлений проводится должностными ли­цами полиции, следственным аппаратом Директора публичных преследований. Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы — Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством. Рас­следование большинства уголовных преступлений в Англии про­изводит полиция и ее большой сыскной аппарат. Полиция входит в систему органов Министерства внутренних дел Великобритании. Подразделения полиции в административно — территориальных единицах Великобритании возглавляется главным констеблем.

В Англии не существуют такие формы предварительного рас­следования, как дознание и следствие. По английской теоретиче­ской модели процесса уголовное дело — это спор между равно­правными сторонами. В этом смысле прослеживается прямая аналогия с гражданским процессом, где нет никаких досудебных стадий и где собирание доказательств для их представления в суде остается прерогативой истца и ответчика'.

Функции представителей сторон в гражданском процессе, за­щиты по уголовным делам выполняют адвокаты, которые делятся на барристереев и солиситоров. Барристеры имеют исключитель­ное право выступать в высших судебных инстанциях, а солисито­ры — более многочисленная категория юристов, которые участву­ют в качестве представителей сторон в судах низшей инстанции.

Великобритания — унитарное государство с парламентской формой правления (конституционная монархия). Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шот­ландия, Уэльс и Северная Ирландия.

Главой государства является Королева Великобритании. Орга­ном законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат — Палаты Общин и Палаты Лордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании — Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Правительство формируется после парламентских выборов и Премьер-министром становится лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин.

Прецедент и статут — два равноправных и тесно взаимодейству­ющих источников права, и существование одного немыслимо без другого.

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система осно­вана на административно-территориальном устройстве Велико­британии. Вся юрисдикция судов, вплоть до исполнения решений, исходит от короны. Судебные учреждения в Англии — это коро­левские суды.

Самым высшим судом Англии считается Суд Палаты Лордов. По первой инстанции Суд Палаты Лордов (верхняя палата парла­мента) судебных дел практически не рассматривает: он является высшей и последней апелляционной инстанцией для нижестоя­щих судов.

Состав суда Палаты Лордов, принятые в нем процедуры, поря­док их регламентации и решения имеют особое юридическое зна­чение, поскольку в них выражается воля органа, находящегося на вершине и судебной, и законодательной властей.

Верховный суд Англии и Уэльса включает три самостоятель­ных судебных учреждения — Апелляционный суд. Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд в иерархии английских судов находится на одну ступеньку ниже Суда Палаты Лордов. Высокий суд призван осуществлять разбирательство по первой и второй инстанциям в основном гражданских дел, отличающихся повышенной сложно­стью.

Суд короны — это система судов, основной задачей которых является рассмотрение по первой инстанции уголовных дел с со­блюдением процедуры, требующей обвинительного акта. При определенных условиях они также могут проверять решения по уголовным делам, вынесенные судами магистратов.

Местными судами являются магистратские суды и суды графств. Магистратские суды рассматривают основную массу уголовных дел. Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо к лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если обвиняемый заслуживает более сурового наказания, то дело передается в Суд короны. Суды графств — это основные органы гражданского правосудия. Наряду с указанными судами обшей юрисдикции имеются специализированные суды различной компетенции.

Судья в Великобритании при всей своей независимости подчи­нен строгим правилам и принципам судопроизводства. Уголовный процесс относится к типу состязательного, при котором истина по делу выявляется в процессе состязания двух сторон: обвинения (истца) и защиты (ответчика).

В Англии не существует министерства юстиции и проку­ратуры. Генеральный атторней назначается на должность не­посредственно Королевой. Он одновременно является членом и Парламента и Правительства, высшим должностным лицом в го­сударстве в сфере осуществления уголовного преследования. Ему принадлежит право возбуждения любых уголовных дел. Генераль­ный атторней вправе прекратить уголовное производство ввиду болезни обвиняемого, обнаружения процедурных погрешностей, даровать иммунитет от уголовного преследования соучастникам преступления, представившим доказательства вины своих сооб­щников. Он вправе требовать прекращения уголовного дела, воз­бужденного любым органом, должностным или частным лицом. Его ближайший помощник — Генеральный солиситор защищает в судах имущественные и другие интересы государства (короны).

Специальным органом, предназначенным для осуществле­ния уголовного преследования, является Королевская служба обвинения — независимая и отдельная от полиции организация. Основной задачей службы государственных обвинителей является поддержание обвинения против предполагаемых уголовных пре­ступников. Главные функции данной службы — это консультиро­вание полиции по возможному уголовному преследованию, анализ обвинений, выдвинутых полицией, подготовка дел к судебному рассмотрению, поддержание обвинения по делам в магистратском суде и ознакомление с материалами дела обвинителя в Суде коро­ны и судах вышестоящей инстанции.

Среди органов и должностных лиц, активно участвующих в производстве по уголовным делам являются коронеры. Закон пре­доставляет коронеру широкие права по истребованию от организа­ций и частных лиц информации, необходимой для принятия реше­ния. По итогам коронерского разбирательства выносится решение, которое передается королевскому преследователю, и он решает, как действовать дальше — направлять материалы в суд, поручить полиции производство каких-то дополнительных действий или прекратить производство по делу.

Расследование преступлений проводится должностными ли­цами полиции, следственным аппаратом Директора публичных преследований. Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы — Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством. Рас­следование большинства уголовных преступлений в Англии про­изводит полиция и ее большой сыскной аппарат. Полиция входит в систему органов Министерства внутренних дел Великобритании. Подразделения полиции в административно — территориальных единицах Великобритании возглавляется главным констеблем.

В Англии не существуют такие формы предварительного рас­следования, как дознание и следствие. По английской теоретиче­ской модели процесса уголовное дело — это спор между равно­правными сторонами. В этом смысле прослеживается прямая аналогия с гражданским процессом, где нет никаких досудебных стадий и где собирание доказательств для их представления в суде остается прерогативой истца и ответчика'.

Функции представителей сторон в гражданском процессе, за­щиты по уголовным делам выполняют адвокаты, которые делятся на барристереев и солиситоров. Барристеры имеют исключитель­ное право выступать в высших судебных инстанциях, а солисито­ры — более многочисленная категория юристов, которые участву­ют в качестве представителей сторон в судах низшей инстанции.

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – демократическое, правовое, унитарное государство; форма правления – парламентская (конституционная) монархия.Государственная власть основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании – Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Главой государства является Королева Великобритании.

В Великобритании статус и система государственных органов закреплены не в конституции (основном законе), как в большинстве стран, а в нескольких нормативных правовых актах и даже в иных (неправовых) источниках, что обусловлено правовой системой этого государства. [4]

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система основана на административно-территориальном устройстве Великобритании. Судебная система включает в себя высшие и низшие (местные) суды. Высшими судами являются: Суд Палаты Лордов Великобритании, Апелляционный Суд Великобритании, Судебный комитет Тайного совета Великобритании, Суд Короны Великобритании, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла Великобритании, Апелляционный трибунал по трудовым спорам Великобритании. Местными судами являются магистратские суды и суды графств.

Атторнейская служба в Великобритании учреждена в 1472г. Генеральный атторней Великобритании по своему статусу приравнивается к члену английского Парламента, но он не может быть членом кабинета. [10] Вместе с тем, являясь высшим должностным лицом британского общества адвокатов Генеральный атторней Великобритании рассматривается как публичная фигура, поддерживающая обвинение от имени правительствав суде по особо важным уголовным делам, он также представляет интересы того же правительства в качестве истца или ответчика.

Специальным органом, предназначенным для осуществления уголовного преследования, является Королевская служба обвинения – независимая и отдельная от полиции организация. Королевская служба обвинения может быть представлена в виде двух звеньев – высшего и регионального (региональный центр). Королевскую службу обвинения возглавляет директор государственного обвинения, а региональный центр (таковых 13) возглавляет главный королевский обвинитель.

Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы – Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством.

В жизни английского общества велика роль полиции, которая входит в систему органов Министерства внутренних дел Великобритании. В основе организации полиции как правоохранительного органа находится административно-территориальное деление Великобритании.

Имеются особенности организации полиции в городе Лондоне (столица Великобритании). Здесь действуют Столичная полиция и Полиция лондонского Сити,которые возглавляются комиссарами. Комиссар Столичной полиции назначается на должность Королевой Великобритании по рекомендации Министра внутренних дел Великобритании. В Столичной полиции учреждены следующие должности:заместитель комиссара, помощник комиссара, заместитель помощника комиссара, коммандер, суперинтендент, главный инспектор, сержант, констебль.

В Полиции лондонского Сити учреждены следующие должности: помощник комиссара, коммандер, суперинтендент, главный инспектор, инспектор, сержант, констебль. Столичная полиция обеспечивает охрану членов королевской семьи, членов Правительства Великобритании и сотрудников дипломатических правительств и консульских учреждений, а также координирует деятельность по расследованию террористических действий.

Подразделения полиции в административно-территориальных единицах Великобритании возглавляются главным констеблем. Подразделения полиции структурированы по функциональному признаку на отдельные группы, возглавляемые помощником главного констебля по операциям и борьбе с преступностью, помощником главного констебля по поддержке, помощником главного констебля по кадрам и подготовке, главным администратором.

Полицию Великобритании обслуживает ряд центральных и региональных служб. К ним относятся: Общенациональная служба идентификации, Общенациональная служба разведданных по преступности (создана в 1992г.), региональные группы по борьбе с преступностью, Общенациональный полицейский компьютер (PNC), Служба судебной экспертизы, Полицейский отдел научного развития, Научно-исследовательский отдел, Центр Министерства внутренних дел Великобритании по предотвращению преступности, Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством, Управление по жалобам против полиции.

Читайте также: