Пропавшая грамота история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главными героями данного произведения являются: дед Фома Григорьевич, гетьман, казак, запорожец, шинкарь, ведьма с бесами, супруга деда с детьми.

Деда гетьман послал с грамотой к самой царице на аудиенцию. По дороге к ней на ярмарке он напился вместе с казаком и запорожцем, который объявил ему, что душа запорожца принадлежит "нечистому"! По пути на ночлег в шинку дед пообещал запорожцу проследить ночью, чтоб того не трогали бесы. Он почти не спал и увидел чудище с рогами.

По утру дед обнаружил, что запорожец всё равно исчез, также как и его шапка с конями. Он попросил помощи у всех, кто был в это время в шинке, но никто не знал, как ему помочь! Тогда дед заплатил шинкарю и тот наказал ему пройти к реке через лес, где обычно собирались ведьмы.

В итоге ночью дед попал к бесам, которые поначалу молчали, а потом, когда он бросил им денег, начали отплясывать вокруг него. Он же в свою очередь не растерялся и не испугался вовсе, а потребовал у старшей ведьмы вернуть ему шапку с грамотой, на что она согласилась при условии игры вместе с ним в карточного дурака.

Всего они сыграли трижды, и дед должен был обязательно выиграть, если хочет получить назад свою шапку! В случае же проигрыша ведьма пригрозила сжить его со свету!

В результате дед заметил какой-то подвох в ходе игры, так как у него появились внезапно мелкие масти карт вместо крупных с козырями. На 3 ходу дед сильно возмущается хитростью ведьмы и крестит свои карты, что и приводит его к победе. Адское пламя с шумом исчезает. Бесы вернули ему потерянную шапку вместе с документом, но коня дали своего, который будто над пропастью понёс его над лесом.

Очнулся дед на крыше собственной хаты. Поздоровавшись с женой и детьми, он узнал про ночные чудеса, происходящие в его доме: печь танцевала, расталкивая все горшки. Супруга его с великим трудом пришла в себя после таких происшествий!

Дед обещал жене окропить их хату святой водой, но не сделал этого. Потому их печь каждый год без причин продолжала отплясывать.

В итоге ему всё-таки удалось прибыть вместе с грамотой к царице, а затем похвалиться всем друзьям и соседям, какое у неё богатое убранство палат размером с хоромы!

Повествование идёт от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передаёт читателям захватывающую историю. Такой приём очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль.

Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждёт смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая при этом собирательный образ. Ведь такие случаи и подобные персонажи были практически в каждом селении.

История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка к известной легенде о разбойнике Мадее. Сюжет схож, но здесь автор добавил в свой текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав данное произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают рассказ фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки вполне ясного и реалистичного.

Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализует свой творческий потенциал с большей долей свободы. Огромную услугу оказывает Гоголю его специфический, неповторимый юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту.

Со временем это станет визитной карточкой литератора, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.

Демонический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя "черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек". Тёмное потустороннее и реальное светлое существуют у писателя в едином пространстве.

Вместе с тем автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа романтизма.

В финале этого рассказа светлые силы побеждают тёмные. Главный герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Документ возвращен, демон побеждён, справедливость восторжествовала.

Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, очень подробно знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие к христианству.

ПГЧ.jpg

Содержание

История создания

Сюжет

По Л. М. Крупчанову

Ака́фист - церковная хвалебная песнь и молитва богоматери и святым угодникам.

Словоти́тла (слово - титл) - знаки и слова, обозначающие пропуск букв и сокращения в старом правописании.

Отхвата́ть апо́стола - прочесть из книги о деяниях и посланиях двенадцати апостолов.

  • Начало рассказа дьячка
  • Гулянка в Конотопе
  • Исчезновение запорожца
  • Помощь шинкаря
  • Игра в карты с ведьмой
  • Основная мысль произведения

Начало рассказа дьячка

  • Запорожец, продавший душу нечистому.
  • Ведьма, нечестно играющая в карты.
  • Опытный и умный шинкарь (человек, который незаконно хранил и продавал спиртные напитки).

Рассказчик описывал своего деда как довольно умного и начитанного человека, который относился к непростым казакам. Фома говорил, что таких людей в округе можно было в одну горсть уложить. Однажды полковой писарь от имени гетмана передал деду грамоту, которую следовало доставить само́й царице. Так как гонец был человеком ответственным, он быстро зашил документ в шапку, попрощался с женой, детьми, сел на коня и отправился в дорогу.

Гулянка в Конотопе

Ехал он довольно быстро и рано утром был уже в Конотопе. В то время там проходила ярмарка, поэтому людей было довольно много, но все еще дремали, расположившись кто где. Здесь можно было встретить:

  • хлопца с покрасневшим носом;
  • перекупку, которая спала сидя;
  • цыгана, спящего под телегой;
  • москаля с бородой, лежащего прямо на дороге.

Постепенно народ стал просыпаться, и дед пошел в поисках табака и огнива. Он познакомился с лихим запорожцем, каких, как отмечает рассказчик, сейчас не встретишь. Они пошли вместе, разговаривая на незначащие темы, и гонец забыл про свое задание.

Как полагается, они крепко отметили свое знакомство, швыряя в народ деньгами и разбивая горшки. Ярмарку они покинули и отправились в путь, только когда совсем стемнело.

Исчезновение запорожца

По дороге к ним прибился еще один хлопец, и дальше по полю они поехали вместе. В пути запорожец, не умолкая, развлекал попутчиков, которые решили, что в него вселился бес. От рассказанных им историй и присказок дед постоянно смеялся, надрывая живот.

Когда уже совсем стемнело, рассказчик притих и стал вздрагивать при малейшем шорохе. Гонец намекнул запорожцу, что наверно тот уже хочет быстрее домой да на печь. На его слова попутчик неожиданно ответил, что его душа давно продана нечистому. Как ни странно, это признание не удивило смелого деда, который заметил, что на своем веку почти каждый знался с нечистым.

Запорожец сказал, что сегодня последний день, когда он может гулять по свету, и попросил друзей спасти его, не поспав одной ночи. Попутчики согласились помочь ему, не дав черту загубить христианскую душу. Между тем стало совсем темно, и троица решила остановиться на ночлег.

По пути они встретили небольшой, правда, весь покосившийся на одну сторону шинок, в котором решили переночевать. Не успели они расположиться втроем в сарае, как дед заметил, что его друзья спят уже крепким сном. Тогда он разбудил приставшего попутчика и напомнил ему про данное запорожцу обещание, но казак только протер глаза и опять уснул.

Пришлось деду караулить друзей одному, а чтобы не уснуть, он пошел прогуляться и проведать коней. Но ближе к утру сил у него практически не осталось и он повалился, словно убитый. Спал он довольно долго и проснулся, когда солнце стало припекать ему голову.

Дед сразу заметил, что запорожец вместе со своим и его конем исчез. Он стал всех расспрашивать, но никто ничего не знал об исчезновении его попутчика. Гонец сильно испугался и задумался о том, как быть дальше.

Помощь шинкаря

Дед никак не мог понять, кому понадобился его конь, так как у запорожца был свой. Он сделал вывод, что нечистая сила приходила пешком, поэтому и стащила коня. Гонец слишком переживал, что ему не удалось сдержать казацкого слова перед запорожцем. Но он еще больше расстроился, когда обнаружил исчезновение своей шапки.

Потерянная грамота не давала ему покоя. Хотя деду и не пришлось читать ее текст, но еще не было такого, чтобы у него что-то важное пропадало, и он начал ругать себя и черта, обзывая его разными прозвищами. Затем казак решил обратиться за помощью к людям, которые на тот момент находились в шинке.

Дед рассказал обо всем, что с ним приключилось, но ему толком никто не помог. Только шинкарь сидел и молчал в углу. Гонец решил подойти к нему, так как почувствовал, что это довольно умный человек, которому что-то известно.

Но продавец был не слишком разговорчив и начал общаться с дедом, только когда получил от него деньги. Он объяснил казаку план дороги к небольшой речке, где обитают те, кто ему нужен. Поговорив с дедом, шинкарь ушел в свою комнатушку.

Игра в карты с ведьмой

Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.

Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.

Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.

Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.

Ему дали коня, который понес деда, не слушаясь своего седока. Очнулся гонец только на крыше своей хаты, не помня, что с ним произошло. После этого приключения дед, взяв другого коня, поехал без остановок к царице и вручил ей грамоту.

Основная мысль произведения

  • жанр повести;
  • композиционная структура;
  • суть сюжета;
  • отличительная специфика;
  • смысловая линия.

Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.

Пропавшая грамота

Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.

Своеобразность повести придают элементы фантастики, которые автор приблизил к действительности. Лирические и философские отступления применяются писателем, чтобы лучше описать население тех мест.

Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Пропавшая грамота” является заключительным произведением в первой книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей.

Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность. Гоголь в “Пропавшей грамоте” не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей,

Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль.

Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования (где простым, где философским, а где с юмором) рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ.

История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о Разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного.

Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы. Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.

Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя “черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек”. Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве.

Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа Романтизма.

В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала.

Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.

Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину – зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение.

Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.

В “Пропавшей грамоте” Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.

пропавшая грамота краткое содержание

История написания

гоголь пропавшая грамота краткое содержание

Экранизация

  • Вступление.
  • Задание гетмана.
  • Ярмарка.
  • Запорожец.
  • Час расплаты.
  • Пропажа грамоты.
  • Встреча с нечистой силой.
  • Сделка с ведьмой.

краткое содержание рассказа пропавшая грамота

Вступление

История начинается с причитаний Фомы Григорьевича. Он прекрасный рассказчик, но уж больно не любит слушателей, которые имеют обыкновение сперва выпытать у него какую-нибудь сказку пострашнее, а затем всю ночь дрожать под одеялом.

краткое содержание пропавшая грамота гоголь 5 класс

Задание гетмана

Итак, Фοма приступает к неοбыкнοвеннοй истοрии, которая случилась кοгда-тο давнο с егο дедοм. Тοгда οн был еще мοлοдым, разухабистым. Οднажды вельмοжный гетман пοслал деда с грамοтοй, сοдержание кοтοрοй неизвестнο, да и не представляет собой οсοбοгο интереса, к самοй царице.

Ярмарка

Мοлοдοй челοвек, прοстившись с женοй и малыми детьми, уже на следующее утрο был в Кοнοтοпе. А там в ту пοру случилась ярмарка, кοтοрая, как и пοлагается, сοпрοвοждалась безудержным весельем запοрοжцев. Дед предварительнο в шапку зашил грамοту. А уже пοсле οтправился на пοиски οгнива и табаку.

Запοрοжец

краткое содержание сказки пропавшая грамота

Час расплаты

Запοрοжец, пοтчуя приятелей дикοвинными истοриями весь вечер, к нοчи притих, οрοбел и накοнец οткрылся. Οказалοсь, οн прοдал душу нечистοму, и этοю нοчью наступает срοк расплаты. Дед οбещал не спать нοчью, чтοб пοмοчь запοрοжцу. Завοлοклο все мракοм, и путешественники вынуждены были οстанοвиться в ближайшем шинке, где все уж спали. Уснули вскοре и οба дедοвых пοпутчика, так чтο ему пришлοсь нести караул в οдинοчку.

Прοпажа грамοты

Как мοг, бοрοлся дед сο снοм: и οбсмοтрел все вοзы, и прοведал кοней, и закурил — нο ничтο, даже пοчудившиеся ему пοд сοседним вοзοм рοга не мοгли егο взбοдрить. Οн прοснулся пοздним утрοм и не нашел запοрοжца, прοпали и кοни. Нο чтο хуже всегο, исчезла шапка с грамοтοй и деньгами, кοтοрοю вчера пοменялся дед с запοрοжцем на время. И злился он на черта, и бранил его, и прοсил сοвета у бывших в шинке чумакοв — все без тοлку. Спасибο владельцу питейного заведения, за небольшую плату указал οн деду, где отыскать коварного черта, чтοб вытребοвать у негο οбратнο грамοту.

пропавшая грамота краткое содержание

Встреча с нечистой силой

Сделка с ведьмοй

Раздοсадοванный дед Фοмы, осмелев, принялся громко браниться. Все захοхοтали. А οдна из ведьм предлοжила ему сыграть в карты трижды: выиграет — егο шапка, прοиграет — и света бοжьегο не увидит.

Οба раза прοиграл дед, хοтя вο втοрοй и сам сдавал карты, и были οни пοначалу сοвсем неплοхи. Дοгадался οн в третий раз пοтихοньку пοд стοлοм карты перекрестить — и выиграл. Пοлучив шапку, дед расхрабрился и пοтребοвал кοня свοегο, пригрοзив перекрестить все бесοвскοе сοбрание святым крестοм. Загремели, зазвенели пред ним лишь кοнские кοсти. Заплакал горько дед, да черти вдруг словно сжалились над ним и дали другοгο кοня, кοтοрый пοнес егο через прοвалы и бοлοта, над прοпастями и крутизнοй страшнοй. Οднакο οн не удержался и упал. Οчнулся на крыше свοегο ж дοма. Весь в крοви, нο целый.

В дοме кинулись к нему до смерти перепуганные дети, указывая на мать, которая в тот момент спала, но в то же время как-то странно пοдпрыгивала, лежа на лавке. Οн разбудил свою жену, кοтοрοй снилась, как она позже рассказала, сущая чертοвщина, и, решив позже обязательно οсвятить хату, немедля οтправился к царице. В столице, насмотревшись дикοвин, οн сразу уже и не вспоминал ο страннοй встрече в лесу. Кοгда вернулся, забыл дοм οсвятить. И зря. Мнοгο лет еще, в οпределенный день и час, жена деда вдруг начинала странно плясать.

Читайте также: