Демократия в бразилии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Быстрое развитие получило производство средств информатики, особенно компьютеров. В этой отрасли в 1986 г. было занято 250 тыс. человек. За несколько лет страна обеспечила свои потребности в компьютерах, прежде удовлетворявшиеся за счет импорта из США, и стала их экспортировать. В связи с этим в 1987 г. обострились торгово-экономические отношения США и Бразилии.

Престиж правительства и правящих партий упал. На муниципальных выборах в ноябре 1988 г. ПБДД и Партия Либерального фронта потерпели ощутимое поражение. Зато крупного успеха добились левые партии – Демократическая трабальистская партия (ДТП) Л. Бризолы и Партия трудящихся.

Параллельно началось сокращение государственных расходов путем приватизации убыточного государственного сектора и уменьшения государственной администрации. Количество министров сократилось с 23 до 12. Широко рекламировалось наступление на привилегии, коррупцию, спекуляцию. Продавались с аукционов тысячи лимузинов, служебных квартир и вилл высшей администрации.

Бразилия возобновила платежи по внешней задолженности, но в ограниченных масштабах, отстаивая приоритет экономического развития. В счет погашения задолженности продавались акции государственных предприятий.

Коллор высказался против засилья латифундизма. Были введены дополнительные налоги на необрабатываемые помещичьи земли. Правительство обещало за 5 лет наделить землей полмиллиона нуждающихся семей. Земля, на которой обитали индейские племена, передаваласьв их собственность согласно конституции 1988 г, Специальное внимание обращалось на защиту окружающей среды. Стремясь упрочить конституционный режим, правительство Ф. Коллора приняло меры, чтобы полностью отстранить военных от участия в политике. Была распущена Национальная служба безопасности, замененная специальным секретариатом при президенте.

Крутые правительственные меры привели к дезорганизации производства и падению реальной заработной платы, росту и без того значительной безработицы, бедственному положению многих бразильских предпринимателей.

Но вывести экономику страны из кризисного состояния так и не удалось. Сохранился большой дефицит бюджета.

Причин плачевного состояния бразильской экономики было немало. Прежде всего, крутые финансовые меры правительства Коллора подорвали деловую активность и доверие предпринимателей и широких слоев населения к его политике.

Впервые в истории Бразилии и всей Латинской Америки острый политический кризис разрешился досрочным отстранением президента от власти конституционными методами.

Новый президент, 63 лет, в прошлом администратор, затем сенатор, имел незапятнанную репутацию. В октябре 1992 г. И. Франку, будучи еще исполняющим обязанности президента, сформировал при поддержке парламента коалиционное правительство из представителей различных политических течений– от правых до левых. И. Франку обещал бороться против коррупции и преступности, за моральное оздоровление общества.

В социально-экономической политике нового правительства постепенно наметились существенные изменения. И. Франку заявил, что выступает за модернизацию и продолжение экономических реформ, но не ценой обнищания населения, за стабилизацию экономики без шока и экстремальных мер. Он высказался за перенесение акцента с сугубо финансовых мер на стимулирование производства и решение социальных проблем. Правительство И. Франку рассчитывало оживить производственную деятельность снижением налогов и процентных ставок, поощрением экспорта, поддержкой мелких и средних предпринимателей. Приватизация убыточных предприятий госсектора должна была продолжаться, за исключением стра-тегических отраслей (энергетика, нефтедобыча, телекоммуникации),

Переход Бразилии к демократическому режиму был отмечен ростом позитивных тенденций в ее внешней политике и ее активности на мировой арене. Правительство Ж. Сарнея восстановило дипломатические отношения с Кубой.

Сразу же после открытия Бразилии в 1500 году португальским мореплавателем А. Кабралом она подверглась быстрому и жестокому колониальному освоению. Первое, на что обратили внимание португальские конкистадоры, были ценные тропические леса, в которых преобладало красное дерево - пау бразил (раu brasil), которое они начали вырубать и вывозить в больших количествах. Отсюда и произошло название страны.

Содержание

Содержание
История
Численность и состав населения.
Религия
Экономика.
Внешняя политика.
Государственное устройство
Политический режим
Форма правления
Партийная система
Крупнейшие профсоюзные объединения страны.
Политическая элита
Политическое лидерство
Права человека
Социальная стратификация
Избирательная система
Политическая культура
Тип политической системы общества
Политические конфликты
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бразилия.doc

Каждое федеративное государство может столкнуться с так называемыми случаями асимметрии — необходимостью образования наряду с субъектами федерации, которые равноправны, федерального округа в рамках столицы государства, федеративных территорий с особым статусом на переходный период. Бразилия — это симметричная федерация с элементами асимметрии. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу, но конституция допускает из общего правила исключения, которые не касаются различий государственно-правовой природы субъектов федерации, а затрагивают лишь отдельные элементы статуса.

Политический режим

С начала европейской колонизации Бразилия в своем развитии претерпела ряд существенных изменений. Олигархия, обогатившаяся на эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов Бразилии, пришла к власти в 1930 и установила диктатуру президента Жетулиу Варгаса. Он был ловким политиканом и неоднократно менял свои убеждения. Только в 1945 режим Варгаса был свергнут в результате военного переворота.

Каждый из пяти генералов, стоявших у власти в 1964–1985, чтобы сохранить господство военной хунты в законодательном органе, вносил изменения в уставы партий и в избирательное законодательство. В 1979, после того как БДД стало представлять реальную оппозицию, президент Жуан Баптиста Фигейреду заменил двухпартийную систему многопартийной. Он реорганизовал СНО в Социально-демократическую партию (СДП), а БДД – в Партию Бразильское демократическое движение (ПБДД).

Мировой энергетический кризис 1973–1974 вызвал обострение экономических проблем Бразилии. Почти в это же время мировое сообщество подняло кампанию в защиту прав человека в этой стране, а в среде правящей военной группировки произошел раскол. С конца 1970-х годов в стране наметился и стал набирать силу процесс демократизации, который в 1984 привел к избранию президентом Танкреду Невиса. Он умер в апреле 1985, не успев вступить в должность. Его место занял вице-президент Жозе Сарней. В начале 1990-х годов консервативные силы вновь сумели прийти к власти.

В настоящее время политический режим Бразилии – демократический.

Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; З) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Форма правления

Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно.

Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический.

Главой государства является Президент.

В компетенции президента имеется право в экстренных случаях прибегать к, так называемым, временным мерам, которые немедленно обретают силу закона, но автоматически теряют ее, если парламент в 30-дневный срок не выскажется в их поддержку.

Президент и вице-президент избираются населением путем прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Кандидатом в президенты может быть бразилец по рождению, достигший 35 лет. Возможно переизбрание на второй срок подряд.

Президент Федеративной Республики Бразилия - Фернанду Энрике КАРДОЗУ (Fernando Henrique Cardoso)

Вице-президент - Марку МАСИЭЛ (Marco Maciel)

Избраны 5 октября 1998 года повторно. Приступили к своим обязанностям 1 января 1999 года.

27 октября 2002 года в Бразилии прошел второй тур выборов президента страны. Им стал кандидат от оппозиционной Партии трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва.

Лула да Силва намерен сделать Бразилию справедливой, братской и сплоченной страной, чтобы страна играла самую важную роль на латиноамериканском континенте для созидания мира.

Бывший рабочий и профсоюзный лидер Лула да Силва набрал рекордное в истории президентских выборов число голосов. Из 85,6 миллионов участвовавших в голосовании бразильцев за него проголосовали более 52 миллионов.

Лула, создавший в 1980 году свою партию, уже трижды участвовал в президентской гонке. Ранее его платформу отличала антикапиталистическая риторика, от которой он на этот раз отказался. В своей программе Лула обещает провести серьезные социальные реформы, пытаясь при этом добиться поддержки мирового финансового сообщества. Эта позиция, правда, популярности ему не добавляет, поскольку местное население склонно винить в проблемах бразильской экономики именно политику, проводимую по требованию МВФ.

Новый президент крупнейшей латиноамериканской страны приступит к своим обязанностям 1 января будущего года. И совсем не исключено, что пройдет совсем немного времени, когда призрак бразильского дефолта вполне может реализоваться. По крайней мере пока еще действующий глава Центробанка страны не исключает такого исхода с приходом к власти нового правительства. В этом случае в тяжелом положении окажутся крупнейшие международные инвестиционные и промышленные группы, связанные с Бразилией тесными финансовыми узами, что может вновь ввергнуть в пессимизм мировые финансовые рынки.

Законодательная власть представлена Национальным конгрессом (парламентом), состоящим из двух палат: Палаты депутатов (513 человек) и Федерального сената (81 член). После принятия Конституции 1988 года резко возросла роль Национального конгресса, без согласования с которым Президент не может принять ни одного серьезного решения. В данный момент любой закон должен обязательно получать поддержку обеих палат национального конгресса, без чего он не может обрести силу закона.

Палата депутатов является орга­ном общенационального представи­тельства. Число депутатов от каждо­го штата пропорционально прожива­ющему в нем населению, но не дол­жно быть менее шести. Федеральные территории представлены двумя де­путатами (каждая). Депутаты изби­раются по пропорциональной систе­ме и правилу наибольшей средней.

Федеральный Сенат (верхняя па­лата) представляет субъектов феде­рации. Каждый штат, как и феде­ральный округ, представлен тремя сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на одну и две трети.

Национальный конгресс обладает обычными для латиноамериканских парламентов полномочиями: установ­ление налогов и распределение государственных доходов; утверждение долгосрочного плана, бюджетных директив, годового бюджета, креди­тование, государственный долг и вы­пуск денег; установление и измене­ние численного состава Вооруженных Сил; национальные и региональные программы развития; государствен­ные границы, воздушное и морское пространство, а также собственность Республики; объединение, разделе­ние или отделение территорий или штатов; объявление амнистии; адми­нистративное устройство, судебная система, организация Генеральной прокуратуры и Государственной ад­вокатуры Республики, территорий и федерального округа; создание, трансформация и ликвидация государственных должностей и постов; создание, определение структуры и сфер ответственности министерств и правительственных учреждений.

Исключительной прерогативой Конгресса является: ратификация международных договоров и соглаше­ний, уполномочие Президента Рес­публики объявлять войну, заключать мир, разрешать проход иностранных войск через национальную террито­рию или временное их нахождение на этой территории, разрешение Президенту Республики или вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование объявленного Президентом военного или осадного положения, федерального вмеша­тельства, а также приостановление этих мер; избрание двух третей чле­нов Федерального Счетного трибуна­ла; санкционирование референдумов и плебисцитов; контроль за деятель­ностью федеральной администрации.

Для осуществления последнего полномочия Конгресс наделен следу­ющими правами: рассматривать каж­дый год отчеты, представленные Президентом Республики, и оценивать выполнение программ правительства; надзирать и контролировать, прямо или через Федеральный Сенат и/или Палату депутатов, акты исполнитель­ной власти, включая и акты косвен­ного администрирования; приостанав­ливать нормативные акты исполни­тельной власти, которые превышают ее регламентарные полномочия.

Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, соб­ственной компетенцией. Палата депу­татов может двумя третями голосов возбуждать процесс импичмента Пре­зидента Республики, вице-президен­та и федеральных министров, изби­рать членов Совета Республики, при­нимать свой регламент и организовы­вать собственные службы. Полномо­чия Сената значительно шире: он при­нимает решение об ответственности Президента Республики, вице-прези­дента и федеральных министров, чле­нов Федерального Верховного суда, Генерального прокурора, Генерально­го адвоката Республики, дает согла­сие на назначение судей, губернато­ров в федеральных территориях, пред­седателя и директоров центрального банка, глав постоянных дипломати­ческих миссий, разрешает производ­ство внешних финансовых операций Союза, федерального округа, штатов и муниципалитетов, назначает часть членов Совета Республики и др.

Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде слу­чаев палаты заседают совместно — при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно за­седающих палат и его изменении, при получении посланий Президента Республики, при рассмотрении воп­роса о вето Президента на законо­проект.

Законодательная инициатива при­надлежит членам палат Конгресса, Президенту Республики, Федераль­ному Верховному суду, высшим три­буналам, Генеральному прокурору Республики и гражданам Республи­ки в случаях и по предметам, пре­дусмотренных Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (на­пример, об организации федеральной администрации) и проекты делегиру­ющих законов могут быть внесены только Президентом. Проекты зако­нов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов, по меньшей мере, одной сотой час­тью национального электората, од­новременно представляющего не менее пяти штатов.


Расовая демократия (порт. Democracia racial ) — термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространенную уверенность в отсутствии расизма и расовой дискриминации в бразильском обществе. Многие специалисты утверждают, что бразильцы свободны от расовых предрассудков. Из-за этого в Бразилии раса не является фактором социальной мобильности.

Со временем термин стал широко известен среди бразильцев. Расовая демократия является предметом национальной гордости, противопоставляясь расовым предрассудками, всё ещё живым в США.

Критика


Политическая история Бразилии удивительна и многообразна. Монархия, корпоративное государство, олигархия, военная диктатура и республика парламентского типа – эту страну можно назвать испытательным полигоном для разных форм политического управления.

За довольно короткую историю в этом государстве, бывшей колонии Португалии, получившей независимость в 1822 году, а сегодня крупнейшем по площади и населению в Южной Америке, сменилось несколько самых разных систем организации власти. Но все они имели одно удивительное свойство – независимо от режима, руководители Бразилии менялись довольно часто.

Корпоративное государство. Бразильская сборка

Бразилия до начала второй мировой войны представляла собой классическую (по тем временам) страну – с республиканской формой правления, но авторитарную по своей сути. Республикой Бразилия стала в результате военного переворота в 1889 году. После чего, пришедшая к власти хунта уничтожила все гражданские права, но потом постепенно уступила власть гражданской администрации. Собственно тогда и сформировался “треугольник сценариев”, по которым крутилась жизнь страны на протяжении большей части ХХ века – вплоть до середины 1980-х годов – популистский авторитаризм, военная диктатура и олигархическая республика.

Другое измерение политической системы Бразилии связано с размерами территории страны и разными по своей социально-эконмической структуре макрорегионами. Огромное количество мигрантов как вольных (из Европы), так и невольных (из Африки) добавляли в региональную специфику этническую компоненту.

Самый известный политический деятель страны – Жетулиу Варгас.


По бразильским меркам он был настоящим политическим долгожителем: Варгас возглавлял Бразилию на протяжении двух десятков лет, которые делятся на две неравные части. С 1930 по 1945 года и с 1950 по 1954 годы (как известно, авторитарные режимы умеют возвращаться).

В экономике, основанной на сельском хозяйстве, такая система достаточно устойчива. По сути это обычный феодальный режим, который, как известно, мог без изменений существовать столетиями. Но в современных условиях, когда основные факторы производства (труд и капитал) стали мобильными, быстро реагируя на изменения внешних условий, устойчивость такого режима теряется. И бразильское равновесие тоже рухнуло, став жертвой геополитики.

Первая Мировая война и последовавшая за ней Великая Депрессия до основания разрушили мировой рынок кофе. Столкнувшись с ликвидацией экономической базы своего существования, аристократия Сан-Паулу начала спешно изымать капиталы из сельского хозяйства и вкладывать их в развитие промышленности. Старая система политической консолидации, основанной на феодальной системе патронажа, была разрушена, но необходимость в политическом контроле со стороны элиты сохранилась. Варгас должен был гарантировать новое политическое равновесие и обеспечить нормальное функционирование единой национальной экономики. Однако, как это часто бывает в истории, гарант постепенно превратился в диктатора.

Сан-Паулу, кстати, проиграло в этой битве региональных элит, но в конечном итоге именно этому штату удалось стать центром новой экономической политики и превратиться в важнейший промышленный центр Бразилии. Таким он остается и сегодня. Это обстоятельство впоследствии еще сыграет свою роль в политической истории страны.

Либерализация Варгаса

Первый транзит к демократии в Бразилии произошел сразу после Второй мировой войны. Он был коротким, но с крайне негативными последствиями. На либерализацию режима решился сам Варгас, который весной 1945 объявил амнистию для политических заключенных и разрешил деятельность политических партий.

Справка Википедии. 29 октября 1945 года наиболее правые члены правительства Варгаса, генералы Педру Монтейру и Эурику Гаспар Дутра, свергли его с поста президента и назначили временным президентом главу Верховного суда Бразилии Жозе Линьяриса. Вскоре в стране состоялись президентские выборы, на которых победил маршал Дутра. Варгас поддержал его политику, из-за чего и не был выслан из страны. В 1946 году Варгас был избран сенатором от штата Риу-Гранди-ду-Сул и заседал в сенате до 1950 года. Однако он не принимал активного участия в заседаниях сената и был единственным парламентарием, не подписавшим в 1946 году новую Конституцию.

Военные оказались удивительными либералами. Они сохранили жизнь Варгасу и даже дали возможность заниматься политикой на региональном уровне. Но очень скоро пожалели об этом. Объявив о намерении провести свободные тайные выборы, они снова столкнулись с Варгасом. Бывший диктатор выдвинул свою кандидатуру и легко победил – на этот раз абсолютно честным способом.

Справка Википедии. Варгас вернулся в большую политику в 1950 году, когда принял участие в президентских выборах на основе свободного и тайного голосования. Набрав большинство голосов, он вновь пришёл к власти, но уже в качестве всенародно избранного президента. Залогом успеха Варгаса стала его огромная популярность в народе.

В политике Варгас следовал прежним курсом: расширил нефтедобывающую и металлургическую отрасли промышленности, разработал национальную систему обеспечения страны электроэнергией, основал Национальный банк экономического развития. Такая политика только укрепляла авторитет президента. Но в 1954 году ситуация в Бразилии резко обострилась: повысился уровень инфляции, вследствие чего начались забастовки рабочих, требовавших увеличения заработной платы.

С подачи политических оппонентов Варгаса в стране начался кризис, кульминацией которого стало столкновение 5 августа на улице Тонелеру, во время которого был убит майор Рубенс Вас, покушавшийся на жизнь главного соперника Варгаса — Карлуса Ласерды. В организации этого покушения был обвинен лейтенант Грегориу Фортунату, начальник личной охраны Варгаса. Это спровоцировало недовольство среди военных, и генералы потребовали отставки Варгаса.

В истории режима Варгаса его смерть действительно поставила точку. Но для демократической Бразилии все только начиналось.

Победа демократии


Первым демократическим президентом Бразилии в 1955 году был избран Жуселину Кубичек. Уроженец штата Минас-Жерайс стал по-настоящему популярным лидером.

Справка Википедии. Кубичек получил медицинское образование. Его политическая карьера началась в 1934 году, когда он стал депутатом законодательного собрания Минас-Жерайса. С 31 января 1950 года по 31 марта 1955 года Кубичек был губернатором своего штата. Несмотря на то, что как политик Кубичек сформировался в эпоху Варгаса, он имел леволиберальные убеждения и выступал против тоталитарной формы правления.

Война с коммунизмом

Впрочем, так считали далеко не все. Рассекреченные аналитические материалы ЦРУ говорят о том, что аналитиков этого ведомства волновала в тот момент перспектива прихода к власти в Бразилии коммунистов. Эти опасения превратились в настоящую паранойю для американцев, которая похоронила немало демократических режимов в регионе. Более того, она превратилась в сбывшийся прогноз на Кубе, где типичный региональный лидер в результате страхов американцев действительно превратился в клиента СССР, хотя изначально ничего не говорило в пользу такого сценария.

Применительно к Бразилии критическим моментом в этой теории стало восстановление дипломатических отношений с СССР. После 1917 года они были разорваны из-за революции в России, затем восстановлены в 1945 году, но в 1947 году были снова прекращены.

В 1961-м очередную попытку предпринял новый президент страны – Жаниу Куадрус. Он пришел к власти в результате первого в Бразилии действительно демократического транзита.


Куадрусу удалось мобилизовать левые силы на платформе народного лидера – простого парня и победить на президентских выборах 1960-го года, буквально разгромив оппозицию – Христианско-Демократическую партию.

Справка Википедии. Куадрус получил юридическое образование. Политическую карьеру начал в 1950 году, став членом муниципалитета города Сан-Паулу. В 1953-54 годах был мэром этого города. К 1954 году он дослужился до губернатора одноимённого штата и оставался на этом посту до 1958 года. В должность президента Бразилии Куадрус вступил 31 января 1961 года.

Решение установить отношения с СССР (и вдобавок ко всему с Кубой) дорого обошлось Куадрусу – президент мгновенно лишился политической поддержки в парламенте, а его полномочия стали сжиматься. 25 августа 1961 года, спустя восемь месяцев после занятия поста президента, Куадрас написал заявление об отставке.

Справка Википедии. Политика президента Куадруса не понравилась ни США, ни финансовой элите, ни военной верхушке Бразилии. В стране начался очередной политический кризис. 24 августа 1961 года по национальному телевидению страны выступил Карлус Ласерда, губернатор штата Гуанабара, который заявил, что в Бразилии готовится государственный переворот, а президент уже не имеет реальной власти. На следующий день было обнародовано письмо Куадруса, адресованное парламенту, в котором он снял с себя полномочия президента.

Случайно или нет, но в момент отставки Куадруса вице-президент страны Жуан Гуларт находился с визитом в Китае, поэтому не смог занять президентское кресло. Вакуум власти оперативно заполнил глава Палаты депутатов Раньери Мадзилли, который занял президентский пост на пару недель. Этого времени, впрочем, оказалось достаточно, чтобы принять поправки к Конституции, которые существенно ограничили права президента.

Занявший в сентябре 1961 года пост президента Гуларт обнаружил, что страна превратилась в парламентскую республику, главную политическую роль в которой играет не президент, а премьер-министр. Парламент праздновал победу, даже не подозревая, что таким образом похоронил не президентскую республику, а демократию.

Культурная контрреволюция

Жуан Гуларт ожидаемо начал кампанию по восстановлению былых президентских полномочий.


Он добился вынесения этого вопроса на референдум и, пользуясь широкой народной поддержкой, легко победил – 80% населения в январе 1963 года проголосовало за сильную президентскую власть.

Справка Википедии. Жуан Гуларт в 1939 году окончил университет, получив степень доктора юридических и социальных наук. Политическую деятельность начал как сторонник президента Жетулиу Варгаса. С июля 1953 по февраль 1954 года занимал пост министра труда, промышленности и торговли. В 1955—1961 годах был вице-президентом Бразилии, сначала при Жуселину Кубичеке, затем при Жаниу Куадрусе.

Став президентом, Гуларт приступил к радикальным реформам в экономике и социальной сфере. В результате преобразований в сельском хозяйстве все неиспользуемые земельные наделы, площадь которых превышала 600 гектаров, подлежали реквизиции, а затем перераспределению в пользу безземельного населения. В то время численность сельских жителей в Бразилии превышала городское население, поэтому эта реформа гарантировала Гуларту не только успех среди безземельных крестьян, но и большинство на любых выборах. А еще президент провел электоральную реформу, предоставив избирательное право неграмотным людям и военным офицерам низшего звена.

Огромную популярность снискало решение направлять на образование 15% всех госдоходов. Таким образом предполагалось в кратчайшие сроки победить неграмотность.

Рост доходной базы государства должна была обеспечить налоговая реформа, которая существенно ограничивала возможности вывода прибылей из страны транснациональными корпорациями. Одновременно были пересмотрены концессии на разработку и добычу природных ресурсов страны.

Несмотря на то, что в Бразилии коммунистическая партия оставалась запрещенной организацией с 1947 года, авторы доклада тем не менее считали, что этот запрет носит исключительно формальный характер, а коммунисты имеют большой вес в стране. Самого же Гуларта эксперты считали человеком некомпетентным как в политике, так и в экономике, и не исключали, что очень скоро Гуларту придется столкнуться с серьезной оппозицией, центром которой может стать главная политическая сила латиноамериканских государств – армия.

Охота на демократов

Один из лидеров военного переворота 1964 года – глава бразильского Генштаба Кастелу Бранку – стал президентом страны с чрезвычайными полномочиями. Генерал не собирался надолго задерживаться у власти и готовился к передаче полномочий гражданским лицам. Условия такой передачи так и остались невыясненными. А 18 июля 1967 года Кастелу Бранку погиб в авиакатастрофе, и его полномочия перешли к другому военному – Артуру да Коста-и-Силве.

Больше попыток передачи власти гражданским не предпринималось. Более того, военные на всякий случай лишили возможностей занимать политические посты многих политических деятелей демократического периода. А некоторых, судя по всему, лишили и жизни. Так, 22 августа 1976 года автомобиль решившего вернуться в Бразилию экс-президента Жуселину Кубичека столкнулся с автобусом, а в декабре 1976 года в Аргентине умер Жуан Гуларт.

Читайте также: