История театра в китае кратко

Обновлено: 25.06.2024

В прошлой статье я писала о развитии музыки в древнем и средневековом Китае. Самым непосредственным образом с музыкой в Китае были связаны и театральные представления. До нашего времени сохранилось около 50-ти театральных трактатов и каждый из них большей частью (иногда полностью) посвящен вопросам музыкальной теории. Китайский традиционный театр представляет собой синтез из музыки, пения, танца, речи, движений, акробатики и даже боевых искусств.

Рождение традиционного театра.

Отсюда же берёт свое начало и китайский национальный театр марионеток . Дело в том, что происхождение театральной куклы учёные связывают с теми фигурками, которые были обязательным атрибутом захоронений , и которые наделялись особыми магическими свойствами. Разыгрываемые с их участием небольшие сценки позже вылились в самостоятельный театральный жанр, достигший наивысшего расцвета в период Тан .

Народные театральные представления в Китае были весьма разнообразны и напоминали современный цирк. В них участвовали певцы, танцоры, акробаты, шпагоглотатели, жонглеры, а также использовались куклы (например, знаменитые китайские драконы, каждым из которых управляли одновременно несколько человек).

Пекинская опера.

Важнейшим этапом в развитии театрального искусства Китая стал период Мин. В это время появляется самый любимый в народе и наиболее известный за пределами страны жанр китайского театрального искусства – цзинси́ . Его родиной стала столица империи Пекин, поэтому часто такой род представлений называют Столичная драма или Пекинская опера .

Его особенностью, обеспечившую такую популярность, стало слияние двух основных потоков древнего театрального национального искусства: придворного театра куньцюй и различных форм народных театральных представлений .

Актёры Столичной драмы на сцене не читают свой текст, а пропевают его (подобно оперным певцам), вставляя время от времени разговорные диалоги. Действие сопровождается музыкой, исполняемой оркестром национальных музыкальных инструментов. Главная роль принадлежит здесь ударным инструментам, звуки которых призваны создавать определённый эмоциональный фон, заставляя зрителей острее сопереживать происходящему на сцене.

Действие спектаклей, как правило, весьма драматично и изобилует батальными сценами, поэтому актёры Пекинской оперы должны владеть, кроме прочего, и техниками традиционных китайских боевых искусств.

Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации на ней самые простые, а иногда они и вовсе отсутствуют. Часто о том, где находится герой, и что с ним происходит, зритель понимает только из набора определённых движений актера и небольшого количества используемых им атрибутов. Так, если он бегает по кругу, размахивая плёткой, это означает, что герой спектакля мчится верхом на коне. Актёр может открывать и закрывать со скрипом дверь, которой на самом деле нет на сцене, или высоко поднимая ноги, изображать подъём по отсутствующим в сценическом пространстве ступеням. Но всё это делается настолько умело и правдоподобно, что зрители не замечают некоторой (на взгляд европейца) абсурдности происходящего.

К XIII—XIV векам относится расцвет драмы цзацзюй. Своеобразие театрального искусства Китая строилось на сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий — они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц как во времени, так и в пространстве. Об этих переменах актер устно извещал зрителей.


Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, сцена которых находилась в центре здания и напоминала цирковую арену, и прихрамовые сцены, приподнятые над землей. Зрители располагались на прилегающей к сцене площадке. Сцены часто украшались вышитыми плакатами — афишами, в них сообщалось название труппы, имена главных актеров. Спектакли были платными, существовал также обычай одаривать актеров во время представления. В труппу входили, как правило, члены семей, редко принимались 1—2 актера со стороны. Ведущее место в них занимали женщины, которые исполняли и мужские роли. Но существовала длительное время и практика исполнения женских ролей мужчинами.
Другой крупной формой юаньского театра была драма чуаньци, которая следовала во многом традиции южной драмы. Спектакли, как правило, были очень большими, шли по несколько дней подряд. Дальнейшее развитие китайского театра относится к XIV— XVII векам. В этот период возникают два крупнейших направления китайского театра — иянское и куньшаньское.

В традиционном театре и поныне сохраняются системы амплуа. Существуют пять постоянных амплуа. 1. Шэн - положительные мужские роли, подразделяется на вэнь - штатские и у - военные. По возрасту делятся на лаошэн - старики и сяошэн - молодые. 2. Дань - женские роли, подразделяются на лаодань - пожилые женщины, сяодань — юные девушки ; чжэндань - положительные героини, чаще всего молодые, добродетельные, хуадань - служанки, непосредственные, смелые девушки , даомадань - женщины-воины;гуймэндань — незамужние юные девушки из знатного дома, циньи — спокойные сдержанные женщины или положительные замужние женщины, удань - собственно героини. 3. Амплуа цзин или дахуалянь - характерные роли, положительные и отрицательные. Это мужские персонажи с открытым удалым характером либо сильные и опасные. Исполнители этих амплуа обладают яркими гримами, масками, манера их игры подчеркнуто гиперболична. 4.Чоу - комические роли (мужские и женские). К ним относятся добрые, комические персонажи или хитрые, коварные, но глупые злодеи. 5. Мо - второстепенные роли. Для каждого амплуа разработаны строгие комплексы изобразительных приемов.

В гримах и костюмах традиционного китайского театра широко используется символика. По ним судят об общественном положении, жизненном уровне, характере и моральном облике персонажа. Для различных персонажей строго установлены определенные головные уборы. Например, император носит императорскую шапку (ему нельзя показываться в другом головном уборе), чиновники носят шапку, на которой видны знаки, обозначающие ранг и титул, военные носят шлем, а бедные носят платок, связанный узелком на затылке.
Одежда императора состоит из халата желтого цвета, на котором вышит дракон. Одежда высокопоставленных чиновников темно-красного цвета, на простых чиновниках костюмы других цветов (зеленый, синий – в зависимости от их ранга и титула). Злые и жестокие люди ходят в черных, чиновники с дурным характером — в голубых костюмах, военачальники облачены в боевые доспехи, простой народ одет, согласно своему социальному положению. Фасон, цвет и украшение на одежде имеют символическое значение. Например, дракон украшает только одежду императора и означает величие, на одежде военачальников вышиты изображения тигра или леопарда, обозначающие храбрость и мужество, на одежде простых людей ,в основном, вышиты орхидеи, хризантемы и др., обозначающие благовоспитанность, одежду советников и мудрецов украшают знаки даосима.
Символика грима тоже о многом говорила зрителям: прямодушные, преданные и стойкие люди имеют красное лицо; черный цвет указывает на прямоту, серьезность, несговорчивость, силу, грубость персонажа, белый - изобличает злодейство, синий – символ твердости и храбрости, фиолетовый – храбрости и решительности, желтый – жестокости и коварства. С зеленым лицом появляются демонические персонажи, зеленые лица также указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания. Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Золотой и серебряный цвета применяются для характеристики буддийских и мифических героев. Если у актера на виске изображена монета, значит зритель имеет дело с сребролюбцем.


В китайском традиционном театре всегда уделялось большое внимание психологической разработке роли. Актер китайского театра должен владеть способами внешнего выражения чувств. Китайская традиционная театральная теория предлагает восемь психологических состояний, или категорий: па-син — благородство, низость, богатство, бедность, глупость, безумие, болезнь, опьянение. А также четыре основных эмоции (сы-чжуан) — радость, гнев, печаль, испуг. Каждая из названных категорий требовала особого взгляда, интонации, жеста и способа движения. Желая передать благородство, актер-исполнитель должен использовать прямой взгляд, глубокий голос, тяжелую походку. Особенное мастерство требовалось актерам-мужчинам для исполнения женских ролей. Это мастерство было так велико, что женщины посещали театр с тем, чтобы учиться у актеров-мужчин манерам и женственности.
Обучение искусству актера носило цеховой характер и начиналось в раннем детстве — с 7—8 лет. Исполнительские традиции передавались из поколения в поколение, старый опытный актер сообщал свой опыт своим ученикам, которые обычно были его детьми и внуками. Все указания учениками исполнялись беспрекословно, и они в занятиях проводили большую часть своего времени. Помимо полного владения своим телом, они учились, например, искусству живописи, чтобы могли понимать значение цвета и узора своего костюма и выполнять сложный грим.

Традиционный китайский театр — один из развитых видов восточного искусства, в котором в отличие от искусства европейского принцип новизны никогда не был главным. Но это не значит, что традиция не знает ни малейшего движения — просто изменения в ней происходят медленно, и чтобы быть принятыми внутрь традиции, они проходят долгий путь, оправдывающий необходимость изменений.
Все виды традиционной оперы, включая пекинскую, лишь немного отличаясь друг от друга костюмами и гримом, строго говоря, являются местными, т.к. основываются на музыке и диалекте определенного района.

Пекинская опера

К другим местным оперным жанрам принадлежат:
Юйцзюй (хэнаньская опера), или хэ-нань банцзы, - возникла в эпоху Цин из местных народных представлений, которые впитали в себя элементы шаньсийской оперы и пучжо-уских банцзы. Это придало ей живой, простой, разговорный характер. К концу цинской династии хэнаньская опера распространилась в городах и под влиянием пекинской оперы стала развитым жанром, популярным в провинциях Хэнань, Шэньси, Шаньси, Хэбэй, Шаньдун и Аньхой.

Чуаньцзюй (сычуаньская опера) - популярна в провинциях Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань. Это главная форма местного театра в юго-западном Китае. Она развилась примерно в середине эпохи Цин, на основе сочетания таких местных оперных форм, как куньцюй, гаоцян, хуцинь, таньси идэнси. Ее самая характерная черта - пение высоким голосом. Репертуар очень богат, включает более 2 тыс. произведений. Тексты отличаются высокой художественной ценностью и юмором. Движения детализированы и очень выразительны.
Ханьцзюй (хубэйская опера)-старая театральная форма, возникшая в провинции Хубэй. Имеет более чем трехсотлетнюю историю, сильно повлияла на формирование пекинской, сычуаньской и хэнаньской опер. Очень богата в вокальном отношении, насчитывает свыше 400 мелодий. Репертуар также очень широк. Жанр ханьцзюй популярен в провинциях Хубэй, Хэнань, Шэньси и Хунань.


Юэцзюй (гуанчжоуская опера) - появилась в эпоху Цин под влиянием куньцюй и иянцян (еще одного старинного вида оперы). Позднее впитала в себя элементы аньхойской, хубэйской опер и народных мелодий провинции Гуандун. Благодаря богатому составу оркестра, мелодическому разнообразию и большой способности к обновлению быстро стала главной театральной формой в провинциях Гуандун и Гуанси, а также среди китайцев Юго-Восточной Азии и Америки.
Чаоцзюй (чаочжоуская опера) - датируется серединой эпохи Мин и сохраняет в себе элементы сунских (960-1279) и юаньских наньси - “южных драм”, возникших в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Вокальный стиль богат и красочен. Жанр чаоцзюй широко использует акробатику, клоунаду, всевозможные танцевальные движения, жесты, пластику. Привлекает множество зрителей в районе Чаочжоу-Шаньтоу провинции Гуандун, южных частях провинции Фуйзянь и в китайских общинах Юго-Восточной Азии.
Тибетская опера - основывается на тибетских народных песнях и танцах, возникла в конце 14 в. и превратилась в оперный жанр в 17 в. Популярна в тибетских общинах Тибета, Сычуани, Цинхая и южной Ганьсу. Ее либретто базируется главным образом на народных балладах, мелодии фиксированы. Поют в тибетской опере громко, высокими голосами, солистам подпевает хор. Некоторые персонажи носят маски. Обычно тибетская опера представляется на открытом воздухе. В ее традиционный репертуар входят длинные произведения, основанные на народных и буддийских сюжетах, напр. “Принцесса Вэньчэн”, “Принцесса Норсан”, или короткие шуточные сценки с пением и танцами.

Театр кукол и теней


Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.



Перчаточные куклы чаще всего были принадлежностью "театра на коромысле", который был устроен очень просто: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к её нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управляющиеся всеми пятью пальцами рук, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.


В Китае были известны тростевые куклы и куклы, управлявшиеся проволокой через отверстие в заднике. В Сычуани бытовали представления больших кукол величиной почти в человеческий рост.

К началу II тысячелетия относятся первые истории о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника - популярных исторических сказаний и легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи (бараньей, ослиной или, как в Фуцзяни - обезьяньей), а в редких случаях из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сего времени в Китае существует множество локальных форм теневого театра.

Современный театр и кино


История современного драматического театра в Китае начинается в 1907 г., когда группа китайских студентов, обучавшихся в Токио, поставила пьесу по мотивам известного романа Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". На протяжении последующих лет китайский театр в европейском стиле - так называемый просветительский театр (вэмэнь-си) - не выходил за рамки любительских кружков в немногих крупных городах. Определение "просветительский" хорошо отражает общественную природу нового театра, который использовался интеллигенцией того времени как средство пропаганды революционного обновления общества. Художественный уровень постановок был весьма невысок, кроме того, на них оказывал сильное влияние традиционный театр. Например, в постановках отсутствовали антракты, заменявшиеся вставными выступлениями, диалоги воспроизводили многие черты классической оперы и т. д. Традиционный театр оставался любимым зрелищем народа.

Мощный толчок развитию нового театра дало "Движение 4 мая". В Шанхае и некоторых других городах возникли театральные труппы, дававшие представления новой драмы, причём с начала 20-х годов на сцене китайских драматических театров появились женщины. Из новых трупп наибольший успех выпал на долю Странствующего драматического театра из Шанхая, организованного в 1933 г. Главенствующее положение в репертуаре новых театров занимали мотивы социальной критики и протеста, смешанные с мелодрамой.

С 1949 года новый театр становится инструментом коммунистической агитации. Характерным образцом революционного театрального искусства может служить пьеса на сюжет народной легенды о "седоволосой девушке". Её героиня - девушка из бедной крестьянской семьи, которую силой забирает к себе в наложницы местный помещик. Отец девушки с горя кончает жизнь самоубийством, она же бежит в горы и поселяется в пещере. Поскольку от переживаний её волосы стали совсем седыми, крестьяне в округе считают её духом и поклоняются ей в храмах. В конце концов девушка вливается в революционное движение.

В последние два десятилетия в КНР восстановлен как традиционный, так и современный драматический театр, причем постановки классической оперы усвоили некоторые элементы западного театра. Например, в представлениях традиционного театра теперь используется занавес ( и даже два занавеса внутри сцены, позволяющие одновременно играть две и даже три сцены. Тем не менее единый национальный театр, который соединил бы как традиционные, так и современные формы, в Китае не сложился.


На рубеже XIX - XX вв. появился принципиально новый вид зрелищного искусства - кино, получившее в китайском языке экзотическое наименование "электрические тени" (дянь ин). Первый китайский фильм - сцены из спектакля Пекинской оперы по роману "Троецарствие" - был снят в 1905 г. К тому времени в Шанхае и других портовых городах появились первые публичные кинотеатры. Китайские власти немедленно ввели правила просмотра кинофильмов, выдержанные в традиционном духе: мужчинам и женщинам полагалось сидеть раздельно, кинотеатры должны были закрываться не позднее полуночи, особенно же строго запрещалось демонстрировать "непристойные" картины". Лишь в 1913 г. появился первый китайский художественный фильм: короткометражная лента "Брачные осложнения", изображавшая в сатирических тонах старые свадебные обычаи. Наконец в 1921 г. был снят первый полнометражный фильм: мелодрама об убийстве проститутки шанхайским коммерсантом. В первые два десятилетия истории китайского кинематографа фильмы отличались, как правило сентиментальной тональностью с примесью авантюрного и волшебного элементов - жанровый сплав, давно сложившийся в русле простонародной прозы. В конце 20-х годов особенной популярностью пользовались развлекательные фильмы на традиционные сюжеты о "странствующих защитниках справедливости" - китайских робингудах. Другим популярным жанром раннего китайского кино была мелодрама сохранявшая условности старых театральных сюжетов.


Агрессия Японии и успехи новой прозы дали толчок развитию "левого крыла" китайской кинематографии. Кино обретает более тесную связь с борьбой за национальную независимость и социальную справедливость, в немалой степени становится рупором революционной интеллигенции.. Поднялась волна так называемых фильмов сопротивления, призывающих к отпору японским захватчикам.

После окончания Второй мировой войны на экраны китайских кинотеатров снова вышли картины двух типов: наследующие традиционным мотивам и изображающие действительность в духе "критического реализма". После образования КНР их полностью вытеснили киноагитки в жанре "социалистического реализма". Обычно эти фильмы прославляли подвиги коммунистов и бойцов Народно-освободительной армии. Достаточно сказать, что среди 16 лент, отмеченных премиями в 50-х годах, 13 были посвящены борьбе КПК против японских оккупантов и гоминдановцев и только 3 касались жизни в новом Китае. До "культурной революции" время от времени появлялись фильмы, выдержанные в старом реалистическом ключе, порой не чуждые сатирического пафоса, но почти каждый такой фильм подвергался разгромной критике в официальной прессе. Как и в литературных произведениях, ультрареволюционное содержание кинолент не мешало копировать художественные приемы традиционной прозы и театра. Так особое значение в китайских фильмах, как и в китайском театре, имело "первое появление" героя; игре китайских актеров были свойственны многие условности облика и поведения, принятые в старых романах и пьесах. Персонажи фильмов лишены индивидуальности и представляют собой типажи, значение которых определяется идеологическими установками партии. Типичный образец кинопродукции тех лет - экранизация биографии "стального солдата" Люй Фэна, больше жизни преданного Мао Цзэдуну и партии. Фильмы революционного агитпропа поражают полным отсутствием сострадания и жалости к людям. Их герои погибают с радостью и даже воодушевлением, врагов в нем убивают самым жестоким способом, превращая смерть в фарс.


После окончания "культурной революции" на кинорынке Китая постепенно снова возобладали фильмы, замешенные на традиционном сочетании сентиментальности, фантастики и авантюрного сюжета. Снова появились и отражавшие взгляды китайской интеллигенции фильмы, созданные в духе критического реализма. В последние годы китайское кино поднялось до эпического обобщения исторического опыта Китая в XX в.; было создано несколько незаурядных лент, отмеченных высшими призами главных кинофестивалей на Западе.

Театр в Китае

История китайского театра может сравниться с историей всей китайской государственности. Исследователи считают, что он был, начиная с XII века до н.э. Но не как профессиональный театр, а как самодеятельность.

Изначально весь театр в Китае играл роль ритуальных обрядов. Устраивая спектакли, китайцы почитали предков. Умерших упокаивали с фигурками, изображающими людей ― здесь прослеживаются истоки китайского кукольного театра.

О первом китайском театре, о создании профессиональной драматургии, а также о том, как назывался и называется театр в современной КНР рассказываем в статье.


История китайского театра

Театр древнего Китая начался с ритуальных представлений. С XII по III век до н.э. в Китае развиваются пантомимы, а также выступления циркачей, которые назывались “байси”.

Выступления сопровождались стихами о подвигах предков и древних правителей. К слову, для императоров и аристократов древнего Китая выступали придворные шуты.

Наньси представляла собой пьесу, которая содержала танцы, пение, богатые диалоги и импровизированную игру актёров. Нередки случаи, когда сюжет “наньси” предполагал прямо обращаться к публике, ломая четвёртую стену. К сожалению, сохранилось только три пьесы театра “наньси”.

история китайского театра

В XIX веке театр в Китае становится профессиональным явлением и перенимает сценический опыт от европейских держав. На сценах Китая впервые ставят работы западных и русских драматургов.

Три направления китайского театра

Профессиональный китайский театр уже мог себе позволить собственные площадки для выступлений, а также список спектаклей, которые ставились регулярно.

В театральном творчестве Китая выделяются три основных ветви:

Традиционный китайский театр

Появился в средних веках и отличался по содержанию у богатых и бедных слоёв населения.

Китайский народный или иянский театр описывал жизнь простолюдинов и воспевал подвиги национальных героев. Представления иянского театра давались на рыночных площадях и в тавернах.

Другое направление традиционного китайского театра ― куньшаньский театр, было распространено среди дворян и правителей.

Сам по себе китайский театр имеет ряд особенностей. Например, существовали роли, которые могли играть только мужчины, либо только женщины.

традиционный китайский театр

А ещё, характер персонажа и его типаж зрители китайского театра могли определить по цвету одежды и грима. Например, красный цвет говорил о честных намерениях героя, золотой ― олицетворял божеств и мифических сущностей.

В XIX веке появляется Пекинский театр Цзинси, который по сей день хранит в себе традиции двух китайских театров ― иянского и куншьанского.

Актёры традиционного китайского театра должны быть хорошими ораторами и владеть навыками боевых искусств. Без хорошей подготовки артисту не светит роль в военных спектаклях, которые горячо любят китайские зрители.

Китайская опера

Признаки оперы в китайском театре появились ещё в III в н.э., но отдельным жанром она стала лишь в конце XX века. Китайская опера совместила в себе как черты традиционного китайского театра, так и культурные особенности западной Европы.

В результате появился принципиально новый жанр, который не похож ни на китайский театр в привычном его понимании, ни на оперу европейских стран. Лучшим оперным театром Китая была и остаётся всемирно известная Пекинская опера.

китайская опера

Особенности китайской оперы:
  1. Визгливые крики актёров. Сами актёры имеют хорошие вокальные данные и отличаются эпатажным артистическим нравом.
  1. Маски китайской оперы на самом деле никакие не маски, а нанесённый на актёров грим. С помощью таких “масок” очень точно передаются зарисовки характера персонажей и карма. Чёрный цвет грима говорит о том, что персонаж честный и прямодушный, а белый цвет ― показывает коварство, вероломство и злобу.
  1. Каждый персонаж пекинской оперы относится к 1 из 4 амплуа. Из них трое: мужественный персонаж Шэн, женственный персонаж Дань и смешной герой Чоу ― имеют чёткое место в сюжете. Четвёртый персонаж ― мужское амплуа Цзин, имеет выдающиеся таланты и в сюжете может быть великим героем или сильным злодеем.
  1. Музыкальное сопровождение пекинской оперы ласкает слух, так как исполняется традиционными мелодичными инструментами: цзиньху, саньсянь, сона, юэцинь.
  1. Костюмы китайского оперного искусства ― визитная карточка для туристов. Они изящные, элегантные и украшены рукоделиями ручной работы.

Китайский театр кукол

Древний вид китайского театра. К несчастью для мировой истории ― многие его особенности потеряны навсегда. Знания о китайском театре кукол обрывчаты, большинство из них были собраны в XX-XXI вв.

китайский театр кукол

Например, мы вряд ли когда-либо сможем посмотреть на игру пороховых кукол. Что нам говорит их название? Они могли двигаться от небольших взрывов, а могли быть механическими и управляться примитивным движком.

Также до нас дошли сведения о плавающих куклах. Они были сделаны в виде поплавков и изображали верхнюю часть героя до пояса.

Китайский театр теней

Разновидность китайского театра кукол. Главная роль отведена не самим куклам, а их цветным силуэтам. Проекция персонажей наносится на специальный экран с подсветкой. “Игра” сопровождается мелодиями и вокалом.

Управлять марионеткой китайского театра теней ― занятие непростое, а самые искусные актёры могут задействовать сразу несколько героев одновременно. Добавьте к этому тот факт, что кукол актёры вырезают вручную, а во время игры ― поют и импровизируют!

Китайский театр теней ― великое наследие древних империй, и очень здорово, что мастера продолжают передавать знания о нём по наследству.

Одной из разновидностей театра теней был цзоумаден (кит. 走马灯) — вариант китайского фонарика с вращающим механизмом и картонными фигурками. Эти силуэты вращались вокруг источника света внутри и рассказывали целые истории. Подобные представления до сих пор можно увидеть на празднике китайских фонарей.

Любопытные театры Китая

Если вы собираетесь отдыхать в Китае, у вас будет отличная возможность ознакомиться с китайским театральным искусством. Во-первых, это шанс приобщиться к культуре востока, во-вторых ― ценно увидеть то, что вы никогда не сможете увидеть где-нибудь ещё.

Мы уже упомянули о знаменитой Пекинской опере. Ниже приведён список других, не менее известных китайских театров.

Национальный Большой театр (Пекин, Китай)

Китайский национальный театр располагается в футуристическом здании в форме яйца. Располагается он, кстати говоря, неподалёку от площади Тяньаньмэнь.

Здесь ставят традиционные спектакли, оперы и проводят концерты.

Красный театр (Пекин, Китай)

Находится в здании, которое является памятником архитектуры. Стены Красного театра по ночам подсвечиваются фонарями.

Фишка театра ― на его сцене выступают не актёры, а настоящие шаолиньские монахи. Трюки выполняются без страховки, поэтому у зрителей по-настоящему захватывает дух.

Оперный театр в Харбине (Харбин, Китай)

Театр на севере Китая. Его строение имитирует окружающий ландшафт. Архитекторы в шутку называют своё детище синусоидой.

По задумке проектировщиков, оперный театр в Харбине существует в единении с природой. Зимой он сливается с окружением ещё лучше.

Оперный театр Гуанчжоу

Оперный театр Гуанчжоу (Гуанчжоу, Китай)

Современное здание театра Гуанчжоу входит в резкий контраст с традиционным стилем китайских сооружений.

Театр включает в себя два зала. Первый построен из стекла, а второй ― из стальных конструкций. Оба зала перетекают в друг-друга, образуя между собой сложную структуру.

Текучесть, плавность и переливы ― главные принципы, которым следовали архитекторы оперного театра Гуанчжоу. Сам проект разработала Заха Хадид, которая уже вошла в историю своими удивительными строениями в Китае и за его пределами. К примеру, аэропортом Дасин в Пекине, который признан самым большим в мире.


Шанхайский театральный центр (Шанхай, Китай)

Это не просто театр, а целый комплекс для проведения разного рода культурных мероприятий. Кроме театральной зоны, здесь расположен отель, кафетерии, магазины и другие сферы обслуживания.

На крыше Шанхайского театрального центра сооружена открытая терраса и это неспроста: посетители могут насладиться прекрасным видом на большой город.

В центре чаще всего проводятся оперные и акробатические выступления, а ещё в репертуаре Шанхайского театра есть джазовые концерты. Акробатические представления проводятся регулярно три раза за семь дней, средняя длительность выступления ― полтора часа.

Кстати, в Шанхае обязательно нужно посетить знаменитые небоскрёбы, чтобы увидеть этот потрясающий город с высоты. Мы писали об этом в статье 7 вещей, которые нужно сделать в Китае.

Это далеко не весь список театров, которым славится китайская драматургия. Со своей стороны мы советуем обратить внимание на китайскую оперу ― этот формат театра, пожалуй, не только особенный, но и самый яркий из всех.

Театральное искусство в Китае: история развития

В Китае история зарождения драматургии уходит корнями в глубокую древность и основывается на народных религиозных обрядах, танцах и песнях. Основа театральных представлений была заложена в XII-III веках до н. э. в период правления династии Чжоу. AnyDayLife расскажет, как зародилось и как развивалось театральное искусство в Китае.

В XIV-XVII развились дальнейшие направления театра, ставшие крупнейшими. Это иянское направление, для которого характера народная тематика пьес и использование народных мелодий, и куньшаньское направление, развлечения для китайской аристократии. Куньшанский театр был придворным и к середине XIX века практически исчез.


История развития китайского театра

история театрального искусства в Китае, зарождение китайского театра, исторические жанры театрального искусства в Китае

Читайте также: