Успенский собор во владимире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Успенский кафедральный собор во Владимире мученица агафья

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Успенский кафедральный собор во Владимире вид сверху

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Владимирский Успенский собор или Собор Успения Пресвятой Богородицы на сегодняшний день является уникальным памятником архитектуры Древней Руси.

Храм был построен в XII веке (1158 г.) великим князем Андреем Боголюбским во времена, когда город Владимир был столицей древнерусского государства.

Примечателен тот факт, что Успенский собор является одним из старейших из когда-либо существовавших на Руси храмов, а, соответственно, является старше любой постройки Московского Кремля.

Собор был выполнена в крестово-купольном стиле, преобладавшем в XII веке на Руси, под надзором немецкого зодчего, присланного ко двору князя лично немецким императором.


Одним из самых популярнейших фактов, привлекающих туристов в Успенский Собор, являются чудом сохранившиеся фрески, выполненные талантливейшим мастером своего времени, Андреем Рублевым. С тех самых пор храм является центральным для Владимирской и Суздальской епархии.

В Успенском Соборе находятся захоронения русских князей, правивших страной из стольного города Владимира.

В дальнейшем при переносе столицы российского государства в Москву и застройке Московского Кремля, Московский Успенский собор был выстроен по подобию Владимирского.


Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Содержание:

Краткая история

Успенский собор во Владимире

Общий вид Успенского собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Успенский собор во Владимире

Юго-западная сторона Успенского собора

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Успенский собор во Владимире

Главный вход в Успенский собор

Упадок и возрождение Успенского собора

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Успенский собор во Владимире

Вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия.

В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город.

Успенский собор во Владимире

Купола Успенского собора

Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Успенский собор во Владимире

Восточная сторона Успенского собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Успенский собор во Владимире

Южный фасад Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор во Владимире

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Читайте также: