Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1832 г кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мы живём в период реакции. Посредством правового выражения своей воли класс эксплуататоров продолжает грабить обычных людей — пролетариев. В данный момент происходит лишение нас одного из важнейших достижений трудового народа — всеобщего пенсионного обеспечения.

Для ведения прогрессивной классовой борьбы нужны знания. А знание уходящей в глубь веков истории развития института пенсий в данный момент представляется одним из наиболее актуальных.

Современная буржуазная пропаганда рисует идеальный образ царской России настолько яркими красками, что отвлечённый читатель искренне не понимает — зачем нужно было разрушать передовое государство, обеспечивавшее своё население необходимыми благами человечества, в том числе и в области пенсионных прав. О том, какими именно были эти права и пойдёт речь в данной статье.

Сегодня пенсией принято называть ежемесячные денежные выплаты, устанавливающиеся в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца или по иным основаниям в целях компенсации дохода.

Её прообраз был введён Петром I в отношении военнослужащих.

Первопроходцами стали морские офицеры. В 1720 году царь Пётр утвердил Морской устав, дающий не имеющим других доходов отставным офицерам (а также их вдовам и детям, хотя и в меньшем размере) право на ежегодно получение годового оклада жалования.

Само понятие пенсии впервые упоминается в именном указе Петра II при обеспечении пенсионами вдов иностранных военнослужащих. Пенсион в переводе с французского означает платёж.

Елизавета Петровна распространила социальное обеспечение по старости на старший и высший командные офицерские составы сухопутных войск, а при наличии плохого состояния здоровья, ранений и увечий — на средний и младший составы. А уже Екатерина II утвердила пенсии за выслугу лет, которая составляла 32 года для морских офицеров, 35 для статских (гражданских) служащих. Одним из основных условий для назначения пенсий было — отсутствие средств к существованию.

Пенсионы того времени в значительной степени носили неденежный характер. Он мог выражаться в праве пожизненного проживания в госпитале, монастыре, позднее — богадельне.

Данный отрывок наглядно показывает основную отличительную черту имперского пенсионного обеспечения — сословный характер. Ведь система статской и военной служб была доступна лицам, как правило, имеющим дворянское происхождение.

Но несмотря на это в офицерские ряды проникали простолюдины, лишь малая часть из которых могла дослужиться до личного или потомственного дворянства. Так вдовам, детям-сиротам и матерям, не живущим с дохода от крепостных, приходилось просить милостыню для дальнейшего существования. И дабы не уронить престиж военной службы, Александр I обеспечил близких родственников офицеров материальной поддержкой. Что же касается остальных, то государь не сострадал ни обычным рядовым, отслужившим свой рекрутский срок, ни их вдовам, детям-сиротам и родителям, отдавшим своих супругов, родителей и сыновей для зашиты Отечества. Отечества, которое не давало им право взывать к нему в трудный час.

В процессе развития законодательства право на пенсион стали получать более широкие слои служащих: священники и гражданские чины при войсках, военных и морских учреждениях; пограничные чины; чины пожарных команд; сёстры милосердия и работники просвещения.

Но царские власти не испытывали воодушевления от постоянно растущих государственных пенсионных расходов. Так с 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий (расходы казны) увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году — 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 — на 2,5 служащих, а в 1868 — на одного служащего [6] !

Не лишним будет упомянуть и о правовой природе института пенсий. Не так давно протоиерей Алексий Чаплин заявил:

На рубеже веков пенсионное обеспечение рабочих, крестьян и прочих слоёв населения оставалось вне поля деятельности государства. И лишь немногие стали участниками первых пенсионных касс, в которые наиболее обеспеченные слои могли вносить взносы (от 2 до 6 %), от суммы которых напрямую зависела будущая пенсия. Кассы работали по страховому принципу. При наступлении болезни, травмы или смерти от несчастного случая (страхового случая) пенсия (в определённых случаях — пособие) назначалась рабочему или его семье, оставшейся без средств к существованию. Условиями расчёта сумм были: заработная плата, трудовой стаж, занимаемая должность, состояние здоровья, семейное положение и льготные условия начисления выплат за особые обстоятельства (травма, болезнь, смерть).

Некоторые в этом вопросе привыкли полагаться на себя, но абсолютное большинство предпочитает переложить эти заботы на плечи государства, тем более, что соцобеспечение граждан является одной из его главных функций. Недаром же мы делаем отчисления в пенсионный фонд, который потом станем обвинять во всех грехах, а его представители, в свою очередь, будут жаловаться на перманентные проблемы и необходимость немедленного реформирования.

При этом в качестве образца, как правило, приводятся зарубежные системы пенсионного обеспечения, но почти никогда не говорится об опыте прошлого. А, между тем, на каждом новом этапе общественного развития (как и во время выборов), забота о пенсионерах неизменно ставится во главу угла и поднимается на знамя.

Сироты, старики, инвалиды

В первые годы советской власти рассказывали про "ужасный" царский режим, при котором старость или вынужденная отставка неизбежно означала нищету. В хрущевское время критиковали сталинскую пенсионную систему, в брежневское – хрущевскую. Демократы-реформаторы, разваливая советскую модель соцобеспечения, называли пенсии "жалкими подачками" и обещали в недалекой перспективе вывести их на западный уровень. Впоследствии пенсии времен Ельцина в России вспоминали как кошмарный сон. Хотя в той же Украине само понятие "российская пенсия", начиная с 1992 года, пожилыми людьми воспринималось как недостижимая мечта. Так что в этом вопросе абсолютного критерия нет, все относительно, как во времени, так и в пространстве.

В старой России именно три группы людей - сироты, старики и инвалиды считались особенно нуждающимися, пояснил в интервью журналу "Биржевой лидер" ведущий канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Впрочем, как и во всем остальном мире. Государство мало заботилось о поддержке страждущих, возлагая такие обязанности в лучшем случае на Церковь, и то лишь в случае, если у них нет родственников. Правда постепенно власть предержащие стали брать на себя заботу о несчастных. Так, собственно, и выглядел общественный прогресс.

- царь Иван Грозный, например, издал указ "О милостыне", в котором предписывалось построить в Москве богадельни для "престарелых и прокажённых".

- государь Федор Алексеевич распорядился построить в столице уже два подобных госпиталя.

- император Петр І и в этом вопросе пошел дальше своих предшественников. Реформатор приказал "приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных". А пострадавших на войне солдат распорядился селить в монастырях и богадельнях, назначив им пожизненное жалование.

- Екатерина II постановила, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, которые должны были заниматься вопросами помощи неимущим. При Екатерине же в России появился первый приют для инвалидов. В большом количестве такие дома начали строить уже при императоре Николае І.

В конце ХІХ века в благотворительных учреждениях по всей России постоянно проживало около 500 тысяч человек.

От жалости к признанию заслуг и защите

Когда в России произошел промышленный переворот и стал появляться пусть немногочисленный, но все же рабочий класс, никто и не думал о защите прав наемных рабочих. "Прибыль – дороже всего" - гласил главный закон времен первичного накопления капитала. А, между тем, в стране появилась новая и очень значительная по размерам "группа риска", требующая по отношению к себе не меньше внимания, чем те же солдаты-инвалиды, сироты, вдовы или старики. Как известно, именно на защите прав рабочих и разрасталось в империи мощнейшее революционное движение.

- закон 1886 года запрещал "взимать с рабочих плату на врачебную помощь", но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России.

- в 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность.

- только в 1903 году в России удалось "продавить" закон об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Европе это давно считалось в порядке вещей.

Дореволюционные пенсии или Россия, которую мы потеряли

В 1827 году был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. Пенсии тогда давались только ограниченному числу служивших при дворе, некоторым высшим военным и полицейским чинам, причем размер финансовой помощи устанавливался в каждом отдельном случае лично самодержцем.

- окончательно дореволюционная система пенсионного обеспечения госслужащих сложилась во второй половине ХІХ столетия. Пенсии уволенным в отставку чиновникам, а также пособия их вдовам и сиротам выплачивались из средств так называемых эмеритальных касс, фонды которых формировались из обязательных отчислений от жалованья. Но работающие категории населения, то есть пролетарии и, конечно же, крестьяне ни на какую пенсию рассчитывать не могли.

- наконец, в 1912 году принимаются законы "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании от несчастных случаев", положившие основы цивилизованных отношений на производстве. Собственно, именно этот закон и породил миф о прекрасном пенсионном обеспечении в царской России. Многие либералы и просто любители "старорежимщины" сейчас его активно раздувают, утверждая, что при царе-батюшке рабочим жилось как в раю, а за Лениным они пошли просто по недомыслию.

Пенсии лучше, чем в Америке

Сторонники "прекрасного прошлого" утверждают, что царская Россия был чуть ли не социальным государством. По состоянию на 1914 год право на госпенсию по выслуге лет имели практически все, кого сейчас принято называть бюджетниками, а именно:

- чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;

- офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;

- учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;

- ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;

- врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;

- последними право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казенных заводов.

Также в некоторых сферах, например на железной дороге, отставнику выплачивалась значительная сумма из кассы взаимопомощи, при условии, что он сам не менее 10 лет делал в нее взносы.

Получать полный оклад или пенсию в размере зарплаты можно было лишь после 35 лет безупречной службы. После 25 лет полагалось пол оклада. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть.

За государственные награды назначались отдельные льготы.

А, может быть, не все было так хорошо до 17 года?

Американский президент Тафт в 1912 году публично назвал российское социальное страхование и рабочее законодательство лучшим в мире. Возможно, так оно и выглядело по сравнению с американским, но до совершенства российскому трудовому законодательству было еще ой как далеко:

1. Все эти чудесные нововведения на многие категории рабочих вообще не распространялись, охватывая лишь 15% от числа всего пролетариата. Социальное страхование касалось только людей, работающих на предприятиях с числом рабочих не менее двадцати при наличии двигателя (парового или электрического) или тридцати - при отсутствии двигателя. То есть примерно 2,5 миллионов рабочих из 14-миллионной армии российских пролетариев.

2. Социальное страхование совершенно не распространялось на такие категории трудящихся, как транспортные рабочие, домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие.

3. Абсолютно не были защищены права сельского пролетариата, то есть батраков.

4. 3/5 страхового взноса падали на плечи самих же рабочих (то есть изымались из его зарплаты) и только 2/5 - на работодателя.

5. Толкование понятия "несчастный случай" оставалось слишком ограниченным, отсутствовала компенсация при профессиональном заболевании или безработице. Периодические выплаты часто заменялись единовременным пособием и т.д.

6. Средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах несколько выше), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей. Так что пенсия в размере полного оклада, а она была возможна только после 35 лет работы, совсем не была путевкой в счастливую старость.

7. Кроме того, пенсию, равно как и другие виды социальной помощи, рабочий или служащий мог получить лишь в случае "безупречной" службы. Если же ему не повезло быть уволенным "без содержания", то есть по статье, он оставался один на один со своими проблемами. А если мы вспомним, какой размах приняло в начале ХХ века в России забастовочное и стачечное движение, то легко сможем представить, что далеко не все рабочие дождались пенсии. Многих и очень многих просто выкидывали на улицу без всякого выходного пособия, лишая их тем самым возможности "безупречно" отслужить или отработать те самые 35 лет.

Устав о промышленном труде 1913 года несколько урегулировал спорные вопросы, но все же российское трудовое законодательство оставалось совсем не самым лучшим в мире.

Чем отличаются пенсии граждан России и Украины от пенсионного обеспечения в других странах

Экономический кризис в мире дал толчок тому, что во многих странах мира принято решение увеличить пенсионный возраст, пояснил Евгений Ольховский, так:

– в Италии и Франции до 67 лет,

– в Германии до 67 лет

– в Великобритании – до 68 лет, и т.д.

Но,с другой стороны, с точки зрения пенсионера важно не когда можно выйти на пенсию, а во сколько лет он ее будет получать:


Как видим из представленной таблицы, самыми высокими пенсиями могут гордиться пенсионеры одних из самых развитых стран мира:

- Дании - 2800 долларов США в мес.;

- Финляндии - 1900 долларов США/мес.;

- Норвегии - 1542 долларов США/мес.;

- Израиля - 1350 долларов США/мес.;

- Германии - 1200 долларов США/мес.

Самые низкие пенсии в развивающихся странах:

- Грузии - 40 долларов (при курсе доллара к грузинскому лари сумма составляет 66 GEL);

- Узбекистане - 55 долларов (при курсе доллара к узбекскому сому 1 USD = 1938.5946 UZS 106 590UZS);

- Молдова - 80 долларов (1USD=12,38MDL или 990 молдовских леев);

- Аргентина - 96 долларов США (1 доллар равняется 4,96 аргентинским песо или 496ARS);

- Литва - 128 долларов США (1 доллар равняется 2,68 литовских лита).

Что касается возраста для получения пенсии, то он в некоторых странах СНГ уже стал выше. Например, в Молдове мужчины с 2008 года идут на пенсию в 65 лет. В Эстонии - мужчины в 63 года, а женщины – в 60 с половиной лет, и планируется пенсионный возраст женщин поднять к 2016 году до 63 лет. А к 2026 году поднять пенсионный возраст и женщинам, и мужчинам до 65 лет. В Латвии выходят на пенсию в 62 года. В Литве – в 62,5 года. В Казахстане, Киргизии и Таджикистане мужчины – в 63 года, женщины – в 58 лет.

С 1832 года все нормативные акты о службе гражданских чинов были сведены в Устав о службе гражданской, включенный в Свод законов Российской империи. При этом Свод Уставов о службе гражданской состоял из 3-х книг: 1) Устава о службе по определению от правительства; 2) Устава о пенсиях и единовременных пособиях; 3) Устава о службе по выборам. Этими документами регулировалась вся гражданская госслужба, начиная от прошения на имя царя при поступлении на службу и завершая прошением об отставке. При поступлении на службу чиновник принимал в устной форме присягу и ставил свою подпись в специальном присяжном листе. Помимо этого, начиная с 1822 года, как отмечает Вялова Л. М., каждый вновь принятый чиновник давал подписку, что он не принадлежит ни к масонским ложам, ни к иным тайным обществам и впредь к ним принадлежать не будет.

На каждого чиновника в период службы составлялся формулярный (послужной) список, в котором были изложены его, как сейчас сказали бы, персональные данные. В 1832 году этот список состоял из 10 пунктов. Позже он дополнялся и изменялся. На каждый чин госслужащий получал специальный персональный документ – патент.

Общие пенсионные правила

Существовало несколько видов пенсий для гражданских чинов: пенсии из государственного казначейства; пенсии из эмеритальной кассы; пенсии для кавалеров орденов; пенсии по Комитету призрения заслуженных гражданс¬ких чиновников; усиленные пенсии по болезни или увечью на госслужбе. При этом при повторном поступлении на госслужбу выплата пенсии прекращалась. Получать одновременно жалованье и пенсию запрещалось. Однако для некоторых категорий пенсионеров возможности получения пенсий во время службы официально сохранялись, но с определенными условиями.

Канцелярским служителям вне штата и без постоянного жалованья при выслуге 35 лет назначалась пенсия в размере 28 руб. 59 копеек в год. А если он поступал на гражданскую службу от военного ведомства, то при полной выслуге пенсия назначалась в зависимости от жалованья и составляла от 14 руб. 16 коп. до 28 руб. 30 коп. Пенсия, вроде бы, меньше, но была у них льгота. Если уже получал пенсию по военному ведомству, то она сохранялась на время гражданской службы.

Низших служителей аттестовало и представляло к пенсии их начальство. Процедура была простая. Прошение о пенсии вместе с необходимыми документами и письменным мнением начальства на этот счет за месяц до отставки отправлялось в министерство по принадлежности. Пенсии семьям назначались по общему порядку. С 1836 года в представление о назначении пенсии не включались дети, рожденные в период службы отца в нижних воинских чинах.

Пенсии гражданским чинам по ведомственным уставам

Главным критерием был стаж службы: 20 и более лет беспорочной службы давали право на пенсию размером в половину жалованья. Если выслуга составляла 30 лет, то пенсия была в размере полного жалованья. Кстати, периоды учебы, если медик в это время не состоял на службе, в пенсионный стаж ему не засчитывались, даже если он достиг высших медицинских научных степеней, званий и чинов.

Этим же документом определялись оклады, столовые и квартирные деньги, а также пенсионные разряды и по другим должностям в управлении государственными сберегательными кассами. Перечислены там должности главного бухгалтера, бухгалтера, контролера, делопроизводителя, счетного чиновника и других служащих. К примеру, полная пенсия счетного чиновника 2 разряда, служившего в управлении госсберкасс в столице, составляла по VII разряду 168 рублей 15 копеек. А такой же должности в московской сберкассе был присвоен лишь последний IX пенсионный разряд, который максимально предполагал пенсионные выплаты в размере 84 рубля 90 копеек. А пенсионный минимум по этому чину составлял всего 28 рублей 30 копеек в год.

Пенсионное обеспечение гражданских чинов, служивших, например, по ведомству министерства юстиции предусматривало полную пенсию за 25 лет выслуги и пенсию в половину жалования при 20-летнем стаже службы. Прослужившие на юридических и судебных должностях от 10 до 20 лет прав на пенсию не приобретали и могли рассчитывать лишь на единовременное казенное пособие. Пенсионные выплаты из казны были достаточно высокими. Так, законоучителю пенсия рассчитывалась из оклада 2700 руб., что было почти в 4 раза больше, чем максимальный оклад народного учителя с выслугой более 20 лет (в 1916 г. = 720 руб.). Имели определенные различия пенсии, начисляемые за службу в некоторых других министерствах и ведомствах.

Не заслугами, а выслугой

В основу всех пенсионных уставов были определены условия получения пенсии не столько заслугами, сколько установленной выслугой лет на гражданской службе. В расчет, как правило, не принимались даже выдающиеся таланты и признанные в обществе творческие успехи. Например, в сознании большинства россиян А.С. Пушкин является олицетворением литературного гения и гордостью Отечества. Многие из нас выросли на его сказках, а в школьные годы полюбили его стихи и прозу. И уж конечно, непросто представить его пожилым литератором в придворном мундире на пенсии. А ведь такое вполне могло бы случиться.

Вновь Пушкин поступил на гражданскую службу в 1831 году прежним чином. Императором Николаем I ему было лично поручено написать историю Петра Великого. Роль придворного историографа вполне подходила, хотя после Карамзина этот чин официально больше никому не жаловался. В те годы уже маститого, всеми признанного литератора более увлекала история, чем рутина гражданской службы. Да и характер у него был сложный, взрывной, порой выходивший за принятые в высшем обществе рамки приличия.

В конце 1833 года он был пожалован придворным чином камер-юнкера, который счел неприличным по своим летам и заслугам. Низший придворный чин он принял болезненно, поскольку это был общепринятый статус для молодых, начинающих царедворцев. Хотя пребывание при дворе открывало новые возможности по службе. По Табели о рангах этот придворный чин соответствовал статскому советнику и был выше чина полковника. Однако он, конечно же, не отражал огромной популярности Пушкина в обществе и не соответствовал его литературным заслугам перед Отечеством. Стать камергером и повесить на шею символ этого чина – ключ на цепочке, по воспоминаниям его однокашников, было давней мечтой начинающего придворного.

Служили в различных гражданских чинах и другие известные литераторы. В чине действительного статского советника вышел на пенсию друг Пушкина, автор известного словаря В. Даль. Тот же чин имел писатель И. Гончаров. С чина коллежского регистратора начал свою службу писатель Н. Гоголь, а позже возглавил кафедру истории Петербургского университета. Ныне подзабытый, а в конце XIX века известный писатель и поэт М. Лонгинов достиг служебных высот: был орловским губернатором и главным цензором Российской империи. Так что в благоприятных обстоятельствах чины и таланты могли успешно сосуществовать.

Читать книгу

Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

Читайте также: