Общественная мысль в россии во второй четверти xix века кратко

Обновлено: 05.07.2024

ТЕМА 11. РОССИЯ ВО 2-й ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

1. Николай I : образ правления и внутренняя политика.

Тридцатилетнее царствование Николая I (1825—1855) — это период наивысшего могущества самодержавной власти и в то же время окончательного кризиса феодально-крепостнического строя в России. Вступление нового императора на престол было омрачено трагическими событиями на Сенатской площади, которые оставили неизгладимый отпечаток на его характере и мировоззрении. Николай смог убедиться, сколь серьезная опасность для монархической власти, в легитимности которой он не сомневался, может исходить со стороны общественных сил, желавших преобразований.

Исторический парадокс заключался в том, что предельная концентрация власти в руках одного человека оборачивалась на практике полной бесконтрольностью со стороны этой самой власти за реальным положением дел в стране. Печально знаменитый российский властный произвол исходил в сущности не лично от монарха, он царил всюду на местах. Добиться от чиновников строгого соблюдения законности можно было лишь введением широкого общественного контроля, привлекая общество к сотрудничеству с государством. Однако для этого следовало создавать учреждения и структуры, несовместимые с сословно-крепостническим строем, — народное представительство, свободную прессу, политические партии.

Однако Николай I , опасаясь дворянского недовольства, предпочитал действовать осторожно, и практические меры по устройству судьбы крепостных крестьян за весь период его царствования свелись лишь к частным поправкам и изменениям. Так, было запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы, продавать крепостных без земли или землю без крепостных, ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, продавать их с публичного торга с раздроблением семейств, платить ими частные долги.


Во второй четверти XIX века Россия вступила в начальную фазу промышленного переворота, который в передовых странах Западной Европы развивался уже не одно десятилетие. Николай I , будучи консерватором в вопросах политических и социальных, в то же время сочувственно относился к техническому прогрессу и содействовал распространению его достижений в России. При нем в империи были построены первые железные дороги с паровозной тягой: в 1837 году — от Петербурга до Царского Села и в 1851 году — дорога Петербург — Москва. На правление Николая I приходится и строительство половины всей сети шоссейных дорог, проложенных в России до 1917 года.

И все-таки промышленно-экономическое развитие России шло медленными темпами. Крепостная зависимость крестьян, жесткая регламентация общественной жизни, сословное деление населения явились важнейшими условиями, не позволявшими в полной мере реализовать созидательный потенциал общества.

2. Общественная мысль России в николаевскую эпоху.

Средоточием умственной жизни в 1840-е годы стала Москва, а точнее Московский университет. Министр народного просвещения С.С. Уваров, убежденный консерватор, но в то же время один из образованнейших людей своего времени, полагал, что научные знания являются лучшим противоядием от витающих в обществе крамольных идей. В бытность его министром высшее образование достигло в стране подлинного расцвета. В 1830-х годах возникла своего рода мода записывать в Московский университет сыновей аристократических фамилий.

В тарантасе, в телеге ли

Еду ночью из Брянска я –

Все о нем, все о Гегеле

Моя дума дворянская!

Главный тезис славянофильства — это неповторимость и самобытность исторического пути России, которые ни в коем случае не должны быть уничтожены в ходе либеральных преобразований, а также вера в особое, мессианское предназначение русского народа. Трагическим поворотом в отечественной истории они считали Петровские реформы, которые прервали органическое развитие национальной культуры и раскололи общество надвое. С тех пор между европеизированной дворянской верхушкой и народом лежит непреодолимая пропасть, являющаяся источником всех социальных бедствий и политических противоречий.

В отличие от славянофилов сторонники западнической точки зрения высоко оценивали реформы Петра I , видя в них чуть ли не единственное светлое пятно в российской истории. При этом они выражали сожаление, что вследствие непоследовательных действий и серьезного сопротивления консервативных сил реформы захватили далеко не все общество и не привели к проникновению европейской культуры в глубь народа. Вывод, к которому они приходили в своих рассуждениях, примерно мог звучать так: Россия не Европа, но она должна стремиться ей стать .

Социально-политическая программа западников строилась на критике крепостнических отношений и общинных начал русской жизни; они выступали за утверждение частной собственности, гражданских прав и свобод, видели в конституционной монархии и парламентаризме идеальную форму государственного устройства.

Наряду с либеральным , в 40-х годах XIX века в России сложилось и радикальное, революционно-демократическое направление общественной мысли. Наиболее яркими его выразителями выступили В.Г. Белинский и А.И. Герцен . После недолгого увлечения гегельянством — один в петербургском, другой в московском западническом кружках — оба они встали на путь энергичной борьбы за освобождение народа и обратились к социалистическим идеям европейских мыслителей.

Со временем социалистические взгляды получили широкое распространение в русском обществе, а на основе построений Герцена развились теории крестьянского, или общинного, социализма, которые стали сутью народнических воззрений.

В исторической перспективе стремление Николая I и его идеологов установить полный контроль над обществом было безрезультатным. Именно в его царствование возникли и идейно оформились либеральное и революционно-социалистическое направления освободительного движения, развитие и взаимодействие которых вскоре стали определять судьбу русской мысли, состояние общественной жизни и, в конечном итоге, судьбу России.

3. Внешняя политика Николая I . Крымская война.

Вступив на престол, Николай I получил в наследство от своего предшественника огромной международный престиж России. Империя сохраняла первенствующее положение на континенте, она была желанным партнером и союзником для всех великих и малых государств Европы. Сильнейшая армия и отлаженная дипломатическая служба превращали российского самодержца в гаранта европейского мира и опору монархических режимов. Поставив целью своей внутренней политики охранение и укрепление существующего общественно-политического строя, Николай I и во внешних делах придерживался начал легитимизма и Священного союза. В его глазах борьба с революционным движением в Европе была и борьбой за реальные интересы России как европейской державы.

Приоритетное значение Николай I придавал союзу с Австрией и Пруссией. Эти государства рассматривались им как необходимая часть его охранительной политической системы. Однако сотрудничество трех монархий не было прочным. Каждая страна решала собственные задачи, и полное согласие достигалось лишь перед лицом революционной опасности.

В отношении Франции Николай I занял враждебную позицию с момента французской буржуазной революции 1830 года.

Центральное место во внешней политике николаевской России занял восточный вопрос, возникший еще во второй половине XVIII века Гигантская и некогда могущественная Османская империя была близка к распаду; волнения в провинциях постепенно расшатали ее государственность . Европейские политики сравнивали Турцию со смертельно больным человеком и в ожидании неизбежного конца строили планы раздела ее территориального наследства. Особенную активность в этом проявляли Англия, Франция и Австрийская империя. Для России Восточный вопрос включал следующие аспекты: окончательное политическое и экономическое утверждение в Северном Причерноморье, которое в основном было достигнуто при Екатерине II ; признание ее прав как покровительницы христианских и славянских народов Османской империи, и прежде всего Балканского полуострова; благоприятный режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, что обеспечивало России ее торговые и военные интересы на юге. В широком смысле Восточный вопрос касался и российской политики в Закавказье.

В начале правления Николая I Россия вела успешные войны на Кавказе и в европейской части Турции. Война с Персией (1826—1828), ставшая следствием попыток персидского шаха вернуть под свое владычество Грузию, закончилась разгромом персидской армии и подписанием Туркманчайского мирного договора, в заключени и которого принял активное участие известный русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, на территории которых была образована Армянская область. Это послужило началом консолидации армянского народа: после подписания Туркманчайского мира более 140 тыс. армян эмигрировали в Российскую империю из Турции и Ирана. Туркманчайский договор закрепил позиции России на Каспийском море, подтвердив ее преимущественное право держать здесь свой военный флот, и послужил основой стабилизации русско-иранских отношений на длительный исторический период.

Почти параллельно с русско-персидской развернулась и русско-турецкая война (1828—1829). Поводом к ней послужил отказ турецкого султана признать независимость Греции, на чем настаивали правительства великих держав — России, Англии и Франции. В 1827 году между ними был заключен договор о помощи Греции, которая на протяжении уже ряда лет вела национально-освободительную борьбу против османского владычества. Осенью того же года эскадра союзников уничтожила турецко-египетский флот в Наваринской бухте, после чего русско-турецкие отношения резко ухудшились.

Военные действия развернулись в Закавказье и на Балканах. В 1828 году русская армия под командованием генерала И.И. Дибича овладела Варной, а в 1829 году перешла Балканы и заняла Адрианополь , тем самым, открыв себе путь на Константинополь. Одновременно генерал И.Ф. Паскевич эффективно действовал в Закавказье, захватив Карс и Эрзерум . Турция пошла на переговоры, и в 1829 году в Адрианополе был заключен мир, по которому Россия получила восточный берег Черного моря от Анапы до Поти и право свободного плавания торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Адрианопольский мир явился важнейшей вехой в освобождении балканских народов от османского ига: победа России в войне обеспечила Греции государственную независимость и упрочила автономию Сербии, Молдавии и Валахии.

Конец 20-х — начало 30-х годов были временем наибольшего влияния России в Османской империи. Николай I поверил в слабость Турции и стал рассматривать ее как удобного соседа, чье существование не вредит интересам России. Зримым проявлением дипломатической гибкости и дальновидности стало оказание Россией военной помощи султану в 1833 году в связи с кризисом, вызванным мятежом египетского паши. Предотвратив фактический распад Османской империи, Россия заключила с ней союзный договор о дружбе и взаимопомощи. Этот договор был подписан в 1833 году в местечке Ункяр-Искелеси . Соглашение гарантировало помощь Турции со стороны России в случае нового турецко-египетского конфликта. Взамен Россия получала наиболее выгодный для нее режим черноморских проливов, которые султан обязался закрывать по ее требованию для военных кораблей европейских держав.

Ункяр-Искелесийский мир явился высшим успехом политики Николая I в Восточном вопросе. Никогда Россия не была так близка к осуществлению своих внешнеполитических планов, как в этот период. Однако договор вызвал остро негативную реакцию со стороны главных соперников России в ближневосточном регионе — Англии и Франции, обеспокоенных усилением русского влияния в Константинополе. В последующие годы дипломатия этих стран сделала все возможное, чтобы срок русско-турецкого союза не был продлен по истечении восьми лет, предусмотренных при его подписании.


После того, как в войнах с Персией и Турцией Россия отстояла свое право на Грузию, Армению и Азербайджан, коренным образом изменилась политическая ситуация на Северном Кавказе. Владения горских народов со всех сторон были окружены землями, вошедшими в состав Российской империи. Конфликты между независимыми горскими племенами и Россией вылились в широкое национально-освободительное и социальное движение, известное под названием Кавказской войны (1829—1864).

Если в 1830-е годы внешняя политика Николая I отличалась военными и дипломатическими успехами и способствовала укреплению международного престижа России, то в 1840-е годы ситуация стала меняться в худшую сторону. Серьезной неудачей николаевской дипломатии явилось подписание в 1841 году Лондонской конвенции великих держав, фактически означавшей отказ от принципов Ункяр-Искелесийского договора. Судоходство в проливах ставилось под международный контроль, проход военных кораблей в мирное время запрещался и русский Черноморский флот лишался оперативного простора.

После революционного 1848 года великие державы, прежде всего Франция и Англия, отвернулись от России. Это сразу изменило соотношение сил в Восточном Средиземноморье. Турция могла теперь игнорировать требования России, не опасаясь английского или французского флотов. Назревала новая русско-турецкая война.

Формальным поводом к ней послужило нарушение турецким правительством прав православной церкви в Палестине. По наущению Франции ключи от Вифлеемского храма, где молились как католики, так и православные, были переданы католическим священникам. Николай I , покровительствовавший христианско-православным народам Османской империи, сделал попытку принудить Турцию к повиновению и в 1853 году оккупировал автономные дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ Турция объявила России войну. В сущности, это была провокация европейских держав против России.


Вступая в Крымскую войну (1853—1856), император и его окружение допустили два главных просчета в оценке ситуации: преувеличение военной мощи собственной страны и непонимание масштабов ее международной изоляции. Располагая огромной армией (свыше 1 млн человек), Россия однако не обладала развитой военно-технической инфраструктурой. Из-за отсутствия железных дорог переброска войск в нужном направлении затягивалась на многие месяцы, подводы с боеприпасами тянулись со скоростью 3—4 км/ч. Наблюдалось значительное отставание от передовых европейских стран в области вооружений. К 1853 году русские войска в основном были оснащены старыми гладкоствольными кремневыми ружьями, в то время как западноевропейские армии переходили на нарезное стрелковое оружие, а также полевые пушки, заряжавшиеся с казенной части. В русском флоте продолжали преобладать парусные суда. Из 21 крупного военного корабля черноморской эскадры только 7 были паровыми, тогда как англо-французский флот почти целиком состоял из паровых военных судов с винтовыми двигателями.


В сентябре 1854 года английские и французские войска высадились в Крыму и начали осаду Севастополя. Героическая оборона города длилась 350 дней. Защитники черноморской цитадели выдержали ряд ожесточенных бомбардировок и штурмов, прежде чем им пришлось окончательно покинуть разбитые укрепления. Прославились в этой войне адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин , военный инженер Э.И. Тотлебен , артиллерийский генерал С.А. Хрулев , матросы и солдаты П. Кошка, И. Шевченко , Ф. Самолатов и другие.

Николай I умер в самый разгар боев за Севастополь, когда уже стало ясно, что война проиграна. По Парижскому мирному договору 1856 года Россия теряла устье Дуная и Южную Бесарабию , но главное, ей было запрещено держать военный флот на Черном море, что фактически оставляло южную границу империи открытой.

Тест для самоконтроля

а) Погодин М.П.; б) Уваров С.С.; в) Устралов Н.Т.

2. Николай I возложил на Сперанского М.М. снятый с себя орден Андрея Первозванного в благодарность за :

а) составление Манифеста по случаю коронации;

б) разработку проекта реформы государственного управления;

в) составление Свода законов Российской империи.

3. Граф Киселев П.Д., бывший боевой генерал, министр государственных имуществ выступил автором:

а) реформы управления государственной деревней;

б) финансовой реформы;

в) нового Устава о цензуре.

4. Граф генерал Бенкендорф был поставлен Николаем I во главе.

а) Кавказского корпуса; б) Государственного Совета; в) Третьего отделения.

5. Идейной основой сопротивления горских народов в период Кавказской войны стало учение:

а) суннизм; б) ваххабизм ; в) мюридизм.

6. Крымская война завершилась:

а) установлением контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы;

б) потерей Россией права держать на Черном море свой военный флот;

в) переходом Крыма под протекторат Османской империи.

7. Прочитав письма этого российского дворянина и отставного гвардии ротмистра, Николай I наложил следующую

резолюцию: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной – смесь дерзостной бессмыслицы, достойной

а) Петрашевский М.В.; б) Чаадаев П.Я.; в) БелинскийВ.Г .

типографии, теоретик общинного социализма, участник общественного движения 40-60 гг. XIX в .

Во второй четверти XIX века в Российской империи преобладало три направления общественной мысли: консерватизм, либерализм и демократия. Провластная категория людей имела консервативное мышление, пыталась сохранить существующий порядок. А вот интеллигенция, образованные дворяне больше склонялись к либеральному и демократическому направлениям. Прогрессивная часть общества выступала за расширение прав и свобод народа.

Консервативное направление мысли

Консерватизм (лат. охранительный) основывался на теории официальной народности. Его придерживались чиновники, священнослужители, помещики. Последователи направления выступали за сохранение крепостного права и дворянских привилегий, укрепление самодержавия, ужесточение цензуры. Сам император Николай I придерживался консервативной политики.

Идейная основа направления базировалась на теории официальной народности, сформулированной в 1833 году министром народного просвещения С. Уваровым.

  • Вера. Русский народ принадлежал к ортодоксальному христианству. Священнослужители подпитывали идею, что без православия люди исчезнут.
  • Самодержавие. Уваров доказывал, что без императора Россия перестанет существовать. Самодержавие – наиболее правильная для страны форма правления.
  • Народность. Союз общества и верховной власти, сложившийся исторически.

Теория официальной народности

Яркими представителями консерватизма были профессора С. Шевырев и М. Погодин. Направление также поддерживали журналисты Ф. Булгарин и Н. Греч, литераторы М. Загоскин и Н. Кукольник. Согласно этой общественной мысли:

  • Российская империя, в отличие от стран Западной Европы, образовалась путем добровольного объединения земель, а не завоеваний. Россию миновала инквизиция, тирания феодалов.
  • Власть основывалась на единении царя и народа.
  • Крепостное право – это не зло, а патриархальный уклад жизни. Помещик был благодетелем для своих крестьян.
  • На протяжении многих лет Россия сохраняла самобытность. Это вклад в будущее развитие путем попечения самодержавной власти, а не революций.

Консерваторы идеализировали обстановку в Российской империи, оправдывали крепостное рабство, ограничение прав и свобод народа. Во избежание любых изменений Николай I расширил государственный аппарат, укрепил положение официальной церкви, полиции.

Либеральное направление мысли

Либерализм (от лат. касающийся свободы) базировался на классической немецкой философии Гегеля и Шеллинга. Направление поддерживала часть дворянства, а также разночинные интеллигенты. Все они стремились изменить существующий в России порядок. Либералы пропагандировали внедрение буржуазной модели развития государства.

В либеральном направлении образовалось два течения: славянофилов и западников. Все они поддерживали умеренные реформы правительства для предотвращения распространения революционных настроений, осуждали любые восстания против верховной власти. При этом выступали за отмену крепостного права, расширение прав и свобод граждан, введение гласного суда. Как славянофилы, так и западники поддерживали свободу предпринимательства, гарантии неприкосновенности личности.

Либеральное направление

В некоторых вопросах либералы имели расхожее мнение. Модель славянофилов:

  • Форма правления: монархия, но при условии работы Земского собора. Император сохранял за собой власть, но обязан был ориентироваться на мнение народа, которое выражал сословно-представительный совещательный орган.
  • Обоснование программы развития страны: Россия должна сохранить самобытность. Под этим подразумевалось единение царя и народа, исповедование православия, образование крестьянских общин. Россия не могла полностью копировать путь Западной Европы. Но заимствование отдельных достижений допускалось.
  • Отношение к петровским реформам: порицание преобразований Петра I, поскольку он ориентировался на Европу. Важно было сохранить допетровскую Русь.
  • Представители: Ю. Самарин, А. Хомяков, И. и П. Киреевские, А. Кошелев, И. и К. Аксаковы.
  • Форма правления: конституционная монархия и парламентский строй. Пример: Англия и Франция.
  • Обоснование программы развития страны: Россия должна стать на путь европеизации, взять за основу лучшие социально-политические наработки западной цивилизации.
  • Отношение к петровским реформам: положительное. Петр I сблизил Россию с Европой.
  • Представители: Т. Грановский, Б. Чичерин, В. Боткин, С. Соловьев, И. Тургенев, П. Анненков, К. Кавелин.

Деятельность как западников, так и славянофилов носила оппозиционный характер. Либералы пытались подготовить общество к переменам, доказать необходимость реформ.

Демократическое направление мысли

Демократия (от лат. народ и власть) базировалась на социалистических теориях. Этого направления придерживалась часть интеллигенции и образованного дворянства. Все они стремились изменить российскую действительность путем демократических преобразований и народовластия.

В демократическом направлении сформировалось два течения. Первое основывалось на философии Гегеля. Его придерживались В. Белинский, А. Герцен. Второе течение базировалось на социалистических теориях А. де Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Его идеологом был М. Буташевич-Петрашевский.

Основы философской системы Гегеля:

Основы социалистической теории:

  • Формирование идеального общества.
  • Равенство всех граждан.
  • Коллективная собственность.
  • Обязательный труд.
  • Справедливое распределение продуктов труда.

Оба течения пропагандировали демократические идеи. Для этого создавали философские, публицистические работы. Писали драматические сочинения. Собирались в кружки с единомышленниками. Главная цель демократов – дать свободу крепостным крестьянам, обеспечить их землей.

Демократы XIX века

Каждый идеолог демократического направления имел свою социально-политическую программу. Умеренными требованиями к власти отличался В. Белинский. Важные правила:

  • Соблюдение всех законов.
  • Прекращение полицейского произвола.
  • Запрет телесных наказаний.
  • Гарантии прав личности.
  • Гарантии прав собственности.
  • Ликвидировать землевладения помещиков.
  • Отдать землю крестьянам.
  • Ввести крестьянское самоуправление.
  • Укрепить крестьянские общины, сделать их полноценными ячейками социалистического общества.

Самыми радикальными требованиями отличалась группа демократов под руководством Буташевича-Петрашевского:

  • Ликвидировать самодержавие.
  • Правительственные органы сделать выборными.
  • Форма правления: республика с однопалатным парламентом.
  • Провозгласить равенство всех граждан.
  • Обеспечить свободу слова и печати.
  • Допустить возможность вооруженного восстания.

После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30-е-40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий.

В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал “Теорию официальной народности”, которая выдвигала три лозунга: “православие, самодержавие, народность”. Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется “лучший порядок вещей”. Проводниками этой теории были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право, конечно но “хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли сделать это сами”.

Идеология либеральных помещиков и зарождающейся буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов.

Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права “сверху”, путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладения.

“Философическое письмо” П.Я. Чаадаеву.

“Философическое письмо” написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование. Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в православной форме, которые восприняло дух разлагающейся бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил, что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное начало.

Западники. Умеренные - Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Радикальные - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I “спас Россию”. Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны утвердится европейские порядки: конституционный строй - форма правления по западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами слова, печати и т.д.

Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков.

Николаевскую политическую систему с ее “немецкой” бюрократией рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I, осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой большую общину. По общинному принципу были организованы сходы, препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие. Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть путем возрождения человечества, в том числе и “загнивающего индивидуалистического” запада.




Теория “русского социализма” (утопического) А.И. Герцена.

В 30-е-40-е Герцен занимается литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает за границу в Лондоне основал “Вольную типографию”, выпустил восемь сборников “Полярная звезда”. Герцен убедился, что исторический опыт запада России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство, создал теорию “общинного социализма”, имевшую колоссальное значение в русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации. Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая живет по социалистическим принципам.

37. Культура России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30-е-40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий.

В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал “Теорию официальной народности”, которая выдвигала три лозунга: “православие, самодержавие, народность”. Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется “лучший порядок вещей”. Проводниками этой теории были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право, конечно но “хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли сделать это сами”.

Идеология либеральных помещиков и зарождающейся буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов.

Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права “сверху”, путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладения.

“Философическое письмо” П.Я. Чаадаеву.

“Философическое письмо” написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование. Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в православной форме, которые восприняло дух разлагающейся бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил, что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное начало.

Западники. Умеренные - Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Радикальные - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I “спас Россию”. Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны утвердится европейские порядки: конституционный строй - форма правления по западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами слова, печати и т.д.

Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков.

Николаевскую политическую систему с ее “немецкой” бюрократией рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I, осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой большую общину. По общинному принципу были организованы сходы, препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие. Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть путем возрождения человечества, в том числе и “загнивающего индивидуалистического” запада.

Теория “русского социализма” (утопического) А.И. Герцена.

В 30-е-40-е Герцен занимается литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает за границу в Лондоне основал “Вольную типографию”, выпустил восемь сборников “Полярная звезда”. Герцен убедился, что исторический опыт запада России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство, создал теорию “общинного социализма”, имевшую колоссальное значение в русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации. Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая живет по социалистическим принципам.

37. Культура России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

После восстания декабристов и следствия над ними общественное движение в России не только не угасло, но и начало развиваться с новой силой. Парадоксально, что этот процесс происходил именно в период правления Николая I, который проводил политику подавления всякого свободомыслия. Дворянская образованная интеллигенция, как правило, собиралась в московских и петербургских салонах, в гостях друг и друга, где устраивала ожесточённые споры о будущем России.

Новым явлением стали студенческие кружки, где формировались взгляды молодёжи. Именно во второй четверти XIX в. в России сформировалось три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Об этом и пойдёт речь ниже.

Консервативное течение


Консерватизм (от лат. — сохранение) — идеология, характеризующаяся защитой традиционных устоев общества, требованиями стабильности, порядка, отрицанием революционных экспериментов и негативным отношением к радикальным реформам.

Основные представители: профессора: М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, журналисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатель М.Н. Загоскин.

Основные цели российского консерватизма : сохранение незыблемости самодержавия, крепостного права, привилегий дворянства, поддержка официальной церкви, укрепление государственного аппарата и полиции.

Своеобразной программной российского консерватизме стала теория официальной народности, которую в 1833 г. сформулировал министр народного просвещения С.С. Уваров. Она была принята в качестве официальной идеологии России Николаем I. Согласно этой теории русская жизнь основана на 3 началах:

  1. Православие– традиционная глубокая религиозность русского человека, заключающаяся в вере и любви.
  2. Самодержавие– единственно возможная форма правления в России.
  3. Народность– единение монарха-царя и народа. Подразумевает веру и любовь народа к самодержцу, который в свою очередь по-отечески заботится о благе народа и справедливости.

Либеральное течение

Либерализм (от лат. — свободный) — идеология, отстаивающая свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности. Главная ценность – свобода и права человека.

В России либеральное течение было представлено двумя идеологическими лагерями: западниками и славянофилами. Несмотря на ряд различий во взглядах, они имели много общего.

  1. Считали главной целью достижение благополучия и процветания России.
  2. Основным методом признавали умеренные реформы, проведённые сверху. Отрицали революционные методы и идеи.
  3. Выступали за отмена крепостного права, освобождение крестьян с землёй и без выкупа; введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства.


Западники

  1. Идеалом формы правления видели в конституционной монархии и парламентском строе по образцу Англии и Франции.
  2. Считали европеизацию(заимствование лучших достижений стран Западной Европы) единственно правильным путём преобразования России.
  3. Положительно относились к реформам Петра I Великого, поскольку его преобразования шли по пути европеизации, то есть сближения России и европейских стран.
  4. Основные представители : Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков и другие.

Славянофилы


Радикальное течение

Мировоззрение молодёжи формировалось в студенческих кружках, где учащиеся обсуждали правительственную политику, критиковали её, крепостное право, предлагали свои проекты по реформированию страны. Известными стали кружки братьев Критских, Н.В. Станкевича (в него входили Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин), А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Московском университете.

Помимо обычных студенческих существовали кружки, которые вынашивали серьёзные планы по свержению самодержавию, убийству царя и введению конституции. Таким стал кружок Н.П. Сунгурова, члены которого готовили антиправительственное восстание. Все организации, за исключением кружка Н.В. Станкевича, были раскрыты и разгромлены.

Радикальное (революционное) направление в России начало формироваться в 1840-1850-х гг. под влиянием социалистических теорий А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна об идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан.

В.Г. Белинский

Особо известным стало его “Письмо к Н.В. Гоголю”. В.Г. Белинский критиковал самодержавие и крепостничество, осуждал самого Н.В. Гоголя за отказ от общественной борьбы.

Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности… Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть.

В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

Это “Письмо” стало стремительно распространяться и набирать популярность.


Теория “русского социализма” А.И. Герцена

А.И. Герцен разработал теорию “русского” или “общинного” социализма. Он считал, что при условии свержения самодержавия и отмены крепостного права, ликвидации помещичьего землевладения, в России непременно должен возникнуть социализм. Его главной “ячейкой” станет крестьянская община. В ней заключены важнейшие социалистические черты : природный коллективизм, идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление.

Теория А.И. Герцена стала ключевым элементом в формировании народнической идеологии второй половины XIX в.

Петрашевцы


Одна из первых революционных организаций социалистов в России возникла в 1845 г. Это было общество, которое сложилось вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. По “пятницам” члены кружка собирались в его квартире и обсуждали положение России и революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, географ П. П. Семёнов, пианист А. Г. Рубинштейн и другие. Они осуждали самодержавие и крепостное право.

“Философические письма” П.Я. Чаадаева


П.Я. Чаадаева, высокообразованного дворянина, нельзя однозначно отнести ни к одному из течений общественной мыли России. Участник Отечественной войны 1812 г., он был членом первых декабристских организация (“Союз благоденствия”). Позднее он разочаровался в идеях декабристов и их планах. На него сильно повлиял христианский мистицизм, что отразилось в его “Философических письмах”, опубликованных в журнале “Телескоп” в 1830-х гг. В них он писал об обречённости России, о том, что Россия оказалось исключена из единого конгломерата стран Запада. Глубоким пессимизмом проникнуты строки его произведения.

Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили.

Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на одном и том же пути.

П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое

Следует отметить, что П.Я. Чаадаев осуждал восстание декабристов и был сторонником самодержавной власти. Тем не менее Николай I, прочитав его “Первое письмо”, приказал объявить философа сумасшедшим. П.Я. Чаадаеву было назначено посещение врача. Позднее он написал “Апологию сумасшедшего”, где объяснял, что все его мысли связаны с болью за судьбу России, которую он искренне любит.

Читайте также: