Устное народное творчество ногайцев кратко

Обновлено: 01.06.2024

Как считают историки, ногайцы стали единым народом после распада Золотой Орды, когда смогли создать собственное государство. И если немало племён исчезло в ходе долгой истории, то ногайский этнос выстоял и сохранил не только память о прошлом, но и свою богатую культуру.

В традициях ногайцев отражаются верования и образ жизни этих людей, их ценности и нравы. Этот народ Северного Кавказа свято хранит старинные обычаи, отмечает праздники, что насчитывают уже не одно столетие. Какие же они – ногайцы? Что можно увидеть на их торжествах? Каких ритуалов неизменно придерживаются?

Традиции гостеприимства

Ногайцы – один из самых гостеприимных и радушных народов мира. В прежние времена на их языке слова “друг” и “гость” не различались по произношению. Для ногайца действительно гость его дома – его соратник и друг.

Хозяин дома обязан был защитить человека, нашедшего приют в его жилище, от любого бедствия – даже от кровной мести. Поразительно, но даже в доме своего заклятого врага ногаец становился его другом – пусть даже на время, пока он пребывал в этих четырёх стенах. Хозяин должен был забыть прежние обиды и заботиться о своём госте.

Когда гости появляются на пороге, ногайцы спешат зарезать барашка или курицу – в зависимости от обеспеченности семейства. Если гость приезжал верхом, о его лошади также должен был позаботиться хозяин. Что интересно, ногайцы считают, что гостей нельзя расспрашивать о цели их визита, времени, что они планируют гостить. Сообщить об этом хозяину могут лишь они сами.

Верования и обряды ногайцев

В далёком прошлом ногайцы были язычниками, однако распространение ислама значительно изменило культуру этого народа. Сегодня большинство его представителей являются мусульманами ханафитского мазхаба.

Это направление появилось как правая школа суннитского толка в VIII веке, а позднее прочно закрепилась на ногайских землях. Особенность этого направления ислама состоит в строгой иерархии при вынесении какого-либо вердикта. Так, при решении важных вопросов отдаётся предпочтение мнению большинства.

Впрочем, в современных традициях ногайцев осталось немало языческих элементов. Так, к примеру, обычай вызова дождя. Поскольку большая часть народа проживает на землях с засушливым климатом, с древнейших времён этот ритуал являлся обязательным.

Ногайцы называют этот обряд Андир-шопай. В засушливый сезон женщины готовили особое чучело. Для этого брали лопату, к которой прибивали палку, что имитировала руки. Фигуру наряжали в женское платье, вывернутое наизнанку, на неё надевали платок.

После этого куклу носили по всем дворам аула. Девочки, исполнявшие ритуал, должны были петь песню, а всех прохожих щедро обливали водой, что брали с собой. Рядом с источником воды ногайцы совершают жертвоприношение, после чего устраивается всеобщая трапеза жителей аула.

Сегодня этот ритуал сохранился в отдалённых районах, где путешественники могут увидеть его практически в неизменном виде. В старину ногайцы верили, что подобный ритуал поможет привлечь дождь, задобрит духов-покровителей, что призовут облака и одарят землю живительным дождём.

Семейные традиции ногайцев

Вся жизнь человека предусматривает соблюдение определённых обрядов, однако наиболее необычные традиции ногайцев были связаны с рождением ребёнка. Считается, что тело новорожденного является “сырым”.

Чтобы оно скорее стало “твёрдым”, малыша сорок дней купают в чуть подсоленной воде. Важно, чтобы к сороковому дню своей жизни малыш был одет в рубашку, полежал в колыбели, а также был пострижен. Сбривание первых волос проводит дедушка.

В качестве благодарности ему дарят рубашку, а он преподносит маленькому внуку ценный подарок – барашка или бычка. Ногайцы считают первые волосы малыша “утробными”. Они верят, что если не сбрить их, ребёнок будет подвержен болезням и бедам.

Первая рубашка для малыша – не менее важный атрибут. Она считалась особым оберегом. Шили её из нательной рубахи старца или матери ребёнка. После того, как малыша наряжают в эту одежду, её снимают и продевают через дырку, сделанную в хлебе.

Затем этот продырявленный кусок вешают на шею собаке, а сельские дети гонят её по улице. Ногайцы верят, что она уносит вместе с хлебом всё плохое, что есть в младенце, все негативные качества, что могут проявиться.

Свадебные обряды

Праздником, наполненным старинными ритуалами и обычаями, остаётся ногайская свадьба. Ей предшествует долгий и сложный процесс подготовки, что содержит массу местных традиций. Непосредственно на торжестве можно увидеть несколько необычных обрядов.

Например, выкуп пельменей. Жених должен попробовать пельмени, сделанные тёщей, после чего платит за предоставленное угощение. Считается, что такой нехитрый обряд сближает две семьи, показывает серьёзность будущего супруга.

Даже в наши дни многие традиции ногайской свадьбы соответствуют тем, что были в далёком прошлом. Как и их предки, ногайцы могут позвать любого прохожего на своё торжество. При этом даже совершенно незнакомый человек будет принят как желанный гость, одарен вниманием и заботой.

Традиции ногайцев – отражение принципов и жизненных устоев этого народа. Поразительно, но за много столетий они почти не изменились, а скорее, дополнились отдельными современными моментами. Ногайцы по-прежнему остаются доброжелательными людьми, радушными хозяевами, что знают о правилах гостеприимства не понаслышке. Этот народ действительно достоин своих славных предков.

Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.

В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические.

Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).[19, С. 45]

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец, большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.

Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе Ставропольского края — Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в Шелковском районе Чечено-Ингушетии — Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.

Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]

Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай, зурнай, даулбаз и др.

Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалами. Тем не менее они — главные хранители древнейших традиций сказительства.

Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г. Во второй половине XIX — начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М. Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]

Исторические факты, имена исторических личностей, этнографические данные, а также топонимика и гидронимика, которые содержатся в ногайском эпосе, позволяют исследователям определить эпоху и территорию формирования ногайских эпических поэм. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и Астраханского ханства, занимавших в XIII—XVII вв. степное пространство между Иртышом и Дунаем, включая и степи Северного Кавказа.

Эпос ногайцев сложился относительно поздно - в XIV-XVII вв., т.е. после того, как уже сложились ногайский народ и его государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение в ногайском феодальном обществе достаточно определились. Он отличается реалистическим изображением действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.[14, С. 35]

Такими периодами в истории ногайских племен были борьба с монгольскими завоевателями в XIII в. и золотоордынскими ханами в конце XIV в., междоусобная борьба ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарским нашествием в XVII в. При всем этом обострялась социальная борьба трудового люда против произвола мурз и ханов.

Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано, положительные герои и народ начали лучшую жизнь.

Большое развитие получило у ногайцев афористическое творчество. В пословицах (такпаклар), поговорках (айтувлар) и загадках (юмаклар) запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о труде, о добре и зле, о религии и т. д.

История, хозяйство, материальная и духовная культура ногайцев, имея собственное развитие, в то же время представляют собой результат сложных этнических и культурных взаимодействий с другими народами, издавна обитавшими по соседству с ними.

До этого они прошли ряд исторических этапов. Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в., расшатала устои Золотой Орды и способствовала ее распаду. Крупным событием в жизни ногайцев стало установление уже в XV в. русско-ногайских дипломатических и экономических связей. Не последнюю роль в этом играла служба ногайских князей в русской армии.

Веками широкие массы ногайцев подвергались жестокой эксплуатации местных князей, а позднее и русского царизма. Многие участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Емельяна Пугачева, а уже в середине XIX в. и в 1916 году выступили против эксплуататоров, и хотя были разгромлены, приобрели революционный опыт.[4, С. 76]

В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., в Нижне-Мансуровском в 1877 г.

Связи ногайцев с русскими, а также и соседними народами Северного Кавказа — абазинами, черкесами, карачаевцами, кумыками, осетинами, объединение с ними вокруг одних административных, экономических и культурных центров наложили определенный отпечаток на национальное развитие ногайского народа. В результате взаимовлияний появились новые элементы в хозяйстве, поселениях, жилище, пище, одежде, духовной культуре ногайцев.[24, С. 45]

Преобразилась духовная культура ногайского народа. Ленинская национальная политика дала возможность ногайцам за короткий срок развить свою национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру, приобщиться к культуре других народов СССР, а также и к мировой культуре. Среди ногайцев вырос большой отряд интеллигенции, в том числе писателей и ученых. Доктор физико-математических наук В. Р. Кирейтов удостоен высокого звания Лауреата Государственной премии СССР за 1987 год в области науки и техники. На ногайском языке выходят газеты и книги в Махачкале и Черкесске, ведется радиовещание.

Расцвела ногайская литература, одновременно развивающаяся в Карачаево-Черкесской автономной области и Дагестанской АССР. Ее героями стали труженики, строящие под руководством КПСС новую жизнь. Национальная литература впитала в себя не только давние литературные, но и богатые фольклорные традиции народа.[4, С. 284]

В целом ногайский народ получил все возможности для общественно-экономического и культурного развития и успешного строительства новой жизни. В братской семье народов России он вносит свой вклад в экономику и культуру страны.

1. Р. А. Агеева. Какого мы роду племени? М., 1975.

2. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.

3. Беджиев Х.Х. Хумаринское городище. - Черкесск, 1973.

4. Викторин М.В. Социальная организация и обычное право ногайцев. - Л., 1985.

5. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.

6. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. - М., 1973.

7. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в 19 - начале 20 века. - М., 1976.

8. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. - М., 1976.

9. Гордабов Б.А. Исторический очерк. - М., 1965.

10. Грамматика ногайского языка, ч. I. – Черкесск, 1973.

11. Греков Б.Д. Золотая орда и ее падение. - М., 1950.

12. Иванов П.И. Очерки истории каракалпаков. - М., 1975.

13. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.- Ногайцы:

Историко - этнографический очерк. - Черкесск, 1988.

14. Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев. - М., 1973.

15. Кочекаев Б. Социально-экономическое развитие ногайского народа. – Черкесск, 1973.

17. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века. – М., 1948.

18. Пономарев А. Куманы-половцы. - Л., 1973.

19. Плетнева С.А. Половецкая земля. - М., 1975.

20. Современная культура и быт народов Дагестана. - М., 1971.

21. Фадеев С. А. Очерки экономического развития Предкавказья. - М., 1957.

22. Фарфаровский С.В. Ногайцы ставропольской губернии. - М., 1979.

23. Федоров С. О. Кочевники восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М., 1966.

24. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983.

25. Ферран. Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.

26. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и ес­тественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. - СПб., 1809.

27. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны (география, динамика, методы изучения). - М., 1989.

28. Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси. - М., 1977.

Раздел: Краеведение и этнография
Количество знаков с пробелами: 120151
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Ногайцы или ногайские татары, в Европе больше известные как мангыты – это один из малых коренных народов России.

Последние кочевники Великой степи, крошечный народ, чья история тянется из глубины веков, народ, сохранивший традиционный уклад жизни, – все это о ногайцах.

Кто такие ногайцы

Больше всего ногайцев живет на Северном Кавказе, где исконная культура древнего этноса переплелась с устоями горских народностей и традициями ислама.

Культура и традиции

Ногайцам одним из немногих удалось сохранить обычаи и традиции предков. Как и много столетий назад они отмечают те же праздники и проводят ритуалы, которые исполняли далекие предки времен Золотой Орды.

Не повлияло на обычаи этноса и принятие ислама – ногайцы являются правоверными мусульманами, но многие их ритуалы пришли из язычества.

К сороковому дню кроха должен успеть полежать в колыбели и быть одетым в рубашку, с пеленками к этому времени прощаются.

Рубашка вообще играет чуть ли не главную роль в жизни младенца, выступая и амулетом, и защитником. Недаром шьют ее из нательной рубахи матери.

Есть у ногайцев и другой необычный ритуал. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и со всех сторон положительным, ту самую рубашку снимают с него и продевают через заранее проделанное отверстие в хлебе.

Дырявый хлеб вешают на веревку и надевают на шее собаки, после чего гоняют ее по улице. Люди верят, что вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты,

Один из главных праздников у многих народов. Нардуган – это день зимнего солнцестояния, когда световой день начинает прибывать.

Его отмечают 22 декабря, в этот день во всех домах готовили праздничные блюда. Начинался праздник рано утром с жертвоприношения. Мужчины должны были заколоть животное и принести его духам в благодарность за благополучие.

Затем начиналось пиршество, на котором обязаны присутствовать все члены семьи. Поев, жители сел выходили на улицу, встречались с соседями, устраивали игры, пляски и гулянья.

Новый год ногайский народ отмечал и отмечает в марте. Весь день 20 марта женщины наводили порядок в доме и готовили, чтобы вечером собраться за праздничным столом и проводить старый год.

Согласно ногайским верованиям, каждый день мир рождается заново, но только раз в году происходит полное его обновление. Начало года считалось началом новой жизни и переходом на следующий ее этап. Поэтому празднество продолжалось утром 21 марта (Науруз-Байрам).

Обязательным элементом торжества является жертвоприношение. Поскольку Науруз – праздник мусульманский, то чаще всего жертвой выступает барашек.

После этого можно и самим отведать угощений. В Новый год люди ходят в гости, угощают соседей, обмениваются подарками и поздравляют друг друга.

Вызов дождя

Сохранился у ногайцев и еще один оригинальный обряд, берущий начало в языческие времена – это ритуал вызова дождя или Андир-шопай. Его и сегодня практикуют некоторые представители народа, живущие в степных районах.

Важно пронести чучело через все дворы и закоулки села.

Обойдя все дворы, процессия собирается у колодца или другого источника воды, где под молитвы из Корана приносят в жертву ритуальное животное и просят Всевышнего послать дождь. Животное покупают заранее, скидываются всем аулом. Руководит обрядом мулла.

После жертвы все садятся за стол. Далее следуют очередные мольбы о дожде, после чего начинается неофициальная часть ритуала – жители обливают друг друга водой и бросают в воду деревянное чучело.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические пути развития ногайского эпоса и фольклора .Воспитание подрастающего поколения любовь к ногайскому языку на примерах героического эпоса Шора Батыра, Эдиге и т.д., сказок, песен, чтобы знать и уважать свой язык и язык других национальностей населяющие КЧР.Жить в мире и согласии.

Литература и фольклор как источник обогащения и сохранения языка

«Неуважение к истории предков –есть первый признак

Россия - многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов.

Ногайцы-тюркоязычный народ, проживающий в КЧР, Нефтекумском

районе, Дагестане, Турции, Румынии, Нижнем Поволжье, Челябинской области, Австрии, Болгарии, Голландии.

Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион.

Подавляющее большинство ученых России согласны с мнением одного из непререкаемых авторитетов ученого-тюрколога Ю. Евстигнеева, которое сводится к тому, что с полым основанием прямыми потомками половцев (кыпчаков) являются только ногайцы. Сложными историческими путями пришли к своему современному положению в ряду других этносов ногайцы. Интересом к литературе и фольклору как источник обогащения и сохранения языка родного мне народа , и определяется актуальность данного доклада.

Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре.

Фактически фольклор заменял им книги и письменность.

Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г.[2, с. 35]

В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., и открытием первой школы в республике в а. Нижне-Мансуровском , ныне а. Эркен-Халк в 1877 г, которая до сих пор сохранена. Сейчас данная школа является народным музеем ногайцев.

У ногайцев бытует два языковых диалекта: кубанский и караногайский. Формирование ногайского литературного языка началось после Октябрьской революции 1917 года. С древних времен до 1928 года ногайская письменность основывалась на арабской графике. В 1928 году был осуществлен переход на латинскую основу, а в 1938 году — на русскую.

Особую культурную ценность ногайского народа составляет созданный им на протяжении многовековой истории богатейший фольклор.

Сбором образцов ногайского фольклора занимались в XIX веке Ч. Валиханов, А. Рудановский, М. Османов, Н. Семенов, А. Архипов, Г. Ананьев, В. Радлов. Их публикации имеют важное значение в том плане, что они обратили внимание на фольклор ногайцев, подняли вопрос о необходимости его серьезного и глубокого изучения. В конце XIX — начале XX века началась просветительская работа Абдул-Хамида Шаршембиевича Джанибекова (18 791 955). В историю ногайской культуры он вошел как собиратель, исследователь и издатель фольклора. Результатом его тридцатилетней собирательской деятельности явилось создание рукописного четырехтомника текстов ногайского фольклора, названного им Сокровищницей слов. Труд А. -Х.Ш. Джанибекова дает достаточно полное представление о ногайском фольклоре, о его жанровом и эстетическом богатстве. В Сокровищницу слов вошли почти все жанры ногайского устно-поэтического творчества куда вошли памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество . Дастанный эпос ногайского народа не стал еще объектом специального монографического исследования. Ногайцы разбросаны по разным районам, областям, то есть отсутствие компактности проживания и научных кадров затрудняло собирание и изучение ногайских дастанов. Научное изучение лиро-эпических поэм ногайцев проводится только в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований Собиранием и публикацией ногайского фольклора немало занималась С. А. Джанибекова-Калмыкова и продолжал заниматься фольклорист А. И. Сикалиев. В результате проводимых А. И. Сикалиевым с 1966 г. фольклорных экспедиций собран обширный материал, который хранится в рукописных фондах КЧНИИ.

Говоря о работах А. Сикалиева, автор книги История Ногайской Орды Трепавлов Вадим Винцерович отмечает: В 1994 году в Черкесске вышла книга А.И. -М. Сикалиева Ногайский героический эпос. В ней рассмотрен и разобран ногайский эпический фольклор, проанализированы упоминаемые в нем реалии. А. Сикалиев вводит в научный оборот тексты сказаний и, главное, сочинения ногайско-кипчакских средневековых поэтов Асана Кайглы, Шал-Кийиза, Каз-Тугана.

Огромную часть устного поэтического творчества ногайцев составляет эпос, в который входят героические (баьтир йырлары) и лиро-эпические (ашыклык дестанлары) народные поэмы. Ни в каком другом жанре фольклора поэтический дар ногайского народа не проявился с такой силой, как в эпосе.

Несмотря на то, что мы, ногайцы, живѐм оторвано от компактно проживающих ногайцев, стараемся сохранить язык, традиции, обычаи нашего народа, ибо, не зная их и не чтя их, невозможно уважать, ценить культуру, традиции других народов.

Центральное место в нравственном кредо ногайцев занимает намыс.

Это понятие очень ѐмкое, заключает в себе моральные принципы и критерии народа

Суть его-человечность, совестливость, умение всегда и везде помогать

ближнему, уступать ему, выручать его. Намыс выражается в уважение к старшим, в гостеприимстве, в почтительном отношении к женщине.

Большое внимание уделялось народному этикету, нарушение его в

Большое развитие получило у ногайцев афористическое творчество. В пословицах (такпаклар), поговорках (айтувлар) и загадках (юмаклар) запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о труде, о добре и зле, о религии и т. д.

Как и у всех народов основным носителем и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие исполнители. Среди низ почетное место занимали "йырау" - исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли "бахши". Популярны были "энгилиши" - рассказчики легенд и преданий, "эртегиши" сказочники, "шешен" - знатоки пословиц, поговорок, загадок. Очень известны были "йыршы" - исполнители всех видов песен, "шыргшы" - исполнители частушек, "бозлауши" - исполнители причитаний, "шуклауши" - исполнители заговоров и заклинаний.

Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей.

Ув.коллеги! Кто же не любит сказки? Кладезем народной мудрости являются сказки ,Это одна из древнейших жанров ногайского фольклора .Они составляют 3 цикла: о животных, волшебные, бытовые" [2, с.202]. Во всех сказках богачу противопоставлен бедняк, злу - добро, глупому - сметливый умелец. Конец сказок почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано и народ начал лучшую жизнь.

Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано, положительные герои и народ начали лучшую жизнь.

"В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-названия, частушки, исторические".[3, с. 199]

Она включает в себя афоризмы, музыку, танцы и хороводные игры. Основной целью участников церемоний было хорошее обеспечение приплода скота, урожая посевов, счастья и доставка в семье.

Наступление марта, с которого начался новый год, народ встречал празднично, устраивал сабантуй. Они ходили по улицам и исполняли песни "навруз наступил", "Кэбек батыр", требуя подарки и украшения. Весенне полевые работы начинались с песни первой борозды.

Значительно шире репертуар поэзии. Рождение ребенка, погребение, свадебные обряды сопровождались песнями. Песни-оплакивания – один из самых древних видов эпической поэзии. Хошласу – предсмертное прощание с жизнью и родными, эстирту – песня горестного известия о смерти близкого. Безлау – похоронные плачи, исполняемые женщинами.

Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания, "хабары" - рассказы о реальных событиях.

Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз".

Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших традиции.

Важное место занимали трудовые песни. Они были посвящены труду ткачей и портных, разведению скота. Серди лирических песен самая популярная группа – любовные песни, воспевающие красоту человека, храбрость, возвышенные чувства любящих.

Ногайские дияры – это несложные четверостишия. В отличие от остальных песен дияры не имеют определенной мелодии.

Да, ногайцы были и в прошлом многочисленным, имеющим собственное

государство народом. От былого величия остались исторические свидетельства, воспоминания.

В завершении хотелось бы, чтобы к родным языкам в школах уделялось бы больше внимание, т.к.за 2 ч родного языка и 1 ч литературы невозможно показать, рассказать, передать богатейший материал детям, который мы имеем.

Только тот, кто знает свои корни, способен с уважением относится к другим народам. Так давайте же возьмемся за руки и сделаем все возможное, чтобы не потерять то, что имеем, и донести все это подрастающему поколению. Каждый народ мечтает жить в мире, согласии, благоденствии, спокойно сажать сады, строить дома, растить детей.

Так давайте же во имя нашего светлого будущего будем прививать принципы добрососедства, терпимости и уважения к окружающим людям, созидать, а не разрушать. Ведь у всех нас один общий дом –наша Земля, одно на всех дано нам небо.

1. Викторин М.В. Социальная организация и обычное право ногайцев. - Л., 1985. – стр.35

2. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.202

3. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.199

4. Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев. - М., 1973.-стр 222

5. Кочекаев Б. Социально-экономическое развитие ногайского народа. – Черкесск, 1973.-стр 49

6.Р.А.Джанибекова, И.Х.Калмыков, К.Т.Лайпанов, Т.Х.Мамбетов, П.А.Шацкий Очерки истории Карачаево-Черкесии –Ставропольское книжное издательство том 1. 1967г.-стр 395

7. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983.-стр 294

8. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны (география, динамика, методы изучения). - М., 1989.-стр 173

Читайте также: