Устав общественного призрения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.

История

Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.

По Уставу о общественном призрении, принятом в 1857 году (ред. от 1892 г.), к 1901 году приказы общественного призрения существовали в следующих неземских губерниях:

  • Архангельская губерния
  • Астраханская губерния
  • Витебская губерния
  • Волынская губерния
  • Гродненская губерния
  • Киевская губерния
  • Могилёвская губерния
  • Полтавская губерния
  • Ставропольская губерния
  • Тобольская губерния
  • Томская губерния
  • Енисейская губерния
  • Иркутская губерния
  • Область Войска Донского

Порядок работы

Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.

Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.

Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.

История

Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.

По Уставу о общественном призрении, принятом в 1857 году (ред. от 1892 г.), к 1901 году приказы общественного призрения существовали в следующих неземских губерниях:

Порядок работы

Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.

Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.


В XVIII веке жизнь основного населения России (крестьянства) была нелегкой. Наделы маленькие, подати большие, а еще и помещику нужно барщину отрабатывать. Некоторые не выдерживали и подавались в города, но там было еще хуже - редко кому удавалось выбиться "в люди". Целые шайки нищих бродили по улицам, ночью в некоторые районы лучше было не соваться - получишь нож в спину. Правители сначала пытались бороться с этим насильственными методами - арестами, ссылками в Сибирь и телесными наказаниями. Но нужны были и другие меры, и в 1775 году императрицей Екатериной Великой были созданы приказы общественного призрения - первые в России учреждения благотворительной помощи.

Предыстория и причины зарождения

Нужда в создании приказов общественного призрения назрела еще в начале XVIII века. Сам Петр Великий пытался решить эту проблему, учреждая в 1724 году городские магистраты. Этим органам местного самоуправления предписывалось, помимо всего прочего, содержать смирительные дома (тюрьмы), школы и сиротские приюты. Это был первый случай в истории России, когда государство попыталось взять под опеку неимущие слои населения. Но всего через год после этого император скончался, а магистраты из влиятельных органов самоуправления превратились в мелкую судебную инстанцию.

Заседание Главного магистрата при Петре

Создание приказов общественного призрения

Екатерина была продолжательницей всех начинаний Петра и осуществила многое, что не удалось ее великому предшественнику. Но она решила не налагать функции социальной помощи на губернаторские канцелярии, а создать для этого особые учреждения. И в 1775 году указом императрицы в каждой губернии создали свой приказ общественного призрения. В его главе становился губернатор, который и контролировал работу учреждения. Помогали ему в этом три выборных депутата от каждого сословия - дворянства, мещанства и поселян.

Екатерина Великая

Средства приказам выделяли весьма скудно: как раз в этот момент Россия вела войны с Турцией, и сильно тратиться на содержание приказов общественного призрения бюджет не мог. Финансовый вопрос решался в основном за счет частных пожертвований, взыскания штрафов и прочих нерегулярных доходов. Зато у отдельных губернских приказов была практически полная самостоятельность: формально все они подчинялись министерству внутренних дел, но власть практически не вмешивалась в их работу.

Деятельность приказов общественного призрения

Задачи перед приказами ставились обширные - содержание богаделен, приютов, сумасшедших домов, аптек и бесплатных больниц, и даже пенитенциарных учреждений - открывали так называемые смирительные дома, где отбывали наказания за мелкие преступления вроде телесных повреждений. Кроме того, до определенного периода всем начальным образованием в России заведовали приказы общественного призрения - все народные (то есть бесплатные) школы находились в его ведении. Некоторым своим воспитанникам приказы спонсировали даже высшее образование - в 1841 году более 4500 тысяч человек обучались в университетах за счет этих учреждений.

Основные успехи

Но основным направлением работы приказов было устройство больниц. Здравоохранение России в то время находилось на крайне низком уровне. Крестьяне не могли себе позволить ехать в город и нанимать врача за большие деньги и лечились чем придется. Был очень высокий уровень детской смертности: почти в каждой семье, даже дворянской, было по умершему ребенку. Приказы открывают новые бесплатные лечебницы по всей территории Российской империи. Там могли получить помощь неимущие слои населения - рабочие, мастеровые, бродяги, арестанты, вольноотпущенные крестьяне. Параллельно создаются сиротские приюты для "подкидышей" - малышей, которых в младенчестве бросили родители.

приказы общественного призрения были созданы

Финансовые проблемы

На все вышеперечисленное приказам нужны были деньги, и пожертвований на все не хватало. В 1775 году, сразу после своего указа, Екатерина пожертвовала каждому губернскому приказу 15 тысяч рублей - большая сумма для того времени. Для сравнения: размер подушной подати (аналог сегодняшних налогов) составлял для крестьян от 1 до 2 рублей в год. Но даже таких огромных средств надолго не хватило. Сыграла свою роль и коррупция. Для содержания приказов им было разрешено вести финансовую деятельность. Деньги приказам приходили:

  • из частных пожертвований;
  • штрафов, сборов и других мелких денежных поступлений;
  • возвращения ссуд (каждый человек мог взять в долг до 500 рублей);
  • доход от работных домов и фабрик, которые принадлежали приказам;
  • доход от продажи займов.

Со временем финансовая деятельность приказов вытеснила их первоначальную функцию как органов социальной защиты. Так, Ярославский приказ общественного призрения все средства, полученные в 1777-1784 годах, роздал под проценты в качестве займов! Приказы начали открывать свои сберкассы по всей стране и вскоре могли превратиться в первые банки.

Приказам разрешено публиковать объявления

Дальнейшая история

Вскоре начался более тщательный контроль со стороны государства над финансовой деятельностью приказов. Уже при Александре Первом были введены более жесткие правила контроля над доходами этих учреждений. Ведь многие губернаторы использовали средства для своих собственных нужд, направляя их на строительство особняков, сады и фонтаны. Теперь МВД начало жестко контролировать все ссуды приказов, ограничивая ставку по ним в 6 % годовых. Тем не менее это не означало свертывания благотворительности - пример подавала сама вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она из своих личных средств спонсировала открытие нескольких образовательных учреждений в Москве, Харькове и Симбирске. А основанное ей Московское ремесленное училище со временем выросло в МВТУ - Московский технический университет им. Баумана.

содержание приказа общественного призрения

Упадок приказов

Со временем роль приказов общественного призрения в России начала падать. Многие меценаты - купцы, помещики - жертвовали свои деньги напрямую на строительство больницы, приюта или училища, минуя приказ. Так гораздо надежнее - и больше почета, и деньги не разворуют. После великих реформ Александра Второго многие их функции перешли земским учреждениям - контроль за народным образованием, больницами и приютами. С 1 января 1869 года все оставшиеся у приказов общественного призрения средства были распределены по губерниям, а сами они в большинстве регионов - расформированы.

приказ общественного призрения

Но на этом их история не закончилась. До начала ХХ века еще в 13 не земских губерниях и области войска Донского приказы существовали, и весьма успешно. А русская благотворительность принимала новые, более развитые формы, уже не зависящие от государства. Так, во время правления Николая Второго был создан Комитет по разбору нищенствующих, который решал задачи по помощи неимущим. Правительство в связи с угрозой революции и бунтов не поддерживало эти начинания, но, несмотря на это, в 1910 году состоялся I Съезд русских деятелей по призрению, объединивший представителей самых разных сословий в деле социальной помощи. Второй съезд в 1914-м должен был уже решать конкретные вопросы по помощи беднякам и нищим, но помешало начало Первой мировой войны.


Архив М. В. Золотарёва Дом призрения ближнего в Ярославле (ныне здание занимает физический факультет Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова). Фото. Нач. 20 в.

ПРИКА́ЗЫ ОБЩЕ́СТВЕННОГО ПРИЗРЕ́ ­ НИЯ, в Рос. им­пе­рии го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ные гу­берн­ские и об­ла­ст­ные уч­ре­ж­де­ния, ор­га­ни­зо­вы­вав­шие и со­дер­жав­шие боль­ни­цы, за­ве­де­ния со­ци­аль­но­го при­зре­ния, а так­же на­чаль­ные шко­лы (до 1782), вос­пи­та­тель­ные, ра­бот­ные и сми­ри­тель­ные до­ма; пер­вые в Рос­сии тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и ор­га­ни­за­то­ры бла­го­тво­рит. фон­дов. Соз­да­ва­лись в со­от­вет­ст­вии с гу­берн­ской ре­фор­мой 1775 . Пер­вые П. о. п. уч­ре­ж­де­ны в Нов­го­род­ской (1776), Твер­ской, Яро­слав­ской (1778), Вла­ди­мир­ской, Ко­ст­ром­ской, Кур­ской и Псков­ской (1779) гу­бер­ни­ях, в 1780–82 от­кры­ты ещё в 24 гу­бер­ни­ях, позд­нее – прак­ти­че­ски по всей Рос­сии (дей­ст­во­ва­ли в 40 гу­бер­ни­ях к 1800, в 57 – к 1830). Под­чи­ня­лись Се­на­ту, с 1802 – МВД (в 1810–19 Мин-ву по­ли­ции). Со­став при­сут­ст­вия при­ка­зов: гу­бер­на­тор (пред.), 6 вы­бор­ных за­се­да­те­лей со­слов­ных су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний, с 1801 – 3 за­се­да­те­ля со­ве­ст­но­го су­да (пред­став­ля­ли дво­рян­ст­во, го­ро­жан гу­берн­ско­го го­ро­да и сво­бод­ных кре­сть­ян). С 1820-х гг. вво­ди­лась так­же долж­ность т. н. не­пре­мен­но­го чле­на, иг­рав­ше­го ве­ду­щую роль. По де­лам сво­их уез­дов в ра­бо­те при­ка­зов уча­ст­во­ва­ли уезд­ные пред­во­ди­те­ли дво­рян­ст­ва. Ре­ше­ния при­сут­ст­вия ис­пол­нял смот­ри­тель за­ве­де­ний при­ка­за об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния.

Читайте также: