Устройство древнерусского храма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаем вашему вниманию статью о том как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры.

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона. Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского Кремля. Иллюстрация Галины Кребс.


3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус. Богородица и Иоанн Креститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконостаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.

4. Что находится за иконостасом

Престол. Иллюстрация Галины Кребс.


Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом, на котором стоят священные предметы для богослужения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские врата — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для таинства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля.

Иллюстрация Галины Кребс.


6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Иллюстрация Галины Кребс.

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком¬позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Этот материал содержит краткую информацию о внутреннем устройстве и внешнем виде древнерусских храмов, построенных ещё в домонгольский период. Разумеется, материал не претендует на исчерпывающие сведения.

1. Устройство храма внутри

Христианские храмы — прямые наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе и православные храмы, создаются в соответствии с трёхчастной схемой. Начало этому положила ски́ния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и знаменитый храм Соломона.

Давайте вспомним, что написано в Библии.

По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей в письменном виде, начертанными на каменных скрижалях. Вместе с ними Моисей получил и инструкции о том, как и где их хранить.

Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена двух из них, упомянутых в Библии и оставшихся в истории: Веселеил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина, и Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх. 35:30, 34).

В соответствии с указаниями Господа для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов. По углам крепились золотые кольца, в которые продевались обложенные драгоценной фольгой шесты.

Получилось что-то вроде носилок, приспособленных для странствий по пустыне. Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями — ковчег Завета — должен был находиться в особом шатре, в ски́нии.

Именно скиния является прародительницей всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по древним описаниям скиния - это была большая многослойная палатка из кусков ткани, определённым образом скреплённых между собой.

Композиция христианского храма повторяет схему скинии и развивается с запада на восток, то есть от входа — к алтарю. Такое построение храма символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.

Первое помещение, притвор (аналог сеней или прихожей), означает мир, ещё не обновлённый, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение.

Далее следует основной объём храма (средняя часть, неф) — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещёные миряне, допущенные к причастию.

Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом.

Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Внешний вид храма

Обычно православный храм состоит из нескольких элементов.

С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды.

Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объёмом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые освещается храм. Барабаны завершаются полусферическим куполом. Купол мы видим изнутри.

А снаружи мы видим главы различных форм — шлемовидные или луковичные. Купол является важнейшей частью конструкции. Главы же — это декоративное покрытие, защищающее храмовые перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

3. Устройство иконостаса

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад.

Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории.

Самый верхний ряд — праотеческий — посвящён тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.).

Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил).

Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.).

В современных иконостасах деисусный и праздничный чины нередко меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.

Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь.

Особый проход в центре иконостаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.

4. Алтарная часть, что за иконостасом

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом. Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. На столе стоят священные предметы для богослужения. Ближе к востоку на столе установлен семисвечник. Семисвечник представляет собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

Вдоль стены апсиды установлена ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах.

Царские врата — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная (слева от Царских врат, если смотреть из храма) ведёт в жертвенник — пространство, где у стены расположен ещё один стол, тоже называемый жертвенником. На нём готовят дары для таинства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа.

За южной дверью помещается диаконник или ризница — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

В общем виде внутреннее устройство древнерусского храма можно увидеть на схеме.

Солея́ — это площадка, возвышение перед иконостасом. Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, то есть восхождением.

Солея́ — это площадка, возвышение перед иконостасом. Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, то есть восхождением.

5. Росписи в храме

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира.

Если конструкция храма крестово-купольная (далее расскажем о ней), на четырёх парусах помещают четырех евангелистов, а на опорах — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных.

На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда.

Они служат напоминанием для тех, кто покидает храм.

Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы и Богоматерь.

6. Крестово-купольная система православных храмов

Первыми строителями и учителями местных русских мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя.

(2 слайда листать)

Крестово-купольная система. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Фото с Яндекс. Картинки

Крестово-купольная система. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Фото с Яндекс. Картинки

Крестово-купольная система. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Фото с Яндекс. Картинки

В Восточно-Римской империи, то есть в Византии, к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в наших восточнославянских землях. То есть с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией.

Православные храмы восходили к ещё более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам.

Базилика католического собора Са́нта-Мари́я-Маджо́ре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) — на Эсквилинском холме в Риме, одна из четырёх великих папских базилик. Посвящена Деве Марии Снежной.

Базилика католического собора Са́нта-Мари́я-Маджо́ре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) — на Эсквилинском холме в Риме, одна из четырёх великих папских базилик. Посвящена Деве Марии Снежной.

Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных религиозных сооружений.

7. Строительство древнерусских храмов

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь уже вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. И практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов.

(2 фото листать)

Пример византийской церкви. Церковь Богородицы Паммакаристы, ныне мечеть Фетие-Джами в Стамбуле (Константинополе). Фото с Яндекс.Картинки

Облик русских храмов стал более целостным. Если элементы византийских церквей жили своей собственной жизнью, то части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

Уже к XII веку в каждом русском княжестве были организованы собственные строительные бригады. Поэтому и сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия.

Одновременно на Руси (например, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточно-христианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов можно заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.

Византийские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную ещё со времён Древнего Рима.

Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать.

В XII веке с Запада пришла и другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отёсанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, были построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Но основным строительным материалом на Руси всегда было дерево. Деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, а как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества.

8. Древнерусские храмы в их первоначальном виде

К сожалению, практически ни один из древних храмов не дошёл до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Нередко менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор.

Конечно, сегодня реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик. Но многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад…

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура православных храмов представлена в Новгородской земле. Туда монголы не дошли.

Прежде всего, это уже упомянутый грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в Великом Новгороде.

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Спасский собор Андроникова монастыря

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного)

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

Крестово-купольный храм — тип христианской архитектуры, возникший и в странах Востока, и в Византии в 5−8 столетии. Был принят православными в качестве основного вида собора. В классическом варианте это конструкция прямоугольной формы, где центр разделяется четырьмя столбами на девять отделений.

  • Внутреннее устройство
  • Наружный внешний вид
  • Конструкция иконостаса
  • Росписи и мозаики
  • Строительство в Древней Руси
  • Изменения после монголов
  • Центрические сооружения
  • Архитектура Закавказья
  • Примеры древнерусских церквей

Крестово купольный храм

Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Устройство крестово купольного храма

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.

Наружный внешний вид

В отличие от греков, украшавших храмы снаружи, русские сосредотачивались на внутреннем убранстве, но и фасады все равно заслуживают внимания. Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. Наверху, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.

Крестово купольный храм керчь

Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.

Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.

Конструкция иконостаса

Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.

Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:

Крестово купольный храм внутри

  1. Праотеческий (верхний) ряд посвящается тем, кто проживал до первого Закона Божьего, который был поведан Моисею (Адам, Ева, Ной, Авраам, Каин, Авель).
  2. Ниже описание тех, кто жил во времена Ветхого Завета, то есть от Моисея до Иисуса (Даниил, Соломон, Давид).
  3. Следующий ярус — праздничный. Символика рассказывает о жизни Иисуса на земле и отображается в литургической истории (праздники, которые посвящены основным событиям Спасителя: Сретение, Крещение, Рождество).
  4. Самый главный ярус — тот, где находится Деисус. Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица в молитве за людей стоят рядом с Христом, за ними расположены великомученики и апостолы.
  5. Нижний ярус — местный. Тут находятся лики Богородицы и Иисуса, а также устанавливают образы местных чтимых священнослужителей и икону, во имя которой произошло создание храма.

Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.

Росписи и мозаики

Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

Крестово купольный храм история

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

 элементы крестово купольного храма

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

 купольный храм схема

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Центрические сооружения

Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.

Крестово купольный храм мозайка

Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.

Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.

Архитектура Закавказья

Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.

В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.

Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.

Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.

Примеры древнерусских церквей

Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.

На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:

Крестово купольные храмы древней руси

  1. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
  2. Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
  3. Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
  4. Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.

Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:

  1. Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
  2. Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
  3. Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
  4. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.

Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.

На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.

Читайте также: